Станислав Гроф. Перинатальные матрицы. Холотропное дыхание. — Психология 108
У истоков трансперсональной психологии стояло довольно много известных психологов. Имена Роберто Ассаджиоли, Абрахама Маслоу, Станислава Грофа, Карла Юнга, Кена Уилбера и многих других хорошо известны, все эти люди разработали свои собственные, по сути революционные методы психотерапии, а иногда и целые новые направления в психологии, и каждый из них, в той или иной мере, способствовал развитию нового направления.
И все же, именно с именем чешского ученого Станислава Грофа чаще всего связывают трансперсональную психологию (ТП). Причина возможно в том, что стоя у самых истоков, именно он проявил наибольшую последовательность в продвижении тех самых идей и озарений шестидесятых годов 20 века, которые легли в основу нового направления. ТП не является ни отдельным методом, ни даже направлением, это сочетание самых разных психотерапевтических методик, порожденных новыми, а по сути революционными для психологии, идеями о человеческом сознании. Само же направление объединяет лишь сходство некоторых базовых принципов, которые основаны на идее реальности надличностных (трансперсональных) переживаний, а также их безусловной терапевтической ценности.
Краткая биография Станислава Грофа
Гроф родился в Праге в 1931 году. Еще в период обучения в пражском медицинском колледже он работает ассистентом у профессора Георга Роубичека, который был известен своими экспериментами с психоделическими веществами и изучением их воздействия на сознание. Молодой ученый получает возможность участвовать в многих экспериментах связанных с этой темой. Кроме того, именно тогда происходит и его собственное знакомство с новым препаратом ЛСД, и приходит тот психоделический опыт, который, как сам Гроф впоследствии говорил, изменил все его представления о сознании.
В 1956 Гроф заканчивает Карлов университет, получает высшее образование (степень доктора) и начинает свою собственную практику психиатра, а заодно продолжает начатые ранее эксперименты с психоделиками. Следующие двадцать лет жизни проходят под знаком исследования воздействия ЛСД-25 на человека, а также разработке соответствующих психологических практик.
В 1967 году по политическим причинам Станислав Гроф получает убежище в США, где продолжает свою работу.
До 1973 года, когда психоделики оказываются под запретом, Гроф проводит буквально тысячи сеансов с ЛСД в ходе которых изучает его воздействие на сознание, как клиентов, так и свое собственное. В 1973 Гроф переезжает в Биг Сюр (Калифорния) и остается там вплоть до 1987 года.
В 1975-1976 году Станислав вместе с женой Кристиной Гроф разрабатывают новый метод, который был призван заменить запрещенное ЛСД, и воздействие которого на сознание кажется похожим — это, так называемое холотропное дыхание, основанное на гипервентиляции легких за счет сильно учащенного дыхания. Метод оказывается весьма действенным и начинает широко использоваться Грофом в психотерапии. В период с 1987 по 1994 год сеансы проводятся для десятков тысяч человек, а сама методика ложится в основу холотропной психотерапии, которая на протяжении этих лет доказывает свою эффективность в качестве терапевтического метода.
Сейчас Станислав Гроф продолжает жить и работать в Америке. За годы своей работы он написал сотни статей и множество книг, которые считаются классикой ТП, а его метод холотропного дыхания широко используется в мире как элемент психотерапии.
Карта сознания Станислава Грофа
В ходе исследований сознания психологи зачастую используют метод самонаблюдения, как единственный, предполагающий непосредственное наблюдение происходящих в нашем уме процессов. Комбинация метода самонаблюдения (интроспекции) и изучения поведенческих особенностей пациентов всегда служила источником основных психологических теорий, описывающих структуру сознания. Утверждение касается большинства теорий личности и методов психотерапии на них основанных. Это в полной мере относится к таким психологическим направлениям как психоанализ, аналитическая психология, психосинтез к идеям гуманистического направления и конечно же к трансперсональной психологии.
Естественно, подобный метод вызывал и по сей день вызывает серьезные претензии со стороны ученых, которые не считают метод интроспекции научным. Безусловно, эти претензии являются обоснованными, ведь интроспекция, как и изучение сознания других людей с точки зрения их свидетельств, предоставляет нам весьма субъективные данные. По этой причине уже на протяжении более чем ста лет многие популярные психологические направления находятся под огнем критики и существуют в научном мире в той или иной степени «на птичьих правах».
С точки зрения такого подхода единственным направлением, в известной мере претендующем на научность, являлся бихевиоризм, который предполагал исследование не сознания, как такового, но поведения, то есть внешних и объективно наблюдаемых событий. Однако очевидно также и то, что непосредственное изучение сознания, его особенностей и закономерностей его работы, в полной мере возможно лишь сомнительным с точки зрения научного подхода методам интроспекции. Именно в силу понимания ситуации многими учеными, эти направления все же допускаются в научный мир и считаются официально признанными.
Тем не менее несмотря на то, что популярные и принятые в научном мире психологические теории (например психоанализ), вполне равны по легитимности другим направлениям психологии, в психологической среде существует критическое отношение к вновь возникающим теориям и методам, и трансперсональные идеи всегда были лидерами по части критического к ним отношения.
Такое отношение вызвано несколькими факторами.
Отношение к трансперсональной психологии в научном мире
Во-первых, трансперсональная психология нередко опирается на непосредственный внутренний опыт индивида без учета принятых в научном мире ограничений, предписывающих достоверно проверять полученную информацию, прежде чем делать далеко идущие выводы.
Так в теории Грофа появляются утверждения о том, что индивид, вследствие испытанного трансперсонального опыта, получал информацию о своем пребывании в утробе матери (перинатальные вспоминания), более того, по аналогии с психоаналитическим факторами развития ребенка, утверждалось, что существует несколько этапов внутриутробного развития, которые оказывают непосредственное и существенное влияние на формирование будущей личности.
*Некоторые трансперсональные психологи идут гораздо дальше, утверждая полную реальность, воспоминаний о прошлых жизнях (метемпсихоз), генетической памяти предков (рода), связи с высшими существами, телепатию и т. п.
Во-вторых, выводы которые делались в процессе оценки опыта индивида и касались мотивов, движущих его поведением, нередко лежали вне концепции понимания человека, исключительно как биологического существа, озабоченного лишь выживанием и получением удовольствия (психологический гедеонизм), что было довольно очевидно с точки зрения научной логики.
Все это приводило к тому, что среди предполагаемых мотивов поведения человека возникали такие, как стремление к самоактуализации, состраданию, альтруистическому поведению, трансформациям, высшему Я и т.п.
Это были мотивы, объяснялись трансперсональными психологами как вне личностные, и более того, как имманентно присущие любой личности.
В-третьих, из подобной позиции вытекали весьма экзотические с научной точки зрения личностные теории, а также и методы психологической работы, зачастую лежащие в области уже больше религиозной, нежели психологической. Масла в огонь подливали известные факты регулярного употребления основателями ТП психоактивных веществ, впоследствии запрещенных в большинстве стран и заклейменных политиками и ретроградной частью социума, как очевидное зло.
Учитывая вышесказанное, уже сам факт относительно широкого признания методов Станислава Грофа представляется как невероятный.
В результате длительного исследования необычных состояний сознания, получаемых вследствие приема психоделиков, а впоследствии и в результате медитативной работы, у Станислава Грофа возникают идеи о необходимости принятия во внимание тех аспектов личности, которые совершенно игнорировались в традиционной психологии, поскольку, по мнению людей не имеющих указанного опыта, не могли существовать в принципе.
Так в психоанализе делался огромный акцент на личной истории индивида, в особенности на тех событиях, которые считались ключевыми и поэтому, оказывали определяющее влияние на дальнейшие модели поведения личности.
Упомянутый аспект развития личности можно назвать «биографическим», и точки зрения традиционных походов, биографический этап начинался с «чистого листа», то есть история ребенка начиналась с момента его рождения, а до этого момента влияние оказывали лишь наследственные признаки. До Грофа период развития ребенка до момента рождения не учитывался по причине того, что как считалось, мозг ребенка в этот период был недостаточно сформирован, чтобы сохранить в памяти такие события, как момент рождения и тем более, внутриутробный период.
Однако, в результате многочисленных и систематизированных исследований (опросов пациентов) измененных состояний сознания (ИСС), Станислав Гроф пришел к выводу, что многие люди испытывали похожие ощущения и переживания, которые можно было объяснить только воспоминаниями различных этапов, не только рождения, но и пребывания во внутриутробном состоянии.
Все это означало, что карта сознания индивида расширялась еще на один период, который был впоследствии назван «перинатальным».
Согласно представлениям Грофа этот период состоял из четырех стадий внутриутробного развития, он назвал их базовыми перинатальными матрицами. И эти матрицы, определяли очень многие особенности поведения ребенка и его роста.
Четыре перинатальные матрицы Станислава Грофа
Первая матрица охватывает период от зачатия до момента первых родовых схваток. Это время характеризуется ощущениями совершенно безмятежного и экстатического состояния покоя, счастья и единства с окружающим миром.
Вторая матрица характеризуется периодом схваток, когда спокойное и безмятежное состояние резко нарушается, матка сокращается сжимая плод, но еще не раскрывается. Этот период несет в себе состояние безвыходности и безнадежности, а для плода наступает настоящий ад. Ситуация радикально изменилась, с блаженной безмятежности, до резко дискомфортной и при этом, не имеющей выхода.
Третья матрица, это время рождения. Этот период характеризуется раскрытием шейки матки и началом движения по родовому каналу. Сложившаяся ситуация двояка, с одной стороны появляется надежда на освобождение из ловушки, а с другой, быстрые перемены означают неизвестность и происходящий из нее страх и ужас. Общий девиз третьей матрицы — борьба за выживание, когда мощные аффективные переживания мобилизуют все скрытые до сего времени резервы психики.
Четвертая перинатальная матрица, это момент рождения, когда плод выходит наружу и пуповина, связывающая его с прошлым перерезается.
Предыдущая жизнь закончилась новым состоянием, символически это означает смерть и новое рождение.
Появившийся младенец чувствует освобождение и последующее экстатическое единение с матерью — источником нового наслаждения, пищи. Поэтому переживание четвертой матрицы сопровождается чувствами открытого пространства, свободы, полета, любви.
Итак если предположить, что идея Грофа имеет право на существование, то очевидно следует, что обстоятельства перинатального периода должны оказывать по крайней мере не меньшее влияние на последующее развитие личности и формирование моделей поведения, чем более позднее развитие, особенности которого имеют такое большое значение в психоанализе. Получалось, что перинатальный период это, ни что иное, как источник самого первого опыта взаимодействия индивида с миром, и обстоятельства этого взаимодействия могли быть весьма драматичными.
По этим причинам Гроф считал перенатальный период особенно важным, а глубокое переживание его стадий во взрослом состоянии несло в себе глубочайший психотерапевтический эффект (на чем и строится во многом терапия Грофа).
Роль перинатального периода в развитии личности
Гроф считал, что пережитый опыт внутриутробного развития, как и самого рождения, хранится в бессознательном человека и оказывает огромное влияние на его психологическое состояние и модели поведения. Кроме того он предполагал, что четыре базовые перинатальные матрицы являются своеобразным связующим звеном между сознанием человека и глубинным бессознательным. Как мы уже упомянули ранее, обстоятельства при которых происходило внутриутробное развитие плода могли быть самыми разными, как благоприятными, так и не очень. По мнению Грофа в эти периоды происходило формирование задатков определенных склонностей и черт будущего характера человека.
Например в период первой матрицы, если беременность была нежелательной, мать употребляла алкоголь или наркотики, находилась в состоянии стресса или депрессии, эти факторы очевидно были негативными и отражались на последующем психологическом состоянии личности, такой человек также был подвержен в дальнейшем подобным состояниям и был куда менее психологически устойчив, чем индивид, первый перинатальный период которого проходил в благоприятной обстановке.
Во время протекания второго перинатального периода вырабатывались условия для настойчивости, терпения, способности к эффективной мобилизации к выживанию, стойкости к жизненным неудобствам и трудностям. Поэтому, в случае, когда этот период был слишком коротким (преждевременные роды), эти качества вырабатывались не достаточно или не вырабатывались вовсе. В противоположном случае, когда этот период слишком затягивался, вырабатывалась склонность к комплексу жертвы, пассивной жизненной позиции, зависимости от других людей и отсутствию самостоятельности.
В третий перинатальный период (период борьбы за рождение) происходила выработка предпосылок к активной жизненной позиции, к достижению цели, храбрости, решительности. В этот период, как и в предыдущий, нарушения развития означают либо задержку во времени, либо чрезмерное затягивание процесса. Если роды происходят слишком быстро, то способности к борьбе и достижению цели не вырабатываются, в противоположном же случае, человек приобретает склонность к постоянному противостоянию с окружающим миром и часто находит для этого веские причины. Поскольку именно эта матрица связана с процессом выживания, то она, по мнению Грофа, была в дальнейшем ответственна за агрессию, склонность к жестокости и подавлению других людей.
В силу перечисленных причин Гроф считал роды исключительно важным периодом, во многом определяющим дальнейшее развитие личности. Отсюда же исходили и его рекомендации — по мере возможности сделать их безопасными, легкими и комфортными. Он считал исключительно важными факторами безусловно позитивное отношение к матери в период беременности со стороны других людей и особенно будущего отца, присутствие которого при родах считалось весьма желательным. Исключительно важным фактором было хорошее психологическое состояние матери как непосредственно при родах, так и в период беременности. Фактически, именно Гроф оказал большое влияние на революцию во взглядах тогдашнего общества на беременность и роды.
Трансперсональный уровень сознания
Огромный опыт Грофа в исследованиях измененных состояний сознания привел его к открытию еще одной области человеческого сознания — трансперсональной.
Эта область означала ВНЕ личностный аспект переживаний человека, в процессе которых были зафиксированы такие явления, как выход за пределы телесной оболочки, ясный взгляд на сознание, когда индивид осознавал себя, как нечто большее, чем просто сумма эго и физического тела, состояния единства и тождественности со всем миром, видение архетипических сущностей, слияние с единым сознанием. По мнению ученого такие состояния означали выход за пределы личного бессознательного в сферу коллективного бессознательного о котором говорил еще Карл Юнг.
Карта сознания Грофа
Попытки объяснить все перечисленные явления привели Грофа к новой концепции сознания, состоящей из четырех основных уровней.
Справедливости ради необходимо упомянуть о том, что Гроф придерживался убеждения, что сознание фактически едино и не имеет каких-либо границ. Тем не менее, если индивид ставил себе задачей исследование собственного сознания (Гроф придавал подобному исследованию огромное терапевтическое значение), то неизменно сталкивался с трудностями о которых говорили еще во времена Юнга и Фрейда. Дело было в том, что огромная часть сознания представляла из себя неосознанные пласты информации или бессознательное, которое вовсе не спешило делиться своим содержимым.
В любом методе психотерапии, связанном с осознанием скрытого материала, известно, насколько сложно получить бессознательный материал, а затем еще и перевести его значение, с языка образов, на понятный человеку язык. Такой процесс всегда связан с тем, что содержимое нашего сознания раскрывается медленно, неохотно, как бы пласт за пластом. Поэтому, все те ученые, которые предлагали свои концепции сознания, неизменно говорили, что сознание состоит из различных уровней: некоторые осознаются сравнительно легко, а некоторые, практически недоступны. Станислав Гроф,считая сознание единым, также признавал его неоднородность и делил на четыре уровня.
Четыре уровня сознания Грофа
1. Сенсорный. Этот уровень является индикатором того, что происходит в сознании и любые наши переживания, на каком бы уровне психики они не происходили,, актуализируются в виде сенсорной активности. Это целый спектр наших ощущений, который условно можно разделить на каналы. Обычно мы ощущаем целую гамму сенсорных переживаний — это эмоции, телесные ощущения, зрительные и звуковые образы и т.п.
2. Биографический. Содержит информацию (воспоминания) с момента рождения и до настоящего момента. Эта информация может находиться, как в области сознания, так и в области личного бессознательного. Условно можно сказать, что биографическое бессознательное это и есть то, что понимается под бессознательным в психоанализе Фрейда.
3. Перинатальный. Уровень, связанный с переживаниями внутриутробных состояний и рождения.
4.Трансперсональный. Основывается на переживаниях измененных состояний сознания и представляет из себя связующее звено между, собственно личностью, и космическими аспектами бытия.
Чисто теоретически большинству людей доступны все четыре уровня сознания, но фактически дело обстоит далеко не так просто. Проблема в том, что начиная уже с биографического уровня, часть информации большинством людей не осознается (находится в бессознательном), а для того, чтобы сделать это осознание возможным, необходимы специальные техники и методики, которые впрочем, также не дают никаких гарантий.
Многие психологические направления подразумевают использование разных техник для того, чтобы сделать содержимое бессознательного доступным. Делается это потому, что в рамках психологических методик, по крайней мере тех, которые заявляют о бессознательных частях психики, считается, что опыт исследования бессознательного имеет важное терапевтическое значение. Речь идет о том, что сама по себе терапия психологических проблем тесно связана с личным опытом индивида по исследованию бессознательной части собственной психики. Для сторонников психоанализа это личное бессознательное, а представители трансперсональных направлений настаивают на обязательном исследовании более глубоких уровней сознания.
По мнению Грофа, как убежденного сторонника трансперсональных методов, глубокая работа с бессознательным является обязательным условием успешной психотерапии. Вопрос лишь в том, какие методы использовать для того, чтобы сделать мир бессознательного доступным.
Холотропное дыхание
Психотерапевтическая идея Станислава Грофа заключалась в том, что активизация содержимого бессознательного приводила к переживанию проблемных и травматичных событий, как биографического, так и перинатального периодов. По мнению ученого, терапевтический эффект достигался уже самим фактом таких переживаний, однако такие методы должны были сопровождаться и обычной психологической работой с клиентом. Конечно не всякому клиенту может быть показана такая терапия, к трансперсональным методам нужно быть готовым, по крайней мере, делать это следует в сопровождении опытного терапевта.
Техника холотропного дыхания была придумана Грофом вместе с его женой Кристиной Гроф после того, как эксперименты с ЛСД были повсеместно запрещены властями. В основе лежал метод гипервентиляции легких за счет принудительного сильно учащенного дыхания, что и приводило к измененному состоянию сознания в ходе которого могли возникать состояния сильной эйфории, галлюцинации, активизироваться воспоминания о важных событиях жизни, как считал Гроф, о периоде до и во время рождения.
Дыхательные техники для достижения ИСС использовались уже очень давно, в восточных учениях, таких как индуизм, буддизм и йога. Примером использования интенсивного дыхания и гипервентиляции легких является йоговский метод пранаяма.
Вот как обычно проходит сеанс холотропного дыхания. Под наблюдением ведущего участники располагаются лежа на полу лицом к верху и под медитативную музыку начинают интенсивно дышать в течении примерно 10 минут. Дыхание должно быть намного более частым чем обычное, однако желаемую частоту и глубину выбирает сам участник. После того, как практик решает что дышать уже достаточно, начинается вторая фаза — глубокое расслабление. Интенсивное дыхание на некоторое время прекращается, и при удачном стечении обстоятельств, участник погружается в состояние измененного сознания. Далее, процесс гипервентиляции повторяется. Такая практика продолжается обычно от полутора до трех часов, иногда проводится в паре, когда один из участников дышит и медитирует, а второй поддерживает его, контролируя процесс со стороны и оказывая напарнику поддержку. Задача такой терапии — достижение глубокого расслабления ума с целью получения особого состояния сознания, в ходе которого могут активизироваться многие вещи, такие как детские воспоминания, воспоминания перинатального периода и даже трансперсональный (мистический) опыт.
Сеанс холотропного дыхания может заканчиваться дополнительной групповой или индивидуальной терапией, могут быть использованы различные арт терапевтические методики, например рисование мандал и т. п.
Критика холотропного дыхания
Холотропное дыхание как психотерапевтический метод, регулярно подвергается критике со стороны представителей других психологических школ. Сомнению подвергается как терапевтический эффект, так и выводы, которые делаются в результате полученного опыта. В особенности ставится под сомнение, связь определенных переживаний с реальной ситуацией рождения и тем более, предшествующего рождению периода.
Конечно, объективно доказать связь переживаний участника семинара с перинатальными событиями невозможно, хотя такая возможность и существует чисто теоретически, вопрос здесь лишь в том, когда ученые откроют такую связь или же напротив уверенно заявят, что есть доказательства ее невозможности.
В случае же переживаний мистического характера, таких как воспоминания предыдущих рождений, свидетельства событий других времен или мест, где индивид явно не был и быть не мог, получение опыта нахождения в теле других людей, животных или даже неодушевленных предметов, то есть всего того, чем обычно так богаты семинары по холотропному дыханию, то можно с уверенностью сказать, что даже упоминание подобных явлений в научной среде не вызовет ничего, кроме сарказма и кручения пальцем у виска. Здесь даже убежденным сторонникам трансперсонального направления, прекрасно ясно, что такие вещи никогда не будут приняты всерьез наукой, по крайней мере без убедительного эмпирического доказательства подобных связей. Но здесь можно задать вполне закономерный вопрос, так ли уж важно знать, как именно интерпретировал свой опыт человек, если он привел его к выраженному терапевтическому эффекту? Ведь вся практическая психология, а трансперсональные методики относятся именно к сфере практического применения, существует в первую очередь вокруг клиента, которому необходима психологическая помощь и психотерапевтический результат. Доказательств же полезности холотропного метода для людей за годы его существования собрано предостаточно. А действенность метода, его практичность, всегда будет самым важным звеном в любой, даже самой экзотической психологической теории.
Так или иначе, холотропное дыхание и сходные с ним методики продолжают свое существование под прицелом скептиков, которые в большинстве далеко еще не определились с отношением к таким способам психологической работы. Ясно одно, метод не является на сто процентов безопасным и некоторые ученые выдвигают мнение, что такая практика ведет к ухудшению работы мозга и к деградации нервных клеток, а вовсе не к его развитию. Тем не менее, о серьезных научных исследованиях посвященных безопасности или наоборот вреду холотропного дыхания неизвестно.
Безопасность при проведении семинара по холотропному дыхания
При проведении подобных тренингов необходимо соблюдать определенные правили безопасности.
Категорически не рекомендуется допускать к участию несовершеннолетних. Дело здесь вовсе не в том, что холотропное дыхание особо опасно для подростков или детей, а скорее в возможных преследованиях со стороны проверяющих организаций.
При проведении тренинга следует позаботится о физической безопасности участников. Поскольку предсказать поведение человека во время сеанса невозможно, следует убрать из помещения все предметы о которые человек может травмировать себя в случае спонтанной и неосознанной двигательной активности. Пол в помещении должен быть мягким, а если этого нет, то нужно застелить поверхность мягкими материалами. В помещении должно быть достаточно места для того чтобы избежать контакта между участниками (по этим причинам работа в паре является весьма целесообразной).
Помещение должно быть хорошо проветрено и иметь возможность для вентиляции.
В период сеанса участникам из за интенсивного дыхания часто бывает холодно, а руки сводит судорога, поэтому в идеале, могут быть необходимы индивидуальные спальные мешки или хотя бы одеяла.
Необходимо, подробно опросить участников на предмет хронических заболеваний и ни в коем случае не допускать участия людей с психическими отклонениями и сердечно сосудистыми заболеваниями.
В идеале, очень хорошо если на семинаре присутствует врач.
Так или иначе, все участники должны четко понимать, что абсолютной безопасности не существует, особенно тогда, когда речь идет о таком потенциально мощном воздействии на психику как ХД, об этих возможных рисках они должны быть проинформированы организаторами.
Заключение
Станислав Гроф является одним из отцов основателей трансперсонального направления, вне всякого сомнения, это один из самых революционных психологов своей эпохи. Его работы уникальны тем, что основаны на реальном опыте работы с измененными состояниями сознания, которого нет, вероятно ни у кого в мире, и, учитывая факт почти повсеместного запрета ЛСД, такой опыт вряд ли появится в ближайшее время. Будучи ученым-исследователем, Гроф изучал уникальный опыт людей именно с точки зрения ученого, а не дилетанта, и этот факт придает этим исследованиям особую ценность и значимость.
Все это означает, что несмотря на понятную критику его методов и теорий, они, как минимум, стоят внимания практикующих психологов.
Реальность сегодняшнего дня состоит в том, что холотропное дыхание является одним из самых популярны тренингов среди последователей трансперсональной психологии. Тот факт, что его использует все больше и больше людей косвенно подтверждает его практичность и целесообразность в психотерапии.
Техника холотропного дыхания по Станиславу Грофу
Здоровье, Психология, Спорт
Содержание
Что нужно человеку для жизни. В первую очередь, кислород, который, попадая внутрь организма, активизирует все процессы жизнедеятельности. Тем ценнее становится каждый вдох. По этому принципу разработано много эффективных практик. Одна из них холотропное дыхание. Что это за техника и можно ли ее практиковать в домашних условиях, пойдет речь далее.
Что дает практика Станислава Грофа
Техника состоит из поочередного выполнения специальных упражнений на дыхание. В результате запускаются механизмы оздоровления, изменяется сознание и восприятие окружающей действительности, ощущается прилив сил, заметен рост личности. Происходит это при определенных условиях, когда в организм попадает много кислород. Ссужаются сосуды, вымывается углекислый газ (происходит резкое снижение уровня СО2 в крови), активизируются процессы в подкорке головного мозга, наступает эйфория, очищается сознание, мысли свободно летают, не путаясь и не обременяя.
Регулярные занятия даже в домашних условиях способны нормализовать эмоциональный фон, избавиться от внутренних переживаний и фобий, позитивно смотреть на мир, лучше понимать других людей и процессы, которые происходят с самим человеком.
История появления холотропного дыхания
Автором методики стал американский психолог Станислав Гроф вместе со своей женой в 70-х годах. Основной задачей ставится улучшение психологического состояния, активизация процессов восстановления после болезни, травм. Аналогами могут служить техники из йоги и других духовных практик, в которых наблюдается и духовное развитие человека.
Многочисленные исследования показывают устойчивый рост самосознания, повышение самооценки. Практика техники дыхания Станислава Грофа в течение полугода имела положительный результат, более высокие показатели исцеления, чем у группы с только терапевтическим воздействием. Эксперименты 2013 года с участием более 11 000 пациентов показали отсутствие побочных проявлений негативного характера, что позволяет его применять для большой категории людей. Наблюдения зафиксировали возможность изменять температуру тела, входить в состояние медитации, моделировать характер с искоренением злости и враждебности.
Основные моменты техники
Упражнения можно выполнять в домашних условиях под сопровождение спокойной, расслабляющей музыки, которая настраивает на созерцание внутреннего мира. Техника заключается в быстром дыхании ртом в течение 2-60 минут и более. Дыхание частое и глубокое. Сеансы проводятся с помощником (ситтером), который наблюдает и контролирует действия холонавта. Можно даже привлекать медицинских работников. В случае неожиданных ситуаций он поможет ему выйти из медитативного состояния. Лечь на ровную поверхность, закрыть глаза, произвольно расставить конечности. Все внимание сосредоточено на дыхании.
Дыхательный темп берется максимально возможный без перерывов. Для новичков рекомендуется набрать опыта. Делать упражнения, начиная с 10 секунд и постепенно увеличивая промежуток. В конце сеанса следует как можно подробнее описать свое состояние, что происходило с сознанием и телом во время выполнения дыхательной техники, можно нарисовать рисунок.
Домашняя практика без досконального изучения холототропной техники самостоятельно не рекомендуется. Противопоказаны упражнения следующим группам: беременным, гипертоникам, заболевания глаз, расстройство психики, глубокая депрессия.
Профессиональные психологи рекомендуют применять технику холотропного дыхания, чтобы справиться с жизненными проблемами, побороть свой страх, при хронических болях, депрессиях, мигренях, ПМС, посттравматических стрессовых расстройствах и других сопутствующих состояниях. Перед выполнением нужно найти опытного, практикующего коуча по данной методике.
Leave a comment
Опасно ли холотропное дыхание? — Самасати
Опасно ли холотропное дыхание? Дыхание кажется простым действием, которое вы делаете почти бессознательно. Итак, вы можете задаться вопросом, зачем вам беспокоиться о том, как вы дышите, если это происходит без каких-либо усилий с вашей стороны.
Наше дыхание связано с каждым действием и эмоцией в вашей жизни, поэтому, когда вы испытываете стресс, ваше дыхание кажется частым и поверхностным. Он ограничивает поступление кислорода в кровоток, который ваш мозг считает угрозой, и поэтому тело готовится к борьбе или бегству.
Когда вы дышите целенаправленно, ваше дыхание становится более глубоким и медленным. Он сообщает вашему мозгу, что все в порядке и что вам можно расслабиться. Ваше тело снова начинает нормально функционировать.
Различные техники дыхания могут оказать на человека огромное влияние. Вот некоторые из форм работы с дыханием:
- Техника 5-4-3-2-1
- Диафрагмальное дыхание
- Дыхание коробки
- Пранаяма
- Холотропное дыхание
Даже если вы раньше занимались дыхательными упражнениями, вам может быть незнаком термин «холотропное дыхание». Эффективность холотропного дыхания изучена недостаточно. Вероятно, это связано с тем, что она отличается от других оздоровительных практик, таких как йога и медитация.
Пожалуйста, продолжайте читать, чтобы узнать все о холотропном дыхании; что это такое, как это работает и потенциальные преимущества этой уникальной техники дыхания.
Что такое холотропное дыхание?
Холотропное дыхание — это терапевтическая дыхательная практика, в которой используются ритмы ускоренного дыхания и музыка для повышения самосознания и эмоционального исцеления. Это имеет такой эффект, потому что практикующие испытывают измененные состояния сознания.
Что такое холотропные состояния сознания?
Психиатры Станислав Гроф и Кристина Гроф разработали холотропное дыхание в середине 70-х годов. Это произошло вскоре после того, как галлюциногены, такие как ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), были запрещены в Соединенных Штатах. Станислов и Кристина считали, что интенсивное рефлексивное состояние, вызванное такой техникой дыхания, может помочь людям выздороветь без необходимости в таких лекарствах. Холотропное дыхание может открыть их разум для глубокого самосознания и даже освободить от прошлой травмы.
Гроф более 50 лет занимается исследованием значительной подгруппы необычных состояний сознания. Он называет эти измененные состояния с исцеляющим потенциалом «холотропным дыханием». Это составное слово, свободно переведенное как «движение к целостности».
По его словам, эти состояния обладают преобразующим и эволюционным потенциалом. Его эвристические перспективы дают революционную информацию о человеческой психике, сознании и природе реальности.
Шаманы переживают эти состояния как часть своего инициатического кризиса, который они используют при работе со своими клиентами. В традиционных культурах эти состояния часто возникают во время ритуалов «права на проход», которые отмечают критические биологические и социальные переходы, такие как рождение ребенка, половое созревание, брак или смерть.
Эти состояния также были описаны в контексте смерти и возрождения в Египте, Греции, Азии и Мезоамерике. Когда люди могли изменять свои состояния сознания, они переживали психодуховную смерть и воскресение.
Его также описывали люди, практикующие различные формы йоги в таких культурах, как буддизм, даосизм, каббала и христианский мистицизм.
Пять компонентов
Холотропное дыхание направлено на доступ к тем частям вашей психики, которые вы не можете достичь в обычном состоянии без использования психоделических препаратов.
Сертифицированный фасилитатор выполняет метод холотропного дыхания с группой, которая затем делится на пары. Один из них — «дышащий», который активно выполняет работу с дыханием, а «ситтер» — поддерживающий наблюдатель, обеспечивающий безопасность «дышащего».
Затем они чередуют эти роли на протяжении всего сеанса. Большинство сеансов длятся два-три часа.
- Холотропное дыхание
Фасилитатор помогает участникам, когда требуется особое вмешательство. «Дышащий» ложится, расслабляется и дышит настолько быстро и глубоко, насколько это возможно. После установления ритма дыхания участники могут в конечном итоге остановиться на немного другом варианте ритма дыхания, который кажется им наиболее естественным.
- Музыка
После установления ритма Холотропного Дыхания играет интенсивная, пробуждающая воспоминания музыка. Он вызывает состояние транса, позволяя изменять состояния сознания. Сеанс обычно начинается с активации темы, которая является динамичной и эмоционально воодушевляющей.
По мере продолжения сеанса музыка постепенно становится более интенсивной и переходит в мощные ритмичные фрагменты. Основная цель состоит в том, чтобы вызвать холотропные переживания. Музыка
интенсивная и высокого художественного качества предпочтительнее для создания положительных впечатлений.
- Снятие кузова
Физическая реакция на холотропное дыхание варьируется от человека к человеку. Он изменяет химический состав тела, высвобождая накопившуюся в нем энергию. Часто сложные эмоции и ощущения разрешаются добровольно. «Дышащий» чувствует себя глубоко расслабленным.
Физические реакции могут быть различными, включая тремор, толчки, кашель, плач и рвоту. Если это дыхание не приводит к глубокому расслаблению, «ситтер» может побудить «дышащего» сосредоточить свое внимание на области напряжения.
- Рисунок мандалы
Когда работа с дыханием завершена, «дышащий» выражает себя через искусство мандалы. Мандалы использовались в лечебных церемониях и ритуальных практиках на протяжении веков. Мандала — это санскритское слово, означающее «круг» или «завершение».
Считается, что искусство мандалы способствует сближению сознательного и бессознательного и способствует осмысленному созерцанию.
- Совместное использование сеансов
Последующие дышащие приносят свои мандалы на сеанс обмена, во время которого
они рассказывают о своем опыте. Фасилитаторы воздерживаются от интерпретации опыта участников. Вместо этого они задают вопросы, чтобы помочь участникам получить дополнительную информацию, чтобы понять опыт с индивидуальной точки зрения.
Преимущества холотропного дыхания
Согласно этому исследованию, чрезмерная частота дыхания может вызывать глубокие сдвиги в сознании. Вы можете найти очень сложные дыхательные упражнения в древней индийской науке о дыхании или пранаяме.
Польза холотропного дыхания для физического здоровья может включать:
- Сбалансированное кровяное давление
- Глубокий, спокойный сон
- Уменьшение ПТСР (посттравматического стрессового расстройства)
- Облегчение мигрени и других хронических болей
- Более сильная дыхательная система
- Более сильная иммунная система
- Выброс гормонов стресса из организма
- Избавление от ПМС (предменструального синдрома)
Эмоциональные преимущества могут включать:
- Самосознание
- Высвобождение сдерживаемых эмоций
- Лечение эмоциональных шрамов
- Уменьшение депрессии и тревоги
- Улучшение умственной концентрации
- Снижение аддиктивного поведения
- Лучший взгляд на жизнь
Потенциальные риски холотропного дыхания
Во время и после сеанса происходит сильное эмоциональное и физическое расслабление.
- Сердечно-сосудистые заболевания
- Проблемы с сердцем
- Высокое кровяное давление
- Глаукома
- Отслойка сетчатки
- Остеопороз
- Недавние травмы или операции
- Люди, регулярно принимающие лекарства, отпускаемые по рецепту
- Панические атаки, психоз или расстройства в анамнезе
- Тяжелое психическое заболевание
- Изъятия
- Семейный анамнез аневризм
Когда человек дышит быстро и усердно в течение длительного времени, он может потерять слишком много углекислого газа. Это делает кровь чрезмерно щелочной, вызывая немедленную физиологическую реакцию, такую как:
- Головокружение
- Покалывание в кистях, руках, ступнях или ногах
- Нерегулярное сердцебиение
- Мышечные спазмы
- Изменение зрения из-за недостатка кислорода
- Звон в ушах
- Изъятия
Холотропное дыхание провоцирует или усиливает сдерживаемые чувства и эмоции. Это может помочь людям с большей терпимостью пережить эти сдвиги и непредсказуемые результаты. Но в то же время может навредить тому, кто имеет проблемы со здоровьем или имеет дело с психологическим расстройством. Хотя это считается терапией с низким уровнем риска, холотропное дыхание подходит не всем.
Как заниматься холотропным дыханием?
Рекомендуется выполнять холотропное дыхание под руководством обученного и сертифицированного фасилитатора. Опыт потенциально может быть экстремальным и эмоциональным. Фасилитаторы помогут и направят вас. Холотропное дыхание иногда используется как часть консультативного плана лечения.
Часто задаваемые вопросы
Безопасно ли заниматься холотропным дыханием?
Холотропное дыхание может вызывать необычные состояния сознания. Во время и после сеанса происходит сильный эмоциональный и физический выброс. Таким образом, он не может быть рекомендован для конкретных лиц. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом, чтобы узнать, подходит ли он вам.
Могу ли я заниматься холотропным дыханием в одиночку?
Метод холотропного дыхания выполняется в группе с сертифицированным фасилитатором. Сессии также доступны в виде семинаров, ретритов или один на один. Обсудите с вашим фасилитатором, какой из них лучше всего соответствует вашим потребностям. Фасилитатор проведет вас через весь процесс.
Может ли работа с дыханием быть вредной?
Холотропное дыхание, выполняемое под руководством специалиста, может принести пользу. Но это может не подходить для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, проблемами с сердцем, паническими атаками или тяжелыми психическими заболеваниями в анамнезе. Перед сеансом вы должны обсудить любые проблемы со своим врачом или фасилитатором.
Является ли холотропное дыхание просто гипервентиляцией?
Во время холотропного дыхания участник вдыхает как можно быстрее и глубже. После установления ритма дыхания участники могут в конечном итоге остановиться на немного другом варианте ритма дыхания, который кажется им наиболее естественным. Следовательно, холотропное дыхание — это не просто гипервентиляция.
Заключительные мысли
Если вы заинтересованы в проведении сеанса холотропного дыхания, всегда рекомендуется исследовать и найти опытного, обученного, заслуживающего доверия фасилитатора.
Обсудите с вашим лицензированным и сертифицированным врачом заранее, что вы надеетесь получить от занятий, и убедитесь, что вы знаете, чего ожидать.
Было показано, что при безопасном и контролируемом использовании такой тип дыхания может принести большую пользу.
Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы доказать его эффективность на людях с уже существующими заболеваниями и психическими заболеваниями. В конечном счете, фасилитатор несет ответственность за обеспечение безопасности участников.
Холотропное дыхание: техника дыхания для достижения измененного состояния сознания
- Дом
- Жизнь
- Жизнь
- Холотропное дыхание: техника дыхания для достижения измененного состояния сознания
Этот метод дыхания, основанный на контролируемых изменениях дыхания, хотя и не для всех, может помочь людям преодолеть свои эмоциональные блоки.
Мы объясняемАвтор: AFPRelaxnews
Опубликовано: 19 марта 2022 г. 09:00:00 IST
Обновлено: 19 марта 2022 г. 09:59:19 IST
Изображение: Фотография ImYanis / Shutterstock
Может ли дыхание определенным образом влиять на наше психическое и психологическое состояние? По словам психиатра Станислава Грофа, определенные методы дыхания, основанные на гипервентиляции, известные как холотропное дыхание, могут помочь человеку достичь измененного состояния сознания, не принимая никаких веществ. Цель? Чтобы исследовать свое сокровенное существо и контролировать свои эмоции.
От ЛСД к гипервентиляции
Истоки этого вида дыхания, холотропного, связаны с запретом популярного вещества в 19 веке. 70-е годы: ЛСД. Это психотропное вещество использовалось психиатрами, такими как Станислав Гроф, для лечения психических расстройств. Специалист продолжил свои исследования и обнаружил вполне законный способ изменить свое сознание и ощутить те же эффекты: путем изменения дыхания.
На разработку своего метода Гроф, известный как один из разработчиков трансперсональной психологии, вдохновился индийским методом дыхания под названием пранаяма, к которому он добавил метод осознанного дыхания под названием ребефинг. Так родилась форма холотропного дыхания.
Из чего состоит
В режиме онлайн или лицом к лицу практикующий врач может провести человека через этот метод дыхания, который может выполняться сидя или лежа. Дыхание — это дыхание не для расслабления, а для своего рода измененного сознания. Продолжительность сеансов может варьироваться от одной минуты до четырех часов, в зависимости от ваших способностей. Обычно это делается с партнером, и людям настоятельно рекомендуется искать эксперта, например, через сеть трансперсонального обучения Grof, особенно для начинающих и сеансов продолжительностью более 15 минут.