ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Гебоидная шизофрения››
Среди различных уровней клинической патологии анализ синдромальной структуры и ее динамики является наиболее значимым при изучении разных звеньев патогенеза шизофрении. Являясь непосредственным выражением клинического течения заболевания, психопатологические проявления тем самым оказываются тесно связаны с формообразованием. Отсюда следует, что в практическом (дифференциально-диагностическом) и теоретическом аспектах недостаточно лишь названия синдрома, а необходима тщательная типологическая дифференциация его, что делает насущной разработку феноменологии того или иного состояния. Психопатологии гебоидного состояния это касается в первую очередь, поскольку суждения различных авторов по этому вопросу представляются далеко не завершенными и разноречивыми.
Следует подчеркнуть, что вплоть до настоящего времени не была сформулирована общепринятая, четкая дефиниция гебоидного состояния. Отсутствие единого представления о феноменологическом содержании гебоидных расстройств, их сущности затрудняло выработку четкого их определения и приводило исследователей к выделению лишь какого-либо одного компонента этих расстройств в качестве ведущего и определяющего.
В последние десятилетия при определении гебоидных расстройств все чаще употребляются термины «психопатоподобные» или «характерологические» (у зарубежных психиатров), что является также неточным и требует дополнительных характеристик в виде расстройств влечений [Цуцульковская М. Я., 1967; Попова А. Н., Шмаонова Л. М., 1969; Шашкова И. А., 1970; Вроно М. Ш., 1971], развязывания элементарных инстинктов [Наджаров Р. А., 1964], эмоционального оскудения и редукции энергетического потенциала, повышенной возбудимости, «псевдоэкстравертированности» [Ануфриев А. К-, 1966], оппозиции к семье и обществу с негативизмом к авторитетам [Bender L., 1960; Guyotat J. et al., 1968, и др.], «бурных конфликтов характера и болезненной иронии» [Hoch P. H. et al., 1962; Chazoud J., 1964; Carraz J., 1969]. Эти определения, конечно, делают более полной клиническую характеристику гебоидных расстройств, но все-таки не раскрывают всего объема этого состояния.
Проведенное нами специальное изучение психопатологии гебоидного состояния при шизофрении юношеского возраста (190 больных) обнаружило их основное и существенное свойство. Оно заключается в том, что не только условия возникновения гебоидного состояния находятся в прямой зависимости от определенного биологического этапа развития — юношеского возраста, но и клинические проявления его тесно связаны со свойственными периоду полового созревания в норме психическими особенностями. Процесс психического созревания личности протекает не только длительно, но и неравномерно, характеризуется выраженными колебаниями в интенсивности проявлений отдельных психических свойств, их противоречивостью, нестойкостью.
Вся психическая деятельность подростка носит выраженную аффективную окраску, происходит обогащение эмоциональной жизни [Смирнов В. Е., 1929]. Эмоциональные реакции выражаются бурно и характеризуются неустойчивостью и противоречивостью, склонностью к «эмоциональным взрывам», «вспышкам отчаяния». Повышенная реакция даже на незначительные психогенные травмы, быстрые переходы от раздражительности к раскаянию, от влюбленности к враждебности, от самопожертвования к эгоизму характеризуют эмоциональную жизнь в период полового созревания.
Появление нового отношения к явлениям окружающей жизни с одновременным расширением внутреннего мира, повышением объема представлений, усложнением круга интересов, пробуждение новых стремлений сопровождается смутным беспокойством, концентрацией внимания на собственных духовных и физических качествах, осознанием реальной ценности своего «Я». Поиски признания значимости своей личности, ее зрелости, повышенное представление о собственном «Я» ведут к неадекватно повышенному самомнению, чувству непонятости, сопровождаются категоричностью суждений, фанатическим отстаиванием собственной точки зрения [Hecker E., 1877; Kahlbaum K-, 1889]. Пренебрежительное отношение к родителям, сомнение в их авторитетности, неуважение к общепринятым мнениям и нормам поведения выливаются в упрямство, дерзость, сопровождаются тяготением к расширению контактов со сверстниками.
Вся деятельность подростков тесно связана с субъективными моментами — эмоциональным отношением, степенью заинтересованности предметом и во многом определяется отношением окружающих.
Одновременно с этим развитие логических функций мышления, способности к умозаключениям побуждают подростка к размышлениям о происходящих ё нем переменах и размышлению об общефилософских вопросах жизни с преувеличенным представлением об идеалах, добре и зле [Wielson H., 1960; Tramer M., 1964].
Повышено стремление пережить приключение, расширить свой кругозор, пополнить «знание жизни» [Ziehen T.K, 1924]. Однако в силу психической незрелости суждения подростков носят зачастую поверхностный, ходульный характер, несут на себе печать напыщенности, подражания. Имеет место акцентирование внимания на чисто внешних, броских, «оригинальных» признаках в ущерб познании глубины и сущности явления.
Однако по мере дальнейшей эволюции и совершенствования психики, роста самосознания, как одного из ведущих звеньев психического созревания, интерес к своему психическому «Я» и желание разобраться в личностных переменах, развитие критического мышления и способности оперировать отвлеченными понятиями все больше способствуют приобщению молодых людей к объективному миру культуры, науки, искусства. Стремление анализировать явления внешнего мира, разрешать абстрактные проблемы сопровождается в этот период снижением интереса к конкретным, профессиональным занятиям [Аркин Г., 1931; Божович Л. И., 1955; К. Jaspers, 1923].
Если охарактеризовать психическую деятельность в эпоху полового созревания, то основными ее чертами являются: 1) выраженная неустойчивость и противоречивость отдельных сторон нервно-психического склада, «смесь несовместимых противоречий» [Zimmering P. et al., 1952]; 2) ведущая роль аффективной сферы, «пубертатная лабильность настроения» [Tramer M., 1964], определяющая все поведение, интересы и занятия подростков; 3) незрелость всех сторон психической жизни подростка как в эмоциональной, так и в сфере поведения, мышления и представлений, оценке явлений окружающей жизни [Дрознес М. Я, 1883; Ганнушкин П. Б., 1933; М. Я. Цуцульковская, 1967]; 4). обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов, при которых «осознание черт другого человека стоит на более высоком уровне, чем осознание самого себя» [Божович Л. И., 1955]. Лишь с наступлением возраста зрелости, после 20—25 лёХ как отмечал П. Б. Ганнушкин (1933), исчезает юношеская неуравновешенность и эффективность, появляется практическое приспособление к жизни, зрелость суждений и поведения.
Из описания психических признаков возраста полового созревания уже видны различия их на разных этапах этоео периода. Большинство исследователей подразделяют обычно весь пубертатный период с учетом индивидуальных колебаний на две «критические фазы»: первая фаза соответствует возрастному периоду 11—15 лет, вторая — 16—20 лет (соответственно «ранняя» и «поздняя» фазы по М. Брезовскому, 1909).
Первая фаза пубертатного периода в литературе называется по-разному: фаза отрицания [Смирнов В. Е., 1929; Busemann A., 1926J, негативистическая [Schopen E., 1918, Villinger W., 1952J, упрямства [Cosack H, 1932], протеста против отцов [Kretschmer Е., 1953; Nissen G., 1971]. Эти названия отражают ведущие психические свойства этого периода полового созревания — преобладание неустойчивости настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, стремление к самостоятельности, а не покровительству [Vallon A., 1967], протест против старших и упрямство.
Вторая критическая фаза пубертатного периода обычно называется философской [Tramer M., 1964], позитивной [Schopen E., 1918], «ведущего интеллектуального возбуждения» [Смирнов В. Е., 1929; Busemann A., 1927]. Отличительными признаками ее являются рост общественного сознания [Сухарева Г. Е., 1961], выраженное стремление к творчеству в различных областях деятельности, своеобразное изменение круга занятий и направленности мышления в сторону занятий отвлеченными вопросами, рост самосознания и интереса к своему психическому «Я», но с сохранением аффективной неустойчивости и признаками созревания влечений.
Некоторые исследователи выделяют дополнительную критическую пубертатную фазу, которой отводят промежуточное место между описанными негативистической и философской фазами. Эту фазу они относят к возрасту 14—16 лет и обозначают ее как период собственно полового созревания [Tumlirz О., 1927; Cosack H., 1932; Ge-sell A. et al., 1956] или интерсексуальности [Assailli A., 1956]. Этот период полового развития характеризуется выраженным оппозиционным отношением к авторитетам, первым пробуждением свойственных этому возрасту влечений, которые еще довольно незрелы, расширением круга интересов и контактов, стремлением к физическому совершенствованию. Л. С. Выготский (1933—1934) также говорил о «трехчленном строении критического возраста» и делил его на предкритическую, критическую и посткритическую фазы.
Из этих кратких характеристик видно, что такой дифференциальный подход к стадиям периода полового созревания обусловлен не только возрастной разницей, а отражает внутренние закономерности, естественную последовательность биологических этапов эволюции и совершенствования функций головного мозга от более низших, в основном эмоциональных, до высших, интеллектуальных, со способностью к высшим этическим представлениям, синтетической деятельности и логическому мышлению. С нашей точки зрения, правильным является обозначение I фазы как периода становления психической зрелости индивидуума, как фазы «отрочества» [Оршанский И. Г., 1910; Auton G., 1900], «пубертата» [Сухарева Г. Е., 1937], «подростковой» [Цуцульковская М. Я., 1967], II фазы как периода полового созревания, а III фазы как периода собственно «юности» [Оршанский И. Г., 1910; Цуцульковская М. Я-, 1967; Auton, 1908], или «позднего пубертата» или «постпубертатного» [Сухарева Г. Е., 1937; Gruhle H., 1952].
№24.Гебоидный синдром. Причины, основные проявления
Гебоидный синдром – это психическое расстройство, возникающее у лиц мужского пола в молодом возрасте. Характеризуется патологическим искажением черт и проявляется нравственным огрубением (вплоть до тупости), стремление к самоутверждению, приводящих к поведению, противоречащему общепринятым нормам.
Причины гебоидного синдрома:
-значительно обостряются и активно формируются под влиянием ускоренного полового процесса
-дисгармоничное развитие полового влечения
-шизофрения
-органическое поражение мозга
-психопатия
Основные проявления:
-негативное отношение к ложившимся формам человеческих взаимоотношений и нравственным ценностям
-иждивенческиц образ жизни
-неодолимая потребность к перемещениям
-пьянства, кражи, случайные половые контакты
-враждебное отношение к родителям
№25.
Синдром уходов и бродяжеств. Причины, основные проявления. Клинические вариантыСиндром уходов и бродяжеств- психическое расстройство, характеризующиеся внезапными необоснованными покиданием дома и дальнейшими скитаниями
Проявления:
Уходы из дома сопровождаются эмоциональными нарушениями- депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью, поведенческими отклонениями, сумеречное помрачение сознания
Причины:
-эмоционально-личностные качества (впечатлительность, эмоциональная неустойчивость)
-психические расстройства (шизофрения, олигофрения)
-патология нервной системы (травма головного мозга, эпилепсия)
-качество жизни (алкоголизм, наркомания)
-стиль воспитания
Клинические варианты:
-органическая психопатия (при органическом расстройстве личности синдром провоцируется конфликтами дома, ссорами с воспитателями, девиантное поведение)
-умственная отсталость (эмоциональная лабильность, бесцельные уходы)
-шизофрения (выраженная раздражительность, конфликтность, эмоциональная неустойчивость)
Биполярное расстройство-маниакальные синдром
№26.
Психические нарушения при соматических заболеваниях и инфекциях у детей и подростковИнфекционные:
-грипп (у детей встречаются чаще, чем при других острых инфекционных заболеваниях, и возникают главным образом не на высоте температуры, а спустя 2—7 дней или 2 недели. Клинические проявления описывают в двух разновидностях. При одной из них на фоне выраженной астении с адинамией, извращением сна, сонливостью развиваются дереализация, гипнагогические галлюцинации, грезоподобные состояния и, наконец, онейроидное состояние. Для другой разновидности характерно неустойчивое расстройство настроения с депрессивной окраской (страх, тоска), эмоциональной лабильностью, раздражительностью, истощаемостью, а также вегетативные нарушения. Течение обеих разновидностей либо затяжное, либо в форме коротких вспышек.
-скарлатина (зависят от стадии заболевания. В продромальном периоде нередки эйфория, двигательное возбуждение, затем — оглушенность, сонливость. На высоте заболевания (обычно ночью) — сновидно-делириозные состояния, психосенсорные расстройства («ноги врастают в постель», «тело тяжелое», «голова пустая»). При тяжелых септических фор мах могут быть выраженные делирии с двигательным возбуждением. После длительного лихорадочного периода болезни иногда возникают аментивные состояния со зрительными галлюцинациями.)
-пневмония (у большинства больных состояния расстроенного сознания: астени ческую спутанность, делириозно-аментивный синдром в сочетании с оглушением и астенодепрессивные расстройства.)
Соматовегетативные:
-Оглушение характеризуется затрудненным восприятием внешних раздражителей, отсутствием реакций на тихую. речь, появлением лишь ориентировочной реакции на нормальную по интенсивности речь при возможности ответов лишь на громко заданные вопросы.
-Делирий проявляется в относительно кратковременном (от не скольких минут до нескольких дней) галлюцинаторном помрачении сознания, в котором преобладают истинные, яркие зрительные, а иногда тактильные и слуховые галлюцинации
-Аментивная спутанность, или чаще встречающаяся у детей и подростков астенигеская спутанность, отличаются бессвязностью мышления и речи, растерянностью, аффектом недоумения, край ней отвлекаемостью внимания.