Характерология по леонгарду: Драматургия характеров — характерологический опросник К.Леонгарда

Характерологический опросник Леонгарда

Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности.

При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ

1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстра-тивности поведения. истеpоидная сущность, аномальная способность к вытеснению неприятного; = манерность, преувеличенность выражения чувств, мимики, жестов, тона;

= отсутствие настоящего внутреннего фона чувственных проявлений; = выражение жалости к себе;

= отличная приспособляемость к ситуации; = немалый успех в жизни благодаря упорству демонстрации;

= актерские дарования, одаренность фантазией; = уверенность в общении, обществе;

= участие в любительских театрах; = ловкая ложь, небылицы с умыслом и без;

= частые смены работы и профессии; = предъявление » себя таким, каким хотелось бы казаться, представление себя с лучшей стороны;

= приписывание различных положительных качеств, даже если об этом не спрашивают, самовосхваление;

= склонность избегать трудностей;

= срывы на работе;

= бегство в болезнь (типа «истощение нервной системы», «переутомление», «обмороки от усталости» и т. п.)

= слабохарактерность;

= способность к вытеснению физической боли (в случае защиты «Я»), подавление физиологических рефлексов;

= любовь в детстве к тому, чтобы взрослые обращали внимание;

= необдуманность, спонтанность линии поведения;

= способность вживаться в роль, чувствовать настроения окружающих, способность внушения к себе чувства симпатии, любви;

= склонность к сплетням и клевете;

= чаще: младшие и единственные дети;

= самоуверенность в разговоре;

= пафос и назойливость;

= патологическое мошенничество;

= возможность перехода в истерическую психопатию;

= успешность деятельности в профессиях, где требуется проникновение в психику другого (сфера обслуживания, театр и т.п.)

2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

старательное отношение к служебным обязанностям;

= многократные перепроверки результатов работы;

= постоянные размышления — все ли сделано так, как надо;

= бессонница из-за сегодняшних прошедших и завтрашних забот;

= добросовестность и аккуратность;

= скрупулезность;

= страдание под бременем ответственности;

= отсутствие стремления повышения по службе;

= тщательность, пунктуальность в домашней жизни;

= чрезмерность в домашнем порядке;

= неоправданные страхи;

= основательность, четкость, законченность;

= усиленная забота о своем здоровье, нет увлеченности курением, алкоголем;

= ровность настроения;

= дисциплинированность;

= возможны навязчивые идеи, неврозы навязчивых состояний,

= показана деятельность, не требующая самостоятельного принятия ответственных решений;

= хорошее приспособление к военной службе;

Характерологический опросник


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Характерологический опросник

(по К. Леонгарду и К. Шмишеку)

Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т. е. определенного направления характера. Включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

Возможно, применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Обработка результатов осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера (таблица 1).

Максимальное количество баллов (при округлении их числа до целого) — 80, минимальное — 20 баллов, — по каждой акцентуации.

По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако от последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве (взаимодействия), так и во времени.

Таким образом, акцентуации характера не ограничивают возможностей социальной адаптации человека, хотя и определенным образом «окрашивают» его поведение.

Несмотря на обширные исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось окончательного представления даже о количестве возможных акцентуаций, не говоря об их однозначном описании.

К. Леонгард предложил свести число акцентуаций к десяти.

Обработка результатов применения этого опросника осуществляется с различной мерой объема интерпретации. Довольно редко встречается такое, что какая-то акцентуация отсутствует полностью, — обычно следует выписать все результаты в порядке их выраженности и, построив различного рода профили и диаграммы, проанализировать вначале взаимоотношение акцентуаций, а затем, из сложившегося общего понимания характера конкретного человека, сконструировать его описание из приводимых описаний отдельных акцентуаций.

Полезно перед проведением работы по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека уже иметь данные по опросникам Г. Айзенка и Р. Кеттелла.

Описание акцентуаций по К. Леонгарду строится по следующему плану:

1.) номер акцентуации,

2.) ее название,

3.) название типа по К. Леонгарду,

4.) общее описание,

5.) описание черт личности и характера человека, привлекательных по первому впечатлению;

6.) описание «конфликтных» черт человека;

7.) указание ситуаций, наиболее благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего описываемой акцентуацией: для краткости последние и черты личности обозначаются: «+» или «- » ситуации (черты).

Описание акцентуаций по К. Леонгарду.

1.Гипертимическая, гипертимный тип: от слова «тимус» — настроение, фон которого постоянно повышен. Отличаются большой подвижностью, самостоятельностью, недостатком чувства дистанции ко взрослым. У них всегда хорошее настроение. Такое настроение у них гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким тонусом, цветущим внешним видом. Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликтам. Характерны вспышки гнева, особенно когда встречается сильное противодействие им. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся.

+ч.: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.

-ч.: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

+с.: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки.

-с.: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки.


2. Проективная, возбудимый тип
: от бессознательного и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. Отличаются непослушность в детстве, трудностью регуляции своего поведения. Неспособны сами занять себя, плохо переносят одиночество. Недостаточная инициативность не позволяет занять им место в лидерах. Равнодушны к будущему, целиком живут в настоящем. Реакция возбуждения гасится с трудом, могут быть опасны окружающим. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль над своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности, какой — либо мыслью, идеями.

+ч.: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным.

-ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях.

+с.: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.

-с.: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.
3. Эмоцентрическая, эмотивный тип: Наиболее выраженная черта – сопереживание другим людям или животным. Это люди обладающие мягкосердечием, легко прощающие недостатки и сами идут на примирение в конфликте. Они особо относятся к природе. Эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, – любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом.

+ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность.

-ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенство, неумение увидеть главное, увязание в деталях.

+с.: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля.

-с.: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства.
4. Дистимическая, депрессивная; дистимический тип – с преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение. Отличаются подавленным настроением, пессимистическим отношением к будущему, угрюмостью. Избегают шумные, веселые компании.

+ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.

-ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.

+с.: Профессии типа «Человек — знаковые системы», «Человек — природа», не требующие, однако, работы на скорость.

-с.: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.
5. Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип — тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Такие дети боятся темноты, животных, сторонятся шумных игр, испытывают чувство робости, застенчивы. У них рано формируется чувство долга, ответственности. С детства им свойственна чувствительность, обидчивость, застенчивость, что мешает им общаться. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.

+ч.: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.

-ч.: Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение давать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.

+с.: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.

-с.: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми.
6. Аффективно-экзальтированный тип, интроективная акцентуация: Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве. Высокая способность восторгаться, восхищаться. Улыбчивы, счастливы. С другой стороны также легко попадают в отчаяние, несчастье.

+ч.: Эмоциональность, выразительность оценок и действий.

-ч.: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

+с.: Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ».

-с.: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации.
7. Циклотимическая, аффективно-лабильный тип: постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему не знакомы. Можно выделить 2 типа циклоидной акцентуации: 1)типичные и 2) лабильные циклоиды.

1)В детстве производит впечатление гипертимной акцентуации, но в период пубертатного скачка – вялость, упадок сил. На замечание и укоры отвечают раздражением, однако впадают в депрессию, которая порой может закончиться суицидными попытками.

2)Фаза смены настроения у них короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более наполненным дурным настроением. В период подъема имеют выраженное желание иметь друзей, самооценка формируется постепенно по мере того, как накапливается опыт переживаний. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.

+ч.: Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.

-ч.: Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок.

+с.: Индивидуальный тип труда, отшельнический образ жизни.

-с.: Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда.
8. Паранойяльная, застревающий, неустойчивый тип: иногда называется «неуравновешенным», что искажает его сущность, состоящую в стойкости аффектов, и, в то же самое время, — в их спонтанности, что и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием». Чувствителен к обидам и огорчениям, долго переживает произошедшее. Отличаются мстительностью, сильно развитым честолюбием, что часто приводит к настойчивому отстаиванию своих интересов. Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение». Обладают великим упорством в достижении своих целей. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. В связи с этим проявляют настороженность и недоверчивость по отношению к людям.

+ч.: Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.

-ч.: Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.

+с.: Ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру.

-с.: Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру.
9. Ригидная, педантичный тип: гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы. Характеризуется постоянным сомнением в правильности выполнения работы. Пунктуален, аккуратен, усидчив. От излишней педантичности может иметь низкую самооценку, неуверенность.

+ч.: Обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность.

-ч.: «Занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях.

+с.: Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений.

-с.: Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке.
10. Акцентуация вытеснения, демонстративный тип: человек в маске собственного собеседника, человек – зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречения от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Беспредельный эгоцентризм. Ненасытная жажда постоянно внимания к собственной особе. Особенно их отягощает быть незамеченным. Склонны к лживости и фантазерству для приукрашивания личных черт. Обладают патологической способностью к вытеснению. Способен к самооговору.

+ч.: Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.

-ч.: Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь.

+с.: Возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других.

-с.: Возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие.

Таблица 1.



Название типа характера по К. Леонгарду

Название акцентуации

Ключ акцентуации и коэффициент нормирования

Оценка акцентуации

1.

Гипертимный

Гипертимическая

2,5 X (сумма баллов по в.в.1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77).

2.

Возбудимый

Проективная

1, 67 X (сумма баллов по в.в 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81).

3.

Эмотивный

Эмоцентрическая

2,5 X (сумма баллов по в.в. 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79).

4.

Дистимический

Дистимическая (депрессивная)

2,5 X (сумма баллов по в.в. 9, 21, 31, 43, 53, 65, 75, 87).

5.

Тревожно –боязливый

Невроти­ческая

2,5 X (сумма баллов по в.в. 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82).

6.

Аффективно – экзальтированный

Интроективная

5 X (сумма баллов по в.в.

10, 32, 54, 76).


7.

Аффективно – лабильный

Циклотимическая

2,5 Х (сумма баллов по в.в. 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84).

8.

Застревающий (неуравновешенный)

Паранойяльная

2,5 Х (сумма баллов по в.в. 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86).

9.

Педантичный

Ригидная

1,67 Х (сумма баллов по в.в. 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83).

10

Демонстративный

Вытеснения

1,67 Х (сумма баллов по в.в. 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88).

Каталог: wyswyg -> file
file -> Учебный план (Приложение 4)
file -> Перечень тем выпускных квалификационных работ
file -> В туристском вузе
file -> Филиппова кристина Александровна Формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности
file -> Управление позиционированием и устойчивым развитием туризма в регионе (на примере Республики Татарстан) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством
file -> На правах рукописи воробьева марина Вячеславовна
file -> Должностная инструкция
file -> Должностная инструкция
file -> А. Г. Свинаренко
file -> Примерные вопросы к зачету по культурологии


Скачать 498.31 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Анализ патогенетических факторов формирования психосоциальной дезадаптации у больных алкогольной зависимостью

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2018;71(6):1186-1192.

Лилия В Животовская 1

принадлежность

  • 1 Высшее государственное учебное заведение Украины, Украинская медицинская стоматологическая академия, г. Полтава, Украина.
  • PMID: 30267498

Лилия В Животовская. Вид Лек. 2018.

. 2018;71(6):1186-1192.

Автор

Лилия В Животовская 1

принадлежность

  • 1 Высшее государственное учебное заведение Украины, Украинская медицинская стоматологическая академия, г. Полтава, Украина.
  • PMID: 30267498

Абстрактный

Цель: Введение. Поиск ранних диагностических маркеров формирования психосоциальной дезадаптации при алкогольной зависимости для оптимизации лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий у данной категории больных является одной из актуальных задач современной наркологии на сегодняшний день. Цель: Целью статьи явилось выявление значимых патогенетических факторов формирования психосоциальной дезадаптации у больных алкогольной зависимостью.

Пациенты и методы: Материалы и методы: в комплексное исследование, проведенное с использованием клинико-психопатологических, психодиагностических, нейропсихологических, биохимических и статистических методов, было включено 290 пациентов мужского пола с алкогольной зависимостью в возрасте от 23 до 59 лет. Для определения характерологических особенностей использовали опросник Леонгарда-Шмишека; нейропсихологическое исследование проведено по методике, разработанной О.Р. Лурия; уровень нервно-психического дефицита оценивали по шкале И. рейтинговая шкала Ф. Рощиной; исследование социальных показателей для определения уровня дезадаптации проведено с использованием опросника Н.К. Липгардт, В.П. Радченко; диагностика состояний гормональной регуляции углеводного обмена производилась по критериям, разработанным Я. И. Томашевский, О.Я. Томашевская; статистическая обработка данных проведена с использованием факторного и дискриминантного анализов.

Полученные результаты: Результаты. Проведено многоцентровое исследование по выявлению общих особенностей патогенетических механизмов формирования психосоциальной дезадаптации у больных алкогольной зависимостью, позволившее выделить шесть основных факторов: факторы нейрокогнитивного дефицита, состояние углеводного обмена, уровень дезадаптации, физико-типологические особенности, клинические проявления и наследственная отягощенность. По результатам дискриминантного анализа определен перечень переменных, оказывающих наиболее значимое влияние на классификацию больных по группам в зависимости от стадии и физико-типологических особенностей, что подтверждает выводы многоцентрового исследования.

Заключение: Заключение. В результате исследования представлены группы показателей, раскрывающих основные патогенетические механизмы формирования дезадаптации у больных алкогольной зависимостью. Полученные данные дополняют существующие представления об общих патогенетических механизмах развития алкогольной зависимости.

Ключевые слова: алкогольная зависимость; дезадаптация; патогенетические факторы.

Похожие статьи

  • [Изучение защитных стилей, защит и копинг-стратегий у алкогользависимой популяции].

    Рибадье А, Варескон И. Рибадье А. и др. Энцефал. 2017 май; 43(3):223-228. doi: 10.1016/j.encep.2016.06.003. Epub 2016 9 сентября. Энцефал. 2017. PMID: 27623116 Французский.

  • Социально-психологические особенности ценностных ориентаций больных алкогольной зависимостью.

    Михайлишин УВ. Михайлишин УВ. Вид Лек. 2019;72(4):579-583. Вид Лек. 2019. PMID: 31055536

  • Психосоциальная рабочая среда и алкогольная зависимость: проспективное исследование.

    Head J, Stansfeld SA, Siegrist J. Хед Дж. и др. Оккупируйте Окружающая среда Мед. 2004 март; 61 (3): 219-24. doi: 10.1136/oem.2002.005256. Оккупируйте Окружающая среда Мед. 2004. PMID: 14985516 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психосоциальные трудности при алкогольной зависимости: систематический обзор ограничений активности и участия.

    Левола Дж., Каскела Т., Холопайнен А., Сабариего К., Турунен Дж., Циеза А., Питканен Т. Левола Дж. и др. Реабилитация инвалида. 2014;36(15):1227-39. дои: 10.3109/09638288. 2013.837104. Epub 2013 30 сентября. Реабилитация инвалида. 2014. PMID: 24079366 Обзор.

  • Качество жизни, связанное со здоровьем, при алкогольной зависимости: систематический обзор литературы с особым акцентом на роли депрессии и других психопатологий.

    Левола Дж., Аалто М., Холопайнен А., Циеза А., Питканен Т. Левола Дж. и др. Норд Дж. Психиатрия. 2014 авг; 68 (6): 369-84. дои: 10.3109/08039488.2013.852242. Epub 2013 15 ноября. Норд Дж. Психиатрия. 2014. PMID: 24228776 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить на

Характерологический портрет курсантов военно-морского учебного заведения как показатель их профессиональной адаптации — Зайцев

Полный текст

Открытый доступ
Доступ предоставлен
Подписка или платный доступ

  • Аннотация
  • Полный текст
  • Об авторах
  • Ссылки
  • Дополнительные файлы
  • Статистика

Реферат

Проведено 2-этапное комплексное психолого-физиологическое обследование первокурсников высшего военно-морского учебного заведения. На первом этапе были определены характерные профили курсантов. На втором этапе выявленные характерные профили соотносились с традиционными критериями военно-профессиональной адаптации. Выявлено, что наиболее часто обследуемые юноши (по методике Леонгарда-Шмишека) имеют такие акцентуации характера, как гипертимность (81,8%) и демонстративность (53,1%), реже — зацикленность (39%)..3%), педантичность (19,6%), эмоциональность (18,2%), экзальтированность (15,4%), еще реже — циклотимичность (8,4%), возбудимость (7,7%), тревожность (2,8%) и дистимичность (2,8%). 1%). Курсанты, отнесенные к группе «пассивно-агрессивных» стереотипов, хуже справляются с основными дисциплинами, чем курсанты из других групп. Курсанты с «пассивно-агрессивным» стереотипом имеют более низкую успеваемость по сравнению с другими группами. У них ниже экспертные оценки по дисциплине, нервно-психической устойчивости, коммуникабельности, авторитету в коллективе и уровню общей культуры. Кроме того, у курсантов этой группы подвижность основных нервных процессов на уровне двигательного анализатора несколько ниже, чем у группы сравнения. Исследование показало, что выявленные у курсантов характерологические особенности в виде смешения или противоположных акцентуаций признаков играют в пользу их личностного развития, здоровья и успешной учебы лишь примерно в 20-40% случаев. В других случаях данные особенности характера этому не способствуют и могут перерасти в личностные расстройства, несовместимые с военной службой, в процессе обучения. По результатам исследования сформулированы психолого-педагогические задачи по совершенствованию системы подбора курсантов военно-морских учебных заведений и повышению их профессионального образования.

Ключевые слова

Военно-морской флот, курсанты военно-морского вуза, акцентуации характера, характерологический портрет, военно-профессиональная адаптация, личностное развитие

Текст статьи

Об авторах

Зайцев Антон Григорьевич

Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Министерства обороны Российской Федерации

Автор для переписки.

Добавить комментарий