Рекомендации по работе с трудными подростками: Методические рекомендации работы с трудными детьми | Методическая разработка на тему:

Методические рекомендации работы с трудными детьми | Методическая разработка на тему:

Методические рекомендации по работе с детьми «группы риска», 

состоящими на учете (ВШК, ПДН)

В современном обществе вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации), прогрессирует отчужденность, цинизм, жестокость и агрессивность детей.Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие могут привести к различным психическим аномалиям, которые напрямую связаны с различными видами девиантного поведения. Наибольший рост отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе на новую социальную позицию, формировании сознательного отношения к себе как члену общества.

Начало многих проблем взрослых идет из их детства от несовершенных воспитательных воздействий родителей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.       

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому, часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Работа с детьми «группы риска» — целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает всестороннее психолого-педагогическое изучение личности подростка (диагностику личности), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностику среды), коррекцию среды (в том числе, неадекватных методов воспитания), психокоррекцию дисгармоничных черт личности подростка, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к «трудным» детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

 Известно, что любые изменения в одной из подсистем личности (как системы отношений) вызывают изменения и в других подсистемах.


Эффективность коррекционной работы зависит от различных факторов. Особое место принадлежит взаимодействию взрослого и подростков, так как известно, что успешность любого вида деятельности зависит от установления взаимодействия между участниками. В процессе взаимодействия взрослый может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности ребенка, включая стабилизацию и коррекцию поведения.

Процесс взаимодействия складывается из совместных действий, духовного вербального контакта и невербального информационного контакта.

Говоря об особенностях взаимодействия подростка и взрослого в процессе коррекционной работы, необходимо отметить, что отношения между ними асимметричны: взрослый относится к ребенку иначе, чем ребенок к взрослому. Неравенство в отношениях определяется тем, что подросток чаще всего не самостоятельно обратился за помощью, обычно педагог сам первым идет на контакт (беседу).

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.


  1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. 


2. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон.  


3. Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным ребенком, не морализировать, не унижать его. 


4. Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков подростка.

5. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.


6. Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их, требовать от себя больше, чем от окружающих.

        Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике, должны соблюдаться определенные границы.

Организация педагогической помощи


1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника».

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям «трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время. 

Организация медицинской помощи


1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи


1. Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного раз. вития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания. 

Организация свободного времени «трудных» школьников


Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг — острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день — до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно-полезную деятельность.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных» и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с «трудными» детьми.

7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Функциональные обязанности администрации образовательного учреждения, 

педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, 

учителей-предметников в работе с детьми «группы риска» 

Директор школы

        Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

        Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создаст атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

       Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками (классными руководителями). Координирует взаимодействие специалистов ОУ в работе с «трудными». Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог

        Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет личное дело, следит за посещаемостью занятий обучающихся, состоящих на учете (ВШК, ПДН), контролирует внеурочную занятость.

Классный руководитель

       Хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка. Решает задачи устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Педагог-психолог

        Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т. д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

        Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. 

Учителя — предметники

        Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

Родители

        Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет по профилактике правонарушений

        Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с «трудными» детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Рекомендации психолога педагогам при работе с трудными подростками в кризисных ситуациях.

 

Предисловие

Предлагаемая читателю брошюра создана педагогом – психологом О. А. Кулешовой. Содержит материалы по актуальной проблеме в работе педагогов с трудными подростками в кризисных ситуациях. Рассматриваются причины трудновоспитуемости подростков. Разработаны рекомендации профилактики и коррекции поведения трудного подростка. Предложены приемы влияния на подростка, учитывая особенности подросткового   периода развития. Для решения конфликта на уроке предложены методы и способы. Также рассмотрена роль мотивации в учебно-воспитательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуе-мости учащегося по следующей схеме:

•        что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;

•        какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

•        с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и училища;

•        были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

 

Для осуществления педагогической профилак-тики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:

•        Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания.

•        Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.

•        Стараться не сравнивать студента с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.

•        Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.

•        Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.

•        Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.

•        Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж.

•        Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).

•        Найти повод похвалить студента, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

•        Чаще давать понять обучающемуся, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

•        Концентрировать внимание студента на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.

•        Показать обучающемуся, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.

•        Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.

•        Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.

•        Совершенствовать работу по формированию учебной группы, не допускать в нем изолированности трудного обучающегося.

Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:

•     Проявление доброты, внимания, заботы.

•     Сочувствия.

•     Просьбы.

•     Поощрение в виде одобрения, похвалы,

награды, выражения доверия.

•     «Авансирование личности» — предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.

•     Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность больше не повторится, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.

•     Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.

 

В целях усиления положительного влияния на подростка через учебную группу используются следующие приемы:

•     прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

•     прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения

повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

•     прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;

•     прием недоверия – коллектив высказывает сомне-ния в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

•     прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

•     прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;

•     прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одногруппниками.

 

Особенности подросткового периода развития:

•     подросток стремится приобрести личную свободу и независимость;

•     примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;

•     вступает в первые романтические отношения;

•     привыкает ощущать себя в роли взрослого человека

 

Общаясь с подростком, помните.

•     беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;

•     в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;

•     лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;

•     диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;

•     в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;

•     старайтесь инициативу общения держать в своих руках;

•     умейте смотреть на вещи глазами подростка.

 

Работая с «трудным» подростком, нужно:

•     Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

•     В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

•     Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

•     Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

•     Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

•     Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

•     Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

 

Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

•     Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

•     В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал «Я»

 

                     Конфликты во время урока

Рекомендации:
   Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений со студентами, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на после урочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию.

Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный студент больше всех уважает.

    При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало бы поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.

     Если ситуация возникла повторно и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
      Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь студенту измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.

Агрессивность
    Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д. вербальная – нецензурные выражения, крики, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.

Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким студентом, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.

 

Учебный процесс

     В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответу поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.

     Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.

 

Общие советы

   Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с

чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.


    Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок. Каждый раз, выдвигая требование к обучающемуся, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.

     Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.

     Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.

Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.

 

Также большую роль в учебном и воспитательном процессе играет мотивация.

 

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,

если нет желания учиться»   

В.А. Сухомлинский

 

Формы и методы повышения мотивации учащихся.

Процесс мотивации связан со многими психическими процессами.

Мотивация — залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время нее же формируется. Это обоюдный процесс. Итак, мы поговорим о методах и приемах формирования мотивации.

Не раз применительно к процессу обучения цитировалась древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить подростка, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у подростка желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать их познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают педагоги   различные «завлекалочки» на уроках.

 Но все это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависит от мотивации внутренней.

  Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

  Доказано, что устойчивый интерес учащихся, их мотивация — один из критериев эффективности педагогического процесса.

   Итак, начнем с того, что же означают понятия мотив, мотивация, учебная мотивация.

  Мотивация — совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность на активность.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

 

Учебная мотивацияэто направленность обучающегося на учебную деятельность, отражаемая в индивидуальном сознании личности смысл учения.

По мнению психологов, результаты деятельности человека на 10-20% зависит от интеллекта и на 70 — 80% от мотивов.

Сформированная мотивация это энерге-тический фундамент педагогического воздействия, и эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.

 

Классификация мотивов:

1. Внутренние мотивы — связаны с самим содержание деятельности.

2. Внешние мотивы — мотивы, обусловленные внешними обстоятельствами.

3. Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя обучающиеся, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе; боятся критики, с работой где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Учащиеся со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объемом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролируемом факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех — с везением или легкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что — то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленно.

 

Отсюда вытекает основная задача преподавателя — развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

 

Роль педагога в формировании мотивации.

Важную роль в мотивации играет сам учитель, его личность. Посмотрите на себя!

Педагог должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятель-ности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

 Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

     Сотрудничество педагога и учащегося.

 Помощь педагога должна происходить не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих самого обучающегося на правильное решение. Также немаловажную роль играет создание эмоционально — комфортной обстановки.

 

Оценка как средство мотивации.

Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка.

Преподаватель с момента появления учащегося в учебном заведении, нередко пользуется отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становиться недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижение в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ нужно направлять на формирование адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Банальная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая то, что учащийся еще не знает, пока не усвоил, не умеет.

 

Активизация учебно-познавательной  деятельности.

1. Занимательные задачи. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности вызывают у обучающихся чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал. Занимательные задания можно включать в каждый этап урока.

2.  Познавательные вопросы.

3.  Развивающие упражнения.

4.  Творческие задания.

5. Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.

 

Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Минимализация применения наград и наказаний за результаты обучения. Психологи отмечают, что введение поощрений и наказаний, выполняющих функцию внешнего контроля, ослабляет внутреннюю мотивацию. У человека создается впечатление, что не он сам, а внешние оценки являются причинами его поведения. В результате этого обучение с его стороны начинает происходить не в силу внутренних достоинств, а ради внешних наград.

  Все сказанное не означает, что внешние награды и порицания совершенно бесполезны и не нужны.

 

Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!

 

 


 

Список литературы

1.           Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения .2013

2.           Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Гриф МО РФ год 2013

3.           Волков Б.С. Психология подростка. — М.: Педагогическое общество России, 2001

4.           Воспитание трудного подростка: Дети с девиантным поведением \ Под редакцией М. И. Рожкова. – М.: Владос, 2001

5.           Макаренко А.С. Педагогическое сочинение Т.3

6.           Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: 2000

7.           Авдулова Т.П. Возрастная психология .:учебное пособие /(Т.П. Авдулова и др.) – Москва: Академия 2014

8.           Психодиагностика и психокоррекция \ Под редакцией А.А. Александрова – СПб.: 2008 — (серия мастера психологии)

9.           Бархаев Б.П. Педагогическая психология :учебное пособие для вузов /Б.П. Бархаев. – СПб.: Питер 2009

10.      Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания / А.С. Гусейнова. – м.: Ленанд, 2014

11.      Еремина В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками /В.А. Еремина. – М.:Владос,2013

12.      Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: монография – М.: Лань, 2013

13.      Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков.: монография /Н.Ю. Дмитриева. – М.: Феникс, 2016

14.      Юрченко И. В. Подростковая агрессия /И.В. Юрченко. – М: LAP Lambert Academic Publishing, 2012

15.      Азарова Л.А. Психология девиантного поведения .:учеб – метод комплекс /Л.А. Азарова ,В.А. Сятковский – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009

16.      Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Ростов н/Д: Феникс, 2010

 

 

Блог

Outward Bound – Советы по работе с трудными подростками – Часть 1

ДЖЕК ХИЛБРИЧ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОЮЗНИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В EAGLE ROCK

Программа для подростков и молодых взрослых. У меня также была привилегия, если вы хотите так это назвать — да, учиться у подростков, которые бросают вызов статусу-кво. Иногда это проявляется в неприятном поведении — неуважении, подрыве доверия, членовредительстве и так далее.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти советы не основаны на каких-либо официальных исследованиях. Они основаны на моем опыте и уроках, которые я усвоил в качестве полевого инструктора с VOBS и в качестве преподавателя на открытом воздухе в целом.

Я решил разбить эту статью на три части, первая из которых посвящена тому, как работать с подростками, которые проявляют или воплощают разум или высокомерие в сочетании с невежеством. Курс Outward Bound Struggling Teens & Young Adults часто фокусируется на сообществе. Мы обучаем навыкам, чтобы группа людей могла научиться работать в гармонии друг с другом, узнавать и узнавать, как мы влияем друг на друга. Вот несколько советов о том, как я делал это в полевых условиях.

Высокомерие и невежество против прозрачности и подлинности
Мы все знакомы с традиционным подростковым невежеством и высокомерием. Часто кажется, что они верят, что мир вращается вокруг них и того, что они хотят делать. Это проявляется по-разному: эгоцентризм, иногда нарциссические наклонности и нечестность. Просто говорить им, что делать или думать, не работает. Это распространенный «лежачий полицейский» в работе с проблемными подростками. Мы зациклены на том, что мы хотим, чтобы они думали, и как мы хотим, чтобы они менялись и росли. Но подростки обладают невероятной способностью понимать, когда с ними не обращаются «как со взрослыми». Они бунтуют против этого. Некоторые авторитетные лица, возможно, испытали бесконечный цикл вопросов «почему?» Почему я должен это делать? Почему это важно? Почему это должно меня беспокоить? Подумайте, сколько раз на эти вопросы отвечали: «Потому что я так сказал!»

Понятно, что часто мы бываем в тупике. Но подростки постоянно находятся в поисках направления, ответов, хотят они того или нет. Так что будьте прозрачными. Если вы не можете сами ответить на эти вопросы «почему», то, вероятно, пришло время пересмотреть то, что вы просите их сделать.

Рассмотрим такой сценарий:

Преподаватель: «Сара, не могла бы ты наполнить кастрюли водой и приготовить ужин?»

Сара: «Почему? Попросите кого-нибудь сделать это, я занят».

Инструктор: «Вы не выглядите занятым. Да ладно, Сара, я вежливо тебя попросил. Пожалуйста, иди за водой».

Сара: «Нет! Я не хочу».

Ситуация такого типа может быстро обостриться, и это слишком распространено. Как авторитетная фигура, мы четко понимаем, как мы о чем-то просим, ​​а не понимаем, почему это должно произойти. Если вы сможете объединить себя и подростка с целью задачи, они могут почувствовать себя уполномоченными или частью чего-то, а не подрываться и командовать. То, как вы что-то говорите, может быть вашим величайшим союзником или злейшим врагом. Подростки не хотят, чтобы с ними обращались как с подростками.

Рассмотрим следующий сценарий:

Преподаватель: «Сара, можешь взять горшки и наполнить их? Они нужны нам, чтобы приготовить ужин.

Сара: «Попросите кого-нибудь сделать это, я занята».

Инструктор: «Хорошо, все равно приходи, давай поболтаем по-быстрому».

—спуститься к воде—

Инструктор: «Я знаю, это отстой, что мы должны делать все эти трудоемкие дела, но важно, чтобы мы получали пищу в наших животах. Завтра у нас долгий день в пути. К тому же, как только мы закончим все дела в лагере, мы сможем расслабиться, съесть горячую еду и лечь спать раньше».

Наполните кастрюли водой вместе

Сара: «Я просто ненавижу все это делать, столько всего, и я устала».

Инструктор: «Знаю, да? Я тоже довольно устал, но знаю, что хорошая еда поможет мне почувствовать себя лучше. Что скажешь, если мы пойдем ужинать?

Так что же изменилось? Обратите внимание на язык мы против вас. Этот тип языка может иметь большое влияние на минимизацию борьбы за власть. Это коллективный язык против изолирующего языка. Кроме того, здесь гораздо больше терпения и прозрачности. Инструктор четко понимает, зачем им нужна вода. Они также не защищаются, когда Сара сопротивляется просьбе, вместо этого они терпеливы.

Это ЧРЕЗВЫЧАЙНО ТРУДНО и требует целенаправленной практики. Инструктор также выполнял работу с Сарой. Демонстрация простоты, ценности и необходимости задачи. Инструктор также проявляет сочувствие и говорит с Сарой с чутким тоном. Сравните это с авторитарным и нечувствительным подходом из первого сценария.

Я не говорю, что это всегда будет работать или что не будет возражений. Если мы попытаемся соответствовать нашему языку; терпелив, когда дело доходит до ответов людей; и готовы сопереживать и быть искренними друг с другом, мы можем добиться постепенных улучшений, выстраивая отношения.

Если мы предлагаем реальные ответы на трудные вопросы, а не маскируем или прячемся от правды, это еще один кирпичик. Если мы ясно понимаем, почему мы что-то делаем, и предлагаем помощь в процессе, это еще один строительный блок. Иногда поведение подростка нас расстраивает, раздражает или обижает. Если мы действуем в соответствии с этим, часто бывает еще хуже. Если мы терпеливы, толстокожи и искренни, мы можем не только обратиться к подростковому мозгу, но и стать лучшими лидерами и, что более важно, сострадательными людьми.

Автор: Джек Хилбрих

Джек увлечен лидерством, образованием и природой. В результате он решил заниматься наружным и экспериментальным образованием во всех его аспектах. После завершения семестрового курса NOLS Джек получил две степени в области образования на открытом воздухе. Ассоциированный сотрудник Колорадского горного колледжа и степень бакалавра наук Университета Нью-Гэмпшира. Он начал работать в Outward Bound в 2010 году.0005

Навигация по лабиринту проблемного поведения подростков

Обновлено 25 января 2023 г.

Как справиться с проблемным поведением подростков , не «отталкивая вашего подростка»

Родителям подростков не нужно говорить, что воспитание подростков как попытка найти выход из сложного лабиринта. Вы думаете, что приняли правильное решение снова и снова, но всегда оказываетесь в тупике. Итак, вы поворачиваетесь и пробуете другой путь и бум! Опять этот тупик.

Я знаю. Как родитель двух подростков, я много раз терялся в этом лабиринте. На самом деле, я годами отчаянно блуждал по этому лабиринту, изо всех сил стараясь узнать как можно больше о проблемном поведении подростков и о том, как отличить нормальное подростковое поведение от ненормального. Я исследовал факторы риска проблемных подростков в Интернете, посещал сеансы психологического консультирования со своими детьми и получил глубокое представление о проблемах психического здоровья подростков.

Хотя это были самые тяжелые шесть лет в моей жизни, я рад сообщить вам, что вся моя тяжелая работа окупилась. Мои подростки теперь успешные молодые люди, получающие высшее образование и сосредотачивающиеся на своих жизненных целях.

Вот мой совет родителям подростков, попавших в беду. Я искренне надеюсь, что она станет для вас ценным руководством при принятии решений о том, как помочь проблемному подростку.

Что может беспокоить вашего подростка?

Родители хорошо осведомлены о физических изменениях подростков в возрасте от 11 до 15 лет. Однако родители часто менее осведомлены о драматических изменениях, влияющих на мозг подростка.

Исследования показывают, что мозг вашего подростка на самом деле перестраивается, чтобы приспособиться к переходу во взрослую жизнь. Во время этого перехода область мозга, отвечающая за контроль импульсов, принятие решений и мышление более высокого порядка, меньше, чем область, отвечающая за вознаграждение, поиск ощущений и импульсы удовлетворения.

Объедините изменения мозга подростка с социальными и физическими трансформациями, происходящими в жизни подростка, и вы останетесь с ребенком, уязвимым для психических и эмоциональных проблем, усугубляемых давлением сверстников, академическим давлением и желанием проявить свою независимость от родителей.

Каждый родитель в какой-то момент задавался вопросом: мой ребенок просто ведет себя как обычный подросток или это что-то другое? Когда капризность является поводом для беспокойства? Должен ли я беспокоиться, если мой подросток не соблюдает комендантский час в первый раз? Что мне делать, если я подозреваю, что мой подросток употребляет наркотики?

Прежде чем решить, что делать с проблемным подростковым поведением, родители должны объективно проверить себя и своих детей на наличие следующих факторов риска:

  • Постоянно ли вы наказываете своего подростка? Отсутствие дисциплины, чрезмерно снисходительная дисциплина или слишком жесткая дисциплина могут сбить с толку и оттолкнуть вашего ребенка.
  • Пережила ли семья или переживает в настоящее время такие стрессовые события, как развод, разлучение родителей, смерть близкого родственника или финансовая нестабильность?
  • Подросток стал жертвой издевательств в школе?
  • Ваш ребенок всегда с трудом справлялся со школьными заданиями?
  • Есть ли в вашей семье психические заболевания, будь то депрессия, тревога или шизофрения?

Это общий список факторов риска, которые могут способствовать поведенческим проблемам у вашего подростка. Факторы окружающей среды, такие как проживание в районах повышенного риска, где наркотики легко доступны и существуют банды, являются известными причинами проблемных подростков. Проживание с членами семьи, которые являются наркоманами, алкоголиками или правонарушителями, также увеличивает вероятность проблемного поведения подростков.


5 советов от родителя, который был там, пробовал и нашел то, что работает

Тщательно оценив свой стиль воспитания, я понял, что был одновременно непоследовательным и слишком снисходительным в дисциплинировании своих подростков. Пытаться быть «крутым» родителем, позволяя 14-летнему ребенку не гулять до 2:00 ночи, — это ужасно ошибочный подход к воспитанию бунтующих по природе подростков .

Точно так же, как неуместно наказывать младших подростков, иногда наказывать их за непослушание вам, а иногда позволять им уйти слишком поздно или позволять им скользить в школе с тройками и двойками. Последовательность — ключ к воспитанию подростка, уважающего родительский авторитет и границы.

1. Остановитесь, сделайте глубокий вдох и пересмотрите ситуацию вашего ребенка

Если ваш ребенок часто обижается и злится, не хочет обедать с остальными членами семьи или работы по дому, перестаньте повышать голос и говорить то, о чем вы потом пожалеете. Вместо этого переключите свою точку зрения с того, как вы смотрите на эту ситуацию, на точку зрения вашего подростка.

Знаете ли вы что-нибудь, что провоцирует деструктивное поведение вашего ребенка? Ваш подросток недавно расстался с парнем или девушкой? Подростки не действуют, если что-то не побуждает их действовать. Они либо злы на что-то, чем-то опечалены, чем-то смущены или чего-то боятся. Единственный способ узнать, почему ваш подросток выглядит обеспокоенным, — это задать ему вопрос .

2. Убедитесь, что ваш ребенок знает правила. Родители – придерживайтесь этих правил!

Родители, которые наказывают без всякой причины и смысла, мешают своим подросткам следовать правилам. Например, я никогда не говорил своим 14-ти и 16-летним подросткам, что им нельзя общаться с 20-летними. Когда я узнал, что они были на вечеринке, на которой было полно детей студенческого возраста, у меня буквально случился инсульт. На самом деле, я сразу заземлил их на неделю.

«Вы никогда не говорили нам, что нам нельзя тусоваться со старшими детьми»! мой 16-летний сообщил мне.

Она была права.

3. Устраивайте вечерние свидания с подростком

Проводить весело время с подростком, планируя или спонтанно, ходить в кино, обедать в выбранном им ресторане или ходить по магазинам — это одни из лучших способов чтобы укрепить связь между вами и вашим ребенком. Это дает вам возможность направить разговор на темы, которые интересуют вашего подростка, и может дать вам представление о том, что заставляет вашего подростка «тикать».

Никогда не заставляйте подростка идти с вами туда, куда он не хочет идти. Вы можете попробовать пообщаться с подростком дома, приготовив попкорн и посмотрев фильм ужасов, полностью преобразив его спальню (с его участием) или попросив его помочь вам создать собственную учетную запись в социальной сети.

 

Боретесь с подростковым поведением?

Вы изо всех сил пытаетесь найти способ помочь своему подростку выйти из-под контроля, даже после того, как попробовали терапию? Вы беспокоитесь об их будущем?

Неконтролируемое поведение пугает и обескураживает родителей. Наблюдать, как негативное поведение вашего подростка уводит его от светлого будущего, может быть душераздирающе. Но так не должно оставаться.

Рассмотреть программу стационарного терапевтического лечения. Это может стать ключом к раскрытию потенциала вашего ребенка и обучению его ответственности, необходимой для лучшей жизни.

Получить помощь для моего подростка сейчас

4. Подумай, прежде чем действовать

Родители не идеальны, и никто не должен ожидать, что они будут такими. Мы делаем ошибки и учимся на своих ошибках. Тем не менее, родители всегда должны подумать о своих детях, прежде чем они начнут вести себя потенциально сомнительно.

С двухлетнего возраста дети наблюдают и слушают поведение взрослых глазами ястреба и ушами мыши . Ваш ребенок знает обо всем, что вы говорите и делаете, потому что он смотрит на вас и других авторитетных фигур как на образец для подражания. Они видят, что ты делаешь, и думают, что так поступают все взрослые. Они слышат, что вы говорите, и думают, что так говорят все взрослые.

Если вы уделите время анализу своего поведения с точки зрения подростка, это может дать вам ответы, необходимые для того, чтобы помочь проблемному подростку.

5. Когда вы в последний раз говорили своему ребенку, что любите его?

Чем больше времени вы проводите со своим подростком, тем больше у вас будет особенных моментов, которые представляют собой идеальное время, чтобы показать вашему ребенку, как сильно вы его любите и хотите для него только самого лучшего. Иногда простое «Я люблю тебя» — это все, что нужно ребенку, чтобы рассказать родителям о своих страхах, тревогах и неуверенности.

Когда родитель должен обратиться за профессиональной помощью?

Предупреждающие признаки серьезно проблемного подростка, нуждающегося в кризисной терапии, включают:

  • Повторные встречи с правоохранительными органами
  • Наркомания или алкогольная зависимость
  • Агрессивное или откровенно насильственное поведение
  • Самоповреждающее поведение
  • Угрозы другим физической расправой
  • Отсутствие сочувствия или раскаяния за причинение вреда другим

У подростков с такими проблемами может быть диагностировано тяжелое расстройство личности, такое как антисоциальное расстройство личности или нарциссическое расстройство личности. Им может потребоваться стационарное лечение в центре реабилитации подростков. Они могут вынашивать суицидальные мысли и нуждаются в срочном консультировании в кризисных ситуациях.

Если мой совет для родителей проблемных подростков не помогает, не стесняйтесь обращаться к опытным специалистам, работающим с трудными подростками.

Поговорите с экспертом о «Советах для родителей: как пройти в лабиринте проблемного подросткового поведения» и о вашем подростке.