Межличностные отношения и их виды (6 класс, обществознание)
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1206.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1206.
Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящен теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Понятие «межличностные отношения»
Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими ее людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.
Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.
Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы:
- неформальные\формальные;
- деловые\личные;
- практичные\эмоциональные;
- субординационные\паритетные.
Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.
Типы отношений
- Формальные\неформальные;
Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчиненным.
Неформальные (неофициальные) отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.
Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать четкие разграничения.
- Личные;
К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.
- Деловые
Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.
- Практичные\эмоциональные;
Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.
Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.
- Субординационные\паритетные;
Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).
Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.
Виды межличностных отношений
Существуют такие виды межличностных отношений:
- Знакомство – имеет три этапа:
- узнавание в лицо;
- узнавание и приветствие друг друга;
- приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
- приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
- товарищество
- дружба – устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
- любовь – наивысшая форма взаимосвязи.
Роль чувств
Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.
На искажение чувств могут повлиять такие
- неумение отличать истинные намерения от мотивации;
- умение объективно оценивать нового знакомого;
- определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
- стереотипы;
- форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
- не восприятие чужого мнения.
Что мы узнали?
Межличностные отношения – это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство – приятельство – товарищество – дружба – любовь.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1206.
А какая ваша оценка?
Межличностные отношения – формирование, уровни, современные тенденции развития, конфликты и методы диагностики
Одним из фундаментальных понятий социальной психологии являются межличностные отношения. Такое взаимодействие, которое начинается с момента рождения человека и длится до самой его смерти, имеет свои особенности структуру и определенные разновидности, которые активно изучаются учеными многих гуманитарных дисциплин.
Что такое межличностные отношения?
Принято считать, что межличностные отношения – это особый вид взаимодействия между людьми в обществе, которые складываются между отдельными индивидами. В любой человеческой группе они начинаются с момента рождения младенца и заканчиваются лишь с его смертью. Такая совокупность взаимодействий между людьми основана на существующих связях и происходит благодаря разным способам общения:
- Визуальному или невербальному, к которому причисляются внешний вид, позы и жесты.
- Вербальному или языковому, то есть устной речи.
- Аффективному, выражаемому звуковыми средствами экспрессии: смехом, плачем.
- Некоторые ученые причисляют сюда и сложные языки, построенные в результате развития общества: экономический, политический.
Примеры межличностных отношений
Каждый день индивиды, находящиеся в любой социальной группе, могут увидеть множество примеров межличностных отношений между людьми и стать их непосредственными участниками:
- Дома, проснувшись, люди начинают взаимодействие с теми, с кем они вместе проживают. Это могут быть дети, родители, братья и сестры, мужья и жены и прочее.
- Днем можно проследить деловые отношения, складывающиеся между отдельными людьми, например, между учеником и учителем или сотрудниками разных подразделений одной той же фирмы.
- Яркими примерами считаются и взаимодействия с друзьями и приятелями, тренером в фитнес-клубе, постоянным клиентом и парикмахером и прочие социальные контакты.
В чем состоят основные особенности межличностных отношений?
Существуют и особенности межличностных отношений, позволяющие опознать этот вид взаимодействия:
- В их основе всегда лежат осознанные или бессознательные эмоциональные оценки партнеров.
- В межличностных отношениях индивиды выступают всегда уникальными и неповторимыми, с присущим только им набором черт характера и эмоциональных особенностей.
- Такое взаимодействие не может считаться спонтанным актом, то есть оно формируется в течение определенного времени при общении людей друг с другом.
- Характер такого взаимодействия непостоянен. Отношения могут динамично развиваться и менять вектор своей эмоциональной окраски иногда на прямо противоположный.
Виды межличностных отношений
Ученые выделяют различные типы межличностных отношений, в зависимости от классификационного критерия. По способу взаимодействия бывают:
- Формальные, то есть нормативно предусмотренные и закрепленные в официальных документах.
- Неформальные или те, которые складываются между людьми на основе их предпочтений, убеждений, темпераментов и прочее.
По сфере возникновения бывают:
- Производственные, то есть между сотрудниками одной организации, направленные на решение рабочих задач.
- Бытовые, то есть все те, которые возникают в обычной жизни индивида.
- Экономические, в которых каждый индивид может выступать как покупателем, так и продавцом.
- Правовые или те, которые установлены законодательством.
- Политические, концентрирующиеся вокруг вопросов власти.
- Нравственные и эстетические возникают на основе привлекательности людей друг для друга, их моральных качествах и устоях.
Интересной классификацией является деление межличностных взаимоотношений по эмоциональной направленности:
- Позитивные, то есть те взаимодействия основу которых положена любовь, дружба или эмоциональная близость.
- Нейтральные или не окрашенные эмоционально: конформизм, эгоизм, безразличие.
- Негативные: неприязнь, ненависть, агрессия и другие чувства руководят субъектами таких взаимоотношений.
Структура межличностных отношений
Социологи утверждают, что понятие межличностных отношений всегда имеет определенную структуру, состоящую из следующих компонентов:
- Когнитивный или познавательный компонент. Считается, что это основа межличностных отношений, потому как благодаря таким психическим процессам как ощущение, восприятие, память, мышление и воображение происходит познание особенностей партнеров и установление взаимопонимания.
- Поведенческий компонент, то есть непосредственные действия, слова и поступки в процессе взаимоотношений.
- Аффективный или эмоциональный компонент. Сюда причисляются чувства и эмоции индивида по поводу конкретных взаимосвязей и с другими людьми.
Формирование межличностных отношений
Классическая психология межличностных отношений изучает следующие характеристики их формирования:
- Динамика, то есть зарождение, укрепление или ослабление, достижение определенного уровня зрелости, ослабление и другие процессы, которые могут сменять друг друга в разной последовательности.
- Механизм регулирования межперсональных связей. Сюда можно причислить как морально-этические особенности самих индивидов, так и существующие нормативно-правовые акты, инструкции и прочее.
- Условия развития, то есть совокупность внешних факторов, при которых взаимодействие имеет определенную динамику и эмоциональную окраску.
Уровни межличностных отношений
По степени вовлеченности индивидов и разной глубине связей межличностные отношения в группе делят на следующие уровни:
- Перцептивный, на котором происходит восприятие партнеров и понимание ими личностных черт друг друга. То есть взаимодействие только зарождается и партнеры стараются определенным образом оценить друг друга.
- Уровень притяжения или отталкивания. После того, как завершилось восприятие между партнерами, они либо стараются глубже понять друг друга и найти новые точки соприкосновения, либо максимально дистанцироваться друг от друга. На этом уровне один человек может искать встречи, а другой наоборот, максимально избегать контакта.
- Интерактивный Эмоциональная связь в отношениях нуждается в подпитке, поэтому индивиды начинают либо активно сотрудничать, либо в определенной мере конфликтовать.
Современные тенденции развития межличностных отношений
С развитием общества связь между людьми претерпевает определенные изменения. В современном глобализованном мире межперсональные связи характеризуются:
- Более глубокой персонификацией личности. Индивиды более полно осознают особенности своей личности и партнера.
- Ростом образованности и потребностей каждого из участников взаимодействия.
- Увеличение дистанции между поколениями и сокращение времени, проведенного индивидом в семье.
- Поверхностных речевых контактов и взаимодействий со СМИ становится все больше.
- Накопление информации занимает больше времени, чем ее обсуждение. Снижается эмоциональный фон общения.
Построение межличностных отношений
Для того чтобы установилась устойчивая взаимосвязь между людьми, важно знать правило успешного построения отношений, о которых давно говорят многие психологи. К ним можно отнести:
- Грамотное начало коммуникации: приятный внешний вид, открытая поза, не агрессивная мимика и жесты.
- Правильное построение диалога: отказ от открытых отрицаний, необоснованных споров и конфликтов, внимательное слушание.
- Стремление понять особенности партнера и принять их.
- Уважение мнения собеседника.
- Сохранение своей репутации и поддержание значимости партнера.
Конфликты в межличностных отношениях
Среди того, что мешает межличностным отношениям, всегда отдельно располагаются конфликты. Считается, что это неизбежное столкновение различных мнений, суждений и действий, который свойственны разным индивидам. Конфликты могут возникать у каждого человека с разными партнерами, однако отличаться будет форма такого противоборства:
- При конструктивных конфликтах индивиды стараются решить возникшую проблему или вывести отношения на новый, более качественный уровень.
- При деструктивных конфликтах индивиды стараются проявить свою значимость или «продавить» собственную позицию. Такие взаимоотношения обречены на провал и деградацию.
Методы диагностики межличностных отношений
Профессиональная диагностика межличностных отношений может проводиться с использованием следующих методов:
- Наблюдение, например техника Ф. Кронджета и А. Моллера, при которой человек со стороны анализирует реальную жизненную ситуацию или просматривает некоторое событие в записи с последующим его анализом.
- Эксперимент, к примеру, знаменитый ситуационный тест Р. Бейлса, при котором каждое действие субъекта в конкретной группе и смоделированной ситуации кодируется определенным образом.
- Тесты, сюда относятся как опросники, например, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, так и проекционные методики: рисунки, цветовые тесты и прочее.
Этапы межличностных отношений
- Главная
- Библиотека
- Организационное поведение
- Межличностные отношения
- Этапы межличностных отношений
Межличностные отношения относятся к прочной связи между людьми, имеющими общие интересы и цели.
Чувство доверия, лояльности и приверженности имеет важное значение в отношениях. Люди должны доверять и уважать своих партнеров, чтобы избежать недопонимания и конфликтов в отношениях.
Этапы межличностных отношений
Чтобы отношения развивались и прошли испытание временем, требуется время.
В отношениях есть две возможности:
- Вероятность — 1: Два человека могут начать отношения как просто незнакомые люди. Они медленно узнают друг друга и постепенно эмоционально и ментально привязываются к своим партнерам. Такие отношения часто приводят к длительным обязательствам, когда люди решают быть друг с другом, пока смерть не разлучит их.
- Возможность — 2: Два человека могут начать хорошо, но вскоре столкнутся с проблемами. Проблемы в отношениях начинаются, когда люди имеют разные мнения, взгляды и не могут прийти к взаимоприемлемому решению. В таких случаях люди решают уйти от отношений, чтобы начать все заново.
Согласно известному психологу Джорджу Левинджеру, каждые отношения проходят следующие пять этапов .
- Первый этап Знакомство
Знакомство относится к знанию друг друга. Чтобы начать отношения, люди должны хорошо знать друг друга.
Два человека могут встретиться в каком-то месте и мгновенно найти общий язык. Люди чувствуют влечение друг к другу и решают вступить в отношения.
Общие друзья, общественные собрания, одни и те же организации также помогают людям встретиться, растопить лед, познакомиться друг с другом и завязать отношения.
- Второй этап Наращивание Этап
Это этап, когда отношения действительно развиваются. Люди перестают быть чужими и начинают доверять друг другу.
Люди должны быть совместимы друг с другом, чтобы отношения продолжались в течение более длительного периода времени. Люди со схожими интересами и опытом, как правило, больше сближаются друг с другом по сравнению с людьми из разных слоев общества и с разными целями.
Стадия построения отношений часто характеризуется тем, что два человека сближаются, проявляют страсть и чувства друг к другу.
- Третий этап Продолжение этапа
Это этап, когда отношения перерастают в длительные обязательства. Это когда люди, хорошо узнав друг друга, решают быть в компании друг друга и связывают себя узами брака.
Доверие и прозрачность необходимы для того, чтобы обаяние оставалось в отношениях навсегда.
- Четвертая стадия Ухудшение состояния
Не все отношения проходят через эту стадию. Отсутствие совместимости, доверия, любви и заботы часто приводит к недопониманию и серьезным неприятностям в отношениях.
Людям иногда очень трудно приспособиться друг к другу, и в конце концов они решают положить конец своим отношениям.
Компромисс — неотъемлемая часть любых отношений. Людям, которым не удается пойти на компромисс друг с другом, трудно вывести отношения на новый уровень.
- Пятая стадия Завершающая стадия
Пятый и последний этап – конец отношений.
Отношения прекращаются по любой из следующих причин
- Смерть любого из партнеров
- Развод
- Разделение
Идеальные отношения приводят к длительным обязательствам и бракам, тогда как есть некоторые отношения, которые действительно начинаются на позитивной ноте, но внезапно заканчиваются.
❮❮ Предыдущий | Следующий ❯❯ |
Статьи по теме
Просмотреть все статьи
Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы Сертифицированный поставщик образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
Межличностные отношения
следующий
Управление конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте
- Дом
- Библиотека
- Организационное поведение
- Межличностные отношения
- Управление конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте
Когда два человека имеют разные мнения и ни один из них не желает идти на компромисс, возникает конфликт. Состояние разногласий между людьми называется конфликтом.
Конфликт на рабочем месте возникает, когда сотрудникам трудно прийти к взаимоприемлемым решениям и спорить по мелочам. Различия в отношении, мышлении и восприятии порождают конфликты на рабочем месте.
Никто никогда ничего не выигрывал от конфликтов. Следует избегать конфликтов, поскольку они приводят к негативу и портят атмосферу на рабочем месте.
Как управлять конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте?
Конфликты играют важную роль в ухудшении отношений между сотрудниками на рабочем месте и должны контролироваться на начальных этапах, чтобы ожидать от отдельных лиц наилучших результатов.
- Для частных лиц организация всегда должна стоять на первом месте, а все остальные личные интересы должны отходить на второй план. Ссориться с коллегами по мелочам — это ребячество. Будьте профессионалом. Не принимайте близко к сердцу вещи на рабочем месте, поскольку никто не работает на себя. Вам может не нравиться чей-то стиль работы, но помните, что в конечном итоге организация должна извлечь из этого пользу.
- Человек должен уважать своих коллег . Относитесь к своим коллегам по работе как к членам вашей большой семьи. Игнорирование мелких проблем помогает избежать конфликтов в межличностных отношениях. Постарайтесь также понять точку зрения вашего коллеги.
- Избегать лоббирования на рабочем месте . Человек должен разделять личную и профессиональную жизнь. Не одобряйте никого только потому, что он вам нравится или вы знаете его лично. На работе каждый сотрудник, независимо от его семейного происхождения и отношений с руководством, должен рассматриваться как единое целое. Игнорирование или очернение кого-то только потому, что он вам не нравится, просто неприемлемо. Такие вещи вызывают ненужный стресс, и в конечном итоге сотрудники ссорятся и портят отношения между собой. Вам нужны люди вокруг, которые могут дать вам предложения и помочь вам, когда это необходимо. Вы не можете работать в одиночку.
- Помните, что есть разница между агрессивностью и грубостью . Чувство соперничества необходимо среди сотрудников, но убедитесь, что вы используете здоровые средства, чтобы проявить себя. Ревность, злословие, критика, перетягивание ног порождают разногласия между людьми и портят их отношения.
- Думай, прежде чем говорить. Не причиняй никому вреда. Есть еще несколько способов выразить свое недовольство работой. Не слишком остро реагируйте на рабочем месте. Сохраняйте спокойствие и собранность.
- Не будь высокомерным. Будьте вежливы со всеми. Приветствуйте людей и спрашивайте об их самочувствии. Простая улыбка имеет большое значение для разрешения конфликтов и укрепления межличностных отношений на рабочем месте.
- Тщательно оценивать проблемы . Не делайте поспешных выводов. Всегда лучше уладить разногласия мирным путем, чем ссориться и портить отношения. Озвучьте свои опасения на открытой площадке и постарайтесь прийти к взаимоприемлемому для всех выводу. Не всегда видишь свои личные интересы
- Научитесь контролировать свои эмоции.
- Эффективное общение снижает вероятность ошибок и, в конечном счете, разрешает конфликты между сотрудниками на рабочем месте.
❮❮ Предыдущий | Следующая ❯❯ |
Похожие статьи
Просмотреть все статьи
Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты.