Зачем людям: Зачем человеку личное пространство • Arzamas

Зачем человеку личное пространство • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология коммуналкиЛекцииМатериалы

Юлия Феденок, специалист по пространственному поведению человека, — о том, зачем людям индивидуальное пространство, почему тяжело жить в коммуналке и что происходит, когда человека лишают приватности 

Записала Татьяна Зарубина

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

Функции индивидуального пространства

Приватность — это одна из частей большого комплекса пространственного поведения человека. На пространственном поведении базируются взаимоотношения людей — как на индивидуальном, так и на групповом и межгрупповом уровнях: человек, как и другие животные, выстраивает вокруг себя пространство, с помощью которого отделяется от других индивидов.

Исследования этого явления у животных начались в классической этологии  Классическая этология — ранний период развития этологии, в центре которого стоят работы австрийского зоолога Конрада Лоренца и голландского орнитолога Николаса Тинбергена, создавших учение об инстинктивном поведении животных и его развитии. Акцент в своих исследованиях они делали на изучение поведения животных в их естественной среде обитания как адаптации к окружающей среде., еще в начале ХХ века. А уже в середине прошлого столетия американский антрополог Эдвард Холл первым стал исследовать пространственное поведение человека. Он изучал в том числе особенности, функции и значение персонального пространства человека, которое он оберегает при общении с другим человеком.

Расстояние, на которое человек подпускает к себе других, исследователи часто представляют как воздушный пузырь, который постоянно меняет свой объем: кого-то человек подпускает к себе ближе, кого-то дальше. Для чего служит это персональное пространство человека? У него много функций: это и ограничение социальных и физических контактов, и способ избегания стресса при близком контакте. В целом же сохранение индивидуального пространства позволяет человеку регулировать количество и качество стимулов, которыми обмениваются люди. Это форма невербальной коммуникации, регулирующая степень свободы человека. Исследователи предлагают различные модели, объясняющие функции персонального пространства. Так, модель равновесия  Эта модель была предложена в работе психологов Майкла Аргайла и Джанет Дин «Визуальный контакт, расстояние и связь» (Argyle M., Dean J. Eye-contact, distance and affiliation. Sociometry, Vol. 28, Issue 3. 1965). предполагает, что у каждого человека есть оптимальный уровень допустимой интимности, в соответствии с которой строится персональное пространство человека (в том числе и расстояние, на которое он допускает других людей), а модель Эванса и Говарда  Гари Эванс и Роджер Говард «Персональное пространство» (Evans G.

 W., Howerd R. B. Personal Space. Psychological Bulletin, Vol. 80 (4). 1973). объясняет персональное пространство как механизм, который сформировался в процессе эволюции для контроля внутривидовой агрессии. В 1960–70-х сформировалась концепция приватности как избирательного контроля доступа к себе: человек в процессе общения подсознательно оценивает, насколько он может быть открыт для собеседника.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

Дистанция общения

Пространственное поведение человека делится на два уровня. Первый — это персональное пространство, то есть в первую очередь дистанция общения, расстояние, на которое один человек физически готов допустить к себе другого. Степень открытости избирательна, и на нее влияют такие факторы, как близость отношений партнеров по коммуникации, их пол, возраст, этническая и культурная принадлежность, статус.

Это наблюдается далеко не только у людей. Так, этологами отмечено, что у птиц и млекопитающих самки общаются друг с другом на меньшем расстоянии, чем самцы. Это связано с большей степенью доминирования и агрессии у последних. У людей прослеживается то же самое, причем на кросс-культурном уровне: женщины при общении находятся ближе друг к другу, чем мужчины, и это наблюдается в разных культурах. Партнеры в смешанных по полу парах общаются чуть дальше, чем женщины, но ближе, чем мужчины (кроме случаев, когда люди противоположного пола находятся в близких отношениях). А вот у детей этот принцип не работает. Подростки ближе общаются в смешанных парах, поскольку в этом возрасте очень велик интерес между полами.

Потребность в индивидуальном пространстве меняется с возрастом. Когда ребенок рождается, он не отделен от матери. Его постоянно носят при себе, то есть у него вообще нет индивидуального пространства. По мере взросления ребенок начинает отстаивать свою приватность.

Замечено, что в районе четырех лет у детей уже начинаются конфликты с родителями из-за пространства. К восьми-девяти годам проявляются гендерные различия: мальчики довольно в раннем возрасте требуют большего пространства, чем девочки. Увеличение размеров пространства вокруг себя продолжается в среднем до 16 лет, когда человек полностью социализируется в своей культуре и в целом у него заканчивается рост тела. Именно в этом возрасте персональное пространство сравнивается со взрослыми, и дальше, если человек живет в стабильной среде, без серьезных потрясений, его персональное пространство не изменяется.

Невооруженным глазом видно, что дистанция общения у разных культур разная. Поэтому люди часто испытывают дискомфорт, общаясь с представителями другой культуры. Именно этим часто вызвано негативное отношение к мигрантам с Кавказа и из Средней Азии.

На первый взгляд кажется, что все люди, живущие на юге, общаются на меньших расстояниях, чем живущие на севере. Антрополог Эдвард Холл когда-то разделил культуры на контактные и неконтактные. Первые характеризуются очень близкой дистанцией общения, и при этом все друг друга касаются, смотрят в глаза, дышат друг на друга. Вторые делают все наоборот. Но дальнейшие исследования показали, что это очень условное деление. Например, итальянцы — очень контактные: они громко говорят, много жестикулируют, трогают друг друга, смотрят друг другу в глаза — но при этом общаются на достаточно большом расстоянии. Англичане общаются на меньшей дистанции, чем итальянцы, но они менее контактны. Японцы же, наоборот, друг друга не касаются, говорят тихо, не глядя на собеседника, но дистанция общения у них минимальна. В России дистанция общения средняя, около 40 сантиметров, но при этом мы мало друг друга касаемся и много смотрим. Кроме того, есть еще и субкультурные различия. Например, различаются город и село: в селе люди требуют себе больше пространства, чем в городе.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга.  1586 год © The Trustees of the British Museum

Выделение семейной территории

Второй уровень пространственного поведения — это стремление ограничить какую-то территорию (персональное пространство), заявить на нее свои исключительные права, уединиться там и самостоятельно контролировать, кого туда допускать.

Если животные метят территорию запахом или когтями, то у человека в качестве таких меток чаще всего выступают символы, такие как, к примеру, заборы или даже флаги на уровне государства. Для этого же люди создают разнообразные барьеры, отделяющие их личную территорию. Между покупателем и продавцом всегда есть какое-то разграничение, смысл которого как раз в выделении своей персональной территории, чтобы никто в нее не вторгался. В частной жизни идея приватности проявляется в таком же символическом разграничении территории: вот моя стена, на ней висят мои фотографии, здесь разбросаны мои вещи, а здесь расставлены мои статуэтки — значит, это мое.

Территориальное пространство делится еще на три уровня: личное, групповое и общественное (публичное). Первый уровень — это личное пространство внутри собственного дома. Основная функция этого пространства — защита от вторжения других. Дальше идет пространство, которое человек делит со своими близкими родственниками. Именно его рассматривает теория приватности. Третий уровень — это то пространство, которое индивид делит со всеми остальными людьми в общественной жизни.

Пространственное поведение человека является отчасти врожденным, а отчасти обусловлено культурой. Мы понимаем это, наблюдая схожее поведение у социальных видов животных (к которым относится и человек) и изучая поведения человека в разных культурах. У всех животных есть потребность в ограничении и маркировке своей территории, а у социальных животных — в территории, закрепленной за их группой.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

История приватности

Несмотря на существование природных механизмов, диктующих территориальное поведение человека, идея уединенности и приватности в большой степени является продуктом культуры. Она возникает только в эпоху Нового времени, в конце XVII — начале XVIII века, да и то только в городской среде: в деревнях об этом не думали. Однокамерное жилище очень много веков было самым распространенным типом жилья, поскольку его проще всего обогреть. Даже в больших средневековых замках все спали в одной большой зале: было холодно, помещения плохо обогревались, и всем приходилось спать в одной комнате, чтобы согреться. Так что, пока не было доступного отопления, ни о какой приватности речи идти не могло. Только центральное отопление в городах позволило увеличить количество комнат, что постепенно стало восприниматься как норма и привело к идее необходимости уединяться и иметь приватное пространство.

В целом уровень приватности зависит от статуса — чем он выше, тем больше у человека пространства. Но бывают и исключения, когда и у высокостатусного человека личного пространства не так много. Если мы, к примеру, вспомним французских королей, то увидим, что они даже спать не ложились в одиночестве, всегда рядом оставалась прислуга. Дворянские дети XIX века в России спали в крошечных комнатках вместе с няньками. Им не выделялось личное пространство, потому что ребенок вообще не воспринимался как личность.

Современные европейские требования приватности, когда каждому нужна отдельная комната площадью по меньшей мере в 20 квадратных метров, появились в 1950-х годах, в послевоенное время, да и то не везде.

Культурная норма

Сейчас в России и в западных странах у людей в среднем значительно больше личной территории, чем было 50 лет назад. В первую очередь это связано с достаточно высоким уровнем жизни: мы можем себе позволить большие площади жилья. Здесь по-прежнему значительное влияние оказывает социальное положение человека, его экономические возможности и культурный образ: современный человек стремится иметь отдельную комнату для каждого члена семьи, поскольку у него с детства заложена идея приватности.

Когда в 1960-х годах людей переселяли в хрущевки, для них это было счастьем. Прошло совсем немного времени, и все уже недовольны таким жильем — хрущевка воспринимается как что-то очень плохое. Причина в том, что изменилась культурная норма. Я изучала, как подростки представляют себе образ идеального дома. Обычно это двух- и трехэтажные дома, с бассейном и гаражом — картинка красивой жизни, которую можно увидеть в кино. Об этом же я спрашивала пожилых людей, родившихся в 1920–30-х годах. Они все отвечали, что ни о чем таком вообще никогда не думали, потому что считали, что всегда будут жить в домах по восемь квадратных метров, и это им казалось нормальным. Все так жили, и, если человек так вырос, для него это естественно. Никто не испытывал никакого смущения из-за того, что приходилось жить всем вместе: с братьями, сестрами, свекровями и невестками. Почти до середины ХХ века никому в голову не приходило даже занавески над кроватью повесить: частной жизни внутри семьи не предполагалось.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга.  1586 год © The Trustees of the British Museum

Приватная жизнь семьи

Это сохраняется во многих местах — например, в Японии, в арабских и африканских странах ни о какой индивидуальной приватности до сих пор речи не идет. Но очень важно понимать, что здесь имеется в виду отсутствие приватности внутри семьи, среди близких родственников. Совсем другое дело, если жить приходится среди посторонних, тогда это почти всегда вызывает серьезный стресс.

В традиционной семье формируется внутрисемейный этикет, который является одним из способов регулирования взаимодействия людей в частном пространстве — вырабатываются определенные нормы поведения, механизмы уединения, снятия стресса и урегулирования конфликтов. Все это помогает членам общества сосуществовать друг с другом. Когда женщина выходит замуж и переезжает в новую семью, определенные правила этикетного поведения помогают ей выстроить новые отношения: она уже более или менее знает, как себя нужно вести, и принимает определенную социальную роль в этой семье.

Если же мы говорим о коммуналках, то ни о каком этикете тут речи не идет. Масса людей переезжают из региона в регион, и их вынуждают жить с большим количеством чужих: в коммунальной квартире могли жить
по 10–20 семей и больше, а в каждой семье — минимум по три человека. В такой ситуации общие нормы поведения не формируются и возникают конфликты. Их основная причина — дележ территории: ванной, туалета, кухни.

При этом у людей практически отсутствует возможность не только полностью уединиться, но и остаться наедине с семьей. В результате абсолютно посторонние люди знают, чем вы питаетесь, что стираете, какой у вас режим дня и когда вы ходите в уборную. При этом даже животное не будет демонстрировать остальным, что оно ест что-то вкусное, потому что еду могут отобрать, — сокрытие важных жизненных событий связано с конкуренцией. В результате в коммунальной квартире человеку приходится постоянно охранять свою частную жизнь и жизнь своей семьи, и это зачастую вызывает большой стресс.

Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга. 1586 год © The Trustees of the British Museum

Последствия депривации приватности

Как на людей, находящихся среди чужих, влияет невозможность уединиться, показывают исследования, проведенные на заключенных. В тюрьме это воспринимается крайне болезненно, как потеря человечности: у человека отбирают все, вплоть до права владеть своим телом, не говоря уже о праве на собственную территорию. Это вызывает колоссальный стресс и, как следствие, рост агрессивности. Сначала повышается уровень гормонов стресса. Человек нуждается в психофизической и эмоциональной разрядке, которой чаще всего не происходит, и это выливается в конфликты из‑за территории и личного пространства. Каждый пытается отодвинуть других людей от себя, увеличив тем самым свое пространство и сняв напряжение.

В условиях большой скученности из-за постоянного нарушения персонального пространства агрессивность усиливается всегда. Примерно это же происходило и в коммунальных квартирах, где людям приходилось жить бок о бок с другими, чуждыми друг другу, семьями.

 

Юлия Феденок — кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН. Занимается пространственным и территориальным поведением человека, кандидатскую диссертацию написала по теме «Простран­ственное поведение детей и подростков в полиэтничных коллективах».  

Теги

Эксперт
СССР
Животные

Три очень страшные песни

Хор ведьм из оперы «Макбет», колыбельная с пожеланием смерти ребенку и японская песня для игры, в которой водящий — демон. По случаю Хеллоуина попросили музыковедов и фольклористов рассказать о самых страшных песнях. Полную версию материала слушайте в приложении «Радио Arzamas»

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

13 минут

1/6

Правила жизни в коммуналке

Почему в коммунальной жизни так много ограничений, законов и норм и кто их придумывает

Читает Илья Утехин

Почему в коммунальной жизни так много ограничений, законов и норм и кто их придумывает

13 минут

2/6

Где справедливость?

Как по-честному разделить коммунальные блага и что связывает справедливость с завистью

Читает Илья Утехин

Как по-честному разделить коммунальные блага и что связывает справедливость с завистью

11 минут

3/6

Ничего личного

Что такое личное пространство жителя коммунальной квартиры и возможно ли его сберечь

Читает Илья Утехин

Что такое личное пространство жителя коммунальной квартиры и возможно ли его сберечь

10 минут

4/6

Коммунальная паранойя

Что общего между логикой коммуналки и клиническим безумием

Читает Илья Утехин

Что общего между логикой коммуналки и клиническим безумием

15 минут

5/6

Разговор с государством

Зачем жители коммунальных квартир пишут письма в Кремль и что это говорит нам о мышлении советского человека

Читает Илья Утехин

Зачем жители коммунальных квартир пишут письма в Кремль и что это говорит нам о мышлении советского человека

12 минут

6/6

Психология доноса

Как устроены доносы и почему люди продолжают их писать

Читает Илья Утехин

Как устроены доносы и почему люди продолжают их писать

Материалы

Весь курс за 5 минут

Жизнь коммунальных квартир в самом кратком изложении

Илья Утехин: «Я попытался взглянуть на повседневность взглядом иностранца»

Краткая история жилищного вопроса

Как советская власть решала вопрос с жильем — от уплотнения до приватизации

Коммунальная жизнь в дневниках XX века

Как жили в коммунальных квартирах Блок, Тынянов, Чуковский, Ахматова и Можаев

Известные жители коммуналок

Что рассказывали о своем коммунальном опыте Пугачева, Путин, Норштейн и другие знаменитости

Фильм «Уплотнение»

Кто и как снимал первые советские агитки и почему они не имели успеха у публики

Что нам насаждали: от абортов до видеопрокатов

Как государство меняло советский быт

Коммунальная жизнь в прозе Булгакова

Уплотнение, прописка и шумные соседи в «Мастере и Маргарите», «Собачьем сердце» и других сочинениях

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Зачем человеку личное пространство

Приватность и пространственное поведение у людей и животных

Коммунальная жизнь до коммуналок

Доходные дома, избы, трущобы и ночлежки в сочинениях русских и французских писателей XIX века

Кабаков —
о коммунальном мире

Высказывания художника Ильи Кабакова о коммунальных квартирах

9 фильмов про коммуналки

Семейное гнездо, тюрьма народов или дом счастливых людей в фильмах Михалкова, Германа и Попогребского

Коммуналки глазами иностранцев

Впечатления граждан США, Великобритании и Италии

Как вместить 10 семей в одну квартиру

Большая московская квартира до и после уплотнения

Коммунальный быт в фельетонах

Рассказы писателей и жалобы горожан в сатирических журналах эпохи нэпа

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Словарь коммунального быта

Краткий словарь терминов для тех, кто ничего не знает о жизни в коммунальных квартирах

Соседская переписка

О чем пишут друг другу жильцы коммунальных квартир

Коммунальные квартиры в 2015 году

Три петербургские квартиры, до сих пор остающиеся коммунальными, и их жители

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Зачем человеку нужны линии на ладонях?

Меняются ли они на протяжении жизни, и бывают ли люди без папиллярных узоров.

Отвечает Людмила Задорожная

к. б. н., ведущий научный сотрудник НИИ и музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Хироманты уверены, что линии на ладонях — это «тропинки», по которым можно узнать будущее человека. Но с научной точки зрения у них есть вполне практическое применение.

Если опираться на теорию эволюции Дарвина, можно заметить, что папиллярные линии характерны не только для человека, но и для других приматов. Как и хорошо развитое цветовое бинокулярное зрение, и ногти, заменившие у нас когти. Ладонные и пальцевые папиллярные линии — своеобразные складочки на поверхности кожи — повышали цепкость при захвате ветки и вместе с перечисленными выше особенностями организма являлись хорошим приспособлением к древесному образу жизни. Следовательно, увеличивались шансы выжить и передать свои гены потомкам, среди которых в значительном отдалении были предки человека. В пользу этой теории говорит наличие у паукообразных обезьян, активно пользующихся при передвижении хвостом, своеобразной «ладони» на той его поверхности, которая обхватывает ветку: в этом месте формируется свободная от шерсти площадка с папиллярными линиями. 

В ходе эволюции папиллярные линии остались. Этот признак так сильно варьируется от человека к человеку, что даже у однояйцевых близнецов папиллярные узоры разные. И, что важно, он неизменен на протяжении всей жизни. Поэтому ученые так любят анализировать отпечатки пальцев — они устойчивы к внешним факторам и, главное, к возрастным изменениям. Размер подушечки растет, а узор сохраняет все свои тонкие и точные характеристики: форму, гребневой счет и т. д.

Это является большой проблемой для тех, кто не в ладах с законом и боится быть узнанным. Даже шлифовка или лазерное удаление не дают устойчивых результатов, и со временем узоры восстанавливаются. Их можно отчасти скрыть шрамами, но, согласитесь, не на всех десяти пальцах и двух ладонях.

Иногда рисунок пальцевых узоров упрощается. Это свойственно людям с синдромом Дауна. У них, помимо упрощения папиллярных линий, имеется комплекс нарушений функций центральной нервной системы и повышается частота возникновения других аномалий.

Бывает и такое, что папиллярные линии вовсе отсутствуют. Так, в Швейцарии описаны случаи генетической аномалии, при которой все пальцы, ладони и ступни абсолютно гладкие. Ее носители принадлежат к одной семье и имеют также другие нарушения в строении и функционировании кожи: отсутствует ряд рецепторов, потовых желез и т. п. Обладателей подобных характеристик немного. Это объясняется отчасти тем, что кожные покровы и ткани нервной системы развиваются из наружного зародышевого листка — эктодермы, так что грубая мутация, вероятнее всего, окажется летальной.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc. , запрещённая на территории Российской Федерации.

человек

природа

эволюция

Вопрос: что это?

Вопрос: что это?

Подсказка: место — Перу, назначение — религия

Юлия Скопич

9 марта 2022

Вопрос: что это?

Вопрос: что это?

Подсказка: место — Франция, время — 1930-е годы

Юлия Скопич

12 января 2022

Вопрос: что это?

Вопрос: что это?

Подсказка: время применения — 200 год до н. э.— 400 год н. э., место — Римская империя

12 октября 2022

Пьяных водителей будут ловить нейросети

31 октября 2022

Победители VIII Всероссийской премии «За верность науке» станут известны 24 ноября

31 октября 2022

Разрушенная обсерватория Аресибо предупредила о новых опасных астероидах

31 октября 2022

Марафон «Моей Планеты»: бесстрашная Анна Демьяна отправится в ущелья Башкирии и Осетии

31 октября 2022

Самые большие астероиды и их движение: топ-10

10 самых сложных языков

Топ-10 животных, впадающих в спячку

Топ-10 самых маленьких животных: размером с ноготь, палец и ладонь

Живыми или мертвыми: редкие животные России

Существует ли самое большое число?

Животные Красной книги России

Мы используем cookie-файлы

ОАО «Моя Планета» использует cookie-файлы для улучшения работы и пользования сайта https://moya-planeta. ru/. Более подробную информацию о Политике ОАО «Моя Планета» по работе с cookie-файлами можно найти здесь, о Политике ОАО «Моя Планета» в отношении обработки персональных данных можно узнать здесь. Продолжая пользоваться сайтом https://moya-planeta.ru/, Вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании cookie-файлов сайтом https://moya-planeta.ru/ и согласны с Политикой ОАО «Моя Планета» по работе с cookie-файлами. Вы можете отключить cookie-файлы в настройках Вашего браузера.

Почему люди любят грубые и страшные вещи?

  • Share на Facebook

  • Share в Twitter

  • Share на Reddit

  • Share на LinkedIn

  • Поделитесь по электронной почте

  • . Следующее эссе перепечатано с разрешения The Conversation, интернет-издания, посвященного последним исследованиям.

    Хэллоуин — время объять все отвратительное, от кровавых слэшеров до домов с привидениями, полных фальшивых кишок и запекшейся крови.

    Но влечение к тому, что нас отталкивает, выходит за рамки этого ежегодного праздника.

    Пролистайте телеканалы, и вы наткнетесь на программы «авантюрной еды», в которых ведущим и участникам подают всевозможные сжимающие желудок продукты; реалити-шоу, которые глубоко погружаются в работу дерматологов, выдавливающих прыщи; и грубые комедии, в которых используется безвкусный юмор (например, рвота и мочеиспускание), чтобы рассмешить зрителей.

    Вы можете увидеть это и на других носителях. В любовных романах, например, вы можете найти изображения инцеста между братьями и сестрами по обоюдному согласию, которые призваны возбудить читателя. И, что самое экстремальное, в Интернете есть шокирующие сайты, на которых размещены реальные кадры смерти и расчленения для тех, кто хочет их найти.

    Это не просто недавний медиа-феномен. В Англии раннего Нового времени существует похожая культура отвращения, о которой я напишу в готовящейся книге.

    Почему так много людей тянутся к вещам, которые по всем правилам должны заставить их в ужасе отвернуться? У современной науки есть ответ, и он имеет непосредственное отношение к тому, как работает эмоция отвращения.

    Что такое отвращение?

    Отвращение — это, по сути, эмоция избегания: оно сигнализирует о том, что что-то может быть вредным для вашего тела, и побуждает вас избегать этого.

    Ученые считают, что отвращение изначально относилось к еде; Чарльз Дарвин отмечал, «насколько легко это чувство возбуждается чем-либо необычным во внешнем виде, запахе или характере нашей пищи». Согласно этой теории, он медленно развивался, чтобы охранять всевозможные вещи, которые могут привести вас к контакту с опасными патогенами, будь то через болезни, животных, телесные повреждения, трупы или секс.

    Более того, отвращение, похоже, развилось дальше, чтобы регулировать вещи, которые символически вредны: нарушения морали, культурных правил и заветных ценностей. Вот почему некоторые люди могут сказать, что акт расизма вызывает у них отвращение.

    Из-за этих регулирующих функций отвращение часто называют «эмоцией привратника», «эмоцией исключения» или «эмоцией тела и души».

    Очарование отвращения

    Как же тогда объяснить тот факт, что отвратительные вещи иногда могут пленить нас?

    Психологические исследования показывают, что отвратительные стимулы захватывают и удерживают ваше внимание более эффективно, чем эмоционально нейтральные стимулы.

    По словам исследователей СМИ Бриджит Рубенкинг и Энни Лэнг, это, вероятно, происходит потому, что с эволюционной точки зрения кажется, что «склонность внимания к отвращению — каким бы отталкивающим оно ни было — лучше вооружает людей, чтобы избегать вредных веществ». Таким образом, хотя отвращение может быть неприятным чувством, эта эмоция эволюционировала, чтобы одновременно привлекать внимание людей.

    Но отвратительные вещи не просто привлекают ваше внимание; вы даже можете наслаждаться ими.

    Психолог Нина Стромингер предполагает, что приятные черты отвращения могут быть примером того, что было названо «доброкачественным мазохизмом» — человеческой склонностью искать кажущиеся «негативными» переживания с целью получения удовольствия от «ограниченных рисков», таких как верховая езда. кататься на американских горках или есть очень острую пищу.

    По словам Стромингера, кажется «возможным, что любое негативное чувство потенциально может быть приятным, если оно лишено веры в то, что происходящее на самом деле плохо, оставляя после себя физиологическое возбуждение, которое само по себе является волнующим или интересным».

    Итак, вы не только предрасположены увлекаться отвратительными вещами, но и существует психологический механизм, который позволяет вам при определенных обстоятельствах получать от них удовольствие.

    Шекспировское отвращение

    Прославление и получение прибыли от этой привлекательности не является продуктом цифровой эпохи. Это происходило даже во времена Шекспира.

    Знаменитая трагедия драматурга «Тит Андроник» содержит столько же крови, сколько и современные слэшеры. По одной из оценок, в пьесе показаны «14 убийств, 9из них на сцене, 6 отрубленных членов, 1 изнасилование (или 2, или 3, смотря как считать), 1 живое захоронение, 1 случай сумасшествия и 1 каннибализм — в среднем 5,2 зверства за акт, или по одному на каждый 97 строк».

    Исследуя «проблемную привлекательность насилия в этой пьесе», литературный критик Синтия Маршалл спрашивает: «Почему публика, любая публика, должна наслаждаться повторением Титусом насилия над человеческим телом?»

    Ответ, я полагаю, обязан заманчивой природе отвращения, которую задокументировали психологи. Фактически, в ранней современной Англии существовало надомное производство отвращения.

    Большие толпы людей наблюдали публичные казни, а трупы преступников оставляли висеть на цепях, чтобы публика могла поглазеть на них. В открытых анатомических театрах любопытные зрители могли наблюдать, как врачи проводят вскрытия. В своих магазинах аптекари выставляли расчлененные части человеческого тела, прежде чем в конечном итоге смешать их с лекарствами — практика, которую ученые сегодня называют «медицинским каннибализмом».

    И дело не только в том, что елизаветинцы были десенсибилизированы, обладали другим порогом отвращения. Современники выражали свое отвращение, даже если их тянуло к ним. Увидев обугленное тело, висевшее на складе торговца, автор дневника Сэмюэл Пепис отметил, что «это мне очень понравилось, хотя и дурное зрелище».

    Тогда, как и сейчас, отвратительные вещи завладевают нашим вниманием и могут даже доставить нам удовольствие — и ужасы пьесы, подобной «Титу Андронику», отражают тот факт, что елизаветинцы жили в культуре, которая поощряла людей смотреть на отвратительные предметы, даже когда они почувствовали желание отвернуться. Зрители Шекспира, я думаю, восприняли отталкивающее удовольствие точно так же, как и современные зрители при просмотре последнего фильма франшизы «Хэллоуин».

    Человеческая эмоция, защищающая вас от вреда, в равной степени позволяет вам получать извращенное удовольствие от тех самых вещей, от которых вам нужно защищаться.

    Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочитайте оригинальную статью.

    ОБ АВТОРАХ

      Брэдли Дж. Айриш , доцент кафедры английского языка Университета штата Аризона.

      Читать дальше

      Почему у людей возникают фобии?

      Являются ли некоторые люди более склонными к развитию фобий, и являются ли эти крайние отвращения постоянными? (Изображение предоставлено Жасмин Мердан через Getty Images)

      Большинство людей могут думать о чем-то, что их особенно пугает. Может, боятся пауков — до 15% американцев страдают арахнофобией — или они боятся летать, что, согласно некоторым исследованиям, затрагивает примерно 1 из 5 человек .

      Но почему мы испытываем страхи и фобии?

      Во-первых, важно отметить разницу между фобией и разумной реакцией на что-то принципиально опасное или непредсказуемое.

      «Фобия — это страх перед определенной ситуацией или объектом, который не соответствует объективной реальности и мешает жизни человека», — Рон Рапи, профессор психологии и директор-основатель Центра эмоционального здоровья в Университете Маккуори. в Австралии, сообщил Live Science в электронном письме. «Большинство фобий демонстрируют по существу одни и те же характеристики и отличаются только конкретной направленностью страха».

      Связанный: Что такое «зов пустоты»?

      «Общие характеристики включают в себя избегание пугающей ситуации или объекта, беспокойство или негативные мысли и физические симптомы при столкновении со страхом, такие как учащенное сердцебиение , расширение зрачка и учащенное дыхание», — сказал Рапи.

      Большинство людей проявляют осторожность и осторожность при столкновении с опасными ситуациями или объектами, но иногда эти «реалистичные» страхи могут выходить за рамки того, что большинство людей считают «соответствующими реальности ситуации», — объяснил Рапи. Это когда реакции людей на такие сценарии обычно называют чрезмерными или иррациональными.

      Изнурительное отвращение к воде является, по мнению Рапи, примером разумной, вполне рациональной «меры предосторожности», которая может по той или иной причине трансформироваться в полномасштабную фобию. И вполне возможно, что некоторые из наиболее распространенных фобий, такие как боязнь высоты (акрофобия), на самом деле возникли из-за эволюционного давления.

      «В большинстве случаев фобии обнаруживаются в отношении реалистичных и эволюционно чувственных объектов и ситуаций», — сказал Рапи. «Например, почти никогда не бывает фобии электрических проводов или розеток (хотя они могут вас убить), но часто встречаются фобии бурь, змей или пауков — другими словами, вещей, которые могли убить нас в древние времена. .»

      Однако до сих пор неясно, почему страх или осторожность перерастают в фобию у некоторых, но не у всех.

      «Общая теория состоит в том, что фобиям «учат» в ключевые периоды развития, (обычно) в более раннем возрасте (большинство фобий впервые появляются в детстве)», — сказал Рапи. «Это обучение может происходить из плохого опыта (например, укуса собаки ), но это, вероятно, исключение, поскольку большинство людей с фобиями не могут сообщить о конкретных травмирующих переживаниях».

      Психодинамическая теория, впервые предложенная Зигмундом Фрейдом, предполагает, что многие типы поведения и страхи могут быть связаны с переживаниями в детстве. Теория утверждает, что в особенно травматических случаях память об этих событиях ранней жизни может быть подавлена ​​и может в конечном итоге проявиться в виде фобий в более позднем возрасте. Однако некоторые эксперты, такие как доктор Джоэл Пэрис, профессор психиатрии в Университете Макгилла в Канаде, , предположили, что «отсутствие твердых и убедительных доказательств теории» означает, что, хотя подавленные воспоминания может играть роль в развитии фобий у некоторых людей, но вряд ли у большинства.

      Боязнь воды как таковой называется аквафобией, тогда как боязнь открытой воды и ее простора (или пустоты) называется талассофобией. (Изображение предоставлено Энесом Эвреном через Getty Images)

      На самом деле, человеку не обязательно иметь негативный опыт, чтобы развить фобию; они могут увидеть, как у кого-то еще есть плохой опыт, или им неоднократно говорят или показывают, что что-то опасно. Другими словами, родитель, часто предупреждающий ребенка об опасном океане, или человек, смотрящий такие фильмы, как «Челюсти» и «Титаник», в которых море показано как угрожающее и смертоносное, могут предположительно стать катализатором развития талассофобии, страха перед водой. большие водоемы.

      Связанный: У всех ли есть внутренний монолог?

      «Со временем это [обучение] может вызвать культурную группировку страхов вокруг определенных животных, объектов или ситуаций», — сказал в интервью Live Science Крис Аскью, преподаватель психологии в Университете Суррея в Великобритании.

      Но возможно, что не всем фобиям можно научиться. Некоторые психологи предполагают, что определенные заботы и беспокойства на самом деле могут быть врожденными. 98 исследований в журнале Behavior Research and Therapy (открывается в новой вкладке).

      «Сторонники этой точки зрения утверждают, что мы генетически предрасположены к страху перед определенными вещами, и отрицательный опыт обучения не нужен», — сказал Аскью.

      Хотя эта идея все еще обсуждается, кажется, что люди с определенными чертами более склонны к развитию фобий.

      Например, люди, которые «более боязливы и эмоциональны по темпераменту», как правило, более склонны к развитию фобий, сказал Рапи. «Эмоциональные типы людей более склонны к различным страхам и фобиям, в том числе боязни воды», — сказал он.

      «Врожденная природа или темперамент человека могут быть фактором риска», — сообщил Live Science по электронной почте Кельвин Вонг, клинический психолог из Университета Ла Троб в Австралии. «Примером может служить невротизм или личность человека, при которой он воспринимает мир как тревожный, угрожающий или небезопасный. Другим примером является поведенческое торможение, которое описывает темперамент, который плохо реагирует на новые ситуации».

      По словам Аскью, фобии и чувство тревоги могут передаваться даже по наследству. «Возможно, некоторые люди генетически более предрасположены к развитию фобии», — отметил Аскью. Действительно, исследование, опубликованное в 2017 году в медицинском журнале Dialogues in Clinical Neuroscience обнаружили, что генерализованное тревожное расстройство передается по наследству примерно на 30%.

      Есть также доказательства того, что «общая семейная среда» может быть ключевой, при этом Аскью предполагает, что «опыт человека особенно важен».

      Итак, учитывая это, почему люди склонны сохранять фобии в течение длительного периода времени? И можно ли от них избавиться?

      «Фобии, вероятно, длятся долго, потому что большинство людей с фобиями избегают того, чего они боятся», — сказал Рапи. «Другими словами, они делают все возможное, чтобы не столкнуться с объектом или ситуацией, и таким образом поддерживают свой страх».0005

      Истории по теме

      «Чтобы преодолеть фобию, вам нужно столкнуться со своим страхом», — сказал он.

Добавить комментарий