Защитные механизмы личности по фрейду: Защитные механизмы по Зигмунду Фрейду

Защитные механизмы по Зигмунду Фрейду

Фрейд описал несколько основных защитных механизмов — это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание.

Вытеснение — это  подавление  подсознательных влечений  и  переживаний, создающих     угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательно. В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии, но подавленные влечения все равно периодически «прорываются» в реальность через оговорки, сновидения и т.д.

Например, добропорядочный отец семейства может не допускать мысли, что он хочет изменить своей супруге. В то же время каждую ночь ему снятся безумные оргии, в которых он принимает участие. Это типичный пример действия вытесненных влечений. Фрейд называл это психопатологией обыденной жизни.

Проекция — это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний. Скажем ханжа — человек, скрывающий свои сексуальные влечения и выискивающий малейшие «грязные» намерения в действиях окружающих.

Или мания преследования, — когда человек приписывает другим свои агрессивные импульсы, искренне считая, что они хотят его убить.

Замещение — это направление энергии влечения на более безопасный объект. Например, человек, на которого накричал начальник, дома набрасывается с руганью на жену и детей, хотя они ничем не провинились. Или мужчина, влюбленный в очень красивую женщину, но предпочитающий сексуальные контакты с другой, менее красивой, из боязни, что первая ему откажет.

Рационализация — это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений. Скажем, начальник накричал на своих работников, только потому, что «встал не с той ноги». Однако он объясняет это тем, что работники сами виноваты — плохо исполняли обязанности.

Реактивное образование — это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство. Скажем, женщина, не реализующая свою сексуальность, вполне может превратиться в мужененавистницу. Или брат, ненавидящий свою сестру, но не могущий себе в этом признаться, может воспылать к сестренке особой любовью и окружить ее всяческой опекой. Правда вскоре можно будет заметить, что его забота создает сестре значительные трудности и проблемы и явно тяготит ее.

Регрессия — это возврат к детским, ранним формам поведения. К этому типу защитных механизмов прибегают, как правило, незрелые, инфантильные личности. Однако и нормальные взрослые в ситуациях психической перегрузки могут использовать этот защитный механизм. Примеры регрессии — это такие реакции на травмирующие переживания или ситуации, как плач, «надуться» и ни с кем не разговаривать и т.д.

Разновидностью «детских» реакций психики можно считать отрицание. Скажем, человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это. Или мать, чьи дети трагически погибли, ведет себя так, как будто они живы.

Фрейд утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и все люди время от времени прибегают к ним. В тех случаях, когда с их помощью не удается снизить напряжение, возникают неврозы — белее или менее заметные расстройства нормальной психической деятельности. Вместе с тем, люди различаются между собой по способности к сублимации и к контролю над влечениями. Многое зависит от степени развития, зрелости личности, основы которой закладываются в раннем детстве. Корни многих неврозов и более тяжелых расстройств — психозов — следует, по мнению Фрейда, искать в ранних детских переживаниях.

В целом взгляд Фрейда на проблему девиантности и агрессии не отличается особым оптимизмом. Фактически он является признанием того, что войны, насилие и психические расстройства — неизбежные спутники человеческого существования. Проистекают они из инстинктивной, порочной человеческой природы, лишь отчасти облагораживаемой моральными нормами и ценностями. Следует понимать, что психодинамический взгляд на личность — это не только научная теория, но и философия человека. В частности, вопрос о смысле человеческого существования этим взглядом снимается. Человек рассматривается, как существо, стремящееся к снятию напряжения, гомеостазису.

Интересно, что если логически развить этот взгляд на человека, то различного рода отклонения (например, аморальное или агрессивное поведение) становятся, в определенном смысле, «естественными», — ведь они проистекают из самой природы человека. А сама мораль становится при этом не более, чем коллективным «защитным механизмом». Именно на это философское основание опиралась «сексуальная революция».

Несмотря на достаточно жесткую философскую критику теории Фрейда (и многих его последователей), психоанализ позволил прояснить многое из того в человеческом поведении, что до Фрейда оставалось за пределами научного изучения. Самые знаменитые ученики Фрейда — А.Адлер и Г.Юнг — модифицировали и изменили первоначальную теорию учителя, сохранив общий «динамический» подход.

Виды и функции защитных механизмов личности по Фрейду

Содержание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы внимательно рассмотрим защитные механизмы по Фрейду, так как ими пользуется абсолютно каждый человек, часто совсем не осознавая как и зачем. И я хочу, чтобы вы научились отслеживать, когда у вас какой-то из них включается, потому что часто, вместо защиты психики, они вредят и не дают ощутить полноту жизни, сдерживая человека в проявлениях и ограничивая его в действиях.

Психоанализ – одно из направлений в психологии, основанное Зигмундом Фрейдом, именно он и ввёл в обиход понятие о защитных механизмах, считая, что это такой способ психики защититься от напряжения.

Если бы у нас не было такого рода самозащиты, мы бы все поголовно страдали неврозами. Они являются приобретёнными, обычно в детстве, ребёнок, наблюдая за типом реакции взрослых на различные раздражители, перенимает их, так как считает, что именно так вести себя правильно и необходимо. Таким образом он социализируется, даже ещё не умея разговаривать. Он всё будет «впитывать как губка» и в дальнейшем, конечно же, повторять.

Дети не так глупы, как кажутся на первый взгляд, они способны «считывать» информацию, даже если она тщательно оберегается. Они умеют чувствовать, не умеют и не знают лишь то, как с этим потом обходиться. И если родители «застревали» на каком-то одном механизме, или слишком часто ими пользовались – то не стоит удивляться, что у их чада, уже взрослого, будет аналогичное поведение и проблемы.

Функции защитных механизмов

  1. Они помогают свести к минимуму последствия внутриличностного конфликта. То есть когда возникает противоречивая борьба между нормами поведения и желаниями. Например, самое банальное – когда необходимо защитить себя и победить, но в законе и Библии сказано «не убий».
  2. Минимизируют проживание негативных чувств, помогают с ними справиться.
  3. Снимают напряжение, чтобы психика осталась сохранной. При чрезмерной тревоге или если человек не зрелый, эти механизмы могут не справиться. В таком случае возникает невроз, иногда депрессия и разрушение, деградация личности. Про деградацию можете почитать тут.
  4. Порой излишне искажают реальность, вследствие чего человек ведёт себя неадекватно, не конструктивно и порой небезопасно.

Виды

1.Вытеснение

Самым простым и часто встречающимся является вытеснение. То есть, когда из сознания внезапно исчезают мысли, чувства, знания и прочая информация, которая причиняет страдания и боль. Только это всё не просто стирается, а перемещается в бессознательное, откуда и пытается периодически прорваться в виде снов, шуток, оговорок и прочего. Вытеснение приносит для психики серьёзные последствия в виде постоянной траты энергии, что со временем сильно истощает организм.

Если им злоупотреблять, то вполне могут возникнуть и психосоматические заболевания. Это когда вдруг без особых на то показаний человек начинает терять зрение или слух, неосознанно желая чего-то не видеть или не слышать. Замечали, как дети, играя в прятки, просто зажмуривали глаза или укрывались одеялом, считая, что так их не найдут? Точно так же и взрослые забывают неприятные события, будто их и не было, убирая из своей памяти.

А было такое, что вам говорят неприятные слова, а вы их не слышите, а просто наблюдаете за губами? Как бы со стороны, отмечая, что совсем бесчувственны в данный момент?

2.

Проекция

Интересный способ, который выполняет функции так называемого «козла отпущения». Потому что с его помощью перекладывается ответственность на других людей, предметы, явления. Человек просто проецирует, то есть приписывает свои черты характера, поступки, мысли и чувства на других. А учат этому с детства, предлагая ударить стульчик, о который ребёнок поранился, чтобы отомстить. Или говорят, что мяч попался плохой, поэтому он не попадает в ворота.

Бывает такое, что вы, не имея на то оснований, просто очень сильно кого-то невзлюбили? Вот прям замечаете, что раздражает, а понять почему, не можете. Это как раз работает проекция. Если хорошенько подумать, то можно осознать, что на самом деле он кого-то вам очень сильно напоминает, может даже какую-то непринятую вашу часть личности, поэтому вы так к нему отнеслись. А если хорошенько присмотреться, то и личность вроде бы окажется хорошей и интересной.

3.Замещение

Это когда по каким-то причинам, в основном из-за невозможности и небезопасности, человек переадресовывает свои импульсы на более реальный объект, не столь угрожающий. Или когда удовлетворяет свои потребности не напрямую, но насыщения особо не получает. Например, начальник раскритиковал работу подчинённого, и он для него является важной фигурой, особенно, если руководитель директивен, поэтому в ответ выразить свою злость не смог.

Но злоба то есть, и выход ей надо дать обязательно. Тогда, в лучшем случае, дома ужин ему покажется не вкусным, и он раскритикует жену, а в худшем – может и вовсе применить насилие по отношению к ней. А это не принесёт никакого удовольствия, вызывая только вину и различные комплексы, снижение самооценки.

4.Рационализация

О ней я рассказывал в этой статье. Интересный способ, помогающий найти удобное для себя объяснение чему-то, чтобы снизить уровень тревоги и защитить самооценку. К примеру, одна женщина решила прекратить отношения из-за агрессивности мужчины. Ему сложно принять факт отвержения, осознать, что своими словами и поступками делал больно, принять ответственность за действия. Тогда он начнёт рационализировать, обесценивая сами отношения и находить аргументы в пользу разрыва.

Ну, к примеру, посчитав, что партнёрша не так красива, и что он встретит более симпатичную и интересную, а эта просто не любила его и вообще, пользовалась.

5.Реактивное образование

Это такая система защиты, когда что-то неприятное, пугающее в себе подавляется, а затем находит выход в противоположности. Его ещё называют обратным действием. Может, слышали о такой версии, что люди, очень агрессивно настроенные против людей нетрадиционной сексуальной ориентации, на самом деле подавляют интерес к своему полу, пугаясь ему? И тогда, движимые страхом и растерянностью, они вызывают в себе ощущение отвращения и злобищи к тем, кто позволил себе этот интерес.

Понять, что это именно реактивное образование поможет осознание того, что в каком-то вопросе человек совсем негибок. То есть не хочет слышать другое мнение, а также слишком преувеличивает негативность неодобряемого им явления или действия. И чем сильнее выражается протест, тем сильнее его психика обороняется.

6.Регрессия

Означает возврат к прошлым этапам своего развития, то есть в детство. Проще говоря – шаги обратно. Иногда это полезно, так как может указать на не пройденные моменты, с которыми не справился, чтобы в настоящем всё-таки завершить процесс и достигнуть зрелости. Но, чаще всего у тех, кто не стремится к самопознанию, вызывает угрозу жизни и невозможность обустроить её.

Простые примеры регрессии: чрезмерная показательная обидчивость, когда личность способна замолчать и не разговаривать целыми днями со своим обидчиком. При ссорах использование кривляний, неконтролируемое желание «свергать» всех авторитетов, обесценивать их.

7.Сублимация

Или творческое приспособление, адаптация – это попытка преобразовать социально или личностно непринятые импульсы в более реальные и одобряемые. К примеру, сейчас менее, но раньше, в советские времена сильно порицалась мастурбация.

Подростки, у которых начинала проявляться сексуальность, имели несколько вариантов: заниматься ею и испытывать сильную вину и отвращение к себе за сознательный «грех», порой получая наказания от взрослых, если попадётся, или преобразовать эту энергию, желание в другую деятельность, например, увлёкшись футболом и с утра до ночи, пропадая на поле.

У Фрейда была теория, что именно благодаря сублимации сексуальных инстинктов совершаются великие открытия и достижения, как в науке, так и искусстве, спорте и т.д.

8.Отрицание

Название в принципе говорит само за себя. Очень ярко проявляется в проживании горя, являясь изначально первым этапом его работы. То есть, когда происходит внезапная смерть близкого или знакомого человека, для сохранности психике приходится отрицать этот факт. Поэтому отец изнасилованной дочки долго не верит в случившееся, а жена отрицает измену мужа, даже убедившись воочию, она подумает, что ей лишь показалось.

Но оно искажает реальность, и если «застрять» в этом отрицании, то можно очень сильно истощить свой организм, доведя до смерти, по крайней мере, разрушить социальные связи и быт – наверняка.

Например, если человеку ставят страшный диагноз, онкологию, он может всячески игнорировать её, не веря в то, что такое могло с ним произойти, ведь не заслужил и прочее. И тогда он не лечится, не замечает симптомы, считая, что врачи ошиблись, пока не станет совсем поздно, если не наберётся смелости «посмотреть правде в глаза».

Заключение

Все эти виды полезны для нас, если стоит реальная угроза жизни или здоровью, но если пользоваться ими при каждом удобном случае – они принесут большой урон. Поэтому будьте внимательны к себе, не стоит зря тратить энергию, лучше направить её в полезное русло. А для этого придётся осознавать свои поступки, действия и мысли, находить им объяснение и «тормозить» себя в случае нерациональности.

Психология – интересная штука, поэтому предлагаю подписаться на мой блог, чтобы больше узнавать о себе, своих механизмах защиты и развиваться, чтобы улучшить качество своей жизни и быть здоровым и успешным. А на сегодня всё, берегите себя и будьте внимательны.

Глава 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда

Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система Система 3: Введение в теории развития, личности и стадий — 3. 1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Эриксоновские стадии психосоциального развития — 3.3: Фрейдовские стадии психосексуального развития — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6 : Механизмы защиты Эго Фрейда — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память , интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: классификация психопатологии — 9.2: психиатрические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипирование и психически неплохи импульсов Ид, не оскорбляя моралистический характер Супер-Эго, но при этом принимая во внимание реальность ситуации. Мы также заявили, что это была непростая работа. Думайте об ид как о «дьяволе на вашем плече», а о суперэго — как об «ангеле на вашем плече». Мы не хотим, чтобы кто-то из них стал слишком сильным, поэтому мы разговариваем с ними обоими, выслушиваем их точку зрения и затем принимаем решение. Это решение говорит эго, которое ищет этот здоровый баланс.

Прежде чем мы сможем говорить об этом подробнее, нам нужно понять, что движет ид, эго и суперэго. Согласно Фрейду, у нас есть только два влечения; секс и агрессия. Другими словами, все, что мы делаем, мотивировано одним из этих двух побуждений.

Секс, также называемый Эросом или Жизненной силой, представляет наше стремление жить, процветать и производить потомство. Агрессия, также называемая Танатос или нашей силой Смерти, представляет нашу потребность остаться в живых и предотвратить угрозы нашему существованию, нашей силе и нашему процветанию.

Теперь эго с трудом удовлетворяет и ид, и суперэго, но оно не должно делать это без посторонней помощи. У эго есть некоторые инструменты, которые оно может использовать в своей работе посредника, инструменты, помогающие защитить эго. Они называются Защитными Механизмами Эго или Защитами. Когда Эго трудно осчастливить Ид и Супер-Эго, оно применяет одну или несколько из следующих защит: заявляя, что это не не существует

отрицание правильности диагноза рака, поставленного вашим врачом, и поиск второго мнения

смещение

устранение импульсов на менее опасной цели

хлопание дверью вместо того, чтобы бить как личность, кричать на супруга после ссоры с начальником

интеллектуализация

избегание неприемлемых эмоций путем сосредоточения внимания на интеллектуальных аспектах

сосредоточение внимания на деталях похорон, а не на печали и горе

проекция

перекладывание неприемлемых импульсов в себе на кого-то другого

при проигрыше спора вы заявляете «Ты просто Глупый»; гомофобия

рационализация

указание логической или рациональной причины, а не реальной причины

заявление о том, что вас уволили за то, что вы не поцеловали начальника, тогда как настоящей причиной была ваша плохая работа

формирование реакции

принятие противоположного убеждения, потому что истинное убеждение вызывает беспокойство

иметь предубеждение против определенной расы или культуры, а затем принять эту расу или культуру до крайности

регрессия

возвращение на предыдущую стадию развития

сидеть в углу и плакать, услышав плохие новости; закатывать истерики, когда вы не добиваетесь своего

подавление

затягивание в бессознательное

забвение сексуального насилия в детстве из-за травмы и беспокойства

сублимация

проявление неприемлемых побуждений социально приемлемым способом

сублимация ваших агрессивных побуждений к карьере боксера; стать хирургом из-за вашего желания резать; поднятие тяжестей для высвобождения «сдерживаемой» энергии

подавление

толчок в бессознательное

попытка забыть то, что вызывает у вас тревогу

Защита эго не обязательно нездорова, как вы можете видеть из приведенных выше примеров. На самом деле отсутствие этих защит или неспособность их эффективно использовать часто может привести к проблемам в жизни. Однако иногда мы применяем средства защиты в неподходящее время или злоупотребляем ими, что может быть столь же разрушительным.

Учебник Houghton Mifflin — дополнительные сведения

Механизмы защиты

Согласно теории личности Фрейда, психика состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Супер-Эго. Фрейд утверждал, что роль эго заключается в том, чтобы управлять продолжающимся и интенсивным конфликтом между импульсами ид и ограничениями суперэго. Инструменты эго, средства, с помощью которых оно справляется с этим конфликтом, являются защитными механизмами.

Защитные механизмы

Согласно теории личности Фрейда, психика состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Супер-Эго. Фрейд утверждал, что роль эго заключается в том, чтобы управлять продолжающимся и интенсивным конфликтом между импульсами ид и ограничениями суперэго. Инструменты эго, средства, с помощью которых оно справляется с этим конфликтом, являются защитными механизмами. Хотя они определены как существительные, представление о них как о глаголах может помочь оживить их и проиллюстрировать действия, которые они представляют. То есть вместо того, чтобы думать о «проекции», «формировании реакции» или «сублимации» как о пассивно существующих где-то в психике, мы могли бы думать об эго как об активно «проецирующем», «формирующем реакцию (против)» или «сублимация» неприемлемого импульса Ид. Таким образом, эго изображается как более динамичная сила.

Другой лингвистический поворот может пролить свет на некоторые концепции Фрейда, связанные с защитными механизмами. Фрейд, разумеется, не писал свои оригинальные тексты на английском языке. Все, что мы читаем о Фрейде на английском языке, было давно переведено с оригинального немецкого языка Фрейда. Многие исследователи Фрейда отмечают, что, как ни странно, переводчики с немецкого на английский выбрали латинские термины («ид», «эго» и «супер-эго») в качестве ярлыков для трех наиболее важных понятий Фрейда.

С этими именами термины могут показаться иностранными или трудными для понимания. Некоторые исследователи Фрейда утверждали, что альтернативный перевод этих терминов с использованием более распространенной английской терминологии, а не с использованием латинских терминов, сделал бы концепции Фрейда более доступными для тех, кто читал английский перевод его работы. Согласно этому альтернативному переводу, «ид», «эго» и «супер-эго» заменяются терминами «оно», «я» и «над мной» соответственно. Термин «оно» (в противоположность более человеческим «он» или «она») отражает животную природу необработанных, биологически обоснованных импульсов, которые Фрейд видел в каждом из нас. Термин «выше меня» предполагает правила и предписания, предназначенные для обуздания наших животных импульсов, которым каждый из нас учится у авторитетных фигур, таких как родители и другие люди, обладающие властью над нами. И, конечно же, термин «я» предполагает, что эго, часть психики, которая изо всех сил пытается каким-то образом удовлетворить бесконечный конфликт между снисходительностью и ограничением, на самом деле является самим человеком.
То есть вместо того, чтобы говорить, что вытеснение использовало эго Джима, мы можем сказать, что Джим использовал его сам. Вместо того, чтобы говорить, что эго Тэмми использовало рационализацию, мы можем сказать, что Тэмми использовала ее сама. Таким образом, согласно этому новому переводу, эго приравнивается к самой личности, сформированной в значительной степени защитными механизмами, на которые индивид больше всего полагается.

Культурное или демографическое происхождение человека может играть важную роль в использовании им определенных защитных механизмов. Например, некоторые защитные механизмы (например, регрессия, проекция) широко распространены в определенных культурах, в то время как другими пренебрегают. Кроме того, некоторые культуры могут предоставить больше возможностей для одних защитных механизмов, чем другие. Смещение и сублимация, например, включают перенаправление или направление импульса Ид в более безопасный или более социально желательный выход. Такие выходы могут быть просто более доступными для представителей одних культурных или демографических групп (например, экономически обеспеченных), чем для других (например, бедных).

Эндрю М. Померанц, доктор философии
Southern Illinois University Edwardsville

Вопросы критического мышления:

  1. Можете ли вы привести конкретный пример культурного или демографического влияния на использование определенного защитного механизма?
  2. Почему Фрейд считал сублимацию предпочтительнее других защитных механизмов?
  3. Как процесс перевода (с немецкого на английский) повлиял на то, как термины Фрейда были поняты и приняты теми, кто знакомится с его теориями на английском языке?

Веб-ссылки:
http://www.tearsollorona.com/freud.html
Подробный глоссарий терминов Фрейда. Включает отдельные статьи для id, ego и superego, в которых обсуждаются вопросы перевода.

http://www.rider.edu/~suler/defenses.html
Отличный список примеров защитных механизмов с сайта Джона Сулера, посвященного преподаванию клинической психологии.

http://www.cord.edu/faculty/covey/defense.

Добавить комментарий