В чем разница между ЗПР и УО? Как ее обнаружить максимально рано?
В чем разница между ЗПР и УО? Как ее обнаружить максимально рано?Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 30 июня, 2019
Обновлено: 17 марта, 2022
Отставание в развитии ребенка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.
Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.
Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.
Содержание статьи:
- 1 Основные отличия ЗПР от УО
- 1.1 Проблемы детей
- 1.2 Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР
- 1.2.1 Различия при диагностике
- 2 Список использованной литературы
Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из нее.
Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждение головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребенка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга.
Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:
- Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.
- Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребенок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.
- Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей.
Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится еще на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:
- легкая – 50 -60;
- умеренная 35-40;
- тяжелая 20-34;
- при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.
Развитие ЗПР обусловлено легким поражением тканей мозга или обходится без них, являясь реакцией на инфекционное заболевание или сильный стресс, перенесенный в раннем возрасте.
Проблемы детей
Детям с задержкой психического развития тяжело дается общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.
Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.
Однако не могут в определенный период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.
Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».
Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР
В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.
Таблица отличий ЗПР и легкой умственной отсталости (УО):
При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.
Различия при диагностике
Человек, не сведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.
В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:
- ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
- способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
- стремление к развитию;
- способность просить о помощи и принимать ее от окружающих.
По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:
- психологами;
- невропатологами;
- логопедами;
- социальными педагогами;
- родителями.
Крайне важно, чтобы необходимая педагогическая коррекция велась непрерывно, в том числе и дома. Для особенных детей так же важна атмосфера в доме, при стрессе темп улучшений резко снижается, может отмечаться регрессия.
При перспективах к улучшению состояния, ведется работа по основным направлениям:
- усвоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
- развитие способности к речи, контроля над ней;
- умение концентрировать внимание на определенной задаче;
- повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.
При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребенка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания. При олигофрении, состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже.
Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.
Ребенок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Ваш e-mail
Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Please leave this field empty.
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Подробнее о детях Подробнее о ЗПРР
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
ЗПР и умственная отсталость: общее и различия
Разницу между умственной отсталостью и задержкой психического развития людям, которые никогда не сталкивались с этими проблемами, не всегда видна. Однако это разные заболевания с принципиальными отличиями. Главное среди в том, что дети с ЗПР при своевременной коррекции могут стать полноценными членами общества, тогда как у малышей, страдающих умственной отсталостью, психической прогресс невозможен. Есть, однако, и третий вариант, когда ЗПР, не замеченная и не вылеченная вовремя, усугубляется, превращаясь в УО.
Дети с ЗПР
Задержкой психического развития называют пограничное состояние: это не норма, но и не умственная отсталость. Болезнь выражается замедлениями темпов развития, характерных для конкретного возрастного периода. При этом страдают все функции психики – внимание, речь, эмоционально-волевая сфера и другие.
Дети отличаются ограниченностью интеллектуальной деятельностью, предпочтениями к играм, быстрой усталостью от выполнения интеллектуальных задач. Поведение ребенка не соответствует биологическому возрасту, однако при правильной и своевременной коррекции он способен адаптироваться к социальным условиям и повысить уровень своего развития.
Причины, которые вызывают ЗПР, могут быть биологическими и социальными. Первая группа – это внутриутробные заболевания, инфекции, травмы при родах, недоношенность, генетические отклонения и тяжелые инфекции в раннем возрасте. Социальные факторы, определяющие формирование ЗПР:
- педагогическая запущенность;
- отсутствие целенаправленного воспитания;
- регулярные психические травмы;
- ограниченность жизнедеятельности.
В зависимости от того, какие причины вызвали ЗПР, болезнь проявляется в нескольких формах:
-
Встречается у детей, имеющих инфантильный тип телосложения. Как правило, их поведение определяется яркими эмоциями, что характерно для ранней стадии развития ребенка. Малыши охотно вовлекаются в игры, особенно подвижные, стремятся творчески проявить себя. В школе им трудно соблюдать дисциплину по причине сниженной способности к контролю над своим поведением.
- Возникает на фоне хронических соматических заболеваний, которые вызывают упадок сил и снижение активности деятельности. Для детей характерна робость, склонность к сомнениям, неуверенность в себе. Основное заболевание становится причиной гипероперки со стороны родителей, что только усиливает инфантилизм. Дети отличаются эмоциональной нестабильностью, они не могут долго концентрировать внимание. Для этой группы характерна высокая тревожность и пониженная самооценка.
- Развивается как следствие педагогической запущенности. Изначально их нервная система нормальна, как и физическое здоровье. Однако при недостатке необходимой для развития информации и общения со значимыми взрослыми нужные умения и навыки у них не развиваются. Эта форма характеризуется так называемым мозаичным мышлением. Для него характерны отрывочные знания, которые не подкреплены личными переживаниями. В знакомых ситуациях дети могут проявлять себя очень сообразительными, высказывать интерес. Но в условиях развития при дефиците внимания его поведение становится бесконтрольным, он не может совладать с импульсивностью и эмоциями. Кроме того, гиперопека формирует эгоцентризм, склонность к безделью. В целом для ребенка характерны развиты психические функции, но при этом может не уметь читать, писать или выполнять математические действия.
- Эта форма заболевания обусловлена поражением ЦНС при беременности, во время родов или на первом году жизни. Инфантилизм ребенка проявляется во всех сферах. Характерны высокая нервная возбудимость, нарушения сна, примитивность эмоций. Несмотря на то, что игра у таких детей преобладает над учебой, она обычно однообразная. Условно таких детей можно разделить на две группы. Для одних характерна импульсивность, для вторых – напротив, страхи, робость.
В целом ЗПР – это не тотальное недоразвитие, а лишь замедление нормального темпа развития. При своевременной профессиональной коррекции большинство изменений обратимы.
Умственная отсталость
Умственной отсталостью называют недоразвитие психической деятельности. Чаще всего оно спровоцировано генетическими заболеваниями, травмами, сильными инфекциями, в том числе внутриутробными.
Для заболевания характерны следующие особенности:
- Тотальное поражение нервно-психических функций. В первую очередь, страдает речь: у детей очень скудный словарный запас, они не могут выстраивать грамматические конструкции. Эмоции у таких малышей однообразные, часто им трудно их контролировать.
- Изменения мышления. У ребенка недоразвиты самые базовые психические процессы – память, внимание, восприятие, речь.
Среди форм УО самой распространенной является олигофрения. Это повреждение мозга, имеющее необратимый характер, приобретенное или врожденное. Выделяют три типа олигофрении, которые различаются в зависимости от выраженности нарушений интеллекта. Так, при дебильности IQ может составлять 50-70, то при идиотии – не более 20.
- Дебильность. Дети с этой формой заболевания могут освоить простой труд, несмотря на то, что новые навыки даются им с трудом. Однако они могут овладеть навыками письма, чтения, счета.
- Имбицильность. Ребенка можно научить простым навыкам самообслуживания, он может запоминать информацию, что позволяет освоить учебу на базовом уровне.
- Идиотия. Глубокие необратимые нарушения. Дети неспособны к самообслуживанию, не узнают людей, кроме тех, кто за ними ухаживает. Поведение зависит от инстинктов, речь непонятная, эмоции не свойственны.
Еще одна форма УО – деменция, которая может развиваться у ребенка старше 2 лет. В этом случае психическая деятельность изначально была нормальной, но вследствие травм или инфекций начался распад психических функций, имеющий, как и все формы умственной отсталости, необратимый характер.
Общее между ЗПР и УО
Нередко встречаются ситуации, когда неопытные врачи ставят неверный диагноз – УО, тогда как на самом деле речь идет о ЗПР. Ошибиться действительно несложно: легкая степень УО и ЗПР у детей часто проявляются схожими симптомами:
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- инфантилизм;
- неразвитая познавательная активность;
- ограниченные представления об окружающем мире;
- нарушение психических функций;
- отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения.
При обоих заболеваниях наблюдаются нарушения психических функций и их развитие, не отвечающее возрасту ребенка. Однако опытный специалист проводит дифференцированную диагностику, поскольку методы терапии при этих заболеваниях разные.
Разница между УО и ЗПР
Умственная отсталость – это не отдельное заболевание, а целый комплекс синдромов, которые вызваны врожденными или приобретенными патологиями мозга. Отмечается интеллектуальная недостаточность, психическое недоразвитие. Интеллект ребенка застывает на определенном уровне и не может преодолеть его, как бы профессионально ни занимались с ним педагоги.
ЗПР, в отличие от УО, — состояние обратимое, поскольку вектор развития ребенка тот же, что у обычных детей, но снижены темпы. Дети, страдающие ЗПР, обучаемые, их поведение адекватно, они могут решать многие задачи по аналогии. Еще одна характерная черта – скачки в развитии мыслительной деятельности (например, внимание резко повышается к 8 годам). Прогноз при ЗПР относительно благоприятный, и благодаря занятиям с педагогами и психологами при участии семьи дети могут обучаться так же, как сверстники.
Переход ЗПР в УО
Дефекты, которые проявляются при ЗПР, могут не только устраняться, но и регрессировать, превращаясь в УО. Кроме того, важно учитывать, что термин ЗПР применяется только по отношению к дошкольникам и младшим школьникам. Если после окончания начальной школы дефекты сохраняются – говорят об умственной отсталости.
Симптомы заболевания, как правило, прогрессируют при отсутствии своевременной коррекции или при неправильном подборе ее методов. Если время упущено, дефекты усиливаются во всех сферах:
- Усиливается искажение познавательных процессов – памяти, внимания, восприятия. В конечном итоге это вызывает значительное снижение интеллектуальной деятельности.
- Не прогрессирует речь ребенка, поэтому информацию об окружающем мире он получает в недостаточно количестве. Нарушается коммуникация, ребенок замыкается в себе. Практически невозможно установление контакта как со взрослыми, так и со сверстниками.
- Дети не могут осваивать даже элементарные учебные и бытовые навыки. Смена ведущей игровой деятельности на познавательную в соответствии с возрастом не происходит.
- Страдает эмоционально-волевая сфера, ребенок утрачивает способность контролировать собственные эмоции. Он становится излишне агрессивным, вспыльчивым и импульсивным или же, наоборот, уходит в себя, становится вялым и апатичным.
Особую роль в процессе трансформации ЗПР в УО играют контакты с близкими людьми, особенно с матерью. Если ребенок не получает от нее любви и поддержки, если чувствует раздражение, он может стать капризным и упрямым либо, наоборот, впасть в ступор. Отсутствие эмоциональной связи с матерью приводит к появлению страхов, повышенной тревожности.
В целом дети постепенно утрачивают связь с окружающим миром. Они не могут получить профессию, адаптироваться в коллективе, установить коммуникации. При запущенной стадии ЗПР ребенок становится беспомощным и инфантильным, что в конечном итоге приводит к развитию умственной отсталости.
Диагностика ЗПР
Для постановки диагноза необходимо комплексное обследование, в котором принимают участие педагог, психолог, психиатр, невролог и другие врачи. Программа диагностики включает:
- Изучение анамнеза, в том числе внутриутробного развития. Это позволяет установить причины нарушений.
- Общение с ребенком – очная беседа, обследование психологом, тестирование.
- Общение с родителями для выяснения социально-бытовых условий, в которых живет ребенок, психологической обстановки в семье, отношений между ее членами.
На основе полученной информации специалисты устанавливают причины появления дефектов, выявляют степень их выраженности, делают прогноз и составляют план коррекции.
Коррекция ЗПР
Процесс коррекции дефектов достаточно сложный и длительный, с привлечением нескольких специалистов:
- Задача дефектолога – развитие когнитивных функций.
- Психолог занимается формированием эмоционально-волевой сферы. Используются игровая и песочная терапия, арт-терапия другие методы.
- Коррекция речи, как устной, так и письменной – зона ответственности логопеда.
Оптимальное решение – коррекция нарушений в дошкольном возрасте, до поступления в школу. Чтобы не упустить время, необходимо не реже раза в год проходить обследование у невролога, посещать детского психолога. ЗПР поддается коррекции, но занятия должны быть регулярными и постоянными, а родителям необходимо подготовиться к тому, что положительного эффекта придется ждать довольно долго.
Кроме того, не исключено, что ребенок не сможет обучаться в обычной школе, поэтому рекомендуется обратиться в специализированные коррекционные школы, где с детьми работают по особым программам, позволяющим им освоить необходимые знания и навыки.
Легкая умственная отсталость (MID) или легкая умственная отсталость
by Becton Loveless
Умственная отсталость (ранее называвшаяся умственной отсталостью) — это нарушение когнитивных навыков, адаптивных жизненных навыков и социальных навыков. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями медленнее усваивают новые навыки и концепции, чем их сверстники, но с помощью поддерживающей системы образования они часто могут жить независимо, став взрослыми.
Примерно 1% населения умственно отсталые. Состояние варьирует по степени тяжести от легкой до тяжелой. Из пострадавших около 85% попадают в категорию «легких» и получают диагноз легкой умственной отсталости (MID).
При диагностике этого состояния специалисты обращают внимание на два фактора: функционирование интеллекта и адаптивные навыки. Функционирование интеллекта измеряется показателем IQ (коэффициент интеллекта). Средний IQ равен 100. Лица с IQ менее 70-75 считаются умственно отсталыми. Адаптивные навыки относятся к задачам повседневной жизни, таким как общение с другими или способность заботиться о собственных потребностях. Умственная отсталость проявляется дефицитом обоих этих факторов.
MID в классе
Как правило, учащиеся с MID функционируют примерно на 2-4 года ниже уровня своего класса. Этот дефицит, как правило, влияет не только на успеваемость, но и на развитие речи, памяти и концентрации внимания. Учащимся с MID часто требуется модификация урока, и, в зависимости от тяжести инвалидности, может потребоваться обучение в классе специального образования.
МИД также проявляется задержкой социального развития. Учащиеся с этим заболеванием могут быть неспособны воспринимать невербальные сигналы в социальных ситуациях, и их сверстники могут рассматривать их как эмоционально незрелых. Эти учащиеся часто демонстрируют обсессивно-компульсивное поведение и могут нуждаться в частых напоминаниях о соответствующем социальном поведении.
MID ухудшает адаптивные навыки, а это означает, что учащимся с MID может потребоваться помощь в выполнении задач повседневной жизни. Эти студенты, как правило, неорганизованны, неуклюжи и забывчивы.
Эти студенты изо всех сил пытаются различать конкретные и абстрактные понятия. Образный язык (метафоры, сравнения, идиоматические выражения и т. д.) обычно сбивает этих учащихся с толку.
Как лучше всего поддержать учащихся с MID
Как учитель, самое важное, что вы можете сделать для учащихся с ТРЗ, — это создать позитивную, ободряющую атмосферу, которая способствует повышению самооценки. Эти студенты обычно борются с чувством уверенности и самооценки. Когда вы замечаете и дополняете положительный прогресс, каким бы малым или кажущимся незначительным он ни был, самооценка учащегося в некоторой степени укрепляется, и в будущем становятся возможными более позитивные изменения.
Эти ученики медленнее усваивают новые концепции и навыки, чем их сверстники, поэтому не забывайте сообщать свои идеи самым простым и ясным способом. При необходимости говорите медленно, повторяйтесь и спрашивайте студента, понял ли он или она. Однако будьте осторожны. Не говорите с учеником снисходительно, так как это может усугубить чувство неполноценности и проблемы с самооценкой. Держите разговоры как можно более нормальными, всегда старайтесь быть как можно более инклюзивными.
Очень важно установить простые и четкие правила для занятий в классе, а также последствия их нарушения. Учащиеся с MID часто испытывают трудности с соблюдением правил и процедур, поэтому важно сделать свои ожидания как можно более понятными и предсказуемыми. Последствия должны применяться последовательно и сопровождаться краткой, спокойной обратной связью для ученика. Не вызывайте ученика перед всем классом; краткое обсуждение один на один работает намного лучше.
Учащиеся с MID могут проявлять неадекватное или разрушительное поведение в классе. Поведенческие контракты — полезный инструмент для решения этой проблемы. Поведенческий контракт — это письменное соглашение между учителем и учеником, определяющее 1) поведенческую цель, 2) критерии успеха и 3) последствия и вознаграждение за поведение. Выбирайте только одно поведение для решения за один раз; выбор более одного только ошеломит вас и вашего ученика. Обязательно назначьте дату пересмотра контракта, чтобы учащийся был в поле зрения.
Этим учащимся потребуется ваша помощь, чтобы освоить некоторые основные жизненные навыки, такие как организационные и социальные навыки. Визуальные и графические карты очень эффективны для организации. Наглядное расписание занятий на день, либо на доске объявлений, либо на небольшой карточке, которую учащийся носит с собой в течение дня (или и то, и другое), может быть полезным для планирования и перехода. Социальные навыки гораздо более тонки и сильно различаются в разных ситуациях. Обратите внимание на то, как ваш ученик ведет себя со своими сверстниками. Обязательно поощряйте позитивное социальное взаимодействие и, когда это возможно, предлагайте рекомендации по предотвращению негативных взаимодействий. Поддерживающая социальная сеть друзей и сверстников может иметь огромное значение для успеха этих студентов.
Уроки, вероятно, необходимо будет изменить, чтобы учесть потребности этих учащихся. Возможно, потребуется задать меньшее количество задач на более низком уровне обучения. Студенту могут потребоваться более короткие периоды рабочего времени, перемежающиеся короткими перерывами. Подкрепление успешных периодов рабочего времени желаемым занятием или предметом поможет сохранить мотивацию вашего ученика. По возможности обязательно обучайте конкретным стратегиям обучения и функционирования, а не просто фактам.
Студенты с MID, как правило, очень отвлекаются. Кабинет для занятий, который дает кабинету тихое место для занятий, не отвлекаясь, может быть очень полезным.
Итог
Потерпи! Учителя часто расстраиваются из-за замедления темпов развития у учащихся с ПМР, но большой процент этих учащихся действительно учится жить независимо, став взрослыми. Атмосфера, которую вы создаете в своем классе, навыки, которым вы обучаете, и поддержка, которую вы даете, могут стать ключом к успешному будущему этих учеников, так что не сдавайтесь!
Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и лечение
Автор Florence Byrd
В этой статье
- Что такое умственная отсталость?
- Каковы признаки умственной отсталости у детей?
- Что вызывает умственную отсталость?
- Можно ли предотвратить умственную отсталость?
- Как диагностируется умственная отсталость?
- Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
- Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?
Умственная отсталость (ID), когда-то называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями могут и действительно осваивают новые навыки, но они осваивают их медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от легкой до глубокой. Термин «умственная отсталость» больше не используется, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок.
Что такое умственная отсталость?
Человек с умственной отсталостью имеет ограничения в двух областях. Эти направления:
- Интеллектуальное функционирование. Также известный как IQ, относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
- Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые в повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.
IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний IQ составляет 100 баллов, при этом большинство людей набирают от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75 баллов9.0005
Чтобы измерить адаптивное поведение ребенка, специалист наблюдает за его навыками и сравнивает их с навыками других детей того же возраста. Вещи, которые можно наблюдать, включают то, насколько хорошо ребенок может самостоятельно есть или одеваться; насколько хорошо ребенок может общаться и понимать других; и как ребенок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.
Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения. Из пострадавших 85% имеют легкую умственную отсталость. Это означает, что они немного медленнее, чем в среднем, усваивают новую информацию или навыки. При правильной поддержке большинство из них смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.
Каковы признаки умственной отсталости у детей?
Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Признаки могут появиться в младенчестве, а могут быть незаметны, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто это зависит от степени инвалидности. Некоторые из наиболее распространенных признаков умственной отсталости:
- Переворачивание, сидение, ползание или поздняя ходьба
- Задержка разговора или проблемы с речью
- Медленное освоение таких вещей, как приучение к горшку, одевание и самостоятельное кормление
- Трудности с запоминанием вещей
- Неспособность связать действия с последствиями
- Поведенческие проблемы, такие как взрывные истерики
- Трудности с решением проблем или логическим мышлением
У детей с серьезная или глубокая умственная отсталость, могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судороги, расстройства настроения (тревога, аутизм и т. д.), нарушение двигательных навыков, проблемы со зрением или слухом.
Что вызывает умственную отсталость?
Каждый раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, это может привести к умственной отсталости. Однако конкретную причину умственной отсталости можно точно определить только примерно в трети случаев.
Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:
- Генетические заболевания. К ним относятся такие состояния, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы.
- Проблемы во время беременности . Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию.
- Проблемы во время родов . Умственная отсталость может возникнуть, если ребенок лишен кислорода во время родов или родился очень недоношенным.
- Болезнь или травма. Такие инфекции, как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, почти утопление, крайнее недоедание, инфекции головного мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, а также серьезное пренебрежение или жестокое обращение также могут вызвать это.
- Ничего из вышеперечисленного . У двух третей всех детей с умственной отсталостью причина неизвестна.
Можно ли предотвратить умственную отсталость?
Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенным из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным нельзя употреблять алкоголь. Надлежащий дородовой уход, прием витаминов для беременных и вакцинация против некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск рождения ребенка с умственной отсталостью.
В семьях с историей генетических нарушений перед зачатием может быть рекомендовано генетическое тестирование.
Определенные тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы еще до рождения, они не могут их исправить.
Как диагностируется умственная отсталость?
Заподозрить умственную отсталость можно по разным причинам. Если у ребенка есть физические аномалии, указывающие на генетическое нарушение или нарушение обмена веществ, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные тесты. К ним относятся анализы крови, анализы мочи, визуализирующие тесты для поиска структурных проблем в головном мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.
Детям с задержкой развития врач проводит тесты, чтобы исключить другие проблемы, в том числе проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если никакая другая причина задержки не будет найдена, ребенка направят на официальное тестирование.
Диагноз умственной отсталости определяется тремя факторами: беседой с родителями, наблюдением за ребенком и тестированием интеллекта и адаптивного поведения. Ребенок считается умственно отсталым, если у него есть дефицит IQ и адаптивное поведение. Если присутствует только одно или другое, ребенок не считается умственно отсталым.
После постановки диагноза умственной отсталости группа специалистов оценит особые сильные и слабые стороны ребенка. Это помогает им определить, сколько и какая поддержка потребуется ребенку, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.
Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?
Для младенцев и детей ясельного возраста доступны программы раннего вмешательства. Команда профессионалов работает с родителями над составлением Индивидуального семейного плана обслуживания, или IFSP. В этом документе излагаются конкретные потребности ребенка и услуги, которые помогут ребенку развиваться. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение использованию специальных вспомогательных устройств или услуги по питанию.
Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями (включая дошкольников) имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Это предусмотрено Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA). Родители и педагоги работают вместе над созданием Индивидуальной образовательной программы, или IEP, в которой излагаются потребности ребенка и услуги, которые ребенок будет получать в школе. Суть специального образования состоит в том, чтобы сделать адаптацию, приспособление и модификации, которые позволят ребенку с умственной отсталостью преуспеть в классе.
Что я могу сделать, чтобы помочь моему умственно отсталому ребенку?
Шаги, которые помогут вашему умственно отсталому ребенку:
- Узнайте все, что вы можете об умственной отсталости. Чем больше вы знаете, тем лучшим защитником вы можете быть для своего ребенка.
- Поощряйте независимость вашего ребенка. Дайте ребенку попробовать что-то новое и поощряйте ребенка делать что-то самостоятельно.