Особенности работы с подростками: Принцип работы психолога с подростками

Как работать с подростками: большой дайджест для учителя

Перед первым уроком с учеником-подростком волнуются даже опытные преподаватели. Как завоевать доверие? Как поддерживать дисциплину, не испортив отношения? Чем вообще можно заинтересовать подростка на уроке? Собрали большой дайджест по материалам блога, чтобы вы могли работать с подростками уверенно.

Прежде чем начать работать с подростками

Прежде чем вести уроки у подростков, может быть полезно понять их психологию. Например, подростки очень нуждаются во внимании и похвале — без этого их мотивация падает.

Что не должен говорить ни один учитель (никогда)

Тонкая грань: как правильно дружить с учениками

Ох уж эти подростки!

Трудности, с которыми сталкиваются подростки

Нуждаются ли подростки в родительском поощрении? Данные исследований

Взрослые vs подростки: какую стратегию обучения выбрать

5 действенных лайфхаков для общения с подростками

Установить контакт

В методике преподавания подросткам тоже есть свои особенности. Рассказываем, как найти подход к разным типам студентов и работать над грамматикой и лексикой.

Аудиалы. Как найти к ним подход?

Как лучше всего работать с визуалами?

Языковой барьер у подростков

Система поощрений для подростков

Обучение грамматике на групповом онлайн-уроке с подростками

Обучение лексике на групповом онлайн-уроке с подростками

Работать с подростками на уроках

Назад пути нет: завтра у вас первый урок в девятом классе. Или индивидуальный урок с подростком. Что говорить? Какие методы использовать? Читайте в статьях этого раздела.

Первый урок онлайн: как подготовиться, провести и закончить

Первый урок с подростками: как подготовиться морально?

Новый класс: 5 шагов к симпатии учеников

Игры на знакомство для подростков

Элемент соревнования на уроке: о чем следует помнить?

Как прививать эмпатию подросткам на уроках английского?

Когда что-то пошло не так

Даже если учитель все делает правильно, у ученика могут возникнуть проблемы в учебе. Собрали шпаргалки, что делать в самых распространенных ситуациях: студент не делает домашние задания, боится говорить или саботирует уроки.

Как вдохновлять подростков на выполнение домашнего задания

«Зачем изучать английский?» — как ответить школьнику?

Ученик стесняется говорить на английском: что делать

«Не хочу, не буду» — что делать, если ученик специально переходит на русский язык на уроке

Как бороться с синдромом постоянного полувнимания (continuous partial attention)

Как расшифровать невербальные сигналы учеников

Планы уроков и упражнения

Современных подростков волнуют защита окружающей среды, социальное неравенство — и, конечно, тренды тиктока. Эти готовые планы уроков выручат, если занятие уже завтра.

Zero-waste lifestyle

Women’s Day

Slow living 

Cultural Awareness 

Coronavirus Prevention

Ecotourism 

Digital Piracy 

Should there be space exploration?

Лексика для геймеров

Teen Vogue: как обсуждать моду с подростками

Цифровая зависимость у подростков: в чем опасность

Instagram* на уроке и дома: идеи заданий для ваших учеников

K-pop, K-drama и подростки

Как и где практиковать разговорную речь с носителями языка

Тикток для уроков английского

Как помочь подросткам формировать свое мнение (немного про ЕГЭ)

Работать с подростками: советы методистов Skyeng

Им интересны Дудь и Тикток, а ваш предмет — не очень. Их настроение напоминает американские горки, и в попытке их замотивировать порой просто опускаются руки. Методист Skyeng Александра Сладковская рассказывает, какие бывают «трудные подростки» и как мотивировать их учиться.

Пожалеть и защитить

Учитель — всегда немного психолог. При работе с подростками эта роль актуальна особенно, потому что они часто стесняются говорить о своих проблемах взрослым.

Распознаете ли вы буллинг в школе? (тест)

Давление в школе и семье: обсуждаем корейский клип с подростками на английском

Депрессия у подростков: как учителю распознать и помочь

Триггеры снижения дисциплины у подростков

Как научить подростков справляться с трудностями

Dealing with Bullying

Найти общий язык с родителями

Даже если вы занимаетесь с подростком индивидуально, вас всегда на уроке как будто трое: вы, ученик и его родитель. Узнайте, как общаться с родителями студента эффективно и безболезненно.

Родители и другие «посторонние» на уроке: как быть?

Как общаться с родителями подростков?

Как избежать конфликтов с родителями при работе онлайн

В Skyeng мы помогаем преподавателям не только с планами уроков, но и методической и психологической поддержкой. Отправьте заявку и пройдите собеседование с методистом.

Особенности консультативной работы с подростками

Реферат

«Особенности консультативной работы с подростками»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                3

1. Особенности консультативной работы с подростками                        4

2. Методические приемы консультативной практики                                10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                17


ВВЕДЕНИЕ

В связи с тем, что проблемы, которые возникают у подростков, часто имеют разносторонний характер, и ребенку трудно справиться с нахлынувшими на него эмоциями, трудностями в общении, специфическими особенностями возраста, психологическое консультирование занимает одно из ведущих мест в работе практического психолога. Психологическое консультирование предполагает анализ психического развития ребенка не только в возрастном аспекте, но и в плане изменения его индивидуально-типологических особенностей.

Как отмечают ученые: «личность подростков, в отличие от взрослых, динамично развивается, поэтому психологическое консультирование подростков является одним из сложных, а процесс его организации и проведения имеет свою специфику. Однако стоит подчеркнуть, что принципы психологического консультирования, которые ориентированы на решение проблемы взрослых людей, не могут быть применены в работе с личностью подростка, поскольку в таком случае не учитывается специфика развития подростков в соответствии с их возрастными возможностями» [2, стр.97].

Можно также отметить, что возрастно-психологическое консультирование соседствует с семейным психологическим консультированием, консультированием родителей детей, имеющих отклонения в развитии, профориентационным консультированием.

1. Особенности консультативной работы с подростками.

Прежде всего, в процессе консультирования необходимо создать у подростка чувство безопасности. Создание безопасного окружения заключается и в конфиденциальности информации о ребенке, чтобы он был уверен (особенно, если это подросток), что факты и события его прошлой жизни не будут обсуждаться детьми и взрослыми, что его не будут дразнить или обвинять. О том, что информация о прошлом не подлежит разглашению и обсуждению, нужно сразу сказать подростку, успокоить его.

Типичными запросами в консультировании детей подросткового возраста является:

1) консультирование по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;

2) консультирование по вопросам преодоления кризиса подросткового возраста;

3) консультирование по вопросам нарушения межличностных отношений;

4) консультирование по проблемам дисгармонийности характера;

5) консультирование по развитию самосознания подростков.

Итак, рассмотрим подробнее перечисленные запросы консультирования.

1. Консультирование подростков по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации.

Подростковый возраст традиционно считается тяжелым не только в плане воспитания, но и об учебных достижений. Снижается успеваемость, угасает интерес к учебе и его значимость. Среди школьников растет количество неуспевающих подростков, у которых наблюдается апатия и отрицательное отношение к школе. Все это приводит к различным проблемам, которые обусловливают школьную дезадаптацию подростков.

2. Консультирование по вопросам кризиса подросткового возраста.

Для понимания подросткового возраста необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному. Многие ученые подчеркивают возможность бескризисного протекания этого периода. Кризис в этом случае рассматривается как результат неправильного отношения к подросткам взрослыми, общества в целом. Это объясняется тем, что личность не может справиться с поставленными перед ней проблемами на новом возрастном этап. Весомым аргументом в пользу «бескризисных» теорий является то, что специальные исследования часто свидетельствуют об относительно спокойное переживания подростками этого этапа развития. Другая точка зрения, которой придерживаются авторы, состоит в том, что характер протекания, содержание и формы подросткового кризиса играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерными, но и продуктивными для формирования личности подростка.

Существует два основных пути протекания подросткового кризиса: независимости и зависимости. Симптомами кризиса независимости является: своенравие, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание родителей, отрицательное отношение к требованиям взрослых, которые они ранее выполняли, протест — бунт, ревность к собственности. Противоположными симптомы кризиса зависимости: чрезмерное послушание, обособленность от взрослых или сильных, регресс к старым интересов, вкусов, форм поведения.

Основными задачами для психолога в этом возрасте являются:

1) дифференциация доминирующей позиции школьника (стремление к независимости или зависимости) для возможности самоопределения подростка, развития у него чувства идентичности;

2) предоставление подросткам помощи в понимании того, что с ними происходит и выработки конструктивных форм преодоления кризиса;

3) создание условий для продуктивного разрешения кризиса: разъяснения родителям и педагогам особенностей подросткового периода, заложенных в нем возможностей.

3. Консультирование подростков по вопросам нарушения межличностных отношений.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, что отражается в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка иметь солидный статус среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам референтной группы. Поэтому нарушения взаимоотношений со сверстниками имеют для подростков существенное значение. Кроме этого, нарушения межличностных взаимоотношений среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений, проявляется в использовании неадекватных способов убеждения (давление, протест, противопоставление и т.д.).

В процессе индивидуального консультирования подростков с целью коррекции их межличностных отношений, важной задачей психолога является определение индивидуально-психологических особенностей личности подростка, которые блокируют успешную межличностное взаимодействие. 

Для развития у подростков умение выстраивать позитивные межличностные отношений консультант в процессе беседы с ними должен делать акцент на: развития представления о собственных ценностях и ценности другого человека; развитие доверия к людям; осознание различных видов мотивов межличностных отношений; усвоение способов решения собственных проблем; умение устанавливать психологический контакт; развитие навыков эмпатического слушания; использование различных вербальных и невербальных способов общения.

4. Консультирование по проблемам дисгармонийности характера.

Проблема дисгармонийности характера является чрезвычайно актуальной в работе психолога-консультанта с подростками. В подростковом возрасте особенности характера обостряются, что может привести к акцентуации, явлений социальной дезадаптации и формированию личности по психопатическим типам. Поэтому в консультативной работе с акцентуированными подростками, в которых отмечены явления дезадаптации, важной задачей для психолога является распознавание психогенных факторов и помощь в преодолении патогенного воздействия. Учитывая тип акцентуации подростка, психологу стоит подобрать индивидуальный подход к нему. Ниже приведены особенности работы психолога с различными типами акцентуаций характера у подростков.

При консультировании гипертимных подростков психологу необходимо занять доброжелательную неавторитарную позицию. В индивидуальной беседе четко аргументировать обязанности и пределы приемлемого поведения подростка; использовать методы тренировки самоконтроля, планирования, систематизации.

В консультативных беседах с учителями и родителями подростков, психолог должен информировать их об особенностях типов акцентуаций подростков и одновременно давать рекомендации о том, как устранить психотравмирующие моменты социальной ситуации развития.

5. Консультирование подростков по вопросам развития самосознания.

Личностный рост подростков неразрывно связано с развитием их самосознания (усвоением нравственных понятий, развитием нравственных чувств, усилением ответственности за себя и других, повышением уровня саморегуляции), поэтому важной задачей психолога является использование комплекса консультационных методов, способствующих развитию и гармонизации их самосознания.

Консультируя подростков из личностных проблем, психолог имеет акцентировать их внимание на ценности жизни, полученных психологических знаниях, подчеркивать, что, прилагая волевые усилия при решении проблем, они могут стать жертвами манипуляций других людей. В связи с этим, психолог в процессе консультирования решает две задачи: во-первых, выясняет, какие ценностно-нормативные установки превалируют в отношениях подростка, способствует тому, чтобы он сам осознал сущность взаимодействий; во-вторых, помогает понять, насколько его реальное поведение соответствует общечеловеческим нормам.

В процессе индивидуального консультирования психолог знакомит ребенка с необходимыми психологическими знаниями, которые важны в процессе решения проблем, подчеркивает важность использования при этом рационального, логического мышления, знакомит с основами саногенного (здорового) мышления. Заметим, что мышление по своей природе рефлексивное, и именно эта особенность является основой его саногенности, точнее здоровья, ведь внутренний диалог личности дает ей возможность для развития всех видов дифференцированного и одновременно целостного видения мира, способствует изменениям отношений к своим мыслям, убеждений.

Таким образом, для повышения эффективности решения различных личностных и межличностных проблем у подростков и предотвращения их возникновения, психолог в консультативной работе с учениками влияет на глубинную сферу личности — самосознание подростков.

Очень важным аспектом консультирования подростков по развитию самосознания и решения их обособленных проблем является работа психолога с их родителями. Психолог-консультант должен анализировать проблемы подростков, рассматривая их через призму целостного жизненного пути, интегрирует семейную ситуацию в прошлом и будущем, отражает особенности происхождения трудности из-за нормативных возрастных кризисов, учитывает врожденные и социальные факторы развития личности, факторы риска и т.д.

В связи с этим, необходимым условием закрепления достигнутых результатов является активное воздействие психолога на родителей с целью изменения их отношения к подростку и вооружение их адекватными способами коммуникации.

В процессе консультирования учащихся подросткового возраста психолог, как правило, решает две основные задачи: диагностическое и терапевтическое. Для решения первой (диагностического) задачи психологу-консультанту необходимо осуществить всесторонний анализ необходимой информации о подростке, его ситуацию и определить проблемы, которые заставили человека обратиться за помощью. В первую очередь выясняются источники и факторы возникновения проблемы ученика. Второе (терапевтическое) задача — это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов подростка.

В период взросления происходит интенсивное развитие самосознания личности, в связи с этим важным оказывается активный поиск путей самореализации и самоутверждения подростка. Имея уже достаточный социальный опыт, личность этого возраста способен осознавать свои переживания, выражать их вербально и отрефлексировать то, чем они вызваны. Подростки уже четко определяют природу своих трудностей и осознают, что именно может им помочь. Впрочем, отношение к процессу консультирования в них может быть неоднозначным. Старшие подлее неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, однако легко могут просить о помощи, чтобы наладить взаимоотношения с родителями [1].

2. Методические приемы консультативной практики

Рассмотрим несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.

Методический прием «Давай думать вместе!».

Перед психологом — подросток или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: «Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому.

Методический прием «Психологический контакт».

Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психолог начинает беседу словами: «Ну, что у тебя опять случилось?’ произнесенными «учительским голосом», со строго-формальным выражением лица, у клиента «сработает» установка взаимоотношений типа «учитель-ученик» и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.

Методический прием «Человечек».

Психологическая консультация, если школьники пришли «не по своей воле», а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, «в массе коллектива» и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах. В этом случае эффективен прием «Человечек». На листке бумаги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и говорит: «Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем». В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.

Методический прием «Проблемная ситуация».

В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.

При этом психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы клиента и анализируются возникшие трудности. Консультант и школьник находятся в предметной, содержательной «плоскости» беседы. При возникновении в разговоре «тупиков», недомолвок, нарушений во взаимопонимании полезно перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы. Он может задавать такие вопросы: «Какие проблемы нам с тобой удалось обсудить и что осталось за пределами нашей беседы?», «Почему ты тогда согласился со мной, а сейчас нет?», «Тебе нравится, как протекает наша беседа?», «Тебе интересно?», «В   чем   ты видишь  пользу от нашего разговора?»

По существу, вторая фаза беседы — рефлексивная: обсуждаются вопросы, связанные с протеканием самой консультативной беседы, наличием или отсутствием понимания между психологом и его клиентом, выявляются точки зрения, препятствующие взаимопониманию. Другими словами, анализируется организационно-коммуникативный «слой» психологической консультации и обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога по принципу «здесь и теперь».

Такое  построение  консультативной  беседы  способствует развитию у подростка или старшего школьника коммуникативных навыков, умений посмотреть на себя «со стороны», а также стремлений к взаимопониманию с партнером по общению.

Методический прием «Зеркало».

Несмотря на то, что начало консультации всегда связано с определенными сложностями, в наиболее трудное положение попадает психолог, если его клиент вообще отказывается разговаривать. Недоверчивый и находящийся в постоянном состоянии «защиты от взрослых», подросток говорит психологу: »Что ВЫ меня все время спрашиваете? Меня мать заставила прийти к вам, ее и спрашивайте!»

«Да не знаю я ничего!», — говорит подросток, а сам думает: «Скорее бы все это кончилось!»

«Сам не понимаю, почему я это сделал!» — разводит руками девятиклассник, и поверьте, часто это действительно так — импульсивный поступок.

«Что вы со мной все возитесь? Ведь я просто дурак! Мне так учительница по математике все время говорит!» — улыбается десятиклассник и испытующе смотрит вам в лицо. Он уже привык к тому, что взрослые его не понимают и оценивают весьма низко. Вы, как взрослый, такой же, как другие, или нет?

Итак, с самого начала — либо молчание, либо «коммуникативный тупик», который иногда труднее самого молчания.

В таком случае довольно эффективным может стать методический прием «Зеркало». Основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Искусство психолога здесь состоит в том, чтобы к месту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика. Кроме этого, направленность такого рассказа способствует тому, чтобы школьник спонтанно, незаметно для себя подключился к рассказываемой психологом истории: что-то начал подправлять, дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение.

Несмотря на то, что психолог и школьник сочиняют рассказ «о ком-то другом», подросток, юноша или девушка, сможет в «этом другом» увидеть самого себя, как в своеобразном психологическом «зеркале». Такое «отзеркаливание» поможет молодому человеку лучше понять самого себя, отстраниться от своих проблем и увидеть их более спокойными и «объективными глазами».

Планируя повторную консультацию, можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить ученика оценить поступки и решения героя своего рассказа.

Методический прием «Вербальное пространство».

Перед психологом — подросток или старший школьник, которые привыкли, что взрослый в беседе с ними обычно много говорит, а им приходится чаще всего слушать и поддакивать («Взрослый всегда прав, даже тогда, когда он и не прав вовсе» — так сказал мне один подросток). Действительно, учитель или родитель, организуя воспитательную беседу с подростком или старшеклассником, говорят о том, как надо делать или что не надо делать из того, что совершил их юный воспитанник или сын (дочь). В результате все «вербальное пространство» занимает взрослый, разговор строится как монолог взрослого, в котором изначально нет места для выражения позиции юным человеком. Физически присутствуя в пространстве беседы, психологически юноша или девушка просто выключены из нее.

Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзывать на «глобальный монолог». Необходимо добиваться того, чтобы «вербальное пространство», имеющееся между консультантом и его клиентом, по времени участия в нем психолога и школьника было поделено как бы на равные половины [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, основными условиями контакта с подростком является добровольность, конфиденциальность и ответственность. Подросток должен быть уверен, что психолог не использует против него все то, что сообщалось на приеме, и содержание бесед с ним не станет известным ни учителям, ни родителям, ни одноклассникам. Психологу важно взаимодействовать с подростком с позиции принятия последнего, причем независимо от того, что он говорил и как действовал, то есть, какие бы вины не сделал. Психологу важно не только быть в позиции принятия к подростку, который нуждается в помощи, но и проявлять заинтересованное отношение к нему, строя такую дистанцию, не предполагает фамильярности, высокомерия и демонстрации преимуществ.

Психолог в самом начале работы с подростком, чтобы войти в его внутренний мир, должен учитывать культурную специфику его развития (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникации), учитывать систему взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

1) установление контакта с подростком;

2) запрос подростка, описание проблем и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

3) психодиагностическая беседа: поиск причин трудностей;

4) психологическая интерпретация (вербально высказана гипотеза консультанта о возможных факторы труда подростка).

Самым эффективным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а опосредованное — с использованием метода «анализа чужих проблем». Опосредованное предъявления проблемы позволяет консультанту опираться на активность самого подростка, а подростку — сформулировать проблему понятным языком и самому определить глубину погружения в нее.

Использование различных приемов и методов при консультировании подростка (при условии индивидуального отбора) помогает устанавливать контакт и преодолевать трудности вместе с подростком.

Таким образом, индивидуальное консультирование подростков занимает важное место в работе психолога, в основе индивидуальной работы с юношами и девушками должны лежать принципы диалогического общения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. 


ЛИТЕРАТУРА

1. И. С. Булах, И. М. Бушай, В. У. Кузьменко  и др. Консультативная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Вінниця, Україна, 2014. — 484 c.

2. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.

3 совета по работе с подростками

перейти к содержанию
  • Все категории
  • Дети и молодежь
  • Консультирование
  • COVID-19
  • Общий
  • Душевное здоровье
  • Личностный рост
  • Отношения
  • Травма
  • Велнес

Все КатегорииДети и подросткиКонсультацииCOVID-19ОбщиеПсихическое здоровьеЛичностный ростОтношенияТравмыЗдоровье

Дети и подростки

В этом учебном году в моей семье оба моих ребенка переживают поворотный момент в своей юности. Мой сын учится в 12-м классе, и ожидается, что он примет важные решения о том, что он будет делать со своей жизнью после выпуска. Моя дочь, однако, учится в 9 классе и находится в самом начале своего школьного пути. Она переходит из маленького аквариума в большой аквариум.

Как родитель и терапевт, много лет работающий с молодежью и их семьями, я знаю, какие потенциальные изменения ждут моих детей впереди. Я хотел поделиться некоторыми мыслями и знаниями и, если быть до конца честным, напомнить себе о том, на что мне и моему супругу нужно обратить внимание и уши в ближайшие месяцы. Как мы знаем, не существует инструкций по воспитанию и отпусканию наших подростков.

Я начну с моей дочери, которой почти 14 лет, но она уже довольно давно пытается быстро взрослеть. Она упряма и уверена в себе и редко спрашивает моего мнения, не говоря уже о совете. Однако, как и многие другие подростки ее возраста, она пытается найти баланс между школьной жизнью и внеклассными занятиями. Одна из ее главных проблем заключается в том, хочет ли она заниматься спортом, которым она активно занимается с шести лет. После нескольких дней обсуждения (и многих напоминаний от меня, что это ее решение) она задала этот вопрос: «Мама, как ты думаешь, что мне делать?»

Этот вопрос на самом деле застал меня врасплох, но признаюсь, внутри я улыбался. Может быть, она действительно ценила мое мнение в конце концов! Я боролся с желанием сказать ей, что, по моему мнению, она должна делать на самом деле, и скорее обрисовал в общих чертах то, что, по моему мнению, было некоторыми вескими причинами, по которым она должна оставаться в своем спорте или уйти из него. Оглядываясь назад, я понимаю, что процесс отпускания должен также включать в себя возможность для подростка проверить себя. Наш разговор напомнил мне, что она взрослеет и принимает все более важные решения. Я хочу, чтобы она могла управлять своим выбором и границами, чтобы она могла выбирать для себя наилучшие варианты. Это важная работа по воспитанию подростка, поскольку в ближайшие месяцы ей предстоит рассмотреть еще много ситуаций.

Это напомнило мне о том, что было на этот раз с нашим сыном. У него был «переходный год» без каких-либо дополнительных занятий, кроме видеоигр. Я беспокоился и беспокоился, что мы позволили ему бросить уроки игры на фортепиано и команду по легкой атлетике, чтобы он мог превратить свой мозг в кашу, играя в игры в подвале.

Может быть, он даже был бы одним из тех детей, которые вечно жили в подвале своих родителей! Спустя пару лет мне стало намного легче дышать. Он взял в группу другой инструмент, присоединился к хору и устроился на неполный рабочий день. Его мозг все еще полностью цел, и он довольный, уравновешенный молодой человек. Так как же это произошло? И как мы с мужем (надеюсь) можем проложить один и тот же путь для нашей дочери?

В прошлом году я наткнулась на фантастическую книгу доктора Лизы Дамур под названием «Распутанные: как помочь девочкам-подросткам через семь переходов во взрослую жизнь». Я определенно рекомендую эту книгу, если вы воспитываете девочку или работаете с девочками-подростками. В одной из глав Дамур вспоминает, как полицейский описывал его мантру для работы с трудными подозреваемыми, называемую тремя «П»: будь честным, твердым и дружелюбным (стр. 153). Я надеюсь, что это то, чего мы достигли в нашей семье, поскольку я думаю, что это может быть очень полезно при работе с подростками дома или в клинических условиях.

1) Будь справедливым

Детекторы справедливости у подростков очень хорошо настроены. Они могут вынюхивать ситуации, когда взрослые ведут себя лицемерно, непоследовательно, иррационально или просто притворяются! Они находятся в середине важной и необходимой стадии развития автономии. Они замечают, когда взрослые и авторитетные лица в их жизни, особенно их родители, не соответствуют установленным для них стандартам. Несмотря на то, что они не всегда ведут себя так, подростки будут уважать вас и ваше мнение, если у вас есть значительный опыт в том, чтобы быть справедливым, рациональным и относиться к другим последовательно. Это не означает не делать ошибок, а скорее извиняться, когда это требуется, либо непосредственно перед вашими детьми, либо перед другим членом семьи. Например, когда я импульсивно огрызалась на своего мужа за ужином, это восстанавливает гармонию в комнате, когда я приношу искренние извинения. Мы хотим, чтобы подростки ценили важных взрослых в своей жизни, и честность имеет большое значение, когда мы пытаемся воплотить это в жизнь.

2) Будьте тверды

Подростки должны знать, что от них ожидают. Как родители, мы должны предоставить им больше выбора и больше возможностей для принятия независимых решений, но важно, чтобы мы по-прежнему придерживались ранее установленных стандартов и ограничений, когда это необходимо. Сообщать о наших ценностях и о том, что для нас важно, — это не только то, что наши подростки ожидают от нас, но и то, что они должны делать. Уверенность в том, что родители будут придерживаться их стандартов, подобна тому, чтобы увидеть маяк в темном бурном море жизни.

3) Будьте дружелюбны

Отношения очень важны, и, будучи взрослыми, мы должны протянуть руку и навести мосты с молодежью в нашей жизни. Поддерживайте интерес к своему подростку и тому, что он делает, и даже если вы получаете отказ, не сдавайтесь. Часто это может быть простое приглашение принять участие в мероприятиях, например, выгулять собаку или посмотреть телешоу. Мои дети обычно предпочитают заниматься другими делами, но это не должно означать, что приглашения прекращаются. Например, в десятый раз, когда я попросил свою дочь присоединиться ко мне на диване, чтобы посмотреть America’s Got Talent, она согласилась! Если бы я сдался, когда она сказала «нет» первой девятке, мы бы упустили эту возможность пообщаться.

Я надеюсь, что пока вы читаете это, вы уже можете назвать много случаев, когда вы нашли время, чтобы быть честным, твердым и дружелюбным с подростками в своей жизни. Скорее всего, вы тот важный взрослый, к которому они обращаются за руководством, когда они преодолевают перипетии взросления и становления независимыми, зрелыми взрослыми.


Для получения дополнительных БЕСПЛАТНЫХ РЕСУРСОВ по этой и другим темам посетите нашу страницу бесплатных ресурсов.

Автор

Триш Харпер
MSW, RSW – Инструктор, Институт ресурсов по кризисным ситуациям и травмам

Триш является соавтором книги CTRI

Counseling Insights – Практические стратегии помощи другим людям с тревогой, травмой, горем и многим другим. Эта книга доступна на нашем сайте.

Чтобы получать уведомления о новых сообщениях в блоге, подпишитесь на нашу рассылку или подпишитесь на нас в Facebook, Twitter и LinkedIn.
© CTRI Crisis & Trauma Resource Institute (www.ctrinstitute.com)
Заинтересованы в использовании содержимого этого блога? Узнайте больше здесь.

Поделись этим:

Будьте в курсе с CTRI

Подростки и неполный рабочий день: преимущества, недостатки и советы

Опубликовано

от Middleearthnj 23 комментария

Подростковый возраст – это тот трудный период, когда беззаботные дети становятся ответственными взрослыми… надеемся. В конце концов, в этом и состоит цель подростков стать зрелыми, продуктивными и ответственными членами общества. Одним из способов содействия этому переходу является трудоустройство на неполный рабочий день. Работа может помочь подросткам лучше развить свою личность, обрести большую автономию, добиться новых достижений, приобрести опыт работы и стать более независимыми от своих родителей.

По данным Министерства труда США, 50 процентов американских подростков к 12 годам устраиваются на неформальную работу, например работают в качестве няни или работают во дворе. Мальчики, как правило, начинают свою работу в более раннем возрасте и работают больше часов, чем девочки. К 15 годам почти две трети американских подростков имеют какую-либо работу. К тому времени, когда подростки заканчивают среднюю школу, 80% из них в какой-то момент в течение учебного года устраиваются на работу с частичной занятостью. Средний старшеклассник работает 20 часов в неделю, и около 10% работают полный рабочий день (35 часов и более).

Есть много препятствий для трудоустройства подростков. Поиск надежного транспорта имеет решающее значение, и это может быть сложно, если работа не находится поблизости, а родители подростка работают. Борьба со стереотипами работодателей о подростках, такими как плохое отношение или отсутствие навыков, может быть сложной задачей. В этой конкретной экономике не так много возможностей трудоустройства для подростков.

Подростки хотят работать по разным причинам, но более половины сообщают, что их участие в работе мотивировано желанием покупать вещи. Как правило, подростки тратят свои деньги на расходы на автомобиль, отдых, одежду, расходы на образование, откладывая деньги на колледж и помогая своим семьям с расходами на проживание (например, аренда, продукты).

Исследователи изучали и обсуждали преимущества и недостатки работы подростков и неполный рабочий день более 2 десятилетий. Многие исследователи, в том числе члены правительственных групп, таких как Национальная комиссия по делам молодежи, хвалят работу неполный рабочий день и говорят, что она способствует переходу от юности к взрослой жизни. Другие исследования выявили значительные негативные последствия для студентов, работающих более 20 часов в неделю. Мы внимательно рассмотрим оба.

Пособия для подростков, работающих неполный рабочий день

Подростки, получающие работу, получают множество преимуществ, в том числе:

  • Приобретение ценного опыта работы, отлично подходящего для резюме.
  • Узнайте, как эффективно управлять финансами. Даже если подросток просто использует свой заработок для покрытия собственных расходов, он научится планировать расходы на одежду, фильмы и автомобиль.
  • Может обеспечить возможности для общения и направить ребенка на успешный карьерный путь на всю жизнь.
  • Обеспечение конструктивного использования свободного времени. Работа после школы также может обеспечить присмотр взрослых, особенно если вы работаете дольше, чем в обычный учебный день. Работа дает подросткам меньше времени для рискованного поведения.
  • Изучите навыки тайм-менеджмента.
  • Формируйте хорошие рабочие привычки.
  • Получите полезные, востребованные на рынке навыки, такие как улучшение общения, обучение общению с людьми, развитие навыков прохождения собеседований и заполнение заявлений о приеме на работу.
  • Вселить новую уверенность, чувство ответственности и независимости.

Недостатки подростков, работающих неполный рабочий день

Существуют также негативные последствия трудоустройства подростков, которые могут перевесить положительные преимущества, такие как:

  • Меньше времени на домашнюю работу.
    Работающие студенты могут не иметь или не находить времени для выполнения своей работы.
  • Более высокий уровень прогулов и меньшая вовлеченность в школу. Работа может накладывать ограничения на учебу и время сна учащегося. Усталость или отсутствие подготовки к дневной академической деятельности может отбить у работающего подростка желание ходить в школу, и работа может заменить внеклассные занятия.
  • Младшие классы в школе. Студенты, которые работают более 20 часов в неделю, имеют средний балл ниже, чем другие студенты, которые работают 10 или меньше часов в неделю.
  • Более вероятно употребление наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что злоупотребление психоактивными веществами выше среди студентов, которые работают 20 и более часов в неделю.
  • Развитие негативных взглядов на саму работу. Раннее попадание в негативную или суровую рабочую среду может поощрить негативное отношение к работе. Это во многом будет зависеть от уровня зрелости подростка и типа полученной работы.
  • Повышенный стресс. Совмещать работу и учебу может оказаться слишком сложно для любого ученика.

Исследования показывают, что учащиеся, работающие 10 или менее часов в неделю, получают выгоду от занятости, в то время как учащиеся, работающие более 20 часов в неделю, страдают от упомянутых выше негативных последствий работы. Другие факторы, влияющие на то, как учащиеся справляются с работой и школьной жизнью, включают интенсивность и сложность выполняемой работы.

Летняя работа

Летняя работа является отличной альтернативой, так как она не мешает учебе и позволяет подросткам конструктивно использовать свое свободное время. Это позволяет подросткам пользоваться всеми преимуществами работы, не перегружая свой плотный школьный график. Подростки должны начать поиск летней работы во время весенних каникул. Возможные рабочие места для подростков: ландшафтный дизайн, доставка газет, присмотр за детьми, розничные магазины (например, продуктовые магазины или магазины одежды), кинотеатры, работа в тематическом парке, работа вожатым лагеря, спасатель в бассейне и выгул собак.

Требования к работе

Министерство труда США устанавливает минимальный возраст для приема на работу на уровне 14 лет. Оно также ограничивает количество часов, отработанных несовершеннолетними в возрасте до 16 лет. Однако требования к минимальному возрасту не применяются к несовершеннолетним, нанятым их родители или опекуны. Молодежь любого возраста также может разносить газеты; выступать на радио, телевидении, в кино или в театральных постановках; и присматривать за детьми или выполнять другие мелкие обязанности в частном доме. Законы, регулирующие трудоустройство несовершеннолетних, различаются в зависимости от штата и территории США, например, многие штаты требуют, чтобы молодежь перед приемом на работу получила разрешение на работу и/или свидетельство о возрасте. Во многих случаях эти сертификаты выдаются школой, но вам следует обратиться в Департамент труда вашего штата для получения дополнительной информации.

Как родители могут помочь работающим подросткам

Прежде чем ваш подросток подаст заявление о приеме на работу, обязательно обсудите с ним все за и против, а также обязанности, связанные с работой. Вы также можете согласиться на работу на пробной основе, например, «вы можете работать x часов в неделю в течение этого учебного периода, а затем мы решим, можете ли вы продолжать работать, исходя из ваших оценок». Есть несколько вещей, которые вы, как родитель, можете сделать для своего подростка, чтобы облегчить стресс, связанный с совмещением учебы, работы и семейной жизни:

  • Придите к единому мнению о том, как ваш подросток будет использовать свой доход. Будут ли они помогать с семейными финансами? Хотели бы вы, чтобы они начали откладывать деньги на колледж? Достижение консенсуса поможет избежать в дальнейшем конфликтов из-за денег. Подготовьте вместе с ребенком бюджет, установив лимиты на расходы и применяя процент от зарплаты к сбережениям, который устроит вас обоих.
  • Составьте вместе с подростком ежедневное или еженедельное расписание, в котором будет выделяться время, которое они тратят на работу, а также время, которое они тратят на выполнение домашних заданий и другие школьные занятия.

Добавить комментарий