Женщины которые ненавидят мужчин термин: Чего хотят женщины: 15 глупых вопросов о феминизме

феминистка отвечает на 20 главных вопросов: Общество: Россия: Lenta.ru

1

Почему ты красишь губы, если феминистка? А как же небритые подмышки?

Вопрос, не имеющий смысла, потому что феминизм ничего не запрещает женщинам, в том числе красить губы и брить подмышки. Это делают те, кто хочет и кому это приносит удовольствие, — имеют право.
Восприятие феминизма сильно искажено. По просьбе «Ленты.ру» феминистка и публицистка Ольга Карчевская объясняет, за что борются современные феминистки, и отвечает на самые частые претензии в свой адрес.

2

Вы хотите матриархата и привилегий для себя?

Феминистки хотят не матриархата, а равенства прав и возможностей. На протяжении всей человеческой истории женщины были поражены в правах, и только в последнюю пару столетий начали добиваться взгляда на них как на полноценных людей и вытекающих из этого гражданских прав.
В условно европейской культуре феминизм достиг многого, но во многих других культурах женщины все еще живут на положении рабынь: в некоторых странах у них по-прежнему нет права на образование, на выбор партнера, оплачиваемую работу, нет родительских прав на собственных детей, свободу перемещения, сексуальную автономию и так далее.

Да и в цивилизованных странах равноправие все еще не достигнуто: дискриминация по признаку пола по-прежнему существует, хоть и в более умеренном варианте, гендерное насилие — одна из глобальных проблем во всем мире, а «невидимый» домашний и репродуктивный труд по-прежнему считается женской обязанностью, даже если муж помогает жене по дому и с детьми.
Целью феминизма не является смена главенства одного пола на главенство другого: феминизм выступает против самой идеи иерархичности и власти сильного
. Вместо этого предлагается сконцентрироваться на гуманизме и построении общества, которое никого не выбрасывает за борт. Если лозунгом патриархата можно было бы назвать фразу «выживает сильнейший», то феминистский подход к построению социума звучит как «общество настолько сильно, насколько сильно самое слабое его звено».
Забота вместо принуждения, человеческое достоинство как константа вместо классизма и любой другой дискриминации, включение в общество всех (независимо от расы, пола, состояния здоровья, количества денег и других признаков) вместо заботы только о самых привилегированных его членах — так выглядит феминистическая политическая повестка.

К такому построению социума предлагается прийти через предоставление женщинам таких же прав, какие есть у мужчин — как минимум потому, что в этом заключается сегодня самое распространенное неравенство во всем мире.
Кроме того, так называемая женская гендерная социализация (ЖГС) поощряет в женщинах отзывчивость, эмпатичность и стремление заботиться об окружающих, в то время как мужская гендерная социализация (МГС) поощряет в мужчинах стремление к конкуренции, агрессивность, уважение к власти сильного, приятие насилия и другие проявления «токсичной маскулинности». Эта разница, являющаяся не биологической константой, а социальным конструктом, делает женщин хорошими политиками, в то время как доступ к политике для них ограничен рядом дискриминационных практик: та же ЖГС предписывает женщинам считать своим предназначением замужество, рождение и воспитание детей, а вовсе не политику; к женщинам предвзято относятся при поступлении в вуз на «неженские» факультеты; из-за сексизма женщин реже выбирают на высокие руководящие посты, все институты государственного управления исторически являются «закрытыми мужскими клубами», где женщинам не рады.

В мужском мире хотеть привилегий для себя и пользоваться своим привилегированным положением — это норма, поэтому когда речь заходит о том, чтобы дать женщинам доступ к социальным лифтам и другим ресурсам наравне с мужчинами, они экстраполируют свой опыт и свои ценности на женщин и ожидают от них такого же поведения: им кажется, что, получив доступ к правам и власти, женщины тоже будут «грести под себя».
В реальности же те немногие женщины, которым удалось взобраться на вершину социальной пирамиды, ведут себя неожиданным образом: например, мэр Якутска Сардана Авксентьева, которая выставила на торги все дорогие внедорожники мэрии в целях экономии, или мэр Петрозаводска Галина Ширшина, которая первым указом отменила банкет и церемонию собственной инаугурации за счет бюджетных денег, а также «золотые парашюты» для чиновников региона.
Кстати, общество в гуманистическую сторону двигают как раз женщины: большинство людей в благотворительности и активизме — именно они.

Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

3

Суфражистки же всего добились — что вас не устраивает?

Точно так же суфражисткам можно было сказать: инквизиция же уже перестала сжигать ведьм — чего еще вам надо?
По мере развития человечества меняются и стандарты человечности. Понимание социальной справедливости (и самой ее необходимости) берет все новые высоты — параллельно с этим возрастает ценность человеческой жизни и ее качество. Граждане все меньше готовы мириться с тем, что они расходный материал для властей предержащих, дети больше не разновидность домашнего скота, — стандарты гуманизма становятся выше.

Вся цивилизация идет по пути увеличения комфорта для людей, со временем выбирая все более щадящие методы для его достижения. Людей больше не устраивает просто наличие еды, они хотят хорошей еды — вкусной и здоровой. Люди все больше думают о том, чтобы снизить количество используемого в быту пластика, потому что их волнует экология. Так почему стандарты в отношении женских прав должны оставаться на уровне прошлого века?
Равноправие еще не достигнуто, сексизм еще не побежден — достаточно взглянуть на статистику насильственных преступлений: виновными в большинстве из них являются мужчины (опять же не потому, что они генетически запрограммированы на насилие, а потому, что их гендерная социализация культивирует в них ряд качеств, приводящих к насилию).
Если говорить конкретно о России, здесь женщины не защищены законом от насилия со стороны партнера. Согласно статистике ООН, с домашним насилием сталкивалась каждая третья женщина в мире. Сложно получить достоверную статистику по сексуализированному насилию, так как у этого вида преступлений огромная латентность, но сетевые акции вроде #янебоюсьсказать и #metoo показывают, что такого насилия в опыте женщин — в каких-то грандиозных размерах больше, чем принято думать. При этом 99 процентов изнасилований совершают мужчины.
Равноправие не достигнуто в труде: «наказание за материнство», pay gap (разница в зарплатах у мужчин и женщин за одну и ту же работу — в среднем 30 процентов), список запрещенных для женщин профессий, «стеклянный потолок», харрасмент на рабочем месте. Детские браки, калечащие операции на женских половых органах, проституирование женщин — фемповестка все еще содержит большое количество пунктов.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

4

Почему вы не идете в шахты/армию?

Ну, во-первых, мы не идем в шахты потому, что подземные работы, связанные с физическим трудом, женщинам недоступны (они входят в список запрещенных профессий). Во-вторых, сложно в это поверить, но не все хотят в шахты (как и среди мужчин). В-третьих, женщины работают в шахтах, просто делают это неофициально (и, соответственно, денег получают меньше, чем при официальном трудоустройстве).
Армия — патриархальное изобретение: это и канализация мужской агрессии, поощряемой МГС, и страховка от чужой. Впрочем, именно женщины активно борются с нарушениями прав человека в армии и за отмену обязательного призыва. Комитет солдатских матерей — это женщины.

Ну и не будем забывать, что женщины в армии таки служат. В тех странах, где на них распространяется призыв — служат почти все, в России на контрактной основе служит огромное количество женщин. Однако в армии им почти недоступно продвижение по службе, все высшие армейские чины — мужчины. Моя мать отслужила ефрейтором более 20 лет. Не рассказывайте мне о том, что женщины не хотят идти в армию. Кроме того, в 2017 году секретным приказом министра обороны было запрещено женщинам служить в армии по контракту стрелками, снайперами, саперами, танкистами, водителями и механиками.

Фото: Игорь Маслов / РИА Новости

5

Почему вы не добиваетесь смертной казни для женщин — а как же равноправие?

Смертная казнь не является правом, добиваться изжившего себя вида наказания — глупо. В современном мире государство вообще должно быть лишено лицензии на убийство, пенитенциарная система должна быть направлена не на наказание, а на исправление и возвращение человека в общество (или, если это невозможно, на изоляцию персоны от общества).
Смертная казнь — слишком необратимая мера в ситуации ненулевой вероятности судебной ошибки, это дикость, которая должна уйти в прошлое вместе с пытками. Мужчины могут добиваться устранения этой несправедливости своими силами, у феминисток есть масса других задач.

6

Почему вы не таскаете шкафы?

Таскаем. Любая мать, толкающая тяжелую коляску с ребенком (или двумя-тремя) вверх по пандусу подземного перехода, — просто тяжелоатлет. Женщины с тяжелыми пакетами продуктов — частая картина на постсоветском пространстве. В большинстве случаев покупка продуктов, как и готовка на всю семью после основной работы, до сих пор «женская обязанность». Существуют и женщины-грузчицы (они популярны среди одиноких женщин, потому что звать домой бригаду незнакомых мужчин страшно).
Индивидуальные различия решают больше полового диморфизма: есть множество женщин, физически более сильных множества субтильных мужчин. К тому же мы пока не знаем, что будет, если женщины перестанут вечно сидеть на диетах, есть одни салатики на свиданиях, отдавать самый большой кусок мяса мужику (ведь «мужик должен нормально питаться») и бесконечно худеть. Вполне может оказаться, что женщины не так сильно уступают мужчинам в физической силе, особенно если ходят в спортзал.

Фото: Игорь Зарембо/ РИА Новости

7

У вас просто мужика нормального не было!

Есть множество феминисток, у которых мужика не было вообще никакого, и им этого добра даром не надо: лесбиянки, асексуалки или просто женщины, предпочитающие секс-девайсы из идейных соображений. Есть огромное количество феминисток, состоящих в удачных моно- или полигамных гетеросексуальных отношениях или встречающихся с мужчинами только ради секса (не вступая в постоянные отношения).
Приверженность идеологии феминизма никак не связана с наличием или отсутствием в опыте женщины «нормального мужика» (что бы это ни значило). Часто говорят, что идентификация с феминизмом — это результат каких-то личных обид, комплексов или банального невезения.
Это напоминает стереотип о психологах: мол, в эту профессию идут люди, у которых какие-то травмы. С одной стороны, пусть кинут в меня камень те, у кого нет никаких травм, а с другой — мотиваций для этой профессии может быть великое множество, в том числе искренний интерес к природе человека и альтруизм.
Так и здесь: с одной стороны, вряд ли найдется женщина, которая ни разу за всю жизнь никак не пострадала от действий мужчины, а с другой — вполне достаточно понимания, что пришло время уравновесить в правах людей обоих полов (то есть поднять уровень доступа к общечеловеческим правам среди женщин).
Ну и насчет «просто не повезло». Как раз-таки очень повезло приобрести фем-оптику, потому что она является своего рода охранной грамотой: позволяет распознавать абьюз на ранних стадиях, позволяет выводить неравенство из серой зоны и подсвечивать его, позволяет лучше осознавать и отстаивать собственные границы во всех сферах. Стать феминисткой — большое везение.

8

Вы ненавидите мужчин?

На этот вопрос разные феминистки отвечают по-разному. Кто-то действительно испытывает негативные чувства к мужчинам за гендерное насилие и сексизм, и трудно винить их за это. При этом они не призывают к уничтожению мужчин, а хотят автономии.
Самая ярко выраженная форма мизандрии — это стремление к фем-сепаратизму, а вовсе не призыв к селективным абортам, убийствам мужчин и лишению их общечеловеческих прав. Когда веками кто-то убивает, насилует и поражает в правах людей твоего пола, ненависть к этому кому-то вполне закономерна. Мужчинам, которых ненавидят некоторые феминистки, повезло, что женская ненависть отличается от мужской: она больше похожа не на стремление уничтожить, а на желание дистанцироваться. «Скажите спасибо, что мы хотим всего лишь равенства, а не мести», — говорят феминистки.
В то же время значимое количество феминисток не испытывает ненависти к мужчинам. Среди женщин, идентифицирующих себя с феминизмом, много замужних, немало и тех, кто дружит с мужчинами и видят в профеминистически настроенных мужчинах союзников. Можно сказать, что большая часть феминисток выступает не против мужчин, а против мужской гендерной социализации (МГС) — навязываемой обществом структуры поведения.

9

Вы хотите цензуры?

Феминистки, возмущающиеся объективацией в рекламе, эйджизмом и лукизмом в кино, харрасментом со стороны публичных персон, мизогинным юмором и другими проявлениями женоненавистничества, часто получают упреки в «превращении в партком», «новом викторианстве», попытках запретить секс и ввести цензуру.
Нет, феминистки не хотят ни цензуры, ни пуританства. Они хотят, чтобы люди, скажем так, учитывали контекст перед тем, как публично высказываться, делать что-то или шутить. Шутить можно о чем угодно, важна уместность. То, что подойдет для небольшой компании, в которой шутка никого лично не задевает, не ставит в неловкое положение, не дегуманизирует и не триггерит, не подойдет для средств массовой информации или большой сцены, потому что в аудитории может оказаться кто-то, по кому эта шутка пройдется катком.
К тому же все, что мы произносим во всеуслышание, влияет на формирование дискурса, а он, в свою очередь, может привести к конкретным действиям по отношению к объекту расчеловечивающей шутки — травле, насилию и даже убийству.
Феминизм предлагает почаще включать эмпатию и учитывать интересы других, прежде чем что-то сказать. Но это просто разговор о том, почему это важно, а не прямой запрет — у феминисток нет никаких рычагов для подобных запретов, они не законодательный орган и не полиция.

Фото: @merr1k

10

Вы против секса?

Нет, феминистки не против секса — мы за то, чтобы каждая имела ту сексуальную жизнь, которую она сама выбирает (или не имела вовсе, если таково ее желание).
Феминистки за то, чтобы секс перестал быть фаллоцентричным (стереотипы: «секс заканчивается, когда кончил мужчина», «нет пенетрации — нет секса», «все женщины мечтают о члене»).
Феминистки — за соблюдение культуры согласия (consent culture): согласно ВОЗ, у каждого человека есть право на сексуальное здоровье, которое подразумевает возможность иметь секс, доставляющий удовольствие, свободный от дискриминации, принуждения, насилия. Есть множество феминистичных книг о том, что такое «секс здорового человека» (например, книга Эмили Нагоски «Как хочет женщина»).
У феминисток нет консенсуса по поводу порно. Часть феминисток считает, что возможно создать «фем-порно», в котором демонстрируется уважительное отношение к партнерше и ее удовольствию, другая часть феминисток считает, что любое коммерческое порно нарушает культуру согласия, потому что женщинам приходится заниматься сексом по несексуальным причинам. Порно в наиболее популярных его видах ведет к эскалации насилия в сексе по отношению к женщинам, оно меняет всеобщее представление о том, как секс должен выглядеть, и интересы женщин в этом не считаются чем-то важным.

11

Из-за феминисток мы все вымрем!

Это вряд ли. Во многих странах перенаселение, а контрацепция малодоступна, в некоторых странах запрещены аборты, а в России постоянно ведутся разговоры о том, чтобы вывести их из ОМС (что по сути является наказанием за бедность), и даже создана специальная комиссия в Госдуме.
По словам специалистки по проблемам законотворчества и доцента института общественных наук РАНХиГС Екатерины Шульман, существует корреляция между образованностью женщин и снижением уровня рождаемости, а также возраста появления первого ребенка: то есть когда у женщины появляется право решать за себя, она не перестает рожать совсем, просто делает это более осознанно. У детей, чьи родители подготовились к их появлению, больше шансов получить хорошее образование и высокооплачиваемую работу, их уровень жизни выше.
Нам стоило бы биться не за рождаемость любой ценой, а обращать внимание на уровень жизни уже имеющихся людей — тогда они сами разберутся, в каком количестве им заводить детей. С победой феминизма секс не исчезнет — возможно, его станет меньше за счет того, что женщины смогут в любой момент сказать «нет», но качество его будет выше. К тому же благодаря медицине секс и деторождение — не всегда связанные вещи.

12

Мужчин тоже дискриминируют. Почему вы не боретесь за их права?

Во-первых, так называемого «обратного сексизма» не существует. Сексизм — это системная дискриминация по половому признаку, и «системная» здесь — ключевое слово. По отношению к мужчинам существуют только гендерные стереотипы («мужчины не плачут», «мужик должен всегда платить за женщину», «мужчина должен быть вонюч и волосат»).
У женщин, как у менее привилегированного пола, попросту недостаточно ресурсов, чтобы ограничивать мужчин в доступе к тем или иным благам. Невозможно отзеркалить явление, когда стартовые позиции у полов неодинаковы. Говоря «обратный сексизм», люди как бы утверждают, что в противоположную сторону направлено ровно столько же дискриминационных практик. Но это невозможно в силу дефицита власти у женщин. Отчасти проблему дискриминации может решить введение квот для женщин.

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

13

Квоты — разве это не сексизм?

Квоты — это охранный механизм, направленный на преодоление дискриминации. Дискриминация многоступенчата. Она начинается в раннем детстве, где книжки «для девочек» — о том, как стать настоящей принцессой, как пользоваться косметикой и научиться готовить, а книжки «для мальчиков» — о космосе, науке и других серьезных вещах (считается, что девочке они просто не понадобятся, ведь она будет занята домом и детьми).
Продолжается эта дискриминация в школе: до сих пор на уроках «труда» или «технологии» девочки готовят (чтобы потом, конечно же, покормить мальчиков), а мальчики столярничают и осваивают разнообразные станки. Также в школах девочкам внушают, что точные науки — не для них, ориентируя их на гуманитарные предметы, в результате чего на филфаках до 95 процентов студентов — женского пола, а физмат традиционно считается мужской прерогативой.
Затем женщинам приходится сталкиваться с половой дискриминацией при приеме на работу: все эти унизительные вопросы о том, когда она собирается рожать, и резюме в конце собеседования: «Были бы вы мужчиной, мы бы вас взяли… А так ведь сразу в декрет выскочите». Отпуск по уходу за ребенком доступен человеку любого пола, но считается исключительно женской обязанностью. После нередка дискриминация на работе: только по официальным данным, разрыв между мужской и женской зарплатой в России составляет около 30 процентов.
Параллельно с этим идет массированная пропаганда материнства (и попытка вывести аборты из ОМС). Каждая женщина чувствует, что у нее «часики тикают» сразу после школы, даже если она чайлдфри или бесплодна. До карьеры ли?
Мужская квота — это фора на старте. Она всегда есть по умолчанию, даже если мужчины этого не осознают. Чаще всего они считают себя от природы более умными, эрудированными и работоспособными, не видя за этим изначального неравенства в условиях. При этом все равно существует достаточное количество профессионалов женского пола в любой отрасли, но часто они отсеиваются просто потому, что форма гениталий не подходит работодателю.
Квотирование — это просто способ дать всем справедливый шанс на доступ к образованию и работе, убрав фактор половой дискриминации.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

14

Сейчас маятник качнулся так, что уже мужчин нужно защищать, нет?

Нет. Так кажется исключительно потому, что о нарушении прав женщин стали много говорить. Когда вскрывается очередной гнойник (поднимается волна признаний в насилии и харрасменте по отношению к женщинам), создается ощущение, что мир меняется слишком быстро, мы не успеваем привыкнуть к очередной смене парадигмы.
В действительности же изменения не так быстры, как это кажется, когда мы черпаем информацию о них из интернета. Практически любой выход в реальную жизнь (ну или просто чтение криминальной хроники) возвращает нас в реальность: женщиной быть по-прежнему чрезвычайно опасно, и по-прежнему основной источник угрозы для женщин — мужчины.

15

Суды всегда оставляют детей с матерью. Не хотите побороться за права отцов?

Прежде всего, это неправда. Правда заключается в том, что иск об определении места жительства детей при разводе подают лишь десять процентов мужчин, остальным это не нужно. Более чем в половине случаев суд удовлетворяет иски мужчин, которые хотят, чтобы дети жили с ними. То есть это не суды оставляют детей с матерями, в большинстве случаев это делают отцы.
Мужчины могут бороться за отцовские права без привлечения феминисток, тем более что у мужчин часто выше зарплаты (и больше денег на хорошего юриста). Отцы, как и другие мужчины, не входят в фем-повестку.

16

Обязательно быть такими агрессивными?

Не обязательно, но желательно: женская гендерная социализация выставляет девочкам и женщинам запрет на выражение злости и на самозащиту («не шуми, не дерись — ты же девочка»). В то же время все это не только разрешено мальчикам и мужчинам, но и социально одобряемо. Этим, в частности, вызван серьезный перекос: авторами изнасилований в 99 процентах случаев становятся мужчины, жертвами в большинстве случаев — женщины. Если женщина сидит за убийство — в большинстве случаев это значит, что она «превысила пределы необходимой самообороны» (например, защищалась ножом от мужа, который душил ее голыми руками).
Агрессия — это здоровая реакция на опасность, а также на систематическое угнетение. Нормально, когда рабы проявляют агрессию по отношению к рабовладельцам, и так же нормально, когда женщины злятся на мужчин за все, что им приходится терпеть от них всю жизнь. Что же касается «злобных фемок» — это закономерная реакция на «день сурка»: феминисткам приходится по сто раз в неделю объяснять мужчинам одно и то же, к тому же мужчины при этом говорят одними и теми же штампами, сами проявляют агрессию и требуют информационного обслуживания.
Показательный пример адекватной агрессии феминисток — случай в питерском коворкинге «Симона» 8 марта, куда ворвались мужчины, зная, что в это время пространство работает только для женщин (мужчины могут прийти вечером), чтобы «поздравить с праздником весны», — и совершенно справедливо получили перцового спрея в лицо. Помимо того что это было грубым проламыванием границ, это было также актом устрашения: это происходило на фоне постоянных угроз «прийти с дробовиками» и всех посетительниц коворкинга «изнасиловать и убить». Когда приходят мужчины, не понимающие слова «нет», — это воспринимается не просто как наглость, а как серьезная угроза. Агрессия — вполне естественная реакция на столь стрессовую ситуацию.

17

Почему вы не можете нормально объяснить, а сразу хамите?

Потому что мы устали. И потому что мы злы. Потому что вы можете сами погуглить, но вместо этого хотите, чтобы женщины снова вас обслужили. Потому что в ваших вопросах часто сквозит надстройка сверху и менсплейнинг. Не надо так.

18

До феминитивов ли пока?..

Как можно топить за феминитивы, пока существует женское обрезание, угнетение женщин в исламском мире, преследование лесбиянок в Чечне (добавьте свой вариант)?
Все эти явления действительно ужасны и требуют скорейшего решения, вот только у феминисток недостаточно власти — такая власть есть только у государств. Единственный рычаг давления, который имеется у феминисток, — это общественное мнение, поэтому «они так много говорят».
Общественная дискуссия невероятно важна: именно так и сдвигаются нормы. В том числе важно подвинуть определенные нормы языка, в котором дефолтный род для «уважаемых» профессий — мужской, что в точности отражает отношение ко всему женскому.
Никого не оскорбляют феминитивы вроде «санитарка» или «нянечка» — они разрешены для непрестижных и низкооплачиваемых профессий. Но чем выше пост, тем больший бугурт вызывает феминитив. Если «директриса» (школьная, как правило) — это не особо приятно, но допустимо (если речь идет о высокой должности в корпорации — то уже нет), то «министерка» или «президентка» — это совсем уж курам на смех. Где это видано — баба-президент!
О том, почему феминитивы важны, написано уже множество раз. Мы сосредоточимся на том, почему можно заниматься ими, пока не устранены вопиющие виды угнетения в других сферах.
Патриархат неоднороден, но един. Независимо от степени жестокости дискриминационных практик в отношении женщин в разных частях мира, сам принцип везде одинаков: женщины — это не совсем настоящие люди, они могут получать какие-то преференции и бонусы, если будут хорошо себя вести и не отсвечивать (например, не требовать, чтобы по названию профессии можно было определить, идет ли речь о женщине), но в целом основные блага сосредоточены в руках мужчин, и если они будут достаточно добры, то женщинам тоже что-то перепадет.
Проявляется ли этот принцип отношения к женщине как к недочеловеку (ну, почти человеку) в побивании камнями за адюльтер или же в отказе при приеме на работу из-за детородного возраста (и пола, конечно же, ведь мужчинам никогда не вменяют в вину детородный возраст) — это один и тот же механизм. Распутывая этот средневековый клубок, общество может потянуть за ту ниточку, за которую в данный момент тянуть легче, — таким образом внимание все равно сосредоточится на проблеме в глобальном смысле.
Мне лично не под силу повлиять на судьбу иранских правозащитниц, я мало что могу сделать, кроме подписания петиций, но я могу влиять на изменение языковых норм, что повышает уровень видимости женщин в науке, искусстве, политике, в технологической и других сферах, традиционно считающихся мужскими.
Пластичность языка почти всегда реализуется через стартовое непринятие его носителей, тем не менее мы сейчас говорим вовсе не на том языке, на котором разговаривали наши соотечественники еще сто лет назад (кстати, феминитивов и тогда было немало). Глупо бороться с главным свойством языка — меняться так, чтобы быть способным обслуживать текущую повестку.
Если женщины станут более видимыми в профессиях, это не может не повлиять на конструкт «женщина не совсем настоящий человек»: постепенно этот конструкт начнет отмирать за ненадобностью, потому что люди будут лучше видеть, что женщина может заниматься тем, чем сама выберет, а не только тем, что ей «свойственно от природы». Это, в свою очередь, не может не повлиять на более болезненные вещи вроде гендерного насилия, потому что в основе этого явления лежат прежде всего убеждения.

19

А как муж реагирует на твой феминизм?

Если мне все равно, почему не все равно должно быть вам? Как правило, брак у феминисток построен на принципах равноправия, и согласия мужа на что бы то ни было не требуется.
Если на момент заключения брака жена уже была феминисткой, то скорее всего он понимал, на что идет. Если же она стала феминисткой уже в браке, который не так легко расторгнуть из-за детей, общего бизнеса или по каким-то другим причинам, это хороший повод для мужа начать смотреть в сторону профеминизма. Иначе развод будет всего лишь вопросом времени, потому что у обретения фем-оптики нет обратного действия.

20

Тебя лично кто-то угнетает?

Это не очень важно. Для того чтобы считать необходимой борьбу с сексуализированным насилием, не обязательно быть изнасилованной — и без того довольно очевидно, что это плохо. Для того чтобы бороться с женской бедностью, не обязательно быть бедной — достаточно иметь хоть сколько-то эмпатии.
Одной из ключевых идей феминизма является идея сестринства — женщины помогают женщинам. Поэтому вовсе не обязательно подвергаться дискриминации и насилию, чтобы хотеть их победить.

Феминистки — это… — 7 марта 2019

Разбираемся с мифами про феминизм

Поделиться

Феминистскому движению больше века — за это время женщины стали полноценным членом общества. Они могут голосовать, избираться, работать кем захотят, выбирать, рожать им или нет, и одеваться, как им хочется (не считая особенностей различных религий). При этом само слово «феминизм» как будто бы поменяло значение — если судить по тому, какую реакцию оно вызывает. Часто их заочно осуждают за их идеи, но в чем именно они заключаются, уточнить не могут. Кто же такие феминистки сегодня? Чем они занимаются, за что борются?

Мы решили задать пермякам простейшие вопросы про феминизм и феминисток, а сами представительницы этого движения прокомментировали эти суждения: мифы это или правда.

Для начала — ответы пермяков на улице на несколько вопросов:

  1. Кто такие феминистки?
  2. За что они борются?
  3. Вольные рассуждения пермяков о феминистках.

Смотрим!

Анализируя ответы пермяков, мы собрали самые часто встречающиеся тезисы-мнения о феминистках и вообще движении. Вот они:

  1. Феминистки не любят мужчин.
  2. Феминистки хотят равноправия с мужчинами во всём.
  3. Феминистки не хотят помощи от мужчин, и они им вообще не интересны.
  4. Феминистки очень агрессивны и провокационны.
  5. Феминистки оголяют части тела, чтобы привлечь к себе внимание.

Эти суждения разберут три эксперта: Вероника Шалагинова, активистка, феминистка, создательница сообщества fem prm, организатор праздника «Истлевшая, превратившаяся в прах»; Алиса Клоц, сотрудница Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор Питтсбургского университета; Ольга Важенина, соведущая киноклуба «Сёстры по кадру».

Вероника Шалагинова:

— Все феминистки — разные. Нельзя сказать за всех, так как каждая отдельно взятая феминистка относится к мужчинам по-разному. Конечно, есть те, кто относятся к мужчинам не с явной симпатией, но это опять же индивидуально. Так что это определённо миф.

Алиса Клоц:

— Феминистки выступают за равенство мужчин и женщин. Если вы поддерживаете идею равенства, например, равенства людей разных национальностей, это не значит, что вы не любите какую-то из сторон. Другое дело, что если стоит вопрос о равенстве, то значит, что какая-то из сторон находится в привилегированном положении. Естественно, если вы хотите равенства, вы выступаете против привилегий. Феминистки выступают против привилегированного положения мужчин в обществе. Поэтому создается иллюзия, что феминистки не любят мужчин. На самом деле феминистки не любят неравенство.

Ольга Важенина:

— Феминизм — не про любовь или ненависть (или равнодушие) к мужчинам. Он вообще не про мужчин. Конечно, то, что мы видим вокруг себя и то, о чем читаем в новостях, влияет на отношение к конкретным людям и мужчинам в целом. Заставляет быть, например, осторожнее или учит активнее проявлять свою позицию. Что-то вызывает гнев. Но не меньшие эмоции могут вызывать и женщины, которые активно поддерживают патриархальные установки и «топят» и обвиняют других женщин. Так что мизандрия (нелюбовь к мужчинам. — Прим. ред.) — совершенно не обязательный атрибут феминизма.

Вероника Шалагинова:

— Феминистки борются за свои права, права женщин. Например, за право распоряжаться своим телом: право на бесплатные, легальные и безопасные аборты.

Алиса Клоц:

— Феминистки действительно хотят равенства с мужчинами «во всем», но это не значит, что они не видят физиологических различий между мужчинами и женщинами. Феминистки выступают за то, чтобы общество не наказывало женщин за их физиологические особенности. Например, никто не спорит, что именно женщины рожают детей и кормят их грудным молоком. Поэтому феминистки выступают за меры по поддержке матерей. Другое дело, что среди феминисток нет консенсуса по поводу того, как сделать это наиболее эффективно: гарантировать продолжительный декретный отпуск, создать сеть дошкольных учреждений, вовлекать мужчин в уход за детьми или разработать программу, которая бы включала все три подхода.

Ольга Важенина:

Тут важно уточнить: не формального, а фактического равноправия. Не только равенства прав разнополых людей «на бумажке» (у нас его нет, достаточно вспомнить список запрещенных для женщин профессий), но и возможностей для реализации этих прав.

Вероника Шалагинова:

— Не совсем понимаю, что вы понимаете под «помощью от мужчин». Если вопрос касается активизма — лично я считаю, что только женщины могут заниматься феминистским активизмом. По той причине, что только женщины понимают в полной мере, какие права необходимы женщинам. И мужчины не включены в феминистскую повестку. Так что в вопросах феминизма мужчины действительно не рассматриваются.

Вероника уверена: то, что все феминистки не любят мужчин, — миф

Поделиться

Алиса Клоц:

— Есть женщины, которые не хотят помощи от мужчин, они им не интересны. Некоторые из них — феминистки, но значительная часть феминистками себя не считает. Среди феминисток есть те, кто критически относятся к мужчинам и считают, что победа над патриархатом возможна только при создании объединений без мужчин, но это только одно из направлений феминизма.

Ольга Важенина:

— Помощь — это прекрасно, когда она действительно нужна, и это не зависит от пола ни помогающего, ни той или того, кому требуется помощь. Часто под помощью понимают галантность: я открыл перед ней дверь, отодвинул стул в ресторане, а она не оценила и оскорбилась. Возможно, дело в том, что с вашей стороны это была не реальная помощь (девушка всё это может сама сделать), а желание показать свою заинтересованность в ней как в сексуальной партнерше. Представьте две ситуации: вы подаете пальто привлекательной женщине и старушке в поликлинике. Наверняка мотивы этих поступков будут разными. Много ли мужчин, «помогающих» девушкам надеть пальто, занесут тяжелую коляску в автобус? Так что помощь хороша тогда, когда человек в ней правда нуждается. А если не уверены, нужно ли ваше участие, просто спросите.

Вероника Шалагинова:

— В агрессии могут обвинить даже девушку, которая просто скажет, что женщины имеют право не брить ноги (и другие части своего тела). И хочется добавить, что нас могут обвинять в агрессии потому, что мы транслируем взгляды, отличные от тех, которые в нас закладывает социум. У всех разные степени психологических защит. Феминистки могут быть провокационны (например, на своих акциях), конечно. Но, опять же, все — разные. Каждая отдельно взятая феминистка для себя решает сама, как ей бороться за свои права.

Алиса Клоц:

— Некоторые люди агрессивны и провокационны, особенно в интернете. Агрессия и провокации часто используются различными группами для достижения каких-то политических целей. В этом смысле феминистки ничем не отличаются. Однако в популярном сознании происходит фиксация на агрессии со стороны именно феминисток, потому что «агрессия» — это что-то не женское. Кроме того, проявление эмоций мужчинами и женщинами по-разному оцениваются окружающими. Одни и те же слова могут восприниматься как оправданная попытка отстоять свою позицию, если они произнесены мужчиной, или как агрессия, если они произнесены женщиной.

Алиса Клоц: «Агрессия и провокации часто используются различными группами для достижения каких-то политических целей. В этом смысле феминистки ничем не отличаются»

Поделиться

Ольга Важенина:

— Право злиться есть у всех людей независимо от возраста и пола. Но, если для мужчин проявлять гнев считается нормальным и чуть ли не доказывает их маскулинность, то женщинам общество предлагает быть милыми и добрыми. В итоге чувства всё равно проявляются, но в завуалированной форме. Феминизм для меня — про осознанность: когда ты понимаешь, что рамки твоего поведения как женщины выстроены искусственно, ты разрешаешь себе проявлять агрессию. Говоришь себе: «Да, я живой человек, и конкретно эта ситуация меня злит / раздражает / сердит». И перестаешь быть «милой» всегда и для всех. Что касается провокаций — чаще всего замечают только тех, кто провоцирует (тут все любят вспоминать мифическое сожжение бюстгальтеров и так далее). Те, кто просто живут обычной жизнью и не занимаются акционизмом, не попадают в фокус внимания общества, и потому кажется, что феминизм — это только провокация.

Вероника Шалагинова:

— Я думаю, что самообъективация — это не лучший способ продвижения феминистской повестки. Но я уверена, что девушки, которые оголяют себя на акциях, не хотят привлечь внимание конкретно к себе, они хотят привлечь внимание к проблеме, которую они освещают.

Алиса Клоц:

— Обнаженное тело — часть современного политического и художественного языка, и феминистки им пользуются, как и люди, не имеющие отношения к феминизму. Возможно, феминистки используют его чаще остальных, но лишь потому, что в основе дискриминации женщин лежат представления о том, что телесные различия оправдывают социальное неравенство. Патриархальное общество низводит женщину до «тела»: женщина — объект сексуального желания мужчин, сосуд для вынашивания детей. Обнажаясь в рамках протеста, женщина возвращает себе право на свое тело.

Ольга Важенина:

— Запоминается только то, что больше всего шокировало. Речь здесь, скорее всего, об активистках движения Femen, хотя оно не считает себя феминистским и выступает по разным поводам: за свободу слова, однополые браки, против педофилии, проституции и даже поддерживают жертв стихийных бедствий. Часть этих проблем входит в феминистскую повестку, плюс говорящее название — вот и готов миф.

Мы задали нашим экспертам и вопросы, на которые в нашем стрит-токе на улице не смог ответить никто.

Вероника Шалагинова:

— В России, на мой взгляд, наиболее распространены два течения феминизма: радикальный и интерсекциональный. Конечно, существует ещё социалистический феминизм, марксистский феминизм, либеральный феминизм и так далее. Каждое из течений феминизма по-разному видит причину угнетения женщин и пути по преодолению этого угнетения (сексизма).

Алиса Клоц:

— Мне никогда не приходило в голову посчитать направления феминизма. Важно, что феминизм — не «Единая Россия», где все единогласно поддерживают указания руководства. В рамках феминизма, как и в рамках любой другой политической идеологии, существует спектр позиций. Но есть и общая повестка — равенство между мужчинами и женщинами.

Ольга Важенина:

— Как и в любом крупном движении, в феминизме есть свои течения, и при желании можно насчитать определенное их количество. Но я не сторонница разделения на виды, типы, направления и себя не отношу к какой-то определенной группе. Я знаю о случаях, когда из-за разности во взглядах и без того немногочисленные феминистки в небольшом городе переставали общаться и делать совместные проекты, и это печально.

Ольга Важенина (слева): «Помощь — это прекрасно, когда она действительно нужна»

Поделиться

Вероника Шалагинова:

— Нет, мужчины не могут быть феминистами. Они могут придерживаться феминистских взглядов, но феминистами они быть не могут.

Алиса Клоц:

— По этому вопросу среди феминисток есть разные мнения. Кто-то считает, что могут, так как феминизм — это идеология равенства и каждый может ее разделять. Несколько лет назад была даже кампания This is what a feminist looks like («Так выглядит феминист(ка)»), в которой снялись многие известные люди, в том числе и мужчины, например, актер Бенедикт Камбербэтч. Другие считают, что, хотя мужчины могут разделять взгляды феминисток, «феминистами» они быть не могут. Поэтому таких мужчин стоит называть «профеминистами» или «союзниками». Ну и есть группы феминисток, которые считают, что мужчины не могут понимать и принимать феминизм, потому что не могут отказаться от своих привилегий.

Ольга Важенина:

— Я считаю, что мужчина не может быть феминистом так же, как, например, и консультантом по грудному вскармливанию. Потому что у мужчин не может быть по определению соответствующего опыта. Существует понятие мужской и женской гендерной социализации, и мы все воспитаны в ней: в мальчиках поощряют одни качества, в девочках — другие, мальчикам разрешается проявлять ту же самую агрессию, а девочка должна улыбаться, и так далее. Если мужчина разделяет идеи феминизма и старается замечать сексизм в своей жизни и бороться с ним, его обычно называют профеминистом.

Вероника Шалагинова:

— Феминизм сейчас — это о правах женщин. Защита от мужчин, конечно, нужна (чего только стоит статистика по домашнему насилию, домогательствам, изнасилованиям и убийствам женщин), но сам феминизм, повторюсь, концентрируется на женщинах и их правах.

Алиса Клоц:

— Изначально феминизм возник как движение за права женщин, и часть феминисток считают, что он им и остается. Однако со временем многие феминистки стали задумываться о влиянии патриархата как системы, в основе которой лежат нормативные представления о гендерных ролях, и на мужчин. Так, например, от мужчины ожидается, что он будет сильным, смелым, предприимчивым, любое проявление слабости считается «бабским». Понимание того, что все эти представления не имеют никакого отношения к «природе», позволит мужчинам освободиться от диктата стереотипов и реализовывать себя в зависимости от индивидуальных желаний. В этом смысле феминизм предлагает освобождение как женщинам, так и мужчинам.

Ольга Важенина:

— Это интересный вопрос, потому что в какой-то степени, как мне кажется, верны оба утверждения. Например, регулярно всплывающая тема о праве женщины на аборт: формально оно в нашей стране есть, но его реализация уже окружена массой сложностей: сходи к психологу, чуть ли не к священнику, тридцать три раза всё всем объясни. Лоббируют такие трудности и обосновывают их чаще всего мужчины, не стесняются об этом говорить в СМИ. Недавняя история с губернатором Пензенской области довольно ярко это иллюстрирует: там чиновник открыто заявляет, что женщину должны всячески отговаривать сделать аборт, «биться за каждого ребенка», а если показатели будут плохими, пригрозил увольнениями. Что это, если не репродуктивное давление? В этом смысле можно говорить и о защите прав женщин от мужчин.

А напоследок — бонус. Ни одна (почти) женщина в нашем опросе не назвала себя феминисткой. Поэтому заодно мы спросили о том, что же всё-таки должна делать женщина, потому что она женщина. Каково её предназначение?

Ранее мы рассказывали, что в Перми 8 марта пройдёт фестиваль «Не виновата» в поддержку женщин, переживших домашнее насилие. Благотворительный концерт пройдёт в «Доме трубадура».

Почему феминизм не то же самое, что мизандрия

Shounak Reza

Чт, 11 февраля 2021 г., 00:00 Последнее обновление: Вт, 30 августа 2022 г., 14:05

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: АЛИЗА РАХМАН

«>

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: АЛИЗА РАХМАН

«Она феминистка — мужененавистница», — говорит знакомый, рассказывая о каком-то человеке. Я смотрю на него, сбитый с толку и растерянный, но затем я вспоминаю бесчисленное количество раз, когда я видел, как учителя в школе, случайные люди в социальных сетях, друзья и даже члены семьи путали феминизм с мизандрией или ненавистью к мужчинам.

Эта путаница стала одной из многих причин, по которым слово «феминизм» вызывает страх и презрение во всем мире, иногда даже среди людей, которые всю свою жизнь работали в защиту прав женщин.

Чтобы быть в курсе всех последних новостей, следите за новостным каналом The Daily Star в Google.

Больно отмечать, что феминизм, движение, стремящееся освободить людей от оков патриархата, неправильно истолковывается таким образом. Задаваясь вопросом, почему это происходит, я обращаюсь к Тахмине Хук, бангладешской активистке за права женщин. «Одна из причин, по которой люди совершают эту ошибку, — говорит она мне, — коренится в том, что феминизм бросает вызов гендерным нормам. Потому что он направлен на создание мира, в котором все будут пользоваться равными правами независимо от пола, люди, которые извлекают выгоду из патриархата. неохотно поддерживают это движение и в конечном итоге путают его с мизандрией. Некоторые люди даже думают, что феминистки, вместо того, чтобы требовать равенства, хотят социальной структуры, в которой мужчины будут подавляться женщинами».

В отличие от того, что многие могут подумать, феминистки не намерены устанавливать женское господство и подчинять мужчин. Цель движения — стереть патриархат, репрессивную социальную систему, которая на протяжении тысячелетий сковывала и угнетала женщин, мужчин, отказывающихся подчиняться гендерным нормам, и всех, кто осмеливался противостоять ей.

Может возникнуть вопрос: если феминизм антипатриархатен, а не антимужчина, то почему феминистки так часто склонны критиковать мужчин и их действия?

Ответ прост. Поскольку патриархат автоматически ставит мужчин в положение, превосходящее положение женщин, бесчисленное множество мужчин угнетали женщин с незапамятных времен, сознательно или неосознанно, создавая барьеры и препятствия на их пути к успеху. Поскольку патриархат и действия многих мужчин (в отношении женщин и мужчин, отказывающихся соблюдать токсичные гендерные роли) часто взаимосвязаны, трудно не критиковать определенных мужчин, критикуя рассматриваемую социальную систему.

Тот факт, что феминистки критикуют патриархальную социальную структуру и все, что она навязывает женщинам, многих не устраивает. Нередко можно увидеть, как люди задаются вопросом, почему женщины должны быть такими «агрессивными», когда они возвышают свой голос, скажем, против социальной несправедливости. Когда дело доходит до активности, ожидается, что женщины будут скупы на слова и будут уважать правила, наложенные на них гендерными ролями. Ярость — это то, что не считается «женским», и поэтому, когда женщины предпочитают с негодованием говорить, среди прочего, о насилии, совершаемом многочисленными мужчинами в отношении женщин, снова появляются обвинения в женоненавистничестве.

Поскольку они путают феминизм с мизандрией, многие люди, которые в противном случае поддерживали бы равенство, отказываются присоединяться к движению.

«Странно, что многие люди, несмотря на веру в то, что все люди заслуживают равных прав, склонны иметь оговорки в отношении феминизма», — говорит мне Тахмина Хак. «Нам нужно объяснить, что такое феминизм, людям из всех слоев общества. Нам нужно, чтобы они осознали тот факт, что нам еще многое предстоит пройти, когда дело доходит до построения равноправного общества. Они должны понять, почему они должны принимать позиция против несправедливости и дискриминации».

Антара Фарназ Хан, соучредитель Oroddho Foundation, некоммерческой организации, занимающейся такими вопросами, как гендерная дискриминация и сексуальное насилие, говорит: «Хотя важно, чтобы мы участвовали в диалоге и заставляли людей понять, что на самом деле означает феминизм, чтобы чтобы развеять слухи о мизандрии, не менее важно убедиться, что мы не адаптируем механизм и не идем на компромиссы в соответствии с уровнем комфорта тех, для кого он не предназначен».

Когда я спросил ее, как молодые феминистки, несмотря на обвинения в адрес общественного движения, должны продолжать свою деятельность, она ответила: «Мой совет молодым феминисткам: они не должны бояться отстаивать то, во что они верят. просто потому, что это может заставить их показаться радикальными. И они всегда должны помнить, что социальный капитал, потерянный из-за того, что они феминистки, не стоит иметь».

Мы должны помнить, что, говоря о правах человека, важно учитывать страдания, которые продолжает причинять патриархат. Именно для искоренения этого страдания нам и нужен феминизм. Мизандрия или человеконенавистничество не имеют к этому никакого отношения. Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы misandrist

на китайском (традиционный)

厭惡男人的,憎恨男人的…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

厌恶男人的,憎恨男人的…

Подробнее

Нужен переводчик?

Получите быстрый бесплатный перевод!

Как произносится мизандрист ?