Характерологический опросник Леонгарда
Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности.
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстра-тивности поведения. истеpоидная сущность, аномальная способность к вытеснению неприятного; = манерность, преувеличенность выражения чувств, мимики, жестов, тона;
= отсутствие настоящего внутреннего фона чувственных проявлений; = выражение жалости к себе;
= отличная приспособляемость к ситуации; = немалый успех в жизни благодаря упорству демонстрации;
= актерские дарования, одаренность фантазией; = уверенность в общении, обществе;
= участие в любительских театрах; = ловкая ложь, небылицы с умыслом и без;
= частые смены работы и профессии; = предъявление » себя таким, каким хотелось бы казаться, представление себя с лучшей стороны;
= приписывание различных положительных качеств, даже если об этом не спрашивают, самовосхваление;
= склонность избегать трудностей;
= бегство в болезнь (типа «истощение нервной системы», «переутомление», «обмороки от усталости» и т. п.)
= слабохарактерность;
= способность к вытеснению физической боли (в случае защиты «Я»), подавление физиологических рефлексов;
= любовь в детстве к тому, чтобы взрослые обращали внимание;
= необдуманность, спонтанность линии поведения;
= способность вживаться в роль, чувствовать настроения окружающих, способность внушения к себе чувства симпатии, любви;
= склонность к сплетням и клевете;
= самоуверенность в разговоре;
= пафос и назойливость;
= патологическое мошенничество;
= возможность перехода в истерическую психопатию;
= успешность деятельности в профессиях, где требуется проникновение в психику другого (сфера обслуживания, театр и т.п.)
2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
старательное отношение к служебным обязанностям;
= многократные перепроверки результатов работы;
= постоянные размышления — все ли сделано так, как надо;
= добросовестность и аккуратность;
= скрупулезность;
= страдание под бременем ответственности;
= отсутствие стремления повышения по службе;
= тщательность, пунктуальность в домашней жизни;
= чрезмерность в домашнем порядке;
= неоправданные страхи;
= основательность, четкость, законченность;
= усиленная забота о своем здоровье, нет увлеченности курением, алкоголем;
= дисциплинированность;
= возможны навязчивые идеи, неврозы навязчивых состояний,
= показана деятельность, не требующая самостоятельного принятия ответственных решений;
= хорошее приспособление к военной службе;
Характерологический опросник (по К. Леонгарду и К. Шмишеку) Опросник предназначен для выявления акцентуаций характера, т. е. определенного направления характера. Включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Возможно, применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Обработка результатов осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера (таблица 1). Максимальное количество баллов (при округлении их числа до целого) — 80, минимальное — 20 баллов, — по каждой акцентуации. По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако от последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве (взаимодействия), так и во времени. Несмотря на обширные исследования в области акцентуаций личности и характера, до сих пор не сложилось окончательного представления даже о количестве возможных акцентуаций, не говоря об их однозначном описании. К. Леонгард предложил свести число акцентуаций к десяти. Обработка результатов применения этого опросника осуществляется с различной мерой объема интерпретации. Довольно редко встречается такое, что какая-то акцентуация отсутствует полностью, — обычно следует выписать все результаты в порядке их выраженности и, построив различного рода профили и диаграммы, проанализировать вначале взаимоотношение акцентуаций, а затем, из сложившегося общего понимания характера конкретного человека, сконструировать его описание из приводимых описаний отдельных акцентуаций. Полезно перед проведением работы по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека уже иметь данные по опросникам Г. Айзенка и Р. Кеттелла. Описание акцентуаций по К. Леонгарду строится по следующему плану: 1.) номер акцентуации, 2.) ее название, 3.) название типа по К. Леонгарду, 4.) общее описание, 5.) описание черт личности и характера человека, привлекательных по первому впечатлению; 6.) описание «конфликтных» черт человека; 7.) указание ситуаций, наиболее благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего описываемой акцентуацией: для краткости последние и черты личности обозначаются: «+» или «- » ситуации (черты). Описание акцентуаций по К. Леонгарду. 1.Гипертимическая, гипертимный тип: от слова «тимус» — настроение, фон которого постоянно повышен. Отличаются большой подвижностью, самостоятельностью, недостатком чувства дистанции ко взрослым. У них всегда хорошее настроение. Такое настроение у них гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким тонусом, цветущим внешним видом. Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликтам. Характерны вспышки гнева, особенно когда встречается сильное противодействие им. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; предприимчивые и увлекающиеся. +ч.: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность. -ч.: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе. +с.: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки. -с.: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки. 2. Проективная, возбудимый тип -ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях. +с.: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве. -с.: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба. +ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность. -ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенство, неумение увидеть главное, увязание в деталях. +с.: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля. -с.: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства. +ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости. -ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу. +с.: Профессии типа «Человек — знаковые системы», «Человек — природа», не требующие, однако, работы на скорость. -с.: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми. +ч.: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей. -ч.: Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение давать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий. +с.: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения. -с.: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми. +ч.: Эмоциональность, выразительность оценок и действий. -ч.: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм. +с.: Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ». -с.: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации. 1)В детстве производит впечатление гипертимной акцентуации, но в период пубертатного скачка – вялость, упадок сил. На замечание и укоры отвечают раздражением, однако впадают в депрессию, которая порой может закончиться суицидными попытками. 2)Фаза смены настроения у них короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более наполненным дурным настроением. В период подъема имеют выраженное желание иметь друзей, самооценка формируется постепенно по мере того, как накапливается опыт переживаний. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно. +ч.: Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности. -ч.: Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок. +с.: Индивидуальный тип труда, отшельнический образ жизни. -с.: Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда. +ч.: Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование. -ч.: Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим. +с.: Ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру. -с.: Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в несправедливом отношении к миру. +ч.: Обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность. -ч.: «Занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях. +с.: Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений. -с.: Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке. +ч.: Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. -ч.: Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь. +с.: Возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других. -с.: Возможность раскрытия игры и обмана, недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие. Таблица 1.
Каталог: wyswyg -> file Скачать 498.31 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Анализ патогенетических факторов формирования психосоциальной дезадаптации у больных алкогольной зависимостью
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2018;71(6):1186-1192.
Лилия В Животовская 1
принадлежность
- 1 Высшее государственное учебное заведение Украины, Украинская медицинская стоматологическая академия, г. Полтава, Украина.
- PMID: 30267498
Лилия В Животовская. Вид Лек. 2018.
. 2018;71(6):1186-1192.
Автор
Лилия В Животовская 1
принадлежность
- 1 Высшее государственное учебное заведение Украины, Украинская медицинская стоматологическая академия, г. Полтава, Украина.
- PMID: 30267498
Абстрактный
Цель: Введение. Поиск ранних диагностических маркеров формирования психосоциальной дезадаптации при алкогольной зависимости для оптимизации лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий у данной категории больных является одной из актуальных задач современной наркологии на сегодняшний день. Цель: Целью статьи явилось выявление значимых патогенетических факторов формирования психосоциальной дезадаптации у больных алкогольной зависимостью.
Пациенты и методы: Материалы и методы: в комплексное исследование, проведенное с использованием клинико-психопатологических, психодиагностических, нейропсихологических, биохимических и статистических методов, было включено 290 пациентов мужского пола с алкогольной зависимостью в возрасте от 23 до 59 лет. Для определения характерологических особенностей использовали опросник Леонгарда-Шмишека; нейропсихологическое исследование проведено по методике, разработанной О.Р. Лурия; уровень нервно-психического дефицита оценивали по шкале И. рейтинговая шкала Ф. Рощиной; исследование социальных показателей для определения уровня дезадаптации проведено с использованием опросника Н.К. Липгардт, В.П. Радченко; диагностика состояний гормональной регуляции углеводного обмена производилась по критериям, разработанным Я. И. Томашевский, О.Я. Томашевская; статистическая обработка данных проведена с использованием факторного и дискриминантного анализов.
Полученные результаты: Результаты. Проведено многоцентровое исследование по выявлению общих особенностей патогенетических механизмов формирования психосоциальной дезадаптации у больных алкогольной зависимостью, позволившее выделить шесть основных факторов: факторы нейрокогнитивного дефицита, состояние углеводного обмена, уровень дезадаптации, физико-типологические особенности, клинические проявления и наследственная отягощенность. По результатам дискриминантного анализа определен перечень переменных, оказывающих наиболее значимое влияние на классификацию больных по группам в зависимости от стадии и физико-типологических особенностей, что подтверждает выводы многоцентрового исследования.
Заключение: Заключение. В результате исследования представлены группы показателей, раскрывающих основные патогенетические механизмы формирования дезадаптации у больных алкогольной зависимостью. Полученные данные дополняют существующие представления об общих патогенетических механизмах развития алкогольной зависимости.
Ключевые слова: алкогольная зависимость; дезадаптация; патогенетические факторы.
Похожие статьи
[Изучение защитных стилей, защит и копинг-стратегий у алкогользависимой популяции].
Рибадье А, Варескон И. Рибадье А. и др. Энцефал. 2017 май; 43(3):223-228. doi: 10.1016/j.encep.2016.06.003. Epub 2016 9 сентября. Энцефал. 2017. PMID: 27623116 Французский.
Социально-психологические особенности ценностных ориентаций больных алкогольной зависимостью.
Михайлишин УВ. Михайлишин УВ. Вид Лек. 2019;72(4):579-583. Вид Лек. 2019. PMID: 31055536
Психосоциальная рабочая среда и алкогольная зависимость: проспективное исследование.
Head J, Stansfeld SA, Siegrist J. Хед Дж. и др. Оккупируйте Окружающая среда Мед. 2004 март; 61 (3): 219-24. doi: 10.1136/oem.2002.005256. Оккупируйте Окружающая среда Мед. 2004. PMID: 14985516 Бесплатная статья ЧВК.
Психосоциальные трудности при алкогольной зависимости: систематический обзор ограничений активности и участия.
Левола Дж., Каскела Т., Холопайнен А., Сабариего К., Турунен Дж., Циеза А., Питканен Т. Левола Дж. и др. Реабилитация инвалида. 2014;36(15):1227-39. дои: 10.3109/09638288. 2013.837104. Epub 2013 30 сентября. Реабилитация инвалида. 2014. PMID: 24079366 Обзор.
Качество жизни, связанное со здоровьем, при алкогольной зависимости: систематический обзор литературы с особым акцентом на роли депрессии и других психопатологий.
Левола Дж., Аалто М., Холопайнен А., Циеза А., Питканен Т. Левола Дж. и др. Норд Дж. Психиатрия. 2014 авг; 68 (6): 369-84. дои: 10.3109/08039488.2013.852242. Epub 2013 15 ноября. Норд Дж. Психиатрия. 2014. PMID: 24228776 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Процитируйте
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить на
Характерологический портрет курсантов военно-морского учебного заведения как показатель их профессиональной адаптации — Зайцев
Полный текст
Открытый доступ
Доступ предоставлен
Подписка или платный доступ
- Аннотация
- Полный текст
- Об авторах
- Ссылки
- Дополнительные файлы
- Статистика
Реферат
Проведено 2-этапное комплексное психолого-физиологическое обследование первокурсников высшего военно-морского учебного заведения. На первом этапе были определены характерные профили курсантов. На втором этапе выявленные характерные профили соотносились с традиционными критериями военно-профессиональной адаптации. Выявлено, что наиболее часто обследуемые юноши (по методике Леонгарда-Шмишека) имеют такие акцентуации характера, как гипертимность (81,8%) и демонстративность (53,1%), реже — зацикленность (39%)..3%), педантичность (19,6%), эмоциональность (18,2%), экзальтированность (15,4%), еще реже — циклотимичность (8,4%), возбудимость (7,7%), тревожность (2,8%) и дистимичность (2,8%). 1%). Курсанты, отнесенные к группе «пассивно-агрессивных» стереотипов, хуже справляются с основными дисциплинами, чем курсанты из других групп. Курсанты с «пассивно-агрессивным» стереотипом имеют более низкую успеваемость по сравнению с другими группами. У них ниже экспертные оценки по дисциплине, нервно-психической устойчивости, коммуникабельности, авторитету в коллективе и уровню общей культуры. Кроме того, у курсантов этой группы подвижность основных нервных процессов на уровне двигательного анализатора несколько ниже, чем у группы сравнения. Исследование показало, что выявленные у курсантов характерологические особенности в виде смешения или противоположных акцентуаций признаков играют в пользу их личностного развития, здоровья и успешной учебы лишь примерно в 20-40% случаев. В других случаях данные особенности характера этому не способствуют и могут перерасти в личностные расстройства, несовместимые с военной службой, в процессе обучения. По результатам исследования сформулированы психолого-педагогические задачи по совершенствованию системы подбора курсантов военно-морских учебных заведений и повышению их профессионального образования.
Ключевые слова
Военно-морской флот, курсанты военно-морского вуза, акцентуации характера, характерологический портрет, военно-профессиональная адаптация, личностное развитие
Текст статьи
Об авторах
Зайцев Антон Григорьевич
Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Министерства обороны Российской Федерации
Автор для переписки.