Формы работы с трудными подростками: ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ | Статья по теме:

Нетрадиционные формы работы классного руководителя с «трудными» подростками.

Нетрадиционные формы работы классного руководителя с «трудными» подростками.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                   (С. Давидович)

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:

·         отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

·         незнание их интересов и потребностей;

·         политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

·         усиление влияния псевдокультуры;

·         неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

·         отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

·         чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

·         сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

·         «эпидемия» разводов;

·         потеря эмоциональных контактов с детьми.

 Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

 К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

 Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

 Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

 Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему  в самоутверждении.  

«Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза и лишь когда с ребенком случается беда, мы обращаем внимание на уклад семьи, на ее мораль.

Педагогически несостоятельные семьи, не справляющихся с воспитанием детей, характеризуются наиболее типичными педагогическими стилями воспитания.

Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет «бандитом» и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль – когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны вес средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.

Классный руководитель должен тесно работать прежде всего с семьёй «трудного» подростка и с самим ребёнком.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Традиционные формы работы с родителями.

  1. Родительские собрания.

  2. Общешкольные и общественные конференции.

  3. Индивидуальные консультации педагога.

  4. Посещение на дому.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

  1. Тематические консультации.

  2. Родительские чтения.

  3. Родительские вечера.

Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам,  которые их волнуют.

Примерная тематика консультаций для родителей.

  1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

  2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

  3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

  4. Наказания детей. Какими им быть?

  5. Тревожность детей. К чему она может привести?

  6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления.

  7. Грубость и непонимание в семье.

  8. Талантливый ребенок в семье.

  9. Друзья детей – друзья дома или враги?

  10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Особенности работы педагога с неблагополучной семьей.

В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

 На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:

·         что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

·         какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

·         с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

·         были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

      На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

ПАМЯТКА КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

  • Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.

  • Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.

  • Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».

  • Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.

  • Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

  • Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить

формы воспитательной и профилактической работы с трудными подростками

Формы воспитательной и профилактической работы с подростками с девиантным поведением

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учёба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает всё более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации.

Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки. Они чаше всего обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими расстройствами.

Девиантное поведение — это трудности развития ребенка. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций воспитанник перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции умственно отсталого ребенка на неприемлемую для него ситуацию.

Девиантное поведение можно рассмотреть также как результат неправильного, недостаточного воспитания.

Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует то, что оно видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше.

Во взрослую жизнь такой умственно отсталый ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

В какие же сложные ситуации попадает ребенок с нарушением интеллекта, что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, оскорбляющие самолюбие, насмешки над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликтная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует), все случаи депривации и многие другие причины.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям,

без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Вот почему коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве такого мотива может выступать стремление школьника к одобрению взрослого, желание сделать приятное другому человеку.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.

Так как количество детей, требующих внимания со стороны педагогов, социально-психологической службы с каждым годом растет, этому вопросу в нашей школе уделяется пристальное внимание. При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы считаем организацию работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.

В школе сложилась определённая система профилактической работы с учащимися девиантного поведения.

Благодаря тесному сотрудничеству педагогов, воспитателей, специалистов мы имеем полное представление об учащихся с девиантным поведением на основании предоставляемых социально–психолого–педагогических характеристик.

Составляется банк данных детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Ведь именно эти дети часто склонны к правонарушениям, не усваивают учебные предметы на достаточном уровне, мешают получать знания сверстникам, неадекватно реагируют на замечания педагогов, воспитателей.

В сентябре – октябре проводится диагностика социальной и психологической адаптации воспитанников к школьной жизни. Особое внимание уделяется детям девиантного поведения.

На диагностическом этапе работы собираются данные, обрабатываются. С этой целью посещаются уроки, проводится тестирования, анкетирования — наблюдается культура поведения и успеваемость. Результатом такой работы является пополнение индивидуальной картотеки, в которой отслеживается динамика развития ученика, описываются определённые проявления характера, круг интересов, изменение роли в коллективе. Выясняются проблемы, исследуются причины. По результатам диагностик строится коррекционная работа с учащимися, целью которой является формирование устойчивого положительного опыта нравственного поведения в обществе.

В октябре ежегодно приглашаем на педконсилиум, где строится план совместных действий, рекомендации для учителей, воспитателей. Т.е. создается программа социально – психолого – педагогического сопровождения.

Одной из форм профилактической работы с “трудными” учащимися является Совет профилактики. Целью данного Совета является предотвращение правонарушений, помощь учащимся в осознании своих поступков и определение путей исправления в дальнейшей школьной жизни, охрана прав ребёнка, координация взаимодействий педколлектива с родителями (методическая помощь, консультации, индивидуальные беседы).

Согласно планам работы Совета профилактики рассматриваются вопросы неадекватного поведения школьников на уроках и переменах, вне школы; правонарушения — кражи, драки; учебная деятельность. За правонарушителями устанавливается контроль членов Совета профилактики, анализируется поведение на классных часах, дается срок для коррекции поведения или отношения к учёбе.

Коррекционно-развивающая работа с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, уже совершившими правонарушения и стоящими на ВШУ или ИДН, строится индивидуально. Направление коррекционной работы выбирается на основе совершённого проступка учащегося, его индивидуальных способностей и личностных характеристик. Вне зависимости от особенностей совершённого правонарушения со всеми детьми данной категории проводится коррекция эмоционально-волевой сферы.

Для изучения личностных особенностей подростков в девиантном поведении мною было проведено тестирование. Были использованы следующие методики: В.В.Бажин, Е.А.Голыкина, А.М.Эткинд (тест-опросник уровня субъективного контроля), методика А. Мехрабиана (мотивация достижений), методика Леонтьева (предельные смыслы), методика Айзенка (базовая характеристика личности), методика Е.Б.Фонталовой (жизненные ценности), полный цветовой тест Люшера.

Подводя итоги данных методик, можно с уверенностью сказать, что дети с девиантным поведением менее ответственны, самостоятельны, не склонны к анализу собственных поступков, под час очень жестоки, у них ярко выражена тенденция к обвинению в своих неудачах окружающих их людей.

Девиантное поведение подростков значительно определяется особенностями их личностного поведения. Это доказывает тест-опросник Айзенка «Базовые характеристики личности». Большинство опрошенных среди подростков с девиантным поведением, являются холериками, а, следовательно, людьми очень вспыльчивыми, не способными долгое время находиться без дела, для них характерна быстрота действий, сильные, быстро возникающие чувства, ярко выраженные в речи, жестах, мимике, поступках. Второе место по темпераменту занимают сангвиники, они характеризуются живостью, быстротой возбудимостью, легкой сменой эмоций, часто попадают под чужое влияние.

В своей работе я уделяю огромное внимание решению данной проблемы. Исходя из результатов тестирования, я выбрала школьников с девиантным поведением, разделила их по группам. Они посещают занятия, на которых проводится работа по коррекции поведения и эмоционально-волевой сферы, по снижению напряженности, повышению самоконтроля, развитию способности правильно оценивать свое поведение. Но дети с нарушением интеллекта зачастую нуждаются и в индивидуальных занятиях. Наедине с педагогом они больше раскрываются, доверяют и ищут правильный путь к решению своей проблемы. Тогда как в коллективе они замыкаются в себе. На индивидуальных занятиях мы совместно с ребенком преодолеваем психологические барьеры, находим ответы на возникшие подростковые трудности в поведении.

А педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть нужно помнить:

1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.

4. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

5.Главный способ преодоления отклоняющегося поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.

Свое выступление хотела бы закончить словами Васи́лия Порфи́рьевича Ва́хтерова известного российского педагога:

  1. «Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова».

5 способов справиться с трудными подростками

Есть мятежный подросток? Что ж, очень немногие моменты более расстраивают родителей. Подростки часто трудны, потому что они ведут постоянную борьбу за идентичность. Но ваш трудный подросток не безнадежен. Если ваш сын-подросток или дочь ведет себя непокорно и отдаляется от вас или остальных членов семьи, надежда еще есть. Пять простых изменений в образе жизни могут уменьшить хаос в вашем доме и облегчить переход во взрослую жизнь для вашего подростка.

1. Откройте линии связи

Первый шаг к улучшению трудного поведения вашего подростка — установить безопасные темы для открытых дискуссий. Найти точки соприкосновения, такие как мода, поп-культура или спорт, — хороший способ наладить контакт. Еще одна хитрость — делиться своими повседневными переживаниями, чтобы вы могли начать беззаботную беседу без давления. Как только вы заставите подростка говорить, слушайте без осуждения, оставайтесь в моменте и избегайте советов, если вас не попросят. Задавайте вопросы, когда это возможно, но позвольте подростку отступить, если он или она чувствует себя некомфортно.

2. Создайте структуру

Организованный дом приносит баланс в жизнь подростка, а установление последовательных моделей создает ощущение покоя. Эти предложения могут быть встречены сопротивлением. Обеспечьте соблюдение семейного времени приема пищи. Пусть ваш подросток выполняет домашнюю работу и работу по дому в одно и то же время каждый день. Ограничьте использование электронных устройств определенными временными рамками. Привлекайте трудных подростков к ежедневным физическим нагрузкам. И самое сложное — но, в некотором смысле, и самое важное — установить и поддерживать регулярное время сна.

3. Установите границы

Вопреки тому, что предполагает их отношение, молодые люди должны чувствовать себя в безопасности. Это означает, что вы можете установить защитные границы, не инициируя восстание. Подростки могут ценить и возмущаться вашими правилами одновременно. Главное — честно говорить о своих правилах и откровенно обсуждать риски и наихудшие сценарии. Предлагайте варианты действий в небезопасных ситуациях и придумывайте решения, которые предотвратят смущение. Заранее обсудите время регистрации, комендантский час и запретные зоны. Также полезно знать друзей вашего подростка, поэтому подумайте о том, чтобы пригласить их на ужин или на семейную прогулку.

4. Следите за соблюдением дисциплины

Родители должны заблаговременно уведомить своих подростков о дисциплинарных взысканиях. Особенно это касается трудных подростков. Вы не можете разбрасывать наказания бессистемно и ожидать их выполнения без боя. Заблаговременное обсуждение вещей научит вашего подростка тому, что каждое негативное действие имеет столь же негативные последствия. Не забудьте выбрать свои сражения, когда дело доходит до соблюдения правил. Возможно, вам придется снизить некоторые ожидания и сосредоточиться в первую очередь на поведении, которое может нанести эмоциональный или физический ущерб.

5. Способствовать развитию характера

По мере взросления молодые люди неустанно пытаются определить себя в окружающем мире. Трудные подростки часто разочаровываются в этом пути самопознания. Вы можете облегчить этот процесс, предоставив подростку пространство для самовыражения и позволив ему или ей примерить разные образы. Предложение участвовать в общественной деятельности может направить вашего подростка к развитию более здоровых моральных устоев.

Некоторые рекомендуемые действия включают:
• Занятия командными видами спорта
• Подработка
• Обучение игре на музыкальном инструменте
• Развитие таланта
• Участие в волонтерской деятельности

Подростки устроены иначе, и их мозг не до конца развит, когда дело доходит до управления эмоции, контроль запретов или принятие решений. Тем не менее, у них есть сильная потребность чувствовать себя ценными и принятыми. Как только вы поймете мотивы поведения вашего подростка, вам будет легче улучшить общение и уменьшить неповиновение. Результатом станет более глубокая связь, которая позволит вам вместе преодолевать будущие трудности.

7 советов и мифов для родителей по работе с трудными подростками

Этот сценарий кажется вам знакомым? Марисе 12 с половиной лет. Она стала капризной и раздражительной, хочет проводить больше времени в одиночестве в своей комнате, но тратит все это время на общение с друзьями в социальных сетях. У нее мало времени на семью. Она «согласится» пообедать со своей матерью, отцом и младшим братом, но уйдет в свою комнату, как только закончит есть, но до того, как еда закончится.

Она отпускает неприятные комментарии без видимой причины. На вопросы, которые родители намереваются назвать невинными, Мариса закатывает глаза, показывает родителю палец и уходит. Регулярно Мариса жалуется, что ее родители слишком контролируют ее и не дают ей никакой свободы.

Ее родители чувствуют себя беспомощными — они пытались рассуждать и быть более доступными, чтобы поговорить или помочь, но это либо не имело никакого эффекта, либо вызвало очередную дозу злобы. Мариса обычно взаимодействует с ними, как если бы они были больны чумой или проказой, резко отворачиваясь при любой попытке обнять или поцеловать ее.

Напряжение доводит всех до предела; мелкие проблемы преувеличиваются и превращаются в аргументы. Ее мать и отец спорят о том, что следует делать (большее и более сильное наказание против большего и лучшего понимания). Кроме того, есть беспокойство по поводу пренебрежения Дэвидом, ее 9-летним братом, которому уделяется меньше внимания и который все это видит.

Если что-то из этого отражает ситуацию в вашем доме, не отчаивайтесь. Многое можно сделать с поведением и отношением вашего подростка — ни одно из них не является удивительным, но каждое должно быть реализовано определенным образом. Однако, чтобы добраться до них, важно сначала понять неправильные представления о поведении и отношении подростка, которые часто мешают нам как родителям быть эффективными.

3 мифа о подростковом отношении

1. Ваш подросток ведет себя преднамеренно.

Это может быть слабым утешением, но ваша дочь-подросток не может контролировать плохое отношение. Она не манипулирует вами намеренно и не проводит все это время в своей комнате, придумывая новые способы досадить вам. На самом деле, она тоже жертва всевозможных биологических и психологических изменений, над которыми у нее мало контроля. Она проходит через американские горки подросткового возраста, и вы путешествуете вместе с ней.

Важным примером того, что происходит, являются обширные изменения мозга: более быстрое развитие областей и функций мозга, которые повышают импульсивность, склонность к риску и подверженность влиянию сверстников. Те области структуры и функционирования мозга, которые, как нам хотелось бы, должны быть хорошо развиты, такие как самоконтроль, сдерживание себя и принятие рациональных решений, активизируются медленнее и не будут более полно развиты до более позднего подросткового возраста. Подростки могут по-разному переживать эти изменения. Но родителям важно знать, что их подростки не могут просто включить или выключить их в зависимости от того, что мы говорим или делаем.

2. Рассуждение с подростком поможет.

Лучшее понимание того, что происходит с подростком, вряд ли изменит его поведение и отношение. Это касается не только подростков. Разум редко убеждает кого-либо делать то, что, как мы знаем, мы должны делать — например, заниматься спортом или избегать фаст-фуда. Еще меньше шансов работать с вашим подростком, учитывая все эти изменения в развитии.

Тем не менее, быть благоразумным с подростком – это замечательно. Это демонстрирует им способ мышления, разрешения конфликтов и решения проблем, и это может иметь долгосрочные последствия для того, как ваш будущий взрослый будет относиться к жизни. Кроме того, это не обостряет напряжение между вами и вашим подростком, тем самым разрушая отношения. Легко (и важно) обнять и сказать «я люблю тебя», когда все хорошо. Быть рассудительным и заботливым в период кризиса немного сложнее, но не менее важно.

3. Наказание изменит поведение и отношение, от которых вы хотите избавиться.

Естественная реакция для нас — показать подростку, что трудное поведение, которое нам не нравится, имеет последствия, и преподать урок. Наказание подростков также может помочь нам справиться с разочарованием, что ничто другое не работает. Но наказание, от мягкого (непродолжительный тайм-аут, кратковременная потеря привилегий) до более сурового (выговоры, крики, огромные потери привилегий, побои), вряд ли внесет какие-либо изменения в их поведение или отношение в краткосрочной или долгосрочной перспективе. . В случае с подростками наказание может усугубить ситуацию. Подростки могут просто еще больше изолировать себя и проводить еще меньше времени с семьей и в присутствии родителей. Это снизит шансы на положительное влияние.

4 совета, как улучшить отношение подростков

1. Обращайте внимание на хорошие времена.

Бывают моменты, когда подросток просто регулярно или мило разговаривает, может быть, по пути к еде или после нее, или во время любых повседневных дел по дому. Вы можете уменьшить плохое поведение и отношение, обращая внимание (систематически) на эти положительные моменты. Это увеличит долю времени в доме, когда есть разумное и цивилизованное поведение. Попробуйте «поймать» подростка на разумности. В частности, подойдите к подростку сразу после обычного разговора или комментария и тихо скажите что-то вроде: «Мне так приятно с тобой поговорить» или «Спасибо, что так мило поговорил». Если вы можете погладить своего подростка, это невербальное дополнение прекрасно, но если ваш подросток избегает вас, просто дайте ему пять или поднимите большой палец вверх в знак одобрения. Важно не кричать об этом внимании или похвале на всю комнату. Это может смутить их. Сделайте это быстро и тихо (достаточно одного предложения) и сразу же вернитесь к тому, что вы делали. Попробуйте это в течение примерно трех недель, один или два раза в день, и к тому времени вы должны увидеть явные изменения в их поведении и отношении.

2. Смягчайте любые наказания.

Если вы чувствуете, что должны наказать подростка и не можете оставить все как есть, используйте очень мягкое наказание. Наверное, потеря привилегии (телевизор, смартфон, планшет, выход в свет) — самый разумный подход к подросткам. Но оно должно быть кратким — на одну ночь или на один день. Больше не значит лучше или эффективнее и может привести к более серьезным побочным эффектам (бегство, избегание, более сильные эмоциональные реакции). Наказание само по себе не приведет к желаемым вами изменениям. Но если вы сочетаете очень мягкое наказание с гораздо большим вниманием к положительному поведению, это может помочь, а не вызвать еще большее бегство и избегание вас.

3. Найдите способ пойти на компромисс

Подростки часто чувствуют, что у них совсем нет свободы и что родители слишком их контролируют. Не трудитесь спорить об этом; здесь важно восприятие несвободы. Подумайте о вещах, в которых вы можете пойти на компромисс, чтобы предоставить немного больше выбора и свободы. И то, и другое, вероятно, улучшит общее сотрудничество вашего подростка. Возможно, вы сможете быть более гибкими в прическе, одежде или еде. Задача состоит в том, чтобы выбрать некоторые вещи, которым вы сказали «нет» или «абсолютно нет» в прошлом. Родители часто переживают по поводу «скользкой дорожки» — если я тут немного дам, это не закончится. Вероятно, верно обратное. Если вы сможете показать свою способность идти на компромисс и дать подростку немного больше свободы, вы будете более эффективны в тех областях, в которых не можете пойти на компромисс. В качестве руководства родители должны идти на компромисс в вещах, которые вряд ли будут постоянными.

4. Помните, что это то, что работает

Понятно, вы можете спросить, Почему я должен ходить на цыпочках вокруг своего подростка и уделять ему внимание и хвалить, после всего, что я уже сделал для нее или для него? Вы правы, но мы говорим о том, что вы можете сделать, чтобы быть эффективным. Если вы чувствуете, что вам не нужны эти другие стратегии воспитания или что это требует от вас большего, чем вы готовы сделать, вы можете позвонить.

Добавить комментарий