что за метод, принципы работы психологов
Фраза «закрыть гештальт» зачастую ассоциируется с завершенным делом. То, которое планировалось в прошлом, но откладывалось на неопределенный срок. Но вернуть события, которые закончились когда-то неприятным результатом, мы не можем. Для этого психологи и создали методику, позволяющую заново пережить и проработать то, что однажды случилось и повлияло на дальнейшую жизнь. Мы пообщались со специалистами и выяснили, на чем основывается действие гештальт-терапии и кому она помогает.
Теги:
Психология
Гештальт терапия
Семья
Еда
Отношения
Getty images
Банальная перепалка с незнакомым человеком в очереди в супермаркете звучит еще час в голове как заезженная пластинка. Уже постфактум ты не перестаешь прокручивать: что бы меткое следовало сказать, как лучше уколоть и поставить на место.
В результате на протяжении жизни многие из нас совершают мучительные возвращения к детским обидам, разрушенному браку, несказанным словам и так далее, будто пытаясь пережить это вновь и переиначить. Техники гештальт-терапии направлены на то, чтобы вернуть человека самому себе и сделать его внутренний мир для него же доступным. Благодаря ее установкам он должен стать тем, кто он есть, а не тем, кем старается быть, но не является. Как считают психологи, пусть хоть помидоры выращивает или метит в министры, лишь бы жил своею жизнью и полюбил её.
Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз
В середине XX века немецкий врач-психиатр Фредерик (или Фриц) Перлз написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В нем он предложил один из методов: поставить перед клиентом пустой стул, на котором, как он воображает, сидит важный для него человек. Либо он сам. Он начинает разговаривать с ним (или с собой) вслух. Психологу разрешается вмешиваться в эту «беседу», акцентируя внимание на моментах, задавая вопросы, направляя.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Основатель гештальт-терапии подчеркивал, что её основные идеи и принципы построены на законах существования любых живых систем. Современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами.
В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта.
Главная теория гештальт-терапии
В центре внимания метода находится клиент с его желаниями, интересами, характерными только для него формами поведения, особенностями мышления и восприятия. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии – это целостность и полнота жизни.
Так что же такое гештальт-терапия простыми словами? Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное. Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека.
Какие методы применяет психолог в гештальт-терапии для достижения результата
Психолог, специализирующийся в этом направлении, умеет многое. В первую очередь не спрашивает «почему», а интересуется «как» чувствует и проживает моменты пациент. Для выполнения задачи работа специалиста должна быть выстроена так, чтобы гештальт-терапия помогала выстраивать доверительный диалог.
- Для начала выслушать человека, обратившегося за помощью. Доброжелательно и с интересом расспрашивать о подробностях его жизни, внутренних переживаниях.
- Внимательно наблюдать за тем, как проявляет себя собеседник в процессе взаимоотношений с терапевтом «здесь и сейчас», полного присутствия в моменте.
- Фиксировать поведение клиента, его речевые обороты, интонации, язык тела, за которыми предложить наблюдать и клиенту. Это помогает устанавливать контакт c собой и своим телом и снимать напряжение от тревожащих его ситуаций.
- Проявлять психологу собственные чувства – это также подход гештальт-терапии. Делиться наблюдениями и размышлениями, чтобы человек видел обратную эмоциональную связь.
- Предлагать клиенту участие в экспериментах, помогающих лучше осознавать личные потребности и то, как они прерываются, блокируются самим же человеком.
Гештальт-терапия и ее отличие от других методов
Многие эксперты гештальт-психологии уверены, что во главе угла этой системы стоит естественность контакта клиента и терапевта. Обоим предложено стремиться к тому, чтобы быть самим собой, на чем и строятся механизмы воздействия гештальт-терапии. А еще – особое внимание к процессу взаимодействия этих двух персон: обостренное осознавание этого процесса «здесь и теперь».
Специалисты отмечают, что их завораживает математическая простота психологического подхода и человечность отношений терапевта и клиента. Суть гештальт-терапии в том, что она практически незаметна, ее не всегда можно отличить от обычного межличностного контакта. Она не требует заумности – наоборот, всячески иронизирует над чрезмерным наукообразием и теоретизированием.
Также огромный плюс в том, что гештальт-терапевту позволено свободно выражать собственные мысли, чувства, переживания, а главное – быть искренним в контакте. Не нужно стремиться исправить клиента и во что бы то ни стало «нанести ему пользу». Психолог здесь не эксперт в чувствах клиента, а скорее тот, кто помогает подобрать угол, под которым человек взглянет на ситуацию по-другому.
Психотерапия как способ лечебного воздействия не стоит на месте и предлагает современные направления, среди которых и гештальт-терапия. Она провозглашает, что важно жить настоящим и работать с тем, что имеешь на текущий момент. Никакого отрицания внешнего мира, а скорее баланс с ним и стремление услышать свой внутренний голос.
Как действуют основные техники гештальт-терапии
По утверждению психологов, метод настолько разнообразен и многолик, что проблема выбора для того, кто заинтересован в получении психологической помощи, скорее, состоит в опознании «своего» терапевта. А не в сомнении в самом методе.
Основные положения для успешного взаимодействия с психологом, когда применяется гештальт-терапия, незамысловаты. Они помогут определиться с выбором метода:
- прислушиваться к интуиции
- доверять терапевту как человеку (не бояться, что он может осознанно обмануть или утаить правду)
- чувствовать заинтересованность, доброжелательность и уверенность терапевта
- не ощущать опасности давления, дискомфорта от его манеры общения и основных «инструментов контакта» (диалог, игровые, рисуночные, телесные или другие техники).
Акцент ставится на вещи, которые мешают человеку получить желаемое, не дают ему быть собой, раскрыть себя и жить гармонично.
Казусы в процессе гештальт-терапии
Над гештальт-терапевтами нередко иронизируют: мол, им для терапии достаточно всего лишь трех вопросов: «Что ты хочешь?», «Что чувствуешь?», «Что выбираешь делать?». Но в каждой шутке есть доля шутки. Ведь это действительно наиболее часто встречающиеся вопросы, потому что основной метод гештальт-терапии в выявлении чувств и эмоций непосредственно в кабинете.
В определенных случаях специалистам удается настолько разрядить обстановку и добиться искренности в общении, что дело доходит до казусных моментов. Так, однажды во время сеанса известный американский гештальт-терапевт Ирвин Полстер, стараясь помочь клиентке в осознании ее проблемы, спросил: «Над чем вы сейчас так сосредоточенно размышляете?». На что она, внимательно глядя на его брови, вполне серьезно ответила: «Все время думаю: как вам удалось отрастить такие мохнатые брови. ..».
Основы гештальт-терапии: любовь к себе и принятие себя
Главное, что рекомендуют психологи своим пациентам, – с уважением и любовью относиться к себе, к собственным устремлениям, интересам. Но и с не меньшим уважением к людям, среди которых живете, и особенно с которыми тесно связаны. Не стоит жалеть времени и усилий на поиски баланса между независимым выражением своего Я и развитием отношений с партнерами, семьей, окружающим миром.
В психологии в ряде случаев гештальт-терапия подразумевает работу с близким окружением клиента: как отмечают специалисты, это важно по следующей причине. Бывает, что позитивные изменения, которые стимулировал психолог, сводятся на нет родственниками или друзьями, которые неправильно себя ведут. Кроме того, специалист может дать рекомендации по поводу взаимодействия с окружающими.
что это простыми словами и основные положения
Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».
- Гештальт терапия — это
- Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
- Основные положения гештальт-терапии
- Что такое гештальт
- Осознанность, актуальность, ответственность
- Важнейшее понятие гештальт терапии —
- Плюсы и минусы
Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху. Исправим это!
Гештальт терапия — это
Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.
Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.
Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.
Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.
Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Чтобы проговорить это, терапевт может предложить клиенту технику «Пустого стула». Например, Сергей сидит в своем кресле , ставит напротив стул и представляет, что на этом стуле сидит отец. Сергей говорит все, что он хотел бы сейчас сказать отцу, не скрывая эмоций, открыто и честно. После этого он пересаживается на стул и «становится» собственным отцом. В этой роли он говорит самому себе те вещи, которые, возможно, сказал бы отец. Со стороны эта техника может показаться нелепой, но она прекрасно работает, когда на терапии происходит работа над отношениями, и нужно поставить себя на место другого человека.
Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.
Важнейшее понятие гештальт терапии —
Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.
Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:
— Отношения с людьми
— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами
— Потеря и поиск смысла жизни
— Проблемы с работой и карьерой, профориентация
— Трудности в осознавании и выражении эмоций
Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.
Оцените статью
[Всего: 41 Рейтинг: 4.2]
Поделиться постом
Ссылка скопирована в буфер обмена!
Гештальт-психология — Простая англоязычная Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавлениеИз простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии
Эта знаменитая иллюзия «невидимого» треугольника является примером гештальт-восприятия.
Моя жена и свекровь : Еще одна знаменитая двусмысленная иллюзия
Гештальт-психология [1] — это теория разума и мозга, сформированная в Берлине в начале 20 века.
Идея в том, что мозг видит вещи как единое целое. Гештальт-эффект наиболее очевиден для зрения. Мы распознаем фигуры и целые формы, а не просто набор линий и кривых. В психологии гештальтизму часто противопоставляют структурализм.
- «Мы врожденно склонны воспринимать вещи в как можно более хорошем гештальте. «Хорошо» может означать здесь много вещей, таких как регулярность, упорядоченность, простота, симметрия и т. д., которые затем относятся к конкретным законам гештальта».
- «Исходное наблюдение принадлежало Вертгеймеру, когда он заметил, что мы воспринимаем движение там, где есть не что иное, как быстрая последовательность отдельных сенсорных событий. Это то, что он увидел в игрушечном стробоскопе, который купил на франкфуртском вокзале, и то, что он увидел в своей лаборатории, когда он экспериментировал с мигающими огнями в быстрой последовательности (например, рождественские огни, которые, кажется, кружатся вокруг елки, или причудливые неоновые вывески в Лас-Вегасе, которые кажутся движущимися). основной принцип кино».
Теоретики начала 20-го века, такие как Курт Коффка, Макс Вертхаймер и Вольфганг Кёлер (ученики Карла Штумпфа), рассматривали объекты как все элементы, собранные вместе в глобальной конструкции. Этот подход «гештальта» или «целостной формы» стремился понять восприятие — казалось бы, врожденные ментальные законы, определяющие способ восприятия объектов. Он основан на здесь и сейчас и на том, как вы смотрите на вещи. Его можно разбить на два: фигура или фон, на первый взгляд вы видите фигуру перед собой или фон? [5]
Эти законы принимали несколько форм. Примером может служить то, как мы склонны видеть похожие объекты или объекты, расположенные близко друг к другу, как осмысленно связанные. Гештальт критиковали за просто описательный характер, но он лег в основу многих дальнейших исследований восприятия паттернов и объектов, а также исследований поведения, мышления, решения проблем и психопатологии.
- «Я стою у окна и вижу дом, деревья, небо. Теоретически я мог бы сказать, что было 327 яркостей и оттенков цвета. У меня есть «327»? Нет. У меня есть небо, дом , и деревья». Макс Вертхаймер Законы организации в формах восприятия . 1923
Гештальт-психология была предшественницей современной когнитивной психологии. Она отличается от гештальт-психотерапии.
Гештальт-психологи первыми начали изучать решение проблем у людей и обезьян. Вольфганг Келер показал, что шимпанзе могут решать проблемы только силой мысли; [7] Макс Вертхаймер изучал, как диаграммы помогают учащимся решать задачи по геометрии, [8] , а Карл Дункер изучал общее решение задач. [9] [10] Как правило, и Вертхаймер, и Дункер предпочитали более широкий термин «продуктивное мышление» термину «решение проблем», но сейчас он мало используется.
- ↑ Немецкий: Gestalt — «сущность или форма полной формы объекта»
- ↑ Дэвид Хозерсолл 2004. История психологии , глава седьмая
- ↑ Скучный Эдвин Г. 1950. История экспериментальной психологии . 2-е изд., Appleton-Century-Crofts, Нью-Йорк. Глава 23 Гештальт-психология.
- ↑ Бори, К. Джордж 2000. Гештальт-психология
- ↑ Petermann, Bruno 1932. Гештальт-теория и проблема конфигурации . Кеган Пол, Лондон.
- ↑ Мандлер Г. 2007 История современной экспериментальной психологии: от Джеймса и Вундта до когнитивистики . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ↑ Колер, Вольфганг. 1925. Менталитет обезьян , пер. из 2-го немецкого издания Эллы Винтер. Кеган, Тренч: Лондон и Харкорт, Брейс и мир: Нью-Йорк. Оригинал был
- ↑ Wertheimer, Max [1945] 1959. Продуктивное мышление . Harper & Row, расширенное издание.
- ↑ Duncker, Karl 1926. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления (решение понятных задач). Педагогическая семинария и журнал генетической психологии 33 : 642–708. ISSN 0885-6559
- ↑ Дункер, Карл 1945. (1945). О решении проблем . APA Психологические монографии . Том. 58. OCLC 968793.
Определение, принципы и применение на рабочем месте
Гештальт-психология – простое введение
Слово гештальт происходит из немецкого языка и используется для обозначения того, как что-то собирается, часто переводится на английский язык как «форма», « форма» или «единое целое».
Гештальт-психологию можно определить как школу мысли, которая возникла в начале двадцатых годов и считает, что объект или сцена в целом больше и важнее, чем ее компоненты.
С помощью гештальт-психологии нас поощряют видеть и рассматривать разум и поведение как единое целое. Такой подход вносит ясность в хаос, помогая унифицировать отдельные части информации и искать закономерности.
Гештальт-психология также внесла свой вклад в изучение ощущение и восприятие .
Цель гештальта состоит в том, чтобы понять , как люди придают смысл миру, в котором они живут , и как они определяют порядок в хаосе .
Согласно гештальт-психологии, то, как люди интерпретируют то, что они видят в мире, зависит от того, что они ожидают увидеть , и будут пытаться найти закономерность в том, что они видят и переживают.
Генезис гештальт-психологии
Гештальт-психология была основана в Германии в начале двадцатого века психологом Максом Вертхаймером и соучредителями Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером.
Все они встретились в Психологическом институте Франкфуртского университета, где Вертхаймер работал профессором, а Коффка и Келер помогали ему в работе.
Университет также является местом, где они сформировали школу мысли, гештальт-психологию.
Вертхаймер известен концепцией под названием Фи-феномен . Во время своего путешествия он заметил, как на вокзале два отдельных светильника, которые включаются и выключаются, создают иллюзию движения.
Затем Вертхаймер заинтересовался исследованием восприятия , которое положило начало его исследованиям в области гештальт-психологии.
Своим исследованием он ответил структурализму и подходу психолога Вильгельма Вундта, который был известен тем, что разбивал психологические события на отдельные части.
Вертхаймер, с другой стороны, обнаружил, что части связаны между собой, и поверил в рассмотрение человеческого разума и поведения в целом.
Гештальтисты считают, что человек 9У разума 0115 есть свой способ организации , и он основан на восприятии вещей в целом, а не отдельных частей.
Основные принципы гештальт-психологии
После основания гештальт-психологии соучредитель Курт Коффка опубликовал «Принципы гештальт-психологии», в которых представил теорию гештальт-психологии и ее принципы.
Следующие принципы гештальт-психологии описывают, как работает человеческое восприятие и как мы придаем значение объектам и событиям.
Близость
Этот принцип гласит, что когда человеческий глаз видит элементы, расположенные близко друг к другу, мы воспринимаем их как набор или группу. Например, как мы читаем текст. Когда буквы складываются вместе, наше восприятие состоит в том, что они образуют слово.
Сходство
Еще один способ, которым люди склонны группировать элементы в своих полях зрения, — поиск сходства. Элементы, которые выглядят одинаково, будут автоматически сгруппированы вместе. Например, во время спортивного мероприятия люди, одетые в футболки одного цвета, воспринимаются как члены одной команды.
Продолжение
Также частью гештальт-психологии является принцип продолжения, который гласит, что человеческий глаз предпочитает видеть непрерывную линию или движение, а не отдельные элементы. Когда, например, мы видим вывеску на здании, где дерево частично закрывает букву X, наш разум все равно будет воспринимать ее как букву X, и мы без проблем прочитаем вывеску. Мы видим непрерывность линий.
Закрытие
Этот принцип объясняет, почему люди предпочитают видеть законченные элементы. Видя неполные элементы, мы можем восполнить недостающую информацию, чтобы все еще воспринимать ее как завершенную. Этот принцип часто используется в рекламе. Рекламщики придумывают ориентировочные фразы для заполнения публикой. Считается, что такой подход вызывает интерес и большее вовлечение аудитории.
Фигура-фон
Принцип фигуры и фона объясняет, как люди в поле зрения различают фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, занимающий центральное место в нашем поле зрения, в то время как фон присутствует меньше и воспринимается как фон.
Это объясняет, как человеческое восприятие объекта или ситуации может отличаться от чьего-либо восприятия, которое зависит от того, что воспринимается как фигура и фон. Этот принцип использовал датский психолог Эдгар Рубин, экспериментировавший с оптическим обманом.
Общая судьба
Еще один принцип гештальт-психологии — принцип общей судьбы. Когда человеческий глаз видит элементы, движущиеся вместе в определенном направлении, они обычно воспринимаются как группа. Пример общей судьбы — когда мы видим детей, направляющихся на детскую площадку, что может заставить нас воспринимать их как единое целое. Элементы можно просматривать отдельно, если это сделано намеренно.
Закон Прагнанца
Невозможно тратить время и энергию на все вокруг нас. Поэтому мы склонны организовывать элементы, которые видим, самым простым способом. Человеческий разум предпочитает простоту, поэтому мы стараемся упростить то, что воспринимаем. Таким образом, когда мы видим машину, нам не нужна дополнительная информация, чтобы понять, на что мы смотрим. Это называется законом Прагнанца. Pragnänz — это немецкое слово, означающее краткость на английском языке.
В дополнение к упомянутым выше принципам, которые помогают нам понять, как работает человеческое восприятие, теоретики гештальт-теории признают, что на то, как мы видим мир, также влияют другие факторы, такие как личность, ожидания и опыт.
Применение гештальтпсихологии
Базовая психология
Основные психологические процессы, такие как восприятие и внимание, находятся под сильным влиянием гештальтпсихологии. Эти основные психологические процессы являются фундаментальными и применимы к практическим вопросам. Например, развитию в изучении восприятия способствуют программы, которые проводятся для предотвращения аварий путем улучшения дорожных знаков. Это можно сделать только с помощью знания, которое у нас есть о восприятии.
Гештальт-психология и коммуникация
Чтобы иметь возможность вызывать внимание аудитории, люди, работающие в сфере коммуникации и творчества, используют гештальт-психологию. Для людей, работающих художниками, публицистами или дизайнерами, важно понимать, как человеческий разум интерпретирует изображения. Это знание может помочь им создавать работу, которая будет доноситься до их аудитории так, как они задумали.
Гештальт-психология и решение проблем
Чтобы решить проблему, важно понимать проблему, с которой вы работаете.
В гештальт-психологии считается, что проблема состоит из компонентов, которые связаны и взаимодействуют друг с другом. Чтобы решить проблему, вам нужно реорганизовать эти компоненты, чтобы найти новое решение. Эта творческая реорганизация компонентов проблемы называется продуктивным мышлением. Гештальт-психологи рекомендуют использовать продуктивное мышление, чтобы проникнуть внутрь себя в различных вопросах.
Гештальт-психология и образование
В образовании гештальт-психология применяется для восприятия и решения проблем. Применение гештальт-психологии к образованию подразумевает, что учителя должны поощрять учащихся к решению проблемы, обнаруживая различные элементы проблемы и то, как они связаны.
Гештальт-терапия
Терапия, основанная на гештальт-психологии, представляет собой гуманистический подход, в котором люди рассматриваются как сильные и независимые существа. Он рассматривает функционирование человеческого разума с целостной точки зрения, при этом у каждого человека есть свои мысли, переживания и реальность.
Развитие гештальт-терапии началось в 1940-х годах с автора Фрица Перлза. Он утверждал, что у каждого человека есть своя собственная реальность, которая определяется нашим восприятием, и что мы сами несем ответственность за изменение нашего восприятия. Этот образ мышления также занимает центральное место в гештальт-терапии, в которой личностный рост и построение идентичности находятся в центре внимания.
Гештальт-психология в повседневной жизни
Гештальт-психология также может применяться в нашей повседневной жизни. Как упоминалось в этой статье, гештальт-психологию можно использовать для решения проблем и поощрения творчества. Кроме того, знание принципов гештальта может помочь нам понять, как мы воспринимаем мир, объяснить оптические иллюзии и помочь понять наше поведение.
Техника пустого стула
Гештальт-терапия фокусируется на целом и работает с прошлым в настоящем.
Вещи, находящиеся в нашем сознании, но незавершенные, называются « незавершенными делами ». Из-за нашей естественной склонности к созданию гештальтов незавершенные дела могут быть значительной тратой энергии, а также препятствием для дальнейшего развития (O’Leary, 2013).
самая популярная и известная техника в гештальт-терапии, техника пустого стула или диалог пустого стула (ECH), — метод решения незаконченных дел в терапевтическом кабинете.
Незавершенное дело часто является результатом невыраженных эмоций, таких как отсутствие горя по поводу потери, и/или неудовлетворенных потребностей, таких как невысказанные обиды в отношениях. Клиент, возможно, предпочел избежать незавершенных дел в данный момент, решив не раскачивать лодку или сохранить отношения.
Постфактум этим невыраженным чувствам может не хватать подходящего выхода или их продолжают избегать из-за стыда или страха быть уязвимым. Большинство людей склонны избегать этих болезненных ощущений вместо того, чтобы делать то, что необходимо для изменения.
Техника пустого стула — это способ привнести невыраженные эмоции и неудовлетворенные потребности в здесь и сейчас.
В ECH терапевт расставляет для клиента два стула, один из которых остается пустым. Клиент сидит на одном стуле и представляет свою вторую половинку, с которой у него есть незаконченные дела, на пустом стуле.
Затем клиент инструктируется и помогает ему сказать то, что осталось недосказанным воображаемой второй половинке.
Иногда клиент меняет стулья и говорит сам с собой, как если бы он был второй половинкой. Благодаря этому диалогу прошлые эмоции клиента переносятся в настоящее. Затем они обрабатываются и прорабатываются терапевтом.
Этот метод может быть применен либо к текущим отношениям, либо к отношениям, которые закончились. Цель работы — помочь клиенту изменить его самовосприятие .
Клиенты, перенесшие ЭХГ, могут перестать считать себя слабыми и жертвами и стать более уверенными в себе. Они могут относиться к значимому другому с большим пониманием или возлагать на него ответственность за причинение вреда.
Примеры гештальт-психологии
Один из примеров, используемых для объяснения гештальт-психологии, следующий: Феномен Фи.
Фильм, например, представляет собой серию отдельных изображений, но при быстром показе изображений мы воспринимаем их как непрерывное движение, тогда как в действительности его нет.
По мнению гештальт-психологов, это результат того, что наш разум заполняет недостающую информацию . В этом примере отсутствующей информацией являются промежутки между изображениями.
Это показывает, что «целое» играет более важную роль в человеческом сознании, чем сумма отдельных частей.
Гештальт-терапия используется в самых разных условиях, от клиники до корпоративного зала заседаний. Институты гештальта существуют во всем мире, и этот подход практикуется в стационарных клиниках и частных практиках индивидуальной и групповой терапии. Из-за такого разнообразия приложений он может принимать различные формы.
В 1965 году Американская психологическая ассоциация сняла сериал под названием « Три подхода к психотерапии » с участием Фрица Перлза (гештальт-терапия), Карла Роджерса (личностно-центрированная терапия) и Альберта Эллиса (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), демонстрирующих их приближается к пациентке по имени Глория.
Чтобы увидеть, как выглядит гештальт-терапия, вы можете посмотреть это видео о том, как Перлз работает в режиме реального времени.
В видео Перлз описывает свой подход, работает с Глорией в течение короткого сеанса, а затем подводит итоги перед зрителем в конце.
Гештальт-психология и решение проблем
Гештальт-психология внесла свой вклад в научное изучение решения проблем. Фактически, ранняя экспериментальная работа гештальтистов в Германии знаменует собой начало научного изучения решения проблем.
Позже эта экспериментальная работа продолжалась в течение 1960-х и начала 1970-х годов, когда проводились исследования относительно простых (но новых для участников) лабораторных задач по решению проблем.
Учитывая фокус гештальт-психологии в целом, для гештальт-психологов было естественным изучать решение проблем с точки зрения понимания, стремясь понять процесс, посредством которого организмы иногда внезапно переходят от понятия, как решить проблему, к мгновенному пониманию вся проблема и ее решение.
В знаменитой серии экспериментов Келер дал шимпанзе несколько ящиков и поставил еду высоко над землей; через некоторое время шимпанзе, казалось, внезапно осознали, что они могут ставить коробки друг на друга, чтобы добраться до еды.
Гештальт-психология и два вида мышления
Макс Вертхаймер различал два вида мышления: продуктивное мышление и репродуктивное мышление .
Продуктивное мышление это решение проблемы на основе понимания — быстрая, творческая, незапланированная реакция на ситуации и взаимодействие с окружающей средой.
Репродуктивное мышление – это сознательное решение проблемы на основе предыдущего опыта и знаний. Репродуктивное мышление действует алгоритмически — тот, кто решает проблемы, воспроизводит серию шагов по памяти, зная, что они приведут к решению, – или путем проб и ошибок.
Функциональная неподвижность: обратная сторона гештальт-психологии
Карл Дункер, еще один гештальт-психолог, изучавший решение проблем, 9 лет0307 ввел термин «функциональная фиксированность» для описания трудностей как в зрительном восприятии, так и в решении проблем, возникающих из-за того, что один элемент всей ситуации уже имеет (фиксированную) функцию, которую необходимо изменить, чтобы что-то воспринять или найти решение. к проблеме.
Функциональная фиксированность – когнитивная предвзятость, которая ограничивает человека в использовании объекта только так, как он традиционно используется.
Концепция функциональной фиксированности возникла в гештальт-психологии, движении в психологии, которое делает упор на целостную обработку.
Карл Дункер определил функциональную неподвижность как умственный блок против использования объекта новым способом, который требуется для решения проблемы.
Этот «блок» ограничивает возможность человека использовать компоненты, данные ему для выполнения задачи, поскольку он не может выйти за пределы первоначальной цели этих компонентов.
Например, если кому-то нужно пресс-папье, но у него есть только молоток, он может не увидеть, как можно использовать молоток в качестве пресс-папье.
Функциональная неподвижность — это неспособность рассматривать молоток как нечто иное, кроме как для забивания гвоздей; человек не мог подумать, что можно использовать молот иначе, чем в его обычной функции.
Гештальт-психология и системное мышление
Системное мышление, еще один уровень когнитивных способностей, предполагает повышенную способность одновременно удерживать в уме одно и многое и осознавать взаимосвязь.
Эта способность требует определенного уровня комфорта с незнанием.
Давление, тревога и страх плохо сочетаются с системным мышлением.