Значение семьи в обществе – «Какую роль семья играет в обществе?» – Яндекс.Знатоки

Значение семьи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Пугачева А.В.1

Пугачева Алла Викторовна — студент магистратуры, психолого-педагогический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: институт семьи, возникший как необходимость удовлетворения социальных потребностей, является одной из важных составляющих общества. Именно семья является основным хранителем традиций и культуры, а также главным компонентом для социализации личности. Этим и объясняется актуальность изучения данного вопроса, как одного из компонентов развития личности и как ориентиров направления демографической политики государства. В этой статье автором рассматривается важность и необходимость изучения семьи, семейных отношений и отношений к браку современной молодежи.

Ключевые слова: семья, брак, общество, государство, демографическая политика.

Семья, семейные вопросы, семейные отношения, ценности и традиции занимают умы ученых, психологов, социологов, да и простых людей уже на протяжении веков. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей, традиций из поколения в поколение. В этом и состоит сложность и многогранность данного вопроса, так как с одной стороны — он является очень личным и даже интимным, а с другой -затрагивает интересы государства и общества на самом высоком уровне. Ведь, если сложить вместе все семьи и получится общество.

В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз» [1, с. 7].

Семья — это залог развития личности, ее основных качеств, во многом основная причина ее успеха и неудач в дальнейшей жизни. Поэтому ее изучение имеет первостепенное значение для психологической науки, что также может являться подспорьем для изучения демографических проблем в обществе.

Представления о семье в настоящее время меняются, в нашем обществе происходит переход от понимания семьи, как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Нельзя не обращать внимание на тот факт, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации [1, с. 8].

Современные взгляды молодежи на семью и брак приводят к нежелательным последствиям для общества в культурном, социально-демографическом, экономическом и психологическом плане, поэтому особенно актуальным стал вопрос о необходимости возрождения института семьи, подготовки личности к созданию семьи.

Семейные взаимоотношения, брак постоянно являлись важным этапом в жизни людей, так как каждый индивид стремится создать семью. Возможно, сейчас это вопрос становится дискуссионным, появились целые движения и даже субкультуры, как, например, Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный) — субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Поэтому изучение социально-психологической готовности к

1 Научный руководитель: Доцент, кандидат психологических наук Родионов Алексей Николаевич.

65

браку как уникального социального феномена необходимо отнести к числу сложных и актуальных проблем современности.

Исходя из вышесказанного, большое значение приобретает проблема просвещения молодежи в отношении брака, отслеживание настроений, тенденций брачного поведения и по возможности создания системы пропаганды семьи, ее ценности для человека и общества.

Данные социологических исследований (Н.Г. Марковская, Л.И. Савинов, А.Б. Синельников, Т.А. Гурко, В.А. Борисов, В.М. Медков, В.В. Елизаров) также указывают на произошедшие в последние годы изменения в отношении института семьи: постепенно возрастает престиж одиночно-холостяцкого образа жизни, снижается мотивация к материнству и отцовству в возрасте до 25 лет (наличие детей стало считаться детей «помехой» для жизненного успеха) [3].

Е.М. Гурко приводит данные, отражающие предпочтительный возраст вступления в брак студентов гуманитарных и технических вузов страны. Так, девушки отдали предпочтение завести семью в возрасте от 21 до 24 лет (58%), в то время как подавляющее большинство юношей позже — в 25 — 29 лет (60%) [3].

Анализ семейных отношений, отношений к браку позволил бы с одной стороны — не прерывать связь с семейными традициями прошлого, а с другой — трансформировать семейный уклад в соответствие с современными условиями жизни, труда и отдыха.

Общественные реалии обязывают семью к переосмыслению ролевых функций, применению новых моделей воспитания, осознаваемости брачно-семейных отношений, родовой принадлежности использования традиций существования семьи. Дискуссионными остаются вопросы относительно моральной ответственности, общего быта, внутреннего распределения ролевых взаимоотношений, генезиса семейных конфликтов и, собственно, типологии самой семьи. Констатируя процесс социально-экономических превращений общества, стоит отметить и численные трудовые миграции, которые обусловили трансформацию института семьи.

Идеальные представления о семье сильно отличаются от семейной практики в современной России, что лишний раз подтверждает мнение о медленном характере трансформации неформальных ограничений в структуре институциональных трансформаций. А, значит нужно работать с реалиями, со студенчеством, молодежью, информировать, пропагандировать семейно-брачные отношения, формировать облик современной семьи. Изучать отношение и готовность к браку современной молодежи, совершенствовать в этом направлении образовательную систему, демографическую политику, здравоохранение, систему психологической помощи и поддержки.

Так как ничто не заменит личности полноценную семью, воспитание, привитие определенных норм поведения в семье, которые в последующем перенесутся и на все общество. Это нужно понять, осознать и принять не только на уровне отдельной семьи, но на государственном уровне.

Список литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.

2. Верещагина А.В. Эволюция государственного регулирования семьи и семейно-брачных отношений в России // Вестник института ИАЭ, 2013. № 4. С. 101-107.

3. Гурко Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

4. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социологические исследования, 2014. № 9. С.73-76.

5. Матвеева Т.М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи // Гуманитарные и социальные науки, 2013. № 6. С. 302-311.

cyberleninka.ru

РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Волосова Я.И.

РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

г. Тамбов
[email protected]

В современном обществе роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи в российской науке внесли: С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т.Ж. Гурко (молодая семья), Э.К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С. Кон (сексуальное поведение), Е.М. Черняк (социология семьи), Т.В. Шеляг, А.Н. Семиков, И.А. Солодовникова (объект социальной работы), З.А. Янкова (городская семья) и другие исследователи.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования, а также длящийся в настоящее время мировой финансовый кризис весьма болезненно отразились на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Молодые семьи – это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий.

На основе различных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей.

От того, какие стартовые возможности в современной России в условиях кризиса имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно — два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.

Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Существенно меняется роль семьи: 67% составляют простые семьи, состоящие из супружеской пары с детьми или без них. Число родившихся в таких семьях не позволяет обеспечить простое воспроизводство численности населения. Растет число детей, родившихся вне брака. Сокращается число заключенных браков, большинство разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70% от общего числа. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. С каждым годом увеличивается количество гражданских браков, где лидирующее положение занимают молодые пары. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн., т.е. почти на 10%. Детское население страны составляет в настоящее время около 37 млн. человек. В ближайшие 2-3 года детей в школах станет на 33% меньше. В 2009 г. число выпускников составит 1,3 млн., а количество мест для приема в вузы и учреждения профтехобразования — 1,7 млн.

По данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье «не так»?» были получены следующие ответы:

  • низкие доходы — 69%;
  • плохое здоровье — 29%;
  • бытовые трудности — 17%;
  • усталость- 16%;
  • опасение потерять работу — 14%;
  • безысходность и плохое жилье — 12%;
  • невозможность дать детям хорошее образование — 9%;
  • нехватка свободного времени — 8%;
  • пьянство, наркомания — 2%;
  • плохие взаимоотношения в семье — 2%;
  • затруднились ответить — 9% .

В связи с этим многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

www.tsutmb.ru

«Роль семьи в современном обществе»

Выступление на общешкольном родительском собрании

«Роль семьи в современном обществе»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Социализирующие функции семьи

Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков к учёбе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвёртых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье обусловлены атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания ли которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % — формируют правонарушителей.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жёсткости-мягкости» стиль может быть определён как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой — может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить тёплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец — более авторитарен, мать — демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение — один из основных факторов формирования личности ребёнка. Именно доверительное общение в семье является важным условием для благоприятного психоэмоционального состояния ребенка.

Я хочу сейчас обратиться к родителям подростков. Воспитание подростков — дело весьма непростое. Некоторые из коммуникативных тактик могут применяться в течение долгого периода времени, чтобы снять стресс у подростка. Если вы подозреваете, что ваш ребенок находится в состоянии депрессии или же у ребенка появилось несвойственное ему поведение, найдите время, чтобы внимательно выслушать его. Если вы не думаете, что проблема серьезная, то помните, она может быть очень серьезной для того, кто еще растет и развивается. Очень важно поддерживать открытую связь, даже если ребенок этого (как ему кажется) не хочет. Избегайте говорить вашему ребенку, что ему делать; вместо этого, слушайте его внимательно, и вы сможете обнаружить причину возникшей проблемы.
Если вы чувствуете, что не можете вывести вашего ребенка на откровенный разговор, или вы сомневаетесь, то вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту психологической службы.

А в заключении, я хотела бы вам прочитать притчу о Разумном воспитании.

Притча о Разумном воспитании

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

— Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец, — если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.

multiurok.ru

Семья в современном обществе, ее основные функции, задачи

Семья в современном обществе, ее ценности и принципы отходят на второй план. Молодых людей более всего интересует зарабатывание денег, нежели создание ячейки общества. О существующих проблемах в семейных отношениях свидетельствует большое количество разводов. семья в современном обществеОднако, каждый человек рано или поздно приходит к осознанию того, что никакие материальные блага не в силах заменить родных людей.

Что понимается под термином семья в современном обществе

ячейка обществаСемьей называют малую группу людей, которая живет и развивается по своим собственным законам. Семья зависит от внешних факторов, таких как экономика, политика, религия, ситуация в обществе. При этом, семья – это довольно автономная и самостоятельная единица.

Какие семьи встречаются в современном обществе

три поколения одной семьиОснова семьи – это пара, скрепленная узами законного брака. Однако, есть и такие люди, которые проживают вместе и ведут общую деятельность, хотя их брак официально не зарегистрирован.

Современная психология допускает широкую классификацию семей. В основе каждой из классификаций лежит определенный критерий.

Критерии классификации семей:

  1. Наличие или отсутствие родственных связей. По данному критерию семейные психологи выделяют семьи нуклеарные и расширенные семьи. Семья нуклеарная представляет собой семейную пару, мужчину и женщину. В семье расширенного типа на одной территории с этой парой проживают родители кого-то из супругов, их бабушки или дедушки иди другие родственники.
  2. Наличие или отсутствие детей. В данном случае выделяются пары бездетные, малодетные (1 ребенок), среднедетные (2 ребенка) и многодетные (3 и более детей).
  3. Отдельное или совместное проживание. Выделяют семьи, которые проживают в доме родителей жены, остаются на постоянное место жительства у родителей мужа. А также те, кто переезжает в свое собственное жилье.
  4. Персона, которая является главой семьи. Данный критерий показывает, кто в семье отвечает за принятие важных решений.

Функции современной семьи

общественный институтСемья – это общественный институт, который поддерживает в обществе состояние стабильности.

Семья в современном обществе должна выполнять следующие функции:

  1. Репродуктивная. Направлена на продолжение рода и повышение уровня демографии в стране.
  2. Воспитательная. Семья – это первоисточник правил, нравственных идеалов и патернов поведения. Еще философы Древней Греции описывали семью как неотъемлемую часть успешного осуществления воспитательного процесса.
  3. Хозяйственно-экономическая. Сюда относится ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей и финансов, организация досуга, взаимопомощь.
  4. Восстановительная. Ученые утверждают, что гармоничные семейные отношения на половину обеспечивают успех в бизнесе, работе, учебе, творческой деятельности. То есть, для современного человека семья должна быть источником поддержки и вдохновения, придавать человеку уверенность в себе и дарить чувство эмоционального комфорта.
  5. Регулятивная. Современное общество поощряет верность своему партнеру, настоящие чувства и моногамию. То есть, институт семьи обеспечивает регуляцию физических инстинктов человека.
  6. Коммуникативная. Каждый человек нуждается в общении, поэтому члены семьи должны быть хорошими собеседниками друг для друга.
  7. Социальная. Семья и общество неразрывно связаны между собой, потому как именно в семье закладываются основы человеческой личности, происходит его знакомство и традициями народа, прививаются понятия о честности, справедливости, гражданском долге.

Проблемы современных семей

проблемы в семьеК сожалению, в реальной жизни все складывается далеко не так гладко, как этого хотелось бы.

Какие проблемы и трудности преследуют семью в современном обществе:

  1. ЗАГСы принимают множество заявлений, но статистика разводов с каждым годом только возрастает.
  2. Даже через несколько лет совместной и счастливой жизни пары принимают решение о разводе, мотивируя это множеством причин.
  3. Разведенные люди не стремятся вступать в новый брак, так как долгие годы не могут пережить боль и стресс от того, что рухнула их семья.
  4. Некоторые молодые люди принимают решение о вступлении в брак, как только им исполнилось 18 лет, но по факту они все еще являются иждивенцами. Раннее вступление в брак мешает им получить полноценное образование и построить карьеру. Кроме того, у таких браков велик процент распада.
  5. Каждый третий ребенок в России рождается в семье, не скрепленной узами брака. Когда речь заходит о молодых матерях, от 16 до 18 лет, то практически половина из них воспитывают ребенка в одиночестве.
  6. Дети, рожденные вне брака, часто сразу после роддома направляются в дома малютки, так как родители не готовы взять на себя ответственность за ребенка.
  7. По последним данным около 20% российских семейных пар вообще не хочет иметь детей. Особо такие тенденции распространены в среде интеллигенции.
  8. Многие семьи, особенно жители крупных городов, ограничиваются рождением только одного ребенка.семья в современном обществе

Гармонично построенные семейные отношения позволяют приумножать и сохранять идеалы доброты, справедливости, любви, верности и уважения.

В нашем мире мало чего-то по-настоящему светлого и радостного, поэтому институт семьи в современном обществе нуждается в поддержке и охране.

Кирилл Хломов о семье в современном обществе — видео

mind-control.ru

54. Значение и функции семьи в современном обществе.

Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества. Брак представляет собой начало и ядро семьи.

Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:

детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек; профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;

прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. 55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов

Под конфликтом в социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия. Широкая распространенность этого явления и обостренное внимание к нему со стороны общества способствовали возникновению социологии конфликта как одной из специальных, частных социологических теорий.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

1. Важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.

2. Следующая важнейшая функция семьи — функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

3. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес.

55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов.

Значительное внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли (XVI в.) в работах, посвященных Римской истории. Рассматривая конфликты разного уровня, он отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Английский экономист А.Смит в конце XVIII века обосновал тезис о том, что в основе конфликтов лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Существенный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одной из их причин он назвал социальную поляризацию общества.

В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликты — это неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались такие разные по своей ориентации ученые, как М. Вебер и К. Маркс. Марксизм с позиции материалистического понимания истории рассматривал конфликты как порождение прежде всего социального неравенства, проявляющееся в классовой борьбе и революциях.

Функции социальных конфликтов:

1) Позитивные:

• информирование о наличии социальной напряженности;

• стимулирование социальных изменений;

• снятие социальной напряженности.

2) Негативные:

• создание стрессовых ситуаций;

• дезорганизация социальной жизни;

• разрушение социальной системы.

studfile.net

Роль семьи в обществе

В статье рассматривается место семьи в современном обществе.

Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.

Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций.

В своем произведении «Гармоничное поколение — основа прогресса Узбекистана» первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье, высказал суждение о долге родителей перед детьми: «С первых дней своего рождения ребенок живет в семье. Здесь он впитывает семейные ценности, традиции, привычки. А главное, через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества.

Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.

В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.

В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания [8]. В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.

В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.

Учение ислама, признает, что дети в руках родителей — это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.

В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. В традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

  1. Авторитарный (лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
  2. Демократический (партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит к нарушению ее функций.

Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

  1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьи пищей, жильем, одеждой и т.д.
  2. Функция первичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
  3. Воспитательная функция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание.
  4. Рекреационная и психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувства защищенности [7].

Функция первичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и направлены на воспитание личности ребенка.

Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Далее мы рассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

1. Механизм единства подражания, имитации, идентификации.

Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.

2. Механизм полоролевой идентификации.

Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения.

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения.

Осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является результатом поведения

4. Конформность.

Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. В одном случае конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. В другом случае конформность можно определить как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения.

5. Негативизм.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили наиболее распространенные [2].

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладением социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости,

Наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми [11]. Семья является базисной основой социализации, важнейшим социальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка [12].

Современная семья переживает серьёзные трансформации, которые требуют осмысления со стороны ученых и практиков, в результате чего создаются новые социальные теории и классификации семей по различным основаниям.

novainfo.ru

Роль семьи в обществе и её социально-философская интерпретация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК371.018 З.А.ХАКИМОВА

ББК 74.200,56

РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Современный этап развития социума, где многие представители гуманитарных наук его называют в культурологическом аспекте постмодернистским и технотронным, ставит перед человечеством проблему выбора сценария дальнейшего развития. Разумеется, в этих условиях феномен семьи переживает серьезный кризис. Его суть и назначение нуждаются в глубоком осмыслении, выявлении базовых семейных ценностей, особенностей современных семейно-брачных отношений, обеспечивающих существование семьи как формы самоопределения и самоутверждения человека в его духовном и материальном бытии (11).

Вне всякого сомнения, семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия национального общества и личности. Поскольку духовность внутреннего мира человека выражает его родовую сущность, определяет содержание и свойства жизненного пространства личности, поэтому она выступает конструктивным моментом ее социального поведения и способом самореализации (9).

Как показывает история развития человечества, до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи, как исполнителя некоторых своих специфических социальных заказов, так как семья — это уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации; ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека. В этой связи совершенно справедливо, что основой формирования общечеловеческих ценностей является возрождение этнокультурных ценностей (гуманность, патриотизм, миролюбие, толерантность, тяга к науке, трудолюбие, красота, доброта, любовь к поэзии, музыкальный фольклор), которые вносят вклад в цивилизационный процесс (10).

Неоспорим тот факт, что семья формируется на основе одной из величайших ценностей человека, которая называется любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в социальном институте, называемом семьей.

Безусловно, в разные времена существовали различные взгляды на семью, на её ценностные основы, роль, значение и место в обществе. В этих воззрениях неизменным оставалось то, что значение семьи в жизни каждого человека и в жизни общества невозможно переоценить (2). При этом важно учесть, что семья развивается и изменяется вместе с обществом, и она является наиболее устойчивым и консервативным его элементом.

Как известно, в настоящее время процесс изменения социокультурных условий резко усугубляет противоречия между семейными и внесемейными отношениями. Они определяются специалистами как «ценностный кризис семьи». Совершенно естественно, что общество и государство всегда заинтересованы в наличии духовно прочной семьи, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения, прежде всего, — это здоровье нации в целом. Более того, именно в семье формируются основные личностные качества гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых должно отвечать потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества (13).

Характерно, что процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность — всё это далеко не полный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в современном таджикском обществе, происхождение которых, не в последнюю очередь, обусловлено и состоянием института семьи. Устранение этих явлений возможно только с укреплением семьи как полноценного социального института (13).

Необходимо серьезно исследовать семью с научно — философской точки зрения, как в трудах персидско-таджикских мыслителей средневековья, так и современности (1).Проблема семьи и семейных отношений мыслителями прошлого рассматривается в разных её аспектах. Прежде всего, они попытались проанализировать исторический путь развития форм брачно-семейных отношений подобно структуре, воспроизводящей человека как биологическую особь, и рассматривали развитие семьи как часть эволюционного процесса мировой истории.

Что касается персидско-таджикских мыслителей средневековья, то в их трудах семья характеризуется как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но и как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи ими признается как одна из важнейших и востребованных обществом (3).

Примечательно, что, основываясь на идеях Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, восточные перипатетики рассматривали его как институт, способный выполнять функции социализации и самоидентификации личности (1).По их мнению, государство — это форма общежития граждан, но не единственная, и другой такой формой они считали семью, которая предшествует государству, выступающему по отношению к ней как цель граждан, энтелехии семьи и человека (9). Как и Аристотель, для них человек -политическое, по своей природе, существо. Говоря о семье, предшествующей образованию государства, перипатетики пишут лишь о семье феодального общества, о которой они мыслили не исторически, считая, что эта сложившаяся при феодализме естественная форма общежития не подлежит никаким изменениям во все времена человеческого существования (1).

Философы-перипатетики, считая домоводство наукой, указывают, что данная наука занимается анализом проблем культуры семьи и помогает управлять семьей, налаживать отношения между ее членами, воспитывать детей, правильно, целесообразно вести хозяйственные дела. Эти мыслители также рассматривали причины возникновения семьи, определяя ее функцию продолжения рода, воспитания и обучения детей, анализировали нравственные отношения в семье, роль мужа, жены и других членов семьи, описывали способы ведения семейного хозяйства, проблемы семейного дохода и расхода и т.д. В совокупности они исследовали проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роль семьи в жизни общества и каждого индивида(4).

В связи с этим, заслуживает констатации утверждение современного таджикского исследователя М.Диноршоева, что «отдельный человек, по Ибн Сине, выживает и достигает счастья, лишь объединившись в сообщество себе подобных. Первичную и простейшую форму такого объединения он называет домом (семьей). Совокупность проблем, связанных с формированием и управлением домом (семьей), им анализируется во второй части практической философии, именуемой домоводством. Анализ соответствующих трудов мыслителя показывает, что возникновение и становление семьи он связывает с необходимостью добывания средств существования, а также сохранения и продолжения рода человеческого. Это означает, что мыслитель в семье видит, во-первых, хозяйственную ячейку по производству и добыванию средств жизни, во — вторых, способ производства непосредственной жизни (деторождения), обеспечивающий сохранение и продолжение бытия рода человеческого»(4).

Таким образом, определяя основные социальные аспекты семьи, персидско-таджикские философы средневековья в духе своих предшественников писали, что семья представляет собой сложное социальное образование: с одной стороны, она, как социальный институт, тесно взаимосвязана с другими социальными институтами государства и с социальными изменениями, происходящими в этом государстве. С другой стороны, семья, как малая социальная группа, имея свои закономерности функционирования, может и распасться. При изучении семьи, как социально-психологической группы, они большое значение придавали межличностным отношениям, взаимодействиям членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, организации семейной жизни и факторам устойчивости семьи как группы (муж, жена, дети, слуга и прожиточный минимум).

Например, в своем «Трактате о политике», в части «домоводства» Ибн Сино, анализируя проблемы человека в обществе, пишет, что «все — от царя до подданных, нуждаются в пище, являющейся основой жизни, и накоплении ее излишков для трудных дней… Человек нуждается в месте, где бы он мог сохранить для трудных своих дней то, что приобрел. Стало быть, человек вынужден строить себе дом и жилища. Когда человек построил дом и накопил там на свой «черный день» определенное имущество, у него возникла нужда в компаньоне, который мог бы охранять накопленное от разграбления. Стало быть, человек для сохранения накопленного имущества вынужден избрать себе заместителя. Однако

никто не может быть ему достойным заместителем, кроме женщины»(4).Вслед за анализом моральных и других качеств супругов, как основных составляющих семьи, средневековые восточные мыслители в своих трудах рассматривали основные функции семьи в обществе.

Как известно, у каждого из институтов есть свои, только ему присущие функции, определяющие его профиль, и функции, которые сопровождают действие основных. Функции же семьи нельзя разделить на главные и второстепенные; все семейные функции — главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семье пришлось приспосабливаться, к которым она была «принуждена» в определенных исторических условиях. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, наши мыслители выделяют в первую очередь именно семью. Они отмечают, что традиционно семья -главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена и тем, что именно в семье человек проживает большую часть своей жизни. Они также уделяли огромное внимание обучению ребенка ремеслу, его культуре речи, правилам поведения за столом, соблюдению личной гигиены и др.(8).

Общеизвестно, что семья — очень важное, ответственное дело человека. Она приносит полноту жизни и счастья, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Цель любого цивилизованного общества — счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно еще больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д. В Конституции Республики Таджикистан записано: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства» (7,63).

Поскольку каждая семья -это саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, общая культура. Функции, структура семьи, ролевое поведение членов семьи составляют сущность этой организации.

В настоящее время, когда не только в нашей стране, но и в мире в целом стал предельно ощутимым «дефицит нравственности», проблема нравственного воспитания приобретает более масштабный характер. Отрицательное влияние различного рода антиценностей на сознание, главным образом молодежи, через «массовую культуру», средства массовой информации и другие источники привело к проявлению бездуховности, потере многих нравственных ориентиров и ценностей. Сегодня как никогда необходимо обратить внимание людей на то, что высшей ценностью является сам человек, его культура, самосознание.

Бесспорно, важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Именно здесь закладываются основы личности ребенка, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как вести себя в различных ситуациях. В этой связи следует подчеркнуть главные аспекты проблемы семьи, к которым можно отнести следующие: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический. Они лежат в основе и определяют многофункциональность семьи, как важного социального института. Система взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности — с другой, формируют социальные функции семьи, важнейшими из которых на всем пути развития были прокреативная, хозяйственно-бытовая и воспитательная.

Уместно напомнить, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества и государства. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни содержит вышеназванные аспекты, и эффективность нравственного воспитания детей во многом зависит от правильного определения внутрисемейных социально-псхологических факторов (так называемый воспитательный потенциал семьи). Воспитательный потенциал семьи складывается из следующих

компонентов: материальная и жилищно-бытовая обеспеченность семьи; культурно-образовательный уровень родителей; морально-психологический климат, сохранение обычаев, традиций, семейных духовных ценностей. Соответственно, причинами, затрудняющими процесс формирования ребенка, могут быть: неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; отсутствие педагогических умений и навыков; чрезмерная родительская любовь; авторитарные методы воспитания и т.д. Главным условием максимально положительного влияния семьи на воспитание ребенка является, прежде всего, уровень морально-нравственной, педагогической и психологической культуры самих родителей, а также всех членов данной социальной организации.

Решение проблем семьи стало особенно актуальным для Таджикистана в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. В этих условиях рассмотрение семьи только в качестве социального института, в некоторой степени, сужает ее значимость до одностороннего качества нормативной единицы социума.

Более того, в связи с происходящими социокультурными изменениями, усугубляются противоречия между семейными и несемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи». Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной, вырастить биологически и нравственно здорового ребенка.

Неслучайно проблема воспитания в семье поднята на уровень национальной государственной политики Республики Таджикистан. За последние несколько лет разработана национальная концепция воспитания, основанная на достижениях современной таджикской педагогики и с учетом педагогических воззрений наших предков, был принят основополагающий документ в этой области закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в воспитании и учёбе детей»». С приобретением государственной независимости Республикой Таджикистан и принятием Закона РТ «Об ответственности родителей в воспитании и учёбе детей» (от 2.08.11, №762) весьма обострились и проблемы формирования в подрастающем поколении моральных качеств. И здесь, наряду с разработкой конкретных программ нравственного воспитания и соответствующих методик для учебных заведений страны всех уровней, во главу угла должна быть поставлена философия воспитания. При этом особое значение должно быть придано такому мощному инструменту, как формирование педагогической культуры семьи, обоснование этого процесса с научно-философских позиций.

Естественно, школьное образование ребенка нельзя рассматривать в отрыве от семьи, вне культурной традиции, как и жизнь его в семье нельзя анализировать вне соотнесенности со школой. Философия антропологии в данном случае четко констатирует, что общая культура школы и общая культура семьи — это не какая-то придуманная абстракция, а вполне определенная реальность. Для того чтобы оценить эту реальность в Таджикистане, нужна своя система координат, которая складывалась в течение долгой истории таджикского народа.

Примечательно,что такая система координат нашла своё отражение в Конституции Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», в Концепции национальной школы Республики Таджикистан и в других директивных документах Правительства Республики Таджикистан. Например, в Законе «Об образовании» отмечено: «Обязанностями родителей в семье является забота о физическом, духовном здоровье детей, создании необходимых условий для подготовки их к школе и развития у них способностей; воспитание у детей нравственных качеств: гуманизма, трудолюбия, щедрости, милосердия, уважения к культурным, национальным ценностям».

Разумеется,задачи нравственного воспитания, его содержание тесно связаны с проблемами общественного строя.Общечеловеческая мораль возникла, прежде всего, в семье, в условиях семейной жизни, в труде, в повседневной жизни. В настоящее время нравственные понятия и представления являются для всех понятными, сознательно усвоенными. Согласно этому, прочное усвоение основных общечеловеческих нравственных понятий и формирование на их основе убеждений и традиций считаются важной частью процесса духовного воспитания. Известно, что духовность является одним из важных основ общества. Любая деятельность основывается на нравственной позиции, так как нравственная норма в человеческом обществе занимает своё особое место и играет свою особую роль. Большинство же нравственных законов живут в сознании членов общества в форме традиций и обычаев.

Необходимо иметь в виду, что воспитание нравственных качеств с помощью народных традиций, обычаев — очень сложный и длительный процесс. Использование в воспитании детей лучших народных традиций и обычаев в соответствии с задачами и условиями современного общества весьма положительно влияет на нравственное развитие личности(5).

Заслуживает внимания то, что в большинстве передовых семей республики в последние годы вопросу нравственного воспитания детей в семье придаётся большое значение. Хотя в этой области сделано немало, однако, остаётся ещё ряд проблем, требующих достаточно полного освещения. Характерно, что воспитание нравственных качеств у детей в семье будет эффективным, если: а) воспитание детей в семье опирается на традиции народа; б) в этом процессе используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций; в) деятельность детей по формированию нравственных качеств осуществляется систематически и планомерно; г) обеспечивается взаимосвязь воспитания и самовоспитания нравственных качеств детей в семье; д) соблюдается преемственность и взаимодействие семейного, школьного и общественного воспитания; е) разработанные содержание, методы и приемы воспитания способствуют духовному обогащению личности(12).

Таким образом, анализируя роль семьи в обществе, можно утверждать, что она и результат и, пожалуй, еще в большей мере — творец цивилизации, а также важнейший источник социального и экономического развития общества.Семья производит главное общественное богатство -человека. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились и не обходится без семьи. В этом плане государство координирует нравственный и культурный потенциал семьи, общества и школы по целенаправленной социализации подрастающего поколения и активного его участия в семейной и общественной жизни; приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры путем приобщения его к национальной культуре.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абуали,ибни Сино.Тадбири манзил(Домоводство)/А.И.Сина.-Душанбе:Ирфон,1983.-С.13-28.-2т.

2. Авесто. Представление и исследование Джалила Дустхоха. Составитель таджикского текста Муаззами Диловар. Душанбе, 2001. -792 с.

3. Аристотель.Политика.Соч.Т.4. -С.375-644.

4. Диноршоев,М.Философия НасириддинаТуси/М.Диноршоев.- Душанбе.: Дониш. — 1968. — 156 с.

5. Исаев,С.И.Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье/С.И.Исаев. -Автореферат канд. дисс. Душанбе. 1974. -24с.

6. Ибн,Сина.Трактат о политике.Т.4.217 с.

7. Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан.

8. Мирбобоев,М.К.Этика Джалолиддина Давони/М.К.Мирбобоев.-Душанбе:Дониш,1992.-140с.

9. Платон.Государство. Соч. в 4-х т.т. Т. 3., 4.1. — М.: Мысль, 1972. — С.88-454.

10.Рахимов, М. Философия человека Абу Али ибн Сина (Авиценна)/М.Рахимов.-Душанбе: Эджод,2005.-332с.

11.Проблемы этики в философских учениях стран Востока. М.: Наука, 1966. — 270с.

12.Хакимова, З.А. Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков/З.А.Х,акимова.-Душанбе: Дониш,2013.-143 с.

13.Послание Президента РТ Э.Рахмон в Маджлиси Оли и Маджлиси намояндагон, январь,2015 г.

REFERENCES:

1. Abuali,ibni Sino.Tadbiri Manzil(Housekeeping). Selected Works/A.i.Sino.-Dushanbe: Cognition, 1983.-Р. 13-28.-2 v.

2. Avesto.Presentation and Exploration by Jalil Dustkhoh. Compiler of the Tajik text: Muazzami Dilovar.-Dushanbe, 2001.-792 p.

3. Aristotel.Politics. Composition.-V.4.-Р.375-644.

4. Dinorshoyev,M.Philosophy of Nasriddin Tusi/M.Dinorshoyev.-Dushanbe:Knowledge,1968.-156 p.

5. Isayev,S.I.National Traditions and Experience on the Labour Upbringing of Kids in the Family. Synopsis of candidate dissertation/S.I.Isayev.- Dushanbe, 1974. — 24 p.

6. Ibn, Sino. Treatise Concerned with Policy. — V.4. — 217 p.

7. Constitution (Special law) of Tajikistan Republic.

8. Mirboboyev,M.K.Ethics of Jaloliddin Davoni/M.K.Mirboboyev.-Dushanbe:Knowledge,1992.-140 p.

9. Platon.State.Compositions. In four volumes.-V.3.,4.1.-M.:Thought,1972.-454 p.

10.Rahimov,M.Philosophy of the Human-Being Abu Ali ibn Sino by Name/M.Rahimov.-Dushanbe:Invention,2005.-332 p.

11.The Problems of Ethics in Philosophical Tenets of East Countries.- M.: Knowledge,1996.-270 p.

12.Hakimova,Z.A.Cultural-Anthropological Conception of Family in Pectical Philosophy of Eastern Peripataetics/Z.A.Hakimova.-Dushanbe:Knowledge,2013.-143 p.

13.The Message of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rakhmon to Majlisi Oli, Namoyandagon of Tajikistan Republic.January,2015.

Роль семьи в обществе и её социально-философская интерпретация

Ключевые слова: семейные ценности, духовное и материальное бытие, асоциальные явления, социализирующая функция семьи, практическая философия, специфические функции семьи, институт воспитания, нравственное развитие личности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социально- философской интерпретации семьи в обществе. Подчеркивается, что семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия национального общества и личности. Определяется основные социальные аспекты семьи в средневековой персидско-таджикской философии и сегодняшнего цивилизованного общества.

Обобщается, что решение проблем семьи стало особенно актуальным для Таджикистана в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. Значительное внимание уделяется решения проблемы воспитания в семье на уровне национальной государственной политики Республики Таджикистан.Подытоживается, что государство координирует нравственный и культурный потенциал семьи, общества и школы по целенаправленной социализации подрастающего поколения и активного его участия в семейной и общественной жизни; приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры путем приобщения его к национальной культуре.

The Role of Family in Society and its Social-Philosophical Interpretation

Keywords: family values, spiritual and material everyday life, asocial phenomena, socializing function of family, practical philosophy, specific function of family, institute beset with upbringing, moral development of personality

The article dwells on the current problems associated with social-philosophical interpretation of family in the society for today. It is emphasized that family is a bearer of domestic traditions of spirituality evinced in all specters in regard to everyday life of both national community and individuality. The author defines the principal social aspects of family in the mediaeval Persian-Tajik philosophy and today’s civilizational society as well.

It is suggested that the solution of family problems have mainly become an actual one in Tajikistan, in connection with global overvalued social values thus or otherwise preconditioned by the new cultural-historical reality. Significant attention is paid to the solution of the problems in question at the level of national statalpolicy of Tajikistan Republic.

In a nutshell, the author comes to the conclusion that state coordinates both moral and cultural potential of family, society and schools in targeted socialization of the growing generation and its active participation in family and social life; introduction of the young generation into common human values and ideal culture by means of imbuing it to the national culture being taken into consideration as well. Сведения об авторе:

Хакимова Зумрад Абдухафизовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: zumrad@mail. tj Information about the author:

Hakimova Zumrad Abduhafizovna. Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the department of philosophy under Khujand State University named after acad.B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

cyberleninka.ru

Добавить комментарий