3. Обыденное (житейское) мировоззрение
Представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, не системно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.
Особенности: ориентированность на ту сферу и те ценности, которые обусловлены обществом, в котором индивидуум проживает.
4. Научное мировоззрение
В своем многовековом развитии философия всегда была тесно связана с наукой, опираясь в своих положениях на ее выводы и достижения. Философия как обобщенные представления о мире и конкретные науки, исследующие сущность и закономерности функционирования и развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание.
Научное мировоззрение представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования. Соотношение понимания и объяснения, важных нам исследуемых наукой предметов или явлений — есть проблема философской науки.
Особенности: соответствие наших представлений реально существующим фактам действительности. Живем вследствие научного мировоззрения; составляющей научного мировоззрения является ученый Розов М.А., Стёпин В.С. Предмет философии науки М., 2000
9 Введение в философию. История философских учений: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.: Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. С 4..
5. Философское мировоззрение
Возникло на более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VII — V вв.
На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Оно возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
концептуальная обоснованность;
универсальность;
критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
Что значит мировоззрение — Значения слов
мировоззрение в словаре кроссвордиста
мировоззрение
- Система взглядов человека на природу и общество
- Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности
- Система обобщенных взглядов
- Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также
- Термин в педагогике
- Система взглядов на природу и общество
- Что скрывается за кредо?
- Система взглядов, воззрений на природу и общество
- Система взглядов на мир и место человека в нем
Толковый словарь русского языка.
Д.Н. Ушаковмировоззрения, ср. (книжн.). Совокупность взглядов воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
мировоззрение-я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.
прил. мировоззренческий, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср. Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
мировоззрениеМИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание) система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов.
Большая Советская Энциклопедия
Мировоззрениесистема взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. ≈ это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии . В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. ≈ существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. ≈ общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. ≈ условия материальной жизни общества, общественное бытие.
М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. ≈ житейское (обыденное), философское и религиозное ≈ во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира ≈ это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных ≈ социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира ≈ задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.
Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла , стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия ). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
М. ≈ это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, ≈ это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К. , см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм , апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. ≈ мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. ≈ коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного гуманизма , патриотизма и интернационализма (см. Коммунистическое воспитание ).
Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.
А. Г. Спиркин.
Википедия
МировоззрениеМировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека , а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр .
Примеры употребления слова мировоззрение в литературе.
И можно сказать, что католическая церковь, признав систему Фомы Аквинского наиболее адэкватным выражением христианского религиозного мировоззрения, тем самым молчаливо осудила отвергаемое им онтологическое доказательство.
Между тем идея создателя системы в контексте его театрального мировоззрения никогда не сводилась к узко понятой личности актера, всегда равной самой себе.
Эта акция была проделана не смотря на то, что Игорь Добровольский был хорошо ознакомлен со всеми высказываниями Сергея Прокофьева и Кристиана Лазаридеса о множестве кричащих противоречий, как в мировоззрении самого Томберга, так и в мировоззрении этого голландского антропософа — Гарри Зальмана.
Мы подозреваем, что обычная попытка классификации является просто новым проявлением атомистического, коннекционистского мировоззрения.
Определенно кажется, что традиционные математика и логика, вопреки их неограниченным возможностям, являются всего лишь служанками атомистического, механистического мировоззрения.
В число этих феноменов я включаю не только высшие и позитивные состояния сознания и личности, такие как трансценденция материализма, верхние пределы Эго, установки противостояния атомистическому мировоззрению и т.
Однако известные на настоящий момент математические и логические методы основаны на атомистическом мировоззрении и служат его отображением, а именно такое мировоззрение явилось объектом нашей критики.
Между тем, как мы видели, религиозное мировоззрение легко может допустить, что творение есть вневременная категория, что бесконечный и безначальный Бог является Первопричиной Вселенной, бесконечной во времени и пространстве.
Захвачена была последствиями из открытия Беккереля вся жизнь человечества, вся философская его мысль, все его научное мировоззрение.
Слушай, Алешка, насколько я знаю Белова, у него вообще нет мировоззрения, у него нет идеалов.
В отличие от Кафки, Верфеля и Пастернака, видевших в первую очередь органическую связь Иудейства с Христианством, Мандельштам ощущает прежде всего разницу этих мировоззрений.
Не только господствующее механическое мировоззрение, по собственной слепоте видящее в мире только набор мертвых рычагов, колес и винтов, но и виталистическое воззрение, постигающее космос, как живую стихию, и даже античное пантеистическое постижение мира, как живого существа, не достигает здесь подлинного прозрения.
Граничившая с безумием нацеленность всех дарований семьи Барка на возмездие — лишь один пример того озлобления и сужения мировоззрения, которые вызвали в людях потрясения и всеобщее чувство нестабильности этой долгой войны.
Герцена-мыслителя и революционера в годы перелома его мировоззрения, завершившегося полной победой демократа над колебаниями в сторону либерализма.
Поэтому, — заключает Грамши свою мысль, — критиковать собственное мировоззрение — значит придать ему единство и последовательность, поднять его до той высоты, которой достигла самая передовая мысль мира.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Конкурирующие мировоззрения влияют на современных христиан
Мы живем в мире конкурирующих идей и мировоззрений. В мире, который становится все более глобализированным и взаимосвязанным, христиане лучше, чем когда-либо, осознают (и находятся под их влиянием) несопоставимые взгляды. Но насколько другие мировоззрения проникли в мировоззрение христиан? Исследование Барны показывает, что только 17 процентов христиан, которые считают свою веру важной и регулярно посещают церковь, на самом деле имеют библейское мировоззрение 1 . Итак, если христиане открыты для небиблейских взглядов, что это они верят?
В сотрудничестве с Summit Ministries Барна провела исследование среди практикующих христиан в Америке, чтобы определить, насколько принципы других ключевых мировоззрений, включая новую духовность, секуляризм, постмодернизм и марксизм, повлияли на убеждения христиан о том, как устроен мир и как должно быть. Новое исследование Барны обнаружило сильное согласие с идеями, уникальными для небиблейских мировоззрений практикующих христиан. Это широко распространенное влияние на христианское мышление очевидно не только среди конкурирующих мировоззрений , но даже среди конкурирующих религий ; например, почти четверо из 10 (38%) практикующих христиан симпатизируют некоторым мусульманским учениям (этот аспект исследования Барна исследует в другом месте).
Вот несколько примечательных открытий среди практикующих христиан:
- 61% согласны с идеями, основанными на Новой Духовности.
- 54% резонируют с постмодернистскими взглядами.
- 36% принимают идеи, связанные с марксизмом.
- 29% верят идеям, основанным на секуляризме.
Прежде чем углубиться в четыре мировоззрения, как показано на диаграммах ниже, есть несколько ключевых демографических тем, которые возникают из данных. Во-первых, миллениалы и представители поколения X, достигшие совершеннолетия в менее христианизированной среде, в некоторых случаях в восемь раз чаще принимают эти взгляды, чем представители поколения бумеров и старейшин. То же самое верно и для пола; мужчины, как правило, более открыты для этих взглядов на мир, чем женщины, часто в соотношении 2: 1. Другая тенденция заключается в том, что американцы, живущие в городах, где часто смешаны идеи и культуры, больше принимают эти взгляды, чем жители пригородов или сельских районов. И, наконец, если посмотреть на этническую принадлежность, цветные американцы примерно в половине случаев чаще, чем белые американцы, придерживаются этих мировоззрений.
Barna Access Plus
Укрепляйте свое послание, обучайте свою команду и развивайте свою церковь с помощью знаний о культуре и практических ресурсов, собранных в одном месте.
Новая духовность
Практикующие христиане находят заявления Новой духовности одними из самых заманчивых, возможно, потому, что она придерживается положительного взгляда на религию, подчеркивает сверхъестественное и одновременно подпитывает растущее недовольство институтами. Например, почти трое из десяти (28%) практикующих христиан полностью согласны с тем, что «все люди молятся одному и тому же богу или духу, независимо от того, какое имя они используют для этого духовного существа». Кроме того, вера в то, что «смысл и цель исходят из единения со всем сущим», захватила умы более четверти практикующих христиан (27%).
Мировоззрение Новой Духовности также проникло в христианскую этику; треть практикующих христиан (32%) полностью согласны с тем, что «если делаешь добро, получишь добро, а если делаешь зло, получишь зло». Это кармическое утверждение, хотя и не прямо из Писания, взывает к чувству абсолютной справедливости многих христиан. Например, другое исследование Барны показало, что 52 процента практикующих христиан полностью согласны с тем, что Библия учит: «Бог помогает тем, кто помогает себе сам».
В целом, по крайней мере 61 процент практикующих христиан придерживаются хотя бы одной из идей, основанных на Новой Духовности.
Секуляризм
Светское мировоззрение отдает приоритет научному методу в качестве основы для объяснения жизни и продвигает рациональный и материалистический взгляд на мир. По большей части практикующие христиане сопротивляются сциентизму и дарвиновской вере: только каждый десятый (10%) полностью согласен с тем, что «вера должна быть доказана наукой, чтобы знать, что она истинна». Веря, что люди созданы по образу Божию, а не только по образу высокоразвитой материи, христиане считают ценность неотъемлемым атрибутом; только 13 процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «жизнь человека ценна только в том случае, если общество считает ее ценной».
Однако большая часть практикующих христиан более склонна к материализму, мнению, что материальный мир — это все, что существует. Для них «смысл и цель заключаются в том, чтобы усердно трудиться, чтобы заработать как можно больше, чтобы вы могли получать от жизни максимум», — такой точки зрения придерживается пятая часть практикующих христиан (20%). Чернокожие (24%) и латиноамериканцы (27%) практикующие христиане, а также католики (31%), которые склонны придерживаться более основанного на делах подхода к вере, наиболее открыты для этой точки зрения. Молодежь и горожане также имеют материалистические наклонности; Миллениалы и представители поколения X (34 % и 32 % соответственно) в три раза чаще полностью согласны с этим утверждением, чем представители поколения бумеров и пожилых людей (10 % и 11 % соответственно), а жители городов (31 %). в два раза чаще, чем их пригородные или сельские коллеги (14%).
Исследователи обнаружили, что 29 процентов практикующих христиан верят хотя бы одному из светских заявлений, оцененных в ходе проекта.
Barna Access Plus
Укрепляйте свое послание, обучайте свою команду и развивайте свою церковь с помощью знаний о культуре и практических ресурсов, собранных в одном месте.
Постмодернизм
Возникнув как критика рационализма — веры в то, что все можно объективно объяснить с помощью научного метода — постмодернизм выдвигает идею о том, что объективности не существует. Постмодернистская мысль утверждает, что утверждения об абсолютной реальности субъективны в силу их контекста, то есть все мы ограничены нашим опытом, и в лучшем случае мы можем знать только то, что истинно для нас самих.
Например, почти пятая часть практикующих христиан (19%) полностью согласны с тем, что «никто не может знать наверняка, в чем смысл и цель жизни». Подобная точка зрения также находит отклик у многих христиан, когда речь заходит о взглядах на мораль: почти четверть практикующих христиан (23%) полностью согласны с тем, что «то, что с моральной точки зрения правильно или неправильно, зависит от того, во что верит человек». Менее образованные американцы (со средней школой или ниже) с большей вероятностью подтвердят эту точку зрения, чем их коллеги с высшим образованием (31% по сравнению с 21%).
Побуждаемые более широкой историей или метанарративом о мире, христиане более склонны защищать объективную истину, но несколько симпатизируют постмодернистскому настойчивому утверждению, что заявления об истине с большой буквы ведут к угнетению. Всего 15 процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «если ваши убеждения оскорбляют кого-то или задевают их чувства, они неправы». Чернокожие практикующие христиане, исторически подвергавшиеся воздействию пагубных идеологий, с большей вероятностью согласятся, чем белые практикующие христиане (22% по сравнению с 13%).
В целом более половины (54%) практикующих христиан придерживаются хотя бы одного из постмодернистских утверждений, оцененных в исследовании.
Марксизм
Берни Сандерс был очень близок к тому, чтобы выиграть кандидатуру своей партии в прошлом году на демократических праймериз. Выступая на платформе демократического социализма, он завоевал большую поддержку (особенно среди молодых избирателей), вызвав глубокое недовольство экономическими реалиями капитализма. Марксизм как мировоззрение противостоит экономике капитализма и больше соответствует социалистическим или коммунистическим политическим идеологиям. Однако марксизм также основан на нерелигиозной — или даже религиозно враждебной — основе. Хотя ни один практикующий христианин не говорит, что на самом деле проголосовал бы за кандидата от коммунистической партии (0%), и только 3% — за социалистическую партию, некоторые ключевые экономические и политические принципы марксистского мировоззрения поддерживаются практикующими христианами, хотя и в меньшей степени. чем другие мировоззрения.
Например, только каждый девятый (11%) полностью согласен с тем, что «частная собственность поощряет жадность и зависть». Это более заметно среди практикующих христиан-миллениалов (20%) и представителей поколения X (22%), которые в четыре-шесть раз чаще верят в это по сравнению с бумерами (4%) или пожилыми людьми (5%). Для социалистов обуздание жадности является прерогативой государства, и 14 процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «правительство, а не отдельные лица, должно контролировать столько ресурсов, сколько необходимо, чтобы гарантировать, что каждый получит свою справедливую долю». Черные американцы в два раза чаще поддерживают эту экономическую точку зрения, чем белые американцы (23% по сравнению с 12%). Кроме того, каждый шестой практикующий христианин (15%) категорически не согласен с тем, что «если правительство оставит бизнес в покое, он в основном будет поступать правильно». Другими словами, эта доля считает, что значительное государственное регулирование необходимо для блага общества. Опять же, отсутствие доверия к беспристрастности экономической политики или бизнеса более распространено среди чернокожих американцев, чем среди белых (26% по сравнению с 12%), хотя это можно рассматривать как сопротивление политической и экономической системе, которая их подвела. , а не отказ от библейской точки зрения.
В целом Барна обнаружил, что 36 процентов практикующих христиан придерживаются хотя бы одного из марксистских утверждений, оцененных в ходе исследования.
Barna Access Plus
Укрепляйте свое послание, обучайте свою команду и развивайте свою церковь с помощью знаний о культуре и практических ресурсов, собранных в одном месте.
Что означает исследование
«Это исследование действительно кристаллизует то, что Барна отслеживает в нашей стране, как продолжающийся отход от христианства как основы общего мировоззрения. Мы наблюдали и сообщали о растущем плюрализме, релятивизме и моральном упадке среди американцев и даже в церкви. Тем не менее поразительно, насколько широко распространены некоторые из этих верований среди людей, активно исповедующих христианскую веру», — говорит Брук Хемпелл, старший вице-президент по исследованиям Barna.
«Больше всего нас поразило то, насколько резким был сдвиг между поколениями бумеров и представителей поколения X», — отмечает Хемпелл. «Мы ожидали, что на миллениалов больше всего повлияют другие мировоззрения, но самый резкий рост поддержки этих идеалов происходит с поколением до . Поэтому неудивительно, что влияние, которое мы наблюдаем сегодня в нашей социальной структуре, настолько широко распространено, учитывая, что эти идеи укоренялись на протяжении двух поколений.
«Проблема с конкурирующими мировоззрениями заключается в том, что есть фрагменты сходства с некоторыми христианскими учениями, и некоторые могут признать и ухватиться за эти идеи, не понимая, что они являются искажениями библейских истин. Призыв к церкви, ее учителям и мыслителям состоит в том, чтобы помочь христианам проанализировать популярные верования, прежде чем позволить им утвердиться в своей собственной идеологии», — говорит Хемпелл. «Информированное мышление необходимо для развития и поддержания здорового библейского мировоззрения и веры, а также для возможности вести продуктивный диалог с теми, кто придерживается других убеждений».
Прокомментируйте это исследование и следите за нашей работой:
Twitter: @davidkinnaman | @roxyleestone | @barnagroup
Facebook: Barna Group
Об исследовании
Исследование с участием практикующих христиан (которые посещают церковь не реже одного раза в месяц и считают свою веру очень важной в своей жизни) включало 1456 интернет-опросов, проведенных среди репрезентативной выборки взрослых старше в возрасте 18 лет в каждом из 50 Соединенных Штатов. Опрос был проведен в марте 2017 года. Ошибка выборки для этого исследования составляет плюс-минус 2,4% на 95% уровень достоверности. Минимальное статистическое взвешивание использовалось для калибровки выборки по известному проценту населения по отношению к демографическим переменным.
1 Барна отслеживает верования, которые составляют «библейское мировоззрение» с 1995 года. Данные, включенные в эту статью (17% практикующих христиан имеют библейское мировоззрение), взяты из опроса OmniPoll, проведенного в ходе онлайн-исследования 1066 человек в США. взрослые в июле 2015 года. Барна определяет «библейское мировоззрение» как веру в существование абсолютной моральной истины; Библия абсолютно точна во всех принципах, которым она учит; Сатана считается реальным существом или силой, а не просто символической; человек не может заслужить себе путь на Небеса, стараясь быть хорошим или делать добрые дела; Иисус Христос прожил безгрешную жизнь на земле; и Бог — всезнающий, всемогущий творец мира, который до сих пор правит вселенной.
Барна спросил, согласны ли американцы с тем, что в Священных Писаниях говорится: «Бог помогает тем, кто помогает себе сам» в ходе опроса, проведенного в январе 2013 года при поддержке Американского библейского общества, включающего 1005 телефонных опросов взрослого населения США.
Это исследование было проведено по заказу Summit Ministries, организации извинения за мировоззрение в Колорадо. Для получения дополнительной информации об их новейшей книге « Тайная битва идей о Боге » посетите сайты Summit.org и secretbattlebook.com.
© Барна Групп, 2017.
О компании Barna
С 1984 года компания Barna Group провела более двух миллионов интервью в ходе тысяч исследований и стала важнейшим источником информации о вере, культуре, лидерстве, призвании и поколениях. Barna — частная, беспартийная, коммерческая организация.
Границы миссии — пять ложных мировоззрений, которые заманивают в ловушку вашу церковь
01 ноября 2021 г., Джефф Майерс
В профессиональных теннисных матчах мяч движется так быстро, что игрокам приходится ударять по нему, прежде чем их сознание успевает обработать происходящее. Я спросил друга, который играл против многих чемпионов мира, как теннисисты-победители овладели этим навыком. Он объяснил, что за тысячи часов практики они учатся распознавать едва уловимые знаки, исходящие от их противников, а затем точно настраивают свои рефлексы, чтобы реагировать на них.
То же самое верно и в сегодняшней битве идей. Культура быстро насаждает в нас фальшивые мировоззрения, противоречащие Божьему Слову. Если мы не знаем, как распознавать эти мировоззрения или реагировать достаточно быстро, мы рискуем попасть в плен
пустых и обманчивых философий (Кол. 2:8).
Согласно новому исследованию, проведенному по заказу Summit Ministries и Barna Group, сегодня христиане проигрывают эту битву идей. Но они не обязаны. С помощью четырехэтапного процесса мы можем предупредить верующих о пяти ложных мировоззрениях, которые нацелены на них, и помочь им восстановить духовную жизненную силу.
Как распознать плохие идеи до того, как они застанут нас врасплох
Мировоззрение – это наше представление о Боге, человечестве и мире. Библейское мировоззрение показывает нам, каков Бог на самом деле, и где искать истинные ответы на важные жизненные вопросы. Но фальшивые мировоззрения заставляют нас искать ответы не там, где надо. Они повсюду — на телевидении, в книгах и журналах, в кино и в разговорах с друзьями и семьей. Мы поглощаем их, как простужаемся. Мы даже не знаем, что больны, пока не становится слишком поздно.
С помощью опросов, проведенных за последние 20 лет, исследователи из Barna Group изучили мировоззрение христиан, посещающих церковь. Они обнаружили, что менее чем каждый пятый из них имеет мировоззрение, основанное на Библии.
На Саммите мы задались вопросом: «Откуда христиане берут свое мировоззрение, как не из Библии?» Вот несколько наиболее распространенных фальшивых мировоззрений, которые сегодня проникают в умы христиан.
Пять фальшивых мировоззрений, которые соблазняют христиан
Фальшивые мировоззрения разрушают жизнь людей, приводя их к неправильным ценностям и вредным практикам. На исследовательском саммите, организованном по заказу Барны, мы задавали вопросы о влиянии пяти фальшивых мировоззрений, о которых я писал в своей книге Understanding the Times Worldview Library:
. Секуляризм — вера в то, что материальный мир — это все, что существует, и что Бог не имеет отношения к тому, что важно
Марксизм — вера в то, что существующая система должна быть свергнута, потому что она эксплуатирует бедных на благо богатых
Постмодернизм — вера в то, что мы должны с подозрением относиться к любому, кто утверждает, что знает истину, потому что никто из нас не имеет к ней доступа
New Spiritualit y — вера в то, что реальность духовна, а не материальна, и что все, что вы делаете в этой жизни, вернется к вам, будь то добро или зло
Ислам — вера в то, что люди восстают против Аллаха и должны быть вынуждены подчиниться посредством действий, открытых Пророку Мухаммеду
На саммите мы выбрали эти пять мировоззрений из-за их непреходящего влияния и потому, что они обобщают основные религиозные убеждения, вероятно, 95 процентов населения Запада.
Мы опросили представителей различных христианских традиций и этнических групп, проживающих во всех регионах Америки, как в сельских, так и в городских общинах. Поддельные мировоззрения имеют влияние повсюду. Какие уроки мы можем извлечь из этого?
Два урока для будущего Церкви
Урок первый: Современные христиане страдают от «множественного расстройства мировоззрения». Точно так же, как у некоторых людей в мозгу живет несколько личностей, верующие склонны смешивать и сопоставлять свои идеи. Часто они придерживаются противоречивых убеждений.
Например, пятая часть христиан, посещающих церковь, заявила, что не существует одной «истинной религии, что многие религии могут привести к вечной жизни». Из тех, кто полностью согласен с этим утверждением, две трети также полностью согласны с утверждением, что «вера в Иисуса — единственный путь к Богу». Обе идеи не могут быть верными. Это множественное расстройство мировоззрения.
Урок второй: Постхристианская Америка — это реальность. Используя возраст 45 лет в качестве разделительной линии, мы обнаружили резкую разницу в мировоззрении между миллениалами и поколением X, с одной стороны, и бэби-бумерами и пожилыми людьми, с другой. По некоторым вопросам молодые христиане в восемь раз чаще принимали фальшивые мировоззрения.
В течение многих лет лидеры христианской мысли предупреждали нас, что мы находимся на пороге постхристианской эры. Это исследование, кажется, показывает, что прямо сейчас мы скатываемся с края.
Как остановить небиблейские идеи и фальшивые мировоззрения
В моей книге «Тайная битва идей о Боге » я показываю, как бороться с фальшивыми мировоззрениями, рассматривая их как вирусы, обманом заставляющие нас жить жизнью, противоречащей учению Библии.
Аналогия с вирусом помогает, потому что, сталкиваясь с потенциально катастрофическими вспышками, врачи научились предпринимать четыре решительных шага, чтобы обуздать растущее воздействие вируса. Я называю эти шаги четырьмя «я»: идентифицировать, изолировать,
Информируй и инвестируй.
«Четыре И» работают и с вирусами идей. Мы можем научить верующих:
- Определите плохие идеи, порожденные фальшивыми мировоззрениями
- Изолировать черты плохих идей, которые, скорее всего, возьмут нас в плен
- Расскажите другим о том, как найти любовь, исцеление, цель, мир и надежду через Иисуса
- Инвестируйте в тех, кого тошнит от плохих идей, чтобы они могли стать сильнее, чем когда-либо
Цель опроса Barna-Summit не в том, чтобы осуждать людей или помещать их в ящики. Скорее, это нужно для того, чтобы понять структуру мира, чтобы мы могли преобразиться обновлением нашего разума (Рим. 12:2). Мы все в опасности, но мы можем узнать истину, и истина освободит нас (Иоанна 8:32).
Пять основных ложных мировоззрений Джеффа Майерса
Как мы отмечали ранее, мировоззрение — это «образец идей, верований, убеждений и привычек, которые помогают нам понять Бога, мир и наши отношения с Богом и миром». Если вы знаете допущения мировоззрения, то сможете более точно угадать, во что верят его приверженцы и почему. Сегодня могут существовать сотни мировоззрений.
Даже у некоторых широко известных, таких как иудаизм, относительно немного (около 13 миллионов) последователей во всем мире. Но многие причудливые и даже юмористические взгляды на мир привлекли последователей. Как сообщила газета London Telegraph, 176 632 человека в ходе национальной переписи 2012 года в Англии и Уэльсе считали свою религиозную принадлежность «рыцарями-джедаями». Еще 6 242 человека заявили, что поклоняются музыке хэви-метала. привлекли последователей, поэтому мы собираемся рассмотреть пять основных ложных мировоззрений, которые составляют подавляющее большинство населения мира за пределами христианского царства и являются евангелизационными (приглашая всех остальных присоединиться к ним).
ИСЛАМ
Ислам зародился 24 сентября 622 года нашей эры, когда 70 мухаджиров присягнули на верность арабскому торговцу из Мекки, который бежал в Медину и начал получать особые откровения от Аллаха. Имя торговца: Мухаммед. Его подчинение Богу дало название его религии; Ислам означает «подчинение». Тех, кто подчиняется Аллаху и его пророку Мухаммеду, называют мусульманами. Ислам основан на вероучении, в котором молятся вслух пять раз в день: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк».
Мусульмане верят, что их священная книга, Коран, является полным и окончательным откровением Бога. Коран определяет пять вещей, которые человек должен сделать, чтобы стать мусульманином:
- повторять «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк»
- совершать намаз (ритуальную молитву) 3 пять раз в день
- пост в месяц Рамадан
- отдавать сороковую часть своего дохода нуждающимся; и
- если есть возможность, совершите паломничество в Мекку. 4 По словам Сержа Трифковича, «ислам — это не просто религия; это законченный образ жизни, всеобъемлющая социальная, политическая и правовая система, порождающая своеобразное мировоззрение». 5 Ислам быстро вырос за последние несколько десятилетий; адепты
НОВАЯ ДУХОВНОСТЬ
То, что мы называем Новой Духовностью, является, пожалуй, самым трудным для точного определения мировоззрением. Вам не нужно подписывать, декламировать или провозглашать что-либо конкретное, чтобы присоединиться, и вы не должны посещать церковь. Несмотря на неофициальную догму, культура Нью Эйдж содержит обширный набор верований, которые, будучи однажды понятыми, предсказывают, что люди с такими верованиями будут ценить и как они будут действовать.
Новая духовность — это свободная комбинация восточных религий, язычества и лженауки, которая всплывает в неожиданных местах. Некоторые из самых продаваемых книг всех времен — таких авторов, как Дипак Чопра, Ронда Бирн, Мэрилин Фергюсон и Шакти Гавейн — описывают мир, духовный по своей природе, но не управляемый личным, всемогущим Богом. Скорее, духовность в мире — это «сознание», энергия, в которой мы все участвуем и даже можем научиться ее контролировать. Ведущая ток-шоу Опра Уинфри призналась, что придерживается многих из этих убеждений. Мы будем изучать Новую Духовность не потому, что она глубоко философская или последовательная, а потому, что некоторые из связанных с ней верований — карма, Гайя, «единство» с окружающей средой, реинкарнация, медитация, целостное здоровье и т. д. — являются повседневной частью жизни человека. миллионы американцев и оказали влияние на такие академические области, как психология и медицина.
СЕКУЛЯРИЗМ
Секуляризм происходит от латинского слова saecularis, примерно означающего «людей», «этого мира» или «этого времени». Секуляристы считают, что люди являются центром реальности. Они пренебрегают влиянием тех, кто верит в идеи богов, загробной жизни или чего-то еще, что мы не можем ощутить. Основной отличительной чертой секуляризма является его неверие в другие мировоззрения. По иронии судьбы, у секуляристов, как правило, есть согласованный набор представлений о причине, природе и цели Вселенной. Поэтому, хотя они считают свои убеждения противоположностью религии, на самом деле они весьма религиозны.
Интересно, что в 20-м веке несколько достаточно известных философов, таких как Джон Дьюи и Джулиан Хаксли, а позже Пол Курц и Корлисс Ламонт, объединили термин светский («мы за мир») и термин гуманизм
(«мы предназначены для людей») и разработал философию светского гуманизма. Их манифест, опубликованный в 1933 году и обновленный в 1973 и 2000 годах, побудил тысячи единомышленников создать клуб под названием Американская гуманистическая ассоциация (АГА), девиз которого — «Хорошо без бога». Без видимой иронии, AHA действует как освобожденная от налогов организация на основании раздела 501(c)(3) IRS об освобождении от религиозной некоммерческой деятельности. Хотя ее основатели скончались, AHA все еще набирает членов. Их взносы поддерживают издательскую компанию и ежемесячное издание.
Секуляризм — это общий термин для набора убеждений, которые сегодня безоговорочно принимают подавляющее большинство ученых. Мы используем термин секуляризм как предсказание, а не ярлык: если кто-то принимает секуляристскую точку зрения на такие дисциплины, как теология, философия и этика, мы можем довольно точно предсказать, что они думают о биологии, психологии и так далее.
МАРКСИЗМ
Некоторые религиозные мировоззрения складываются на протяжении сотен или тысяч лет, другие складываются целиком за очень короткий период времени. Так обстоит дело с марксизмом и его ответвлениями, ленинизмом, маоизмом, троцкизмом, фабианством 9.0034 социализм, а также различные социалистические организации, действующие в США и по всему миру. Марксизм был изобретен Карлом Марксом, ученым, решившим продемонстрировать, что владение частной собственностью, основа капитализма, является корнем мировых зол.
Для Маркса историю можно было определить как борьбу между имущими (собственниками) и неимущими (рабочими). Если бы только рабочие восстали, чтобы свергнуть владельцев, они могли бы создать рабочий рай, в котором все несправедливости исправлены, все имущество разделено и всем несправедливостям положен конец. Утопическое государство в конце этой долгой и кровавой борьбы называется коммунизмом. Людей, стремящихся создать такое государство, называют коммунистами, а их библией является «Коммунистический манифест», самое известное и живучее произведение Маркса. Другие подобные манифесты издаются до сих пор, в том числе учения лидера китайских коммунистов Мао Цзэ-дуна и книга под названием «Империя», опубликованная издательством Гарвардского университета.
Некоторые говорят, что бессмысленно включать марксизм в качестве доминирующего мировоззрения в эту статью, но мы с этим не согласны. Несмотря на распад Союза Советских Социалистических Республик (СССР), который доминировал на территории, которая сейчас называется Россией, около 20 процентов населения мира все еще живет под властью коммунистов. Сегодня крупнейшей коммунистической страной в мире является Китай. Несмотря на растущую промышленность, коммунистические правители Китая все еще контролируют ситуацию. И когда мы также рассматриваем страны, действующие в соответствии с принципами, которым учил Маркс, но не использующие ярлык коммунистов, мы говорим о том, что большинство населения мира каждый день живет с последствиями философии Маркса. Несмотря на свою явно атеистическую философию, марксизм также проник в церковь. Некоторые евангелисты, входившие в так называемые христианские левые, приняли ключевые принципы марксизма.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Люди говорят о постмодернистском искусстве, постмодернистской архитектуре и даже о постмодернистских способах ведения церкви, но при этом не понимают, что постмодернизм — это продуманное и глубокое философское мировоззрение. У отца постмодернизма, немецкого философа Фридриха Ницше было много учеников, в том числе Жак Деррида, Мишель Фуко, Мартин Хайдеггер, Жан-Франсуа Лиотар и Ришар Рорти. Все они теперь мертвы, но их учения сильно влияют на высшее образование и по сей день.
Короче говоря, мы можем сказать, что постмодернизм зародился как реакция на модернизм, идею о том, что наука и человеческий разум могут решить самые насущные проблемы человечества. В то время как наука может быть использована во благо, постмодернисты
понимают, что она безнадежно испорчена стремлением к власти. Например, именно научный «прогресс» позволил создать оружие массового поражения.
Согласно постмодернистам, современная история науки и техники — это одна из многих попыток сформулировать то, что называется метанарративом, или грандиозной историей реальности, претендующей на универсальное, «божественное» видение, первозданное знание мира. Постмодернисты говорят, что метанарративы становятся настолько убедительными, что люди перестают в них сомневаться, и именно тогда они становятся деструктивными и угнетающими. Постмодернисты обычно с подозрением относятся ко всем современным метанарративам, потому что они так часто используются в качестве инструментов подавления. Многие постмодернисты занимаются исследованием того, что именно заставляет людей подпадать под чары различных метанарративов. Это называется экоконструкция. То, как деконструкция работает с метанарративами, похоже на то, как кто-то раскрывает, как делается фокус: при раскрытии люди перестают быть обманутыми. Постмодернисты считают, что «деконструкция» доминирующих метанарративов приводит к тому, что они теряют мертвую хватку в сознании людей.