«Ужасно боюсь смерти, каждый раз, когда начинаю думать о том, что «там» ничего нет, начинаю плакать, что делать?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ПсихологияФилософия+3
Анонимный вопрос
·
38,5 K
Ответить2УточнитьКонстантин Кошкин
Искусство
20,1 K
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще очень приятный человек… · 10 апр 2020
Через этот «страх» проходят ВСЕ люди. Абсолютно все! Делать ничего не нужно. Перед сном поплачете-поплачете и заснёте. И в какой-то момент, со временем, вы примете эту печальную истину и успокоитесь.
Все религии мира по-своему обнадёживают человека. В христианстве и исламе — человек смертен, вернее смертно его тело, а душа бессмертна. По-настоящему вы не умрёте НИКОГДА и ваша душа будет жить вечно. В буддизме — вы не умрёте никогда, а ваше сознание и душа переселятся в другое тело — вам предстоит бесконечная цепь перерождений… ну и так далее…
Выберете себе религию, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОВЕРЬТЕ во всё на чём она основана и страх смерти уйдёт, так как все религии предполагают жизнь после смерти…
29,7 K
Азгор Чапманов
26 июля 2021
Если судить с точки зрения физики, то небытия не существует. Значит, там не будет пустоты
Комментировать ответ…Комментировать…
Николай Сураев
670
Физик, математик, программист, сисадмин… · 20 мар 2021
Если ты боишься смерти, это значит, что ты ещё не все проблемы решил в этой жизни, ещё не нажился, не настрадался, не налюбился. После того, как человек самоутвердится, выполнит программу своей Судьбы, насладится земной жизнью, страх смерти проходит и он уже ничего страшного не видит в уходе в мир иной.
11,3 K
Татьяна Линькова
26 мая 2021
Вот, кстати да, старики обычно ждут смерти.
Комментировать ответ…Комментировать…
45
Ритуальные услуги. Люблю путешествия и наблюдать за людьми и их судьбами. Интересно… · 25 июн 2021
Почему вам в голову постоянно лезут мысли о смерти,потому что вы боитесь неизвестности,работаю рядом со смертью много лет и могу вам сказать,что даже от мёртвого человека исходит сгусток энергии.Человек умирая переходит в другое пространство,я в этом уверена абсолютно,можно очень много привести доказательств этого.Перестаньте думать о том ,что если вы умрёте,то… Читать далее
Иоганн Смирнов
16 января
Мы думаем о смерти потому ,что человек единственное существо на планете а может и в пределах галактики знающее что.
Комментировать ответ…Комментировать…
Kirill Frolov
12
Сам себе психолог · 10 мая 2021
Не боятся, хотя бы потому, что никто вам из врачей никогда не скажет сколько вам осталось жить, такое только в фантазиях невротиков но не в жизни. А в жизни вы просто рано или поздно умираете, и никогда нельзя почувствовать «приближение» смерти, это все тоже враки. Даже находясь в терминальном состоянии человек вполне отдает себе отчет в происходящем. Может возникнуть… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Алмас Муканов
766
любопытствующий человек · 10 апр 2020
ЛЮДИ,СМЕРТИ НЕТ!!! Впереди нас — бесконечность. А что есть — бесконечность?… Если взять миллиард (лет), возвести его в миллиардную степень, сделать это миллиард раз, всё это повторить миллиард раз, то полученное количество лет бедет мигом по сравнению с бесконечностью. Личность — есть память (по современным научным понятиям), следовательно. это комбинация… Читать далее
13,1 K
Комментарий был удалён за нарушение правил
Комментировать ответ…Комментировать…
Елена Александровна Гудвил
156
Учитель немецкого, работающий мастером маникюра · 28 апр 2021
Эта боязнь в действительности является боязнью неизвестности, поскольку смерть для многих является тайной. Поэтому, когда кто-нибудь умирает, используют эвфемизмы, говоря, что он «спит», «упокоился», «закрыл глаза» или что-то подобное. И народные обычаи в связи со смертью покоятся на древнейших традициях и полных таинств суеверных представлениях. Библия не говорит, что… Читать далее
Анна Маркс
18 октября 2022
Тогда вопрос, к притче о «Богаче и Лазаре» , вроде… О чем же тогда эта притча?
Комментировать ответ…Комментировать…
Алексей Монастырёв
528
Размышлятель · 10 апр 2020
Не бойтесь, нас всех оживят люди будущего . Прогресс науки позволит сделать это и мы будем жить вечно . Да и кстати, если после смерти, человек ни чего не чувствует и не о чём не жалеет то и потере жизни он переживать не будет . То есть, пока жизнь есть, она не потеряна и следовательно переживать нечего, а если Вы её потеряли то и переживать уже не сможете . Вот, ну и… Читать далее
14,0 K
Татьяна Линькова
26 мая 2021
Да, зачем им нас оживлять то. Сейчас уже проблема перенаселения планеты остра.. А в будущем то и подавно, мы будем лишними.
Комментировать ответ…Комментировать…
Віталій Новак
11
Люблю принимать учатие в дискуссиях на темы, связанные со скрытыми чувствами людей в… · 26 апр 2021
Если ты вериш, что «там» ничего нет, то боятся нечего, ведь твоего сознания не будет, и все равно, что происходит. Вспомни что-нибудь до своего рождения. Ты боишся, что там ничего небыло? Если не страшно не существовать до рождения, то после смерти будет тоже самое. Бояться надо того, что после смерти есть другой мир, и ты ответишь за все то, что сделал на Земле: либо… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Анонимный ответ15 июля 2021
Мне тоже очень страшно от этого, каждую ночь с 11 лет об этом думаю.
Я не могу насладится моментом счастья потому что все время думаю о том что оно закончится, это реально мешает мне жить
Анна Маркс
18 октября 2022
Это определённо к психотерапевту. Очень помогает.
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыт(Почему?)
Страх смерти и как его преодолеть
01 октября 2022 г. , 21:49
Автор: О.Н. Литвинова
Года четыре
Был я бессмертен.
Года четыре
Был я беспечен.
Ибо не знал я о будущей смерти,
Ибо не знал я, что век мой не вечен.
(С. Маршак)
Фильм «Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»
Страх смерти есть у всех людей, но степень проявления его разная. Есть две непреложные истины: первая – все умрем, вторая – неизвестно, когда.
Навязчивый страх смерти, или говоря научным языком — танатофобия, один из самый распространенных страхов. Танатофобия — страх вне источника угрозы. Ведь пока мы живы, смерти нет! А когда она приходит, нас уже нет!
Впервые страх смерти появляется возрасте 3-5 лет. В 5-8 лет дети особенно чувствительны к угрозе возникновения болезни и смерти.
Если в 4 года моя дочь спрашивала «Мамочка, ты не умрешь? Сколько ты проживешь на свете, 100, 200 лет?», то в 6 она говорит со слезами в голосе: «Мамочка, я не хочу, чтобы ты умирала! Мама, как это тебя не будет? Я хочу, чтобы ты жила всегда! Я тоже хочу жить всегда!»
Когда человек думает о смерти, он боится прежде всего:
- — Не существования, отсутствие реальности — небытия;
- — Неизвестности. Почему вы умрете, что будет после;
- — Потерять контроль над ситуацией;
- — Заболеть неизлечимой болезнью и умереть в мучениях;
- — Покинуть близких и мысли о том, как они будут жить без Вас;
- — Потерять «лицо» перед лицом смерти.
Чего боишься ты?
Как можно уменьшить страх смерти:
— Повтори эти строчки несколько раз: рождение — жизнь — смерть — неизбежный цикл. Ты усилием воли не можешь отменить свое рождение, так же не можешь отменить свою смерть.
— Тебя будут помнить! Чем больше ты сделал для детей, для родных, для человечества, тем крепче будет память о Тебе. Это непреложная истина. Ты не исчезнешь бесследно. Поэтому чем трястись от страха, думая о смерти, сотвори добро. Можно вести дневники, записывать интересные наблюдения из жизни детей и просто соседей, кулинарные рецепты. Например, в доме мужа жил старик, который летом под окнами сажал цветы и грозно кричал на ребятишек, чтоб не топтали, а зимой выходил с лопатой и строил снежную гору для них. Дедушки уже лет 30 нет в живых, но каждую зиму жильцы вспоминают его добрым словом, когда выпадает снег, и каждую весну, высаживая цветы под окнами «его» квартиры, произносят: «А помните, Иваныч сажал здесь нарциссы!»
— Если ты — человек религиозный, то тебе проще примириться со смертью. Религиозные люди знают, что их ждет впереди и меньше страшатся неизвестности и небытия. Даже если ты не веруешь в Бога, то все равно, где-то там, в глубине себя веришь, что «что-то там есть».
— Если страх смерти «зашкаливает», если он превратился в фобию, не откладывай встречу с психологом. Он, как любая фобия имеет тенденцию усугубляться. В любом случае, даже если он (страх) не достигает размера фобии, найди человека, кому ты доверяешь, и поговори об этом. Как часто ты об этом думаешь, чего именно ты боишься.
— Позвольте себе не бояться жизни, ведь танатофобия — страх жизни. Живи, как тебе хочется, и как тебе можется, и как тебе полагается, а не как кому-то надо. Какой смысл тратить драгоценные минуты жизни на страх? Прими решение сейчас встать и начать делать то, что когда-то хотел сделать, но почему-то не смог. Пойди на улицу играть с ребенком, купи удочку или велосипед, запишись в кружок рисования или в театральную студию, купи билет на поезд Москва-Пекин или ударную установку:)
Что, слабО? А бояться 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году не слабО?
— Твоя смерть — это часть твоей жизни. Как только ты это примешь, страх смерти перестанет властвовать над ней. Даже если ты болен и есть много шансов умереть, всегда есть шанс жить. Помолись Богу, попроси друзей и знакомых вознести за тебя молитву.
— Если ты уверен, что жизнь дальше не принесет тебе ничего хорошего, что с годами будет только хуже, то у тебя есть все шансы запустить механизм, укорачивающий твой жизненный путь. Если ты потерял смыслы, найди их. Если самому найти не получается, обратись за помощью к профессионалу (то бишь к психологу). Известны факты, что люди больные раком 3 и 4-й степеней, прожили не один десяток лет, чтобы вырастить маленьких детей, увидеть их свадьбу и подержать в руках внуков. Даже если ты пока одинок — это не диагноз, была бы цель.
— Будь оптимистом, оптимисты умеют находить положительные моменты в любой отрицательной ситуации. Не бойся смерти, будешь жить дольше.
— Ты материалист? Так что с того? Все равно никто не знает, не видел своими глазами, что там, после смерти? Все это домыслы. Страх смерти подогревается именно неизвестностью.
— Ты боишься боли? Но когда человек мертв, он не чувствует боль.
— Постарайся отнестись к смерти с юмором. Помни, что юмор помогает жить. Почитай анекдоты про смерть, скорее всего они помогут жить и относиться к смерти более философски.
И напоследок, анекдот. В одном доме жили два однофамильца. Один из них умер, а второй уехал в Африку. После прибытия на место, второй послал своей жене телеграмму, но почтальон ошибся и вручил её вдове. Вдова, прочитала её, упала в обморок. Телеграмма гласила: «Добрался благополучно тчк пекло страшное»
Желаю всем здоровья и долгих лет жизни!
Конец статьи О.Н. Литвиновой
Тема смерти. точнее страха смерти — нередкая на психологической консультации.
— Понимаешь, мы с женой всю жизнь пахали. Налаживали жизнь. Сейчас впервые появилось свободное время. На днях захожу домой, а он пустой. Вся семья разъехалась. Мне стало так страшно. Дети скоро будут жить отдельно, детей уже новых не будет. Да и сейчас со старшими у нас нет общих тем. Мне страшно. Одиноко. Мне кажется, что завтра уже смерть.
И что делать? Смотри консультацию Мужские страхи: одиночество и смерть
- Страх смерти
Комментарии (27):
Гость, 13 июня 2014 г., 21:43
Спасибо вам!
Гость, 24 апреля 2017 г., 12:13
Благодарю за статью. Но как начать что-то делать, если нет ориентиров…
1
ответ
Гость, 01 мая 2017 г., 07:47
Ступени эволюции: Мертвое — Живое — Разумное — Бессмертное… В средние века специалисты учили не бояться чумы, а принять ее как данность, как наказание от Бога. Но потом нашлись другие специалисты, и стали учить, что чума — это никакая не данность, а болезнь, и ее можно лечить. И как только чуму перестали считать данностью, а стали считать болезнью — от нее избавились. Сегодня аналогичная ситуация повторяется со смертью. Опять специалисты учат не бояться смерти, а принять ее как данность от природы, Но все больше сегодня появляется специалистов, которые учат, что смерть — это такая же болезнь, а никакая не данность, и от нее можно избавиться. Переход от разумной смертной жизни к разумной бессмертной — это всего лишь следующий эволюционный шаг, который неизбежен. Мы можем ускорить его, если будем не внушать себе, что смерть — это неизбежность, а напротив, внушать себе, что смерть — это болезнь, от которой можно излечиться.
3
ответа
Гость, 19 августа 2017 г., 21:58
Спасибо! Такой вариант гораздо лучше! Иначе, у меня порой, возникает апатия, что либо делать, мечтать, менять так как думаю — все равно умрем, зачем все…
Гость, 21 января 2018 г., 17:57
Полностью с вами согласен, не понимаю почему основные ресурсы ученых не уходят на, развития генной инженерии, нейрохирургии, развития медицины в целом, за столько лет, в клонирование так мало про движений, клонировать полностью себя это бред конечно, но вот донор из клона был бы идеальный , хоть голову пересаживай, и на планете столько удивительных существ неспособных умереть своей смертью, что аж обидно что генная инженерия развивается то же довольно медленно (( как по мне не слабую роль в этом сыграли различные религии, веками жгли ученых, промывали мозги людям своими сказками о жизни после смерти, да так хорошо промыли что даже сейчас когда люди смотрят на другие планеты, понимают процессы старения знают что не все живое в этом мире стареет так быстро или не стареет вовсе. … спокойно принимают смерть, оправдывая это тем что смерть необходима а иначе всем еды и воды с местом не хватит, что это замысел божий … бред же, чем дольше средняя продолжительность жизни тем меньше рождаемость , что вполне естественно … да и с развитием генной инженерии проблем с едой точно уж не будет….. да и нет некого замыла, благодаря медицине, человек и так неслабо отодвинул смерть, находя болезни и способы лечения, меняя давшие сбой органы как детали, так что очень плохо что люди предпочли принять проблему как должное, пройдет ещё не один век прежде чем люди поймут, что эволюция нам дала всё для того что бы самим управлять своей жизнью, пусть лишь единицы умны настолько что бы двигать науку вперёд, но и им мешают, как и столетия назад суют эти религии куда не надо, изжили они себя….. Наверное от понимания того что естественная смерть, всего то исправимая ошибка природы, а не неизбежный конец и понимания того что на твоем веку, эту ошибку не исправят и приводит к страху, я бы сравнил бы наше поколение с людьми умирающими от жажды в пустыне находясь в 200 метрах от спасительного оазиса обессиленные и не способными добраться до него …. .
Гость, 15 июня 2019 г., 05:26
100% правда
Гость, 04 октября 2017 г., 07:44
Как же раздражает, когда в статьях по психологии появляется религия. Да, быть религиозным проще, но ты уже не религиозен и религиозным не станешь (это твой выбор). В итоге у тебя появляется большая проблема со страхом смерти и страхом отсутствия реальности (отсутствия сознания, отсутствия тебя, невозможности осознания даже своего отсутствия), ты шерстишь интернет и вместо понимания и помощи натыкаешься на религию, что как плевок в душу. Алё, это очевидный факт, что религиозным проще справляться со страхом смерти, мне никак упоминание об этом не поможет. Зачем этот пункт вообще вставлять, лучше бы помогли тем, кому сложнее. Или вы просто не способны нормально и с пониманием относиться к людям с другим мировоззрением?
1
ответ
Гость, 19 декабря 2017 г., 17:35
Да, я согласна, с религией пишут прописные истины. А как быть неверующим или еще не определившимся? Мне кажется, что Вам поможет не читать психологические сайты, а попытаться поискать научные факты, причем с разных сторон. От математиков, которые изучают пространство чисел вообще, бесконечно малые и бесконечно большие величины, до астрономов, публикующих в Сети достижения современной науки об освоении и изучении космоса. Все, что не разгадано, не исследовано, еще не изучено человеком — там-то и таится этот ответ. И узнаем его или мы (но через годы), или наши потомки. Тоже говорю прописную истину и банальщину, но хочу утешить и поднять настроение.
Гость, 20 октября 2018 г., 22:56
Очень классная статья. Мне прям легче стало. Спасибо…
1
ответ
Гость, 02 марта 2019 г., 07:21
Что делать, если в 25 тоже присутвует страх смерти и остановки сердца?
1
ответ
Гость, 16 марта 2019 г. , 15:39
Мне 39 лет, первый страх смерти и остановки сердца появился в 24 года. По сегодняшний день употребляю валериянку, корвалол, фенозепам. Ходила к психиатру, направил в стационар, но я отказалась. Так как посмотрела на людей, которые проходят там лечение — они просто чуть ли не-овощи. Сколько лет на роду написано, столько и проживу. Уже сильно не зацикливаюсь на этом страхе. И вам советую — не зацикливайтесь. Больше гуляйте, отвлекайтесь хотя бы просмотром телевизора, уборкой квартиры, приготовлением еды. Поход в магазин. Займите себя чем нибудь, чтоб не было времени думать о смерти. А так мне очень интересно — много нас таких?
4
ответа
Гость, 19 апреля 2019 г., 04:22
Много. Просто люди скрывают это. О таком не принято говорить. Но люди в глубине души мучаются…
Гость, 04 мая 2019 г., 02:32
Я в том числе, статья не помогла. Советы тоже. Проблема в принятии, а принять то, чего не осознаешь — сложно. Помогите.
2
ответа
Гость, 05 мая 2019 г., 22:29
Во время затяжного стресса на работе постоянно горело в груди и однажды резко кольнуло в области сердца — помутнело в глазах — мелькнула мысль — смерть. Отпустило. И понеслось — панические атаки — жуткая депрессия. Посещение бесплатного психотерапевта не стало решением проблемы, но дало пищу для анализа и поиска средств для избавления от этого кошмара. Стал читать статьи про эту проблему и понял главное: бег от страха (отвлечение мыслей, избегание ситуаций и т.д.) — это его подпитка. По советам излечившихся от этого недуга, во время очередной панической атаки принял удобную позу и приготовился умирать в полном смирении, повернувшись «лицом» к страху. Паническая атака быстро закончилась, пришло осознание победы над страхом, наступило расслабление. Конечно же это не стало резким исцелением и атаки повторялись, но становились все реже и слабее. Позже я понял причину неприятных ощущений в груди и области сердца — межреберная невралгия от постоянного напряжения от переживаний во время стресса. Теперь постоянно делаю зарядку, пью витамины, чаще гуляю, стараюсь спать не меньше 8 часов. Стал возвращаться вкус к жизни. Во время недуга очень много мыслей крутилось вокруг смерти. Я понимаю, что смерть неизбежна, но стараюсь себе внушить: все будет хорошо в любом случае; смерть не нужно ждать, лучше прожить бесстрашно пять лет, чем мучиться страхами 10; все чему суждено случиться — случится, но маловероятно, что случится то, что ты себе надумал. Помогает осознание того, что по сути в жизни вокруг ничего не изменилось, кроме моего отношения ко всему — его поменял страх. С ним и нужно бороться. Самое главное — не ждать мгновенного результата — ни одна болезнь не лечится быстро могут потребоваться месяцы. Хочу занять йогой — говорят помогает психику вернуть в норму. Желаю всем здоровья.
2
ответа
Гость, 11 февраля 2020 г., 19:48
Спасибо за Ваш комментарий!
Гость, 18 сентября 2020 г., 15:18
У меня тоже самое сейчас. Стало страшно. Ничего не радует. Мысли одни и те же. И так по кругу. Ни антидепрессанты, ни уговоры — ничто не помогает.
Гость, 14 февраля 2020 г., 15:44
Ответ на ваш вопрос содержится в самом вопросе) принять то, что не осознаёшь — сложно, следовательно, если приближаться к большему осознанию будет становиться проще. Некоторые авторы советуют приблизиться к смерти в своей жизни отправившись, например, помогать смертельно больным людям в больницы. Попомогаете кому-нибудь, познакомитесь с ним, поселится его образ в вашей душе — а затем раз, и нет человека. Тогда осознания будь не избежать. Быть может прогулки по кладбищу помогут.
Гость, 15 мая 2019 г., 14:06
Вообще психологи здорово помогают разобраться с такими страхами. Отмечу: помогают, а не избавляют. Но видимо это в крови у русских довести себя неэффективными способами помощи/самопомощи до ручки, а потом воспользоваться тем, что реально помогает другим)
Гость, 20 января 2020 г., 12:25
Загуглите, реинкарнация научно доказана, и всё)))
1
ответ
Гость, 04 июля 2022 г. , 13:03
Загуглила: С точки зрения современной науки, не существует ни одного достоверного научного подтверждения существования феномена реинкарнации.
Гость, 20 июля 2019 г., 18:10
У меня очень сильный страх про смертельную болезнь, очень прям, СПИД там рак и так далее, я даже эти слова писать еле-еле могу и не люблю такие слова читать. Как от этого избавиться?
1
ответ
Гость, 03 сентября 2019 г., 16:01
Страно, но у меня все не так: я боюсь смерти родителей. Отец скоро выходит на пенсию в 55, у матери пробивается седина, ей 43. Я помню период, когда у меня был страх за себя, но он начался в лет 6 и к нынишним 23 в принципе был подконтролен, подавлен разумом, но от мысли, что случится с ними меня бросает в ужас, я просто рыдал как ребенок несколько дней, когда думал про это. Не знаю, что думать, но хочу провести с ними больше времени, делать для них больше, просто обнять и поговорить, закончить универ, ведь они всегда говорят «учись сынок стань врачом выбейся в люди». Вот даже сейчас текут слезы от понимания безисходности и беспомощности. И самое обидное, что вобщем в мире, что причины старения и запраграмированой смерти уже извесны, но из-за недостатка внимания эти иследования неособо продвигаются, и да, в 2014 было подана петиция, что смерть считать болезнью, и на иследования внести все силы мира, на борьбу с ней, но все безуспешно, и я сомневаюсь, что вечную молодость будут раздавать всем и за бесплатно и скорей всего это будет как всегда доступно еденицам.
Гость, 19 января 2020 г., 23:16
Каждый человек ищет ответы на эту тему в разные периоды своей жизни. У меня умер любимый мужчина. Это больно и страшно. Некоторое облегчение и понимание ситуации мне дали книги Аллан Кардек «Книга духов» и Кэннон Долорес «Между жизнью и смертью». Буду рада, если эта информация поможет еще кому-то.
Гость, 04 апреля 2020 г., 12:50
Спасибо за статью! Я искал давно такую статью, потому что я очень боюсь смерти. У меня танатофобия. И я многое узнал о нем.
1
ответ
Гость, 02 июля 2020 г., 21:43
Прекрасные комментарии, отличная психотерапия. О смерти думать не стоит еще и потому, что организм мудро устроен: системы, органы могут восстанавливаться даже тогда, когда это кажется парадоксальным. Центр управления — голова, наши мысли, наш настрой — они часто играют решающую роль в восстановлении организма. Поэтому, следим за гармонизацией: даём нашему мозгу обрабатывать только полезную и целебную информацию и воссоздаём себя. Вот над этим стоит работать. Кому помогает молитва, обращение к Богу — молитесь. Кому помогает психотерапия — пользуйтесь, настрои Сытина в помощь. Короче, работать надо над позитивным мышлением, учиться лечить себя и уметь расслабляться, задействуя все органы чувств (всё что приятно глазу, уху, носу, телу). Задача — окружать себя красотой, творить добро, быть гармоничным, принимать любую болезнь как подсказку, как двигаться дальше. Родители — щемящая тема. Но законы те же — радовать, заботиться, развиваться вместе. Ну где здесь место для мыслей о смерти, когда такие задачи для жизни?
Гость, 06 сентября 2020 г., 23:53
Мне 14, и я очень боюсь смерти, все мысли что смерть неизбежна, я знаю, что после смерти будет как до рождения, мне плохо.
1
ответ
Гость, 13 сентября 2021 г., 02:46
А как было до рождения?
Материалы по теме:
31 дек. 2009 г.
Мужские страхи: одиночество и смерть
На консультации мужчина 50 лет. Очень нервничает. Дважды начинает разговор. Берет паузу. Выходит. Не может сидеть и смотреть на меня. Встает. Идет к окну. Понимаешь, мы с женой всю жизнь пахали. Налаживали жизнь. Сейчас впервые появилось свободное время. На днях захожу домой, а он пустой. Вся семья разъехалась. Мне стало так страшно. Дети скоро будут жить отдельно, детей уже новых не будет. Да и сейчас со старшими у нас нет общих тем. Мне страшно. Одиноко. Мне кажется, что завтра уже смерть. ;;
2Подробнее
01 окт. 2022 г.
Отношение к собственной смерти
Отношение к смерти полностью задается местной культурой — местной религией, установками семьи и ближайшего окружения. Дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Жизнь и смерть
Смерть — прекращение жизни.
3Подробнее
Как не бояться своей смерти
Нужно знать
Твоя гибель неизбежна. Я надеюсь, что это не будет слишком сильным шоком. Я согласен, что краткость человеческого существования надоедает. К счастью, для большинства из нас этот ужасный факт обычно витает где-то за пределами нашего сознания: мы «осознаем» свою смерть, но не боимся ее постоянно.
Однако неизбежно бывают моменты, когда реальность нашей возможной смерти поражает нас в новом, более холодном свете. Близкий звонок демонстрирует хрупкость жизни, или смерть любимого человека напоминает нам, что никто не свободен от конечного предназначения человечества. Даже разговоров о смерти, как сейчас, может быть достаточно, чтобы вызвать размышление о конце, а вместе с ним и содрогание страха перед собственным исчезновением.
В эти мгновения, когда ваше ожидание разврата проявляется заново, факт смерти переживается по-новому. Вместо того, чтобы просто быть «известным», как еще одно банальное утверждение о мире — «Небо голубое». Я умру» — ощущение своего конца ощущается глубже и непосредственнее. В таких настроениях страх смерти просачивается в ваше осознание себя как личности; его потрясающая неизбежность и окончательность заставляет вас чувствовать себя маленьким и бессильным. Это страх смерти на экзистенциальном уровне, вызванный почти немыслимым представлением о том, что есть и всегда будет только один из вас — и рано или поздно он исчезнет, оставив в других лишь воспоминания. бывшие существа. Страх смерти в том виде, в каком я его здесь обсуждаю, связан не с практическим беспокойством о том, кто погасит ваш долг по кредитной карте после того, как вас не станет: он связан с тревожным фактом, что человек, заработавший этот долг, в первую очередь, всего лишь мимолетная крупица события в бесконечной истории Вселенной.
Страх смерти также усиливается, когда мы думаем о том, насколько вредна для нас смертность – что нет в жизни большего удара, чем прекращение жизни. Как заметил философ Томас Нагель, смерть — это величайшее лишение. Всегда есть еще жизнь, которую нужно прожить, и это больно, когда ее отнимают. Лучший способ справиться с этим страхом, пожалуй, — созерцать почти невыносимую мысль о своем будущем отсутствии: однажды на семейных обедах для вас уже не будет приготовлено место. На следующий день после вашей смерти газета будет выходить так же, как и накануне. А наутро после ваших похорон друзья приготовят себе утренний кофе. Однако вы уйдете навсегда, и это, безусловно, ужасное препятствие.
Так что страх смерти ужасен на вид – и поэтому, естественно, есть что преодолевать. В самом деле, стремление преодолеть страх смерти, как я полагаю, стимулировало множество размышлений в течение времени, проведенного человечеством на Земле: можно даже сказать, что разработка того, как помешать или, возможно, приспособиться, смерть лежит в основе огромного количества культурных достижений. Страх конечности — мощный двигатель.
Так как же можно побороть страх смерти? Одна из популярных стратегий — планировать продолжение жизни, которое, как обычно ожидается, будет происходить в другом, более счастливом мире. Воскресение, будь то человеческое или иное, завоевало очень много сторонников. И было несколько религий, а также философов, которые провозгласили взгляд на время как на цикличность: мы делали это раньше, и мы будем делать это снова. Смерть как интерлюдия.
У этих тактик и идей, безусловно, есть что предложить. Но пока отбросим всякую возможность жизни после смерти, чтобы у нас осталась часто ужасающая мысль: ты есть, но однажды тебя не станет. Есть ли веские философские причины не бояться этой пропасти — между бытием и небытием? В этом Руководстве я предложу несколько основанных на философии причин не бояться собственной смерти — и в этом смысле я надеюсь, что здесь есть что-то полезное, чтобы облегчить бремя глубоко тревожного экзистенциального состояния, в котором мы все находимся. посчастливилось найти себя.
Что делать
Жизнь древнегреческого философа Эпикура, жившего в городе, проходила между 3 и 4 веками до нашей эры. Его философия сегодня популярно оформляется как некий легкий гедонизм: чувственный, радостный, намек на роскошь, озорной второй бокал вина. Хотя сам Эпикур, вероятно, не был таким зашоренным и лишенным воображения искателем удовольствий, как предполагают эти клише, они дают представление о его мировоззрении.
Для него целью жизни человека является достижение счастья. Эпикур интерпретировал это как отсутствие боли, а не как позитивную программу потакания своим желаниям, скажем, соблюдения строгого графика оргий или выпивания фляг с опиумом по утрам во вторник. Он понимал, что какое бы временное возбуждение ни вызывали такие занятия в данный момент, оно, вероятно, будет хорошо уравновешено суровой ценой, которую придется заплатить позже. Поэтому вместо этого Эпикур рекомендовал (несколько разочаровывающе) число 9.0009 умеренность , что приведет к освобождению от боли и страданий, что, в свою очередь, принесет достойную меру счастья и, следовательно, хорошую жизнь. Наши ограничения, наша скудная уверенность находятся в центре системы мысли Эпикура, и именно в этом контексте смягчения боли и накопления мягкого счастья, по его мнению, необходимо понимать страх смерти. Эпикур и его последователи считали, что страх смерти вреден для наслаждения нашей жизнью, и поэтому демонстрация того, почему этот страх необоснован, способствует общему гедонистическому проекту хорошей жизни.
Согласно этой традиции, первое, что нужно сделать, чтобы преодолеть страх смерти, — это попытаться сформулировать для себя, каково было бы быть мертвым. Представьте себе себя , но не живым — мертвым. (Помните, мы отбросили загробную жизнь.) Как вы быстро поймете, в центре этого первого действенного пункта находится неразрешимое противоречие. Вы не можете себе представить, каково это быть мертвым, потому что смерть — это отсутствие существования. Воображать буквально нечего, потому что само ничто нельзя вообразить. Нет перспективы, нет взгляда из небытия, ничего, к чему можно было бы приблизиться. Такова первая рекомендация: осознайте, что смерть — это не опыт. Сама смерть на самом деле не вещь вообще. Говоря словами Эпикура: «Смерть для нас ничто».
Чтобы довести до конца, обратимся к римскому поэту Лукрецию. Он был более соленым и ироничным эпикурейцем более позднего поколения, I века до н. э., чья беспримерная поэма «О природе вещей » вызвала недовольство ранних христиан из-за своего криптоатеизма. В поэме Лукреций предлагает идею, позже названную «Аргументом симметрии», которая намекает на второе, что вы должны сделать, чтобы преодолеть страх смерти: попытаться вспомнить, что было до вашего рождения. Не то, каким был мир, что составляет задачу исторического воображения, а то, каким он был до будет вами — до того, как вы были созданы. Вы обнаружите, что дородовое существование — это не то, о чем можно подумать, тем более пережить. Симметричная часть аргумента, конечно же, заключается в том, что вам так же трудно представить, что значит быть мертвым. В самом деле, согласно Лукрецию, ты-предсуществование — это то же самое, что смерть или постсуществование: и то, и другое предполагает отсутствие тебя. Без сомнения, вы не боитесь своего пренатального существования, и логически говоря, учитывая их эквивалентность, следует, что вы должны бояться смерти точно так же, как и не бояться вообще. (Как выразился писатель Владимир Набоков в своих мемуарах: «здравый смысл подсказывает нам, что наше существование — лишь краткая трещинка света между двумя вечностями тьмы».)
Это подводит нас к третьему шагу, который нужно сделать, чтобы успокоить вашу экзистенциальную тревогу: выяснить, насколько «ничего» — небытия — можно обоснованно бояться. То есть есть ли веские причины для того, чтобы ваша надвигающаяся смерть вызвала эмоцию страха? Разумно бояться вещей до такой степени, что эти вещи могут причинить вам вред. Было разумно нервничать по поводу ядерного оружия в эпоху холодной войны; разумно опасаться, что человечество превращает земной шар в сауну; и разумно, чтобы ваше сердце выстрелило, как из требушета, в горло, когда ваш партнер сказал вам слова: «Нам нужно поговорить». Все это опознаваемые угрозы, которые предвещают ужасные переживания. Ни один из них не поможет нам в достижении нашей эпикурейской цели быть счастливыми, и поэтому их обоснованно опасаются.
Но сама смерть, а не процесс умирания, который представляет собой нечто иное, кажется, не из тех вещей, которых можно обоснованно бояться, потому что это ничто. Нет ничего неудобного или обидного в том, что может быть мертвым. Это не значит, что вас лишают жизни или более счастливых лет, потому что, опять же, вы просто не там , чтобы быть лишенным в первую очередь. Для вас негде найти вред от смерти, поскольку смерть — это не состояние бытия. Это не то, что, строго говоря, происходит с вами, и поэтому не может быть вредным. (Никто не сказал бы, что святому Франциску Ассизскому 9 лет.0009 больше мертвых, чем панк-рокер «GG» Аллин, потому что Святой Франциск умер давно.) Смерть — это отсутствие события; это вообще не событие и не вещь, потому что такой вещи, как вы, больше нет. Даже то, что вы видели во сне или воображали, — скажем, незнакомец, молча стоящий у вашей кровати, когда вы просыпаетесь, — имеет некое существование, необходимое для того, чтобы быть разумным объектом страха, даже если оно оказалось тенью дерево. Сама смерть не обладает этим качеством. И Лукреций добавлял: так же неразумно бояться небытия после жизни, как бояться небытия до рождения.
Это суть аргумента Эпикура и Лукреция о том, почему нет веских причин бояться смерти. Обратите внимание, что их аргумент не говорит о страхе, что другие умрут, что является вполне разумным беспокойством, которое мы, возможно, должны усилить, учитывая, что страх смерти других людей может сделать нас более чуткими к их потребностям. Нет, эпикурейский аргумент против страха смерти касается только вашего собственного «я» и его распада.
Когда я обдумываю эти шаги, я обнаруживаю, что их эффективность во многом зависит от моего настроения. Мне нравится мысль о том, что я могу интеллектуализировать страх смерти, как если бы простых философских размышлений было достаточно, чтобы придать мне смелости. И когда я особенно подавлен или отрешен от мира, возможно, есть проблески утешения от аргумента, что смерть — это ничто. Но обыкновенно такой ход мыслей не совсем снимает страх смерти (рискну предположить, что и у вас страх еще в какой-то степени присутствует).
Эпикур узнал это. Его аргумент сам по себе недостаточно силен, чтобы полностью избавить нас от страха предсмертного существования. Я сомневаюсь, что что-то есть, или, вернее, я бы не стал доверять ничему, что действительно и полностью освобождало от страха смерти (например, есть определенные виды фанатизма, которые, по-видимому, делают именно это, с очевидным ужасные результаты). Но, как подчеркивает современный философ Джеймс Уоррен, аргумент Эпикура следует учитывать как часть «когнитивной терапии» для того, чтобы справиться с собственной жизнью. Это может иметь свои плоды. Это может немного ослабить страх смерти, который, в свою очередь, может слегка увеличить ваше удовольствие от жизни — и это, в целом, одна из великих целей пребывания здесь в первую очередь.
Ключевые моменты – Как не бояться своей смерти
- Конец вашего существования неизбежен. Вопрос в том, стоит ли вам этого бояться.
- Эпикур и многие другие утверждали, что есть причины не бояться смерти.
- Его аргумент, по сути, таков: когда ты жив, смерть ничто. Когда ты мертв, жизнь ничто.
- Этот аргумент предназначен для того, чтобы избавить только некоторых от страха смерти и дать вам новую перспективу, с которой вы сможете наслаждаться своим мимолетным временем на Земле. Изгнание всякого страха смерти превратило бы вас в нечто едва человеческое, что наглядно продемонстрировали фанатики во всем мире.
- Философия может быть полезным размышлением о том, что значит жить хорошо. Размышление о собственной смерти может сосредоточить внимание на том, что делает жизнь такой ценной.
Узнать больше
Аргументы Эпикура против страха смерти неоднократно подвергались сомнению. Возможно, самый известный контрапункт в наше время исходит от Нагеля в его уважаемой статье «Смерть» (1970), которая во многом способствовала возобновлению философского внимания к проблемам небытия. Суть аргумента Нагеля состоит в том, что — это чего бояться в нашем собственном небытии. Их разногласия лежат в основе эпикурейской точки зрения. Нагель говорит, что Эпикур ошибается: смерть, очевидно, лишает нас возможности радостей жизни; только легкомысленные философы, предающиеся своим бессмысленным сложностям, стали бы отрицать столь простую истину. Пример: гениальный философ и математик Фрэнк Рэмси умер в 26 лет. Разумно предположить, что его смерть лишила его — и мир — бесчисленных, возможно, ныне невообразимых философских прозрений. Но это также убрало из ему тихое очарование взросления, мудрость старости (какой бы она ни была), радость иметь детей и так далее. То есть это исключило возможность его жизни, которую мы часто называем «полноценной жизнью». В этом смысле смерть была очень плоха для Рэмси, как и для всех нас. За исключением самых крайних сверхдолгожителей или людей с крайне изнурительными и неизлечимыми заболеваниями, смерть уносит то, чем мы могли бы в противном случае наслаждаться, если бы смерть не сделала свое нежелательное вмешательство («может случиться так, что плохой конец уготован для всех нас», пишет Нагель устало ближе к концу своей статьи). Подавляющее большинство жизней смерть лишает. Одного этого достаточно, чтобы бояться смерти, по крайней мере, так сказал бы Нагель.
Аргумент Нагеля включает в себя изменение точки зрения, что ясно видно из его зависимости от смерти других людей, использования их целей как способа продемонстрировать вред смерти для всех. Его позиция была разработана в 2009 году философом Беном Брэдли с использованием терминологии возможных миров, основная суть которой состоит в том, чтобы сравнить возможности, рассматривать каждую возможность как реальную, а затем решить, какой возможный мир лучше. Интуитивно кажется, что возможные миры, в которых Рэмси живет дольше, лучше, чем возможный (и, к сожалению, реальный) мир, в котором он умер в 26 лет, и отсюда следует, что смерть — это плохо, и ее следует опасаться. Но эта точка зрения, какой бы убедительной она ни была, отказывается от взгляда от первого лица — на самом деле, экзистенциального — взгляда эпикурейцев, чья философия, как и у большинства других древних, неотделима от их этического мировоззрения. Поскольку эпикурейский аргумент теоретически может сделать саму жизнь более приятной, а удовольствие является целью жизни, то, по их мнению, их аргумент, скорее всего, будет верным. Для эпикурейца разглагольствования о возможных мирах имеют сомнительную ценность, когда речь идет о живом наслаждении собственной жизнью, особенно когда конечным результатом является увеличение страха смерти.
Конечно, против эпикурейской точки зрения можно выдвинуть и другие возражения, но, что более интересно для наших целей, в подходе «смерть есть ничто» есть сторона, которая делает неотъемлемую ценность жизни более заметной. Эта идея находит гораздо более полное признание в философии 20-го века, чем среди древних, хотя она присутствовала и тогда. Я имею в виду поразительное представление о том, что в собственной смерти есть положительное благо. Поскольку смерть абсолютно ограничивает нас, она придает форму нашему существованию. Мы здесь ненадолго, и из-за этой скоротечности мы скорее ценим свое время. Это становится наиболее ясным, если рассмотреть альтернативу: телесное бессмертие. Эпикурейцы, особенно Лукреций, думали, что вечная телесная жизнь будет адом на Земле, и я думаю, что они что-то замышляют.
Без смерти жизнь была бы ничем иным, как ужасным повторением, бессмысленным и бесконечным. Неизмеримо долгие жизни, в конце концов, превратились бы в самую банальную скуку. Тысячелетия за тысячелетиями придется прожить, и даже тогда останется вечность. В конце концов, самые возвышенные и чудесные из возможных переживаний станут наказанием за их унылую фамильярность. К счастью, это не та возможность, которая должна нас слишком сильно беспокоить. Но столкновение с альтернативой смерти приводит к выводу, что каким бы ужасным это ни было, факт смерти делает жизнь более яркой и драгоценной. Время, которое мы проводим вместе в этом месте, быстротечно: давайте проведем его с пользой.
Ссылки и книги
Бесплатный курс Шелли Каган, предлагаемый Йельским университетом, отлично подходит для доступного введения в философию смерти. Упакованный материалом, всеобъемлющей программой и убедительными лекциями, это отличное место для начала.
Еще один солидный вводный текст — « Философия смерти » Стивена Люпера (2012), который, вероятно, сейчас является академическим стандартом.
Замечательный Саймон Кричли в 2009 году прочитал лекцию в Новой школе в Нью-Йорке под названием «Философствовать — значит научиться умирать». Когда я впервые посмотрел его, я нашел его завораживающим, и я рад сказать, что он все еще есть.
Для более глубокого погружения — и для более глубоких карманов — Оксфордский справочник по философии смерти (2012 г. ) — бесценный ресурс, в котором есть эссе, охватывающие многие из основных тем философии смерти, хотя в основном с аналитической точки зрения ( так что здесь не так много межкультурной работы). Настоятельно рекомендуется эссе Филиппа Митсиса об Эпикуре и эссе Джона Брума о вреде смерти.
Лучшая недавняя книга об Эпикуре называется Как быть эпикурейцем: древнее искусство жить хорошо (2019) Кэтрин Уилсон (которая также является участником Aeon).
Джеймс Уоррен также является ведущим исследователем эпикуреизма; для более требовательного и академического рассмотрения предмета вы вряд ли могли бы сделать лучше, чем Лицом к лицу со смертью: Эпикур и его критики (2004).
Мы также опубликовали замечательную короткую статью на Aeon об эпикурейских идеях в современном мире от Теммы Эренфельд.
Короткое и легко усваиваемое видео о более широкой философии Эпикура — помимо его преодоления страха смерти — можно найти здесь онлайн-«философского артиста» Эйнцельгангера.
Наконец, Aeon Video показал очень трогательный и наводящий на размышления документальный фильм о последних месяцах жизни философа Герберта Фингаретта, когда он борется с неминуемой смертью, и о том, действительно ли взгляды Эпикура сохранятся, когда придет конец. , наконец, здесь.
Боишься умереть? Вот как побороть страх и обрести покой.
Выход на пенсию еженедельно
Комментарии
«Смерть — это агент перемен в жизни», — сказал Стив Джобс в своей знаменитой речи в 2005 году.
Если вы прожили полную жизнь, вы более склонны принять смерть. Вы можете думать о своей кончине без гнева, паники или горя.
Тем не менее, многих пенсионеров сковывает перспектива собственной кончины. За внимание соперничает шквал негативных эмоций, от страха («боюсь долгого, мучительного заката») до сожаления («не увижу, как вырастут внуки»).
Если вы испытываете то, что психологи называют страхом смерти, вы не одиноки. Примерно каждый пятый взрослый говорит, что боится смерти.
Пожилые люди могут меньше бояться смерти, особенно если они неизлечимо больны и находятся в хосписе. В окружении медсестер и помощников, которые уделяют первостепенное внимание эмоциональной поддержке и комфорту, пациенты хосписа, как правило, спокойно относятся к своей неминуемой смерти.
С другой стороны, некоторые в остальном здоровые пожилые люди не могут вынести мысли о смерти. Будь то осознание того, что им осталось меньше лет, страх, что их ждут месяцы или годы физических страданий, темное облако предчувствия вторгается в их повседневную жизнь.
Что отличает тех, кто спокойно относится к смерти, от тех, кто позволяет ей подтачивать свое благополучие?
«Отчасти это связано с более расслабленным, гибким отношением и готовностью отказаться от контроля над тем, как мы умрем, — говорит Кэтрин Кинг, доцент психологии Колледжа Уильяма Джеймса в Ньютоне, штат Массачусетс. — Многие из нас не очень хорошо переносят неопределенность».
Если у вас властный характер, размышления о своей смерти могут вызвать волнение. Совладание с такой масштабной, не поддающейся контролю силой может оказаться парализующим.
Другой источник беспокойства о смерти связан с вашей общей удовлетворенностью тем, как вы строите свою духовную, творческую и финансовую жизнь. Как правило, те, кто реализовал себя в этих областях, невозмутимо принимают смерть как следующую стадию.
Стив Джобс считается человеком, достигшим определенной степени самореализации. Столкнувшись со своим раком поджелудочной железы, он описал смерть как «вероятно, единственное лучшее изобретение жизни».
Как и многие неизлечимо больные люди, он философски относился к смерти. Хотя мы никогда не узнаем, проклинал ли он свое невезение наедине, на публике он занимал более обнадеживающую позицию.
«Это средство перемен в жизни», — сказал он в своей ставшей теперь уже известной речи перед выпускниками Стэнфордского университета в 2005 году. «Он убирает старое, чтобы освободить место для нового. Прямо сейчас ты новый, но когда-нибудь вскоре ты постепенно станешь старым и будешь убран».
Старение само по себе позволяет некоторым людям принять смерть. Чем больше мы посещаем похорон, тем больше мы начинаем видеть смерть в новом свете.
«Потеря людей вокруг нас, таких как друзья и любимые, создает ощущение, что пришло время», — сказал Кинг. «Это естественный подготовительный процесс. Когда тебе будет 80 и 90s, это может показаться следующей задачей в вашем списке дел.
Но тем, кто продолжает сопротивляться («Я не готов умереть!»), может помочь честный самоанализ.
Спросите себя: «Есть ли у меня незавершенные дела?»
«Люди, которые боятся смерти, склонны считать, что они не завершили свою жизнь, — говорит Конни Цвейг, психотерапевт на пенсии из Лос-Анджелеса, Калифорния. чувствовать себя обиженным или важным для вас бизнес-проектом. Это стремление достичь решения».
Предпринимая шаги для восстановления разорванных отношений, восстановления забытых мечтаний или активизации поиска духовного или религиозного подтверждения, вы можете справиться с ноющим чувством, что чего-то не хватает. Таким образом, поставив все галочки в своей жизни, вы уменьшите тревогу смерти.
Говоря о религии, она может работать как на вас, так и против вас, когда вы боретесь с идеей своей кончины. Естественно, большую роль играют ваши представления о жизни после смерти.
«Если вы думаете, что вас похоронят и там вырастет дерево, для некоторых этого достаточно», — сказал Цвейг, автор книги «Внутренняя работа возраста». «Другие более религиозны, и их убеждения могут либо утешить их, либо напугать».
Независимо от того, что движет вашим страхом или печалью по поводу смерти, отделение себя от своих внутренних демонов может творить чудеса. Это освобождает — подняться над своим беспокойством и, как Стив Джобс, увидеть общую картину жизни.
Цвейг вспоминает, как консультировала 70-летнюю женщину, которая скорбела о потере родителей, брата и лучшего друга. В отличие от некоторых людей, которые принимают смерть, оплакивая кончину близких, пациентка Цвейг выражала нарастающий стресс, думая о своем конце жизни.