ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук сущест-
‘Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
вуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г.Эббингаузом, Г.Мюллером, А.Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г.Эббингауза, представленный в виде кривой на рис. 43. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.
ВРЕМЯ С МОМЕНТА ЗАПОМИНАНИЯ (в часах)
Рис. 43. Кривая забывания по Г.Эббингаузу
Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при
разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.
В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.
Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивацион-ные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.
психологических исследований мнемических процессов — бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.
Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.
С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.
лее глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемическои задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемическои деятельности (А.
Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях АА. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.
Немецкий ученый Г.Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предваритель-
ных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
— память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
— память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении матери-
ала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение.
При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.
Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается.
Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным А.Пьероном, распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
Рис. 44. Гипотетические кривые, показывающие законы забывания механически заученного и осмысленного материала (использованы данные, полученные
Г.Эббингаузом (———), другими исследователями (_____._____) и кривая,
представляющая их сумму (_____)
Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это — улучшение со временем воспроизведения за-
ученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2—3-й день после выучивания материала. На рис. 44 с учетом явления реминисценции показана кривая забывания Г.Эббингауза. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой — бессмысленного материала.
Некоторые иные законы памяти мы продемонстрируем на показательных опытах, обобщение результатов которых позволяет увидеть их в наиболее отчетливом виде.
Опыт 1. (Показывает, что при восприятии материала мы обычно видим намного больше, чем запоминаем и в состоянии воспроизвести. Этот опыт также доказывает, что в нашей памяти оседает гораздо больше того, что мы в состоянии осознать.)
Испытуемым примерно на 0,05 с предъявляется таблица, содержащая 9 букв (рис. 45). После удаления таблицы из поля зрения испытуемых просят сообщить, сколько из представленных на ней букв они запомнили. В среднем называется обычно 4—5 букв. Затем этим же испытуемым последовательно предъявляется 9 карточек, где с помощью черных квадратиков отмечены места, на которых находились воспринимаемые буквы. Несколько таких карточек показано на рис. 46. Испытуемых при этом просят вспомнить, какие буквы находились на тех местах, где сейчас располагается черный квадратик. Выясняется, что в этом случае припоминается уже не 4—5, а намного больше букв, почти все 9.
Результат этого опыта объясняют следующим образом. К тому времени, когда испытуемого просят вспомнить восприятие буквы, часть из них уже уходит из хранилища кратковременной памяти и находится на пути в долговременную память. Поэтому для того чтобы вспомнить, испытуемому уже требуется некоторый стимул-средство. Восстанавливаемое зрительное поле, по-видимому, и является одним из таких стимулов-средств.
Установлено, кроме того, что способность воспроизвести произвольно указанную местоположением квадратика букву в этом
К ф Б
т Е м
г Э и
Рис. 45. Таблица с девятью буквами, предъявленная испытуемым в опыте
Рис. 46. Карточка с квадратиками, нарисованными на местах, где раньше находились буквы (выборочно представлены только три карточки из девяти)
опыте постепенно снижается по мере задержки появления метки в зрительном поле. Если этот интервал времени превышает 0,5 с с момента предъявления карточки (сначала в опыте появлялась на экране карточка, а затем зажигалась соответствующая метка), то полностью восстановить в памяти остальные буквы испытуемому уже не удается.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Законы памяти — Битрейника
Наверное, каждый из нас в повседневной жизни сталкивался с ситуацией, когда в самый ответственный момент что-то забывал и не мог вспомнить. Знать закономерности запоминания, так называемые законы памяти, действительно важно для любого человека, который стремится для себя понять как улучшить память.
Первые экспериментальные пробы в процессе изучения памяти связаны с именем немецкого учёного Г. Эббингауза. Им же в процессе наблюдений и экспериментов были выведены первые законы памяти, то есть закономерности, присущие процессу запоминания материала:
- Если простые события вызывают сильный эмоциональный отклик, они сразу запоминаются и могут сохраняться в памяти долго и отчётливо.
- Если события сложны и малоинтересны, то, даже будучи неоднократно переживаемыми, длительно в памяти они не сохраняются.
- Если событие сопровождается пристальным вниманием, в последующем его основные этапы и моменты точно и последовательно воспроизводятся, даже если это событие больше не повторяется.
- Если человек воспроизводит события, связь между точностью воспроизведения и уверенностью в точности воспроизведения не всегда однозначна: можно ошибаться и быть уверенным в правильности, а можно правильно воспроизводить и не быть уверенным в этом.
- Если увеличить количество запоминаемых элементов сверх максимального объема кратковременной памяти, то для запоминания придётся увеличить и количество повторений.
- Если количество предварительных повторений материала, подлежащего заучиванию, не больше того количества повторений, которое необходимо для запоминания наизусть, то такое «повторение без заучивания» экономит время на усвоение материала.
- Если необходимо запомнить большой объем информации, нужно учитывать, что в памяти ярче всего отпечатывается её начало и конец («эффект края»). Теперь это один из основных законов памяти, гласящий, что лучше всего человек воспринимает информацию в начале и в конце материала, подлежащего запоминанию.
- Чтобы ассоциативно связать и воспроизвести впечатления, важно, являются ли они логически связанным целым.
- Если материал требует заучивания, то гораздо эффективнее не повторять его подряд несколько раз, а разнести повторения во времени (ниже мы рассмотрим эту закономерность подробнее).
- Повторение благоприятствует лучшему закреплению в памяти прежде выученного материала. Чем выше уровень внимания, тем меньше повторений потребуется. При этом если внимание отсутствует, то повторение неэффективно.
- Информация, связанная со сферой интересов человека, запоминается легко и прочно.
- События и материалы, которые встречаются редко, необычны, неожиданны, запечатлеваются в памяти лучше.
- Новые впечатления, получаемые человеком, не остаются неизменными в течение жизни, они ассоциативно связываются с другими впечатлениями и со временем нередко трансформируются.
Наблюдения за закономерностями памяти обобщались со временем в отдельные законы памяти, понимание которых углублялось и подкреплялось практическими исследованиями конкретных учёных, отчего эти законы получали имена своих «первооткрывателей».
Так, Герман Эббингауз, упомянутый нами выше, – немецкий психолог, исследовавший «чистую память», при которой в процессе запоминания не использовались ассоциации. Он одним из первых начал изучать память в рамках ассоциативного понимания. Эббингауз стал автором «кривой забывания» (1885г). Как итог этого закона памяти, были разработаны рекомендации, касающиеся эффективного режима повторения в процессе запоминания материала.
Так, для наилучшего запоминания рекомендуется, окончив чтение, повторить материал; через 20 минут – сделать это повторно, в третий раз повторение выполнить следует по истечении 8 часов, а в четвёртый раз – спустя сутки после третьего повторения.
В случае, если запомнить материал следует надолго, психологи советуют слегка изменить и дополнить предыдущую схему: третье повторение выполнить через день после второго, четвёртое – спустя несколько недель после третьего, пятое – спустя несколько месяцев (два – три) после четвёртого.
Если нужно запомнить информацию навсегда, можно использовать схему, предложенную Б. Салливаном и Х. Томпсоном, повторяя материал через 5 секунд, затем через 25, затем через две минуты, затем через 10 минут, затем через один час, затем через пять часов, далее – через один день, через пять, 25 дней, после – спустя четыре месяца, два года и так далее.
Два закона памяти человека связаны с именем французского психолога Теодюля Рибо (1839–1916г.г.), исследовавшего важные для психологии памяти случаи амнезии. Рибо обратил внимание, во-первых, на связь памяти с личностью человека, вследствие чего при патологических изменениях личности практически всегда имеет место нарушение памяти. Во-вторых, на основе изучения случаев прогрессирующей амнезии им был выведен закон регрессии.
Согласно этому закону памяти, потеря памяти имеет свою последовательность:
- Искажение воспоминаний, касающихся недавних событий;
- Искажение сфер, связанных с умственной активностью;
- Искажения чувствования;
- Искажение инстинктивной памяти.
Процесс восстановления памяти имеет обратную последовательность.
Один из основных законов памяти связан с именем российского психолога Б. В. Зейгарника. Он гласит, что если запоминаемый материал связан с незавершенными делами, то он запоминается лучше. Память хранит незавершённые дела с целью однажды довести до конца эту задачу.
Интересен эффект реминисценции, до сих пор не получивший объяснения. Речь идёт о непроизвольном вспоминании того, что раньше по какой-то причине не вспоминалось, было забыто. Как правило, этот эффект проявляется в случае,
- если человеку уже был знаком материал, то есть он прежде изучался и запоминался;
- если человек не раз безуспешно пытался вспомнить материал или прежде вспоминал;
- если человек сохраняет желание вспомнить материал.
Ещё один момент в этой связи заслуживает внимания: если материал воспроизвести через несколько дней, то результаты будут лучше, чем при воспроизведении сразу после выучивания. Возможно, этот эффект связан с тем, что он для укрепления разного рода связей между элементами усвоенного материала необходимо время.
Изучение законов памяти в психологии позволило обнаружить следующую закономерности: если материал не заучивать наизусть, а распределить его повторение в течение суток, то время, потраченное на усвоения материала, сократится более чем второе. Это наблюдение принадлежит французскому психологу А. Пьерону.
Как подсказывает ещё один закон памяти человека, для лучшего усвоения материала нужно постараться связать его с главной, важной для индивида целью его деятельности. Это связано со следующим законом памяти: человек лучше помнит ту информацию, которая отвечает цели его деятельности, чем ту, что является средством реализации этой деятельности. Связь с основной деятельностью повышает эффективность запоминания.
Одним из основных законов памяти является закон осмысления, отмечающий, что чем глубже материал осмыслен и понят, тем лучше его смысловая организация и, как следствие, тем лучше будет его запоминание и воспроизведение: мы запоминаем мысли, заключённые в тексте.
Интересен закон установки. Установка на запоминание действительно способствует хорошему запоминания. Если поставить перед собой задачу запомнить информацию на какой-то срок, при этом задействуя оперативную память, то материал запомнится именно на этот срок.
Установка может касаться и содержания: интересуясь подробностями по конкретной теме, мы «выхватываем» взглядом из текста прежде всего именно их.
Законы памяти в психологии диктуют, что для эффективного запоминания материала в целом те части, на которые его можно разделить, должны также представлять собой законченное целое. Таким образом их можно будет организовать в памяти, структурировать, запомнить и, как следствие, воспроизвести.
Суммируя и дополняя сказанное выше, мы предлагаем Вашему вниманию 11 законов памяти, которые помогут Вам научиться сохранять в памяти важную и нужную информацию:
- Информацию запомнить легче, если настроить себя и целенаправленно стремиться сохранить её в памяти.
- То, что вызывает интерес, легче запомнить.
- Чем глубже и детальнее воспринимается информация, тем она лучше запоминается.
- Информация, которую Вы используете в процессе выполнения определённых практических действий, запоминается лучше. Другими словами, действие проще запомнить, чем мысль.
- При изучении массива информации лучше запоминается её начало и конец.
- Чтобы надёжнее запомнить информацию, необходимо повторить её несколько раз.
- То, что вызывает положительные эмоции, лучше запоминается.
- Заучивание необходимой информации подряд неэффективно, лучше повторить её несколько раз через определённые промежутки времени.
- Незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые.
- Длина ряда одновременно получаемой информации не должна быть больше объема кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).
- Новую информацию легче запомнить, если связывать её с помощью ассоциаций с тем, что нам уже известно.
Значительно улучшить память можно, если регулярно заниматься её тренировкой. Битрейника предлагает Вам комплексный тренинг по развитию памяти с помощью набора специальных онлайн-игр для развития памяти, каждая из которых позволяет целенаправленно развивать точность памяти, быстроту, объём, а также слуховую память.
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Правило 7+2: НАСТОЯЩАЯ наука, стоящая за законом Миллера, которая потрясет вас и вашу самую глубокую память! | by Hardik Dewra
Вам когда-нибудь казалось, что вы не можете вспомнить больше нескольких вещей за раз? Закон Миллера, принцип когнитивной психологии, изменит ваше представление об оперативной памяти и раскроет истинные пределы того, что вы можете удерживать в уме.
Закон МиллераОпределение закона Миллера
Закон Миллера — это принцип когнитивной психологии, согласно которому средний человек может одновременно удерживать в рабочей памяти только около 7 (плюс-минус 2) элементов. Это также известно как «магическое число 7».
Объяснение значения закона Миллера
Закон Миллера — важный принцип когнитивной психологии, поскольку он помогает объяснить, как мы обрабатываем и запоминаем информацию. Это влияет на то, как мы разрабатываем и организуем информацию в таких областях, как образование, бизнес и технологии.
Краткий обзор содержания статьи
В статье будут рассмотрены предыстория и история закона Миллера, принцип его действия, его применение, критика и ограничения, а в заключении приводятся предложения для дальнейших исследований.
Открытие закона Миллера Джорджем Миллером
Закон Миллера был впервые предложен Джорджем Миллером в 1956 году в его статье «Волшебное число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию». Миллер открыл этот принцип в ходе экспериментов, включающих задачи воспроизведения памяти.
Исторический контекст, в котором был разработан закон Миллера
Закон Миллера был разработан в то время, когда когнитивная психология была относительно новой областью, и исследователи только начинали понимать процессы человеческой памяти и обработки информации. Закон Миллера был одним из первых принципов, позволивших понять эти процессы.
Предыдущие исследования и теории, связанные с Законом Миллера
До Закона Миллера существовали теории о пределах человеческой памяти и обработки информации, но Закон Миллера был первым, который предоставил конкретное число для емкости рабочей памяти.
Объяснение когнитивных процессов, связанных с законом Миллера
Закон Миллера гласит, что средний человек может одновременно удерживать в рабочей памяти только около 7 (плюс-минус 2) элементов. Рабочая память — это когнитивный процесс, который позволяет нам временно хранить информацию и манипулировать ею. Объем оперативной памяти ограничен, и закон Миллера помогает объяснить это ограничение.
Роль памяти в законе Миллера
Объем оперативной памяти тесно связан с объемом кратковременной памяти, которая представляет собой способность удерживать информацию в памяти в течение короткого периода времени. Закон Миллера также помогает объяснить ограничения кратковременной памяти.
Влияние закона Миллера на обработку и воспроизведение информации
Закон Миллера оказывает существенное влияние на то, как мы обрабатываем и вспоминаем информацию. Это говорит о том, что, когда нам одновременно предоставляется более 7 элементов информации, у нас могут возникнуть трудности с их обработкой и запоминанием. Это влияет на то, как мы разрабатываем и организуем информацию в таких областях, как образование и бизнес.
Применение в образовании и обучении
Закон Миллера можно применять в образовании, помогая учителям разрабатывать уроки и презентации, которые представляют информацию небольшими порциями. Это может сделать информацию более легко усваиваемой и увеличить запоминание.
Применение в бизнесе и маркетинге
Закон Миллера можно применять в бизнесе, помогая компаниям разрабатывать маркетинговые материалы и рекламу, которые представляют информацию небольшими порциями. Это может сделать информацию более понятной и увеличить шансы на ее запоминание.
Применение в технологиях и искусственном интеллекте
Закон Миллера можно применять в технологиях, помогая дизайнерам создавать пользовательские интерфейсы, которые представляют информацию небольшими порциями. Это может сделать информацию более понятной и увеличить шансы на ее запоминание. Закон Миллера также имеет значение для систем ИИ, которым необходимо обрабатывать и хранить большие объемы данных.
Критика закона Миллера со стороны других исследователей
Некоторые исследователи критикуют закон Миллера за то, что он слишком упрощен и не принимает во внимание другие факторы, которые могут повлиять на объем рабочей памяти. Например, некоторые исследования показали, что индивидуальные различия в интеллекте, образовании и даже настроении могут влиять на объем рабочей памяти. Кроме того, другие исследователи утверждали, что число 7 — это не жесткий предел, а скорее общее эмпирическое правило.
Ограничения закона Миллера в определенных ситуациях
Закон Миллера может не применяться в определенных ситуациях, когда люди обучены или обладают специальными знаниями, позволяющими им удерживать в рабочей памяти более 7 элементов. Кроме того, закон Миллера не принимает во внимание тот факт, что разные типы информации легче или труднее удерживать в рабочей памяти.
Возможные изменения или обновления закона Миллера
Некоторые исследователи предложили пересмотреть закон Миллера, чтобы учесть индивидуальные различия и тип информации, хранящейся в рабочей памяти. Кроме того, некоторые исследования показали, что емкость рабочей памяти может быть гибкой и может быть улучшена с практикой и обучением.
Краткое изложение основных моментов, обсуждаемых в статье
В статье обсуждался закон Миллера, принцип когнитивной психологии, согласно которому средний человек может одновременно удерживать в рабочей памяти только около 7 (плюс-минус 2) элементов. В статье были рассмотрены предыстория и история закона Миллера, как он работает, его применение, критика и ограничения.
Заключительные мысли о важности и актуальности Закона Миллера сегодня
Закон Миллера остается важным принципом в когнитивной психологии и сегодня, помогая понять, как мы обрабатываем и запоминаем информацию. Его приложения в таких областях, как образование, бизнес и технологии, продолжают оставаться актуальными.
Предложения по дальнейшим исследованиям в области закона Миллера
Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на пересмотре и обновлении закона Миллера с учетом индивидуальных различий и типа информации, хранящейся в рабочей памяти. Кроме того, исследования пластичности рабочей памяти и ее улучшения с помощью обучения и практики могут дать новое представление о том, как мы обрабатываем и запоминаем информацию.
10 Дополнительные ресурсы и ссылки для читателей, желающих узнать больше о законе Миллера:
- Миллер, Г. А. (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор, 63 (2), 81–97.
- Баддели, А.Д., и Хитч, Г.Дж. (1974). Рабочая память. Психология обучения и мотивации, 8, 47–89.
- Коуэн, Н. (2001). Волшебное число 4 в кратковременной памяти: переосмысление умственной емкости памяти. Науки о поведении и мозге, 24(1), 87–185.
- Сперлинг, Г. (1960). Информация доступна в кратких визуальных презентациях. Психологические монографии: общие и прикладные, 74 (11), 1–29..
- Баддели, А.Д., и Андраде, Дж. (2000). Рабочая память и яркость образов. Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения, 129 (3), 126–145.
- Удача, С.Дж., и Фогель, Э.К. (1997). Объем зрительной рабочей памяти на признаки и союзы. Природа, 390 (6657), 279–281.
- Коуэн, Н. (1995). Внимание и память: интегрированная структура. Издательство Оксфордского университета.
- Кейн, М.Дж., и Энгл, Р.В. (2002). Роль префронтальной коры в способности рабочей памяти, исполнительном внимании и общем подвижном интеллекте: перспектива индивидуальных различий. Психономический бюллетень и обзор, 9(4), 637–671.
- Энгл, Р. В. и Кейн, М. Дж. (2004). Исполнительное внимание, объем рабочей памяти и двухфакторная теория когнитивного контроля. Психологический обзор, 111 (1), 102–134.
- Ансуорт, Н., и Энгл, Р. В. (2007). Природа индивидуальных различий в объеме рабочей памяти: активное обслуживание в первичной памяти и контролируемый поиск во вторичной памяти. Психологический обзор, 114 (1), 104–132.
Для меня было бы очень важно, если бы вы могли поддержать меня и мою работу на https://paypal.me/hardikdewra или https://www.buymeacoffee.com/HardikDewra, поскольку партнерская программа Medium не платит ни копейки индийским писателям. Ничего страшного, если вы каким-то образом не сможете, просто аплодисментов или красивого комментария будет более чем достаточно. 😇
Спасибо за прочтение, приятель.
Глава 5. Приобретение воспоминаний и система рабочей памяти
Глава 5
Представление видеозаписи
Одна из популярных концепций памяти иногда называется «представление видеозаписи». Согласно этому здравому смыслу, все, что происходит перед вашими глазами, записывается в память подобно тому, как видеокамера записывает все, что находится перед объективом. Эта точка зрения кажется широко распространенной, но она просто неверна . Как обсуждается в главе 5, информация закрепляется в памяти только в том случае, если вы обращаете на нее внимание и каким-то образом думаете о ней. Простой экспозиции недостаточно.
Верно это или нет, но изображение с видеомагнитофона влияет на то, как много людей думают о памяти, включая память очевидца. Например, многие считают, что можно загипнотизировать очевидца, а затем «вернуть» (загипнотизированного) свидетеля на место преступления. Идея состоит в том, что тогда свидетель сможет вспомнить мельчайшие детали — точные сказанные слова, то, как именно выглядели вещи, и многое другое. Все это имело бы смысл, если бы память была похожа на видеомагнитофон. В этом случае гипноз будет подобен перемотке ленты и ее повторному воспроизведению с перспективой отметить в «воспроизведении» то, что было упущено во время первоначального события. Однако все это неверно. Нет никаких доказательств того, что гипноз улучшает память. Детали, которые были упущены в первый раз, просто не фиксируются в памяти, и ни гипноз, ни какая-либо другая техника не могут вернуть эти детали.
Аналогичным образом рассмотрим технику, часто используемую в судебных процессах для поднятия вопросов о воспоминаниях очевидцев. Адвокат будет задавать свидетелю вопрос за вопросом о событии и быстро обнаружит, что свидетель помнит одни факты, но не помнит другие. Так (например) свидетель может помнить слова подозреваемого, но не его одежду, или может помнить одежду, но не знать, где стоят люди на месте преступления. Позже адвокат, вероятно, спросит присяжных: «Как мы можем доверять отзыву этого свидетеля? С таким количеством пробелов в памяти свидетеля становится ясно, что свидетель не обращал внимания или у него плохая память. Поэтому мы не можем полагаться на то, что говорит свидетель!»
Однако довод адвоката предполагает вид с видеомагнитофона. Если бы память была похожа на видеомагнитофон, то нам следовало бы беспокоиться о том, есть ли в воспроизведении пропуски или ошибки. (Если ваш настоящий видеомагнитофон или ваш DVD-плеер имеют паузы в воспроизведении, пропуская каждую секунду или пропуская половину изображения, это, безусловно, звучит как неисправность.) Но память работает не так. Вместо этого память избирательна. Люди вспоминают, на что обращали внимание, и если свидетель не может вспомнить какие-то аспекты преступления, это просто говорит нам о том, что свидетель не обращал внимания на все. И, учитывая то, что мы знаем о пределах внимания, свидетель не мог обращать внимание на все подряд. Следовательно, неизбежно, что память свидетеля будет неполной (т. е. не будет записана каждая отдельная деталь сцены), и мы, конечно, не должны использовать эту неполноту как основание для недоверия свидетелю.
Соответствующие примеры легко найти, многие популярные идеи о памяти основаны на (неправильном) представлении видеомагнитофона. Как только мы поймем, как работает память, у нас появятся более реалистичные представления о том, что очевидцы смогут или не смогут вспомнить. С этими реалистичными ожиданиями мы находимся в гораздо лучшем положении, чтобы оценить и понять свидетельства очевидцев.
Критические вопросы
1. В книгах Дж. К. Роулинг « Гарри Поттер » некоторые персонажи переживают свои воспоминания или воспоминания других людей с помощью устройства, называемого мыслемыслом. Насколько проблематичным является «видеозаписывающее» представление памяти, представленное омутом памяти? |
2. Как определить, верить ли показаниям свидетеля в суде? Какую информацию свидетель может запомнить правильно (и неправильно)? |
3. Многие люди пережили важные события в своей жизни, о которых они, кажется, прекрасно помнят, вспоминая их в мельчайших подробностях. |