Жесты в психологии: Мимика, взгляд, поза и жесты при различных эмоциях

Содержание

Жесты в психологии общения

Психология общения

Психология человека очень сложна, и чтобы разобраться в ней, необходимо провести множество исследований. Одно из таких исследований показало, что люди не всегда говорят то, о чем думают на самом деле.

Часто люди скрывают свои мысли, потому что стремятся получить какую-то выгоду, не хотят ухудшить взаимоотношения с человеком или боятся потерять работу.

Замечание 1

Для того, чтобы понять, чего же хочет человек на самом деле, необходимо знать основы невербального общения, или язык мимики и жестов. Эти знания позволят распознавать истину и ложь, читать между строк, а также могут быть полезными не только на деловых переговорах, но и в межличностных отношениях с близкими.

Классификация жестов в психологии общения

Жесты можно классифицировать следующим образом:

  • открытые;
  • закрытые;
  • эротические;
  • лживые;
  • агрессивные;
  • нервозные;
  • скучающие;
  • доверительные;
  • оценивающие.

Открытые жесты могут показать, что собеседник искренен и открыт перед оппонентом. Открытые жесты можно заметить в следующих ситуациях:

  • во время общения человек широко жестикулирует, руки при этом не скрывают ладони;
  • если человек рассказывает какой-то секрет, он будет находиться максимально близко к собеседник, постепенно сокращая дистанцию;
  • во время деловых переговоров хорошим признаком считается расстегивание собеседником пуговиц на пиджаке;
  • о прямом и честном разговоре также говорят выпрямленные ноги.

Закрытые жесты служат способом защиты собеседника из-за личной неприязни, лицемерия, негативного настроя. Они могут проявляться следующим образом:

  • при разговоре собеседник скрещивает руки в районе груди, что является признаком неприязни к собеседнику или неуверенности в себе;
  • при разговоре собеседник сидит, закинув ногу на ногу, чтобы отгородиться от неприятного участника коммуникации, а не по причине удобства;
  • «неполный барьер», когда человек сгибает в локте одну руку и прижимает ее к телу, а вторую выпрямляет и кладет на колено, проявляя осторожность и недоверие невербальным путем.

Эротические жесты помогают понять отношение мужчины к женщине и наоборот. Однако психологами замечено, что эротические жесты выражены больше у женщин, чем у мужчин. Вторым свойственны контроль над эмоциями и сдержанность. Эротические жесты женщины чаще всего проявляются следующим образом:

  • во время разговора женщина демонстрирует запястье, когда женщина поворачивает руку наружу, как, например, во время курения;
  • женщина облизывает губы и слегка приоткрывает рот во время разговора или даже молчания;
  • женщина касается волос, накручивает локон на палец;
  • женщина также может снимать одну туфлю и покачивать ее на ноге, чем притягивает внимание противоположного пола;
  • женщина скрещивает щиколотки между собой, а также поглаживает себя руками по бедрам, коленям;
  • женщина смотрит прямо в глаза, при этом улыбается, во время зрительного контакта глаза сначала опускает вниз, после чего отводит их в сторону.

Знание лживых жестов помогает распознать ложь по невербальным признакам. Психологами выделено несколько жестов, способных выдать любого лжеца. Их можно распознать по следующим признакам:

  • во время беседы собеседник неосознанно касается лица руками, иногда даже прикрывает рот, дотрагивается до губ, чешет подбородок;
  • самым выраженным жестом считается прикосновение к носу;
  • самым известным признаком лжи является избегание зрительного контакта и отведение взгляда в сторону;
  • когда человек говорит неправду, он часто чешет верхнее веко глаза;
  • когда человек не согласен с мнением оппонента, но не хочет выразить свое несогласие, он может тереть шею;
  • если слушатель не верит своему собеседнику, он касается мочек ушей.

Агрессивные жесты помогают понять настрой собеседника. Агрессию скрыть сложнее всего, так как это очень сильная эмоция, и чтобы ее скрывать, необходимо долго обучаться. К агрессивным жестам относятся:

  • сжатые в кулаки руки;
  • складывание рук за спиной на пояснице;
  • сидение на стуле в позе «верхом».

Нервозные жесты показывают, когда человек не уверен или ему некомфортно. Обычно нервозные жесты проявляются следующим образом:

  • человек часто меняет положение тела. Такая суетливость может говорить о нетерпимости или раздраженности:
  • взрослый человек грызет карандаш или ручку, стучит пальцами по поверхности стола;
  • подростки часто грызут ногти;
  • бегающий взгляд также говорит о внутреннем беспокойстве человека.

Скучающие жесты позволяют понять, заинтересован ли собеседник в разговоре или нет. Это может проявляться следующим образом:

  • во время скучного разговора человек может стучать ногами о пол;
  • слушающий может класть голову в ладони рук;
  • во время скучного разговора собеседник изображает хаотичные рисунки на листке бумаги, рассматривает различные предметы, регулярно смотрит на часы, рассматривает линии на своих руках или ногти.

Доверительные жесты показывают, доверяет ли человек своему собеседнику. Психологами выделяется несколько абсолютно достоверных признаков, выражающих раскрепощенность и полное доверие собеседника. Они могут быть следующими:

  • во время разговора человек периодически кивает головой;
  • признак полного доверия – раскрытые ладони рук;
  • проявление жеста «купол», что подразумевает локти, лежащие на столе, и соединенные руки в пальцах, образовывающие собой купол (довольно часто этот жест выдает самодовольство и эгоистичность человека).

Оценивающие жесты выдают отношение собеседника к тому, кто говорит. И это не просто слушание оратора, а оценка того, что он говорит или как он выглядит. К таким жестам относится:

  • во время слушания человек опирается головой о ладонь руки, выставляя указательный палец верх;
  • почесывание подбородка говорит о том, что человек задумывается о теме разговора;
  • во время разговора слушатель снимает очки, дужкой прикасается к губам;
  • во время придумывания темы для беседы, человек расхаживает из стороны в сторону, а во время оценивающего разговора трет переносицу и закрывает глаза.

Говорящие жесты — Психологос

​​​​​​​​​​​​​​Жесты, которыми мы иллюстрируем свою речь, или помогают или мешают слушателям воспринимать информацию. Они многое говорят о нас, как об ораторах. Они вносят свой весомый вклад в результат нашего выступления.

Отсутствие жестов (т.е. руки, постоянно висящие вдоль тела или зафиксированные в какой-то статической позе) – это тоже жест, который тоже несет о нас какую то информацию.

Краткая теория про жесты – на что полезно обращать внимание:

Симметрия

Если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно… Как рекомендация: использовать обе руки одновременно или в равной мере и левую и правую руку, если они включаются попеременно.

Широта

Если вы выступаете перед одним человеком, на расстоянии 1 м, то делать широкие размашистые жесты – скорее не нужно. Но если перед вами зал в 20-30-100 человек, то мелкие жесты будут видны разве что только тем, кто сидит на первом ряду (и то не всегда). Поэтому не бойтесь делать широкие жесты.

Широкие жесты также говорят о вас, как об уверенном в себе человеке, в то время как мелкие, зажатые – скорее как о неуверенном.

Наиболее частый вариант зажатости – это прижатые к бокам локти. Руки от локтей до плеч – не работают. И движения получаются скованными, не свободными. Отрывайте локти от боков! Рубите от плеча 🙂

Законченность

Возможно вы наблюдали, как иногда оратор выступает, руки по швам, а кисти рук слегка подергиваются. Чувствуется, что вот оно! Родилось движение! Но дальше кистей – почему-то не идет! Или чаще – движение вроде родилось, начало развиваться… но затухло где-то на середине. И получился незаконченный, смазанный жест. Некрасиво 🙁 Если уж жест родился – то позвольте ему развиться до конца, до финальной точки!

Открытость

То что часто можно наблюдать – жесты вроде бы и есть, но все время тыльной стороной ладони в сторону слушателей. Закрытые. На уровне инстинктов воспринимается – а не держит ли оратор камешек в руке :-)… Как рекомендация – спокойно делать открытые жесты в сторону аудитории (чтобы по крайней мере 50% жестов были открытыми).

Жесты-паразиты

Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка. подбородка… когда слишком часто поправляются очки… верчение какого-то предмета в руках… Если вы замечаете подобные жесты за собой – то давайте им отпор! Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями?

Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале… См. Каталог жестов

Развиваем язык жестов (язык телодвижений)

Предлагаю несколько упражнений/игр на развитие ярких, живых, образных, понятных жестов!

Крокодил (Угадай слово)

Популярная в студенческой среде игра. Одна из лучших по развитию «говорящих» жестов.

В игре обычно 4-5 отгадывающих. Один показывающий.

Задача показывающего – без слов, только с помощью жестов показать то или иное слово.

Слово или случайным образом берется из первой попавшейся книги, или кто-то из зала тихонько шепчет слово показывающему, а потом с удовольствием наблюдает, как показывающий «мучается». Иногда загадывается не слово, а фраза, пословица или строчка из песни. Вариаций может быть много.

Задача отгадывающих – назвать слово, которое скрывается за этой пантомимой.

В этой игре показывающему приходится использовать/развивать два типа жестов.

  1. «Иллюстрирующие жесты» — жесты, с помощью которых он показывает загаданное слово.
  2. «Коммуникационные жесты» — жесты, с помощью которых оратор привлекает к себе внимание, заводит аудиторию, отсекает неправильные версии, одобряет правильное направление мыслей… Жесты, которые позволяют общаться с аудиторией без слов!

Также у показывающего развивается навык слышать аудиторию. На первых порах часто бывает так, что правильное слово уже 2-3 раза прозвучало в зале, а оратор его не слышит и не слышит… После нескольких десятков таких игр даже если несколько человек одновременно произносят свои версии – оратор умудряется слышать их все одновременно и мгновенно выделять среди них правильную.

Когда слово отгадано, показывающим становится тот, кто его угадал 🙂

Помимо того, что эта игра развивающая – она веселая, азартная, увлекательная, и легко послужит украшением любой вечеринки.

Играйте в свое удовольствие!!!

Зеркало (Моделирование)

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это – один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Раздобудьте видеозапись, где у выступающего хорошие, яркие, живые жесты. Важно чтобы выступающий вам нравился, чтобы вы действительно хотели смоделировать его манеру выступления (в частности, его жесты).

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели (по возможности копируйте голос, интонации, речь…). Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать… Это нормально. Но через некоторое время вдруг произойдет как бы щелчок, и ваше тело уже само начнет двигаться, жестикулировать в той же манере, что ваша модель.

Чтобы произошел такой щелчок, важно делать это упражнение не менее 30 минут за один раз.

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Чтобы быть не абсолютной копией какого-либо человека, а взяв понемногу от нескольких успешных ораторов и добавив к их манере выступления что-то свое, вы создали бы свой уникальный стиль.

Соответствие мимики, жестов и слов

Чтение следующий абзацев потребует от вас хорошего воображения – умения создавать внутри себя небольшие видеоклипы… Потому что речь пойдет о соответствии жестов и слов!

Когда жесты соответствуют произносимому тексту – то всё идеально! Визуальный видеоряд хорошо иллюстрирует то, о чем говорится, что облегчает восприятие информации. И это хорошо.

Чтобы развить такие поясняющие, «говорящие» жесты, можно использовать упражнение «зеркало».

Бывает так, что жесты мелькают хаотически, подобно белому шуму, т.е. никак не соотносятся с произносимыми словами… Это обычно слегка раздражает. Кажется, что оратор суетится, делает много лишних движений, непонятно к чему, непонятно зачем.

Чтобы избавиться от такой беспорядочной жестикуляции, иногда рекомендуют взять по большой толстой книге в обе руки. Делать нефункциональные жесты с такими утяжелителями становится затруднительно.

От мелких перебирающих движений пальцами помогает также такой прием: вы замыкаете большой и указательный палец в круг (овал) так, что подушечки пальцев упираются друг в друга. Приём вроде совершенно простой, но работает очень эффективно! Помимо улучшения жестов, повышается также и уверенность в себе!

Но то, что действительно способно нанести непоправимый вред выступлению оратора – это несоответствие жестов произносимым словам.

«Здравствуйте, уважаемые дамы и господа» — на слово «дамы» — жест в сторону мужчин, на слово «господа», жест в сторону женщин.

«Преступник должен понести наказание… Таких мерзавцев нужно сажать в тюрьму…», речь прокурора хороша, но то, что он на словах «преступник» и «мерзавец» делает указующие жесты в сторону судьи, заставляет последнего каждый раз слегка вздрагивать.

«У нашей фирмы есть огромное преимущество по сравнению с конкурентами…» На слове «огромное» большой и указательный палец почему то показывают маленькую щелочку в один сантиметр.

«Рост продаж просто впечатляет…» На слове «рост» правая рука движется сверху (слева) — вниз (вправо). Представили?

А как показывают психологические исследования, слушатель больше верит невербальному сообщению (тому, что говорят жесты, мимика, поза, интонации…), чем словам. Соответственно во всех случаях, когда жесты говорят одно, а смысл слов другой – у слушателя внутри возникает некий ступор и непонимание… и, как следствие, снижается доверие к словам оратора.

Мораль – будьте бдительны 🙂 По возможности прорепетируйте свое выступление, обращая внимание на то, какие жесты вы используете в ключевые моменты.

Подсказка: легче проанализировать свои жесты, когда вы репетируете без слов. Т.е. слова вы произносите внутри, во внутреннем диалоге, а жесты идут снаружи (как в реальном выступлении). Если при этом смотреть на себя в зеркало – то ещё проще увидеть, что именно говорит ваше тело.

Быть или не быть… вот в чем вопрос…

А может, совсем отказаться от жестов? Ну их… К тому же говорят, что наличие жестов – это признак низкой культуры оратора – у оратора не хватает слов, вот он и пытается заменить их движениями рук…

Вопрос спорный… Если отойти от теоретических конструкций – то на практике 90% успешных ораторов (те, которые собирают стадионы…) жесты используют, и используют еще как активно. Поэтому если вы практик, а не теоретик, то выводы делайте сами.

Что касается высказывания о том, что «жесты вскрывают нехватку слов», то здесь скорее всего речь идёт о жестах хаотических, про которые мы говорили чуть выше. И здесь соглашусь, что от беспорядочных жестов (белого шума) избавляться нужно.

Что же касается иллюстрирующих, «говорящих», облегчающих восприятие информации жестах, то использовать их стоит! С одной стороны, заботясь о слушателях – им не нужно будет сильно напрягаться, чтобы понять, о чем речь. С другой стороны, из соображений собственной выгоды – если я буду жестикулировать, то слушатели запомнят 80% того о чем я говорю… а если не буду, то дай бог 40%.

На этом завершаем философские размышления о том, «быть или не быть» жестам в наших выступлениях.

Если у вас есть свои интересные размышления о жестах – делитесь ими с окружающим миром.

Узнать о том, как эффективно использовать жесты в процессе коммуникации Вы сможете, обучившись на тренинге «Ораторское искусство».

Язык тела и жестов — вербальное и невербальное общение


В нашем мире существует язык, который понимают, пусть и с небольшими оговорками, все люди, независимо от их национальной или расовой принадлежности.

Вы подумали про английский? Правильно, на нем действительно говорят многие, но сегодня речь пойдёт о другом языке — языке тела. Не следует, однако, путать его с языком жестов, которым пользуются люди с потерей слуха. Тема языка глухонемых очень интересна сама по себе и, надеюсь, мы ещё вернёмся к ней, но сегодня мы поговорим о более простых вещах и универсальных жестах, понятных большинству людей на земле. Впрочем, действительно ли все так просто?

Приезжая в другую страну даже в гости, и уж тем более на постоянное место жительства, нужно быть готовым к тому, что там, помимо чужого языка и особенностей менталитета, иностранных новичков ждёт ещё один сюрприз! А именно невербальная система общения, которой мы все пользуемся с младенческого возраста, не отдавая себе в этом никакого отчёта. Действительно, кто из нас помнит, как лёжа в кроватке проголодавшимися, мы причмокивали губками, прося маму покормить нас? И мама сразу понимала, что значит этот жест её ребёнка.

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Мимика (греч. мимикос — уподобление, подражание) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.

Ребёнок, ещё не умея говорить, именно жестами и мимикой показывает, что именно он хочет, и его ведь понимают! Думаете, что только младенцы и их родители активно пользуются невербальной системой, а взрослым в общении между собой она и не нужна? А как же мы определяем, в какой момент можно обратиться к начальнику с просьбой дать отгул или повысить зарплату, а когда делать этого ну никак не стоит? Ну конечно же, мы читаем мимику его лица и движения тела, определяя, какие сигналы подают выражение его глаз, положение рук, движения мышц лица, и так далее.

Поэтому игроки в покер цепляют на себя маску холодного спокойствия и безмятежности, ведь от умения скрывать эмоции зависит, сорвут ли они куш или проиграются в пух и прах. Учёные (ох уж эти учёные!) проводили исследования, где половине игроков в покер разрешили надеть для игры чёрные солнцезащитные очки, а другой половине — нет. В результате такого эксперимента выяснилось, что игроки в очках выигрывали чаще своих соперников без очков. Как это можно объяснить?

Оказывается, произвольную мимику и жесты, зависящую от сознания, такую, как улыбку до ушей при виде удачно вытащенных из колоды карт, ещё возможно контролировать, но предательски расширившийся от радости зрачок мог выдать своего владельца с головой.

Такие трудно поддающиеся контролю сознания жесты и мимика называются непроизвольными, и очень облегчают жизнь тому, кто обладает навыками считывания и понимания этих скрытых сигналов.

Хотя некоторые люди даже произвольными жестами, зависящими от их воли напрямую, не могут совладать, и если связать им руки во время разговора, то они вряд ли смогут связать пару слов! Кому что дано.

Невербальное общение, условно говоря, подразделяется на два вида. Условно, это потому, что учёные конечно же, очень любят все настолько классифицировать и разжёвывать, что из любой области получается множество и множество кусочков, для изучения которых создаются специализированные научные направления со своими собственными названиями. Так, изучением мимики лица занимается физиогномика, направление взгляда, его длительность и частота исследуется окулесикой, проксемика изучает расположение собеседников и дистанцию между ними, и так далее и в том же духе.

Мы не будем вдаваться в такие тонкости, а просто оговоримся, что существуют жесты и мимика, более или менее понятные всем людям на планете, о которых учёные утверждают, что они врождённые, или обусловленные генетически, и есть жесты, характерные только для одной, или нескольких культур, так называемые приобретённые.

Так, никто же не будет спорить, что хмурый эскимос ничем не будет отличаться от хмурого австралийца, а улыбающийся русский от такого же улыбающегося француза? Их невербальные сигналы будут понятны людям всех культур.

Для примера давайте посмотрим, как выражает эмоции звезда Голливуда, актёр поразительного таланта и обаяния — Тим Рот. (Tim Roth).

Но даже с таким универсальным жестом-космополитом как улыбка, к примеру, тоже бывают недоразумения, хотя, казалось бы, чего проще? Многие европейцы и американцы считают русских весьма недружелюбными на первый взгляд людьми, потому что мы не улыбаемся направо и налево на улицах, а только близким и знакомым.

Любопытный факт: чтобы отличить улыбку веселья от улыбки вежливости, надо посмотреть на уголки глаз человека, при вежливой улыбке они почти неподвижны, при весёлой на них появляются складочки, то есть лицо расслаблено, а улыбка не натянута.

Чем больше европеец или американец улыбается, тем больше дружелюбия он демонстрирует своему собеседнику. Мы — русские, не улыбаемся из вежливости. Наоборот, у нас считается дурным тоном улыбаться без каких-либо существенных причин. «Смех без причины — признак дурачины» — русская поговорка, органически не понимаемая в европейских странах и США. Если только это не выходцы из СНГ.

Один американец жаловался в статье газеты «Известия»: «Не знаю, почему, но когда я смотрю на русских таможенников, проверяющих наши паспорта, и улыбаюсь им, они никогда не улыбаются в ответ. Когда вы в России встречаетесь глазами с каким-нибудь прохожим на улице, вам никогда не улыбаются в ответ».

Потому что русские не знают, почему этот незнакомый тип лыбиться, глядя на них! Может, у них что-то не так с внешним видом? И уж совсем не в наших традициях, занимаясь серьезным делом, как те таможенники, улыбаться во все 32 зуба. Вежливость и внимание — посторонним, улыбка — только близким и друзьям! Незнание этой особенности русского менталитета очень огорчает улыбчивых американцев! А русских, наоборот, эта их наигранная на наш взгляд улыбчивость раздражает, ведь нельзя же чувствовать себя счастливым 24 часа в сутки. Стало быть, они притворяются! Ведь настоящая улыбка идёт только от души! Но не будем здесь углубляться в культурные особенности и тем более критиковать людей другой национальности.

Что же касается самой улыбки, то она может быть приветливой или ехидной, «до ушей» или едва заметной, а потому и восприниматься она может по-разному.

Как уже говорилось, есть врождённые невербальные сигналы, общие для людей всех культур, как правило, это мимика лица, как на фото выше, а есть характерные для той или иной культуры жесты.

Например, щелчок средним пальцем руки по шее возле уха и одновременно лёгкий кивок головой для русского означает «тайное» приглашение к застолью или просто выпивке! А вот американец может подумать: «О Боже, мне хотят отрезать голову и уже угрожают!!! Полиция, полиция!!!»

Ну это ладно. В крайнем случае, можно сделать непонимающее лицо, хотя не врубаться, что от тебя хотят, довольно неприятно.

Самое плохое то, что один и тот же жест в разных странах может означать совершенно противоположное. И вот с ними могут быть та-а-акие заморочки….

Например, известный по голливудским фильмам кружок, образуемый большим и указательным пальцами одной и той же руки, означает в США и у дайверов при погружении сигнал «ОК. Все хорошо, прекрасная маркиза!», во Франции «ноль, пустота, ничего», в Японии «деньги», а в странах Средиземноморского бассейна его показывать и вовсе опасно! Там это намёк на гомосексуальность мужчины, что может очень не понравиться горячим южным парням.

Подводным камнем в другой стране могут быть и так называемые зональные пространства, то есть допустимое расстояние, при котором происходит комфортное общение людей. Чем оно короче, тем теснее эмоциональный контакт. Нюанс в том, что эти допустимое расстояние этих пространств не совсем совпадают у людей разных культур, что может привести и к вовсе неловким ситуациям. Например, у русских зона дружеского общения короче, чем у американцев. И если последние нормально общаются с коллегами на расстоянии до полутора метров, то это не комфортно для русских, мы стараемся пододвинуться поближе, что может быть воспринято собеседницами как домогательствами, на сексуальной почве (англ. sexual harassment), а русских девушек воспринимать как легко доступных. Какие это могут иметь последствия, думаю, объяснять не нужно

Умение понимать и правильно использовать язык тела, может дать неоспоримые преимущества в общении как в повседневной жизни (помните сериальчик про профессора Лайтмана, в котором он ловко отлавливает врунишек?), так и при заключении деловых сделок, получении контрактов, достижении любой поставленной цели, в том числе и при обольщении противоположного пола. И в подтверждение этой темы обратимся к классике. Маргарет Митчелл в своих «Унесенных ветром» говорит устами Скарлетт О’Хара: «Да разве перечислишь все правила игры с предполагаемыми женихами, так хорошо ею изученные: брошенный искоса выразительный взгляд; улыбка краешком губ из-под веера; волнующая походка — так, чтобы кринолин колыхался на бедрах; смех, слезы, лесть, нежность, сочувствие… Господи, сколько их, этих уловок, которые никогда и ни с кем её не подводили. ..».

Оглавление · Слушать

можно ли читать человека, как книгу

Нужны ли вам люди, уважаемый читатель? Мы, так уж сложилось, живем среди людей и взаимодействуем с ними. Этот непрерывный обмен имеет различные направленности. Кто-то желает продать товар, кто-то понравиться девушке, кто-то убедить в своей правоте..

Нужны ли вам люди, уважаемый читатель? Мы, так уж сложилось, живем среди людей и взаимодействуем с ними. Этот непрерывный обмен имеет различные направленности. Кто-то желает продать товар, кто-то понравиться девушке, кто-то  убедить в своей правоте, а кто-то – выступать публично перед аудиторией. Впрочем, вопросы, как читать жесты, психология жестов будут актуальны независимо от вашей цели взаимодействия. На самом деле, чтобы осуществлять эффективную коммуникацию, необходимо внимательно наблюдать за реакцией собеседника, и читать человека по жестам. Итак, приступим. 

Как читать язык жестов? 

Поистине психология человека, жесты и мимика в частности, несут массу самой полезной информации. Дело в том, что уста человека нередко готовы лгать в угоду хозяину, но тело гораздо менее лживо. Более того, мимика и жесты лжи способны выдать такого человека с головой. Но только в том случае, если его собеседник знает, что означают жесты и мимика, которые он наблюдает. Дело в том, что для того, чтобы интерпретировать взгляды и жесты, необходимо знать, что означают жесты людей. Как же этому научиться? Как распознать жесты людей, с которыми мы контактируем? Психология, язык жестов – это увлекательнейшая область знания. Приобщиться к ней можно, прочтя несколько книг по теме. Психология жестов раскрывается в работах Аллана Пиза и других авторов. Из них вы почерпнете массу полезных сведений о том, что означают жесты людей, как трактовать различные движения, которые человек делает во время общения, и начнете учиться, как читать человека по жестам его. 

Психология жестов: как свести к минимуму ошибки 

Психология жестов довольно обширная область знаний. Предостерегаем вас от наивного предположения, что одна-две книги дадут  исчерпывающие сведения на предмет того, что означают жесты и мимика человека. Психология человека, жесты и мимика отличаются, например, у различных национальностей. Поэтому не всегда следует  слепо принимать на веру книги зарубежных авторов о том, как распознать жесты. Ведь психология, язык жестов славян, безусловно, не всегда совпадают с романскими народами. Даже взгляды и жесты одной европейской нации отличаются от другой. Именно поэтому идеи Аллана Пиза, австрийца, например, были довольно скептически восприняты в Англии.  Кроме того, значение жестов могут отличаться от человека к человеку, ведь все мы – неповторимые индивидуальности. Тем не менее, для человека, которому интересно, как читать язык жестов, подобные книги могут предоставить начальные сведения и дать полезную информацию о том, как читать жесты. Вообще, как в любом искусстве, а мы осмелимся утверждать, что верно читаемая мимика и жесты лжи, к примеру, это настоящее искусство, психология жестов раскрывается в непрерывной практике и неустанном наблюдении. 

Как читать жесты: немного конкретики 

Читать человека по жестам невероятно интересно, хотя дело это и не однозначное.  Значение жестов отличается не только по национальному признаку или в силу индивидуальных особенностей личности, но и в зависимости от ситуации. Например, психология, язык жестов человека, который желает понравиться представителю противоположного пола – одни. А психология человека, жесты и мимика в момент, когда проходят деловые переговоры, или же ораторская речь – совершенно другие. Они друг от друга кардинально отличаются. Например, как распознать жесты прелестной девушки, которая вам приглянулась? 

  • Если леди прихорашивается, поглаживает предметы или собственное тело, смотрит вам в глаза или же вы часто ловите на себе ее мимолетный взгляд, снимает туфельку, касается вас в разговоре словно невзначай –  такие взгляды и жесты явно свидетельствуют о ее желании продолжить знакомство.
  • Если же девушка избегает смотреть на вас, высовывает кончик языка (знак враждебности), напряжена, держит ноги сведенными – не трудно предположить, что означают жесты и мимика объекта вашего интереса – она не расположена к общению с вами. Попробуйте «зайти с другой стороны» или попытайте счастья в ином месте.

Что означают жесты людей на переговорах – особая тема. Для деловых встреч важно не только то, как читать язык жестов, но и контролировать свои движения тела и выражение лица. В данном случае особенно важны общая атмосфера беседы, ее содержание и другие, весьма значимые мелочи. Мимика и жесты лжи, как правило, характеризуются попыткой скрыть истинное положение вещей. По какой-то причине, собеседник не может сказать вам правды. Как читать язык жестов в этой ситуации? В его поведении можно заметить жесты приближения руки к лицу, или более явные – прикрытый рот ладонью, что-то, что он держит во рту – ручка, палец и т.д. Открытые ладони, которые демонстрирует ваш собеседник, напротив, говорят о его откровенности.

Процесс совершенствования навыка как читать жесты, бесконечен. Начните с посещения бесплатного мастер-класса по соционике и типированию и вам откроется целый мир за пределами слова – увлекательный, захватывающий и… невероятно практичный.

5 английских букв:

когда знание психологии хорошо, а когда – не очень — Анастасия Пашкевич — Хайп

Тело человека порой говорит больше, чем слова: жесты, мимика, поза — всё это кричит о том, как он себя чувствует и как относится к окружающим. Понимание того, что стоит за невербальными сигналами, может качественно улучшить жизнь, а может наоборот стать «горем от ума». Разберемся, что за зверь такой — невербальная коммуникация, и с чем его правильно есть.

О чем говорит язык тела и жестов в психологии

Если вашему собеседнику нравитесь вы, то, что вы делаете или спрашиваете, проявляется положительный язык тела: человек движется к вам, уменьшая расстояние между вами, наклоняется к вам, направляет ступни в вашу сторону. Ноги не скрещены, руки открыты и ладони смотрят вверх. Другие сигналы: смотрит в глаза или стесняется, улыбается, девушки проявляют романтический интерес, играя с украшениями или волосами.

Если ему или ей не нравится общение с вами, о холодке или неприязни говорит отрицательный язык тела и жестов. Человек отходит от вас, увеличивая расстояние между вами, отклоняется, направляет ступни в сторону от вас, скрещивает ноги или руки, держит ладони направленными вниз. А также может чесать нос или растирать шею, хмуриться, морщиться и смотреть по сторонам.

Психологи предупреждают, что делать какие-либо выводы, исходя из такой коммуникации, можно только если вы наблюдаете не один сигнал, а несколько проявлений из положительного или отрицательного набора.

Помимо симпатии и расположения, невербальные сигналы выдают целую гамму чувств и качеств, находящихся в подсознании человека, включая уверенность или неуверенность в себе.

Чем в жизни пригодится знание тонкостей невербальной коммуникации

Во-первых, это поможет лучше понять себя. Попросите друзей и близких рассказать какой они видят вашу невербалочку, а также заснять вас на видео. Проанализируйте свои позы, жесты, мимику — что вы транслируете. Возможно, лучше увидите свои комплексы и зажимы, и отчетливо поймете, над чем работать. Мне не пришлось даже спрашивать: прочитав этот материал близким, услышала массу конструктивной критики в адрес своей скованной позы. Ой, сколько всего исправлять 😅

Во-вторых, эти знания позволяют лучше понимать других и делать общение гармоничным.

Речь не идет о манипуляции: просто вы будете вовремя отмечать приятно ли вашему собеседнику, и, если нет, корректировать свое поведение либо тему разговора.

Это усилит вашу чувствительность, осознанность и эмпатию. А также поможет в достижении целей и получении помощи от других, потому что вы будете хорошо чувствовать меры и границы.

В-третьих, прокачка собственных невербальных сигналов и более глубокое понимание особенностей коммуникации других людей позволяет стать для других более привлекательным. Речь как о романтических отношениях, так и о любых жизненных ситуациях, включая собеседование на работу или выступление со сцены.

Например, с незнакомцем, которому вы хотите понравиться, психологи советуют поддерживать дистанцию: отклониться назад, чтобы не нарушать личное пространство человека, говорить спокойно и плавно, сдержанно жестикулировать, тепло улыбаться. Если язык его тела меняется: плечи расслабляются, он наклоняется в вашу сторону, смотрит в глаза и улыбается, можно также показать свой интерес, наклонившись вперед, используя более открытые жесты и энергичную речь.

Тренируюсь на павлинах))

При подаче заявления на работу, разговоре с начальником или ведении переговоров о коммерческой сделке, также можно контролировать впечатление, которое вы производите, осознанно глядя на собеседника или в сторону. Взгляд на собеседника покажет уверенность, что особенно важно для руководящих должностей. Отведенный взгляд — сигнал подчинения. Правильное сочетание этих двух взглядов, в зависимости от того, с каким человеком вы имеете дело, поможет достичь успеха.

Для оратора также важно знать, какими жестами пользоваться, чтобы придать веса своей речи. И получать обратную связь — отслеживать реакцию слушателей.

В общем, как ни крути, полезный навык. Но…

Почему не стоит постоянно «читать» людей

Знаете, есть такая неполезная для личности штука, как профессиональная деформация. О которой, кстати, здесь писала Зира Якивчук. Например, я, даже отдыхая с друзьями, «пеленгую» у кого бы взять интервью или гаджет на обзор, либо какую интересную мысль из разговора можно взять за основу для очередной статьи.

Так вот, у некоторых людей, увлеченных психологией, случается нечто наподобие: только если я сканирую людей на предмет «подбросьте мне идейку, а», то такие товарищи начинают, прищурив глаз, «читать» людей.

И здесь речь не о том, что вы понимаете нюансы поведения и улавливаете: кажется, он чувствует себя неуверенно, или, возможно, я ей понравился. А об «а ну, а ну, покажи какой ты, как ты ко мне относишься». И не о том, чтобы понять человека, а о том, чтобы выявить его слабые стороны.

Порой такие Холмсы могут даже высказывать вслух свои наблюдения, оповещая свой объект исследования, чегой-то в нем ясно видно. Однажды при мне парень сделал замечание девушке за то, что она накручивала на палец волосы — мол, знаешь, что это означает в психологии.

Для человека, которого откровенно «читают», общение в таком случае превращается в нечто а-ля следователь и подсудимый, лампа в лицо, пристальный взгляд. Нет легкости.

Да и для самого чрезмерно увлеченного анализом невербальной коммуникации в этом мало хорошего — сложно построить близкие отношения, когда ты рационально раскладываешь окружающих по полочкам.

Кроме того, не всегда полезно знать, что думает или чувствует другой человек. Порой лучше блаженное неведение: много знаешь — хуже спишь.

И, наконец, язык тела и жестов в психологии — не язык по своей сути. Не существует «словаря» невербальной коммуникации: значение определенного жеста, движения глаз или тона голоса очень сильно зависит от контекста, вовлеченных в общение людей и их отношений.

Например, то, что человек скрестил руки или ноги, еще не означает, что он закрыт к вам. Возможно, это личный стиль коммуникации, или ему попросту холодно — это может не иметь к вам вообще никакого отношения.

Личный стиль коммуникации :)))

Также существует ошибочное мнение, что есть определенные подсказки, показывающие, что ваш собеседник лжет. Например, что лжец выглядит нервным или не может смотреть вам в глаза. Но Psychology Today пишет, что почти невозможно точно обнаружить ложь, просто читая язык тела.

Во-первых, лжецы стараются избегать стереотипных сигналов. Например, исследователи обнаружили, что лжецы наоборот чаще контактируют глазами, чем люди, рассказывающие правду. Своего рода «чрезмерная компенсация».

Во-вторых, некоторые люди, просто из-за их невербального стиля, кажутся более честными или более лживыми, и это может вводить в заблуждение. Человек может попросту волноваться, но при этом говорить правду. А вы его тут уже «раскусили».

Поэтому не спешите с выводами, чтобы знание или иллюзия такового не сыграла с вами дурную шутку.


Знание без любви делает человека надменным, и наука о невербальной коммуникации — не исключение. Поэтому давайте если и пользоваться ею, то на благо: не для того, чтобы следить и судить, а чтобы становиться лучше и делать приятно окружающим.

А что вы думаете о языке тела? Глубоко разбираетесь в сигналах, интуитивно обращаете внимание или вообще не задумываетесь об этом? Пишите в комментариях.

Психология лжи: Как нас выдают жесты и мимика

«Язык тела не врет. Даже если тело уже в могиле», Доктор Лайтман, «Теория лжи»

В природе нет одинаковых людей. Все мы — разные. Мы по-разному видим, слышим и думаем. И врем мы тоже по-разному. А потому нет и стандартного набора жестов лжи, указывающего на то, что мы говорим неправду. Но будь он — мы бы нашли, как его обмануть.

Истина где-то слева

Ложь требует самоконтроля и напряжения. Напряжение может быть явным или скрытым, но его легко заметить, присмотревшись к левой стороне тела. Она контролируется хуже, чем правая. Это объясняется тем, что левая и правая стороны тела управляются разными полушариями нашего мозга.

Левое полушарие отвечает за речь и умственную деятельность, правое — за эмоции и воображение. Так как связи управления перекрещиваются, то работа левого полушария отражается на правой стороне тела, а правого — на левой.

То, что мы хотим показать другим, отражается на правой половине нашего тела, а то, что мы на самом деле чувствуем — на левой.

Например, если человек правша и много жестикулирует левой рукой, это может означать, что он врет, особенно, если при этом правая рука задействована меньше. Любая несогласованность частей тела указывает на неискренность.

«Мозг так занят выдумыванием лжи, что тело теряет синхронность», Доктор Лайтман, «Теория лжи».

Обман напрягает

Изменение цвета лица (бледность, покраснение, пятна) и подергивание его мелких мышц (веко, бровь) указывают на переживаемый человеком стресс и помогают вычислить обман.

Напряжение, проявляющееся в частом моргании, прищуривании или потирании век, — это неосознанное стремление закрыть глаза на происходящее. Жестами потирания наш мозг пытается блокировать ложь, сомнение или неприятное ощущение.

Насколько собеседнику комфортно или дискомфортно, можно судить по его зрачкам: их сужение говорит о недовольстве, расширение — об удовольствии. А по движениям глаз легко понять, собирается он сказать правду или соврать.

«Бегающие глаза многие люди склонны считать доказательством нечистой совести. Но, как известно, отъявленные негодяи могут спокойно смотреть Вам в лицо», Агата Кристи.

Ложь на кончике носа

Неожиданно, но обманщика может выдать собственный нос. Говоря неправду, он неосознанно начинает двигать кончиком носа и отводить его в сторону. А люди, сомневающиеся в честности собеседника, могут невольно раздувать ноздри, словно говоря: «Я чую: здесь что-то нечисто».

А ручки-то — вот они

Когда собеседник убирает руки в карманы и закрывает ладони, — это жесты лжи или неискренности: он что-то скрывает или недоговаривает. Вспомните детей: они прячут руки в карманы или за спину, если что-то натворили.

Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. Опытные продавцы всегда смотрят на ладони клиента, когда те говорят об отказе от покупки. Истинные возражения высказываются с открытыми ладонями.

В «честно говоря» нет никакой честности

Наша речь не менее красноречива, чем язык жестов и мимики. Если на прямой вопрос Вы получаете уклончивый ответ, сопровождаемый выражением «честно говоря», то прислушайтесь к речи вашего собеседника. Стоит усомниться в его искренности при повторении фраз вроде: — Вы просто должны мне верить…

— Поверьте мне, я говорю правду…

— Вы же знаете меня, я не способен обмануть…

— Я с Вами абсолютно откровенен…

Если Вы считаете, что собеседник врет: Подстраивайтесь под него: копируйте его позу и жесты. Отзеркаливая, вы установите доверие, и обманщику будет труднее врать.Не выводите его на чистую воду и не обвиняйте. Сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Дайте собеседнику шанс сказать правду.Задавайте больше прямых вопросов. Активно используйте мимику и жесты, вызывая у него ответную реакцию.

Интересные факты о том, как мы врем

Профессор коммуникаций Корнелльского университеа Джеффри Хэнкок, исследуя в течение недели 30 студентов колледжа выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана.

По телефону люди лгут в 37% случаев. Затем идут личные беседы (27%), интернет-мессенджеры (21%) и электронные письма (14%).

о чем говорят наши жесты и позы. Психология.

Чтобы понять человека и объективно оценить истинность его слов, правильно интерпретировать намерения, стоит обращать пристальное внимание на жесты и мимику. Мы часто упускаем этот момент. А зря. То, что люди говорят, как правило, подвергается жесткой цензуре сознания. Поэтому словам не всегда стоит верить. А вот жесты и мимика – это проявления истинных эмоций и чувств. Контролировать их достаточно сложно. Чтобы подавлять бессознательные импульсы, которые «прорываются» в жестах и мимике, нужно иметь невероятное самообладание. Для большинства людей это нехарактерно, поэтому тело быстро нас выдает.

У каждого, наверное, бывали ситуации, когда партнер по общению и слова говорит правильные, и ведет себя доброжелательно, но при этом возникает чувство, что что-то не так. Что он врет, лицемерит, недоговаривает. Это подсказки нашей интуиции, к которым стоит прислушиваться. Мы бессознательно считываем сигналы, которые подает партнер по общению, только понять их часто не можем. Чтобы исправить эту ситуацию, стоит изучить язык тела. Это окажет колоссальную помощь в построении эффективного общения.

Позы, которые выражают отношение к окружающим

Ученые выделили ряд поз, демонстрация которых говорит об определенном отношении к окружающим людям. Перечислим некоторые из них:

  • Когда человеку приятно находиться в обществе, у него «открытая» поза. Он не зажимается и не «закрывается». Если же ему некомфортно, неприятно, то он будет создавать «барьер» между собой и оппонентами. Для этого он начнет скрещивать руки на груди, закидывать ногу на ногу. Так выражаются попытки оградить личное пространство от нежелательного вмешательства.
  • Пребывая в компании, можно понять, кто на кого обращает внимание. Люди бессознательно направляют носки ног в сторону человека, которому они симпатизируют.
  • Люди склонны наследовать позы и жесты человека, к мнению которого они прислушиваются. Психологи доказали, что лидеры группы часто принимают позу, которая отличается от расположения тела других. Но спустя небольшой отрезок времени подчиненные начинают ее повторять. Делают они это неосознанно, чтобы продемонстрировать свою поддержку.
  • Если партнер по общению не смотрит на оппонента во время рассказа, это может свидетельствовать о его неуверенности.

Особенно красноречивыми являются жесты и мимика, которые противоречат проговариваемым словам. В подобной ситуации верить стоит тому, что «говорит» тело.

Как использовать знания о языке тела

Если вы научитесь понимать, о чем говорит «язык» жестов и мимики, то сможете использовать это в собственных целях. Например, когда в процессе общения замечаете, что партнер сменил «открытую» позу на «закрытую» (скрестил на груди руки, забросил ногу на ногу), значит, ему не нравятся ваши слова, либо он с ними не согласен. Он может это не проговаривать, чтобы не начинать конфликт, создать видимость поддержки, но вы поймете истинное отношение.

Если во время спора оппонент находится в «закрытой» позе, доказывать ему что-то бесполезно. Он не будет воспринимать ваши слова, даже время терять не стоит. Лучше закончить разговор. Вернуться к обсуждению спорной темы стоит, когда партнер будет более расположен к ее общению.

Чтобы вызвать доверие другого человека, стоит имитировать его жесты, мимику, интонацию голоса. В психологии это называется «прием зеркала». Он помогает установить контакт, потому что оппонент подсознательно начинает воспринимать вас, как единомышленника.

Умение «читать» жесты и мимику собеседника – очень полезный навык. Став немного внимательные, вы откроете для себя дополнительный канал восприятия ценной информации. Это поможет решить или предотвратить много проблем в общении.

Автор Марина Мостовая

0 0 голос

Рейтинг статьи

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц. сетях! Спасибо! 🙂

Что можно и что нельзя бороться с гневом

Мы все испытываем гнев. При правильном управлении гнев может быть положительным моментом — сигналом о том, что что-то не так, катализатором перемен, хорошим самомотиватором. При плохом обращении гнев может вызвать проблемы со здоровьем и отношениями.

Для многих, особенно для тех, у кого в детстве не было положительных примеров для управления гневом, борьба с гневом может сбивать с толку; трудно понять, что делать с такой мощной и потенциально разрушительной эмоцией.

Изучение своего гнева и использование других методов управления гневом может положительно повлиять на ваше здоровье, отношения и общее счастье. Это просто сделать. Вот несколько проверенных стратегий управления гневом.

Пойми свой гнев

Справиться с гневом намного легче, если вы знаете, на что вы действительно злитесь. Иногда люди могут чувствовать себя раздражительными из-за стресса, недосыпания и других факторов; чаще для гнева есть более конкретная причина. Взаимодействие с другими людьми

В любом случае, вы сможете лучше понять, что стоит за вашим гневом, если в течение нескольких недель будете вести дневник гнева (запись того, что вас злит в течение дня), а затем обсудить это с хорошим другом или даже обратиться к терапевту. чтобы выявить скрытые источники гнева, если вы окажетесь в тупике. Осознав источники гнева, вы сможете предпринять шаги, чтобы с ними справиться.

Конструктивно выражайте себя

Исследования показывают, что описание гнева и его конструктивное выражение могут помочь уменьшить негативное настроение и даже боль, особенно если это письмо ведет к «осмыслению» или размышлениям о причинах гнева.Взаимодействие с другими людьми

Это исследование, а также другие исследования преимуществ ведения дневника подтверждают эффективность записи своих чувств и проработки их на бумаге. Письменное выражение гнева позволяет вам активно делать что-то со своим гневом, а не просто позволять ему чувствовать себя плохо.

Принять меры

Ваш гнев вам что-то говорит. Как уже говорилось, первая часть борьбы с гневом — это изучить его и прислушаться к тому, что он говорит вам о вашей жизни.Следующая часть включает в себя действия. Понимание того, почему вы расстроены, может иметь большое значение, но не менее важно устранить триггеры гнева и решить проблемы, которые вас злят.

Возможно, вы не сможете устранить в своей жизни все, что вызывает у вас гнев и разочарование, но отказ от всего, что вы можете, имеет большое значение.

Не зацикливайся

Размышлять о своем гневе на самом деле бесполезно. Исследования показывают, что, среди прочего, те, кто склонен размышлять над ситуациями, которые в прошлом разозлили их, как правило, в результате испытывают повышенное кровяное давление, что подвергает их большему риску повреждения органов и связанных с ними проблем со здоровьем.Пытаться решить проблему — хорошая идея, но гнев — нет. Медитация осознанности — это проверенная стратегия минимизации размышлений.

Не слишком много говорите

Обсуждать свой гнев — непростая задача. Разговор о своем гневе с близким другом может быть эффективной стратегией борьбы с гневом — до определенной степени. Это может помочь вам лучше понять свои чувства, найти стратегии решения проблем и укрепить отношения.

Однако есть свидетельства того, что многократное обсуждение тем, которые злят вас с друзьями, на самом деле может ухудшить ваше самочувствие и повысить уровень гормонов стресса в крови.Если вы боретесь с гневом, разговаривая о нем с друзьями, лучше всего свести к минимуму то, сколько вы обсуждаете ситуацию, исследуя решения, а также свои чувства.

Большинство из нас были вовлечены в разговоры, которые в основном представляют собой сеансы жалоб или нисходящие спирали отрицательных эмоций; Лучше сменить тему на более приятную, пока она не зашла так далеко. Если вы обнаружите, что хотите много говорить о том, что вас злит, было бы неплохо назначить несколько сеансов с терапевтом, у которого могут быть некоторые эффективные идеи, как справиться с гневом. Взаимодействие с другими людьми

Слово от Verywell

Если вы изо всех сил пытаетесь справиться со своим гневом или если он вызывает проблемы в вашей жизни, вы можете подумать о профессиональной помощи. Иногда проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия или беспокойство, могут способствовать проблемам с управлением гневом. Поговорите со своим врачом о направлении к терапевту или даже о классе по управлению гневом.

Мышление с помощью жестов — Ассоциация психологических наук — APS

Могут ли жесты говорить громче, чем слова? Избранный президент APS Сьюзан Голдин-Медоу определенно так считает.В своем обращении к стипендиату Уильяма Джеймса Голдин-Мидоу поделилась основными моментами своего плодотворного исследования силы жестов, начиная с той неотъемлемой роли, которую жесты играют в обучении и познании человека.

«Вы должны быть осторожны, когда двигаете руками, потому что, двигая руками, вы можете изменить свой образ мышления», — предупредил психолог Чикагского университета собравшихся на ежегодном съезде APS 2015 в г. Нью-Йорк.

Исследование Голдин-Мидоу показало, что жесты, которые мы производим, когда говорим, — это не просто случайные движения, используемые для акцента — вместо этого эти жесты взаимно связаны с нашими мыслями и даже с нашей способностью к обучению.Голдин-Мидоу определяет жест как физическое действие, которое представляет информацию и, таким образом, оказывает косвенное влияние на мир — в отличие от действий, которые влияют на мир напрямую (например, жесты при открытии банки по сравнению с открытием самой банки).

«Жесты, которые мы производим, дают нам окно в наши мысли, и это окно часто дает другой вид, чем окно, которое дает нам речь», — объяснила она. «Важно отметить, что жест не только отражает то, что мы знаем, но и производимые нами жесты могут изменить то, что мы знаем.”

Жест отражает знания

Голдин-Медоу и его коллеги продемонстрировали, что жесты играют важную роль в обучении. Наблюдая за жестами, которые делали дети, объясняя, как они (неправильно) решали проблему, Голдин-Медоу и его коллеги смогли предсказать способность конкретного ребенка успешно научиться решать проблему.

Используя задание, первоначально разработанное Жаном Пиаже, Голдин-Медоу показал детям в возрасте от 5 до 8 два ряда по шесть шашек, аккуратно выстроенных в линию так, чтобы каждая шашка в одном ряду соответствовала шашке в парном ряду.Затем исследователь разложил шашки в один ряд так, чтобы между ними оставалось более широкое пространство, создавая одну строку, которая была длиннее другой.

Затем Голдин-Медоу спросил детей, в каком из двух рядов больше шашек. Дети не всегда понимали, что в двух рядах, хотя и разной длины, все же было одинаковое количество шашек, то есть они не понимали принцип сохранения числа (то есть это количество не обязательно меняется, когда его форма или контейнер держит его меняет).

Голдин-Мидоу смогла предсказать, какие дети будут изучать сохранение, на основе жестов, которые производили дети, когда они объясняли, почему они думали, что в рядах разное количество шашек. Когда их попросили объяснить, некоторые дети сказали: «Это другое, потому что вы их передвинули», и при этом использовали руки, чтобы имитировать жест, который использовал исследователь. Эти дети были классифицированы как «сопоставители жестов и речи»; жесты, которые они делали руками, соответствовали рассуждениям, которые они выражали своими словами.

Другие дети, однако, жестикулировали, что не соответствовало их речи. Эти дети дали одно и то же словесное объяснение того, почему два ряда были разными: исследователь раздвинул один ряд, чтобы сделать его длиннее, но вместо того, чтобы использовать разводное движение, дети указывали на клетку в одном ряду, а затем на клетку в другой ряд, затем вернитесь к первому ряду и так далее.

«Ребенок своими жестами соединяет шашки в один ряд с шашками в другом ряду, что является первым шагом к взаимно однозначному соответствию», — объяснила Голдин-Мидоу.«Когда мы нашли таких детей, мы подумали, что, может быть, они находятся в ином когнитивном состоянии, чем сопоставители жестов и речи».

И на самом деле, эти дети, которых называли «несовпадающими» жестами и речью, с гораздо большей вероятностью преуспели в задании (то есть распознали, что количество шашек в двух рядах было одинаковым, даже когда одна строка была развернута. out) после обучения по задаче сохранения чисел, чем дети, сопоставившие свои жесты и речь.

«Это говорит о том, что жест действительно является эффективным инструментом обучения — учителя могут использовать его, чтобы определить, кто из их учеников готов изучить конкретную задачу», — сказал Голдин-Мидоу.«Жест передает основную информацию о мыслях говорящего. Идеи, выраженные жестами, не всегда выражаются в речи, и здесь все становится интересно ».

В одном эксперименте исследователи научили группы третьеклассников и четвероклассников стратегии решения простой математической задачи. Им дали уравнение (например, 7 + 8 + 5 = _ + 5) и попросили заполнить бланк, чтобы сбалансировать уравнение. Эти типы уравнений могут быть сложными для новичков в математике; они склонны либо складывать все числа во всем уравнении (и получить ответ 25 для этой задачи), либо складывать все числа в левой части уравнения (и получать ответ 20).

Одна группа детей получила только устные инструкции. Две другие группы обучались использованию совпадающей или несовпадающей речи и жестов. Взаимосвязь между речью и жестами оказала глубокое влияние на то, насколько хорошо дети учились: дети, которым инструктор давал несоответствующие жесты, научились больше, чем дети, которые получали одинаковые жесты, и больше, чем дети, получавшие только словесные инструкции.

Дополнительные исследования показали, что жесты могут даже помочь учащимся расширить свои знания для решения незнакомых типов проблем, что лежит в основе обучения.

Жесты, которые сбивают нас с пути

Хотя жест, несомненно, является мощным инструментом для улучшения обучения, информация, передаваемая с помощью жестов, также может сбивать людей с пути. Дети улавливают информацию по жестам взрослых, даже если информация не соответствует действительности — явление, которое распространяется и на показания очевидцев.

«Я не хочу утверждать, что жест — это безусловное благо с точки зрения обучения», — объяснил Голдин-Мидоу. «Я хочу утверждать, что жест — мощный инструмент обучения.Его можно использовать во благо, но его также можно использовать во зло ».

Свидетельства очевидцев, хотя их иногда называют золотым стандартом доказательств в юридическом мире, часто ненадежны. В серии экспериментов Голдин-Мидоу и его коллеги продемонстрировали, что жесты могут быть одним из способов неправомерного воздействия на свидетелей, особенно на детей.

В одном примере Голдин-Мидоу показывает видео, на котором ребенок сидит за столом с исследователем. Ребенок только что посмотрел выступление музыканта. Когда исследователь задает ребенку идеально сформированный открытый вопрос о музыканте: «Во что еще он был одет?» — ребенок перечисляет серию разных головных уборов.Однако на музыканте не было шляпы — так как же этот открытый вопрос привел к серии ответов в шляпе?

Внимательно посмотрев видео, вы увидите, что исследователь делает тонкий жест, задавая вопрос, натягивая поля воображаемой шляпы на глаза.

«Это явление невероятно мощное, но полностью игнорируемое юридическим миром», — говорит Голдин-Медоу. «Итак, мы не обязательно знаем, когда интервьюеры вводят в заблуждение очевидцев».

Придание смысла жестам

Жесты, используемые для добрых, злых или нейтральных целей, обладают силой, потому что люди извлекают из них значимую информацию, даже не осознавая этого.

Эта тенденция стала очевидной в другом эксперименте по обучению, в котором детей просили решить уравнение той же формы: 7 + 8 + 5 = _ + 5. Всех детей учили произносить слова: «Я хочу сделать одна сторона равна другой стороне ». Некоторых детей также учили указывать двумя пальцами на два числа, сумма которых отсутствовала в пробелах (7 + 8), но другую группу детей учили указывать на неправильные два числа (8 + 5). Третью группу учили решать уравнения, используя только слова.

Интуитивно может показаться, что неправильное число будет катастрофой, но, что удивительно, даже вводящий в заблуждение жест приводит к лучшему обучению, чем отсутствие жестов вообще. Чем более правильными были жесты ребенка, тем лучше его успеваемость, но даже жесты, передающие лишь частично верную информацию, были более полезны для обучения, чем слова сами по себе. Идея группировки — метафорическое объединение наборов чисел вместе — казалось, возникла из жестов, которым ребенка учили, даже если жесты выделили неправильные два числа.

«Дети начинают запоминать движения, не понимая, что они делают, но со временем они начинают распознавать группировку в своих жестах», — поясняет Голдин-Мидоу.

Жест активно привносит действие в ментальные представления говорящего, и эти ментальные представления затем убедительно влияют на поведение — иногда более сильно, чем действия, на которых основаны жесты, как обнаружила Голдин-Мидоу.

Уильям Джеймс сказал знаменитую фразу: «Действие не всегда может приносить счастье, но нет счастья без действия.В своем обращении Голдин-Мидоу сказала, что хотела бы внести дружескую поправку в эти слова: «Жест не всегда может приносить счастье, но без жеста не бывает счастья».

Жесты помогают обучению

Движения рук людей не просто помогают передавать их мысли: они на самом деле помогают им учиться, сказала психолог развития Чикагского университета Сьюзан Голдин-Мидоу, доктор философии, в приглашенном обращении Совета по научным вопросам на Ежегодном съезде АПА в 2005 году.

«Жест не только отражает наши мысли, но и может сыграть роль в изменении наших мыслей», — сказал Голдин-Медоу. «Дети, которые жестикулируют во время обучения, особенно склонны к обучению, особенно когда они жестикулируют вместе с речью».

Почему жест может способствовать обучению? Исследования Голдин-Мидоу показывают, что это:

  • Поощряет эксперименты. Когда вы призываете детей жестикулировать, они добавляют в свой репертуар различные стратегии и идеи решения проблем.Например, они могут показать пальцами, что один контейнер шире другого, что поможет им решить проблему сохранения. Такие прозрения более вероятны, если вы поощряете жесты.

  • Снижает когнитивную нагрузку. Дети, которые жестикулируют при решении математической задачи, могут впоследствии вспомнить больше слов из списка слов, который они просматривали, прежде чем решать задачу. Точно так же, как запись математической задачи разгружает умственные усилия, так и жесты могут быть, потому что это «внешнее — это где-то снаружи», — сказал Голдин-Медоу.

Кроме того, жесты учащихся дают инструкторам ключевое представление об их этапе обучения — информацию, которая может помочь преподавателям перейти от частичного понимания учащихся к полному.

Руки говорят, чего нет слов

Согласно исследованию Голдин-Мидоу, жесты

обеспечивают самый сильный толчок к обучению, когда они передают нечто отличное от речи. Она объяснила, что несоответствие между устным объяснением ребенка и жестами — например, для решения математической задачи — указывает на его готовность к обучению.

Например, ребенок может неправильно сказать, что вы решаете задачу 7 + 6 + 5 = _ + 5, складывая все три первых числа, но в то же время ребенок может правильно указать только на первые два числа.

При таком несоответствии, объяснил Голдин-Мидоу, жест выражает дополнительную информацию для решения проблем, которую знает учащийся, но не вербализует.

«Этот жест указывает на то, что ученик находится на грани перемен», — сказал Голдин-Медоу. «Несоответствие — это переходное состояние между состоянием, в котором жест и речь неверны и они совпадают, и состоянием, в котором жест и речь правильны и совпадают.«

«Часть обучающего разговора»

Также ключевую роль в процессе обучения, инструкторы улавливают несоответствующие жесты детей и используют их, чтобы помочь ученикам достичь прорыва, предлагают исследования, подобные исследованию Голдин-Мидоу, проведенному с Мелиссой Сингер из Чикагского университета, доктором философии, с участием 38 учеников третьего и четвертого классов. .

Согласно исследованию, опубликованному в 2003 году в журнале Developmental Psychology (Vol.

), преподаватели использовали больше стратегий решения математических задач и больше своих собственных несоответствий при обучении несоответствующих. 39, № 3, страницы 509-520).

«Жесты — часть обучающего разговора, — сказал Голдин-Медоу. «Посредством жеста вы, инструктор, сможете увидеть мои видимые мысли и, соответственно, изменить то, как вы взаимодействуете со мной. Таким образом, жест может сыграть роль в формировании моей учебной среды».

В свою очередь, дети с большей вероятностью научатся решать математические задачи, когда учителя сами производят жесты, не совпадающие с их речью, указывает другое недавнее исследование Голдин-Медоу и Сингера — исследование 160 третьеклассников и четвероклассников, опубликованное в Февраль Психологические науки (т.16, № 2, страницы 85-89).

Голдин-Мидоу подозревает — и надеется подтвердить в будущих исследованиях, — что жест может быть полезен при обучении таким способом посредством визуальной передачи информации. Например, вы можете более четко изобразить местоположение Флориды по отношению к Мэну руками, чем ртом. Кроме того, по ее словам, люди могут чувствовать себя свободнее при общении с помощью жестов, потому что другие не оспаривают это так, как они говорят.

«Никто никогда не говорит:« Извините, но это был неправильный жест », — с улыбкой сказал Голдин-Мидоу.

Захватывающая наука, стоящая за «разговором» руками

Если кто-то когда-либо высмеивал вас за то, что вы делаете сложные жесты руками во время разговора — или вы видели кадры, где вы говорите, только для того, чтобы ужаснуться вашим мелькающим предплечьям — не беспокойтесь.

По мнению психологов, эти жесты, вероятно, помогают более эффективно выражать свои мысли.

«Жесты рук — действительно мощный аспект коммуникации как со стороны говорящего, так и со стороны слушателя», -Кэрол Кинси Гоман, эксперт по языку тела и автор книги «Невербальное преимущество: секреты и наука о языке тела в действии» и «Безмолвный язык лидеров», рассказала The Huffington Post.

Исследование, проведенное в прошлом году на TED Talks, показало, что самые популярные, вирусные ораторы использовали в среднем около 465 жестов, что почти вдвое больше, чем у наименее популярных ораторов. Другое исследование показало, что люди, которые «разговаривают» руками, как правило, считаются теплыми, приятными и энергичными, в то время как менее оживленные люди считаются логичными, холодными и аналитическими.

При этом, конечно, — это , чтобы ваши жесты могли немного выйти из-под контроля (каламбур). Вот поучительная история от кандидата в президенты от Республиканской партии губернатора Огайо Джона Касича, любезно предоставленного «The Daily Show»:

Ниндзя уровня Касича руки в сторону, жесты — здоровый и нормальный аспект человеческого общения. Вот что мы знаем о психологии того, почему мы используем руки для «разговора».

Наше тело играет важную роль в нашем образе мышления.

Жесты рук помогают нам понять, что у нас на уме, и сделать это понятным для других.

«Жесты действительно связаны с речью, и жесты во время разговора действительно могут стимулировать ваше мышление», — сказала Кинси Гоман. «Жесты могут помочь людям сформировать более ясные мысли, говорить более сжатыми предложениями и использовать более декларативный язык».

Область мозга, известная как область Брока, по крайней мере частично ответственна за это. По словам Кинси Гоман, это связано с воспроизведением речи, но также активно, когда мы машем руками.

Жесты помогают понимать других людей.

Мы собираем информацию из языка тела других людей, а также из их конкретных слов. Жесты рук часто подчеркивают важные мысли человека.

«На принимающей стороне многое из этого обрабатывается подсознательно», — сказала Кинси Гоман. «Вы можете не осознавать связи, но инстинктивно чувствуете, что, когда кто-то более страстный, его жесты автоматически становятся более оживленными и они выглядят более восторженными.Вы понимаете, что их жесты крупнее, поэтому они, должно быть, действительно в этой теме ».

Во многом это связано с тем, что язык тела имеет решающее значение для передачи наших эмоций и мотивации другим.

«У нас есть эмоции, наше тело реагирует, а затем мы говорим», — сказала Кинси Гоман. «Тело реагирует первым. На самом деле передается основная эмоция и мотивация — то, как вы на самом деле к чему-то относитесь».

Жесты могут выступать в качестве «второго языка».»

Движение рук может выявить информацию, которая может отсутствовать в нашей речи. Например, жест может сигнализировать о том, что определенный момент важнее других, или что говорящий все еще обдумывает идею.

«Исследования показывают, что движения, которые мы делаем руками во время разговора, представляют собой своего рода второй язык, добавляя информацию, которая отсутствует в наших словах», — написала в Business. Энни Мерфи Пол, автор книги Brilliant: The New Science of Smart Инсайдер.«Это обучение секретному коду: жест раскрывает то, что мы знаем. Он раскрывает то, чего мы не знаем».

Эти движения — здоровая часть развития ребенка.

Согласно исследованию, опубликованному в прошлом году в Journal of Child Language, использование жестов рук в раннем возрасте может предсказать, что у ребенка позже разовьется сильный словарный запас, а также навыки, связанные со структурой предложений и повествованием.

Для исследования исследователи попросили 6-летних детей рассказать, что происходило в мультфильме.Они попросили детей повторить задание, когда им было 7 лет, и снова, когда им было 8. Способность детей структурировать повествование улучшилась за этот период времени — и дети, которые выражали точку зрения персонажа с помощью жестов руки в возрасте 5 лет, были в большей степени. может позже в детстве рассказывать более структурированные истории.

Наши жесты и наша речь не всегда совпадают.

Обычно наши движения рук работают вместе с нашей речью, чтобы передать точку, но это не всегда так.

«Несоответствие жестов и речи» возникает, когда мы передаем руками что-то, что не соответствует тому, что мы говорим. По мнению психолога Сьюзан Голден-Мидоу, в зависимости от вашего возраста, это может быть признаком того, что вы учитесь.

«Дети, у которых возникают несоответствия жестов и речи при выполнении задачи, могут иметь информацию, имеющую отношение к решению задачи, буквально на кончиках пальцев, и в результате они могут быть на пороге обучения тому, как решать эту задачу», — написала она в статье 2006 года. опубликовано в журнале Current Directions in Psychological Science.

Однако у взрослых несоответствие между речью и языком тела обычно приводит к другому результату: люди с меньшей вероятностью будут доверять взрослым, чьи движения и слова кажутся несовместимыми, предполагает Кинси Гоман.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Удивительное человеческое тело

Вызов всех суперфанов HuffPost!

Подпишитесь на членство, чтобы стать одним из основателей и помочь сформировать следующую главу HuffPost

Жесты рук могут сделать вас более харизматичным.

Восприятие авторитета, тем временем, судя по шкале вертикальных движений — независимо от того, поднимается ли ваша рука от уровня кафедры, скажем, до уровня плеч.Людей, которые регулярно делают такие экспансивные жесты, обычно оценивают как менее приятных, но более доминирующих. «Это очень последовательный результат во многих моих статьях», — говорит Коппенштайнер.

В одной особенно поразительной статье 2015 года Коппенштайнер обнаружил, что эти рейтинги личности, основанные исключительно на беззвучной анимации человечков-палочек, могут предсказать количество аплодисментов, которые политики фактически получили в реальных речах, из которых были взяты эти анимации. .

Однако была загвоздка, поскольку эти рейтинги также предсказывали, будут ли политиканы критиковать — предполагая, что жесты доминирования могут быть восприняты как положительные или отрицательные в зависимости от контекста. Возможно, в неподходящих обстоятельствах жесты доминирования можно также рассматривать как высокомерные, агрессивные или властные.

Высокие истории

Помимо изменения доминирования восприятия, широкие вертикальные движения рук также изменили оценки физического роста говорящего.«Людей больше всего впечатлила реальная высота фигурок из палочек, но если они энергично двигали руками вверх и вниз и с большим количеством широких движений рук, вы, кажется, считались выше ростом», — говорит он.

Точный психологический механизм не ясен. Поскольку предыдущие исследования показали, что более высокие люди естественным образом считаются лучшими лидерами, вполне возможно, что движения создают своего рода визуальную иллюзию для увеличения вашего воспринимаемого роста, а затем это способствует восприятию большего доминирования. Но это могло также работать в противоположном направлении: усиление доминирования приводит к изменению восприятия высоты.

«Мы знаем, что если люди занимают высокие должности, они считаются более высокими», — говорит Коппенштайнер. Как он отмечает, люди часто переоценивают рост Тома Круза, и хотя это может быть связано с умелой операторской работой, это также может быть связано с тем, как он выражает свою уверенность.

Жесты ваших рук говорят за вас

Все «разговаривают» руками, по крайней мере, иногда.Говорящие или жесты некоторых людей хорошо сочетаются с их сообщением. Другие люди имеют тенденцию делать слишком большие жесты, которые могут отвлекать. А третьи вообще не пользуются руками. Независимо от того, в какой лагерь вы попадаете, важно обращать внимание на жесты рук во время общения или презентации. Возможно, вы бессознательно общаетесь, чего не понимаете. Многие жесты универсальны для разных культур и географических регионов. Вот несколько примеров.

Не использовать жесты руками: Если вы вообще не пользуетесь руками, это может быть воспринято как безразличие. Ваша аудитория может почувствовать, что вам все равно, о чем вы говорите.

Руки скрыты: Если ваша аудитория не видит ваших рук, им будет трудно вам доверять.

Руки раскрыты, ладони под углом 45 градусов: Сообщает, что вы честны и открыты.

Руки открыты ладонями вниз: Сообщает, что вы уверены в том, о чем говорите.

Ладони обращены друг к другу, пальцы вместе: Сообщает, что у вас есть опыт в том, о чем вы говорите.

Обхватывание рук перед собой: Сообщает, что вы нервничаете или неуверенны, равно как и касание лица, волос или шеи.

Жесты рук, которые больше, чем контуры вашего тела: Передает большую идею или концепцию. Но если все ваши жесты рук большие, вы дадите понять, что вы хаотичны или вышли из-под контроля.

Жесты рук могут иметь культурное значение: несколько лет назад я выступал на конференции в Лиссабоне, Португалия. Это был мой первый визит в Португалию, и я сразу же влюбился в особую выпечку с заварным кремом, которой славятся Лиссабон и Португалия. Однажды утром я зашел в пекарню и заказал две выпечки. Я сделал это, подняв вверх два пальца, подобно жесту «победа» или «мир» в Соединенных Штатах. Человек за прилавком положил три пирожных в коробку. Позже я узнал, что жестом для двоих было бы поднять большой и указательный пальцы. Несмотря на то, что мой большой палец не показывался, человек за прилавком подумал, что я подаю сигнал на троих.

Мне повезло, что у меня не было больше неприятностей, чем лишняя выпечка. Многие жесты рук не универсальны. Прежде чем говорить в стране или культуре, с которой вы не знакомы, проведите небольшое исследование, чтобы выяснить, какие жесты в вашей презентации могут быть неправильно поняты, не поняты вообще или оскорбительны.

Как вы думаете? Вы пробовали использовать жесты рук для передачи уверенности и опыта?

Вот моя любимая книга о языке тела: Безмолвный язык лидеров: как язык тела может помочь — или повредить — как вести себя Кэрол Кинси Гоман (2011).

А другие полезные советы по презентации и выступлениям см. В моей книге: 100 вещей, которые каждый докладчик должен знать о людях (2012).

Роль жестов в пространственной рабочей памяти и речи в JSTOR

Жесты совместной речи традиционно считались коммуникативными, но они также могут выполнять другие функции. Например, кажется, что движения руки-руки способствуют как пространственной рабочей памяти, так и производству речи. Было высказано предположение, что жесты облегчают речь косвенно, поддерживая пространственные представления в рабочей памяти.В качестве альтернативы жесты могут влиять на производство речи напрямую, активируя воплощенные семантические представления, участвующие в лексическом поиске. В соответствии с первой гипотезой, мы обнаружили, что участники больше жестикулировали при описании визуальных объектов по памяти и при описании объектов, которые было трудно запомнить и кодировать вербально. Тем не менее, они также использовали жесты при описании визуально доступного объекта, а ограничение жестов приводило к нарушению плавности речи, даже когда пространственная память не была задействована, предполагая, что жесты могут напрямую влиять как на пространственную память, так и на лексический поиск.

Американский журнал психологии (AJP) был основан в 1887 году Дж. Стэнли Холлом и в первые годы его редактировали Титченер, Боринг и Далленбах. Журнал опубликовал одни из самых новаторских и формирующих статей в области психологии за всю свою историю. AJP исследует науку о разуме и поведении, публикуя отчеты об оригинальных исследованиях в области экспериментальной психологии, теоретические презентации, комбинированный теоретический и экспериментальный анализ, исторические комментарии и подробные обзоры значительных книг.

Основанная в 1918 году, University of Illinois Press (www.press.uillinois.edu) считается одной из самых крупных и выдающихся университетских издательств страны. Press публикует более 120 новых книг и 30 научных журналов каждый год по множеству предметов, включая историю Америки, трудовую историю, историю спорта, фольклор, еду, фильмы, американскую музыку, американскую религию, афроамериканские исследования, женские исследования и Авраама.

Добавить комментарий