Причины неуспеваемости подростков: ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ | Материал на тему:

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ | Материал на тему:

Родительское собрание: ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Обозначить роль семьи в учебной деятельности ребёнка

Задачи:

Ознакомить с особенностями переходного возраста

Представить способы решения проблем подросткового возраста

Дать совет родителям по снятию психологического напряжения, связанного с учебным процессом

Ход собрания:

Подростковый возраст традиционно считается трудным не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе

Среди ведущих причин неуспеваемости подростков многие авторы выделяют следующие:

пониженная обучаемость школьника

 недостатки в развитии познавательных процессов (обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания). Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся свидетельствует о низком развитии внимания, памяти, логического мышления, несформированности речевых, общеучебных умений. Замеры скорости чтения показали, что подростки читают со скоростью 50-60 слов в минуту, что не соответствует нормативам возраста (150-160 слов). Проверка сформированности вычислительных навыков показала, что учащиеся перемножают двузначные числа со скоростью 12-18 цифр в минуту (норма — 30 цифр в минуту), скорость письма составляет 40-60 знаков в минуту (норма — 100-110 знаков в минуту).

педагогическая запущенность ;

интеллектуальная пассивность/лень ; Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны с недостатком обучения и воспитания. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, ограничивает возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности. Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей. В исследованиях Л. В. Орловой [1991] было проведено изучение компонентов, составляющих познавательный климат семьи. Оказалось, что только 17% интеллектуально пассивных школьников имеют хорошие показатели познавательного климата в семье, а 28% из них — вообще неудовлетворительные. Для последних характерны наличие в семье избыточной поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

индивидуально-типологические особенности;В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся. Учебная деятельность также включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью. Все эти особенности необходимо учитывать при обучении подростков.В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением силы нервной системы.

отсутствие адекватной мотивации учения одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т. п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками» — глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.

Влияние семьи

Говоря о школьной неуспеваемости, мы уже затрагивали влияние семьи на эту проблему. Все причины плохой учебы, которые были отмечены выше, конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка. Индивидуально-типологические особенности во многом зависят от того, какие природные особенности заложены в ребенке, тут он во многом может быть схож со своими родителями. В связи с этим очень часто у плохо успевающих школьников родители также не блистали отличной успеваемостью.

Советы родителям

Приведем рекомендации, которые предлагает профессор М. К. Тутушкина. Субъективные причины неуспеваемости, по мнению автора, могут быть следствием того, что:

1)        родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;

2)        в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;

3)        родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности;

4)        в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;

5)        учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;

6)        в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

 Что же можно предпринять, если есть желание улучшить успеваемость ребенка? В случае первых четырех причин, советует автор, остается смириться с тем, что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

 Хотя, на наш взгляд, если есть желание изменить положение, то нужно обязательно прикладывать усилия, но начинать надо с себя, с семейных устоев, привычек.

В случаях 5-6 можно изменить отношение учителя и педагогического коллектива к вашему ребенку, а также собственное отношение к процессу школьного обучения.

Познавательный интерес к учению и навыки обучения, адаптация к школе развиваются в первых трех классах начальной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется — компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т. п. Попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов

Психологическая помощь подросткам:

Практически для всех школьников с проблемами низкой успеваемости  характерны неадекватная самооценка которая может быть как заниженной, так и завышенной. Формирование последней вполне понятно: те, кто плохо учатся, не пользуются популярностью среди педагогов, их не хвалят, не отмечают как лучших и способных. Коррекция самооценки — это длительный и тяжелый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному ребенку справиться с трудностями.

Что же касается завышенной самооценки, то она может сформироваться, как защитная реакция на невозможность занять адекватно престижное положение в классе. Такие подростки стараются завоевать авторитет асоциальными поступками, физической силой, противопоставить себя школьным порядкам, стать неформальными лидерами в классе. Есть среди слабоуспевающих учащихся и такая категория, которым нет нужды что-то доказывать неблаговидными поступками окружающим, они считают себя выше других, их просто не могут оценить по достоинству, учителя не видят их способностей, а школьная программа, по их мнению, рассчитана на ограниченных средних учеников. Неадекватно завышенная самооценка у таких подростков часто формируется не без помощи семьи. Родители объясняют неуспехи в учебе «непрофессионализмом учителей», «глупостью программы», «плохой организацией работы школы» и т. д., не осознавая, точнее сказать, не желая осознавать недочеты собственного ребенка и семьи.

В связи с вышесказанным формирование адекватной самооценки будет важной задачей при оказании помощи слабоуспевающим учащимся. Тренинги личностного роста могут помочь в осуществлении поставленной цели.

На поверхности лежит и проблема коррекции детско-родительских отношений, ведь без работы с семьей вряд ли можно рассчитывать на существенные изменения школьной успеваемости.Консультация психолога

При неумении учиться, недостаточной развитости познавательных процессов необходимо организовать занятия, способствующие улучшению познавательной активности. Содержание занятий предполагает упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. Примеры подобных упражнений вы сможете найти в практической части.

Развитие коммуникативных навыков также может оказать существенную помощь в улучшении успеваемости подростков. Неумение выступать публично, грамотно выстраивать диалогическую и монологическую речь, страх перед большой аудиторией нередко становится существенным, а иногда и одной из главных причин не столь хороших оценок, каких хотелось бы. Неумение защитить реферат, ответить у доски, участвовать в дискуссии уводит ученика на «скамейку запасных». Учителя, не обладающие достаточным профессионализмом, записывают таких ребят в неперспективные, не обращают на них особого внимания, низко оценивают их способности, что, несомненно, приводит к ухудшению успеваемости и, что еще страшнее, к потере интереса к учебе вообще.

Тренинг релаксации на первый взгляд может показаться не столь актуальным для улучшения успеваемости подростков. Утомляемость подростка проявляется в вялости и суетливости, при которых бывает трудно выполнить работу. Безусловно, психофизиологические свойства составляют основу темперамента, а темперамент, как известно, врожденное образование, которое практически не поддается изменениям. Но владение релаксационными техниками, умение вовремя сосредоточиваться или, наоборот, расслабляться могут оказать существенную помощь подростку при обучении. Поэтому необходимо обучать ребят приемам нервно-мышечной релаксации*.

Заставить учиться подростка, конечно, практически невозможно. Но мотивировать подростка учиться — это одна из задач, которая без взаимодействия с педагогами и родителями вряд ли разрешима, но при их помощи и координирующих действиях психолога это возможно. В зависимости от индивидуально-личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о профессиональной карьере, надо нацелить на углубленное изучение предметов, необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера может подстегнуть возможность выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т. п.

Развитие эмоционально-волевой сферы также имеет большое значение для успешной успеваемости. Некоторые упражнения вы сможете найти в практической части.

Агрессивность подростка

Наиболее часто в средних классах педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами уроков. Отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними, проявляются в соответствующих формах поведения в школе: повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости

Условия для возникновения аффекта неадекватности — завышенные притязания в какой-либо области деятельности или общения, невозможность их удовлетворить и уже появившаяся, но еще не осознанная неуверенность в себе. Отрицательный результат воспринимается подростком как несправедливый, в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершенно не было, и причина неуспеха лежала в нем самом. Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих (учителей или одноклассников), что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.

Особенности аффективно возбудимых подростков выражаются в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков. Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте и изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняет объективную оценку ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.

Обучение навыкам саморегуляции. Обучение навыкам саморегуляции — очень важный момент в работе с агрессивным* подростками. Зачастую данной категории подростков свойственнь мышечные зажимы, неумение владеть своим телом, своим эмоциональным состоянием. Наиболее распространенный метод — тренинг релаксации*. Обучение навыкам саморегуляции — очень важный момент в работе с агрессивным* подростками. Зачастую данной категории подростков свойственны мышечные зажимы, неумение владеть своим телом, своим эмоциональным состоянием. Наиболее распространенный метод — тренинг релаксации*

Литература: Помощь подростку: полное практическое руководство для психологов, педагогов и их родителейЮ Автор Федосеенко Екатерина Владимировна б кандидат психологических наук.

Советы родителям

1.        Будьте последовательны в воспитании.

2.        Не стоит вводить много запретов, дайте подростку почувствовать себя достаточно свободным, но при этом не переборщите, контролируйте ребенка, но ненавязчиво.

3.        Старайтесь не повышать голос, отвечать агрессией на агрессию неэффективно.

4.        Интересуйтесь друзьями вашего ребенка, старайтесь уделять больше внимания его увлечениям и интересам.

5.        Посоветуйте ребенку заняться каким-то видом спорта, поддержите его в этом начинании. Активные спортивные занятия — один из лучших методов выплеснуть гнев, снять напряжение.

6.        Наказывайте ребенка за конкретные проступки. Наказания не должны унижать подростка.

7.        Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребенка — он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.

Обучение навыкам саморегуляции.

1. Задействование выдоха.

Инструкция: «Сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся. Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени  так, как тебе удобно. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если ты можешь закрыть глаза — закрой, если нет, посиди с открытыми глазами. Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании».«Расслабься, делая вдох — медленно, вдыхая столько, сколько можешь вдохнуть без напряжения. Затем так же спокойно выдыхай, тоже медленно, сколько можешь выдохнуть без напряжения. Выдоху удобно придать форму звука ;,а-а-а». Совершая его, постарайся ощутить чувство расслабления. Повторяй это упражнение в течение двух минут.

2 «Переменное дыхание». Инструкция: «Делай вдохи и выдохи, медленно пока не возникает напряжение. Медленно вдыхай носом, можешь при этом считать „один-два-три». Как только появится напряжение, делай выдох. Выдыхай ртом, также до ощущения напряжения, тоже можешь считать. Постарайся, чтобы выдохи были несколько длиннее вдохов, если выдыхать трудно, можешь несколько приоткрыть рот. Повторяй это упражнение в течение двух минут.

3. Развитие самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции.

Упражнение «Дыхательное упражнение: наблюдение за дыханием». Сядь на стул или на пол, выпрями спину, расслабь тело. Закрой глаза. Сделай выдох, а затем вдыхай спокойно и глубоко так долго, как сможешь, не напрягаясь. Следи, как твое дыхание истекает наружу и внутрь, представь, как будто ты на морском побережье наблюдаешь за волнами океана.

С каждым вдохом почувствуй, как ты вдыхаешь новую энергию и силу вместе с кислородом. С каждым выдохом почувствуй, как вместе с углекислым газом ты выдыхаешь усталость, утомление и негативность.Ощути прилив новой жизненной энергии, проникающей в твое тело и душу, пока ты продолжаешь делать упражнение.Затем посиди спокойно. Твое сознание спокойно и умиротворенно.

Занятие 2Цель. Осознание значения воли в жизни человека; развитие волевой регуляции поведения.

Упражнение «Как ты поступишь, если…». Обсуждение с подростком различных трудных жизненных ситуаций, мотивирование на самостоятельное принятие решений и поиск путей их реализации.

Упражнение «Злость». Процедура: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Предложить ребёнку нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому он питает агрессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он в ходе разговора вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация?

Если вы закончили упражнение, 3-4 раза глубоко вдохните и откройте глаза».

Литература: «Помощь подростку: полное практическое руководство для психологов, педагогов и их родителей».  Автор Федосеенко Екатерина Владимировна б кандидат психологических наук. Санкт –Петербург 2009 год.

«Причины и способы преодоления школьной неуспеваемости подростков»

М.В. Нурмухаметова

ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные причины и способы диагностирования и преодоления школьной неуспеваемости, возникающие в процессе обучения школьников подросткового возраста.

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, способы преодоления школьной неуспеваемости. диагностика неуспеваемости.

Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Преодоление неуспеваемости является важнейшей задачей педагогики и педагогической психологии. Проблема неуспеваемости учащихся актуальна, так как является распространенным явлением во многих учебных учреждениях.

Начиная с 60-х годов прошлого века, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной программой и в результате, попадают в разряд неуспевающих. По различным данным количество неуспевающих учащихся превышает 30% от общего числа учащихся. Анализируя результаты ЕГЭ за период 2011 – 2015 г.г., можно заметить, что возросло количество обучающихся, набравших баллов, ниже минимального порога по таким предметам как математика, физика, история, география и др. В 2011 году, 5,9% учащихся не набрали проходной балл по математике, в 2013 году – 6,2%. По истории в 2011 году – 9, 4% учащихся, в 2013 году – 11%. ЕГЭ по географии не сдали в 2011 году 6,3% учеников, в 2013 году – 12,1%. Проходной балл по физике в 2011 году не набрали 7.4%, в 2013 году – 11% школьников [1], [2].

Помимо роста количества учеников, которые не набрали достаточного количества баллов, отмечается снижение среднего тестового балла по таким предметам как математика, обществознание, биология, информатика и ИТК. В 2014 году средний тестовый балл по математике составлял 46,4, в 2015 году – 45,4, по биологии в 2014 году – 54,1, в 2015 году – 53,2, по обществознанию в 2014 году – 55,4, в 2015 году – 53,3, по информатике и ИТК в 2014 году – 57,1, в 2015 году средний балл составил 53,3 [3].

Таким образом, проблему школьной неуспеваемости следует отнести к серьезным проблемам в современной школе, которая требует продуктивного решения на практическом уровне.

Большинство авторов, занимающихся изучением проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников, сходятся во мнении, что в основе проблемы неуспеваемости лежит множество причин, которые, как правило, действуют в совокупности. Для предупреждения отставания и неуспеваемости, которое является результатом первого, существуют различные способы, такие как рисуночные тесты, комплексное тестирование, психодиагностика, анкетирование учеников и их родителей, анализ школьной документации, наблюдение, которые помогают диагностировать причины неуспеваемости и выявить основные трудности, возникающие в процессе обучения школьников.

Для своевременного предотвращения отставания, преподавателю необходимо проводить систематическую диагностику. Существует большое количество методик, например, «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе), «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), методика измерения потребности (мотива) в достижении (Ю.М. Орлов), «Изучение мотивационной сферы учащихся» (М.В. Матюхина) и другие, которые направлены на выявление причин и уровня неуспеваемости школьников.

Изучив различные способы диагностирования неуспеваемости, мы решили выявить основные причины неуспеваемости школьников в г. Новокузнецке Кемеровской области. Исследование проводилось на базе одного из общеобразовательных учреждений города Новокузнецка. В нём принимали участие учащиеся 7-х классов в количестве 46 человек. Исследование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации, ученикам необходимо было указать только пол и класс. Исследование проводилось посредством анкетирования, анкета, которая была предоставлена учащимся, состояла из 30 вопросов. Вопросы разделены на блоки, которые позволили выявить различные причины неуспеваемости.

Результаты проведенного анкетирования предоставлены в виде диаграммы.

Исходя из результатов исследования, основной и самой главной причиной низкой успеваемости является слабая внутренняя мотивация учеников. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Умение учащихся контролировать свое эмоциональное состояние является другой важной составляющей успешного обучения. Из результатов анкетирования видно, что, ученики, как правило, волнуются при ответе или выполнении задания, или, когда учитель собирается проверить, насколько хорошо ученики знают материал. Неспособность большинства учеников справиться со своими переживаниями, боязнь высказать свои мысли, состояние тревоги при выполнении устного или письменного задания ведет к тому, что учащиеся выполняют задания на более низком уровне, нежели бы они их выполняли в спокойной, не стрессовой ситуации.

Интеллектуальные способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, пространственное воображение, после анализа которых можно прогнозировать обучаемость учащихся. В данном случае, учащиеся 7-х классов показали средний уровень способностей – 47%.

Как показали результаты анкетирования, немаловажным для успешной учебы является хороший уровень психолого-физиологических особенностей личности школьников. Большинство учеников без затруднения переключаются с одного вида работы на другой, легко запоминают новый учебный материал, способны контролировать и удерживать свое внимание продолжительное время на каком-либо объекте, не являются быстроутомляемыми. Только 44% учащихся испытывают в данном случае затруднения.

Успеваемость учащихся напрямую взаимосвязана с деятельностью учителя, с особенностями преподавания. Несовершенство методов преподавания, определенная методика проведения урока, отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей, сложность учета возможностей всех детей класса очень сильно влияют на уровень успеваемости учеников. В данной ситуации, 35% учащихся 7-х классов с трудом способны работать в одном темпе со всем классом, редко отвечают на уроках и им непонятны объяснения учителя.

По нашему мнению, психологический климат на уроке, так же влияет на успеваемость учащихся. Согласно результатам анкетирования, психологический климат находится на высоком уровне, большинство учеников, а именно, 67% чувствуют себя комфортно в классе во время урока, имеют хорошие и дружеские отношения как с родителями, так и учителями. Только 33% учащихся чувствуют себя неуверенно и неспокойно.

Следует отметить, что все перечисленные возможные причины, действуя в совокупности, создают предпосылки для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость. Неуспеваемость, причинами которого являются совокупность различных факторов, является результатом отставания, которое не было преодолено на начальном этапе.

Таким образом, проведение экспериментальной работы по выявлению причин неуспеваемости показало, что не существует одной причины неуспеваемости учащихся, а существует целый комплекс причин: педагогических, психолого-физиологических и социальных, который действует в совокупности. Диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии отставания в доступных для учащихся формах, чтобы вовремя предотвратить неуспеваемость. Как отмечалось выше, существуют различные методики, позволяющие определить доминирующую причину. В образовательном учреждении, принимавшем участие в анкетировании, доминирующей причиной является слабая внутренняя мотивация учащихся, которую сопровождают высокий уровень тревожности, средний уровень интеллектуальных способностей, не совсем благоприятный психологический климат, психолого-физиологические особенности личности и недоработки со стороны учителя. Из этого следует, что заинтересованность и мотивация играют важную роль в процессе обучения и положительно влияют на успеваемость учащихся. Умение преподавателя заинтересовать ученика в получении новых знаний и расширении кругозора, помочь понять и осмыслить практическую и теоретическую значимость предмета, его применение, способствует повышению внутренней мотивации, следовательно, помогает предотвратить неуспеваемость учащихся. Как правило, ученики, обладающие природными задатками и способностями, не могут достичь высоких результатов в учебной деятельности, имея низкую мотивацию, нежели менее способные ученики, но с высоким уровнем внутреннего мотива.

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей [Текст]. – М., 1998. С. 15.

  2. Результаты ЕГЭ 2011, 2012 и 2013: изменения результатов ЕГЭ за последние годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ctege.info/ege-2014-vsyo-chto-nado-znat-o-ege-v-2014-godu/rezultatyi-ege-2011-2012-i-2013-izmeneniya-rezultatov-ege-za-poslednie-godyi.html – Загл. с экрана.

  3. Статистика ЕГЭ. Средний тестовый балл ЕГЭ 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru/ru/main/satistics-ege/ – Загл. с экрана.

Неуспеваемость в средней школе – Родительский фонд для детей Вашингтона

Большинство родителей хотят, чтобы их подростки стали лидерами в классе. К сожалению, у некоторых подростков отсутствует мотивация получать хорошие оценки или даже продолжать учебу в школе.

Причинами неуспеваемости могут быть низкая самооценка, скука, семейные проблемы, бунт и злоупотребление наркотиками. И это редкий подросток, который не устает от жесткой конкуренции старшей школы в какой-то момент перед выпуском.

Самовосприятие — лучшая гарантия

Здоровое представление о себе — лучшая гарантия окончания учебы. Наша цель должна заключаться в том, чтобы помочь нашим детям чувствовать себя хорошо, а не заставлять их заканчивать среднюю школу. Попытка мотивировать неуспевающего подростка с помощью давления не работает. Даже если бы нам удалось удержать наших подростков в школе, скорее всего, они провалили бы свой первый семестр в колледже или на работе.

Мы можем повысить самооценку, сохраняя открытое общение, проявляя беспокойство вместо гнева и будучи доступными, не спасая.

Возложите ответственность на своего подростка

Когда вы пытаетесь заставить своего подростка оставаться в школе, результат подобен принуждению ребенка есть шоколад – ребенок бунтует вопреки самому себе!

Очень важно, чтобы подростки считали свои успехи или неудачи в школе своей ответственностью. Родитель в следующем обсуждении отправляет это сообщение:

Папа: « Ларри, мы проживаем жизнь двумя способами. Один готовится к жизни, а другой находится в жизни. Пока вы готовитесь к жизни, я с удовольствием оплачу проживание, питание и обучение

».

Ларри: «И что?»

Папа: «Итак, ваши оценки говорят о том, что вы перестали готовиться к жизни. Может, тебе пора заплатить за себя».

Ларри: «Нет, как? Я собираюсь закончить школу».

Папа: «Если в следующем учебном году ваши оценки будут хотя бы средними, я буду знать, что вы все еще готовитесь. Если нет, я буду знать, что ты жив и готов заплатить за себя. Мне будет интересно посмотреть, что получится».

Ответственность за успеваемость теперь лежит на Ларри.

Неправильная толпа

Когда подростки бегают с толпой, которой нет дела до школы, их оценки часто страдают. Но запрет подросткам видеться с друзьями редко срабатывает! Лучше поддерживать хорошие отношения с подростком, проявлять заботу без гнева и позволять последствиям происходить естественным образом.

Что плохого в том, чтобы быть средним

Некоторые родители обеспокоены, когда их подростки приносят домой тройки. Никто не любит признавать, что их дети средние! Но на самом деле многие из нас получают тройки в некоторых сферах жизни. Небольшое понимание имеет большое значение для повышения самооценки — настоящей проблемы, стоящей за неуспеваемостью.

Низкая самооценка и низкая самооценка идут рука об руку.

 

Воспроизведено с разрешения:
© 1990 Cline Fay Institute, Inc.

Неуспеваемость одаренных учащихся — Академия Дэвидсона

Неуспеваемость — это проблема, которая может быть особенно серьезной для одаренных учащихся, особенно тех, кто обладает глубокими способностями. Глубоко одаренные люди набирают 99,9-й процентиль по тестам IQ и обладают исключительно высоким уровнем интеллектуального мастерства. Эти учащиеся набирают как минимум три стандартных отклонения выше нормы на кривой нормального распределения, поэтому они находятся на крайнем конце континуума интеллекта, или IQ.

Одной из основных проблем в обучении этих учащихся является определение того, как сгруппировать их вместе в условиях, которые должным образом обеспечивают им сложную учебную программу. Тем не менее, даже в среде, которая предлагает достаточно сложную учебную программу для большинства учащихся, могут быть некоторые, чьи интеллектуальные потребности не могут быть удовлетворены. В результате некоторым очень одаренным учащимся становится скучно в школе, даже в тех классах, которые созданы для того, чтобы быть сложными.

Скука часто превращается в неуспеваемость, социальную изоляцию и полное отсутствие интереса к учебе. В некоторых случаях неуспеваемость среди глубоко одаренных учащихся не проявляется до тех пор, пока учащиеся, наконец, не окажутся в среде, в которой они должным образом сталкиваются с трудностями. Эти учащиеся, которые теперь могут столкнуться с трудностями и вынуждены много работать в школе, применяя учебные навыки или даже обнаруживая пробелы в своих знаниях, рискуют разочароваться в собственном интеллекте, что может вызвать низкую самооценку, тревогу и академическая неуспеваемость.

Причины неуспеваемости одаренных учащихся

Почему одаренные учащиеся не успевают? Выявление причин может быть очень затруднено не только из-за проблем с идентификацией самих таких студентов в первую очередь, но и из-за способности этих студентов эффективно скрывать свои недостатки. Как только поведение, характерное для неуспеваемости, выявляется, родители и учителя должны обнаружить основные причины, которые могут быть многочисленными и сложными. Для глубоко одаренных учеников корни неуспеваемости могут исходить из множества факторов, включая неподходящую среду обучения и социальные/эмоциональные проблемы.

Неподходящая учебная среда

Хотя некоторые одаренные учащиеся могут успешно и эффективно работать в обычных учебных классах, сомнительно, что такая среда подойдет для наиболее глубоко одаренных учащихся. В Genius Denied Дэвидсоны описывают «тихий кризис» в образовании: одаренные учащиеся целыми днями учатся в классах, учась лишь тому, как справляться со скукой, «повторно изучая» материал, который они уже усвоили много лет назад.

Это отсутствие вызовов приводит к разочарованию, неуспеваемости и даже неудаче. Некоторые одаренные ученики впадают в тяжелую депрессию. Даже в некоторых классах, предназначенных для одаренных учащихся, некоторые из них слишком широки по своему охвату и возможностям в работе с одаренными учащимися, что они не могут полностью достичь уровня обслуживания глубоко одаренных учащихся. Для родителей и педагогов крайне важно определить, являются ли эти ученики неуспеваемыми из-за того, что они не были должным образом подготовлены к этим сложным материалам, из-за того, что они все еще не получают должного внимания, или они просто не в себе.

Среды, которые могут привести к неуспеваемости, часто проявляют:

  • Негибкость;
  • отсутствие уважения к сильным сторонам и интересам отдельных учащихся;
  • чрезмерное внимание к ошибкам и неудачам;
  • неадекватно ориентированная на учителя среда;
  • и мягкая, полезная учебная программа.

Учащиеся, которые впервые получают возможность участвовать в достаточно сложных программах для одаренных, могут обнаружить, что они просто не готовы к более высоким интеллектуальным требованиям.

Без каких-либо реальных проблем эти выдающиеся ученики могут рассчитывать на свои глупые способности. Поскольку им все дается легко, их самодисциплина и терпимость к препятствиям могут быть недостаточно развиты.

Преднамеренная неуспеваемость, чтобы соответствовать социальному статусу

Одаренные учащиеся могут преднамеренно не успевать, чтобы «вписаться» или получить признание в определенных социальных кругах. Глубоко одаренные учащиеся, которые преуменьшают свои способности, по-прежнему имеют возможность получать хорошие оценки, но они не могут раскрыть свой потенциал в полной мере. Даже если эти ученики успешно маскируют свои истинные способности во имя признания, они все равно могут психологически ощутить последствия. В книге «Неуспеваемость среди исключительно одаренных подростков и молодых людей: взгляд психиатра» Джеральд Гробман обнаружил, что успех без существенных усилий часто вызывал у одаренных учеников, с которыми он работал, чувство вины и беспокойства, и что было бы несправедливо, если бы они «так хорошо себя чувствовали». -одаренными по сравнению со своими братьями и сестрами, сверстниками, родителями и даже учителями». Этот стыд может привести к дальнейшим усилиям по подавлению своих даров и проблем с самооценкой.

Когда некоторые глубоко одаренные ученики попадают в подходящую для них стимулирующую и сложную академическую среду вместе с интеллектуальными сверстниками, это может быть первый случай, когда они не являются самым умным учеником в классе, интеллектуальным исключением. Поскольку это становится частью их идентичности, это может быть сильным шоком, когда эти студенты внезапно оказываются равными по интеллекту или даже теми, кто обладает более высоким уровнем интеллекта. Это может привести к защитной реакции, ударам по самооценке и самоидентификации и, в конечном счете, к неуспеваемости в учебе.

Признаки неуспеваемости одаренных детей

Неуспеваемость глубоко одаренных учащихся может сбивать с толку и расстраивать педагогов и родителей. Это население демонстрирует мастерство далеко не по годам в своих сильных сторонах, но все еще может нуждаться в руководстве взрослых для базовых навыков или навыков, которые были переданы в ходе ускоренного обучения.

Низкая самооценка

Одаренные дети понимают, что они могут во многом отличаться от своих сверстников, и это особенно верно среди глубоко одаренных. Чрезвычайно одаренным ученикам может быть трудно установить положительную самооценку, и, как правило, чем выше IQ, тем труднее борьба за личную идентичность и дружбу. Представления одаренных учеников о себе часто связаны с их сверхспецифическими способностями, а педагоги и родители часто несправедливо ожидают от одаренных учеников преуспевания во всех сферах деятельности, даже в тех, которые выходят за рамки их сильных сторон.

Неуспеваемость становится фактором для этих учеников, когда их самоидентификация становится слишком запутанной в их успеваемости. Студенты, как правило, не успевают, когда не верят, что способны оправдать ожидания, установленные ими самими и другими. Когда успеваемость глубоко одаренных учащихся в школе не соответствует представлениям об их потенциале, их самооценка и самооценка могут пострадать, заставляя их скатываться к неуверенности в себе и неуспеваемости.

Избегающее поведение

Глубоко одаренные ученики часто проявляют бесконечное желание овладеть очень специфическим предметом. В «Теории положительной дезинтеграции» Дабровски (1964) есть концепция интеллектуальной возбудимости, «ярости к власти», которую можно рассматривать как нечто отдельное от интеллекта, что объясняет, почему глубоко одаренные дети иногда цепляются за данную тему. Несмотря на то, что интересы могут меняться, это часто становится частью самовосприятия учащихся: они «ребенок-гуманитарий», «ребенок-математик» или «ребенок-естественник».

Хотя это может привести к выдающимся результатам, это также может привести к тому, что учащиеся не почувствуют необходимости изучать предметы, выходящие за рамки выбранной ими области. Учащиеся, которые избегают занятий за пределами своей зоны интенсивности, возможно, делают это, чтобы избежать выявления возможных недостатков, или они могут делать это, чтобы избежать ответственности за какие-либо неудачи. Эта тактика позволяет всем неуспевающим одаренным ученикам избежать часто наносящего вред их академическому самовосприятию.

Перфекционизм

Педагогам бывает трудно не заметить признаки перфекционизма в школе, поскольку они часто видят, что задания выполняются хорошо и сдаются вовремя. Более пристальный взгляд может выявить тревогу по поводу работы, выполняемой в классе, или по поводу оценок, полученных за уже выполненную работу. Хотя многие дети-перфекционисты выполняют свою работу раньше времени, некоторые могут проявлять другой нюанс перфекционизма: прокрастинацию. Не все прокрастинаторы перфекционисты, но иногда кажется, что дети меньше беспокоятся о ворчании родителей и учителей, чем о том, чтобы сдать работу и рискнуть получить оценку ниже отличной. В результате они откладывают завершение.

Перфекционизм можно эффективно использовать. Перфекционистские тенденции могут подтолкнуть глубоко одаренных людей к выявлению своих слабостей, а затем к постановке и достижению реалистичных целей. Однако перфекционизм также может стать контрпродуктивным. Учащиеся, которые в противном случае могли бы добиться успеха, могут саботировать свои собственные достижения из-за крайней неудовлетворенности своей работой, заставляя их отказываться от завершенного черновика в пользу того, чтобы начать все сначала в погоне за совершенством.

См. дополнительные общие характеристики одаренных неуспевающих.

Стратегии, которые могут помочь обратить вспять неуспеваемость

  Доктор Джим Делиль предлагает следующие стратегии для неуспевающих одаренных учащихся:

  • Сравните, где ребенок преуспевает в школе, а где нет. Лучший способ справиться с неуспеваемостью — позитивный и активный подход. Таким образом, если вы можете определить условия, в которых ребенок преуспевает, и с какими учителями ребенок работает так, как от него ожидают, попытайтесь «выявить» элементы того, почему этот успех был достигнут. Насколько это возможно, постарайтесь воспроизвести эти стратегии/отношения в ситуациях, когда ребенок не добился успеха.
  • Неуспевающий ребенок должен получать признание за попытки, а не только за успехи. Если единственный раз, когда одаренный ребенок услышит «Молодец!» Когда совершенство достигнуто, семена недостижений уже сеются. Однако, если родители и учителя говорят что-то вроде: «Это будет трудная задача, и я буду здесь, чтобы помочь всем, чем смогу. Я просто хочу поблагодарить вас за то, что вы приняли этот вызов». Теперь… на какое утверждение вы бы лучше ответили.
  • Избегайте вопросов «кто виноват» в неуспеваемости и работайте над разрешением ситуации, при которой никто не проиграет.  В каждом случае неудовлетворительного результата достаточно виновных. Скудная учебная программа? Возможно. Слишком высокие родительские ожидания? Может быть. Паршивое, придирчивое отношение к власти? Известно, что в этом виноваты студенты. Но если родители, учителя и сами дети могут согласиться провести серию честных бесед о том, что работает, а что нет, первые семена решения уже посеяны.

Предотвращение перфекционизма

Перфекционизм — это проблема самооценки. Ошибки рассматриваются как свидетельство личных недостатков, и есть страх быть неприемлемым для себя. Хотя важно поощрять одаренных учеников к расслаблению и не слишком беспокоиться о результатах, учителям может быть трудно помочь таким образом, потому что это не устраняет лежащую в основе тревогу. Необходимо подготовить почву, начав разговор со студентом.

Учителя могут высказать свое беспокойство по поводу того, что они видят, и задаваться вопросом вслух о том, почему так важно делать все правильно или полностью избегать ошибок, это хороший первый шаг. Учителя могут спросить себя, могут ли иметь место собственные ожидания о том, что одаренный ученик всегда делает выдающуюся работу. Начало разговора об этих проблемах, как правило, может быть более действенным, если привлечь к этому и родителей. Видят ли они то же самое дома? Говорили ли они об этом? Перфекционизм — семейная черта?

Поиск подходящей образовательной среды

Преимущества группировки способностей для одаренных учащихся хорошо задокументированы. Исследования показали, что, когда одаренные ученики группируются по способностям с такими же мотивированными и умными сверстниками, они продвигаются на целый год вперед по сравнению с учениками того же возраста и уровня интеллекта. Этот тип интеллектуального роста, вероятно, происходит потому, что группирование позволяет одаренным ученикам двигаться в темпе, соответствующем их способностям. Группировка способностей также создает пространство для возможностей обогащения и других видов деятельности, которые побуждают одаренных учащихся следовать своим увлечениям.

Кроме того, исследования, посвященные социально-эмоциональным потребностям одаренных, показали, что одаренные учащиеся воспринимают группировку с однородными способностями более позитивно, чем группировку со смешанными способностями в отношении академических результатов, и большинство сообщают о более позитивных чувствах к школе и своей одаренности. в целом, когда они сгруппированы со своими интеллектуальными сверстниками. Узнайте больше о группировании способностей для одаренных учащихся.

Заключение

Крайне важно, чтобы родители и преподаватели глубоко одаренных учащихся делали все возможное, чтобы помочь им в достижении их академических и личных целей. Родители и педагоги могут обнаружить, что глубоко одаренные неуспевающие могут пролить свет на свои собственные проблемы и могут стать полезными и добровольными партнерами в борьбе за восстановление после академических и социально-эмоциональных неудач.

Добавить комментарий