В подростковом возрасте аффективные реакции возникают: Подростковый возраст — Психология, если вкратце

Подростковый возраст — Психология, если вкратце

Когда мы, взрослые, думаем о подростках, иногда представляем себе замкнутых, угрюмых и своенравных детей, у которых на уме одни фантазии и прочие глупости. При этом забываем, что на свет появились не сразу в 30/40/50 лет из великого эфира, а вполне так же в своё время занимались и фантазиями, и прочими глупостями.

Но мало что мы помним: через какие кризисы и с какими проблемами нам приходилось сталкиваться, и что важнее – что мы чувствовали в тот момент на самом деле?

Предлагаем к изучению интересную статью, подготовленную психологами ГОУ ЦО №548 «Царицыно» Воробьевой Е.А. и Щедловской М.П.

Общая характеристика подросткового возраста 

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы.

Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

Рекомендации родителям

— Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.

— При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:

  1. Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
  2. Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».
  3. Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».

— Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.

— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 

— Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.

— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка. 

— Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».

— Помните, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки. 

Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.

— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых. 

— Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка — два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность. 

— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения. 

— Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.  

— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки. 

— Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. 

— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. 

В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действия

1. Прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т. д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.

После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

2. Сбор предложений.

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

4. Детализация решения.

После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.

Что почитать на тему особенностей подросткового возраста? Узнайте на сайте источника статьи: http://psy.s548.ru/fotoalbom/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta

Часть вторая. Частная подростковая психиатрия

Определение понятия и систематика

Острыми аффективными реакциями обозначаются состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психи­ческими травмами или кризисными ситуациями. Они длятся от нескольких минут до многих часов, иногда до 1—2 сут. Потреб­ность в естественном сне служит границей, определяющей максимальную продолжительность острой аффективной реакции. Аффективное напряжение, длящееся многие дни, говорит о про­лонгированном реактивном состоянии.

При острых аффективных реакциях в определенные моменты тяжесть аффекта может приближаться к такому уровню, что под­росток плохо управляет своими действиями и не дает себе дос­таточного отчета об их последствиях. Однако психотического уровня аффект никогда не достигает: ориентировка в окружающем не страдает, последующей амнезии не бывает способность управлять своими действиями полностью не утрачивается.

Представляется нецелесообразным обозначить эти нарушения как «психопатические реакции», чтобы не «привязывать» их к психопатиям. В подростковом возрасте подобные реакции вовсе не являются редкостью и тем более не служат признаком того, что начинается или обязательно начнется в будущем формиро­вание психопатии. Конечно, при наличии психопатий у подростков также могут возникать острые аффективные реакции, притом лежащие за пределами того поведения, которое обычно присуще данному типу психопатий.

У взрослых острые аффективные реакции привлекали внима­ние, в основном, с точки зрения судебно-психиатрической экспер­тизы [Шостакович Б. В. и др., 1974], И. А. Кудрявцевым (1980) они названы «аномальными непсихотическими аффектами».

Систематика острых аффективных реакций разработана недос­таточно. Психологическая классификация аффектов (гнев, страх и т. п.) для психиатрии практически малопригодна, так как не позволяет прогнозировать поведение (гнев может обернуться самоповреждениями, страх — агрессией).

С клинической точки зрения нами были выделены следующие четыре типа острых аффективных реакций: агрессивная, аутоагрессивная, импунитивная и демонстративная.

 

Агрессивная (экстрапунитивная) реакция

Проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев или в виде «вымещения злобы» на случайных лицах, а также в виде разрушительных действий в отношении вещей обидчиков или попавшихся на глаза предметов. Вся суть реакции состоит в разрядке аффекта. Эта реакция, несмотря на частоту, относи­тельно редко служит поводом для направления к психиатру. Обычно подобное поведение трактуется как банальная драка или хулиганство.

Лишь иногда поведение подростка кажется столь необычным, столь не вяжется с его прошлой манерой вести себя или настолько представляется «бессмысленным» в глазах окружающих (напри­мер, агрессия в отношении явно более сильных), что рассматри­вается как признак возможной «ненормальности».

Валерий Д., 17 лет. Отец неоднократно был осужден за драки и хулиганство, находился в заключении. Вырос с матерью и бабушкой, к последней очень привя­зан. В возрасте 4 лет перенес менингит (осложнение после свинки). С тех пор раздражителен, вспыльчив. Под надзором матери и бабушки без нарушений пове­дения окончил 8 классов. Поступил на завод учеником слесаря — хотелось скорее начать зарабатывать. В 15 лет сошелся с девицей легкого поведения, под ее вли­янием стал регулярно выпивать. Мать его сперва корила, читала нудные нотации, а затем, по совету своей знакомой, у которой муж был алкоголиком, стала тайком подсыпать в пищу сына тетурам. Появилась «непереносимость к алкоголю» — решительно бросил выпивки и расстался с сожительницей. Опасался за свое здоровье.

Отличался аккуратностью, по словам матери — «чистюля», не доверяя ей, сам стирал и гласил свое белье, дома сам любил делать уборку, мыть пол. Увле­кался авиамоделированием, затем современной музыкой.

Последнее время очень уставал, так как по своей инициативе перешел в другой цех, где больше заработок, но работа тяжелая. Одновременно вместе с матерью ремонтировал квартиру.

В день поступления, придя с работы домой, застал ссору матери с бабушкой — «не мог смотреть, как мать довела старуху до слез». Попросил у матери таблетку от головной боли. Неожиданно в ответ услышал оскорбительный для него отказ: «С кодеином от меня не получишь! Чуть не стал алкоголиком, так теперь хочешь стать наркоманом!». Вскипел, в неистовстве стал сдирать накануне наклеенные на стены обои, разбил телевизор, поломал мебель. По словам матери, стал «диким». Мать вызвала скорую психиатрическую помощь, которая застала его спящим среди разбитых вешей. Признаков алкогольного опьянения не установлено. Уснул, по его словам, потому что очень устал, «весь выложился».

Во время осмотра был спокоен, сдержан, тактичен, но без угодничества. Крити­чески оценивал свое поведение, сам не понимал, что на него «нашло». Все слу­чившееся хорошо помнил, даже описывал в деталях. Отметил, что когда шел домой, настроение было «нормальным», собирался быстро поесть и приняться за ремонт — «надоел беспорядок дома». Все началось после неожиданного оскорбления, нанесенного матерью. Винил мать в том, что она его и бабку «доводит нотациями». Обижен на нее за направление в психиатрическую клинику. Имеется установка на труд. Хочет служить в армии. Мечтает о десантных войсках. Обеспокоен, как бы поступление в психиатрическую больницу не отрази­лось на его репутации.

При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений от норм. Физически развит по возрасту.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объек­тивной оценки диагностирован эпилептоидный тип. Имеется указание на возмож­ность формирования эпилептоидной психопатии. Реакция эмансипации — умерен­ная, отношение к алкоголизации — отрицательное. Самооценка по шкале субъ­ективной оценки — неверная: находит у себя конформные черты, отрицает черты психастенические.

Диагноз. Острая аффективная экстрапунитивная реакция на фоне акценту­ации эпилептоидного типа.

Катамнез через год. На учете в психоневрологическом диспансере не состоит.

От встречи с врачом уклонился.

принудительное лечение – предыдущая | следующая – импунитивная аффективная реакция

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

Эмоциональное развитие | Определение, примеры, дети и подростки

Связанные темы:
развитие человека эмоция психологическое развитие

См. весь связанный контент →

эмоциональное развитие , появление опыта, выражение, понимание и регулирование эмоций с рождения, а также рост и изменение этих способностей в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни. Развитие эмоций происходит в сочетании с нервным, когнитивным и поведенческим развитием и возникает в определенном социальном и культурном контексте.

Младенчество

Выражение эмоций в младенчестве способствует переходу от полной зависимости к самостоятельности. Выражение интереса способствует исследованию и когнитивному развитию. Социальные (преднамеренные) улыбки и другие выражения радости способствуют социальному взаимодействию и здоровым отношениям привязанности с основными опекунами. Выражение грусти побуждает к сочувствию и помогает, а выражение гнева сигнализирует о протесте и дискомфорте. Уникальная склонность младенцев испытывать и выражать определенные эмоции, а также порог выражения этих эмоций обычно называют их темпераментом или характерной эмоциональностью.

Исследователи в целом согласны с тем, что неонатальные (непреднамеренные) улыбки присутствуют при рождении и что социальная улыбка и выражение эмоционального интереса появляются уже в шестинедельном возрасте. К четырем-пяти месяцам младенцы выборочно улыбаются знакомым лицам и другим младенцам, и их опекуны начинают обмениваться с ними положительным эмоциональным обменом.

Исследователи расходятся в своих объяснениях развития и времени возникновения дискретных негативных эмоциональных проявлений. В соответствии с мнением о том, что младенцы выражают негативные эмоции в раннем младенчестве, ученые показали, что младенцы по-разному воспринимают и реагируют на негативные эмоциональные выражения (например, грусть, гнев) других в возрасте четырех месяцев.

Britannica Quiz

Характеристики человеческого тела

В течение вторых шести месяцев жизни, когда младенцы приобретают рудиментарные когнитивные способности и память, они начинают выражать определенные эмоции в зависимости от контекста. Эмоции начинают проявляться динамично по мере того, как младенец начинает играть более непосредственную роль в эмоциональном обмене с опекунами. Эмоциональная связь с опекуном становится все более важной, поскольку младенцы ищут поддержки для исследования и ищут сигналы опасности.

Ясельный возраст и раннее детство

В период ясельного возраста в сочетании с быстрым созреванием лобных долей и лимбического контура в головном мозге возникает осознание себя. В результате малыш стремится стать более независимым, и в этой борьбе за автономию усиливается выражение гнева и неповиновения. Способность отличать себя от других также способствует базовому эмпатическому поведению и моральному пониманию. К концу второго года жизни малыши реагируют на негативные сигналы от других и имеют специфические эмоциональные реакции на собственные негативные действия. Эмоции, возникающие при рудиментарном представлении о себе, часто называют эмоциями самосознания и включают стыд, смущение, вину и гордость. Некоторые самосознательные эмоции, такие как гордость и вина, не проявляются до тех пор, пока малыши и маленькие дети не научатся концептуализировать интернализированные стандарты поведения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Когда дети поступают в дошкольные учреждения, они начинают обозначать свои эмоции и полагаться на разговоры об эмоциях в семье, чтобы помочь им понять основные эмоции. Маленькие дети сначала отличают счастье от отрицательных эмоций, а затем начинают отличать отрицательные эмоции, такие как печаль, гнев и страх, друг от друга. Они начинают распознавать эти эмоции по выражению лица, а затем, в среднем детстве, начинают понимать ситуационные детерминанты эмоций. Понимание эмоциональной субъективности также развивается по мере того, как дети узнают, что то, что делает одного ребенка счастливым, может не заставить другого ребенка чувствовать то же самое.

Появление эмоциональной саморегуляции особенно важно в раннем детстве и происходит в контексте отношений в семье и со сверстниками. Открытое выражение положительных эмоций и теплые поддерживающие отношения между родителями и детьми способствуют эффективной эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, частое выражение негативных эмоций в семье и жесткие карательные дисциплинарные меры усиливают переживания тревожных и нерегулируемых эмоций, которые могут привести к психопатологии. Соответствующие отношения со сверстниками, характеризующиеся совместной игровой деятельностью, также важны для развития эмоциональной регуляции в раннем детстве. Дети приобретают эмоциональное понимание и способность к сопереживанию и помогающему поведению благодаря хорошо отрегулированному эмоциональному обмену со сверстниками.

Среднее и позднее детство

В среднем и позднем детстве формируются устойчивые представления о себе, основанные на типичных эмоциональных переживаниях ребенка. Благодаря повышенной способности к саморефлексии дети начинают понимать свои сознательные эмоции. В результате постоянное переживание паттернов самосознательных эмоций оказывает влияние на самооценку ребенка. Например, склонность испытывать стыд, а не вину в ответ на негативные проступки, влияет на зарождающуюся самооценку ребенка и может стимулировать склонность реагировать агрессией или насилием.

Также в среднем и позднем детстве дети начинают понимать, что одна ситуация или событие может привести к возникновению множества смешанных эмоций. Например, дети старшего возраста понимают, что прощальная вечеринка для брата или сестры, который уезжает в колледж, может быть как радостным, так и печальным событием для ребенка и его брата или сестры. Эта способность, вероятно, возникает вместе с когнитивной способностью понимать несколько аспектов ситуации, называемой децентрацией.

Дети также изучают правила проявления эмоций в среднем и старшем детстве. Например, ребенок учится выглядеть счастливым, даже если он расстраивается, когда друг или член семьи делает ему нежелательный подарок. Использование правил отображения имеет тенденцию к увеличению, поскольку дети начинают задумываться о том, какие последствия их действия могут иметь для других. Правила демонстрации используются разумно, и вероятность подавления негативных эмоций зависит от ряда факторов, включая пол ребенка, вероятных получателей выражения, конкретного контекста и культурной среды ребенка.

Эмоциональные изменения в период полового созревания | healthdirect

Ключевые факты

  • Половое созревание происходит в подростковом возрасте и включает как физические, так и эмоциональные изменения.
  • Половое созревание — это время быстрого развития мозга, которое влияет на то, как подростки взаимодействуют с другими людьми, на их личность и на то, как они выражают эмоции.
  • Период полового созревания иногда может быть трудным для молодых людей и их семей, особенно для родителей.
  • Хорошее общение, ролевые модели и установление границ могут помочь родителям и подросткам справиться с этим периодом.
  • Если ваш ребенок или вы боретесь с эмоциональными изменениями в период полового созревания, вам доступны ресурсы и сети поддержки.

На этой странице содержится информация об эмоциональных изменениях в период полового созревания. Перейдите сюда, если вы ищете информацию о физических изменениях у мальчиков или физические изменения у девочек в период полового созревания.

Каких эмоциональных изменений следует ожидать в подростковом возрасте моего ребенка?

Поддержка вашего ребенка в подростковом возрасте может быть сложной и полезной. И у мальчиков, и у девочек в это время происходят физические, гормональные и эмоциональные изменения. Эти изменения являются частью процесса, известного как половое созревание.

У многих девочек половое созревание начинается примерно в 10 лет, в то время как у мальчиков этот процесс часто начинается примерно в 11 лет. Однако важно помнить, что все люди разные, и ваш ребенок будет расти и развиваться в своем собственном темпе. В период полового созревания физические, гормональные и эмоциональные изменения также могут вызвать изменения в поведении, и ваш подросток может по-другому взаимодействовать с семьей и друзьями.

Эмоциональные изменения в подростковом возрасте сильно варьируются от человека к человеку и со временем. Вы можете обнаружить, что у вашего подростка появилось большее чувство собственного достоинства или он начал проявлять больший сексуальный интерес к другим людям. Подростки иногда реагируют на гормональные изменения, связанные с половым созреванием, смущением из-за того, как они выглядят. Ваш подросток может начать чувствовать себя более способным брать на себя новые обязанности и принимать собственные решения. У них также может развиться острая потребность в социальных связях вне семьи, и они могут стремиться к независимости в некоторых аспектах своей жизни. Другие подростки могут чувствовать разочарование, когда они не могут достичь своих целей, и, следовательно, могут испытывать негативные эмоции.

Настроение, уровень энергии и режим сна вашего подростка в это время могут колебаться, что может создать трудности в ваших отношениях с ним. Помните, что эти эмоциональные изменения являются важной частью взросления вашего подростка.

В период полового созревания родители и другие взрослые образцы для подражания могут помочь подросткам пройти этот период эмоциональных изменений, проявляя терпение, поддержку и понимание.

Из-за чего меняется настроение моего подростка?

Когда дети становятся подростками, их мозг развивается. Хотя у 6-летнего ребенка мозг почти такой же, как у взрослого, он еще не полностью сформирован и не функционирует как мозг взрослого человека. Процесс ремоделирования мозга происходит на протяжении всего детства, но большая его часть происходит в подростковом возрасте и в середине 20-летнего возраста. Ремоделирование мозга не всегда соответствует периоду полового созревания ребенка, поэтому вы можете заметить изменения в настроении до того, как заметите физические изменения, или наоборот.

Основное изменение, происходящее в мозгу подростка, заключается в том, что одни нейронные связи укрепляются, а другие ослабевают. Это означает, что обрабатывающая часть мозга вашего подростка (также известная как «серое вещество») становится более эффективной в том, как она обрабатывает информацию.

Процесс ремоделирования связей начинается в задней части мозга. Передняя часть мозга, префронтальная кора, изменяется последней. Префронтальная кора — это часть мозга, отвечающая за принятие решений. Он отвечает за способность вашего ребенка планировать и думать о последствиях своих действий или импульсов, а также решать проблемы.

Поскольку эта часть мозга меняется последней, поведение подростков часто кажется импульсивным и неконтролируемым. Иногда это может даже показаться агрессивным.

Как я могу поддержать развитие мозга моего подростка?

В подростковом возрасте происходит много эмоциональных и социальных изменений, которые могут быть стрессовыми для некоторых подростков.

Вы можете помочь им почувствовать заботу и защиту, когда они преодолевают трудности, связанные с растущими академическими требованиями, давлением сверстников и межличностными изменениями. Окружение вашего подростка будет влиять на то, как он думает, чувствует и действует. Предоставление вашему ребенку разнообразных занятий и положительного опыта — как в школе, так и за ее пределами — помогает поддерживать его развитие.

Вашему ребенку потребуется больше сна в подростковом возрасте, и его режим сна может измениться. Это связано с тем, что их организм начинает вырабатывать гормон сна мелатонин в разное время суток. Ваш подросток может чувствовать усталость ближе к вечеру, и ему может быть труднее просыпаться рано, чем раньше. Попробуйте помочь подростку выработать и поддерживать режим сна, поощряя регулярный график сна.

Вы можете заметить, что ваш подросток чаще голоден, так как его тело проходит через значительный всплеск роста в период полового созревания. Ваш подросток также становится независимым и сам выбирает продукты питания, поэтому очень важно помочь ему выработать здоровые привычки и стать хорошим образцом для подражания в отношении здорового питания.

Нормальны ли перепады настроения у моего подростка?

Перепады настроения нормальны и ожидаемы в подростковом возрасте и в период полового созревания. Как родитель, вы можете отслеживать эмоции своего ребенка, поскольку длительные периоды смены настроения могут быть признаком чего-то более серьезного, например, проблемы с психическим здоровьем.

Есть 3 ключевых фактора, которые вы можете принять во внимание, чтобы оценить, может ли ваш ребенок испытывать нечто большее, чем просто временное изменение настроения:

  • Продолжительность — проверьте, длится ли плохое настроение вашего ребенка дольше 2 недель.
  • Серьезность — обратите внимание на значительные изменения в мыслях, чувствах или поведении вашего ребенка.
  • Воздействие — нарушает ли настроение вашего подростка его домашнюю и школьную жизнь или дружбу?

Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок испытывает нечто большее, чем просто перепады настроения в подростковом возрасте, обратитесь за помощью к своему семейному врачу или к указанным ниже ресурсам.

НАЙТИ МЕДИЦИНСКУЮ УСЛУГУ — Поисковая служба поможет вам найти врачей, аптеки, больницы и другие службы здравоохранения.

Как я могу справиться с жаркими спорами?

Вы можете обнаружить, что вы и ваш подросток стали больше спорить друг с другом, и это нормально. Ваши благие намерения помочь им принять правильное решение могут быть не тем, что они хотят услышать. Ваш ребенок ищет большей независимости и начинает подвергать сомнению разные точки зрения, в том числе и вашу.

Взгляните на общую картину. Имейте в виду, что ваш ребенок не хочет вас расстраивать; они могут не понимать, как их слова влияют на вас. Помните, что это временно. Конфликт обычно наиболее выражен в подростковом возрасте и является признаком того, что ваш ребенок взрослеет.

Станьте образцом для подражания для своего ребенка, демонстрируя положительные способы справляться со сложными эмоциями и конструктивные способы разрешения конфликтов.

Активно слушайте. Найдите время, чтобы выслушать своего ребенка и показать ему, что вы действительно слушаете и пытаетесь понять его точку зрения, даже если вы не разделяете его мнение.

Будьте открыты своим чувствам. Объясните, как их поведение влияет на вас. Это не только моделирует конструктивные способы общения, но и помогает вашему ребенку научиться читать эмоции и реагировать на них.

Как справиться с агрессивным поведением?

Иногда подростки реагируют жестоко или агрессивно, потому что им трудно совладать со своими эмоциями. Четко объясните ребенку, что насилие и агрессия по отношению к кому-либо недопустимы и каждый должен чувствовать себя дома в безопасности.

Если у вас агрессивный по отношению к вам ребенок, отойдите и объясните ему, что вы можете продолжить разговор, когда он успокоится. Это поможет им научиться общаться ненасильственно и уважительно.

Дайте подростку личное пространство и удалите человека, который усугубляет ситуацию, чтобы дать ему время успокоиться. Установите ненасильственные и соответствующие последствия и доведите до конца, чтобы научить ребенка неприемлемому насилию. Вы также можете связаться со школой вашего ребенка, так как могут возникнуть проблемы с друзьями или учителями.

Если ваш ребенок не реагирует ни на одну из этих стратегий, это может указывать на более глубокую проблему. Подумайте о профессиональной поддержке со стороны вашего врача общей практики или школьных консультантов, учителей или специалистов в области психического здоровья. Они могут дать вам и вашему подростку эффективные стратегии борьбы с насильственным или агрессивным поведением.

Если в вашей семье насилие и агрессия, или если вы чувствуете себя небезопасно, или кто-то находится в непосредственной опасности причинения вреда, позвоните по номеру три нуля (000).

Добавить комментарий