Беседа психолога с подростком о поведении: Диагностическая беседа школьного педагога-психолога с подростком

Содержание

Диагностическая беседа школьного педагога-психолога с подростком

Диагностическая беседа педагога –психолога с подростком

В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы? Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).

Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».

Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.

Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

o    Увлекаешься ли ты чем-нибудь? Что ты любишь больше всего делать? Какое занятие для тебя самое любимое? Есть ли у тебя хобби?

o    Как ты относишься к спорту? Занимался ли ты каким-нибудь видом спорта? Если бросил заниматься, то почему? Собираешься ли возобновлять занятия?

o    Любишь ли ты смотреть кино- и видеофильмы? Какие фильмы тебе нравятся больше всего? Кто твой любимый герой? Смотришь ли ты телесериалы? (Если подросток смотрит телесериал, который идет по телевидению в момент обследования, то следует расспросить его о любимых героях, об интересных эпизодах, кому сочувствует, кого ненавидит, как и кому из героев хотел бы помочь).

o    Любишь ли ты читать? Какие книги тебе наиболее интересны? Какую книгу ты читаешь сейчас? Какую книгу ты только что прочитал? О чем она? Кто твой любимый автор? Кто твой любимый герой? Кому из книжных героев ты хотел бы подражать? (Задается большое количество вопросов в связи с тем, что дети иногда говорят, что они любят читать, просто для того, чтобы произвести хорошее впечатление.

)

o    Занимаешься ли ты в каком-нибудь кружке? (Если нет, то, в каком кружке хотел бы заниматься — технического творчества, драматическом, хореографическом, изобразительного искусства и т.д.)

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

o    Создашь ли ты семью, когда вырастешь? Сколько бы тебе хотелось иметь детей? Хотел бы ты, чтобы родители жили вместе с тобой или отдельно?

o    Рассчитываешь ли ты, что у тебя будет квартира, дача, дом, машина и т.д. Как быстро? Как ты собираешься достичь материального благополучия – сам, с помощью родителей и т.д.?

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы.

В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.

В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.

Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:

– Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь? Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники? Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел? Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?

Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.

Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.

В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.

o    Есть ли у тебя какие-либо трудности в жизни? Как ты их преодолеваешь?

o    Как себя ведешь, когда у тебя что-либо не получается, например, задача по математике, чертеж, сборка велосипеда, шитье платья? (Естественно, содержание вопроса зависит от пола, интересов и возраста подростка.)

o    Всегда ли доводишь начатое дело до конца или часто бросаешь его на полпути?

o    Считаешь ли себя организованным человеком? Придерживаешься ли определенного распорядка дня?

o    Если перед выполнением намеченного дела твое внимание привлечет более интересное, но менее важное занятие, что ты предпочтешь? Например, классный руководитель попросил тебя прийти к определенному часу в школу, чтобы помочь оформить новый стенд, но перед выходом из дома ты обнаруживаешь, что по телевидению показывают новый интересный фильм с участием твоих любимых героев, который давно хотел посмотреть.

Какое решение примешь – пойдешь в школу или останешься дома смотреть фильм?

o    Считаешь ли ты себя ленивым человеком? Считают ли тебя ленивым учителя, родители, друзья?

o    Хотел бы стать более смелым человеком, чем ты есть сейчас?

В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.

В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.

Можно задать следующие вопросы:

– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?

Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, – раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?

Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?

Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:

– Как часто эти чувства появляются у тебя? Что ты ощущаешь, когда они возникают? Когда они появляются у тебя? В какое время дня они наиболее и наименее сильны? Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут? Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?

Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит. Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.

– Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела? Когда они возникают? Опиши свои ощущения.

– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.

– Доволен ли ты своим характером? Какие черты характера тебе нравятся? Какие не нравятся? Как окружающие -относятся к недостаткам твоего характера? Как ты реагируешь на это? Пытаешься ли ты исправлять негативные черты своего характера? Что для этого делаешь? Доволен ли характером близких людей, учителей, одноклассников? Какие черты характера тебе больше всего нравятся в людях, а какие больше всего не нравятся?

Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков. Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».

Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.

– Есть ли в доме домашние животные? Кто за ними ухаживает? Любишь ли ты свою кошку (собаку)? Нравится ли тебе тискать животное? Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль? Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).

Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда. Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.

Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются.

Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.

Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним – в какой форме.

Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.

В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.

Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами. Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы. В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке (в классе и т. д.).

 

Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса

Автор: Сметанина Надежда Анатольевна

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 24.12.2015

Статья просмотрена: 2241 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Сметанина, Н. А. Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса / Н. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9396/ (дата обращения: 24.05.2023).



 

Важным инструментом в преодолении кризисного состояния подростка, будь то состояние истерики, апатии, в случае потери близкого человека или попыток суицида, является индивидуальная профилактическая беседа. Эффект беседы заключается в том, чтобы ребенок «выговорил свою боль». При этом педагогу вовсе не обязательно сразу же отправлять обратившегося к нему подростка к психологу или другому специалисту.

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы.

1. Начальный этап — цель — установление эмоционального контакта, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Главная задача — убедить подростка в эмоциональном «принятии», сочувствии и готовности к пониманию. Это следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией.

Психологические приемы начального этапа:

          «повторение содержания» — педагог сообщает подростку, что внимательно слушает его и понимает;

          «отражение эмоций» — выделение эмоционального компонента, какого-либо факта и сообщение его подростку. Например: «Представляю, какая обида охватила тебя, когда ты услышал, как тебя грубо назвал друг». Данный прием стимулирует более открытое проявление эмоций и особенно показан в тех случаях, когда подросток испытывает тоску, подавленность, обиду;

          «означивание ситуации или переживания» — выделение из высказываний основного значения: «Если, я правильно тебя поняла, учитель постоянно упрекает тебя?»;

          «установление последовательности событий» — повторение сообщенных фактов в их причинно-следственной или временной последовательности;

          «разработка» — углубление в тему; после того как педагог сориентировался проблеме, он направляет беседу на обсуждение наиболее важного вопроса. Разработка должна осуществляться тактично, ее нельзя превращать в расследование;

          «поиск источника эмоций» — подростку предлагается задуматься над своим эмоциональным состоянием и установить его причины, поскольку для лица находящегося в кризисном состоянии, часто характерно непонимание связей между поступками и реакциями на них. Например: «Как ты сейчас чувствуешь себя? Эти чувства (обиды, злости — перечислить) вызвало у тебя это происшествие?».

2. Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису, снятие ощущения безысходности.

Вместе с подростком нужно установить последовательность событий, в результате которых сложилась критическая ситуация. Во многих случаях подростку представляется, что данная ситуация могла сложиться только у него, в силу его недостатков и ошибочных действий. Педагог должен тактично подчеркнуть, что аналогичные ситуации встречаются в жизни многих молодых людей (прием «преодоление исключительности ситуации»).

Часто критические обстоятельства, в силу возрастных и психических особенностей подростка, представляющие как требующие немедленного, неотложного решения. В таких случаях нужно подчеркнуть, что у ребенка есть время на обдумывание ситуации, на принятие решения (прием «снятия остроты»).

Так же необходимо во время беседы установить сведения о близких подростку людях, не связанных с данной кризисной ситуацией. Эти люди будут резервными источниками поддержки и помощи.

На втором этапе беседы используются приемы, поддерживающие и углубляющие контакт и коммуникацию:

        «структурирование ситуации»;

        «поддержка успехами»;

        «включение в контекст»;

        «терапия успехами и достижениями».

3. Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Необходимо выяснить у подростка, что является позитивно значимым для него в данный кризисный период. Совместный с педагогом поиск адекватных способов поведения придает подростку уверенности в своих силах, восстанавливает самооценку, способствует повышению ответственности за свое поведение.

Ведущими приемами этапа представляются:

          «интерпретация» — высказывание гипотез, указывающих на отдельные аспекты кризисной ситуации, а также возможные способы ее разрешения;

          «планирование» — побуждение к словесному оформлению планов предстоящей деятельности;

          «удержание паузы» — целенаправленное молчание педагога, которое имеет своей целью предоставление подростку, возможности проговаривания разрабатываемых планов. Молчание должно сообщать подростку, что педагог ждет его слов.

4. Завершающий этап — окончательное формулирование планов действий, активная поддержка подростка. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. На этом этапе педагог должен несколько раз выслушать и внушить подростку веру в свои силы и возможности, напомнить, что ранее он успешно преодолевал трудности.

Ведущими приемами этого этапа являются:

        «логическая аргументация»;

        «переубеждение»;

        «рациональное внушение уверенности».

В завершении работы педагог предлагает подростку дальнейшие контакт, необходимо назначить конкретное время следующей встречи. Цель второй беседы, как правило, через 2–3 дня — интеллектуальное освоение ситуации. На фоне сформировавшегося контакта педагог помогает подростку принять реальность случившегося. Осуществляется «обратная связь» — совместно разработанный план действий — совместный анализ результатов — дальнейшее планирование деятельности.

 

Литература:

 

  1. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб., 2001.
  2. Методическое издание «Экстренная психологическая помощь в случаях совершенного суицида (попытки суицида) в образовательных учреждениях. ПОНИЦАА, Пермь, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, кризисная ситуация, педагог, начальный этап, прием, этап.

Похожие статьи

Условия

педагогической поддержки детей в период кризиса трех…

Заключительным являлся рефлексивный этап, на данном этапе осуществлялся анализ кризисных проявлений в поведении детей путем

В число этих приемов входили, вербальные приемы, такие как словесное поощрение, положительная оценка, создание ситуации успеха.

Принципы и

приёмы психолого-педагогического воздействия на…

Поведение подростка в ситуации может зависеть от его оценок этой ситуации, от

Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом, психологом, установлению

3. Целью диагностического этапа является осознание подростком сути проблемы, проявление…

Коррекция

кризисных состояний среди несовершеннолетних

2.Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности.

Для подростков и взрослых, наиболее эффективными методами и приёмами, как в профилактической

Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа и начала следующего.

Проблемная

ситуация как условие развития познавательной…

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере. Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие…

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за

На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за…

Технология развития

критического мышления…

Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом.

Таким образом, целесообразно на этапе рефлексии применять индивидуальные и групповые приемы развития критического мышления.

Пути профилактики девиантного поведения детей и

подростков

Последнее обстоятельство обусловливает поиск средств выхода из критической ситуации, что и способствует развитию той или иной модели

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и заканчивается ориентировочно в 3 года.

Психологические особенности детей, переживших травматические…

Наибольшей сложностью при преодолении кризисных ситуаций сталкиваются дети, так как у них не сформированы конструктивные модели поведения.

— морально-этические кризисы. Возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который. ..

Возможности психолого-

педагогической профилактики…

Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который

Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и

Третичная профилактика является кризисной формой…

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Условия

педагогической поддержки детей в период кризиса трех…

Заключительным являлся рефлексивный этап, на данном этапе осуществлялся анализ кризисных проявлений в поведении детей путем

В число этих приемов входили, вербальные приемы, такие как словесное поощрение, положительная оценка, создание ситуации успеха.

Принципы и

приёмы психолого-педагогического воздействия на…

Поведение подростка в ситуации может зависеть от его оценок этой ситуации, от

Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом, психологом, установлению

3. Целью диагностического этапа является осознание подростком сути проблемы, проявление…

Коррекция

кризисных состояний среди несовершеннолетних

2.Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности.

Для подростков и взрослых, наиболее эффективными методами и приёмами, как в профилактической

Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа и начала следующего.

Проблемная

ситуация как условие развития познавательной…

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере. Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие…

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за

На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за…

Технология развития

критического мышления…

Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом.

Таким образом, целесообразно на этапе рефлексии применять индивидуальные и групповые приемы развития критического мышления.

Пути профилактики девиантного поведения детей и

подростков

Последнее обстоятельство обусловливает поиск средств выхода из критической ситуации, что и способствует развитию той или иной модели

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и заканчивается ориентировочно в 3 года.

Психологические особенности детей, переживших травматические…

Наибольшей сложностью при преодолении кризисных ситуаций сталкиваются дети, так как у них не сформированы конструктивные модели поведения.

— морально-этические кризисы. Возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который. ..

Возможности психолого-

педагогической профилактики…

Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который

Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и

Третичная профилактика является кризисной формой…

Разговор между детским психологом и специалистом по развитию ОТ

Неспособность маленького ребенка участвовать в терапевтической игре вызывает тревогу, когда его поведение становится хаотичным и неуправляемым. То, как он нашел помощь, было прекрасным сотрудничеством между двумя лучшими программами общественного ухода. Доктор Донна Рифкен и психотерапевт Шерил Хант.

Доктор Донна: Шерил, вы помните, как Ребекка (приемный родитель) описала нам 5-летнего Калеба, когда его поселили в ее доме? Она, одна из самых опытных приемных родителей маленьких детей, охарактеризовала его как одного из самых физически гиперактивных, агрессивных и «диких» детей, о которых она когда-либо заботилась.

Он бегал по дому, топтал игрушки, пинал кошек, плевал в других детей и хватал еду с семейной тарелки. У него были проблемы с засыпанием по ночам, он прыгал с кровати на кровать, отказывался ложиться и несколько раз вставал ночью с плохими снами или просто бегал по дому.

Мисс Шерил: Да, конечно. Мы задавались вопросом, как этот малыш мог пережить столько травм, сколько он пережил, и при этом вообще быть в состоянии уживаться со взрослыми.

Травмированное детское тело может все общаться.

Поскольку его травма началась, когда он был еще младенцем, у него не было слов, чтобы выразить свой страх, тревогу и гнев. Его тело само сообщалось, показывая нам, как он расстроен. Такое неорганизованное и интенсивное движение часто отражает «внутренние чувства» паники и ужаса.

Доктор Донна: Я увидела его первой и начала психотерапию ребенка и родителей с учетом травм (TICPP) с Калебом и его приемной матерью, чтобы исследовать травматические воспоминания, о которых мы знали, и снизить его чувствительность к страху и беспокойству, которые постоянно возникают в этих воспоминаниях. срабатывает в его теле.

Я использовал персонажей Playmobil, чтобы разыграть некоторые плохие воспоминания, которыми он поделился или о которых я знал. Мы всегда создавали исцеляющую, безопасную концовку с его приемной мамой как часть истории. Но, честно говоря, я изо всех сил пытался помочь Калебу использовать игру и слова, чтобы описать его «внутренние чувства».

Я мог сказать, когда он начал беспокоиться, потому что его поведение стало хаотичным и неуправляемым.

Помощники, как и полицейские, стали вредителями без всякой причины. Водители скорой помощи начали наезжать на раненых пациентов, подбрасывая их в воздух, а хорошие папы со зловещим смехом превращались в плохих пап.

В других случаях он становился беспомощно глупым, поворачивался ко мне спиной, смеялся или прыгал по комнате, пока взрослому не приходилось физически держать и качать его.

TICPP — отличное средство для детей, которые могут переносить организованную игру с началом, серединой и концом или, по крайней мере, с некоторой различимой последовательностью. Но я изо всех сил пытался помочь ему найти способ организовать свои мысли и поведение, чтобы он мог разыграть историю.

Мисс Шерил: Да, в этом была проблема – он привык изображать свои страдания телом и не имел опыта двигаться и думать так, чтобы это успокаивало или успокаивало.

Если он не мог двигаться организованно, как он мог так себя чувствовать? Думаю об этом. Движение само по себе облегчает общение.

Вы когда-нибудь слышали о детях, играющих на детской площадке в тишине?

После веселого движения мы все склонны к разговорчивости. Телефонные компании много лет назад поняли, что движение облегчает общение, поэтому они отвязали телефоны, чтобы мы могли ходить и говорить. Мы лучше обрабатываем чувства и мысли, когда движемся.

Базовые навыки «нижнего мозга» поддерживают функции более высокого уровня, такие как мышление и чувства. Мы начали ритмично двигаться в утробе матери, и с тех пор мы зависели от движения, чтобы помочь нам упорядочить и организовать наше развитие.

Движение имеет решающее значение для любой другой функции мозга, включая память, эмоции, речь и обучение» (Ratey, 2001).

Д-р Донна: Вам пришла в голову блестящая идея запланировать сеансы ОТ Калеба прямо перед его сеансами TICPP со мной. Я могу сказать вам, что это сильно повлияло на способность Калеба участвовать в терапевтической игре со мной и его приемным отцом.

Он приходит на сеанс, выглядя и двигаясь более плавно и непринужденно. Он с меньшей вероятностью растворится в глупом избегании, а персонажи-помощники не превратились в обидчиков за несколько месяцев.

Теперь, когда его тело, похоже, обрело удобный ритм, его слова стали для него более доступными. Мы с ним начали когнитивно-поведенческую терапию, ориентированную на травму, адаптированную для детей младшего возраста, и он начинает находить слова, чтобы выразить свои «внутренние чувства».

Слова позволяют нам устанавливать связи между воспоминаниями и мыслями.

Мисс Шерил: Это именно то, на что мы надеялись, не так ли? Ум не может понять, что тело не получило или не закодировало.

Когда мы начинаем с концентрации на физическом движении и сенсорной обработке, мы помогаем привнести в тело организованность и ритмичность. Когда это происходит, ум может успокоиться.

Тело — это портал в разум, а разум может быть порталом в тело. Мы являемся единым организмом, и соединение тела и разума позволяет нам максимально использовать наши человеческие таланты и ресурсы.

Тело и разум как лучшие друзья…. Вот это идея!

Здесь, в CCP, мы постоянно стремимся искать творческие решения для тех детей, которые кажутся «недосягаемыми». Наше последнее открытие состоит в том, что только профессиональная терапия и лечение психического здоровья могут быть неэффективными. Однако, когда мы совмещаем эти два вмешательства (в один и тот же день) — ВОЛШЕБСТВО!

Родителям и детям может быть сложно бегать на несколько поведенческих, психических, трудотерапевтических, групповых ДПТ и других специализированных лечебных мероприятий в течение недели или месяца.

Дети часто пропускают занятия в школе, а родителям приходится отпрашиваться с работы или жертвовать другими личными потребностями.

Больше лечения не означает положительных результатов.

Когда дети не реагируют на один вид лечения, благонамеренные команды иногда попадают в ловушку, загружая молодежь или семью множеством различных услуг. Это мышление «чем больше, тем лучше» может привести к выгоранию детей, родителей и поставщиков услуг.

Что, если мы стратегически выберем комбинацию вмешательств, таких как последовательные сеансы трудотерапии/психотерапии в один и тот же день, которые нацелены на конкретные потребности молодежи, а не просто добавляют дополнительные услуги? Что ж, как показывает этот конкретный случай, это может быть — ВОЛШЕБСТВО!

Если вы хотите проконсультироваться по поводу случая, в котором может помочь комбинация лечебных вмешательств, таких как случай, описанный в этой статье, свяжитесь с нами.

Разговоры между родителями и подростками

Прочитайте наше последнее исследование о том, как лучше общаться с подростками, в этом посте.


Если вы родитель, вы можете узнать следующие сценарии:

Родитель: Как прошел ваш день?

Подросток: Отлично (уходя в свою комнату).

Родитель: Кому ты пишешь?

Подросток: Никто (она продолжает смотреть вниз и печатать).

Родитель: (После того, как она некоторое время наблюдала за тем, как ее подросток общается в Интернете) О чем вы говорили со своими друзьями?

Подросток: Ничего (он закрывает дверь в свою комнату).

В такие моменты родители могут чувствовать разочарование и обиду, особенно когда подростки относятся к родителям так, будто их нужно терпеть, а не принимать.

Подобные обмены могут быть не только неудовлетворительными, но и вредными для наших отношений. Когда мы с моей дочерью Юми размышляли о том, как родители и подростки способствуют сбоям в общении, это напомнило нам теннис. Используя теннисную метафору для того, что происходит в наших разговорах, мы написали серию статей из трех частей, чтобы предложить идеи и практические советы с точки зрения подростка (Юми), а также с точки зрения мамы и психолога (Сьюзан).

Подготовка к беседе: Исходный уровень
Взгляд Юми

Многие из моих друзей говорят, что их родители не знают или не понимают их. Они думают, что их родители даже не пытаются.

Вместо этого родители, кажется, говорят с подростками о том, чего они от них хотят. У меня есть подруга, которая только что призналась мне, что отец говорит с ней только об оценках, и она чувствует себя разочарованной, обиженной и оторванной от него. Мы с другом подумали, что, может быть, это единственный известный ему способ связаться с ней. Возможно, многие родители не осознают, что именно так они кажутся своим подросткам. А может быть, некоторые родители просто не умеют общаться.

Когда я впервые научился играть в теннис, мне нужно было знать все компоненты теннисного корта, а также правила игры, прежде чем я мог играть. Меня учили наносить все удары в пределах корта, чтобы выиграть очко. Я узнал, что базовая линия — это то, где я готовлюсь к подаче или получаю подачу в начале каждой игры. Например, когда я готовлюсь к подаче, я должен стоять на исходной линии в готовом положении: колени согнуты, вес немного вперед, ракетка поднята вверх и перед моим телом, глаза на мяче, а мысли сосредоточены. Если я не буду готов играть, то, скорее всего, потеряю очко, а может быть, и партию.

Во многом то, что происходит в теннисе, похоже на разговоры между родителями и их подростками. В теннисе нужно знать игру. В наших семьях мы должны знать друг друга.

В теннисе мне нужно знать, куда ударить по мячу, чтобы выиграть. Есть четкие линии, которые я не должен пересекать, если хочу забить. То же самое и в отношениях между родителями и подростками: Если родители хотят, чтобы их дети разговаривали с ними, важно, чтобы они общались в границах уважения и любви.

Если мы с мамой на самом деле не знаем друг друга, то наши разговоры будут казаться поверхностными. Когда мы невнимательны к чувствам друг друга, мы в конечном итоге причиняем друг другу боль. А когда я хочу выразить свои мысли и чувства, но моя мама не сосредоточена на том, чем я делюсь, мне хочется вообще выйти из комнаты. Все это может привести к потере возможности подключения.

Susan’s View

Люди произносят в среднем 16 000 слов в день. Из них родители могут использовать сотни слов каждый день для общения со своими подростками.

Это вызывает у меня как у родителя некоторые вопросы. Какой процент разговоров в нашей семье посвящен тому, чтобы лучше узнать друг друга? Какой процент наших разговоров состоит из неуважительных и обидных слов? Какой процент наших разговоров указывает на готовность услышать друг друга?

Средний родитель хочет знать своих детей и быть доступным для диалога с ними. Большинство не намерены навредить. На самом деле, мы любим наших детей; мы хотим лучшего для них. Мы часто готовы пожертвовать собой, чтобы они были здоровы и счастливы. Однако эти мысли и чувства плохо передаются, когда мы проводим большую часть нашего времени, читая лекции, делая обескураживающие комментарии, отказывая в разрешении на их просьбы и угрожая им, чтобы контролировать их поведение.

Давайте рассмотрим модель родителя, который искренне и позитивно общается со своими детьми. С самого начала в Книге Бытия Бог относится к человечеству следующим образом:

История наших отношений с Богом начинается со слов, которые наставляют, уполномочивают, обеспечивают, подтверждают и устанавливают ограничения — слова, которые помогают нам процветать, а не неудача. Эти слова задают тон развитию событий и взаимодействий в истории человечества.

Конечно, мы не можем сравниться с Богом как родители. Однако Бог призывает нас быть Его отражением в мире. Это означает, что по Божьей благодати и силе нам нужно воспитывать наших детей, как это показал Бог, воспитывая нас – через слова, которые создают здоровую связь.

Развитие в общении с нашими детьми

Если вы хотите развиваться в общении со своим ребенком, найдите время, чтобы записать, как вы общаетесь с ним в конце каждого дня в течение одной недели. Отметьте следующие типы общения: инструктаж, расширение прав и возможностей, предоставление, подтверждение, а также поучение, обескураживание, воздержание и угрожающие слова/поведение. Вот шаблон, который вы можете использовать для записи своих слов и действий:

Загрузить таблицу


Очевидно, что есть и другие способы общения между родителями и подростками. Вы можете добавить больше вариантов поведения, основываясь на том, что происходит в ваших разговорах с детьми. Следите за тем, как вы общаетесь с каждым ребенком отдельно. Важно знать, взаимодействуете ли вы с каждым сыном или дочерью по-разному (мы часто поступаем как родители, хотя нам нравится думать, что мы последовательны). Осознание различий может привести к изменениям, адаптированным к каждому взаимоотношению.

Отслеживая типы вашего общения с подростками, попросите их также записывать, сколько раз они сталкивались с вашим поведением в течение той же недели. Насколько хорошо совпадают ваши наблюдения? Наличие отчетов как о себе, так и о других не дает этому упражнению быть слишком субъективным, что может ограничить его полезность.

Если вы предрасположены смотреть на себя более критически, возможно, вы окрашиваете происходящее более негативно, чем это переживает ваш ребенок. Вы можете записать, что вы «разочаровали» больше, чем на самом деле. С другой стороны, вы можете фильтровать свой опыт более позитивно. В этом случае вы можете записать, что вы «расширили возможности» больше, чем на самом деле. Когда вы и ваш подросток следите за тем, что происходит, вы повышаете вероятность получения более точной информации. Правда о том, что происходит, вероятно, находится где-то посередине вашего восприятия и восприятия вашего подростка.

Вот один пример того, как Юми и я испытали это недавно:

Юми: Мне хочется миндального миндального печенья. Можем ли мы сделать некоторые?

Сьюзен: Конечно! (Рада, что Юми начала проводить время вместе)

Юми: Я достану все, что нам нужно.

Сьюзан: Хорошо… Почему бы тебе не использовать эту сковороду? Как насчет этого мерного стакана? Ты хочешь использовать эту миску или ту?

Юми: Стоп! Такое ощущение, что ты меня торопишь.

Сьюзан: Извини… я не хотела. (Через некоторое время…) Не лучше ли сначала приготовить яйца? Как вы планируете молоть миндаль?

Юми: Мама, я поняла. Теперь я больше не хочу делать это с тобой.

В приведенном выше разговоре я мог отметить, что я «инструктировал» и даже «уполномочивал» Юми, задавая ей вопросы для принятия решений. Юми могла бы описать мое поведение как «лекцию» и «контролирование». Как только я пойму опыт Юми, который отличается от того, что я хотел, я смогу понять, как мои вопросы могут в конечном итоге привести к отстранению.

Как мы с Юми узнали, как только вы осознаете этот тип общения со своим подростком, вы сможете изменить свое поведение, чтобы лучше общаться друг с другом. На самом деле, простое наблюдение за своими взаимодействиями может привести к положительным изменениям. [[Абрахам, К., и Мичи, С. (2008). Классификация методов изменения поведения, используемых в интервенциях. Психология здоровья , 27 (3), 379-387.]]

Во второй части этой серии мы сосредоточимся на том, как начать разговор, который будет положительным как для родителей, так и для их подростков.

Очки действий
  • Начните записывать свои слова и действия в таблицу, подобную той, что показана выше, а затем подсчитайте, как часто вы повторяете определенные способы вовлечения. Попросите подростка также записать свои впечатления от ваших ответов.

Добавить комментарий