Обаяние: как оно работает на самом деле
Почему одни люди обладают невероятной харизмой, а другие – нет? Из-за чего мы попадаем под влияние обаятельного человека? Харизматичные люди могут нас очаровать, заставлять любоваться ими, а порой и испытывать к ним сильные чувства. Они могут вдохновлять на хорошие поступки, но бывают и опасными, используют шарм в своих корыстных целях, манипулируют нами. Почему у них это получается?
© УмнаяКак работает харизма?
Видео дня
Ученые считают, что обаятельные люди подпитываются нашими эмоциями и способны отключать у нас логическое мышление. Они словно гипнотизируют нас своей симпатией, дружелюбием, искренностью. При этом исследования показывают, что обаяние – отнюдь не свойство характера определенного человека, а импульсы, которые создают наши органы чувств, когда мы ощущаем себя напряженными и неуверенными. И оказавшись в этот момент в контакте с человеком, желающем нам понравиться, мы подсознательно «ведемся» на его очарование. Зигмунд Фрейд считал, что труднообъяснимая притягательность человека имеет прежде всего инстинктивные, сексуальное корни. Женщины чаще всего считают обаятельными людьми физически привлекательных мужчин, мужская часть аудитории всегда восхищенно смотрит на вызывающе красивую женщину и порой, не вникая в суть ее речи, может просто получать наслаждение от одного тембра ее голоса. Но также харизматичные люди могут одинаково нравиться и мужчинам и женщинам. Как правило, в наборе поведенческих характеристик такого человека присутствует не только позиция его «высокоранговости», но также ослаблены признаки агрессивности, при том, что альтруистические качества, наоборот, заметно выражены.
Существуют ли методики обаяния?
Доктор философии из Швейцарии, профессор Лозаннского университета Джон Антонакис, специалист по организационному поведению многие годы изучал исключительно харизматичных докладчиков. Он уверен, что технике обаяния можно научиться. Более того, существует специально разработанная «тактика харизматического лидерства», в которую входят использование символических жестов в ключевые моменты публичных выступлений, определенная постановка позы, упоминания в докладах метафор и юмористических историй для невербальной коммуникации. Такие ораторы, как правило, выглядят более привлекательными лидерами в глазах слушающих их людей.
Доктор социологии, профессор Йохен Менгес возглавляющий кафедру лидерства и управления персоналом в Школе управления WHU в Дюссельдорфе, по всеми миру читает лекции по организационному поведению. Он называет реальное влияние обаяния на эмоции человека «эффектом благоговения». Согласно его концепции, в использовании подобных методов обязательно должна присутствовать сопричастность. То есть, харизматичный человек в момент общения должен неявными способами предложить слушателям как бы стать частью его самого или его идеи, которую он желает донести, и в момент сопричастности они испытают «эффект благоговения», за которым будут готовы прийти снова и снова.
Кто и как намеренно использует харизму?
Специалист ФБР по поведенческому анализу Джек Шаффер в своей книге «Включаем обаяние» рассказывает, как сотрудники спецслужб используют шарм для достижения своих целей. По его мнению обаяние основывается на формуле дружбы, которая в свою очередь состоит из четырех основных составляющих: близости, частоты, длительности и интенсивности встреч. Главное — необходимо сократить дистанцию между агентом и другим человеком, регулярно появляться в поле его зрения. Это важно для установления личных отношений, близость пробуждает в объекте симпатию и вызывает взаимное притяжение. В дальнейшем такого человека будет уже гораздо легче завербовать.
Хорошие актеры отечественных школ тоже используют обаяние в своей профессии. В закулисной терминологии это называется «манкость». Для этого артисты задействуют отнюдь не красоту, а свою эмоциональную сущность. Наверняка многие и не раз в своей жизни словно кожей ощущали, что стоящий рядом с ними человек в данный момент находится в гневе или безумно счастлив, при этом он не проронил ни слова. Все мы способны на уровне вибраций воспринимать сильные эмоции, таковыми могут быть и шарм, обаяние. А как увеличить «громкость» звучания своей эмоциональности рассказывал еще Константин Станиславский в своей книге «Работа актера над собой». Всему этому можно научиться и использовать в своих целях.
Сообщение Обаяние: как оно работает на самом деле появились сначала на Умная.
Другое, Константин Станиславский, Зигмунд Фрейд, ФБР
Король говорит: исследование показало, какой голос нужен для успешной карьеры
С внешностью и харизмой как важнейшими критериями лидерства все понятно, но как на общее впечатление и восприятие окружающих влияет наш голос?
Нет никаких сомнений, что при помощи воображения люди способны дорисовать к голосу незнакомца настроение, внешность и даже характер. Ряд эмпирических исследований, проведенных в США Кейси Клофстад, профессором Университета Майами, говорит о том, что голос влияет на то, как люди относятся друг к другу. Кроме того, Клофстад вместе с другими учеными доказал, что наше восприятие привлекательности, физической силы или социального статуса во многом определяется высотой голоса. Специалисты научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research решили провести свой эксперимент, чтобы посмотреть, как люди оценят человека, если в распоряжении у них только голос и больше ничего.
4 «этажа голоса»
В основу исследования легла авторская классификация Анны Караваевой, тренера компании Business Speech, которая описывает 4 «этажа голоса» — босс, агитатор, философ и вдохновитель — каждый этаж отличается в первую очередь по высоте и частоте, а также несет свою смысловую нагрузку.
Босс
Самый низкий этаж голоса — «босс» (в среднем 175 Гц у женщин и 79 Гц у мужчин). Для него свойственна задача убеждать, что-то доказывать. Он же может быть запугивающим. Музыкальный аналог этого этажа — бас. В то же время такие низкие голоса расслабляют, успокаивают и даже соблазняют.
Агитатор
Более высокий голос — «агитатор» (в среднем 267 Гц у женщин и 256 Гц у мужчин). Его задача — привлечь внимание, спровоцировать или обвинить. Как голос спортивного тренера или учительницы, он резкий и пронзительный, способный пробудить ото сна любого студента на галерке.
Философ
«Философ» (в среднем 259 Гц у женщин и 165 Гц у мужчин) — это голос душевный, грустный, даже жалобный. Такой голос может быть у психотерапевта или фасилитатора. С одной стороны, таким голосом приглашают слушателя к размышлению, вызывают на откровенный разговор. С другой стороны, говорящему этим голосом трудно отказать в какой-нибудь просьбе.
Вдохновитель
«Вдохновитель» (в среднем 222 Гц у женщин и 249 Гц у мужчин) — позитивный энтузиаст, отлично выполняет задачу похвалить, обрадовать, зажечь толпу. В отличие от агитатора он добрый и радостный, любит рисовать радужные картины светлого будущего.
Мужчины-боссы больше располагают к себе, чем женщины
А вот мужчина-босс (аудиодорожка) вызвал несколько другие чувства у участников эксперимента.
Это интересный результат, поскольку он противоречит тем, которые были получены в аналогичном исследовании в Канаде. Джиллиан О’Коннор, профессор Университета Конкордии в Монреале, пишет в своей работе 2017 года, что более высокие мужские голоса вызывают большее доверие и в общем, и в отдельных случаях, например в контексте романтических отношений.
«Серая мышь», или Как характеризуют философов
Женский голос категории «философ» (аудиодорожка) представился тревожным (30%) и зависимым (26,7%) и вызвал недоверие и беспокойство. В описательной части ей создали портрет неуверенного в себе подчиненного: она скромный сотрудник, читающий с листа и зависимый от окружающих людей, девушка худощавого телосложения, одетая как «серая мышь».
Мужчина-философ (аудиодорожка) спровоцировал другие ассоциации: он представился чувствительным и спокойным. У респондентов вызвал практически в равных долях чувство спокойствия (26,9%), недоверия (20,9%) и равнодушия (17,9%). Большей части слушающих он предстал в роли актера, писателя или подчиненного. Респонденты описали его как взрослого, уверенного в себе мужчину, но с лукавой улыбкой и хитрым взглядом.
Вдохновителей любят, но не доверяют
Женщина-вдохновитель (аудиодорожка) большинству показалась оптимистичной, также многие отметили ее чувствительность и миролюбивость. Описывая ее портрет, респонденты выделяли такие черты, как активность, улыбчивость, молодой возраст, достаточно худое телосложение. Парадоксально, но такая, казалось бы, приятная женщина вызвала у слушателей недоверие (18,3%), и скептицизм (18,3%).
Мужской голос этого типа (аудиодорожка) большинством также был воспринят как оптимистичный (52,2%) и вдохновляющий (22,4%). Возраст ближе к сорока годам, харизматичный и эмоциональный мужчина, приятно выглядит и располагает к себе. Но несмотря на этот привлекательный портрет, вдохновитель вызвал сложные эмоции у респондентов: вместе с положительными доверием (32,8%) и спокойствием (19,4%) этот голос вызвал у слушающих скептицизм (24,2%) и раздражение (37,9%). Кстати, идеальным примером мужчины-вдохновителя посчитали Сергея Безрукова.
Верной дорогой идете
Женщину-агитатора (аудиодорожка) испытуемые оценили как агрессивную, тревожную и доминирующую. Что, как следствие, вызвало у них раздражение (45%), беспокойство (23,3%) и недоверие (15%).
Мужской голос (аудиодорожка) также стал доминирующим и не располагающим. И вызвал эмоции недоверия, раздражения и скептицизма. Это человек среднего возраста, сильный, властный, консерватор. Владимир Ильич Ленин — самый часто встречающийся пример мужчин-агитаторов.
Высокий голос раздражает людей
Самый важный вывод по результатам исследования — это то, что голос непосредственно влияет на доверие со стороны аудитории. Женские и мужские голоса в низких частотах вызывают больше доверия, а высокие зачастую раздражают, вызывают скептицизм и внутреннее беспокойство.
Однако голос не только формирует отношение к говорящему. Используя голос в качестве источника информации, слушатель узнает о его социальном статусе. Люди склонны субъективно оценивать положение и экспертность оратора. Так, голоса «босс» и «вдохновитель», по мнению респондентов, присваивали людям более высокого статуса — руководителям, политикам, тем, кто наделен властью.
Самое удивительное, что субъективная оценка человека не ограничивается ярлыками «хороший» или «плохой», «доверяю» — «не доверяю». Воображение автоматически рисует очень конкретные детали. Это видно по тому, как детализированно участники эксперимента описывали одежду, прическу, аксессуары, даже некоторые поведенческие особенности говорящих. Например, женщина-босс, по их мнению, одета строго и элегантно, волосы убраны назад, а вот женщина-вдохновитель скорее предпочитает стиль casual, яркий макияж и распущенные волосы. Мужчина-философ скорее лохматый, рассеянный, с пятном от кетчупа на рукаве, а мужчина-агитатор одет аккуратно и со вкусом.
Параллельно с высоким статусом голосам «босса» и «вдохновителя» приписывают деловой стиль в одежде, ношение дорогих, «статусных» аксессуаров, уверенное поведение, спокойные жесты, сильные позы.
Кроме того, портрет человека активно менялся в зависимости от параметров голоса и среди женщин, и среди мужчин. Люди составляют совершенно разное представление о человеке в зависимости от того, как он использует свой голос.
Важность голоса в бизнесе
Понимание, какие ассоциации вызывает голос, имеет значительное практическое применение в бизнес контексте – при подборе персонала или подготовке к публичным выступлениям, выборе сотрудника для презентаций. В целом важно понимать, что голос — это такой же инструмент создания образа, как одежда и аксессуары. И если правильное использование и того, и другого идет на пользу, то невнимательность и ошибки могут повлечь неприятные последствия — в лучшем случае слон в балетной пачке вызовет когнитивный диссонанс.
Конечно, есть примеры, когда голос становился счастливым билетом для успешной карьеры. Например, история о Елене Строгановой, которая в 60-х годах вернувшись в Париж, работала в ювелирном магазине «Жансен». Там ее однажды увидел Ив Сен-Лоран. Застенчивый мэтр поинтересовался у молодой женщины: «Вы простужены или у вас всегда такой голос?» Она ответила, что это ее «обычный» голос. Через несколько дней Сен-Лоран, который даже не знал ее имени, предложил баронессе работу — наблюдать за своими бутиками во всем мире. Два года спустя, в 28 лет, она стала директором салона высокой моды дома «Ив Сен-Лоран». Этот пост она занимала до самого закрытия знаменитого дома — больше трех десятилетий.
Не Бриони единым успешен человек
Хорошая новость заключается в том, что над голосом можно и нужно работать. Поставленный голос может стать не менее выгодной инвестицией для современного бизнесмена, чем дорогущие часы или костюмы от Бриони. Осознанная работа над голосом и использование всех его возможностей — это гораздо более продуктивный ресурс, особенно для людей, находящихся в управляющей позиции. Однажды коллега рассказала историю о том, что она пришла в новую компанию в кризисный момент, который требовал от нее сложных решений, а от подчиненных полного доверия к руководителю и быстрого выполнения распоряжений. Однако, несмотря на свой огромный опыт, ей не удавалось заслужить это самое доверие и доказать свой авторитет. Она была готова пойти на НЛП, чтобы как питон Ка из «Маугли» гипнотизировать своих подчиненных. Ведь ей нужны были результаты, еще и в такие сроки. Хорошо, что попался умный человек, он не постеснялся указать ей зону роста, о которой как-то не принято говорить вслух. Он посоветовал поработать с голосом и подсказал хорошего специалиста. Воспользовавшись рекомендацией, позже она ощутила, как круто поменялось отношение коллег и подчиненных к ней. Теперь ее слова в большинстве случаев воспринимались как настоящая аксиома, не требующая доказательств.
Современный деловой человек уже прекрасно понимает, насколько важен его имидж и внешний вид. Ни для кого не является вопросом, зачем нужно учиться публично выступать. Мало кто спрашивает о важности обучения переговорам, ведь все понимают практичность этого навыка. Современный менеджер или предприниматель давно готов вкладывать в себя и свое обучение. Но почему-то мало кто думает о своем голосе. А ведь голос — это такой же важный инструмент, как убедительные аргументы или продуманная переговорная позиция, как репутация и имидж, как уверенность в любой коммуникации. Над голосом можно и нужно работать. Его, как и любой инструмент, можно настраивать на конкретные задачи. Голос можно монетизировать. Возможно, голос — один из будущих трендов!
Анатомия харизмы — Наутилус
Несколько недель я изучал, что наука может сказать о силе харизмы. Почему у одних он явно есть, а у других нет? Почему мы так легко подпадаем под его влияние? Харизматы могут заставить нас чувствовать себя очарованными и довольными собой. Они могут вдохновить нас на успех. Но они также могут быть опасны. Они используют харизму в своих целях, для усиления своей власти, для манипулирования другими.
Учёным есть что сказать о харизме. Люди с харизмой используют наши необузданные эмоции и могут отключить наш рациональный разум. Они гипнотизируют нас. Но исследования показывают, что харизма – это не только то, чем обладает один человек. Оно создается нашим собственным восприятием, особенно когда мы чувствуем себя уязвимыми в политически напряженные времена. Я расскажу вам об этих исследованиях и расскажу о мнениях проводивших их нейробиологов, психологов и социологов.
Но сначала я хочу рассказать вам о притягательном проповеднике, который десятилетиями поражал аудиторию в церквях по всей Америке святыми словами Иисуса. Потом он потерял веру и теперь проповедует о том, как жить счастливо без Бога. То, что ученые изучают о харизме, живет Бартом Камполо.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ХАРИЗМЫ: Капеллан-гуманист Барт Камполо знает темную сторону харизматических лидеров: «Суть демагогии заключается в признании того, что обращение к эмоциям людей — самый рациональный способ их возбудить. В конце концов, именно здесь люди принимают моральные решения». Предоставлено Джоном РайтомВпервые я прочитал о новом неверующем Камполо в The New York Times Magazine в декабре прошлого года. «Чрезвычайный экстраверт, он был великолепен перед толпой, а также непринужденно вел частные беседы, общаясь со всеми, от обитателей загородных клубов до обездоленных душ, которых он часто кормил в своем собственном доме», — писал Марк Оппенгеймер. Отец Камполо — Тони Камполо, один из самых известных евангелистов Америки за последние 50 лет, который консультировал Билла Клинтона во время скандала с Моникой Левински, и сегодня продолжает мобилизовывать людей в движение за послания Иисуса о любви и искуплении.
Кто может знать больше о силе харизмы, способной очаровывать и обманывать, чем сын проповедника, ставший мошенником? 53-летний Камполо, который сегодня добровольно консультирует молодежь в качестве «капеллана-гуманиста» в Университете Южной Калифорнии, не разочаровал. Он был на удивление откровенным и обаятельным, энергичным и проницательным, совсем как, скажем так, евангельский проповедник.
Немецкий социолог начала 20-го века Макс Вебер писал, что харизма — это качество, которое отличает человека «от обычных людей» и заставляет других относиться к нему как к «наделенному сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, особыми исключительными способностями или качествами». ” Такие качества, писал Вебер, «недоступны обычному человеку, но рассматриваются как имеющие божественное происхождение или образцовые, и на их основе заинтересованный человек рассматривается как лидер».
Камполо давно верил, что это правда. «Я был убежден, что харизма исходит непосредственно от Бога, — сказал он мне. «Это был подарок». Когда он начал терять веру, он сказал: «Я прошел через все стадии отступничества на пути к ереси, я медленно терял способность верить во все это». Он начал проповедовать, что харизма может быть чем-то, с чем вы рождаетесь, но не сверхъестественным; вы могли бы использовать его по желанию. «Вы можете использовать его, чтобы заманивать женщин в постель, вы можете использовать его, чтобы склонять людей к алтарю для Иисуса, или вы можете использовать его для продажи страховки», — сказал Камполо. Более того, это было качество, которому можно было, по крайней мере частично, научиться и усовершенствовать.
Кто может знать больше о силе харизмы, способной очаровывать и обманывать, чем сбежавший сын проповедника?
Именно это сказал мне Джон Антонакис, профессор организационного поведения и директор докторской программы по менеджменту в Лозаннском университете, посвятивший годы изучению харизматичных ораторов. «Харизматическим техникам можно научить, — сказал он. Антонакис определил ряд тактик, которые он называет тактиками харизматического лидерства (CLT), которые варьируются от использования метафор и рассказывания историй до невербальных методов общения, таких как открытая поза и оживленные репрезентативные жесты в ключевые моменты. Он показал, что взятые вместе, они помогли решить восемь из 10 последних президентских выборов. «Чем более харизматичная тактика лидерства используется, тем больше люди будут восприниматься другими как лидеры», — сказал он. (Читайте здесь, как Антонакис разбирает CLT суперпопулярного телевизионного проповедника Джоэла Остина.)
Тони Камполо овладел всеми тактиками. В 1970-х и 80-х Барт Камполо и его отец путешествовали по стране на потрепанном небесно-голубом Dodge Coronet, произнося проповеди везде, где могли. Камполо восхищался своим отцом в действии. «Мой отец был одним из самых харизматичных людей в мире, — сказал Камполо. «Я был среди чернокожих проповедников и таких людей, как мой отец, которые могут идти вверх и вниз по спектру, шептать, что вы не можете не слушать, рассказывать анекдот, затем рассказывать душещипательную историю, а затем огненная молния. Он может делать это по всей карте».
Многие из самых важных уроков профессии Барта были извлечены после того, как закончились проповеди старшего Камполо. Именно тогда отец Барта спрашивал сына, что он видел, что сработало, а что нет и почему. Например, как читать комнату.
«Вы пытаетесь выяснить, кто является самой сложной частью комнаты», — сказал Камполо. «Скажем, вы находитесь в кампусе колледжа, и на заднем ряду сидит группа спортсменов. Если ты не доберешься до них, они будут мучить тебя всю ночь». Поэтому, прежде чем вы начнете говорить, сказал Камполо, вы идете в конец зала и говорите с потенциальными нарушителями спокойствия. «Вы можете сказать: «Эй, чувак, почему ты выбрал эту школу? Как ты сюда попал?» Ты пытаешься привлечь этих людей на свою сторону еще до того, как выходишь на сцену». Или вы ищете их во время разговора, устанавливаете зрительный контакт, обращаетесь прямо к ним.
Камполо привел еще один пример. «Я помню, как однажды я был с отцом, и мы пошли на большой музыкальный фестиваль, и на склоне холма было около 10 000 детей. Вокруг летают фрисби. Есть все виды отвлекающих факторов. Акустика такая, что что ни делай, толпа себя не услышит. Он сказал: «Это будет тяжело». Затем он сказал: «Я собираюсь встать, и первая история, которую я собираюсь рассказать, будет тяжелой, эмоциональной. Если я попытаюсь пошутить, поскольку они не услышат чей-то смех, они не будут смеяться. В таком пространстве вы должны отбросить юмор и перейти к эмоциональному резонансу. Вы можете сломить такую группу, но вы действительно не можете поднять их».
Камполо сказал, что у его отца был природный дар лидера. Но он был уверен, откуда взялся этот дар. По его словам, его отец, как и другой знаменитый харизматичный лидер, отчаянно нуждался в том, чтобы его любили.
«Мой папа долгое время был духовным советником Билла Клинтона, — сказал Камполо. «Он и Клинтон были и остаются большими друзьями. Однажды я был в Вашингтоне с отцом, и он сказал: «Эй, я собираюсь навестить президента, хочешь пойти?» Все говорят тебе, что когда ты в комнате с Клинтон, ты единственный человек в комнате. мир. У него есть эта способность, эта харизма, которая заставляет вас чувствовать, что он действительно видит вас, он действительно чувствует вашу боль. И он, и мой отец рано потеряли своих отцов. Я думаю, что это может создать огромную неуверенность. Часто кажется, что таким парням нужны стоячие аплодисменты каждые 10 минут, чтобы почувствовать себя признанными. Так что это часть того, откуда берется харизма. Это связано с эмоциональным складом человека».
Харизма, однако, состоит из двух частей. Это отношения между человеком, который обладает им, и людьми, которые на него реагируют. Только когда искра встречается с зажигалкой, может загореться пламя. Харизматик, разговаривающий с зеркалом, не особенно возбуждает. Однако поставьте один перед толпой, и вас ждет шоу.
Эмоции — это ускоритель. В статье 2005 года в журнале Science психолог из Принстона Александр Тодоров показал людям две фотографии рядом с конкурирующими кандидатами в конгресс и попросил их оценить свою компетентность исключительно на основе их внешности. Их суждения, которые они могли сформировать в течение секунды, почти с 70-процентной точностью предсказывали, кто из кандидатов выиграет выборы.
«Мы очень быстро решаем, обладает ли человек многими чертами, которые мы считаем важными, такими как привлекательность и компетентность, даже если мы не обменялись с ним ни единым словом», — сказал тогда Тодоров. «Похоже, что мы запрограммированы делать такие выводы быстрым, нерефлексивным способом». Используя функциональную магнитно-резонансную томографию, Тодоров продемонстрировал, что быстрые суждения несут мощный эмоциональный заряд, поскольку они связаны с активностью миндалевидного тела, примитивной структуры мозга, в которой находится реакция «бей или беги».
Вы можете использовать харизму, чтобы заманивать женщин в постель, вы можете использовать ее, чтобы склонять людей к алтарю для Иисуса, или вы можете использовать ее для продажи страховки.
Йохен Менгес, преподаватель организационного поведения в Кембриджском университете, называет эмоциональное воздействие харизмы «эффектом благоговения». Он придумал эту концепцию, будучи докторантом в 2008 году, когда он поехал в Берлин, чтобы послушать выступление Барака Обамы, в надежде, что он сможет почерпнуть новые идеи о том, как работает харизматическая алхимия. Когда Обама выскочил на сцену и объявил, что он не просто гражданин Соединенных Штатов, а гражданин мира, сам Менхес был пойман. На несколько минут Менхес забыл, зачем он здесь, — он был выведен из себя. , стал подписчиком.
ЭФФЕКТ ПОРАЖЕНИЯ: Выступление Барака Обамы в Берлине в июле 2008 года было изучено ученым-бихевиористом, который позже заметил, что, поскольку мы так восхищаемся харизматическими лидерами, «мы склонны сдерживать свои эмоции в почти инстинктивном усилии показать свое почтение к их, чтобы признать их превосходный статус». Все, что он читал о харизме, подразумевало, что лидеры творят чудеса, вызывая у людей приятные эмоции. Но это не была оживленная, возбужденная толпа. Вся толпа словно замерла на месте, зачарованная. После этого женщина рядом с Менгесом восторженно назвала речь Обамы «удивительной», «замечательной» и «потрясающей». Тем не менее, когда Менгес попросил ее назвать три вещи, которые ей понравились в речи, она не смогла.На TED Talk Менгес объяснил, что харизматичные лидеры вызывают у нас трепет. «И поскольку мы так восхищаемся ими, мы склонны сдерживать свои эмоции в почти инстинктивном усилии, чтобы показать свое почтение к ним, признать их превосходство», — сказал он.
Воссоздав в лаборатории «эффект благоговейного страха» — побуждая испытуемых визуализировать и писать о харизматичных личностях, а затем показывая им наполненные эмоциями видеоклипы, — Менгес продемонстрировал нечто глубокое. В то время как внешнее эмоциональное выражение испытуемых могло быть подавленным, субъективный эмоциональный опыт тех, кто был «поражён благоговением», был ничуть не менее сильным, чем у тех, кто не был охвачен благоговением. Более того, они просто подавляли его из автоматического почтения. Психологам давно известно, что когда мы подавляем выражение своих эмоций, эти эмоции не только усиливают свою интенсивность, но и наносят ущерб когнитивным способностям.
Менгес обнаружил, что студенты с гораздо большей вероятностью сообщали, что они помнили точное содержание речей, произнесенных людьми, которые использовали харизматичные приемы речи, вызывающие эмоции, чем содержание речей людей, использующих прямой, нехаризматический способ выступления. Тем не менее, письменные тесты показали, что те, кто общался с харизматичными спикерами, запоминали гораздо меньше, чем те, кто общался с нехаризматичными спикерами. Тем не менее, когда им предлагалась возможность последовать за каждым спикером в кофейню, чтобы обсудить идеи их выступлений, студенты почти никогда не следовали за скучным спикером и почти всегда следовали за харизматичным.
Это не удивляет Ричарда Бояциса, изучающего организационное поведение, психологию и когнитивные науки в Университете Кейс Вестерн Резерв. Используя фМРТ, Бояцис и Энтони Джек, психолог-экспериментатор, продемонстрировали, что эмоциональные говорящие взаимодействуют с нейронным путем, называемым сетью режима по умолчанию (DMN). Этот путь, также известный как сеть отрицательных задач, охватывает несколько областей мозга (включая миндалевидное тело) и связан с мечтами, мыслями о других и воспоминаниями о прошлом. Интересно, что его активация часто оказывается равной 9.0011 отрицательно коррелирует с теми самыми цепями, на которые мы полагаемся в аналитическом мышлении, — теми, которые участвуют в исполнительных функциях, планировании, рассуждении, внимании и решении проблем. «Проблема в том, что эти две сети почти не пересекаются, — сказал Бояцис. «Они подавляют друг друга».
На самом деле, некоторые ученые обнаружили, что помимо отключения нашей способности рассуждать, при определенных обстоятельствах харизматы — особенно если эта харизма проистекает из нашего восприятия их как «лидера» — могут вызывать состояние, похожее на гипноз.
Гитлер дал людям, которые чувствуют себя сломленными, чувство превосходства и способность обвинять кого-то во всем, что пошло не так, вне их самих.
В 2011 году группа датских исследователей под руководством Уффе Шьодта, нейробиолога из Орхусского университета, исследовала мозг людей, переживших одно из самых экстремальных проявлений харизматического влияния — харизматическое исцеление. Для этого команда набрала 18 преданных молодых христиан из конфессий с традицией ходатайственной молитвы (в основном из пятидесятнического движения), все из которых сообщили о твердой вере в людей с особыми целительными способностями. Они также набрали 18 светских участников, которые не верили в Бога и скептически относились к тому, что молитва может вызвать исцеление.
Обе группы участников были проинструктированы прослушать 18 различных молитв, исполненных тремя разными говорящими, и сказали, что говорящие были либо нехристианами, либо христианами, либо христианами, известными своей исцеляющей силой. Все докладчики были ничем не примечательными прихожанами, которым случайным образом было назначено по шесть молитв.
Исследователи обнаружили глубокие различия в активности мозга на основе предположений, сделанных о говорящем. У испытуемых-христиан активность аналитических областей мозга резко возросла в ответ на выступления нехристианских ораторов, но резко упала, когда они слушали оратора, который, по их мнению, был известен своими исцеляющими способностями. Этих изменений не было в светской группе. Исследователи провели параллели с аналогичными экспериментами, проведенными на испытуемых под гипнозом, отметив, что гипнозу, когда он работает, обычно предшествует массивная лобная деактивация — по сути, «передача» исполнительной функции гипнотизеру. Кроме того, они обнаружили, что «чем больше участники-христиане деактивируют свои исполнительные и социальные когнитивные сети, тем выше они оценивают харизму говорящего после сканирования».
Шьёдт объяснил свои открытия в контексте теории, называемой «основой предиктивного кодирования». Мозг — это, по сути, машина распознавания образов, постоянно делающая прогнозы. Наше восприятие представляет собой комбинацию наших предшествующих ожиданий, выраженных в форме этих автоматических предсказаний, и фактического сенсорного восприятия. Пока сенсорная информация соответствует предсказаниям, мозг продолжает работать. Когда возникает диссонанс, мозг вмешивается, чтобы внести поправку. Но когда мы находимся рядом с людьми, которые, как мы верим, обладают особыми силами или способностями, — когда мы приняли имплицитное решение, что можем им доверять, — мы, кажется, бессознательно подавляем наше аналитическое мышление.
«Если вы ожидаете испытать Бога или находитесь в присутствии харизматического или религиозного эксперта, тогда вы верите, что все, что происходит, правильно, и это приведет вас к этому конкретному опыту, поэтому вы не вкладываете слишком много много ресурсов в том, чтобы быть скептичным и проверять», — сказал Шодт.
Если харизма — это искра, а заинтересованная аудитория — возгорание, правильная цепь мирских событий раскрывает всю взрывную силу харизмы. В своей книге « Харизма в политике, религии и СМИ» , Дэвид Абербах фокусируется на исторических поворотных точках, которые подготовили почву для трансформационных событий, инициированных харизматическими лидерами.
«Харизма затрагивает нечто более глубокое в обществе, что не всегда очевидно», — сказал мне Абербах. «Ключ в том, что в жизни страны или в жизни группы есть некоторые непредсказуемые элементы, и когда бывают моменты особого бедствия, тогда выступают определенные люди, которые раньше не выступили бы. Они представляют собой что-то важное в способности справиться с кризисом. Между тем, что происходит между ними внутри, и тем, что происходит снаружи, существует брак».
По словам Абербаха, харизматичный лидер «освобождает человека от жизненных тягот в условиях стресса. Если вы присоединитесь к группе в таких обстоятельствах, вы почувствуете себя более защищенным. Но это предполагает уязвимость личности. Когда люди чувствуют себя в большей безопасности, они меньше нуждаются в спасении, меньше нуждаются в харизматической связи. Но когда они чувствуют себя уязвимыми, тогда появляется возможность харизматической привязанности. Это может быть очень опасно при определенных обстоятельствах».
ДОБРО И ЗЛО: Франклин Делано Рузвельт (слева) и Адольф Гитлер использовали свою харизму в противоположных целях, говорит социолог. Рузвельт вдохновлял людей, представляя борьбу с невзгодами. Гитлер использовал свою власть, чтобы сделать людей мишенью ненависти, которая дала тем, кто чувствовал себя сломленным, чувство собственного превосходства. Библиотека Конгресса/Corbis/VCG через Getty Images; ВикипедияАбербах, известный ученый из Университета Макгилла и Лондонской школы экономики, указывает на Франклина Делано Рузвельта и Адольфа Гитлера — две стороны исторической медали — как на показательные примеры. Они оба выросли из потребностей своих стран эпохи Великой депрессии. И они иллюстрируют, насколько глубокое влияние может иметь отдельный харизматик.
«В случае с Рузвельтом он олицетворял способность дать отпор в трудную минуту», — сказал Абербах. «На личном уровне он сопротивлялся, и он мог представлять нацию, которая сопротивлялась. Как личность он мог представлять группу. В этом смысле он был харизматичен. Я думаю, это то, к чему это приводит. Нация или группа ищет того человека, который представляет их в данное время, и это бессознательно».
О Гитлере Абербах сказал: «Многие люди чувствовали себя хорошо, когда слушали его. Об этом часто забывают, потому что кадры из кинохроники часто изображают его как бредящего лунатика. Но на самом деле люди попадали в иное царство, в иное существование, где они чувствовали себя едиными с Германией, испытывали чувство национальной гордости, испытывали агрессивную надежду на свое будущее».
Гитлер, продолжал Абербах, дал людям «мишень ненависти, которая является удобным средством дать людям, которые чувствуют себя сломленными в жизни, чувство превосходства, а также способность обвинять кого-то во всем, что пошло не так вне их самих. Он снимает личную ответственность, что является большим облегчением для людей, которые чувствуют себя отягощенными ответственностью. Им нужно было забыть, им нужно было преобразиться в состоянии кризиса. Вот почему кризис и харизма так тесно связаны».
Ученые сошлись во мнении, что харизма захватывает нас на эмоциональном уровне. Они также согласились, что скоропалительные суждения и подсознательные страхи можно преодолеть. В своем бестселлере « Думать быстро, думать медленно » лауреат Нобелевской премии психолог Дэниел Канеман описывает две отдельные параллельные схемы принятия решений. Интуитивная система мозга работает намного быстрее, чем рациональная. Однако интуитивная система склонна к бессознательным факторам, основанным на ограниченном личном опыте и тенденциях, которые приводят к иррациональным предубеждениям. Но более медленная, более рациональная система, сосредоточенная в нашей префронтальной коре, может служить мощным средством контроля над бессознательными тенденциями, когда мы уделяем время их анализу.
Это было последнее замечание, которое Барт Камполо хотел сказать о харизме: мы можем научиться не поддаваться на провокации. «Способ защитить людей от демагогов состоит не в том, чтобы убить всех демагогов, а в том, чтобы научить людей тому, как работает харизма, чтобы они могли понять, ответственно ли ею пользуются или злоупотребляют. Я всегда думаю, что харизма подобна огню. Вы можете использовать его, чтобы обогреть свой дом, или вы можете использовать его, чтобы сжечь свой дом».
Адам Пиоре — автор книги «Бодибилдеры: наука искусственного человека изнутри».
Получить информационный бюллетень Nautilus
Передовая наука, разработанная самыми яркими мыслителями из ныне живущих.
Ваша харизма заразительна? — Никки Дж. Оуэн
22 декабря 2015 г.
Распространяйте радость, мир и гармонию –
На прошлой неделе мне представилась уникальная возможность посетить небольшой мастер-класс с экспертом по социальным сетям Грантом Лебоффом. Он утверждает, что мир бизнеса переживает революцию. Старомодная воронка продаж, основанная на концепции «сгенерировать массу потенциальных клиентов, а затем начать превращать их в квалифицированных потенциальных клиентов и клиентов», сильно устарела. Последней тенденцией является использование возможностей социальных сетей для настройки отношений с целевыми группами потенциальных клиентов, клиентов и потребителей. Эффективная стратегия в социальных сетях требует способности вызывать эмоциональный отклик и создавать постоянный эмоциональный тон для повышения узнаваемости бренда. Социальные сети эмоциональны.
Интересно, что наибольшее значение для прибыли компании имеет то, какую роль в этой динамике играет настроение лидера. Низкий уровень эмоционального интеллекта создает атмосферу страха и изолированного мышления. Вот почему компании вкладывают средства в развитие эмоционального интеллекта своих руководителей. Последние данные Hay Group о стилях лидерства показывают, что настроение лидера буквально заразительно. Мои собственные исследования и эксперименты в этой области показывают, как ваши мысли и эмоции влияют на скорость гниения яблока в течение 7-10 дней. Мой противоречивый эксперимент «Большое яблоко», который часто освещается в СМИ и явно поддерживает науку о заразности настроения.
Харизма — это подлинная сила, пленяющая сердца и умы других. Харизматичный лидер вызывает сильный эмоциональный отклик у других и является ключевым фактором в привлечении, мотивации и вдохновении других. Без способности к эмоциональной связи лидер не сможет использовать свою естественную харизму. Настроение харизматичного лидера влияет на производительность, потому что эмоции определяют, чувствуем ли мы себя энергетически стимулированными или истощенными.
Мы постоянно передаем информацию, подобно спутнику, на определенной частоте колебаний. Положительные эмоции заряжают энергией и естественным образом стимулируют позитив у других. На основе вашего сенсорного осознания в большей или меньшей степени вы можете чувствовать энергию. Эмоции харизматичного лидера будут усилены, потому что он честно использует свои силы влияния и убеждения.
Подобно коммуникационной революции, созданной социальными сетями, стиль лидера имеет первостепенное значение. Старомодный, ориентированный на задачу, безжалостный лидер, движимый только прибылью и практическим результатом, может добиться лишь краткосрочного влияния на сегодняшнюю экономику. Харизматичный лидер аутентичен, эмоционально умен и может выражать и передавать сухие деловые сообщения от всего сердца. Это позволяет им вызывать огромную лояльность и преданность даже в неспокойных и сложных торговых условиях. Сотрудники чувствуют «сердце» и «эмоциональный пульс» своего руководителя и буквально улавливают его настроение. Затем они заражают этим настроением других, и за короткое время настроение лидера буквально «становится вирусным».
Вот 3 способа получить доступ к позитивному и эмоционально связанному состоянию:
- Присутствовать и действовать в Сейчас. Каждый обладает огромным количеством позитива внутри. К сожалению, в наших положительных эмоциях часто преобладают отрицательные эмоции, которые мы удерживали годами. Часто мы подавляем нашу реакцию на настоящий момент, потому что сегодняшний день глубоко увяз в вчерашнем опыте. Когда мы остаемся сосредоточенными на настоящем моменте, наша эмоциональная реакция становится более адекватной.
- Прекратите говорить такие вещи, как «Я устал», «Мне больно», «Я злюсь». Вместо этого всякий раз, когда возникает побуждение, подумайте или скажите: «Я выбираю быть уставшим, обиженным или злым». Дайте ему немного времени и обратите внимание, как расширяется ваше осознание — вы действительно почувствуете силу, что можете выбирать свою эмоциональную реакцию на все.
- Сделайте паузу, подышите и помедитируйте. Каждое утро выделяйте всего 10 минут, чтобы получить доступ к очень изобретательному состоянию ума. Сосредоточьтесь на вдохе через нос и выдохе через рот. Медитация очищает ваш разум от объема мыслей, поэтому вы можете легче соединиться с тем, что происходит внутри вашего тела. Часто скорость и объем наших мыслей удерживают нас «в голове», и это делает эмоциональные связи немного более сложными.
Где бы вы ни были и что бы вы ни делали, Никки Оуэн и команда Charisma желают вам чудесного Рождества и счастливого Нового года. Спасибо за ваши комментарии, просмотры, интерес и подписку. Харизма течет, когда вы соединяетесь со своим высшим Я, лучшим и самым чистым, что находится внутри. Когда вы верны тому, кто вы на самом деле внутри, вы освещаете мир вокруг себя.