Завидует – завидовать — Викисловарь

Содержание

завидовать — это… Что такое завидовать?

  • завидовать — лавры не дают спать, ревновать, завидки берут, чувствовать зависть, завиствовать, глотать слюнки, завидно, черной завистью завидовать, белой завистью завидовать, не дают спать лавры, испытывать зависть Словарь русских синонимов. завидовать… …   Словарь синонимов

  • ЗАВИДОВАТЬ — ЗАВИДОВАТЬ, завидую, завидуешь, несовер. (к позавидовать), кому чему. Испытывать чувство зависти к кому чему нибудь. Я завидую его успехам. Придворные старались выслужиться, завидовали друг другу, интриговали. ❖ Не завидую кому (разг.) выражение… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗАВИДОВАТЬ — ЗАВИДОВАТЬ, дую, дуешь; несовер., кому (чему). Испытывать чувство зависти. Я вам не завидую (т. е. сочувствую и не хотел бы оказаться в вашем положении). | совер. позавидовать, дую, дуешь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЗАВИДОВАТЬ — кому, в чем, досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что у самого нет того, что есть у другого. Позавидовал другу. Перезавидовал всему и всем. И мы видывали, да не завидовали. На погибель тому, кто завидует кому!… …   Толковый словарь Даля

  • завидовать — • дико завидовать • здорово завидовать • люто завидовать • мучительно завидовать • откровенно завидовать • очень завидовать • сильно завидовать • страшно завидовать …   Словарь русской идиоматики

  • завидовать — Искон. Суф. производное от завида «зависть», образованного от завидеть «завидовать», преф. формы к видеть. Развитие значений в завидовать и видеть аналогично лат. invidēre «завидовать» и vidēre «видеть». См. также желать, зариться …   Этимологический словарь русского языка

  • ЗАВИДОВАТЬ. — Вероятно, общесл. Образовано с помощью суф. овать на базе общесл. завида «зависть», являющегося производным от глагола завид кти «завидовать» посредством темы я …   Этимологический словарь Ситникова

  • завидовать — От видеть; основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. Ср. лат. invideō, а также зависть – лат. invidiа (ср. Кречмер, Glotta 20, 251; Вальде–Гофм. 1, 713). •• [Малоубедительно объяснение Махека (SPFFBU, 4, 1955, стр. 25) из *neid ,… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Завидовать

    — несов. неперех. Испытывать чувство зависти. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • завидовать — завидовать, завидую, завидуем, завидуешь, завидуете, завидует, завидуют, завидуя, завидовал, завидовала, завидовало, завидовали, завидуй, завидуйте, завидующий, завидующая, завидующее, завидующие, завидующего, завидующей, завидующего, завидующих …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    Психология зависти | Азбука здоровья

    Почему Каин завидовал Авелю в том, что Бог принял его жертву, а не в том, что Авель был чистый и бескорыстный? Всегда ли мы понимаем, чему завидуем? Всегда ли мы завидуем тому, что хотим иметь?
    По мнению психолога Дениса НОВИКОВА, если правильно работать с завистью, она может помочь разобраться в себе.


    Милосердие — Зависть. Аллегории Добродетелей и Пороков. Джотто ди Бондоне, фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1306 г.

    Токсичная печаль

    – Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не знаю, насколько это его оригинальная формулировка или он взял из стоиков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.

    Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы расстаемся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности заниматься тем, что нам дорого, чувство печали вполне адекватно.

    Чувство печали может быть пережито, а может превратиться в страсть.

    Если человек переживает некоторое время, а потом перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым обладать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть значимой.

    Есть другой вариант – когда человек понимает, что без этой потребности он не проживет и тогда прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.

    Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при этом не может от него отвлечься. Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Хочу – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.

    Для зависти нужен объект

    Но причем здесь ближний? – спросим мы.

    Дело в том, что мы все – социально зависимы. Мы зависимы от чужого мнения, от социальных критериев, хотя часто этого не признаем. Но если мы были бы независимы, мы были бы свободны, а кто может о себе так сказать? И поэтому о неудовлетворенности наших потребностей нам часто сигнализирует их успешное удовлетворение у других.

    Для человека оказывается сверхважным то (в зависимости от приоритетов), какие часы носит некто из его окружения, или какими лидерскими качествами обладает, или насколько любим в кругу людей, мнение которых ему дорого.

    Взять Авеля с Каином – классический пример зависти. Авель занимался своим делом, Каин – своим. Но когда Бог не принял плоды дел Каина, Каин тут же переключился на дела Авеля, сравнил себя с «другой нормой».

    Интересно, что Каин сравнивает только результат, а не глубинно Авеля с собой; он не думает о причинах того, почему Господь не принял его жертвы, не думает про свои отношения с Богом, так ли они чисты и бескорыстны, как у Авеля, не прислушивается к словам Бога о том, что «рядом грех лежит».

    Каин захотел, чтобы у него было так, как у другого, – но не такая же чистая душа, а такое же признание Богом дел рук его, то есть «блестящий результат» любой ценой. Или чтобы у другого не было ничего. Убивая Авеля, он избавляется от мучительных переживаний зависти – что у кого-то может быть лучше, чем у него.

    Вот это «как у другого» формирует стереотип зависти. Нельзя завидовать «вообще». Вообще можно печалиться. А для зависти всегда нужен объект.


    Зависть. Игнасио Диас Олано, 1905 г.

    В семье

    Бессильное зависание между «хочу», но «не могу», приводящее к завистливой печали – очень разрушительно для человека.

    Почему так трудно преодолеть свое бессилие? Ситуацию могут осложнять обстоятельства, в которых рос человек, некоторые, часто бессознательные, установки воспитания.

    Бывают семьи, где очень яркая фигура отца, отец – безусловный лидер, очень уверенный в себе мужчина. И интересно складываются судьбы детей (например, брата и сестры). Девочка, как правило, расцветает, она очень активна, уверена в себе, многого добивается. У нее могут возникнуть проблемы, когда она будет выходить замуж, потому что вокруг она может не увидеть «достойных людей», хоть в какой-то степени сравнимых с отцом. Но в целом ее личный путь – уверенного в себе, яркого человека, у нее с отцом всегда теплые отношения.

    Совсем не так с мальчиком. Мальчик с детства, естественно, не может конкурировать с фигурой отца. Но он закономерно пытается перенять стереотипы поведения отца, хочет быть «как папа». Папа же считает своим долгом поддерживать неоспоримое лидерство, отметая всякую возможность конкуренции с сыном как проявление собственной слабости.

    И постепенно в опыте сына складывается установка: с одной стороны, он должен подражать отцу, быть на него похожим, быть таким же смелым, сильным, но с другой стороны он чувствует, что разница настолько велика, что быть «как папа» он никогда не сможет.

    В психологии это называется двойным посылом: отец хочет, чтобы сын был похож на него, даже может говорить об этом, даже сам верит в это, но делает все, чтобы подавить сына, победить его.
    Может быть, этот человек вообще не допускает конкуренции с мужскими фигурами, или болезненно ее переживает, везде и, конечно, в своей семье.

    При правильном воспитании ребенку обязательно нужно дать узнать «вкус победы», нужно уметь поддаваться, чтобы он почувствовал свою силу, узнал на опыте, что его действия приводят к результату.

    Говоря о конкуренции, я не хочу сказать, что отец не должен быть авторитетным, что в семье не должно быть иерархии. Но вот что, например, говорит о священнической иерархии Иоанн Златоуст: что единственная власть, которой обладает священник – это сила слова. Если ты можешь убедить словом, тогда у тебя есть власть, авторитет, иерархия.

    Если отец в своем отношении с сыном исходит не из собственной властности, а из его интересов, рано или поздно ребенок это почувствует.

    Вариант, когда в детстве человек не получил достаточной поддержки в своих инициативах, когда ему не помогли лучше понять свои потребности и у ребенка сложилось ощущение своей неспособности, – классическая ситуация для формирования зависти.

    Конкуренция более остра между людьми одного пола. Если в семье конкурентная мама, – причем не значит яркая, бывает и наоборот, неуверенная, неудовлетворенная своей женской судьбой, – не исключено, что она бессознательно будет конкурировать с дочерью, уничтожать представление девочки о ее женственности, красоте, причем непрямо, а в форме вполне уместных замечаний, предостережений, заботы.

    И наказывая дочку за то, что сама ей завидует, мать формирует в определенной мере судьбу дочери – женщины не очень счастливой, а та, в свою очередь, может повторить это со своей дочерью – такая своеобразная женская дедовщина. Так зависть, пока она не осознанна и не взята под контроль, может транслироваться из поколения в поколение.

    Маркер зависти

    Как увидеть в себе зависть? Это очень трудно для тех, кто не ищет, потому что зависть как эмоция сегодня активно поддерживается социумом и провоцируется им. Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некий идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого больше, дороже, круче.

    Многие люди самоутверждаются за счет того, что им завидуют. И если человек жил в социуме, где всем завидовал, а за счет него самоутверждались, то когда он самоутвердится, скорее всего, сам будет вести себя так, чтобы другие ему завидовали.

    В такой беготне и конкуренции на себя в подлинном смысле – понять, а нужно это мне и что мне действительно нужно – время не остается. Отсюда – постоянная неудовлетворенность, уныние, раздражение – идеал-то не достигнут.

    Поэтому первый маркер для обнаружения зависти – когда человек замечает, как сильно он сориентирован на других людей, когда он начинает мыслить себя в терминах успешности, постоянно думает, подмечает, что есть у других, и чего нет у него.

    В России часто критерий оценки успешности и предмет зависти – поп-звезды, актеры. Ничего плохого не хочу сказать об актерах, но еще в середине XIX века они считались комедиантами, такая профессия не давала право входить в высшее общество. А сейчас для многих – это эталон, люди смотрят, как они одеты, как поют, скачут, при том что большинство зрителей никогда так не смогут.

    Недавно пронеслась истерия по поводу рождения наследника в Великобритании. Сколько людей с ума сходило, но причина – отнюдь не почтение к королевской династии, а желание – пусть таким чудным образом, – прикоснуться к жизни великих людей, которой ты пожить все равно не можешь. Но ты можешь этой жизнью интересоваться, в чем-то подражать, быть хоть с какого-то боку причастником. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та платформа (идеал и его недостижимость), откуда зависти легко расти.

    Может, я фантазирую, но наверное, в жизни этих английских фанатов чего-то очень сильно не хватает, приобщение к чужой радости как-то компенсирует отсутствие своей. Так бывает, но подсиживаться на чужую радость вредно, потому что если у тебя долго нет своей, в конце концов, чужая радость станет тебя раздражать и печалить.

    Важно заниматься своей жизнью, смотреть: почему у тебя нет радости и начать что-то делать в этом направлении. Сами усилия здесь будут благим смыслом.

    Как одна из проблем нашего времени, зависть похожа на трудоголизм. Очень сложно признать его тому, кто им страдает. Так принято в обществе: человек, который много работает и хорошо зарабатывает – это норма, это классно. И только тогда человек может согласиться признать трудоголизм опасностью, когда начнут рушиться отношения в семье, страдать ваши близкие.

    Я думаю, что с завистью нечто похожее. Зависть – преступление против любви. Зависть убивает любовь. Так же, как и трудоголизм. Ты не можешь одновременно любить человека и быть трудоголиком, потому что на любовь нужны силы, время, внимание, а у трудоголика все это отдано работе.

    Ты также не можешь одновременно и любить человека, и ему завидовать. Если вдруг подмечаешь, что тебе что-то мешает этого человека любить, что отношения рушатся или не складываются, можно спросить себя – не зависть ли тому причиной.

    Мы все живые люди, человек – это процесс и мы все несовершенны в любви. Поэтому скажем так: чем больше в нас любви, тем меньше зависти. И наоборот.

    Когда человек любит кого-то, тогда он радуется за него, он – не против него, а вместе с ним. Любовь объединяет людей, это скрепляющая сила, как пишет Дионисий Ареопагит. А зависть – разрушает.


    Мономаническая зависть. Сумасшедшая. Теодор Жерико, 1822 г.

    Когда зависть помогает

    Но, завидуя Алле Пугачевой или принцессе Кейт, необязательно хотеть быть певицами или принцессами. Пристрастное отношение к ним может сигнализировать о том, что какие-то потребности нашей жизни не удовлетворены, – здесь проявляется, как мы говорим, смещенный эффект зависти. Если мы завидуем владельцу БМВ, но при этом сами совсем не хотим БМВ, мы можем воспринять свою зависть как сигнал к размышлению: я чего-то очень хочу! И надо разобраться: чего именно?

    Если меня волнует жизнь принцессы Кейт, может, я тоже хочу выйти замуж, иметь семью, детей? Если меня волнует жизнь Пугачевой или президента Путина, может, мне хочется быть поактивнее в своей собственной жизни, поуверенней, и именно это меня в них привлекает (допустим)?

    Такие размышления особенно полезны людям, потребности которых притуплены, которые не привыкли считывать свои чувства, признаваться в них даже самим себе.

    Вообще если человек даже просто обнаружил в себе зависть и признал ее, это уже большая победа. Значит, подсознательно, в глубине своего существа у него есть, как говорят психологи, запрос на изменение жизни.

    Когда мы разобрались со своими потребностями, поняли, чему завидуем и чего хотим, дальше надо решить: готов я для достижения этого действовать или могу смириться с тем, что никогда этого не получу. Следующий этап – само действие.

    Переживите собственное бессилие

    Очень важный шаг в работе с завистью (как и с любой проблемой) – признать, что своими силами ты победить ее сможешь. То есть в нашем случае не сможешь ни смириться, ни действовать. Почему? Любая страсть – это слом волевых механизмов человека. Это особенно видно на примере химической зависимости – есть некая зона, в которой ты не в состоянии контролировать собственное поведение. Основная иллюзия, которая возникает у человека в этой ситуации, что он вот сейчас напряжется, соберется, возьмет себя в руки, прочтет еще одну книжку и … исправится.

    Попытка волевым решением справиться со своей страстью при нарушении воли дает бесконечный кошмар вращения в круговороте страсти. Это самообман. Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Христа и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Очень полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.

    Источник>>>

    azbyka.ru

    ЗАВИСТЬ — это… Что такое ЗАВИСТЬ?

        ЗАВИСТЬ — чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или преимуществом, которые отсутствуют у завистника, и сопровождающееся желанием лишить их соперника. Стремление к воображаемой или реальной депривации другого служит дополнительным квалифицирующим признаком зависти как порока.
    Такого рода зависть следует отличать от т. н. соревновательной или подражательной зависти, которая ведет к попыткам “социально полезными способами” обрести лелеемое благо, а также от “белой”, или “кроткой”, зависти, которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. В комплекс эмоциональных реакций, связанных с завистью, входит также злорадство.    Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость — склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической — входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента — стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную — с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.

        А. В. Прокофьев

    dic.academic.ru

    причины, признаки, как избавиться от чувства зависти

    Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным. Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом. Возрастная категория от 18 до 25 лет остро испытывает зависть, а ближе к 60-ти годам это чувство ослабевает.

    Зависть причины

    Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.

    Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».

    В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.

    Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше — хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

    Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.

    Признаки зависти

    Зачастую, рассказав кому-то о личной радости, мы чувствуем, что с нами искренне не радуются, хотя и пытаются это проявить.

    Как научится распознавать признаки зависти? Язык жестов поможет осознать и увидеть признаки зависти вашего собеседника. Следите внимательно за лицом собеседника. Натянутая улыбка отражает двойственное состояние человека. Легче простого сымитировать улыбку. О неискренней улыбке говорит кривая улыбка рта и отсутствие блеска в глазах. Если вы заметили улыбку собеседника одним ртом – это неискренняя мимика, а всего лишь маска. Завистливая улыбка открывает или закрывает зубы, может быть менее широкой, чем обычная. Губы при этом напряженные, уголки рта зачастую неестественно растянуты. Человек вовсю пытается показать радость, преодолевая при этом собственное сопротивление. Улыбка визуально выглядит как приклеенная, живущая отдельно от лица, уголки губ при этом опущены вниз, глаза колкие и внимательно наблюдающие. Человек неосознанно сам гасит свою улыбку. Иногда человек улыбается только одной стороной, показывая скорее ухмылку, чем саму улыбку. Голова при этом наклонена в сторону. Такое поведение проявляют скорее скептики. Иногда человек прищуривает глаза, а руки держит возле рта, прикрывая его. Закрытые позы (руки, спрятанные за спину, в карманы) говорят о желании человека отгородиться.

    Наклон корпуса также о многом говорит во время беседы. Если человек во время беседы отстраняется, это свидетельствует о том, что он желает ее приостановить, возможно, ему неприятно. Степень искренности определяется по изменению степени свободы, а также амплитуды движений. Если собеседник крайне скован и сдержан, то есть вероятность, что он сдерживает мысли и при возможности не показывает их собеседнику.

    Исследование зависти

    Многие люди утверждают, что завистливое чувство им незнакомо. Это спорное утверждение. Философы рассматривали зависть как общечеловеческое явление, отмечающееся в деструктивных функциях, а также в стремлении обладать чужим имуществом или присвоении достижений другого. Спиноза отнес завистливое чувство к неудовольствию от чужого счастья. Демокрит отметил, что завистливое чувство дает начало раздору среди людей. Гельмут Шек представил всесторонний анализ зависти, включая весь социально-психологический и социальный аспект поведения человека. Зависть приводит к «эго-истощению», дает состояние психической усталости.  Г. Шек относит ее к болезни. Единожды укоренившись, это состояние становится неизлечимым.

    Исследования Национального института радиологии (NIRS) Японии выявили, что реакция мозга в период зависти отмечается в передней части поясной извилины и эта же область реагирует на болевые ощущения.

    Мелани Кляйн отмечает, что зависть является противоположностью любви и завистливому человеку некомфортно при виде удовольствия у людей. Такому человеку хорошо только от страданий других.

    Христианство относит завистливое чувство к семи смертным грехам и сравнивает с родственным ему унынием, однако оно отличается предметностью и определяется скорбью о благополучии ближнего. Основная причина зависти в христианстве это гордость. Гордец не может выносить равных себе, или тех, кто выше и находится в более благополучном положении.

    Зависть рождается при возникновении благополучия другого, а с прекращением благополучия, прекращается. Выделяют следующие этапы в развитии завистливого чувства: неуместное соперничество, рвение с досадой, злословие в отношении завистливого индивида. Ислам осуждает зависть в Коране. Согласно исламу Аллах создал людей испытывающих чувство зависти, как часть мирского испытания, однако предупредил их, что они должны избегать возникновения этого чувства. Существуют советы, упреждающие возникновение завистливого чувства.

    Зависть – это неоднозначное чувство, стоящее у истоков войн и революций, пускающая стрелы острот. Это чувство поддерживает тщеславие, а также запускает черный маховик общественных движений, выступая изнанкой плаща гордыни.

    Исследование зависти открыло и другую функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека. Испытывая завистливое чувство, люди стремятся к превосходству и совершают открытия. Мысль о создании чего-то чтобы все обзавидовались, зачастую приводит к неплохим результатам. Однако стимулирующая функция тесно связана с разрушительной активностью человека.

    Как защититься от зависти? Чтобы избежать завистливого к себе отношения, люди стараются скрыть сведения своего благосостояния.

    Имеются интересные данные: 18 % респондентов никогда и никому не рассказывают о своих достижениях и успехах, до 55,8 % респондентов сообщают другим об успехах, если доверяют собеседникам.

    Отдельные философы, а также социологи считают, что завистливое чувство очень полезно для общества. Зависть порождает скромность. Типичный завистник никогда не становится тем, кому он завидует, и зачастую не получает то, чему он завидует, но скромность, спровоцированная страхом перед завистливым чувством имеет важное социальное значение. Зачастую такая скромность неискренна и фальшива и дает людям низкого социального положения ощущение иллюзии, якобы они не прибывают в этом положении вынужденно.

    Во времена Каина и Авеля завистливое чувство притерпело сплошные нападки. Христиане отнесли его к смертным грехам, ведущим к гибели души. Иоанн Златоуст причислил завистников к зверям, демонам. А толпы проповедников, мыслителей, общественных деятелей отнесли проблемы со здоровьем, озоновые дыры, гражданские войны к концентрации зависти в крови землян. Только ленивый не высказался негативно в адрес завистливого чувства.

    Как зависть влияет на человека? По-разному, в чем-то она и полезная штука. Список достоинств завистливого чувства: конкуренция, соревнование, механизм выживания, установление рекордов. Недостаток зависти приводит к тому, что человек так и остается неуспешным, не требует справедливости для себя.

    Шек утверждает, что индивиды неспособны излечиться от завистливого чувства, а также это чувство не позволяет обществу развалиться. Зависть по его мнению выступает естественной реакцией индивида на фрустрацию. Возникшие отрицательные эмоции в адрес объекта зависти (злость, досада, ненависть) выступают защитными механизмами, маскирующими чувство собственной неполноценности, при этом находя недостатки в объекте зависти, что позволяет снизить значимость объекта зависти и уменьшить напряжение. Если человек осознает, что предмет зависти перед ним не виноват, то агрессия разворачивается во внутрь самого завистника, при этом трансформируясь в эмоцию вины.

    Г. Х. Зайдлер считает, что завистливое чувство приводит к эмоциональным труднопереносимым переживаниям (отчаянию). Завистнику свойственно наличие стыда – это несоответствие идеальному Я и результат саморефлексии. Эмоция зависти имеет физиологические проявления: человек бледнеет или желтеет, повышается артериальное давление.

    Виды зависти

    Зависть можно охарактеризовать такими эпитетами: едкая, враждебная, жгучая, лютая, жестокая, затаенная, злобная, злая, беззлобная, хорошая, почтительная, бессильная, свирепая, дикая, невыразимая, неимоверная, сильная, мучительная, безграничная, легкая, безудержная, безграничная, глубокая, невольная, острая, неутоленная, простая, ревнивая, рабская, робкая, страшная, смертельная, тайная, тихая, откровенная, унизительная, хитрая, черная, холодная, белая, всемогущая, щемящая, сальерическая, сатанинская.

    М. Шелер исследовал бессильную зависть. Это ужасный вид зависти. Она направлена против индивидуального, а также существенного бытия незнакомого индивида, это экзистенциальная зависть.

    Виды зависти: кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях, долговременная (зависть-чувство) — одинокая женщина завидует успешной замужней, а завистливый коллега успешному сотруднику.

    Бэкон выдел два типа зависти: приватную и публичную. Публичной формы не стоит стыдиться или скрывать в отличие от тайной (приватной).

    Чувство зависти

    Зависть – это комплексное чувство, которое возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно и заслуженно имеют больше. Частая зависть вызывает стресс, изнашивая нервную систему. Психика подключает предохранительный алгоритм и вызывает презрение к объекту зависти.

    Зависть гложет и недовольство нарастает, если кто-то обладает чем-то, что желанно для индивида. Недовольство по поводу удачливости другого индивида выражается во враждебности по отношению к нему. В некоторых случаях проявляется досада, подавленность из-за предполагаемой собственной неполноценности, жажды обладать недостающим свойством. В связи с тем, что желанный объект зачастую недостижим, то завистливое чувство разрешается через отказ от желаний, а также принятия реальности.

    Чувство зависти условно делят на черное и белое. В первом случае оно отмечается осознанным желанием косвенного или прямого вреда индивиду, которому мы завидуем. Религии чувство зависти не разделяют, относя его к смертным грехам. Существует и другая сторона этого чувства, толкающая к личным достижениям, являясь стимулом к прогрессу.

    Психология зависти

    Людская зависть проявляется в чувстве досады и раздражения, враждебности и неприязни, вызванное успехом, благополучием, превосходством другого человека. Завистливый человек относит объект своей зависти к победителю, а себя считает проигравшим. Никакие разумные доводы неспособны остановить негативные эмоции. Людская зависть превращает чужой успех в собственную неполноценность, чужая радость провоцирует собственную досаду и недовольство.

    Людская зависть вынуждает индивида испытывать букет негативных эмоций: недоброжелательность, обиду, злобу, агрессию. Проявление белой зависти позволяет радоваться за чужие успехи.

    Психология зависти и ее возникновение связывают с несколькими теориями. Первая относит данное чувство к врожденному, заложенному генетически и доставшееся нам в результате эволюции от предков. Полагают, что людская зависть первобытного общества являлась толчком к самосовершенствованию. Мужская зависть толкала на совершенствование своих рыболовецких снастей, оружия, а женская для привлечения мужчин через постоянное украшение себя.

    Подростковая зависть

    Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.

    Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное  чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.

    Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.

    Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным. Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей.

    Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.

    Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.

    Как избавиться от зависти

    Ваша жизнь должна включать контроль и самоанализ. Контролируйте собственные эмоции, мысли, желания негативные. Как только возникают первые признаки зависти – пытайтесь разобраться в себе, ищите корни этого чувства. Постарайтесь понять, что вам действительно хочется для себя. В этом ничего плохого нет. Подумайте, что для этого не хватает вам и, например, увеличьте свою продуктивность, станьте пунктуальным, займитесь саморазвитием, и вы добьетесь тех же успехов, что и ваш объект зависти. Если ваше завистливое чувство несет разрушительный характер, и вы желаете, чтобы человек чего-либо лишился, то спросите себя, что мне это даст? Завистники зачастую не знают о существующих проблемах тех, кому они завидуют. Не судите о благополучии человека по внешним признакам, поскольку это видимая сторона чужой жизни, зачастую мнимая.

    Как избавиться от зависти? Сосредоточение на своих делах и жизни позволит переключиться с завистливого чувства. Перестаньте думать о чужих достоинствах и успехах, не сравнивайте себя, думайте о собственной уникальности. Думайте как стать первым в своем любимом деле. Займитесь саморазвитием и личностным ростом. Внезапные приступы зависти вас покинут, если вы займетесь медитацией, саморегуляцией. Обижаясь на судьбу и завидуя, мы тем самым копим плохое настроение. Делаем по жизни ошибки, осложняем свою жизнь. Вырваться из замкнутого круга поможет воспитание чувства благодарности, за то, что имеем. Цените, что у вас есть.

    От чужой зависти помогут избавиться следующие советы: с завистливыми людьми не делитесь успехами, просите помощи у завистливых, это их обезоружит, войдите к ним в доверие, не опускайтесь до выяснения отношений при открытом завистливом чувстве. Дистанцируйтесь от завистника и не вступайте с ним в контакт.

    psihomed.com

    Почему люди завидуют. Очень содержательная статья о том, что такое зависть, зачем она и что с ней делать.

    Почему люди завидуют. Очень содержательная статья о том, что такое зависть, зачем она и что с ней делать.

    Зависть — это некая проекция ума человека, которая приводит его к суждению о том, что у другого лучше, краше, вкуснее и т. д., это беспокойство ума о том, что у другого человека какие-то блага, вещи лучше, чем у тебя.

    Зависть зачем она делать и что с ней.


    Зависть принадлежит абсолютно каждому человеку, т. е. это некая функция, которая в течение жизни каким-то образом меняется, и задача каждого человека — найти способы и методы для того чтобы это беспокойство ума слить и научиться это балансировать.

    Мне очень нравится определение зависти в христианстве: «Зависть — это Печаль Души о Благосостоянии Ближнего». Зависть свойственна практически всем людям, другое дело, что в течение жизни многие уходят от этого и люди с просветленным сознанием эту функцию теряют, у них нет зависти.

    Зависть возникает тогда, когда у человека нет некой самодостаточности внутри, и тогда он смотрит на окружающий мир, и у него появляется желание владеть чем-то лучшим, большим в этом мире.

    Это функция эго. Эго всегда беспокоится о том, что ему чего-то не хватает. Ему нужно больше — больше. Поэтому зависть, безусловно, является некой составляющей всех людей. Это естественная функция.

    Когда ты научаешься управлять своим умом, своим сознанием, ты не ведешься на эмоции и научаешься ими управлять, то постепенно эта функция теряется, уменьшается, а потом уходит за ненадобностью, потому что когда внутри тебя есть самодостаточность, то у тебя есть все.

    Все люди завидуют — это норма. Это качество всем людям присуще. Но зависть, как все в нашей жизни, имеет две стороны медали: есть положительные акценты, и есть отрицательные акценты.

    Отрицательные свойства зависти — это зависть, связанная с болью. Почему так происходит? Ученые, исследовавшие влияние зависти на человека, установили, что в мозге человека присутствуют зоны, отвечающие за зависть и злорадство.

    Оказалось, что люди, вызывавшие в себе зависть, активировали в своем мозге переднюю часть поясной извилины — регион или участок мозга, играющий ключевую роль в обработке боли, т. е. зависть и боль оказались физиологическими близнецами.

    Получается, что человек завистливый, даже если он этого не осознает, испытывает, завидуя реальные боли и страдания. Это насилие над собой, насилие над своей душой. Зависть — это вид душевной боли. Таким образом, можно сделать вывод, что зависть усиливает боль, усиливает страдания.

    Мы знаем и замечаем — люди, у которых повышено чувство зависти, находятся в постоянном раздражении и беспокойстве, и, безусловно, они сами страдают от этого, запуская свой эмоциональный фон в негативное состояние.

    Зависть присуща всем людям — это не болезнь. Другое дело, что какие-то формы зависти патологические — те, которые приводят к психическим изменениям, паранойе, навязчивым мыслям, идеям. Таким образом, зависть может являться пусковым механизмом психических заболеваний.

    В основу зависти входят положительный и отрицательный аспекты. Положительный аспект этого в том, что зависть повышает уровень амбиций человека. Лишь в том случае, если человеку нравится что-то, что есть у кого-то, а у него этого нет, то возникает желание этим владеть, что мотивирует его к достижению целей.

    Согласно генетической теории, зависть относится к разряду сложных инстинктов. Как и лень, она — надстройка инстинкта самосохранения, способствующая эволюции вида. Еще один положительный момент зависти. Зависть — двигатель прогресса.

    Мы эту историю с ламборджини и феррари знаем. Когда ламборджини завидовал феррари, что тот создал такой удивительный автомобиль, и это стало мотивом для него, двигателем в творчество, в новые поиски, в решения и т. д. и он смог осуществить свою мечту.

    Поэтому зависть может являться как пусковым моментом разрушающих и отрицательных действий — не созидающих, а разрушающих ( из-за зависти могут начинаться войны, из-за зависти могут идти какие-то разрушения, неадекватное поведение), так и положительным моментом, когда зависть стимулирует и мотивирует к действию и активности.

    Можно посмотреть механизм этого процесса, как активируется активность и включаются задачи на повышение эффективности. Есть такой гормон — окситоцин, который включает активацию сексуальности, активирует гормональную систему человека, что усиливает привлекательность и сексапильность, и тем самым активирует функцию зависти, потому что на физиологическом уровне активность человека повышается, и в связи с этим амбициозная планка тоже повышается, и у человека активируется активность к достижению каких-то результатов, больших, лучших.

    Лидерство и целеустремленность — это не эффект зависти, это либо есть у человека, либо нет. Зависть в этом случае может являться мотивацией того, чтобы развить в себе способность достичь чего-то лучшего, лучше, чем у другого. И стать не первым (потому что если ты первый, то всегда есть второй, который тебя может обогнать), а стать лучшим, единственным на земле в своей сфере деятельности.

    В случае если вы сумели погасить в себе яд зависти и ревности (ревность — это следствие зависти, или одна из разновидностей), то вы способны освободиться от боли и страданий, и сохранить свой ресурс, душевную силу и физическое здоровье для реализации себя, своего намерения, своих планов и целей.

    Зависть — это черная изнанка пурпурного плаща гордыни. Чтобы укротить зависть нужно связать гордыню, осознать свои желания и любить. Любить так, как учит любить Иисус Христос — мастер любви — отдавая, самоотверженно и самоотреченно. Ибо когда мы любим отдавая, любим в действии, тогда мы защищены самой любовью. Чем больше отдаешь, тем больше остается. Это закон любви и он действует всегда без исключения.

    Влюбленность и любовь — это разные вещи. Истинная любовь — она отдающая и включает совсем другие функции. Истинная любовь безусловна: чем больше отдаешь, тем больше остается. Она по совсем другим механизмам и правилам живет.

    А влюбленность — это некое желание обладать объектом любви и тогда она активирует зависть. Зависть — это недовольство ума, потому что ты не обладаешь тем, чем обладают другие. Основа зависти — это сравнительные характеристики: у кого-то так, а у меня по-другому.

    Социальная основа зависти: зависть — состояние, возникающее в результате сравнения. Это вытесненное недовольство собой. Окрас зависти, от призрения до ненависти, зависит от букета комплексов неполноценности. Зависть — обратная сторона гордости и чувства превосходства, они имеют единые корни.

    У больных людей, аутистов, даунов притуплена форма осознания и ум не сравнивает. И эти люди живут достаточно спокойно, сбалансировано именно потому, что их устраивает все как есть.

    Просветленный человек — он с такой же формой сознания без сравнительных механизмов, но только другими способами к этому пришел, не через физиологические нарушения, а через работу над собственным сознанием.

    Зависть характеристика сравнительная. И если человек самосовершенствуется и включает некую самодостаточность внутреннего мира, то тогда завидовать нет необходимости, потому что у него внутри себя гармония и покой, ему все нравится и все устраивает. А если ему что-то не нравится и что-то не устраивает, то тогда он достигает этого путем совершенствования себя и достижением этого.

    Кто чаще мужчины или женщины завидует? Эмоциональность женщины в 8 раз активнее эмоциональности мужчины, именно поэтому форма зависти женщины более ярко выражены, более внешне проявляется и может быть на большие аспекты включается. Потому что разнообразие, которым хочет владеть женщина, гораздо больше, выше, ярче, интереснее.

    Женщины и мужчины завидуют по-разному. Женщины очень экспрессивно, эмоционально. А мужчины могут завидовать, но держать это в себе, соответственно повышая некую планку, структурируя цели и задачи, чтоб достигать результатов.

    Зависть мужская чаще всего продуктивная, т. е. продуктивная с точки зрения достижения результата. Зависть женская часто бывает разрушительной, потому что женщина завидует эмоциональной сферой, не умом, и это ведет в негатив и разрушение либо объекту зависти, либо разрушает свою психику.

    Сфера жизнедеятельности женщины очень сильно связана с тем, как она глазами воспринимает это мир и потому женщина завидует больше каким-то внешним формам: тому, что ей больше свойственно, что ей больше нравится, что больше ее включает, т. е. какие-то яркие вещи и часто это вещи из материального мира.

    Мужчины, поскольку у них склад ума логический, структурный, чаще всего завидуют успеху других мужчин или каким-то нововведениям, гениальности, т. е. то, что связано с умом, с действиями, с реализацией и с мужскими какими-то функциями.

    Зачем люди успешным богатым людям завидуют? Большинство людей устроено так, что они видят только ту сторону медали и ту картинку, которая на поверхности. Они не видят, что стоит за успехом человека. А за этим стоит колоссальный труд, огромное время, затраченное на то, чтобы быть успешным.

    Огромное желание и целеустремленность этих людей — это люди почему-то не хотят видеть. Но зато они видят все то, что создал и что дал этому человеку успех: виллы, яхты, самолеты, бриллианты, шубы и т. д. весь этот внешний антураж.

    Удивительно, что для многих людей, которые достигли определенного успеха в своей жизни и некоего своего предназначения, все это становится не так важным, когда как всем окружающим важно именно это. И тогда просыпается инстинктивное чувство зависти, люди хотят также жить, но почему-то ничего не делать. Это, безусловно, перекос в мире. Так не бывает.

    Есть такое мнение: «Если Тебе Завидуют, Значит, ты Правильно Живешь, Значит, ты в Правильном Направлении Двигаешься». Часто люди негативно относятся практически к любой известной, заметной личности, тем самым они оправдывают свою неспособность состояться в этой жизни.

    Человек, который состоялся и имеет все — у него хватило ума, сил, целеустремленности, энергии это воплотить. Легче всего охаять и тем самым скрыть свою неспособность что-то совершить, что-то здесь на земле оставить, состояться как личность, как профессионал.

    Есть черная зависть, есть белая зависть. Черную зависть впервые обозначил философ кант. Когда человек завидует и злорадствует — такая зависть несет разрушительный аспект как и для человека, который завидует, так и для того, кому завидуют. Белая зависть — это когда мы радуемся за людей, но тоже хотим, чтобы у нас так было. Это тоже зависть, но мы не несем через эту зависть никакого отрицательного негативного смысла.

    Есть гипертрофированная зависть, которая ведет к разрушению сначала психики человека, потом физики, т. е. его физиологического состояния и социального. Чем больше человек совершенствует себя и свое сознание в этом мире, тем сильнее уменьшается шкала по зависти. Через совершенствование себя ты можешь достичь любых результатов.

    Мне очень нравится фраза в. М. Любарова: «Вам Никто Ничего не Должен, Вы Никому Ничего не Должны, но Взять Вы Можете все Сами». И когда ты акцентирован на себе, на совершенствовании себя и на свою собственную самодостаточность, зависть падает до нуля, потому что ты не тратишь на нее ни ресурсы, ни эмоции, ни свою жизнь, а тратишь все это на достижение целей в собственной жизни.

    Как рождается зависть? Все начинается с невинного сравнения себя с другими. Почему мы себя с другими сравниваем? Все происходит из-за отсутствия самодостаточности, адекватного и правильного восприятия себя, этого мира и себя в этом мире. Это в свою очередь рождается от нелюбви, от отсутствия любви. В детстве не было аналога созидательной, трезвой, здравомыслящей любви. Восприятие мира и себя зарождается в детстве: любовь к себе, ближнему, к миру.

    Чтобы научиться завидовать по хорошему, нужно вырастить в себе любовь. Сначала вырастить любовь к себе, а потом вырастить любовь в себе. Потом у вас появится стремление достигать, получать что-то, но вы будете радоваться тому, что у других тоже все хорошо, и обратная сторона медали — зависти (ревность и злорадство) уходит на второй план.

    Зависть остается, но остается белая зависть. То есть: я радуюсь тому, что у тебя есть, но я это тоже хочу. Вы достигаете это не через разрушение, а через собственное движение, которое позволяет вам это иметь. Это единственные способы, которые позволяют переключаться осознанно в созидательные вещи и использовать зависть, как механизм достижения собственных результатов в собственной жизни.

    Любовь формируется в детстве, когда ребенок видит: как ведет себя ближнее окружение, как ведут себя мама с папой, как мама и папа ведут себя с другими людьми (в магазине и т. п. . ребенок душой впитывает все эти картинки. Он впитывает либо агрессивный и патологический аспект взаимодействия с миром, либо наоборот — любящий и гармоничный.

    Поэтому зависть в детстве зарождается. Очень часто она собственными родителями провоцируется. Они начинают сравнивать своего ребенка с другими детьми (во что ты одет, какие игрушки. Родители навязывают ребенку сравнительные характеристики, и тогда у ребенка впервые зарождается зависть.

    У детей нет функции любви, она познается позже, потому что дети питаются любовью, им самим отдать пока нечего, у них любовь еще не сформирована. Они только берут. А то, что мы получаем от детей — это наше удовольствие, связанное с восприятием. И какие ценности они впитают в себя — зависит от условий, в которых они живут и от изначально заложенных данных.

    Зависть разрушает и завистника, и того, кому завидуют. Поэтому осознанное управление этим состоянием помогает сохраняться, т. е. уйти от разрушения и тому и другому объекту. Крайние формы зависти вызывают войны, приводят к революциям и разрушительным действиям — это в глобальном масштабе. В бытовом, небольшом масштабе, зависть может стать источником убийства, вызывать дурные мысли, которые человека двигают на преступление.

    Единственный способ избавиться от зависти — осознанность своих мыслей, своей жизни и стремления к совершенствованию. Таким образом, если осознанности нет, кто бы вас не учил, не лечил и т. д. избавиться от зависти вы не сможете. Понимание и осознание того, что вы завидуете — это уже на 50% помогает вам выйти из этого состояния, т. е. не врать себе, а честно признаться, что вы завидуете.

    Развивайтесь в своей жизни. Это поможет не разрушаться, формировать здоровые отношения с собой и миром. Самый лучший способ избавиться от всех разрушительных воздействий — это работать, реализовываться. Совершенствоваться в том, в чем вы лучший. Ставить перед собой цели, достигать и снова ставить цели.

    В интервью с бизнес — консультантом в. М. Любаровым я задала вопрос: «есть ли общий рецепт успеха? «И Ответ был Следующий:»если хотите долго жить — работайте». Это и есть рецепт успеха и рецепт жизни. Лишь в том случае, если найти где ты лучший и двигаться в этом направлении, то в твоей жизни не будет ни одного рабочего дня, а разрушающая зависть растворится за ненадобностью. Влади Анна.

    Про зависть

    Вообще, чувство зависти считается плохим чувством, по мнению большинства людей, однако на самом деле это не так, совсем не так. Зависть – это нейтральное или положительное чувство, в зависимости от того, что делает испытывающий это чувство человек. Если завидующий человек стремится улучшить свою жизнь, сделав ее такой же, как жизнь того человека, которому он завидует, или еще лучше, то, что же в этом плохого? Такому человеку зависть дает энергию, она наделяет смыслом его жизнь, призывая его – догнать и перегнать других людей. Зависть вынуждает людей чего-то хотеть и стремиться к этому. А если человек из-за зависти пытается вредить другим людям, то есть тем, которым он завидует, то сам он, конечно же, из-за своего вредительства не растет. Но при этом его агрессия в адрес других людей, порожденная чувством зависти, вынуждает расти и развиваться их, ибо им приходится искать способы защиты от этой агрессии. А как вы хотели, нельзя так просто чего-то достичь и расслабиться, надеясь на то, что никто ничего не захочет у тебя отнять. Люди на протяжении всей своей истории делились на тех, кто строит, и тех, кто рушит. Таким образом, зависть становится причиной активности людей, как тех, кто завидует, так и тех, кому завидуют. А активность и движение – это и есть жизнь. Так что нет, я не считаю зависть плохим чувством. Но при этом я считаю, что своей завистью нужно уметь управлять. Негоже умному и здоровому человеку, кому-то вредить и что-то рушить из-за своей зависти, так как с моей точки зрения, его это не красит.

    Почему люди завидуют другим. Причины зависти

    Зависть – эмоция, возникающая у слишком самовлюбленного человека или личности с заниженной самооценкой, ей подвержены обычные люди, не желающие ничего предпринимать для собственного саморазвития. Наши поступки основаны на особенностях характера, темпераменте, опыте. Обычно чувство завистливости испытывают те, кто не умеет спокойно реагировать на неудачи и временные поражения. Пессимисты не знают, как не завидовать друзьям, родственникам или даже незнакомым людям, обладающим какими-то достоинствами или материальными благами, о которых они лишь мечтают. Они осознают, что это нехорошие эмоции, однако ничего не могут поделать с зародившимся негативным чувством.

    Почему люди завидуют другим:

    • постоянное сравнивание своих умений, внешности или достижений с другими, которое всегда в пользу последних;
    • неудовлетворенность собственной жизнью;
    • зависимость от стереотипов;
    • тщеславие;
    • чрезмерная неуверенность в себе;
    • искаженное восприятие мира из-за неправильного воспитания.

    Что делать с завистью, если оказались в неприятной ситуации, когда окружающие совершенно не рады достигнутым вами успехам? Для начала, определить действительно ли это завистливость.

    Феномен зависти

    Зависть это глубинное психологическое свойство человека, которое присуще ему еще с древних времен. Феномен зависти связан ощущениями неравенства и несправедливости. Которые субъективно переживает человек.

    Зависть была всегда, людям свойственно соревноваться друг с другом, особенно этот соревновательный дух, присущ нашему времени, но сейчас как никогда.

    Двигатель зависти — идея конкуренции, на которой базируется идеология ряда современных стран.

    Проявление зависти можно рассматривать как некие игры нашего Эго, которое чувствует себя ущемленным, если другой человек в чем — то обходит нас.

    Поскольку в современной цивилизации упор на финансовом благополучии, которое выступает как оценочный маркер успешности, то конечно, чаще люди завидуют более богатым, но нередки случаи, когда человек завидует способностям, за счет которых другой более успешен, имеет что-то, чего нет у завистника.

    Например, успешный и красивый муж или жена вполне может быть поводом для зависти и чтобы справиться с этим чувством, избавиться, от удушающих оков зависти, люди могут пойти на преступление.

    В основе зависти как психологического механизма лежит вот это сравнение себя с другим человеком, не в свою пользу естественно и болезненное переживание этого отличия, переживания того, что «Я хуже».

    Эта точка зрения неверна, потому что все люди уникальны, и если кто- то в чем-то превзошел нас, то всегда есть пункт, по которому, мы лучше, мы превосходим других.

    Но психология человека такова, что отличие другого человека от нас это превосходство, а наше отличие от других это всего лишь индивидуальная черта, которая мало чего стоит, и вот это болезненное переживание оно у разных типов людей, переживается, проходит по — разному.

    Психология и свойства зависти

    Прежде всего, очень успешным людям, достигших невероятных высот в карьере и личной жизни. Их деятельность привлекает внимание, о них говорят средства массовой информации, они у всех на слуху. Как правило, это еще и весьма известные персоны, которых знает вся страна. Зависть со стороны обывателей выражается в том, что они не могут спокойно реагировать на сообщения об очередном успехе данной личности и при первом удобном случае стараются его очернить. Почему так много сплетен крутится вокруг актеров, певцов, деятелей науки и искусства? Да потому, что эти люди у всех на слуху. Причем даже некоторые «новости» о себе они узнают из газет и интернета, то есть сплетни надуманы и не являются правдой. Отчего их сопровождает такое повышенное внимание? Другие люди, так или иначе, начинают сравнивать себя с теми, кому улыбнулась судьба и видеть свою собственную несостоятельность. Чтобы хотя бы как – то реабилитироваться в своих глазах, завистники начинают осыпать успешного человека грязью, придумывать про него несуществующие нелицеприятные факты.

    Почему люди завидуют другим. Что такое завистливость?

    Завистливость – это своего рода агрессия, вызванная успехом окружающих. Это желание незаслуженно заполучить какой-либо чужой ресурс, неумение радоваться счастью других.


    Завистливость – это жадность и злорадство, слившиеся воедино, это эгоизм, умноженный на злобу.

    Каковы недостатки завистливости?

    1. Она затуманивает здравый смысл и очень часто подталкивает на необдуманные поступки.
    2. Завистливость портит отношение человека с окружающими.
    3. Она разрушает человека изнутри, мешает трезво и здраво оценивать положение вещей, ситуацию.
    4. Приводит к тревожности, недосыпанию и бессоннице.
    5. Заставляет морально разлагаться человека, ведет к потере нравственных качеств.

    Почему люди завидуют чужому счастью. Черная и белая зависть

    Зависть, говорят, плохое чувство. Однако, с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, конструктивная зависть очень даже хороший стимул для развития. И это не имеет никакого отношения к цвету зависти.Человек может завидовать белой завистью и оставаться несчастным. Так же, как и человек, завидующий черной завистью. Ну, или с небольшой разницей в эмоциональном состоянии. Однако ничего в цвете зависти нет, кроме эмоциональной окраски. Системное различие зависти на конструктивную и деструктивную, раскрытие природы происхождения этого чувства как раз и дает ответ на вопросы: почему я завидую и как перестать испытывать чувство зависти?На самом деле, завистливый человек тоже может быть счастливым, не разрушая при этом чужое счастье. Конструктивная зависть дает человеку силы добиться большего, чем окружающие, стать лучше, сильнее, красивее, успешнее.Но чаще в нашей жизни мы поддаемся деструктивной зависти. И тонем в собственной злости от зависти к чужому счастью, да и к чужой жизни в целом. Деструктивная зависть толкает нас на подлые поступки. И плохо от этого не только тому, кому мы завидуем, но и нам. Потому что жить с такой змеей в сердце совсем невесело.

    psihologiyaotnoshenij.com

    Зависть / Православие.Ru

    Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.

    Преподобный Амвросий говорил о зависти:

    «Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

    Завистливому угодить никак нельзя

    Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

    «Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

    – Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

    Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

    – Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

    Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

    – Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

    Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

    Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

    «Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

    Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

    Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

    «Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

    Причина зависти

    На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

    «Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

    Как бороться с завистью

    Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

    «Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

    Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

    «Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

    Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

    А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

    Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

    «Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

    Заставлять себя делать добро

    Преподобный Амвросий советовал:

    «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

    Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

    Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

    «Кому завидуешь, за того Богу молись».

    «Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

    Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

    Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

    «Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

    Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

    Быть готовым к возвращению страсти

    Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

    «О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

    Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

    pravoslavie.ru

    завидовать — Толковый словарь Даля

    зави́довать

    ЗАВИДОВАТЬ кому, в чем, досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что у самого нет того, что есть у другого. Позавидовал другу. Перезавидовал всему и всем. И мы видывали, да не завидовали. На погибель тому, кто завидует кому! Завидуется безличн. завидуют. Завидованье ср. длит. действ. или состоянье по глаг. Завидный, чему завидуют, возбуждающий зависть, достойный стяжанья. Завидны в поле горох да репа: кто ни пройдет, щипнет! Завидливый; завидливость; завистливый, завидливость. Кто завидлив, тот и обидлив (забидлив). Завидость ж. симб. завидливость; зависть, как свойство или как проявленье его. Завидущий, завидливый, завистливый, завидующий. Глаза завидущи, руки загребущи. Завидущи глаза не знают стыда. Завида ж. зависть. || об. завистливый человек или завидчик, завидчица. На одного доброхота по семи завидчиков. Завидки ж. мн. зависть. Завидки берут, что нам не дают. Берут завидки, на чужие пожитки. Завидище ср. предмет возбуждающий зависть. Добрый сын всему свету завидище. Зависной работник, кур. ражий, рьяный, сев. бесстужий, как бы завистливый на работу.

    Источник: Толковый словарь живого великорусского языка на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. завидовать — Завидовать, завидую, завидуем, завидуешь, завидуете, завидует, завидуют, завидуя, завидовал, завидовала, завидовало, завидовали, завидуй, завидуйте, завидующий, завидующая, завидующее, завидующие, завидующего, завидующей, завидующего, завидующих… Грамматический словарь Зализняка
    2. завидовать — ЗАВИДОВАТЬ, дую, дуешь; несов., кому-чему. Испытывать чувство зависти. Я вам не завидую (т. е. сочувствую и не хотел бы оказаться в вашем положении). | сов. позавидовать, дую, дуешь. Толковый словарь Ожегова
    3. завидовать — Зави́д/ова/ть. Морфемно-орфографический словарь
    4. завидовать — Не завидую кому (разг.) — выражение сожаления по поводу какой-н. неприятности, постигшей кого-н. ► В такой ситуации я ему не завидую. Фразеологический словарь Волковой
    5. завидовать — орф. завидовать, -дую, -дует Орфографический словарь Лопатина
    6. завидовать — -дую, -дуешь; несов., кому-чему. Испытывать чувство зависти к кому-, чему-л. — Я завидую тому, что у вас есть невеста. Гаршин, Надежда Николаевна. [Алексей] завидовал всем, кто был там, на Волге, где завязалось гигантское сражение. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке. Малый академический словарь
    7. завидовать — зави́довать От ви́деть; основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. Ср. лат. invideō, а также за́висть – лат. invidiа (ср. Кречмер, Glotta 20, 251; Вальде–Гофм. 1, 713). •• [Малоубедительно объяснение Махека (SPFFBU, 4, 1955, стр. Этимологический словарь Макса Фасмера
    8. завидовать — см.: лучше всех (только никто не завидует) Толковый словарь русского арго
    9. завидовать — Искон. Суф. производное от завида «зависть», образованного от завидеть «завидовать», преф. формы к видеть. Развитие значений в завидовать и видеть аналогично лат. invidēre «завидовать» и vidēre «видеть». См. также желать, зариться. Этимологический словарь Шанского
    10. завидовать — • дико ~ • здорово ~ • люто ~ • мучительно ~ • откровенно ~ • очень ~ • сильно ~ • страшно ~ Словарь русской идиоматики
    11. завидовать — Общеславянское слово, образованное отзавида – «зависть», произведенного от существительного вид. Этимологический словарь Крылова
    12. завидовать — ЗАВИДОВАТЬ -дую, -дуешь; нсв. (св. позавидовать). кому-чему. Испытывать чувство зависти к кому-, чему-л. Никогда никому не завидую. З. чьим-л. успехам. З. чьей-л. славе. Толковый словарь Кузнецова
    13. завидовать — завидовать несов. неперех. Испытывать чувство зависти. Толковый словарь Ефремовой
    14. завидовать — ЗАВ’ИДОВАТЬ, завидую, завидуешь, ·несовер. (к позавидовать), кому-чему. Испытывать чувство зависти к кому-чему-нибудь. Я завидую его успехам. Придворные старались выслужиться, завидовали друг другу, интриговали. • Не завидую кому (·разг. Толковый словарь Ушакова
    15. завидовать — глаг., нсв., употр. сравн. часто я завидую, ты завидуешь, он/она/оно завидует, мы завидуем, вы завидуете, они завидуют, завидуй, завидуйте, завидовал, завидовала, завидовало, завидовали, завидующий, завидовавший, завидуя… Толковый словарь Дмитриева
    16. завидовать — К о м у — ч е м у . [Алексей] завидовал всем, кто был там, на Волге, где завязалось гигантское сражение (Б.Полевой). Я завидую тому, что у вас есть невеста (Гаршин). Управление в русском языке

    gufo.me

    Добавить комментарий