Зачем нужны дети: Зачем человеку дети? | Colta.ru

Содержание

Читать онлайн «Зачем нужны дети?», Александр Алексеевич Смирнов – Литрес

Зачем человеку нужны дети

Зачем человеку нужны дети? Ответ на этот вопрос требует осмысления.

Раньше всё было просто. Дети нужны были для того, чтобы в старости было кому тебя покормить и водой напоить. Старики доживали свой век со своими детьми и внуками. Пока могли что-то делать, помогали детям, а потом ложились в «белой рубашке под иконами умирать».

Сейчас старики и старушки находятся под опекой государства. Им выплачивают какую-никакую пенсию. В случае необходимости домой приходят социальные работники.

Люди, которые не отвлекались на семью и детей, могли больше уделять времени работе. В этом случае и пенсия у них повыше. Да и денег, если они не тратились на детей, у них накопилось больше.

Одинокие пенсионеры могут себе позволить поехать в санаторий по социальным путевкам.

Выходит, детей заводить себе дороже.

Однако Господь дал людям спасительную заповедь: «Возлюби ближнего своего». А ближе своих детей никого нет. Человек, когда у него рождается ребенок, пропитывается ощущением любви. Причем эта любовь на всю жизнь. Родители всегда радуются успехам своих детей и огорчаются из-за их неудач.

Утверждают, что на земле не бывает вечной любви. Однако любовь матери к своему ребенку – вечная.

Не все умеют любить. Если человек не познал, что такое любовь, он не может быть счастлив. Никакие деньги не сделают его счастливым. Да и работа не спасет от одиночества.

Значит, дети нам нужны для того, чтобы мы научились любить. А внуки для того, чтобы мы вышли в умении любить на новый уровень.

Я видел чудо

Общеизвестно, что Господь сотворил чудо, сказав больному «Встань и иди!» И человек, который не мог ходить, встал и пошел.

Увы, сейчас совсем не осталось в живых людей, которые это чудо видели. Чудо, которое я видел собственными глазами, произошло с людьми на инвалидных колясках.

Я в это время был в Евпатории. В парке гуляли отдыхающие. Многие гуляли с детьми. Две инвалидные коляски ехали рядом. В колясках сидела молодая пара. Они оживленно переговаривались. Молодые люди медленно ехали в колясках, улыбались, а иногда негромко смеялись. Около них бегала маленькая очаровательная девочка. Малышка запрыгивала, то на коляску к папе, то на коляску к маме, и этим была очень довольна. Гуляющие дети с завистью смотрели на неё. Ведь она могла кататься на колясках с родителями.

И я понял, что присутствую при чуде превращения беспомощных инвалидов в счастливых людей.

Выдавленные слезы

Матюшка не хотел плакать. Но надо было обязательно заплакать. Надо было показать бабушке, что он бедный, несчастный и несправедливо обиженный.

Слезы давались тяжело. Но, наконец, удалось выдавить из себя маленькую слезинку. Потом еще одну. А затем слезы потекли рекой. Главное, что это были уже настоящие, искренние слезы.

Прочувствовав Матюшкины рыдания, бабушка сдалась. Она стала утешать и успокаивать внука, и её глаза быстро наполнились слезами сострадания и раскаянья.

Психология взрослого человека мало чем отличается от психологии шестилетнего ребенка. Стоит начать думать о мелкой неприятности и начинается лавина горестных воспоминаний. Вспоминаются все случаи обид и невезучести. Жизнь кажется тоскливой.

А ведь в жизни любого человека есть очень много хорошего в прошлом. И главное, пока человек живет, он может сделать много хорошего для своих близких людей. Как поют украинцы в своем гимне «Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля». Надо научиться радоваться жизни.

Плохие жены

Матюшка радостный выбегает после занятий и с размаху бросает ранец на скамейку. Имеется огромное желание поскорее уйти домой, и поэтому размах сильный. Как следствие, книжки и тетрадки вылетают из портфеля на пол. Обидно.

Матюшка собирает книжки, а девочки из его группы злорадно смеются. Цитата из Википедии: «Злорадство – радость, связанная с чужой неудачей». Ни одна из девочек не стала помогать Матюше собирать книжки.

У Матюши навернулись слезы. Но я его успокоил, сказав, что когда ты вырастешь, ни одну из этих девочек замуж не бери. Из них будут плохие жены.

Весеннее купание

Осенью пруд за забором почти совсем высох. Зимой на заснеженных, крутых берегах пруда наши мальчишки наслаждались увлекательным катанием на ледянках.

Весной начал таять снег, и пруд начал заполняться водой. Ночью подморозило, и вода покрылась тонким слоем льда. Мы вышли посмотреть, что творится в лесу. Все было пронизано весной, и пруд смотрелся очень привлекательно.

Тимоша с интересом ходил по берегу. Затем потрогал палкой лед, неожиданно прыгнул и оказался полностью в воде. Тимоша не закричал и не заплакал, а стал барахтаться, продвигаясь к берегу. Затем вскарабкался на берег и побежал со всех ног домой.

Дома с него лились потоки воды. На Тимоше не осталось ни одной сухой ниточки. Даже нижнее белье было всё мокрое.

После завершения процедуры переодевания я спросил у Тимоши, понял ли он, что весной ходить по льду опасно. Ответ прозвучал спокойный и уверенный: «Понял». Взрослеет Тимофей.

Ответственность

Приучать детей к ответственности – задача сложная и тяжело выполнимая. Однако один случай, произошедший с Матюшей, наводит на размышления.

Матюше сказали, что в садике комиссия будет проверять, готовы ли дети к школе. Комиссия врачебная, и в какой степени дети умеют считать, писать и сколько знают стихов, комиссия не проверяет.

Однако Матюша заволновался. А вдруг его еще на год в детском саду оставят из-за того, что он чего-нибудь не знает. И начал Матюша очень активно действовать.

В начале года нам выдали домой пособие по логопедии на 206 страниц. Чтобы выполняли домашние задания. Решил Матюша, что к проверке нужно это пособие изучить досконально.

Каждый вечер требовал, чтобы по несколько часов занимались с пособием. А в день комиссии потребовал еще с утра позаниматься. Задумался я, может есть действенные рычаги приучения детей к ответственности, только взрослые не умеют их использовать.

Детская площадка

Тимоша рвался на детскую площадку. Детская площадка действительно очень хорошая. Расположена площадка рядом с домом. На площадке четверо качелей, двое каруселей, разные горки, лесенки, тоннели. Для более взрослых стоят качалки, кольца, турники и другие приспособления для укрепления силы и ловкости.

Однако главное для Тимоши – возможность встретиться с друзьями. А это проблема. Как правило, детская площадка пустая.

Когда выпало много снега, Тимоша вытоптал на снегу призыв: «Ребята, выходите!» Увы, никто из знакомых ребят не вышел.

Скучно. Одиноко. Только иногда забредут маленькие дети, управляемые мамами. Обычно это дети, которым в садик ещё рано. Иногда Тимоша возится с малышами.

Если приходит мальчик, подходящий ему по возрасту, то, как правило, он не знакомый. Поэтому Тимоше приходится каждый раз знакомиться заново и пытаться завести нового друга. С одной стороны, отрабатывается технология общения.

Однако новые знакомые не всегда бывают хорошими и добрыми. А постоянного общения с испытанным другом не получается. Значит, исчезает понятие «друг детства». Не формируются очень важные связи. Конечно, развитие человеческого общества показывает, что на смену исчезающих связей приходят новые связи. Разобраться бы – какие?

Качели

Тимоша качался на качелях. Матюша сидел рядом на перекладине качелей и смотрел на Тимошу. Рядом были свободные качели.

На детской площадке играли другие мальчики. Но Матюше не хотелось ни качаться, ни играть с другими мальчиками. Матюше хотелось только одного – чтобы с ним поиграл Тимоша.

А вот Тимоше совсем не хотелось играть с Матюшей. Ему хотелось качаться, качаться и качаться на качелях. Он качался, думал о чем-то своем и улыбался, не обращая никакого внимания на брата.

Матюша очень часто обижает Тимошу, отнимает планшеты и игрушки. Тимоша старше и сильнее. По логике вещей, именно он должен отнимать у младшего брата понравившиеся ему вещи. Но происходит наоборот.

Поэтому, когда Матюша обидит брата, то Тимоше хочется побыть одному. Вот и сейчас Матюша обидел брата, и Тимоша ушел качаться на качелях. Удивительно, что повзрослев, мы часто поступаем, как Матюша.

Сначала обижаем близких людей, а потом удивляемся, что им без нас лучше. И никак не можем понять, что обижая близких людей, мы их теряем.

Сборы в поход

Разбираясь на даче, я обнаружил туго набитый детский рюкзак с детскими игрушками. Я, конечно, удивился и постарался всё выяснить.

Оказалось, всё очень просто. Папа объявил Матюше, что 25 июня они пойдут в поход по лесным тропам на четыре дня. Матюша, как человек основательный, сразу же принялся за сборы.

Что нужно брать с собой в поход, Матюша решает сам. Трогать уже собранные вещи он не разрешает. Обстоятельность Матюши вызывает восхищение, если учесть, что он начал собирать рюкзак в марте месяце, то есть задолго до похода. Другое дело, в какой степени папа будет соответствовать обстоятельности своего сына.

Очень скоро Матюша начнет отсчитывать дни до начала похода. Если поход не состоится, то для Матюши это будет большим потрясением.

В отношении детей необходимо соблюдать максимальную осторожность в обещаниях. Взрослые должны понимать, что невыполненные обещания дети будут помнить всю жизнь.

Сказки

Матюша каждый вечер перед сном требует рассказать ему сказку. Каждый раз новую. Иногда приходится переделывать старую сказку на новый лад.

Выслушав новый вариант старой сказки, Матюша начинает предлагать свое окончание. Для лучшего понимания направления Матюшиной мысли расскажу одну из новых версий старой сказки про волка и семерых козлят.

 

Начало старое. «Жили-были коза с семерыми козлятами, а в лесу волк. Коза уходила поесть травы, попить воды, а когда возвращалась, пела песенку:

– Ребятушки, козлятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мама пришла, молока принесла.

Козлята и открывали дверь.

Подслушал волк песенку. Когда коза ушла, сам попробовал петь. Но козлята не поверили. Ответили, что голос грубый, волчий.

Пошел волк к кузнецу и перековал свой голос. И стал у волка голос нежный, как у козочки».

Теперь новое продолжение: «Козлята рассказали маме, что волк приходил. И самый сообразительный козленок предложил в двери сделать дырочку, чтобы видеть, кто пришел.

Пришел волк, запел нежным голоском, а козлята посмотрели, как страшный большой волк поет нежным голоском и засмеялись. Смеялись долго и никак остановиться не могли. Волк ушел и по дороге встретил лису.

Лиса говорит: «Здравствуй, волк!» А страшный большой волк отвечает нежным голосом: «Здравствуй, лиса!» Лиса как начала смеяться, так и долго остановиться не могла.

Потом встретил волк медведя, зайца и других зверей. И все над ним смеялись. Пришлось волку уходить в город и устраиваться работать в цирке клоуном».

Выслушал Матюша сказку и стало ему жалко волка. И предложил он свое окончание: «Пригласил волк в цирк кузнеца. Кузнецу очень понравилось, как волк выступал. И согласился кузнец выковать волку такое горло, чтобы волк мог говорить двумя голосами и своим, и козочки. Но условие кузнец поставил, чтобы волк никого не обижал, а в цирке работать остался».

Иными словами, Матюшка требует, чтобы сказки всегда хорошо кончались, даже для волка.

Общение

Прочитал результаты одного социологического обследования. Оказывается, богатые люди общаются в основном визуально. Бедные (относительно) общаются в основном виртуально. Относительно бедные, потому что виртуальное общение также требует финансовых вложений.

По-видимому, обследование достаточно объективное. Если денег достаточно, то можно слетать к другу на день рождения. А если нет, то приходится поздравлять по интернету.

Вспоминаются слова Антуана Экзюпери «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения». Выходит, общение действительно становится роскошью.

Однако есть две группы людей, которые не могут не общаться вживую. Это взрослые и дети. Дети без взрослых не выживут. Мать кормит малыша грудью, закладывая в его организм здоровье на долгие годы жизни.

Виртуальным молоком нельзя накормить ребенка. Маленький ребенок плачет и не дает спать. Виртуально подгузники не поменяешь и на виртуальных руках малыша не укачаешь.

Когда дети подрастают, у них начинают возникать проблемы. А чтобы увидеть детские проблемы, нужно смотреть в их глаза. Значит, виртуально детей не вырастишь. Виртуальные объятия не позволяют передать тепло родительского тела.

А обнимать своих детей могут как богатые, так и бедные. Родительские объятия денег не требуют. Ну что же, будем чаще обнимать тех, кто рядом с нами.

Стихотворение

Тимоше очень тяжело дается запоминание стихов. Математика идет нормально. Пишет неплохо. Домашнюю работу он всегда выполняет старательно и добросовестно. А вот стихи ни в какую не запоминаются.

Стихотворение – это удивительный способ организации слов. Целостность стихотворения нельзя разрушать. Не зря говорят, что из песни слова не выкинешь. Стихотворение очень сильно влияет на эмоции человека.

Читая хорошие стихи, волнуешься и начинаешь думать о чем-то своем. Стихи воздействуют на разных людей в разной степени. Существуют необычайно чувствительные люди. Чувствительных людей стихи запросто могут вывести из реальности и унести их мысли далеко, а иногда очень далеко.

Тимоша как раз относится к чувствительным людям. Поэтому, когда Тимоша учит стихи, то он уносится от прочитанной строки все дальше и дальше к чему-то своему. Прочитаешь ему строчку стихотворения, попросишь повторить – очнется от чего-то своего и попытается повторить.

Однако попытка повторить требуемую строчку удается не всегда. Приходится читать эту строчку ещё раз. Потом ещё и ещё. После того, как Тимоша запомнит каждую строчку по отдельности, начинается запоминание вместе двух строчек. Не сразу, но по две строчки текст осваивается.

Следующий этап – это запоминание по четыре строчки. И только затем собирается всё стихотворение. После многочисленных попыток удается достичь определенного успеха в запоминании стихотворения. Успех в значительной степени условный, так как добиться того, чтобы Тимоша запомнил в этот день всё целиком, не удается.

Зато на следующее утро стихотворение рассказывается вполне прилично. После всех мучений я подумал: если надумаешь заводить детей, то сначала обзаведись огромными запасами терпения. А огромное терпение основано на истинной любви.

Машенька

К соседке Ире (Ильмире) приехала внучка Машенька. Симпатичная и очень активная девочка пяти лет. Первый раз она приезжала к бабушке год назад. Матюша увидел её через забор и начал делать отчаянные попытки с ней познакомиться.

Первоначально девочка почти не обращала на него внимания. Однако, когда Матюша назвал себя, то и она ответила, что её зовут Маша. Сначала все знакомство сводилось к попыткам Матюши разговорить девочку, находясь на разных участках. Ни Машеньку к нам в гости, ни Матюшу в гости к Машеньке Ира под разными предлогами не пускала. Вместе поиграть в первый год их встречи им так и не случилось.

Весной этого года я заметил, что Машенька ходит вдоль забора и высматривает Матюшу. Узнав, что знакомая девочка его ждет, Матюша быстро собрался и выбежал. На этот раз Ира, занятая срочной работой, отпустила внучку к нам в гости. Впрочем, бабушка обговорила, чтобы она вернулась не позже, чем через полчаса.

Войдя к нам, Машенька объявила, что ей уже пять лет, намекая на то, что она уже взрослая. Матюша ответил, что ему уже шесть лет, определяя, кто старший в их компании.

Девочка с интересом гуляла по нашему участку, а Матюша её сопровождал и пытался развлекать. Каждый раз мальчик придумывал новую игру, и, судя по всему, ей это очень нравилось. Во всяком случае, играла она с неподдельным интересом.

Когда Машенька пришла к нам на следующий день, то она уже ходила хвостиком за Матюшей. Они снова долго и увлеченно вместе играли. Играли до тех пор, пока папа не позвал Машеньку домой. Наблюдая за динамикой их взаимоотношений, я вспомнил загадку: вначале лёд, затем воск, потом мед.

Порознь скучно, вместе тесно

Матюша и Тимоша хотя и родные братья, но очень разные. Конечно, внешне сразу видно, что это братья, а вот характеры разные.

Тимоша тихий и задумчивый. Он тяжело находит новых друзей. Зато Тимоша любит популярные научные передачи. Особенно про живых существ. Ныне существующих и давно вымерших. Ему интересны и звери, и птицы, и рыбы, и лягушки, и ящерицы. Тимоше важно знать, как появилась жизнь на земле и кто жил на земле, когда людей не было.

Особой любовью у него пользуются динозавры. Тимоша знает большое число различных видов динозавров. Даже на его школьном рюкзаке нарисованы несколько динозавров. Тимоша очень ласковый. Он может просто так подойти к бабушке обнять её и поцеловать. Матюша тоже иногда подходит, обнимает и целует бабушку. Но не всегда бескорыстно.

В отличие от брата, Матюша очень живой и общительный. У него много друзей и в детском саду, и в подготовительной группе гимназии. Улыбка не сходит с Матюшиного лица. Если появляется малейший повод, то Матюша весело и искренне смеется. Любимый способ передвижения в помещениях – это бег. Занимательно смотреть, как он бежит, нагруженный вещами для переодевания, после окончания занятий в гимназии.

Очень часто Матюша начинает прыгать то на одной ноге, то на двух. Кроме того, он обожает танцевать брейк-данс, вертясь по полу.

В силу своего характера Матюша притесняет старшего брата. Младший брат пытается отбирать айпады, телефоны и игрушки у старшего брата, и чаще всего эти попытки завершаются успешно.

Однако иногда Тимоша излишне жестко противостоит поползновениям младшего брата. Начинается драка, после которой оба внука бегут к бабушке искать справедливости. Бывает, что Тимоша очень устает от общения с младшим братом и хочет отдохнуть от него.

Примечательна следующая история. Однажды мама забрала Матюшу с дачи в гости. Тимоша наотрез отказался с ними ехать. Человек Тимоша консервативный и по гостям ездить не любит.

Оставшись один, Тимоша стал задумчиво смотреть в окно.

– О чем задумался? – я поинтересовался у него. Тимоша открылся:

– Как там Матюша? Наверное, ему без меня скучно.

Все-таки мои внуки, хотя очень разные, но друг без друга не могут.

Аквапарк

Мама решила свозить детей в аквапарк. Поездка в аквапарк – событие для детей неординарное, радостное и очень волнующее.

Мы живем в стране с холодным климатом. «Ах, наше северное лето, карикатура южных зим». Летом в нашей полосе купаются дети привычные ко всему. А бабушка не позволяет ни Тимоше, ни Матюше привыкать к купанию в воде, которую теплой называют исключительно «моржи» и неисправимые оптимисты.

Не так далеко от дачи очень неплохо обустроили городской пруд. Навезли на берег пруда много песка и организовали городской пляж. На пляже поставили удобные раздевалки и по краям пляжа разместили широкие скамейки. Рядом с пляжем обустроили замечательную детскую площадку. И как водится, появились павильоны с водой и разнообразной едой. Так что на пруду можно прийти и с удовольствием выкупаться. Некоторые приходят компаниями и надолго.

Но с бабушкой не поспоришь. Поэтому внуки на пруд приходят редко и ненадолго. Исходя из данных обстоятельств, поездка в аквапарк настолько захватила детей, что они забыли обо всем. Главное, внуки забыли обнять бабушку на прощание и даже помахать ей из машины рукой.

Впрочем, хитренький Матюша убеждал потом всех, что он махал на прощанье рукой, а бабушка просто этого не заметила. Может и так. Однако бабушка этого не заметила, очень расстроилась и загрустила. Ей почему-то показалось, что она больше не нужна своим любимым внукам. Для неё это была очень болезненная душевная рана.

Люди, которые искренне и сильно любят – самые ранимые на свете.

Красивое небо

Мы возвращались с Матюшей из гимназии. Закончились занятия на подготовительном отделении и началась долгая дорога домой.

Как обычно Матюшина активность превосходила все мыслимые пределы. Выбежав из гимназии, он вовлек своих приятелей в соревнование: кто быстрее доберется до детской площадки. Приятели, вернее мальчик и девочка, мчались на самокате, а Матюша старался опередить их бегом.

Детская площадка, а вернее и детская площадка, и спортивная площадка были ими освоены по полной программе. Когда, наконец, мы поехали на почти пустом автобусе, этот сгусток молодой энергии всё время бегал и прыгал, перескакивая с одного места на другое.

Выйдя из автобуса, он продолжал кружить вокруг меня. Неожиданно Матюша остановился, замер и воскликнул:

– Дедушка, посмотри какое красивое небо! Закат.

Небо действительно выглядело впечатляющее. На голубом небе плавали белые облака, которые светились в заходящем солнце. Облака светились различными оттенками цветов. В зависимости от расположения на небосклоне.

Особенно красивыми были два рядом расположенных облака, между которыми пробивались солнечные лучи. Эти лучи очень эффектно вонзались в небо. Так что Матюша был абсолютно прав. Небо, действительно, было необычайно красивым.

Мне стало отрадно на душе, потому что Матюша, взрослея, научился ценить красоту.

Зачем нам нужны дети?

Автор статьи:
Елена Валерьевна Мухамедова,
клинический психолог Клиники «Поколение NEXT», член РАРЧ

Причин, по которым люди рожают детей, довольно много. В первую очередь, подсознательно взрослый половозрелый человек рассматривает ребенка как способ продолжить свой род, оставить память о себе в обществе. Другими словами — отчасти стать бессмертным.

Среди причин также могут быть советы врачей, просьба родителей или одного из супругов родить ребенка. Возможно, пришло время, когда все подруги с детьми и задают много вопросов, почему у женщины нет детей. При этом она сама может и не испытывать особого счастья и эйфории от мысли стать мамой, ведь в итоге вся ответственность и уход за малышом ляжет на ее плечи, а ей и не особо хочется этого в данный период жизни. Возможно, что и никогда не захочется.

Бывает и так, что ребенок рождается, не спрашивая нашего согласия, и тогда мы не задаемся вопросом, «хочу я ребенка или нет». Когда ребенок уже есть, мы просто живем и стараемся выполнять родительские обязанности в меру своих сил и понимания.

Родив ребенка, женщина и мужчина приобретают статус матери и отца семейства. Таким образом, они показывают всему обществу и окружающим их людям свой новый статус, свои заботы и намерения на будущее. Появление малыша меняет психологию и взгляды родителей на жизнь. Они начинают добиваться новых целей, приобретая новую роль в семье.

Многие спорят, существует ли в природе материнский инстинкт или это вымысел?

По сути материнский инстинкт — это потребность заботиться о ребенке. В физиологии есть такое понятие, как доминанта, т.е. повышенная активность в одной из зон мозга, которая подавляет активность в близлежащих областях. Материнская доминанта выражается в поведении женщины, сконцентрированной на уходе за ребенком. Другими словами, забота о ребенке выступает как основная, заложенная природой потребность женщины, реализация которой в процессе контакта и общения с ребенком приносит ей самоудовлетворение и удовольствие. Этот механизм работает и у папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек, и здесь работает правило: чем больше вкладываешь, тем дороже тебе человек (но и у правила бывают исключения). Безусловно, все соизмеряется с реальной потребностью ребенка на данном этапе его жизни.

Отличия женщины, у которой нарушена материнская доминанта, зачастую скрыты для окружающих. Суть отличий лежит в мотивации к заботе о ребенке и получении удовольствия от её проявления.

Если женщина, у которой активность мозга подчинена доминанте, почти все свои мысли в первые месяцы после родов она связывает с заботой о ребенке. Если же есть нарушение, то в этот период может занимать голову другими проблемами.  У первой женщины основной вид деятельности – уход за ребенком, и при конфликте мотивов, она откликается на плач ребенка, считывает его мимику и жесты. Она делает это интуитивно, получая при этом удовольствие. Вторая может делать всё то же самое, но с иным мотивом. К примеру, потому что все говорят, что так надо, или она прочла об этом в модной книжке, или ей рассказала подружка. Для нее это не интуитивная потребность, т.е. не внутренний позыв. При этом может появиться ощущение неудовлетворенности и подавленности, и ей захочется куда-то сбежать, освободиться от ответственности.

Это будет проявляться в избегании тактильного контакта с ребенком, а также в том, что ее мимические реакции будут неадекватны эмоциям ребенка. При этом она будет испытывать чувство вины, осознавая свое несоответствие с диктуемым и взлелеянным обществом и СМИ прекрасным чувством материнства. 

Итак, зачем нам нужны дети? На мой взгляд — психолога, жены и мамы — этот вопрос очень важен. При этом далеко не всякая мама сможет внятно ответить на этот вопрос даже самой себе.

Если женщина или мужчина испытывают тревогу и беспокойство во взаимодействии с реальными или воображаемыми детьми, не могут объяснить даже самому себе своих чувств, то прежде, чем пускаться в это удивительное путешествие под название «родительство», стоит прояснить для себя ответы на вопросы: «Почему?» и «Зачем мне туда?».

Я полагаю, что нам нужны дети для того, чтобы разделить с ними жизнь, научить их быть счастливыми и самим через них стать ближе к Богу! То есть не для того, чтобы дети могли решить наши важные проблемы и задачи, а для того, чтобы мы могли поделиться с ними своими переживаниями и сказать малышу: «Смотри, вот это – мир. Я в нем живу, и он очень интересен». Показать росу на траве, рассказать о птицах, о дружбе, о любви. Нам важно передать другому свои чувства и переживания. Нам важно передать ребенку свои впечатления об этом мире. Здорово, когда эти впечатления и переживания позитивные, но и горести и беды нам важно проживать вместе, потому что мир только в этом случае будет восприниматься ребенком полноценно.

О значении всего этого следует поговорить отдельно.

Зачем заводить детей? | Институт семейных исследований

Два высокопоставленных лица недавно призвали людей (несколько противоречиво) заводить детей. Самый известный из них произошел в начале января, когда Папа Франциск заявил , что «отказ от отцовства или материнства умаляет нас, лишает нас человечности». Далее он сказал, что если у людей нет детей, «цивилизация стареет» и «наша родина страдает, так как у нее нет детей».

В том же ключе Илон Маск неоднократно выступал за рождение детей, утверждая, среди прочего, что «если у людей больше не будет детей, цивилизация рухнет».

Я видел, как многие люди высмеивают и критикуют эти комментарии, но я думаю, что они поднимают хорошие вопросы:  Должны ли  люди заводить детей? Есть ли резон следовать в этом совету Папы Франциска и Маска?

С этой целью я хотел изучить некоторые причины, по которым люди, особенно я сам, предпочитают заводить детей. Как обычно, я не говорю всем заводить детей. Делай что хочешь. Кроме того, я знаю, что есть много людей, которые по разным причинам не могут иметь детей. Это тема, выходящая за рамки данного поста. Я говорю здесь о перекрестке, которого достигают некоторые люди, и о том, почему я принял такое решение.

Заводить детей во имя высшего блага

Что меня озадачивает в аргументах Папы Франциска и Илона Маска, так это то, что они оба, по сути, говорят, что люди должны иметь детей во благо. «Наша родина страдает, потому что у нее нет детей» Папы Франциска звучит странно, но я считаю, что он приводит то, что я назову аргументом социального обеспечения. В США Social Security предоставляет деньги пожилым людям. Но система работает только в том случае, если платящих больше, чем людей, получающих деньги. Вам нужен постепенный рост населения, и экономика в целом устроена таким образом.

Похоже, Маск выдвигает аналогичный аргумент в своей последней ветке в Твиттере, утверждая, что если население начнет сильно сокращаться, последствия будут ужасными.

Есть свидетельства в поддержку этой идеи (например, Детройт), но если оставить в стороне легитимность самого аргумента, я нахожу идею о том, что люди должны заводить детей ради всеобщего блага, неубедительной. Кто собирается заводить детей, чтобы спасти систему социального обеспечения (или экономику в целом)? Никто.

У меня определенно не было детей, которые приносили пользу общему благу, обществу или программе социального обеспечения.

Иметь детей, потому что они ведут к счастью

Итак, если высшее благо не является веской причиной иметь детей, то что?

Одна из часто возникающих идей — это счастье, и особенно вопрос о том, делают ли дети людей счастливыми. Если дети действительно делают людей счастливее, это будет веская причина для продолжения рода — большинство людей хотели бы быть счастливее, и если бы они могли что-то сделать для достижения большего счастья, они, вероятно, сделали бы это.

По этой теме проведено огромное количество исследований, и результаты неоднозначны и неоднозначны. Я бы сказал, что мое собственное счастье, вероятно, увеличилось благодаря моим детям, но это не относится ко всем исследователям. И вывод заключается в том, что аргумент «дети ведут к счастью» не является беспочвенным.

Другая моя проблема с этим ходом мыслей заключается в том, что, как я уже писал ранее, я считаю погоню за счастьем дурацкой затеей. Счастье — это побочная выгода, которая приходит от стремления к другим вещам.   Мои дети время от времени радуют меня, но я решил не становиться родителем, потому что заранее думал, что это сделает меня счастливее.

Если мы хотим участвовать в самых значимых человеческих переживаниях, буквально нет ничего более подходящего, чем иметь семью.

Дети как инвестиция в будущее

Вот аргумент, который я нахожу убедительным. Суть в том, что семья имеет практические преимущества и что дети расширяют круг общения семьи. Например, в Линии разлома: разбитые семьи и как их исправить , автор Карл Пилемер рассказывает о том, как после того, как его дочери вышли замуж, он получил доступ к сети людей, которые могли посоветовать ему, какую машину купить и какое вино выбрать. А эти родственники, в свою очередь, получили доступ к сети людей, среди которых был и врач. «Таким образом, через мужей моей дочери я унаследовала большую сеть людей, которых я, возможно, не очень хорошо знаю, но могу получить доступ через семейные связи».

Такой резервуар потенциальной социальной поддержки чрезвычайно ценен. У него даже есть название: «социальный капитал». Этот термин относится к сети доверенных лиц, к которым можно обратиться в случае необходимости. Эти социальные связи обеспечивают сеть безопасности, когда они доступны для информации и совета, если и когда это необходимо. Обладание социальным капиталом в виде людей, которых мы считаем дружелюбными, поддерживающими и готовыми помочь нам, если это необходимо, даже если мы не часто общаемся, заставляет нас чувствовать себя в этом мире более комфортно. Например, если бы я когда-либо сомневался в том, что «Янкиз» намного превосходят «Ред Сокс», я мог бы позвонить отцу Майкла, Фрэнку, и он убедил бы меня за несколько минут. Добавив семью, я получил доступ к ресурсам, которых иначе у меня никогда не было бы. Эти преимущества и есть то, что  потерял  в семейном конфликте. 1`

Иными словами, семьи полезны.

Я видел это воочию. Мы с женой впервые встретились, когда учились в колледже, за сотни миль от обеих наших семей. Но мне повезло: мы с женой получили от моих тестя и свекрови огромное количество дружеских отношений, знаний и различных других видов поддержки. Мне нравятся наши долгие дебаты не меньше, чем времяпровождение с ними. Несколько членов семьи моей жены помогли нам с ремонтом дома, некоторые из них весьма существенно. Мои свекровь и свекор скоро вернутся в наш дом, чтобы помочь, когда у нас родится третий ребенок. А я только поверхностно смотрю.

Следует признать, что на данный момент эта поддержка в основном идет в одну сторону. Если бы кто-нибудь спросил меня, , зачем жениться?  Я бы сослался на собственный опыт и заметил, насколько богаче может быть жизнь, когда у тебя есть замечательные родственники. Но, видимо, поддержка пойдет и в другую сторону. Когда мои родственники понадобятся, надеюсь, мы поможем.

Кроме того, мои родители и родственники мужа также помогали друг другу, в том числе принимали друг друга в течение довольно продолжительного времени. И именно такое взаимодействие захватывает детей как сеть. Не только дети (моя жена и я в этом примере) получили пользу, но и наши расширенные семьи также смогли подключиться к сети.

Еще одна мысль по поводу этой идеи: практическая польза от рождения детей становится более заметной в пожилом возрасте. Оксфордский антрополог Робин Данбар описал «последнюю стадию жизненного цикла человека» как наступающую примерно в 60 лет, «когда мы начинаем терять друзей из-за смерти».

В пожилом возрасте […] нам не хватает энергии и мотивации (а также мы менее подвижны) для поиска и создания новых дружеских отношений. Более того, те места, где мы находили друзей, когда были моложе, теперь уже не так уместны, как места, куда можно пойти. Мы не совсем знаем правильные коды поведения для контекста, даже не знаем, как начать разговор с незнакомцем. Таким образом, мы становимся менее склонны выходить на улицу, чтобы заменить старых друзей. 2

Данбар провел обширное исследование по этому вопросу, но даже без этого исследования оно интуитивно понятно. Сколько вы знаете 80-летних в домах престарелых, которых навещают друзья?

В общем, меня убеждает мысль о том, что в конечном счете ваши дети составляют весь ваш круг общения. Их наличие — это инвестиции в менее одинокие и более безопасные старшие годы. 3

Наличие детей — часть человеческого опыта

Позвольте мне рассказать вам о том, как я впервые попробовал вино. Я был в Сиене, Италия, в очаровательном маленьком ресторанчике посреди городских переплетений средневековых улиц. Я уже несколько раз был в Италии, но из-за того, что мои религиозные убеждения строго запрещали алкоголь, я никогда не пил. Однако во время этой поездки в Сиену я пришел к выводу, что: а) чтобы понять людей, нужно стараться встречаться с ними на их условиях и делать то, что они делают, и б) я хотел бы, чтобы их было как можно больше. разнообразный опыт, насколько это возможно. Я попробую все, что в пределах разумного, особенно если это поможет лучше понять чей-то опыт.

Как это связано с детьми?

Как оказалось, иметь детей — это уникальный опыт, который ценится во многих культурах, а семейные отношения — одна из важнейших составляющих цивилизации. Как написала группа исследователей из Гарварда и Джорджа Мейсона, «родственные институты, возможно, являются наиболее фундаментальными человеческими институтами и долгое время представляли собой основную основу для организации социальной жизни в большинстве обществ».

Мне посчастливилось немного попутешествовать, и я увидел множество различных условий жизни, форм искусства, архитектурных стилей, исторических нарративов и ценностей. Но я не сталкивался ни с одной исторической культурой, в которой дети не считались главной целью жизни. 4  И я склонен думать, что если что-то хорошо работало у множества очень разных людей, в самые разные эпохи, на протяжении многих тысяч лет, то, вероятно, в этом есть некоторая мудрость.

Все это говорит о том, что если употребление вина является важным итальянским опытом, то иметь детей может быть важным человеческим опытом, но с гораздо более высокими ставками. И если мы хотим участвовать в самых значимых человеческих переживаниях, буквально нет ничего более подходящего, чем иметь семью.

Джим Далримпл II — журналист и автор информационного бюллетеня Nuclear Meltdown о семьях. Он также оплачивает жилье для Инмана и ранее работал в BuzzFeed News и Salt Lake Tribunte.

Примечание редактора : Это эссе впервые появилось в информационном бюллетене автора, Nuclear Meltdown . Он был слегка отредактирован.


1.  Линии разлома: расколотые семьи и способы их исправления . Карл Пилемер, 2020. Страница 77.

2.  Друзья: понимание силы наших самых важных отношений. Робин Данбар. 2021. Страница: 147

3. Джонатан Шульц, Думан Бахрами-Рад, Джонатан Бошан и Джозеф Хенрих. «Истоки СТРАННОЙ психологии». 22 июня 2018 г. Страница 3

4. Стефани Кунц. Брак, история: как любовь победила брак.  2005. Стр. 78; Дети и детство в римской Италии . Берил Роусон. Страница 6; Взросление и старение в Древнем Риме: жизненный подход . Мэри Харлоу и Рэй Лоуренс. Страница 86

 

Почему люди хотят детей? 12 причин

Иметь детей — это такой неотъемлемый аспект человеческой жизни, что если бы вы спросили кого-нибудь, почему они хотят детей, они, вероятно, недоверчиво ответили бы что-то вроде:

«Что вы имеете в виду, почему я хочешь детей?»

Это то, о чем вы не должны спрашивать. Это то, что все делают по умолчанию. В худшем случае вас могут осудить негативно за то, что вы задали этот вопрос.

Размножение — основная движущая сила всех форм жизни, и люди не исключение. В мире природы есть много случаев, когда желание размножаться даже превосходит желание выжить — еще одно основное стремление всех форм жизни. Вспомните богомола или паука черной вдовы.

Люди, пожалуй, единственный вид, который может поставить под сомнение свой основной инстинкт размножения. Другие животные могут задаться вопросом, стоит ли размножение того. Но мы не можем сказать, если они делают.

Люди, вероятно, являются единственным видом, у которого рациональная часть их мозга стала настолько развитой, что они ставят под сомнение то, что их рациональный мозг эволюционировал для репродуктивного успеха.

Человеческие младенцы уязвимы и требуют длительного ухода. Есть теория, что у нас развитые когнитивные способности из-за нашего продолжительного детства. Этот длительный период ухода способствовал развитию передовых когнитивных навыков, включая рациональное мышление.

По иронии судьбы, мы используем эти самые когнитивные способности, чтобы задаться вопросом, стоит ли заводить детей.

Причины, по которым люди хотят иметь детей

Давайте перейдем непосредственно к различным причинам, по которым люди хотят иметь детей:

1. Родительство — это основной инстинкт

Как и влечение, агрессия, голод и жажда, родительство — это основной инстинкт. Люди запрограммированы заботиться о своих детях. Размножение – конечная цель эволюции. Почти все, что люди делают в своей жизни, прямо или косвенно является попыткой повысить свой репродуктивный успех.

Некоторые люди думают, что родительство — это исключительно результат социальных условий. Идея в том, что люди хотят детей, потому что видят, что другие люди хотят детей. Если бы они жили в обществе без родителей, они не захотели бы быть родителями.

Я хочу здесь остановиться на мгновение и сделать глубокий вдох.

Хорошо. Были хороши.

Идея о том, что воспитание детей является результатом социальной обусловленности, пожалуй, самая нелепая идея, с которой я когда-либо сталкивался. Обычно его исходят от социологов и философов, которые ничего не смыслят в биологии и неврологии.

Воспитание — это управляемый гормонами эволюционный инстинкт, регулируемый эмоциональной частью или лимбической системой мозга. 1

Хотя человеческое воспитание, несомненно, в некоторых отношениях отличается от родительской заботы, которую проявляют другие животные, основная схема воспитания детей у человека аналогична таковой у других приматов. 2

Гормон окситоцин играет решающую роль в воспитании детей. Это облегчает роды и сближение через прикосновение и социальное взаимодействие. Это вносит значительный вклад в формирование привязанности между родителями и детьми. 3

Родительское поведение провоцируется окситоцином. Если вы возьмете богатую окситоцином кровь только что родившей самки крысы и введете ее девственной самке крысы, это вызовет у последней материнское поведение. 4

Кто-то скажет, что мы не крысы. Мы — нет, но основные схемы мозга, управляющие родительским поведением, одинаковы у всех млекопитающих. Так что, когда нейробиологи изучают крыс и экстраполируют свои выводы на людей, они не просто тратят время впустую.

2. Социальное давление

Мы млекопитающие, которые эволюционировали в социальные группы. Чем больше группа, тем она сильнее и тем больше у нее шансов получить доступ к ресурсам, способствующим воспроизводству. Чем сильнее группа, тем больше пользы получают ее члены.

Итак, «общество» оказывает давление на членов группы, чтобы увеличить число членов группы.

Вот почему на людей, особенно на пары, оказывается такое сильное социальное давление, чтобы они завели детей. Это не означает, что люди не хотят иметь детей, а вынуждены их заводить. Это означает, что многие люди в конечном итоге заводят детей, прежде чем они будут готовы, благодаря этому социальному давлению.

Давление исходит не только от ближайших родственников — родителей, братьев и сестер, стремящихся воспроизвести больше своих генов, — но и от членов расширенной семьи, друзей и случайных незнакомцев.

Конечно, заводить детей из-за социального давления — не лучшая идея. Если вы не готовы иметь детей, вы, вероятно, не сможете хорошо справляться с их воспитанием. Социальное давление с целью размножения увеличивает количество, не обращая внимания на качество производимых людей.

Эволюция зависит от частоты и слепа к качеству. Он просто бросает копии генетического материала на стену природы, чтобы посмотреть, что приживется.

3. Спасение отношений/брака

Некоторые люди хотят иметь детей, потому что думают, что это поможет им спасти их разваливающийся брак или отношения. Это способ связать себя с партнером родительскими обязанностями, чтобы отношения выжили.

Оба партнера хотят заботиться о детях, поэтому оба остаются в отношениях.

Конечно, это неправильная причина заводить детей.

Партнеры должны решить свои проблемы в отношениях, прежде чем думать о детях. Втягивание детей в картину не решит проблемы, отравляющие отношения.

Разорвать нездоровые отношения гораздо лучше, чем оставить детей в неблагополучной среде.

4. Любопытство

Некоторые люди говорят, что хотят иметь детей, потому что им интересно узнать, на что будет похож опыт родительства. Они всю жизнь мечтали о семье. Они хотят воспитывать своих детей не так, как воспитывали их, и посмотреть, что из этого получится.

Для этих любознательных людей родительство — это эксперимент, из которого они хотят многому научиться.

5. Волнение

Современная жизнь скучна для большинства людей. Люди чувствуют себя в ловушке своей рутины и хотят делать что-то другое. Желание детей может быть способом избежать всей этой скуки.

Взрослые обычно теряют интерес к жизни. Они могут возродить это волнение, заведя детей. Дети в восторге от каждой мелочи, которую мы, взрослые, скорее всего, примем как должное.

6. Удовлетворение

По словам родителей, удовлетворение, которое вы получаете от создания другого человека, заботы о нем и наблюдения за его ростом, не похоже ни на что другое. Неродителям этого не понять.

Если вы когда-либо ухаживали за домашним животным или младшим родственником, вы, возможно, знаете, каково это испытывать радость и удовлетворение от глубокой заботы.

7. Родительская любовь

Вы можете возразить, что такую ​​же радость и удовлетворение можно испытать и в других отношениях. Да, но детско-родительские отношения — это совсем другое. Родительская любовь не похожа ни на какой другой вид любви.

Родительская любовь настолько близка к безусловной любви, насколько это вообще возможно. 5

Конечно, это не совсем безоговорочно. Родители помогают детям выжить, а дети помогают родителям передать свои гены следующему поколению.

8. Цель

Наличие детей может дать одну цель, если она отсутствовала в их жизни. Иметь детей — это один из способов быть страстным и целеустремленным в жизни. Если у вас уже есть цель, хорошо для вас. Наличие детей добавит еще один смысл в вашу жизнь и сделает вашу жизнь более значимой.

9.

Товарищеские отношения

Пара может чувствовать себя одинокой и пытаться восполнить этот пробел, заведя детей. Особенно когда пары становятся старше, они, как правило, становятся более одинокими. Иметь детей, которые могут заботиться о вас и поддерживать дружеские отношения, когда вы станете старше, может быть замечательно.

10. Самосовершенствование

Обязанности, связанные с рождением детей, могут заставить людей совершенствоваться. Поскольку им приходится заботиться о другой жизни, они хотят сначала позаботиться о себе.

В предпринимательстве есть такая штука, как «эффект ребенка». Предприниматели постоянно откладывают достижение своих целей. Когда у них появляется ребенок, все меняется. Они понимают, что больше не могут откладывать на потом, как раньше. И они этого не делают, достигая новых высот успеха.

11. Снятие стресса

Я еще не родитель, но я знаю, как можно снять стресс, проводя время с детьми. Конечно, вам не обязательно иметь детей, чтобы испытать такое облегчение стресса. Можно потискать домашнего питомца или подушку, но родители говорят, что ничто так не снимает стресс, как детская улыбка и смех.

12. Повышение самооценки

Когда мы приносим пользу обществу, наша самооценка повышается.

Рождение детей также является формой вклада. Таким образом, это обязательно повысит нашу самооценку и заставит нас хорошо выглядеть в глазах других. Люди, у которых нет детей, скорее всего, будут считаться эгоистичными, незрелыми и безответственными. Эти вещи снижают самооценку.

Минусы отцовства

Конечно, отцовство — это не только солнце и радуга. С этим связаны риски и затраты, из-за которых некоторые люди не хотят иметь детей.

1. Воспитание требует больших затрат

Воспитание требует больших затрат времени, энергии и денег. Если сейчас в вашей жизни нет такого места, где вы уверены, что можете посвятить значительное количество времени, энергии и денег воспитанию детей, то это может быть плохой идеей.

2.

Постоянное напряжение

Дети одновременно снимают стресс и вызывают стресс. Родители говорят, что они всегда беспокоятся и испытывают стресс из-за своих детей. Некоторые люди не переносят высокий уровень постоянного стресса.

3. Плохой сон

Я слышал, как родители говорят, что сон больше всего портится, когда у тебя есть дети. Сон имеет решающее значение для психического благополучия. Когда вы недосыпаете, у вас больше шансов приобрести вредные привычки.

4. Семейные проблемы

Прежде чем завести детей, ваш партнер является вашим главным приоритетом. Как только у вас появится ребенок, это может измениться. Ваш ребенок теперь становится вашим главным приоритетом. Это может вызвать проблемы в браке или отношениях.

Почему люди не хотят детей?

Для людей, которые не хотят детей, минусы отцовства перевешивают его преимущества.

Покажите мне человека, который говорит, что не хочет детей, и я покажу вам человека, который не готов иметь детей в 9 случаях из 10.

И это логично.

Если вы умственно, эмоционально и финансово не готовы иметь детей, возможно, стоит отложить их рождение. Люди хотят достичь определенных вех в своей жизни, прежде чем они смогут подумать о детях. Эти вехи включают в себя: 9

  • Найти подходящего партнера 306

    Если вы отметите все приведенные выше поля, вы находитесь в гораздо лучшем положении, чтобы подумать о создании семьи.

    Еще одна важная причина, по которой некоторые люди не хотят иметь детей, заключается в том, что они пережили трудные времена. У людей, переживающих трудные времена, чаще развивается негативное мировоззрение. Они не хотят, чтобы их дети страдали так, как страдали они в этом «жестоком мире».

    Потом есть люди (1 из 10), которые рационально взвесили все за и против отцовства и решили, что минусов слишком много. Они решили, что у них никогда не будет детей. Могут, но не хотят.

    Может быть, они хотят потратить все свои деньги на себя.
    Может быть, они не хотят рисковать своими отношениями.
    Возможно, у них низкая стрессоустойчивость.
    Может быть, им не нужен еще один смысл жизни.

    Разум хочет того, чего хочет

    Размножение – логичный следующий шаг после влечения и романтических отношений. 6

    Даже если вы рационально решите, что иметь детей того не стоит, это не значит, что вы не почувствуете желание. Ваш разум будет постоянно дергать вас:

    «Будь родителем».
    «Рожать».
    «Воспроизвести».

    Это похоже на период полового созревания и сильное влечение к противоположному полу. Ваш разум продолжает пытаться подтолкнуть вас к отношениям. Игнорировать эти толчки непросто.

    Вам грустно, когда вы не видите свою любовь. Вы впадаете в депрессию, когда вас отвергают.

    Когда вы вступаете в отношения, вы чувствуете себя счастливым. Ваш разум походит на:

    «Это хорошо! Хороший мальчик!»

    Размножение — это следующий шаг в этой игре, в которую ваш разум играет с вами всю жизнь. Если вы думаете, что можете легко игнорировать стремление вашего разума к воспроизведению, подумайте еще раз.

    Я понял, что идти против своей природы — бесполезное занятие. Конечно, вы можете сократить свои расходы, не заводя детей, но как насчет того голоса в глубине души, который будет продолжать подталкивать вас и нарушать ваш душевный покой.

    Сможете ли вы жить с этим?

    Это особенно сложно для женщин, которые не могут иметь детей после менопаузы. Мужчины могут откладывать рождение детей навсегда. Но как только женщине исполняется 30 лет, «тиканье» ее биологических часов становится все громче и громче.

    Посмотрите, что эти женщины на форуме сказали об опыте:

    Я не имею в виду, что вы должны быть рабом своих инстинктов. Я говорю, что когда вы делаете то, что хочет ваш разум, вы чувствуете себя счастливым. Не делать то, что хочет ваш разум, часто ведет к печали, депрессии и горечи.

    Даже если вы чувствуете побуждение вступить в отношения, не делайте этого, пока не будете готовы. То же самое касается рождения детей.

    Что касается затрат на рождение детей, то все, что стоит иметь в жизни, приносит стресс и беспокойство. Спросите любого человека с хорошей карьерой или отношениями, легко ли это сделать. Они скажут, что это совсем не просто.

    Спросите их, стоит ли оно того, и ответом будет громкое «ДА!».

    Ссылки

    1. Нуман, М. (2020). Родительский мозг: механизмы, развитие и эволюция . Издательство Оксфордского университета.
    2. Бьорклунд, Д. Ф., и Юнгер, Дж. (2001). Эволюционная психология развития: полезная основа для оценки эволюции воспитания. Воспитание , 1 (1–2), 63–66.
    3. Белл, округ Колумбия (2001). Эволюция родительской заботы. Обзор личности и социальной психологии , 5 (3), 216-229.
    4. Панксепп, Дж. (2004). Аффективная неврология: основы эмоций человека и животных . Издательство Оксфордского университета.
    5. Джонсон, LJ (2007). Родительская любовь: Как ее определяют и выражают родители маленьких детей . Университет Нью-Мексико.
    6. Фишер, Х. (2000). Похоть, влечение, привязанность: биология и эволюция трех основных эмоциональных систем для спаривания, воспроизводства и воспитания.
  • Добавить комментарий