Эмоциональная нестабильность подростков — причины и признаки
Взросление подростка является процессом превращения ребёнка во взрослую личность. Это специфический этап скачкообразного развития, который зачастую не проходит гладко и сопровождается эмоциональной нестабильностью. Подросток на каждодневные раздражители реагирует болезненно. Возникают сложности с концентрацией. Всякая незначительная досадность способна привести к нарушению привычного жизненного ритма, затруднить его работоспособность. Эмоциональная нестабильность подростков является проблемой психологического плана, протекающая в сменах настроения, характеризующаяся отсутствием самоконтроля, наличием импульсивности, экспансивными действиями и другими признаками эмоциональной неустойчивости.
Что это такое
Нормой для психики человека выступает эмоциональная стабильность, для которой характерно адекватное реагирование на внешние раздражители.
Иными словами об эмоциональной устойчивости можно говорить тогда, когда психоэмоциональные реакции подростков отвечают уровню значительной угрозы или каких-либо трудностей. Так, например, эмоционально стабильный подросток не станет плакать по причине сгоревших тостов или полученной плохой отметки в школе.
Эмоциональная нестабильность подростков, о которой говорится в данной статье, напрямую зависит от анатомических, гормональных, психоэмоциональных изменений, а также социальных перемен в подростковый период. Это является основными провоцирующими причинами нестабильного поведения отпрысков.
Простыми словами эмоциональная подростковая нестабильность является противоположностью психоэмоциональной устойчивости.
Эмоциональную нестабильность у подростков можно обнаружить по нижеперечисленным признакам:
– неуравновешенность;
– страх быть отверженным;
– беспомощность и неопределённость;
– нереалистичная самооценка;
– постановка неосуществимых целей;
– страх перед социальной оценкой и неодобрением;
– неумение разрешать конфликтные ситуации;
– отсутствие адекватного восприятия собственной личности;
– нереалистичное планирование;
– живость эмоций, переживание мелких инцидентов наравне с «концом света»;
– ощущение бессмысленности жизни от объективно несущественных неудач;
– наличие суицидальных мыслей по незначительным причинам;
– лёгкость и стремительный переход из крайнего уныния и печали в эйфорию;
– психологическое бессилие, потеря веры в личные силы и ресурсы;
– подросток зачастую не может понять, почему ему радостно или грустно, что спровоцировало у него переживание;
– высокомерие, конфликтность, неблагодарность;
– психоэмоциональное дистанцирование от семьи;
– беспричинная раздражительность;
– неспособность контролировать эмоции;
– импульсивность;
– острое реагирование на мелкие неприятности.
Рекомендации родителям
Большое значение на формирование подростка оказывают социально-культурные факторы и в частности семейные взаимоотношения. Родителям необходимо создать условия для неотрывного сопровождения подростка во всех его переживаниях, следует нацеливать его деятельность так, чтобы в пылу гнева и порыве сиюминутного негативного настроения он не делал глупостей. Правильным отношениям в семье поспособствует демократический стиль воспитания и благоприятная атмосфера, которая выражается:
– в соблюдении прав подростка;
– в общем решении проблем;
– в завлекании подростка в семейные дела, дав ему возможность принимать участие в их решении;
– в полном принятии личности подростка;
– в применении ультрамягких методов воспитания;
– в объяснении поручений и наказаний;
– в благоприятном эмоциональном настрое.
Каждый подросток уникален как личность, и подбирать подход к своему ребёнку родителям придётся самостоятельно, но некоторые рекомендации всё же позволят понять как вести себя со своим отпрыском.
Родителям следует неназойливо, спокойно интересоваться увлечениями ребёнка, разделять интересы, узнавать точку зрения на различные вопросы. По мере необходимости требуется помогать решать проблемы отпрыска. Желательно выдержано принимать эмоциональные перепады настроения. Резкая реакция ребёнка не должна провоцировать у взрослого вспышку гнева в ответ. Взрослым следует предоставлять ребёнку свободу, при возможности выделить личную комнату. Нужно подавлять своё хотение контролировать его эмоции, действия, хобби. В беседе с отпрыском следует исключить нотации, которые вызовут только агрессию и внутренний протест. Всякие замечания надо выдвигать без нравоучений, навязывания и обвинений.
Во время разговора не повышать тон, поскольку спокойное общение более эффективно, чем скандалы и крики. Важно хвалить отпрысков, поскольку из-за неуверенности они очень нуждаются в одобрении и похвале.
Эффективно взаимодействовать с подростками позволяют мессенджеры, а также социальные сети. Общение в мессенджерах даёт возможность легче и быстрее устанавливать контакт, поскольку для детей это привычная коммуникация.
Итак, чтобы сгладить эмоциональную нестабильность подростка, родителю необходимо помнить о значимости и ценности своего ребёнка, начиная с ранних лет его жизни, и тогда трудности воспитания не коснутся вашего чада. Важно помнить, что каждый подросток стремится к самостоятельности, самоутверждению и независимости. Если родитель удовлетворит потребность в этом, не будет препятствовать, то отношения родитель-ребенок перейдут на качественно новый уровень. Вопреки сложностям в общении с подростком, родителям следует воздержаться от контроля и предоставить ребёнку возможность, насколько это допустимо, действовать без ограничений.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Эмоции в подростковом и юношеском возрасте
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. Но идет ли речь об общей эмоциональной реактивности или о каких-то специфических аффектах и влечениях? По сравнению с кем юношеская эмоциональная реактивность кажется повышенной — по сравнению с ребенком или со взрослым? И каковы ее возрастные границы?
Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.
Группа болгарских психологов (Г. Д. Пирьов и др.), изучая возрастные срезы детей от 5 до 17 лет, нашла, что наиболее возбудимый тип нервной деятельности чаще всего встречается среди 5-летних. С возрастом процент возбудимых падает, а уравновешенных растет. В пубертатном возрасте (11 — 13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания снова уменьшается.
Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.
По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15 тысяч 14—15-летних американских подростков посредством Миннесотского личностного теста (MMPI) (Характеристику этого теста и его модификаций см.: Березин Ф. Б., Мирош-нпков М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности.— М.: Медицина, 1976), широко применяемого в целях психодиагностики, показало, что вполне нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые (С.
Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны. Проективные тесты (тест Роршаха и тест тематической апперцепции) показывают рост уровня тревожности от 12 к 16 годам. На переходный возраст приходится пик распространения синдрома дисморфомании (бред физического недостатка). После 13—14 лет, по данным советского психиатра А. А. Меграбяна (1962), резко возрастает число личностных расстройств. По мнению ведущего советского специалиста по юношеской психиатрии А. Е. Личко (1977), возраст от 14 до 18 лет представляет собой критический период для психопатий. Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентуируются некоторые свойства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства юноши, как гипертимность (повышенная активность и возбудимость), нередко делает его неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные авантюры и сомнительные предприятия.
Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста — побочные и не всеобщие свойства юности. Существует, по-видимому, общая закономерность, действующая фило- и онтогенезе, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением, и т. д. Если бы взрослый человек реагировал на все раздражители с непосредственностью ребенка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости — ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского.
Весьма поучительно в этом плане проведенное Гарольдом Джонсом (1971) объективное (с помощью кожно-гальванической реакции — КГР) измерение эмоциональных реакций одних и те же детей разного возраста на одинаковые и на разные стимулы. Оказалось, что у маленьких детей КГР слабее и вызывать ее труднее, чем у старших; эмоциональные реакции младенцев относительно недифференцированны и проявляются в самых разнообразных движениях и звуках. Становясь старше, ребенок научается контролировать и подавлять некоторые внешние проявления эмоций, эмоции как бы уходят внутрь, интериоризируются, создавая внутренние источники возбуждения, и одновременно дифференцируются. Джонс сопоставил эмоциональные реакции (измеренные с помощью КГР) 12-летних подростков и 17-летних юношей на три типа словесных стимулов — приятных, неприятных и безразличных.
В. Р. Кисловская (1971), изучившая с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, нашла, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада и наименьшую — с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую — со сверстниками. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее — с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники (IX класс) обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят.
Наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности, т. е. того, на какие стимулы реагирует субъект, в юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции. Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности — фактор психологически неблагоприятный. По данным Калифорнийского лонгитюда, подростки и юноши с низкой эмоциональной реактивностью казались более беспокойными, раздражительными, эмоционально неустойчивыми, менее решительными и общительными, чем их высокореактивные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы (Д. Блок, 1971).
Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании — озабоченности своим телом и внешностью — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности,— часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.
Новейшие исследования опровергают мнение о юности как «невротическом» периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Поданным экспериментального лонгитюдного исследования Е. А. Силиной (1977, 1978), обследовавшей одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте обнаруживаются одинаковые симптомо-комплексы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями (В. С. Мерлин, 1977). По данным А. В. Кучменко (1968), 16—17-летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков.
По данным лонгитюдного исследования И. В. Дубровиной и сотрудников (1988), общий уровень тревожности у девятиклассников по сравнению с семи- и восьмиклассниками резко снижается, но в X классе снова повышается, в основном за счет роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной тревожности в VIII и X классах объясняется, по-видимому, тем, что эти классы — выпускные. У юношей сильнее, чем у подростков, выражены также половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов (успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы). На мой взгляд, это подтверждает теорию В. С. Мерлина о становлении интегральной индивидуальности.
По данным американского психолога Р. Кэттела, личностный тест которого применяется во многих странах, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми, доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, наоборот, снижается. У мальчиков, кроме того, снижаются показатели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешенности (А. Сили и Р. Кэттел, 1966).
Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10—20 процентов от общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность — чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием» (Лычко Л. Е. Подростковая психиатрия.—Л.: Медицина, 1979.— С. 17—18).
Разумеется, нужно учитывать, что это описание принадлежит психиатру, который профессионально склонен подчеркивать прежде всего болезненные черты, и распространяется оно на весь период полового созревания, включая «трудный» пубертатный возраст. В юности некоторые из перечисленных трудностей уже смягчаются, ослабевают. Однако если сравнивать 15—18-летних юношей со взрослыми, данное описание в целом окажется верным, совпадающим с многочисленными автобиографическими, дневниковыми и художественными самоописаниями, в которых бесконечно варьируются мотивы своей внутренней противоречивости, скуки, одиночества, депрессии и т. п.
Хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажется совершающимся автоматически, помимо их воли и даже вопреки ей.
«Порой хочется искренне ответить человеку — бац! — уже вылетает изо рта идиотская презрительная насмешка. Глупо все получается…» (Из рассказа 18-летнего юноши.)
Так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, «следует четко разграничивать напряженность, а нередко — и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения» (Исаев Д. Н., Наган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.— Л.: Медицина, 1979.— С. 154). Многие внутренние и внешние конфликты, традиционно относимые на счет юношеской гиперсексуальности, обусловлены прежде всего тем, что сексуальное влечение и поведение подростков не находят признания и символизации в культуре и потому кажутся опасными и разрушительными.
Старшим часто кажутся иррациональными многие юношеские увлечения. Даже если их предмет вполне невинен и положителен, взрослых смущает и раздражает юношеская одержимость, страстность («Ну можно ли сходить с ума из-за каких-то марок или дисков?») и односторонность: увлекаясь чем-то одним, юноша за частую запускает другие, более важные с точки зрения старших дела.
Такие претензии часто безосновательны и психологически наивны. Говоря по правде, на учителей и родителей невозможно угодить. Если подросток чем-то увлекается, его упрекают в односторонности. Если он ничем не увлекается, что характерно для большинства подростков, ибо далеко не все люди способны страстно увлекаться,— его упрекают в пассивности и равнодушии. Когда увлечения подростка изменчивы и краткосрочны, его обвиняют в поверхностности и легкомыслии, если же они устойчивы и глубоки, но не совпадают с родительскими представлениями о желательном и должном,— его всячески стараются отвлечь или оторвать от них.
Не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинные психологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимые опасности и издержки подростковых увлечений на их предмет, будь то рок-музыка или мотоцикл. Но главное — не предмет увлечения, а его психологические функции, значение для субъекта. Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учета самосознания личности.
Изучение эмоционального опыта подростков по мере их взросления
Подростки находятся на этапе жизни, когда происходит переход во взрослую жизнь, критический период, когда от них не ожидается, что они будут вести себя ни как ребенок, ни как взрослый. Для них это запутанное время, и важно понимать их эмоции, основанные на частоте, интенсивности, нестабильности и ясности.
Исследователи из Вашингтонского университета изучили, как меняются эмоциональные переживания подростков по мере взросления, и изучили, как пол и половое созревание объясняют эмоциональные переживания в зависимости от их возраста. Они также обсудили, как их исследование может быть использовано в будущих исследованиях развития эмоциональных переживаний подростков по отношению к психопатологии.
Исследователи опубликовали свое исследование в Sage Journals.
Эмоциональный опыт подростков на основе частоты
Подростки в возрасте 11-16 лет изучались с помощью дневников, в которых они записывали свои эмоции в течение 24 часов. Исследователи обнаружили, что самые распространенные чувства среди них — это счастье. В то время как раздражительность, гнев и печаль были наименее распространены.
Поперечные исследования показывают, что подростки старшего возраста, как правило, испытывают меньше положительных эмоций, поскольку отрицательные эмоции, по-видимому, увеличиваются от раннего к позднему подростковому возрасту.
Кроме того, подростки чаще испытывают эмоции высокой интенсивности, чем эмоции низкой интенсивности, как положительные, так и отрицательные, чем взрослые.
Тем временем поперечное исследование среди полов показывает двусмысленный результат относительно частоты эмоций среди подростков.
Эмоциональный опыт подростков по интенсивности
Исследование показало, что интенсивность положительных эмоций у подростков снижается от раннего к позднему подростковому возрасту. С другой стороны, интенсивность их негативных эмоций остается стабильной с течением времени.
По сравнению со взрослыми интенсивность эмоций у подростков выше. Исследование также показало, что девочки-подростки, как правило, испытывают более сильные отрицательные и положительные эмоции, чем их сверстники-мужчины.
Подобно эмоциональной частоте, результаты по половому созреванию и полу неоднозначны.
Читайте также: Исследование показывает, что самоповреждение может быть заразным среди подростков
Эмоциональный опыт подростков, основанный на нестабильности
Эмоциональная нестабильность оказалась не связанной с возрастом на основании поперечных исследований, но она снижается на основании лонгитюдных исследований. Кроме того, исследование показало, что девочки-подростки более эмоциональны, чем мальчики.
Девочки набрали высокие баллы по эмоциональной нестабильности, в то время как эмоциональная нестабильность мальчиков остается неизменной в подростковом возрасте.
Повышение эмоциональной нестабильности у мальчиков и, возможно, у девочек связано с их половым созреванием, возможно, из-за изменения их гормонов, таких как фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), который отвечает за развитие, рост, половое созревание и репродуктивных процессов.
Эмоциональный опыт подростков на основе ясности
Последним, но не менее важным из четырех факторов, изученных исследователями, является эмоциональная ясность.
Их исследование показало, что нет гендерных различий, когда дело доходит до эмоциональной ясности. Это означает, что ни мальчики, ни девочки не набрали более высоких баллов, чем друг друга, по уровню знания и понимания происхождения своих эмоций.
Исследователи считают, что это может быть связано с неоднозначностью дизайна двух исследований, что ограничивает временные изменения. Но данные лонгитюдного исследования показали, что разрыв между мальчиками и девочками увеличивается с возрастом. В долгосрочной перспективе мальчики, как правило, демонстрируют более высокие показатели ясности эмоций по сравнению с девочками.
Наконец, половое созревание как у мальчиков, так и у девочек не влияет на ясность их эмоций.
Подробнее: Воспитание: расстройства пищевого поведения у подростков во время пандемии
Узнайте больше новостей и информации о подростках в Science Times.
© ScienceTimes.com, 2021 г. Все права защищены. Не воспроизводить без разрешения. Окно в мир науки времен.
Эмоциональное развитие | HHS Управление по делам народонаселения
Другие темы на этой странице
- Уникальные проблемы эмоционального развития
- Как родители и заботливые взрослые могут поддержать эмоциональное развитие
Общие эмоциональные изменения. Опыт подростков
Здоровое эмоциональное развитие характеризуется постепенно возрастающей способностью воспринимать, оценивать и управлять эмоциями. Это биологический процесс, обусловленный физическими и когнитивными изменениями, на который сильно влияют контекст и окружающая среда. В подростковом возрасте молодые люди, как правило, лучше осознают свои собственные чувства и чувства других, но это восприятие все еще может быть нечетким. Взрослые иногда ожидают, что подростки не будут мешать своим эмоциям мешать успеваемости в школе, на работе и в других видах деятельности, но в сложных условиях сделать это может быть непросто. Некоторым подросткам может быть интересно принять новые вызовы по мере того, как они станут более независимыми, в то время как другим может потребоваться дополнительная поддержка, чтобы укрепить уверенность в себе. Процесс эмоционального развития дает подросткам возможность развивать навыки, открывать уникальные качества и развивать сильные стороны для оптимального здоровья.
Факторы, влияющие на то, насколько хорошо подростки ориентируются в этом процессе, включают:
Гормоны. Эти важные химические вещества в мозге, которые вызывают физические изменения, также влияют на настроение подростков и усиливают их эмоциональные реакции. Вместе эти характеристики означают, что подростки легче поддаются влиянию эмоций и им трудно принимать решения, которые взрослые считают уместными. 1 Подростковый возраст также является временем быстрых и иногда стрессовых изменений в отношениях со сверстниками, школьных ожиданиях, семейной динамике и заботах о безопасности в обществе. Тело реагирует на стресс, активируя определенные гормоны и деятельность нервной системы, чтобы человек мог быстро реагировать и хорошо работать в условиях стресса. Реакция на стресс у подростков проявляется быстрее, чем у взрослых, чей мозг полностью развит и может смягчить реакцию на стресс. Не все стрессоры плохи. Положительный опыт, например получение первой работы или водительского удостоверения, может спровоцировать реакцию на стресс, которая позволяет подросткам подходить к проблеме с бдительностью и сосредоточенностью.
Самоуправление. Управляя своими эмоциями, подростки могут ставить перед собой позитивные цели и предвидеть, как их эмоции могут повлиять на их цели и будущее. Чтобы улучшить свою способность управлять эмоциями, подростки должны сначала научиться распознавать и описывать сильные, сложные эмоции. Хотя молодые люди учатся описывать основные эмоции в более раннем возрасте, по мере взросления у них развивается способность по-настоящему понимать, что такое эмоции, и понимать их влияние. Когда подростки могут понять, что они чувствуют, они могут выбирать, как они будут реагировать на ситуацию. Они также учатся избегать проблем, которые иногда вызывают сильные эмоции. Однако, поскольку лобная доля мозга, отвечающая за рассуждение, планирование и решение проблем, а также за эмоции, полностью не развивается до двадцати пяти лет, подросткам может быть трудно управлять своими эмоциями и думать о последствиях. своих действий. Со временем и при поддержке родителей и готовых помочь взрослых подростки могут развить навыки рассуждений и абстрактного мышления, которые позволят им сделать шаг назад, изучить свои эмоции и обдумать последствия, прежде чем действовать опрометчиво.
Уникальные проблемы эмоционального развития
Физические изменения повышают способность подростков к эмоциональному осознанию, самоконтролю и эмпатии, но на эмоциональное развитие сильно влияет контекст. Это означает, что многие аспекты жизни подростков могут влиять на их эмоциональное развитие. Среди этих аспектов:
Самоуважение. То, как люди относятся к себе — или то, как они воспринимают свои таланты, качества и жизненный опыт, — может повлиять на их чувство собственного достоинства. На самооценку подростка могут влиять одобрение семьи, поддержка друзей и личные успехи. Исследования показывают, что подростки с положительной самооценкой добиваются больших успехов в учебе, чем подростки, у которых этого качества нет. Беспокойство по поводу образа тела также распространено и может предоставить родителям, учителям и другим заботливым взрослым возможность научить заботиться о себе, подбодрить и укрепить положительный образ тела. Для некоторых подростков озабоченность своим телом является чрезмерной и — в сочетании с другими предупреждающими знаками — может указывать на расстройство пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения являются одним из видов проблем психического здоровья среди подростков. Однако хорошее самочувствие не обязательно защищает от рискованного поведения. Поэтому по-прежнему важно ограничивать попадание подростков в опасные ситуации и давать молодым людям возможность делать здоровый выбор, когда они неизбежно сталкиваются с такой ситуацией.
Формирование личности. Формирование личности имеет множество аспектов, включая задачи развития, такие как обретение независимости и достижение чувства компетентности. Подростки могут подвергать сомнению свои увлечения и ценности, анализировать свои отношения с семьей и сверстниками и думать о своих талантах и определениях успеха. Формирование идентичности — это повторяющийся процесс, в ходе которого подростки неоднократно экспериментируют с разными идеями, друзьями и занятиями. Такое экспериментирование является нормальным и может дать подросткам возможность узнать больше о себе и других, но оно не всегда сочетается с вдумчивостью или когнитивной способностью учитывать последствия своих действий. Хотя этот путь к обретению своей идентичности может оказаться трудным для некоторых семей, он также может мотивировать подростков узнать о себе и стать более уверенными в своей собственной уникальной идентичности.
Стресс. Подростки живут в самых разных условиях и испытывают широкий спектр стрессоров, влияющих на эмоциональное развитие. Обучение здоровому реагированию на стрессовые ситуации является частью нормального развития, и некоторый стресс может быть даже положительным. Однако некоторые подростки сталкиваются с особенно травмирующими событиями, такими как физическое или сексуальное насилие или насилие в школе. Некоторые из этих событий являются длительными или повторяющимися, например, хроническое пренебрежение или издевательства. Некоторым подросткам также приходится иметь дело с несколькими типами травматического стресса. Эти более экстремальные формы стресса, часто называемые токсическим стрессом, могут ослабить иммунную систему подростка, что приведет к хроническим проблемам со здоровьем и может привести к депрессии, тревоге и другим психическим расстройствам. Токсический стресс также может привести к связанным со стрессом заболеваниям и когнитивным нарушениям во взрослом возрасте. Подростки, которые испытывают эту форму стресса, также более склонны к употреблению вредных веществ, вовлечению в другие виды рискованного поведения, 2 и переживает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — состояние, при котором человек вновь переживает травматическое событие посредством постоянных воспоминаний или воспоминаний и испытывает другие симптомы, такие как бессонница, вспышки гнева или чувство напряжения. Однако люди по-разному реагируют на стресс, и сильная система поддержки может помочь защитить подростков от долгосрочных негативных последствий и создать среду, способствующую процветанию молодежи.
Как родители и заботливые взрослые могут поддержать эмоциональное развитие
Родители и другие взрослые могут поддержать позитивное эмоциональное развитие и помочь молодежи процветать, моделируя здоровое поведение. Это означает, что важно:
Сделать собственное эмоциональное благополучие приоритетом. Возможно, вам будет полезно присоединиться к родительской группе, где вы сможете безопасно обсуждать свои чувства с людьми, понимающими вашу точку зрения. Помнить об эмоциональном благополучии особенно важно для людей, работающих с подростками, пережившими травму. Vicarious Trauma Toolkit может помочь поставщикам услуг для пострадавших, сотрудникам правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб и другим специалистам справиться с эмоциональным воздействием их работы.
Практикуйте здоровую постановку целей. Отпустите идеи совершенства для подростков и себя. Ставьте реалистичные цели и разбивайте их на более мелкие задачи, которыми легче управлять. Когда вы сталкиваетесь с препятствием или терпите неудачу, сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать, и отпустите то, что не можете.
Цените уникальную индивидуальность каждого подростка. Даже если вы не имеете отношения к чувствам или переживаниям подростка, ваше понимание и уважение как родителя или заботливого взрослого имеет большое значение.
Разрешайте конфликты с уважением к другим. Когда вы с кем-то не согласны, вспомните, что вам нравится в этом человеке, и сосредоточьтесь на решении проблемы, а не на обвинении. Найдите время, чтобы остыть и все обдумать, когда вы начинаете чувствовать себя подавленным. Семейные конфликты могут быть особенно стрессовыми, учитывая сильные эмоции и динамику отношений.
Управляйте своим гневом. Практика упражнений на расслабление и использование юмора для разрядки напряженной ситуации — это пара стратегий, которые вы можете использовать для управления своим гневом. Обратитесь за профессиональной помощью, если вы не знаете, что делать.
Родители и другие взрослые также могут поддержать развитие у подростков навыков, способствующих эмоциональному развитию, путем:
Укрепления коммуникативных навыков. Многие уроки об отношениях и эмоциях начинаются с отношений между родителями и детьми. Эффективное и открытое общение лежит в основе этих отношений. Сильные коммуникативные навыки включают способность внимательно слушать, делиться своим опытом вместо чтения лекций и задавать открытые вопросы.
Расширение словарного запаса эмоций. Расскажите о своих чувствах и непредвзято обсудите, что могут чувствовать другие люди. При обсуждении эмоций указывайте на невербальные сигналы, такие как язык тела. Спросите своего подростка: «Как вы к этому относитесь?» и «Как вы думаете, что это заставило другого человека чувствовать себя?»
Развитие навыков управления стрессом. Поощряйте подростков справляться со стрессом здоровыми способами. Ежедневные стратегии лечения включают достаточный сон, поддержание активности с помощью упражнений и хобби, практику глубокого дыхания и регулярное питание. Научите подростков «следить за своим мозгом», рассказывая о развитии мозга подростков и рассказывая им, как они могут использовать силу своего мозга для обучения здоровому поведению.
Воспитывать навыки саморегуляции. Предоставляйте подросткам возможность понимать, выражать и модерировать свои собственные чувства и поведение. Этот шаг включает в себя моделирование саморегуляции, создание теплой и отзывчивой среды, установление последствий неправильных решений и снижение эмоциональной напряженности конфликтов.
Ограничьте воздействие рискованных ситуаций. Перед принятием решения эмоции могут смешаться с воспоминаниями о том, что могло произойти в прошлом. Подготовьте подростков к опасным ситуациям, поговорив о том, что они могут сделать, чтобы предвидеть, избегать и обрабатывать их. Помогите подросткам взвесить свои эмоции и продумать краткосрочные и долгосрочные последствия.
Помогите подросткам тщательно обдумать опасные ситуации. После рискованного события спросите у подростков: «Как вы думаете, почему это произошло?» и «Что вы могли бы сделать по-другому в следующий раз?» Им может потребоваться много времени, чтобы полностью осмыслить свой опыт, поэтому дайте им время подумать над ответами.
Обратите внимание на предупреждающие знаки. Подростки могут проявлять признаки стресса, беспокойства или депрессии, такие как повышенная раздражительность или гнев, изменение привычек сна и питания, отказ от любимых занятий или чувство одиночества. Ресурсы доступны тем, кто переживает эмоциональный кризис. Если вас беспокоит благополучие подростка, проконсультируйтесь со своим лечащим врачом или специалистом в области психического здоровья. Подросток также может позвонить в Национальную линию спасения от самоубийств по номеру 1-800-273-TALK.
Разъяснение развития подростков
Дополнительную информацию о развитии подростков можно найти в Разъяснении развития подростков, разработанном Управлением по делам народонаселения.
Эмоциональные изменения (серия вебинаров с объяснением развития подростков)
На этом вебинаре эксперты обсуждают эмоциональное развитие в подростковом возрасте. Посмотрите запись на YouTube или просмотрите слайды.