Что значит межличностные отношения: Межличностные отношения | это… Что такое Межличностные отношения?

Содержание

Межличностные отношения и их виды (6 класс, обществознание)

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1206.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1206.

Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящен теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими ее людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы:

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Типы отношений

  • Формальные\неформальные;

Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчиненным.

Неформальные (неофициальные) отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.

Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать четкие разграничения.

  • Личные;

К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.

  • Деловые
    ;

Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.

  • Практичные\эмоциональные;

Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.

Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.

  • Субординационные\паритетные;

Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).

Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.

Виды межличностных отношений

Существуют такие виды межличностных отношений:

  • Знакомство – имеет три этапа:
  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
  • приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
  • товарищество
    – деловые отношения на основе общих целей;
  • дружба – устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
  • любовь – наивысшая форма взаимосвязи.

Роль чувств

Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.

На искажение чувств могут повлиять такие

факторы:

  • неумение отличать истинные намерения от мотивации;
  • умение объективно оценивать нового знакомого;
  • определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
  • стереотипы;
  • форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
  • не восприятие чужого мнения.

Что мы узнали?

Межличностные отношения – это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство – приятельство – товарищество – дружба – любовь.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Оценка доклада

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1206.


А какая ваша оценка?

Межличностные отношения – формирование, уровни, современные тенденции развития, конфликты и методы диагностики

Одним из фундаментальных понятий социальной психологии являются межличностные отношения. Такое взаимодействие, которое начинается с момента рождения человека и длится до самой его смерти, имеет свои особенности структуру и определенные разновидности, которые активно изучаются учеными многих гуманитарных дисциплин.

Что такое межличностные отношения?

Принято считать, что межличностные отношения – это особый вид взаимодействия между людьми в обществе, которые складываются между отдельными индивидами. В любой человеческой группе они начинаются с момента рождения младенца и заканчиваются лишь с его смертью. Такая совокупность взаимодействий между людьми основана на существующих связях и происходит благодаря разным способам общения:

  1. Визуальному или невербальному, к которому причисляются внешний вид, позы и жесты.
  2. Вербальному или языковому, то есть устной речи.
  3. Аффективному, выражаемому звуковыми средствами экспрессии: смехом, плачем.
  4. Некоторые ученые причисляют сюда и сложные языки, построенные в результате развития общества: экономический, политический.

Примеры межличностных отношений

Каждый день индивиды, находящиеся в любой социальной группе, могут увидеть множество примеров межличностных отношений между людьми и стать их непосредственными участниками:

  1. Дома, проснувшись, люди начинают взаимодействие с теми, с кем они вместе проживают. Это могут быть дети, родители, братья и сестры, мужья и жены и прочее.
  2. Днем можно проследить деловые отношения, складывающиеся между отдельными людьми, например, между учеником и учителем или сотрудниками разных подразделений одной той же фирмы.
  3. Яркими примерами считаются и взаимодействия с друзьями и приятелями, тренером в фитнес-клубе, постоянным клиентом и парикмахером и прочие социальные контакты.

В чем состоят основные особенности межличностных отношений?

Существуют и особенности межличностных отношений, позволяющие опознать этот вид взаимодействия:

  1. В их основе всегда лежат осознанные или бессознательные эмоциональные оценки партнеров.
  2. В межличностных отношениях индивиды выступают всегда уникальными и неповторимыми, с присущим только им набором черт характера и эмоциональных особенностей.
  3. Такое взаимодействие не может считаться спонтанным актом, то есть оно формируется в течение определенного времени при общении людей друг с другом.
  4. Характер такого взаимодействия непостоянен. Отношения могут динамично развиваться и менять вектор своей эмоциональной окраски иногда на прямо противоположный.

Виды межличностных отношений

Ученые выделяют различные типы межличностных отношений, в зависимости от классификационного критерия. По способу взаимодействия бывают:

  1. Формальные, то есть нормативно предусмотренные и закрепленные в официальных документах.
  2. Неформальные или те, которые складываются между людьми на основе их предпочтений, убеждений, темпераментов и прочее.

По сфере возникновения бывают:

  1. Производственные, то есть между сотрудниками одной организации, направленные на решение рабочих задач.
  2. Бытовые, то есть все те, которые возникают в обычной жизни индивида.
  3. Экономические, в которых каждый индивид может выступать как покупателем, так и продавцом.
  4. Правовые или те, которые установлены законодательством.
  5. Политические, концентрирующиеся вокруг вопросов власти.
  6. Нравственные и эстетические возникают на основе привлекательности людей друг для друга, их моральных качествах и устоях.

Интересной классификацией является деление межличностных взаимоотношений по эмоциональной направленности:

  1. Позитивные, то есть те взаимодействия основу которых положена любовь, дружба или эмоциональная близость.
  2. Нейтральные или не окрашенные эмоционально: конформизм, эгоизм, безразличие.
  3. Негативные: неприязнь, ненависть, агрессия и другие чувства руководят субъектами таких взаимоотношений.

Структура межличностных отношений

Социологи утверждают, что понятие межличностных отношений всегда имеет определенную структуру, состоящую из следующих компонентов:

  1. Когнитивный или познавательный компонент. Считается, что это основа межличностных отношений, потому как благодаря таким психическим процессам как ощущение, восприятие, память, мышление и воображение происходит познание особенностей партнеров и установление взаимопонимания.
  2. Поведенческий компонент, то есть непосредственные действия, слова и поступки в процессе взаимоотношений.
  3. Аффективный или эмоциональный компонент. Сюда причисляются чувства и эмоции индивида по поводу конкретных взаимосвязей и с другими людьми.

Формирование межличностных отношений

Классическая психология межличностных отношений изучает следующие характеристики их формирования:

  1. Динамика, то есть зарождение, укрепление или ослабление, достижение определенного уровня зрелости, ослабление и другие процессы, которые могут сменять друг друга в разной последовательности.
  2. Механизм регулирования межперсональных связей. Сюда можно причислить как морально-этические особенности самих индивидов, так и существующие нормативно-правовые акты, инструкции и прочее.
  3. Условия развития, то есть совокупность внешних факторов, при которых взаимодействие имеет определенную динамику и эмоциональную окраску.

Уровни межличностных отношений

По степени вовлеченности индивидов и разной глубине связей межличностные отношения в группе делят на следующие уровни:

  1. Перцептивный, на котором происходит восприятие партнеров и понимание ими личностных черт друг друга. То есть взаимодействие только зарождается и партнеры стараются определенным образом оценить друг друга.
  2. Уровень притяжения или отталкивания. После того, как завершилось восприятие между партнерами, они либо стараются глубже понять друг друга и найти новые точки соприкосновения, либо максимально дистанцироваться друг от друга. На этом уровне один человек может искать встречи, а другой наоборот, максимально избегать контакта.
  3. Интерактивный Эмоциональная связь в отношениях нуждается в подпитке, поэтому индивиды начинают либо активно сотрудничать, либо в определенной мере конфликтовать.

Современные тенденции развития межличностных отношений

С развитием общества связь между людьми претерпевает определенные изменения. В современном глобализованном мире межперсональные связи характеризуются:

  1. Более глубокой персонификацией личности. Индивиды более полно осознают особенности своей личности и партнера.
  2. Ростом образованности и потребностей каждого из участников взаимодействия.
  3. Увеличение дистанции между поколениями и сокращение времени, проведенного индивидом в семье.
  4. Поверхностных речевых контактов и взаимодействий со СМИ становится все больше.
  5. Накопление информации занимает больше времени, чем ее обсуждение. Снижается эмоциональный фон общения.

Построение межличностных отношений

Для того чтобы установилась устойчивая взаимосвязь между людьми, важно знать правило успешного построения отношений, о которых давно говорят многие психологи. К ним можно отнести:

  1. Грамотное начало коммуникации: приятный внешний вид, открытая поза, не агрессивная мимика и жесты.
  2. Правильное построение диалога: отказ от открытых отрицаний, необоснованных споров и конфликтов, внимательное слушание.
  3. Стремление понять особенности партнера и принять их.
  4. Уважение мнения собеседника.
  5. Сохранение своей репутации и поддержание значимости партнера.

Конфликты в межличностных отношениях

Среди того, что мешает межличностным отношениям, всегда отдельно располагаются конфликты. Считается, что это неизбежное столкновение различных мнений, суждений и действий, который свойственны разным индивидам. Конфликты могут возникать у каждого человека с разными партнерами, однако отличаться будет форма такого противоборства:

  1. При конструктивных конфликтах индивиды стараются решить возникшую проблему или вывести отношения на новый, более качественный уровень.
  2. При деструктивных конфликтах индивиды стараются проявить свою значимость или «продавить» собственную позицию. Такие взаимоотношения обречены на провал и деградацию.

Методы диагностики межличностных отношений

Профессиональная диагностика межличностных отношений может проводиться с использованием следующих методов:

  1. Наблюдение, например техника Ф. Кронджета и А. Моллера, при которой человек со стороны анализирует реальную жизненную ситуацию или просматривает некоторое событие в записи с последующим его анализом.
  2. Эксперимент, к примеру, знаменитый ситуационный тест Р. Бейлса, при котором каждое действие субъекта в конкретной группе и смоделированной ситуации кодируется определенным образом.
  3. Тесты, сюда относятся как опросники, например, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, так и проекционные методики: рисунки, цветовые тесты и прочее.

 

Этапы межличностных отношений

  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Организационное поведение
  4. Межличностные отношения
  5. Этапы межличностных отношений

Межличностные отношения относятся к прочной связи между людьми, имеющими общие интересы и цели.

Чувство доверия, лояльности и приверженности имеет важное значение в отношениях. Люди должны доверять и уважать своих партнеров, чтобы избежать недопонимания и конфликтов в отношениях.

Этапы межличностных отношений

Чтобы отношения развивались и прошли испытание временем, требуется время.

В отношениях есть две возможности:

  1. Вероятность — 1: Два человека могут начать отношения как просто незнакомые люди. Они медленно узнают друг друга и постепенно эмоционально и ментально привязываются к своим партнерам. Такие отношения часто приводят к длительным обязательствам, когда люди решают быть друг с другом, пока смерть не разлучит их.
  2. Возможность — 2: Два человека могут начать хорошо, но вскоре столкнутся с проблемами. Проблемы в отношениях начинаются, когда люди имеют разные мнения, взгляды и не могут прийти к взаимоприемлемому решению. В таких случаях люди решают уйти от отношений, чтобы начать все заново.

Согласно известному психологу Джорджу Левинджеру, каждые отношения проходят следующие пять этапов .

  1. Первый этап Знакомство

    Знакомство относится к знанию друг друга. Чтобы начать отношения, люди должны хорошо знать друг друга.

    Два человека могут встретиться в каком-то месте и мгновенно найти общий язык. Люди чувствуют влечение друг к другу и решают вступить в отношения.

    Общие друзья, общественные собрания, одни и те же организации также помогают людям встретиться, растопить лед, познакомиться друг с другом и завязать отношения.

  2. Второй этап Наращивание Этап

    Это этап, когда отношения действительно развиваются. Люди перестают быть чужими и начинают доверять друг другу.

    Люди должны быть совместимы друг с другом, чтобы отношения продолжались в течение более длительного периода времени. Люди со схожими интересами и опытом, как правило, больше сближаются друг с другом по сравнению с людьми из разных слоев общества и с разными целями.

    Стадия построения отношений часто характеризуется тем, что два человека сближаются, проявляют страсть и чувства друг к другу.

  3. Третий этап Продолжение этапа

    Это этап, когда отношения перерастают в длительные обязательства. Это когда люди, хорошо узнав друг друга, решают быть в компании друг друга и связывают себя узами брака.

    Доверие и прозрачность необходимы для того, чтобы обаяние оставалось в отношениях навсегда.

  4. Четвертая стадия Ухудшение состояния

    Не все отношения проходят через эту стадию. Отсутствие совместимости, доверия, любви и заботы часто приводит к недопониманию и серьезным неприятностям в отношениях.

    Людям иногда очень трудно приспособиться друг к другу, и в конце концов они решают положить конец своим отношениям.

    Компромисс — неотъемлемая часть любых отношений. Людям, которым не удается пойти на компромисс друг с другом, трудно вывести отношения на новый уровень.

  5. Пятая стадия Завершающая стадия

    Пятый и последний этап – конец отношений.

    Отношения прекращаются по любой из следующих причин

    • Смерть любого из партнеров
    • Развод
    • Разделение

Идеальные отношения приводят к длительным обязательствам и бракам, тогда как есть некоторые отношения, которые действительно начинаются на позитивной ноте, но внезапно заканчиваются.


❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

 

Статьи по теме

  • Межличностные отношения
  • Типы межличностных отношений
  • Факторы, влияющие на отношения
  • Роль общения в отношениях
  • Межличностные отношения на рабочем месте

Просмотреть все статьи


Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы Сертифицированный поставщик образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.



Межличностные отношения


следующий

Управление конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте

  1. Дом
  2. Библиотека
  3. Организационное поведение
  4. Межличностные отношения
  5. Управление конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте

Когда два человека имеют разные мнения и ни один из них не желает идти на компромисс, возникает конфликт. Состояние разногласий между людьми называется конфликтом.

Конфликт на рабочем месте возникает, когда сотрудникам трудно прийти к взаимоприемлемым решениям и спорить по мелочам. Различия в отношении, мышлении и восприятии порождают конфликты на рабочем месте.

Никто никогда ничего не выигрывал от конфликтов. Следует избегать конфликтов, поскольку они приводят к негативу и портят атмосферу на рабочем месте.

Как управлять конфликтами в межличностных отношениях на рабочем месте?

Конфликты играют важную роль в ухудшении отношений между сотрудниками на рабочем месте и должны контролироваться на начальных этапах, чтобы ожидать от отдельных лиц наилучших результатов.

  • Для частных лиц организация всегда должна стоять на первом месте, а все остальные личные интересы должны отходить на второй план. Ссориться с коллегами по мелочам — это ребячество. Будьте профессионалом. Не принимайте близко к сердцу вещи на рабочем месте, поскольку никто не работает на себя. Вам может не нравиться чей-то стиль работы, но помните, что в конечном итоге организация должна извлечь из этого пользу.
  • Человек должен уважать своих коллег . Относитесь к своим коллегам по работе как к членам вашей большой семьи. Игнорирование мелких проблем помогает избежать конфликтов в межличностных отношениях. Постарайтесь также понять точку зрения вашего коллеги.
  • Избегать лоббирования на рабочем месте . Человек должен разделять личную и профессиональную жизнь. Не одобряйте никого только потому, что он вам нравится или вы знаете его лично. На работе каждый сотрудник, независимо от его семейного происхождения и отношений с руководством, должен рассматриваться как единое целое. Игнорирование или очернение кого-то только потому, что он вам не нравится, просто неприемлемо. Такие вещи вызывают ненужный стресс, и в конечном итоге сотрудники ссорятся и портят отношения между собой. Вам нужны люди вокруг, которые могут дать вам предложения и помочь вам, когда это необходимо. Вы не можете работать в одиночку.
  • Помните, что есть разница между агрессивностью и грубостью . Чувство соперничества необходимо среди сотрудников, но убедитесь, что вы используете здоровые средства, чтобы проявить себя. Ревность, злословие, критика, перетягивание ног порождают разногласия между людьми и портят их отношения.
  • Думай, прежде чем говорить. Не причиняй никому вреда. Есть еще несколько способов выразить свое недовольство работой. Не слишком остро реагируйте на рабочем месте. Сохраняйте спокойствие и собранность.
  • Не будь высокомерным. Будьте вежливы со всеми. Приветствуйте людей и спрашивайте об их самочувствии. Простая улыбка имеет большое значение для разрешения конфликтов и укрепления межличностных отношений на рабочем месте.
  • Тщательно оценивать проблемы . Не делайте поспешных выводов. Всегда лучше уладить разногласия мирным путем, чем ссориться и портить отношения. Озвучьте свои опасения на открытой площадке и постарайтесь прийти к взаимоприемлемому для всех выводу. Не всегда видишь свои личные интересы
  • Научитесь контролировать свои эмоции.
  • Эффективное общение снижает вероятность ошибок и, в конечном счете, разрешает конфликты между сотрудниками на рабочем месте.


❮❮   Предыдущий Следующая   ❯❯

 

Похожие статьи

  • Межличностные отношения 9000 на рабочем месте
  • Важность межличностных отношений
  • Советы по улучшению межличностных отношений
  • Развитие межличностных отношений
  • Теории межличностных отношений

Просмотреть все статьи


Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты.

Добавить комментарий