Какие могут быть взаимоотношения в семье: Отношения в семье, какие могут быть – характеристика. Виды взаимоотношений в семьях

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» — эта фраза из романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Однако здесь имелся в виду некий внешний наблюдатель, которому доступно сравнение и возможность заключения о том, похожи или непохожи семьи друг на друга, счастливы или несчастливы члены семейства. Между тем субъективно сама семья не может себя считать похожей на какие-либо другие семьи и переживает свою исключительность и неповторимость как само собой разумеющийся факт. Самое счастливое семейство и самое несчастное образуют невоспроизводимую в других семьях конфигурацию взаимоотношений его членов. Один или два ребенка, мать, отец, бабушка, дедушка (а в наше время нередко и прабабушка и прадедушка) дают такое сочетание индивидуально своеобразных особенностей, вероятность возникновения которых где-либо еще ничтожно мала.

В этом обстоятельстве коренятся многие трудности разработки методики семейного воспитания, невозможность прописать какие-либо расхожие рецепты для создания семейного благополучия. Сколько семей — столько и особенностей воспитания, неизбежно порождаемых специфической социально-психологической обстановкой и взаимоотношениями в них. Здесь нет лиц, которых можно было бы игнорировать и не принимать во внимание при решении воспитательных задач и чья позиция — позитивная или негативная, активная или пассивная — не трансформировала бы семейные отношения, а следовательно, не оказывала бы влияние на эффект воспитания.

Исключительна по своей важности роль, которую играют мать и отец в системе семейных взаимоотношений и тем самым в воспитании ребенка. Именно они — центральные фигуры «родительской педагогики». Гораздо более скромная роль отводится, например, бабушке. Между тем, если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то выдвижение самого старшего поколения на авансцену семейной педагогики имеет серьезные предпосылки для эффективности воспитания ребенка. Самое старшее поколение обеспечивает необходимый для детей эмоциональный комфорт, на что у отца и матери часто не хватает ни сил, ни времени. Семьи, где рядом с ребенком нет ни бабушки, ни деда, являются менее благоприятными для организации воспитания личности ребенка и полноценного удовлетворения его потребностей.

Многоступенчатая возрастная структура современной семьи. В ряде регионов страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определялась порядком рождения, пришла семья, в которой один или двое детей и где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка, а следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, по всей вероятности, еще долго не будет хватать. Если не говорить о системе общественного воспитания, то надежды молодой семьи фокусируются на воспитательных возможностях не только матери, но и бабушки, которая именно в это время вступает в пенсионный возраст. Однако появление бабушки в семье (она же свекровь или теща) существенно трансформирует всю систему семейных отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Если с молодыми супругами живет бабушка, то в семье складывается трехступенчатая возрастная структура, имеющая свою психологическую характеристику. Известно, что добиться должного взаимопонимания родителям и детям не просто — сказывается принадлежность к разным поколениям. Здесь же в семье представлено еще одно поколение, представитель которого может, к примеру, весьма скептически относиться к воспитателям, представляющим второе поколение («А ты-то сам был хорош в эти годы…»), и попустительствовать третьему («Подумаешь, двойку схватил! Не плакать же. Исправишь послезавтра…»). Замечено, что строгая к детям мать, становясь бабушкой, нередко, к их удивлению, совсем по-другому относится к внукам. Им сходит с рук такое, что она никогда бы не разрешила детям.

Эта позиция зачастую определяет психологическую ситуацию взаимоотношений трех поколений. Осознанно и неосознанно старшее поколение иной раз не позволяет себе задуматься над тем, какими внуки станут, повзрослев («Доживу я до этого времени или не доживу — неизвестно…»), и стараются ничем не замутить ту радость, которую они могут именно сейчас, а не когда-нибудь в будущем, дать детям. Случается, что родители говорят «нет», исходя из понимания очевидной вредности вседозволенности и отчетливо иди смутно предвидя ее отдаленные последствия, а бабушка или дедушка говорят «да», принимая во внимание сиюминутные интересы ребенка. Подобная контраверза отнюдь не является неизбежной для трехступенчатой семьи (или четырехступенчатой, где этот процесс особенно обостряется на уровне включения в него прабабушек и прадедушек). Есть, разумеется, немало семейств, где позиции отца или матери полностью совпадают с мнением деда и бабушки и где воспитательная тактика не подрывается внутренними семейными противоречиями. Вместе с тем тенденцию к определенному ослаблению требовательности к детям со стороны самого старшего поколения нельзя не заметить.

С этим обстоятельством необходимо считаться родителям, даже если им что-то не нравится в отношении самых старших членов семейства к самым младшим. Ласковая доброта бабушки уравновешивает возможную строгость родителей и способствует гармонизации семейных отношений. В случае обсуждения случившегося проступка ребенок получает «адвоката» — им становится, очевидно, бабушка — в том случае, разумеется, если родители берут на себя роль «прокурора».

Однако не следует делать вывод, что всякое попустительское отношение самых старших в семье может быть оправдано. Семейные отношения — это система взаимных требований и ожиданий, и эти требования и ожидания оказываются ориентированными во всех направлениях — и сверху вниз по возрастной лестнице и снизу вверх. Дедушки и бабушки имеют все права предъявлять требования к своим детям по поводу воспитания внуков, но и те в корректной форме могут и должны заявить о своих требованиях и настаивать на единой линии в воспитании, разумеется, не делая детей свидетелями существующих разногласий и обсуждений.

Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будет гармоническое сочетание психологических особенностей всех поколений и они в меру своих сил и возможностей смогут осуществлять свою основную и важнейшую задачу формирования личности детей, сохраняя вместе с тем активную позицию в других сферах жизнедеятельности.

Типы семейных взаимоотношений. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Эта система может быть упорядоченной, более или менее стройной в одном случае и лишенной организующего начала в другом.

У одних родителей требования, которые они предъявляют ребенку, соответствуют тому, что ждут от него педагоги, у других система дошкольного воспитания во многом противоречит принципам, утверждающимся в школе. Ребенок или подросток, сталкиваясь с противоположными требованиями, переживает эти противоречия, не может определить своей жизненной позиции, развитие его личности деформируется.

Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирования его личности. Трудно предсказать судьбу молодого человека, оказавшегося жертвой подобной воспитательной системы. Может быть, вырастет подхалим, приспособленец, трус, может — циник, хам, деспот. Может, и выправится под влиянием каких-либо внесемейных воздействий. Но, безусловно, какие бы цели воспитания ни преследовали родители, придерживающиеся тактики диктата, они не будут достигнуты — из их сына или дочери получится то, что они никак не ожидали.

Опека в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

По сути, диктат и опека родителей — явления одного порядка. Различия в форме? а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека — заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Возникающий еще в раннем детстве импульс «Я сам» уступает место вялому безразличию «пусть мама или папа сделают, решат, помогут». Иногда возможен «диктат снизу» — деспотизм ребенка в позиции маленького «божка». Однако опека вовсе не обязательно порождает крайности деспотического поведения детей. Если родители не теряют чувства собственного достоинства и умеют заставить себя уважать, этого может и не быть. Правда, и в этом случае негативные последствия опеки как тактики семейного воспитания обязательно скажутся. Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Опека как воспитательная тактика — откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого прежде всего ограждают от усилий и ответственности.

Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы их ребенка не коснулись какие-либо житейские трудности, берут на себя бесперспективный труд дублирования всего, что положено делать именно ему, а не кому-либо иному. Они, по существу, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома, оказывая ему, в конечном счете, дурную услугу. Именно поэтому в лагере труда и отдыха, в туристских походах, а со временем и в армии дети, сформированные в условиях атмосферы опеки, оказываются самыми неприспособленными, субъективно и объективно неблагополучными, неспособными к личной и коллективной ответственности.

Вместе с тем по данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, и жаловаться не на что, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

Как свидетельствуют данные возрастной психологии, центральным новообразованием в подростковом возрасте становится формирующееся «чувство взрослости», стремление если не быть, то во всяком случае считаться взрослым. Возникающая жизненная позиция подростка, который всячески стремится утвердить свою независимость, вступает в противоречие с повседневной опекой, и это становится почвой, порождающей конфликты и протест. Бунт против навязчивой опеки отца и матери по своим последствиям мало чем отличается от борьбы против родительского жесткого диктата. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости, отстранения и отчуждения до грубого, безжалостного отпора. Она зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и характера реакции родителей на складывающуюся ситуацию.

Подобный конфликт не возникает в семьях, где, не отказываясь от контроля, без которого немыслимо воспитание человека, родители сводят опеку до разумного минимума еще с раннего детства их ребенка. Удерживая «стратегические высоты» семейной морали, заботясь, чтобы ребенок не рос иждивенцем, включался в посильную для него трудовую деятельность, чтобы он выполнял свой общественный долг, хорошо учился в школе, родители вместе с тем предоставляют ему максимальную самостоятельность в решении постоянно возникающих тактических задач, вмешиваясь лишь тогда, когда не вмешаться невозможно, а не по каждому поводу и случаю. Если опека, которая представляет собой форму определенной активности родителей в системе семейных отношений, приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности, то она принесет только пользу как детям, так и взрослым.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом демаркационную линию.

Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, которые уклоняются от активного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка или подростка, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществованием с ним. Однако став на путь формирования индивидуалиста, родители пожинают и плоды индивидуализма. Тогда семья как центр притяжения, как своего рода эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды оказываются закрытыми для него. Но при этом рано или поздно наступает критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы. Убедившись в его неспособности ко всему этому, родители сетуют по поводу несостоятельности юноши как сына, девушки как дочери. Между тем в этом случае им необходимо отдавать себе отчет в том, что эта несостоятельность — результат сложившейся системы семейных отношений.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованностъ межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Именно в ситуации сотрудничества преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Сотрудничество — это способ организации связей и взаимодействия старшего и младшего поколений в семье, который для осуществления целей нравственно оправданного воспитания является оптимальным в противоположность диктату, опеке и «невмешательству».

Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится к ориентировке лишь на участие детей в домашнем труде (посильная уборка, закупка продуктов, мытье посуды, уход за младшими братьями и сестрами и т.п.), хотя это и существенная сторона совместной деятельности взрослых и детей. Значение ее необычайно возрастает в сельской местности, где дети сплошь и рядом ответственные помощники родителей во многих видах трудовой деятельности. Но существенна и другая сторона сотрудничества поколений в семье.

Общество предъявляет высокие требования к каждому его члену — и к взрослому, и к ребенку. Этот набор требований зафиксирован в социальных и производственных нормах, правилах поведения, нравственных критериях и т.д. Социальная оценка человека — независимо от его возраста определяется тем, насколько он этим критериям, правилам и нормам соответствует, эти обязательства выполняет. И здесь открывается еще один аспект сотрудничества детей и родителей — «соучаствование» (или внутригрупповая идентификация), который цементирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться — форма проявления соучаствовать и свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке. Гармония семейных отношений предполагает взаимность в проявлении соучаствования. Конечно, родители, предлагая сотрудничество и поддержку в делах ребенку (помогая ему учиться, обучая трудовым и спортивным навыкам, входя в его обстоятельства и т.п.), обнаруживают «соучаствование». Вместе с тем необходимо специально выделить задачу формирования ответного соучаствования ребенка.

Жизнь взрослого человека изобилует сложными, трудными, иногда драматическими ситуациями. Для того чтобы повысить сплоченность семьи, нельзя ограждать подростка и даже детей младшего возраста от горестей и радостей взрослого человека. Необходимо сделать его не только свидетелем преодоления трудностей, но и прямым соучастником этого процесса. Причем идти на это надо как можно раньше, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения.

Если в семье возникла тревожная ситуация (например, отцу предстоит подвергнуться серьезной хирургической операции), зачастую возникает вопрос: должен ли сын знать о мере опасности, не травмирует ли это его. Безусловно — должен знать. Следует найти необходимые слова, не запугивать, не сгущать краски, обязательно поделиться надеждами на благополучный исход, но ни в коем случае не оставлять его в неведении. Ребенок будет волноваться, окажется огорчен, но это не должно останавливать — он член семьи, со всеми правами и обязанностями. Совместные переживания, радости, горе, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее основы. Таким образом завязывается соучаствование, без которого немыслимо сотрудничество поколений.

Семья, три-четыре человека, соединенные родственными связями, могут стать, а могут и не стать коллективом в зависимости от того, какой характер приобретут межличностные отношения. Будет ли это диктат, опека или безразличное сосуществование или же, напротив, сотрудничество, порождающее соучаствование, внутригрупповую идентификацию. Последняя в равной мере предполагает отказ от всепрощения и жертвенности и от эгоистического потребительского отношения к ребенку. При этом имеется в вину действенная забота о детях, о их благе и в то же время предъявление им требований, которые родители предъявляли бы себе, находясь на их месте. Исходить из единой нравственной нормы (к себе, как к другому, к другому — как к себе) и дома, и на работе, — тип отношений, который в наибольшей степени отвечает истинной гуманности.

Одной из наиболее существенных примет такой семьи выступает ее сплоченность как проявление ценностно’-ориентационного единства.

В семье необязательно согласие в оценке кинофильма, достоинства той или иной футбольной команды, прически дочери, нового костюма отца и т.п. Однако если нет согласия в оценке того, как надо отдыхать, как относиться к деньгам, какие знакомства неподходящие, а какие приемлемые и т.д., то это свидетельствует об отсутствии ценностно-ориентационного единства. Совершенно недопустимо, если между взрослыми существуют постоянные разногласия в оценке поступков детей в тех или иных педагогических ситуациях. Ребенок легко улавливает наличие рассогласования позиций взрослых по поводу его поступков, даже если они не приобретают характер прямых пререканий в его присутствии, и, как правило, использует это в своих интересах, что может вести как к нарушению семейной сплоченности, так и к деформации личности ребенка.

Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, приобретающее характер ценностно-ориентационного единства, — важнейший принцип воспитания в семье.

Важная примета благоприятных отношений в семье — адекватная атрибуция (приписывание, адресование) ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи, как взрослых, так и детей. При успехе или неудаче в совместной деятельности обычно трудно определить долю заслуг или ответственности каждого, нелегко точно зафиксировать, чьи действия привели к удаче или неудаче. Для выявления характера семейных взаимоотношений важно выявить, как возлагается ответственность за неудачу, берет ли член семьи ее на себя или приписывает ее, как правило, другому. Столь же показательна ситуация успеха. Хотя меру вклада каждого в ситуацию, увенчавшуюся успехом, определить тоже нелегко, но в хорошем коллективе скорее припишут успех другому, чем назовут его своим и только своим.

Адекватная атрибуция ответственности — не только признак благоприятного психологического климата семьи, но и условие совместимости ее членов. Если люди неспособны справедливо оценить вклад каждого в совместную деятельность, это неизбежно ведет к конфликту, расшатывает устои сплоченности семьи. Сказанное в равной мере относится к любому из ее членов, и, к старшим, и к младшим.

Для семьи необходима не только объективность при возложении ответственности по поводу уже свершившихся дел, но и справедливость при распределении повседневных обязанностей.

О семейном содружестве нельзя говорить всерьез, если после работы муж смотрит телевизор, а жена на кухне отрабатывает вторую рабочую смену. Антипедагогические эффекты этой несправедливости весьма значительны, если учесть, что дети не могут всего этого не замечать.

Справедливость и взаимозаменяемость при распределении домашних обязанностей являются законом для каждого члена семьи. Конечно, приходится считаться с исторически сложившимся разделением «домашних ролей». Женщине, которая не была освобождена от изнурительной работы в поле, приходилось готовить пищу, поддерживать чистоту в доме, нянчить детей. Но и у мужчины в прошлом был свой круг обязанностей в семье — напилить и нарубить дров, привезти их из леса, починить ребятам сапоги, подшить валенки, поправить сбрую лошади, проконопатить бочку и т.д. Увеличение объема работы женщины (на предприятии, в учреждении и дома) и сокращение ее для мужчины может существенно нарушить равновесие в правах и обязанностях членов семьи и выступить основанием внутрисемейной конфликтности. Если обязанности распределены между всеми, в том числе и детьми, семья осознает себя коллективом. При этом выигрывают все — у женщины нет основания для раздражения и обиды, а мужчина сохраняет уважение близких как надежный товарищ в пока еще нелегком домашнем труде. Для детей обоего пола с этого начинается трудовое воспитание — они находят свое место в общем, деле и обретают необходимые образцы реальной сплоченности и сотрудничества.

Наблюдения показывают, что для некоторых семей характерна заведомо альтруистическая позиция по отношению к ребенку (все для детей, ничего для себя), для других эгоистическая — она встречается реже, — которая проявляется в завуалированной форме, к примеру, в насильственном обучении ребенка игре на скрипке или на фортепьяно безотносительно к его способностям и при игнорировании откровенной неприязни, которую он питает к этому занятию. Престижные соображения родителей, пренебрежение к личности ребенка свидетельствует об эгоизме родителей, какие бы высокие мотивы они себе ни приписывали.

Очевидно, что родительский эгоизм как психологическая основа воспитания в семье неприемлем, но семейный коллектив не может быть сплочен и на основе чистого альтруизма родителей. Ребенок, которому отец или мать «отдают себя без остатка», легко приучается потреблять плоды родительской жертвенности. В том случае, если он почему-либо оказывается даже частично их лишен, он выражает недовольство по поводу «эгоизма» родителей. Именно родители, которые ведут себя как убежденные альтруисты, зачастую рассматриваются их детьми как черствые эгоисты, утаивающие что-то из жизненных благ, которые дети привыкли безвозмездно употреблять лично для себя. Ребенок начинает неосознанно придерживаться иждивенческого принципа: «Эгоист — это человек, который заботится о себе больше, чем обо мне».

Для дружной семьи кажущаяся единственно возможной альтернатива «или эгоизм, или альтруизм» оказывается мнимой. Подлинную альтернативу как эгоизму, так и альтруизму в семье, как в любой другой группе высокого уровня развития, составляет внутригрупповая идентификация.

В семье складывается значительно более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную позицию. Другими словами, хочет или не хочет член семьи (отец, мать, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образцу («исполнения роли», к примеру, матери или сына). Если они замечают отклонения от образца ее исполнения, это может вызвать осуждение. От родителей окружающие ожидают доброты и снисходительности к детям, и соответствие этим ожиданиям социально одобряется. Однако «перебор» родительской ласки и всепрощения подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. Таким образом определяется «верхняя граница» ролевых ожиданий по отношению к материнской доброте. От родителей ожидают строгости и требовательности к их детям. Однако окружающие, как правило, не одобряют излишней муштры, «дерганья» ребенка по каждому поводу, тем более осуждают любые проявления жестокости. Так устанавливается «нижняя граница» ожиданий по отношению к требовательности родителей.

Таким образом, существует определенный диапазон, в котором «исполнение» роли родителей рассматривается как социально приемлемое. Перечень ролевых ожиданий, предъявляемых ребенку, связанных с послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т.д., чрезвычайно велик. Окружающие — не только в семье, но и вне ее постоянно дают понять ребенку или подростку, что он отвечает (или не отвечает) ролевым ожиданиям. Забота всех взрослых о строгом исполнении ребенком его социальной роли обусловлена исторически — на семью более и ранее, чем на какой-либо другой общественный институт, возлагалась функция социализации подрастающего поколения.

Однако нельзя ставить знак равенства между индивидом как «исполнителем роли» и индивидом как личностью. Соответствие социальным ожиданиям — это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности в любой группе семьи. «Роль» — это характеристика поведения человека, его соответствия социально одобряемому образцу. Личность же предполагает наличие внутренней позиции индивида по отношению не только к тем, кому приписываются определенные ожидания, но и к той роли, которую он выполняет, соответствуя этим ожиданиям. Личность — понятие бесконечно более богатое; чем функциональная роль, основывающаяся на принципах сотрудничества.

Семья предполагает относительную гармонизацию роли и личности родителей, во всяком случае отсутствие ярко выраженных противоречий между ними. Хотя ролевые предписания в большей или меньшей степени стандартизируют отношения людей, личность не вмещается в «прокрустово ложе» стандарта. Если отец, столкнувшись с огорчающим его фактом, к примеру, получения сыном трех неудовлетворительных отметок подряд, не использует отвечающие ролевым ожиданиям традиционные репрессивные меры, это вовсе не обязательно свидетельствует о дисгармонии роли и личности. Существует множество других способов реакции на возникшее у детей неблагополучие, более отвечающих особенностям его личности.

Специфика семьи не сводится, разумеется, ни к более жесткой, чем во многих других группах, ролевой структуре (каким ожиданиям должен отвечать, к примеру, профессиональный дипломат, знают немногие, какому образцу должно соответствовать поведение матери или дочери, знают все), ни к необходимому единству роли и личности ее исполнителя, ни к разумному и социально одобряемому разрешению «ролевых конфликтов» при столкновении ролевых позиций.

Существует и ряд других психологических особенностей семьи. Так, к числу наиболее для нее характерных относится специфически выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений, т.е. связи, которые объединяют семью в единое целое, являются по преимуществу эмоциональными. Само собой понятно, что эти связи между членами семьи опосредуются их деятельностью, задачами, ценностями. Однако именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное» отношение друг к другу — это особое качество настоящей семьи.



Гармоничные взаимоотношения в семье

Любая человеческая деятельность оценивается исходя из определенных нормативных принципов и идеалов. Воспитательная деятельность в семье также основывается на определенных нормах, однако в каждой семье придерживаются своих собственных принципов в зависимости от сложившихся семейных традиций, характеров родителей и детей.

В процессе создания каждой новой семьи происходит интеграция как минимум двух различных систем семейного воспитания, в результате чего формируется уникальная система семейного воспитания со всеми ее достоинствами и недостатками. В процесс воспитания детей помимо матери и отца могут включаться бабушки и дедушки, дяди и тети, другие близкие и дальние родственники. Каждый из них вносит свою лепту в формирование личности ребенка, поэтому очень важно, чтобы семейные отношения были гармоничными.

Для воспитания гармонично развитой личности необходимо достижение психологического комфорта в семейных отношениях, нравственного единения ребенка с родителями. Отношения, сложившиеся в семье с рождения малыша, должны быть стабильными на протяжении всей его жизни вместе с родителями. Это очень важно, поскольку конфликты и неустойчивые семейные отношения пагубно влияют на психику и общее моральное состояние ребенка. Для ребенка его семья является тем единственным коллективом, в котором его принимают таким, какой он есть, и которому он может откровенно, без утайки рассказывать обо всех своих проблемах.

Поэтому родители должны трезво оценивать и анализировать свои поступки и свое поведение по отношению к своему ребенку. В процессе семейного воспитания родители прибегают к различным средствам воздействия на ребенка, включая личный пример, контроль, поощрение и наказание. Все эти меры воздействия должны быть абсолютно адекватны поступкам ребенка, ни в коем случае нельзя поощрять или наказывать ребенка без причины. Любое воздействие на ребенка, как положительное, так и отрицательное вызывает соответствующую ответную реакцию с его стороны.

Для достижения полного взаимопонимания, что жизненно необходимо для достижения гармонии в семье, необходимо правильно организовать общение с ребенком в форме диалога. Основополагающим условием правильного диалога является стремление обоих сторон к общим целям, общность взглядов и интересов, стремление к совместным действиям. При этом взгляды и интересы могут не совпадать, главное, чтобы они не вступали в противоречие и не создавали конфликтных ситуаций.

Ребенок в семейном воспитательном процессе должен выступать не в качестве объекта воспитания, а в качестве союзника и единомышленника, а в некотором смысле даже в качестве главного его организатора и вдохновителя. Только абсолютное равноправие родителей и детей в решении спорных вопросов позволяет правильно организовать диалог и установить доверительные отношения. Равенство в диалоге основывается на том факте, что дети также оказывают воспитательное воздействие на своих родителей.

В своей работе Я. Корчак указывал на то, что родитель, взрослый, сформированный и неизменный, непременно поддается воспитывающему воздействию среды, окружения и детей.

Кроме диалога существует еще одно правило для организации семейного воспитательного процесса. Это правило на языке психологии звучит как принятие ребенка. Принятие это утверждение уникальности своего ребенка с его характером и поступками, в том числе и непохожести его на своих родителей. Ни в коем случае нельзя применять вынесение негативных оценок своему ребенку, поскольку такое отношение к себе отпугивает и отталкивает ребенка. Любая негативная оценка, какой бы справедливой она не была, глубоко проникает в душу ребенка и занижает его самооценку.

Подвергать критике можно только сам поступок ребенка, но не его самого. Ребенок должен быть уверен в любви родителей к себе независимо от его нынешних действий, успехов или неудач. Однако и захваливать детей ни за что также не следует, поскольку ребенок останавливается на достигнутом результате, и уже не хочет развиваться дальше. Принятие ребенка должно строиться на признании постоянного развития ребенка и оценке этого развития со стороны родителей.

Для оптимизации процесса семейного воспитания необходимо придерживаться следующих правил:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
    Находить время, чтобы пообщаться с ребенком;
    Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
    Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному, но менее опытному партнеру;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
  • 

    Крепкие семьи и здоровые отношения

    Здоровые отношения, основанные на любви, приверженности и взаимном уважении, служат основой крепких семей. Здоровый брак или отношения приносят удовлетворение и приносят пользу как партнерам, так и детям. Отношения требуют работы. Жизнь полна стрессов, и многие из нас имеют дело со смешанными семьями, что может потребовать дополнительного терпения и общения.

    Здоровые отношения предполагают постоянный рост и навыки эффективного общения и управления конфликтами. Эти навыки важны не только в парных отношениях, но и в отношениях между родителями и детьми и в других семейных отношениях. Они также переходят на работу и в общество.

    Проблема в том, что многие из нас не росли в семьях, где моделировались здоровые отношения. В результате мы часто шарим в этой области. На этой странице представлены советы и ресурсы, которые помогут вам укрепить свои навыки взаимоотношений и смоделировать навыки здоровых отношений для детей в вашей жизни. Здоровые родительские отношения создают прочную основу для реализации детьми своего истинного потенциала.

    Советы и передовой опыт

    • Работа над совершенствованием навыков взаимоотношений может быть сложной задачей . Отцы должны уметь успешно ориентироваться в различных типах отношений, в том числе в отношениях между супругом и партнером, родителем, родителем и ребенком, а также в отношениях на рабочем месте. Национальный ресурсный центр здорового брака и семьи предоставляет бесплатные публикации, подкасты и вебинары. Посетите эту страницу, чтобы найти больше информации о том, как вы можете работать над укреплением ваших отношений.
    • Узнайте об основных шагах, которые отцы могут предпринять, чтобы построить крепкие и здоровые отношения во взрослой жизни . Это, в свою очередь, положительно повлияет на то, какие отношения будут у их детей. Информационный лист «Здоровые отношения: избавление от прошлого» содержит информацию о построении отношений и включает дополнительные ресурсы по здоровым отношениям.
    • Организации, реализующие программы отцовства, часто проводят занятия по здоровому браку и отношениям, образовательные курсы . Найдите ближайшие к вам программы ответственного отцовства с помощью нашей карты программ ответственного отцовства и свяжитесь с ними, чтобы узнать, какие у них есть советы и программы.
    • Предпочитаете онлайн-поддержку? Бесплатный курс «Крепкие отношения: укрепление личного и семейного благополучия» охватывает ключевые аспекты здоровых отношений. В этом курсе семь глав: Забота о себе: быть физически и психически здоровым; Знакомство с партнерами; Воспитание отношений; Демонстрация любви и уважения; Развитие и поддержание дружбы; Работа с различиями здоровыми способами и участие в позитивной социальной сети.

    Четыре вещи, которым нужно научить своих детей о любви


    Любовь между двумя людьми также может быть очень сильной. Построение долгосрочных отношений может оказать очень много положительного влияния на чью-то жизнь. Частью удовольствия от долгосрочных отношений (любых) является совместный рост благодаря общему опыту, страданию от трудностей и горя и переживанию радости встреч на вершине горы. Преодоление трудностей совместной жизни в качестве пары требует от нас долгосрочного взгляда на любовь и брак. Если мы не будем смотреть на картину в целом, нас будут отвлекать все мелкие несущественные и неудобные проблемы, возникающие в жизни.

    Они отвлекают нас от более широкого видения того, что важно.

    Любовь — это сильное чувство, связывающее родителя с ребенком и одного взрослого с другим. Научить ребенка любить — один из самых важных уроков, который может преподать родитель. Этот ресурс предлагает четыре вещи, которые помогут научить ваших детей ценить любовь.

    Подробнее

    Часто задаваемые вопросы

    Как узнать, нахожусь ли я в безопасных и здоровых отношениях?

    Каждый заслуживает безопасных и здоровых отношений. Вы знаете, здоровы ли ваши отношения? Чтобы узнать это, пройдите тест «Являюсь ли я хорошим партнером». Викторина также предлагает подсказки, основанные на вашем счете.

    Что нужно для здоровых отношений?

    Здоровые отношения могут быть похожи на пирог, но они не всегда бывают простыми. Посмотрите это веселое видео, чтобы узнать, какие ингредиенты вам нужны, чтобы сделать ваши отношения здоровыми и крепкими!

    Как урегулировать конфликт, не нарушая отношения?

    Отношения могут быть сложными. Различия в стилях воспитания, культурном происхождении, привычках расходов и множестве других вопросов могут привести к разногласиям. Умение разрешать разногласия уважительным образом позволяет нам не соглашаться, сохраняя отношения. Распознавание здоровых и нездоровых стилей управления конфликтами также может защитить нас от потенциально вредных отношений с высоким уровнем конфликтов. Тест «10 правил конструктивного конфликта» может помочь вам понять, какие навыки вам следует развить, чтобы более эффективно справляться с конфликтами.
     

    Как мне ориентироваться в совместном воспитании детей в смешанной семье?

    Дети в смешанных семьях могут иметь одного или обоих биологических родителей как часть своей жизни, даже если их основной уход является обязанностью другого родственника или не родственника. В результате у ребенка может быть несколько фигур отца или матери, и важно признать, что все эти взрослые являются родителями. Поощрение развития навыков здоровых отношений и здорового воспитания для всех лиц, которые помогают в уходе за детьми, может помочь смешанным семьям испытывать меньше конфликтов. Узнайте больше о том, как стать одной большой счастливой «смешанной семьей»: советы, которые помогут отцам стать со-родителями эффективно. Кроме того, посетите страницу NRFC о совместном воспитании отцов.

    Bot Dad Joke Bot

    Хотите услышать шутку папы?

    Семейные отношения: возраст 0–2 года

    Первые отношения ребенка, как правило, связаны с членами семьи, которым младенец выражает ряд эмоций (и наоборот). Если социальная и эмоциональная связь между младенцем и семьей в чем-то нарушена, ребенок может никогда не развить доверие, самоконтроль или эмоциональное мышление, необходимые для эффективного функционирования в мире. Качество отношений между ребенком и родителями, особенно в возрасте от 6 до 18 месяцев, по-видимому, определяет качество последующих отношений ребенка.

    Если физический контакт между младенцем и родителями так важен для эмоционального здоровья младенца, а также важен для родителей, большинство экспертов рекомендуют, чтобы физический контакт происходил как можно скорее после родов.

    Младенцы, получающие непосредственный материнский контакт, по-видимому, плачут меньше и чувствуют себя более счастливыми и в большей безопасности, чем младенцы, не получающие непосредственного материнского контакта. К счастью, младенцы, разлученные с родителями при рождении, не обязательно обречены на жизнь с психическими расстройствами. Немедленная связь является оптимальной, но младенцы и родители могут позже компенсировать первоначальную разлуку.

    Приложение

    Привязанность — это процесс, посредством которого один человек ищет близости с другим человеком. В отношениях родителей и детей привязанность, как правило, взаимна и обоюдна. Младенец смотрит и улыбается родителям, которые смотрят и улыбаются на младенца. Действительно, общение между ребенком и родителями на этом уровне является базовым, но оно также глубоко. Психолог Джон Боулби предполагает, что младенцы рождаются запрограммированными на определенное поведение, которое гарантирует связь с теми, кто за ними ухаживает.

    Плач, цепляние, улыбка и воркование младенцев предназначены для того, чтобы побуждать родителей кормить, держать, обнимать и издавать звуки. Родители могут помочь внушить доверие своим младенцам, поскольку их маленькие дети формируют привязанности. Зрительный контакт, прикосновение и своевременное кормление, пожалуй, самые важные способы. Эти действия, конечно, также являются выражением любви и привязанности родителей к своим детям.

    Привязанность занимает центральное место в человеческом существовании, но так же важны разлука и утрата. В конечном итоге отношения в конечном итоге прерываются или распадаются сами по себе. Дети должны усвоить, что ничто человеческое не является постоянным, хотя усвоить эту концепцию непросто. Дети в возрасте от 7 до 24 месяцев испытывают

    тревогу разлуки, или стресс при мысли о том, что их оставят одних в незнакомом месте. С тревогой разлуки связана тревога незнакомца, или дистресс в присутствии незнакомых людей. Тревога разлуки и незнакомцев — явные индикаторы процесса привязанности, поскольку теперь ребенок может различать знакомые и незнакомые стимулы. Дети без множественные привязанности (отсутствие отношений с людьми, кроме основных опекунов), по-видимому, более склонны к разлуке и беспокойству о незнакомцах.

    Согласно Боулби, дети, разлученные со своими родителями, проходят три стадии: протест, отчаяние и отстраненность. Сначала отказавшись принять разлуку, а затем потеряв надежду, ребенок, наконец, принимает разлуку и начинает реагировать на внимание новых опекунов.

    Социальная депривация, или отсутствие привязанности оказывает глубоко негативное воздействие на детей. Например, дети, помещенные в специальные учреждения без близких или постоянных привязанностей в течение длительного периода времени, демонстрируют патологические уровни депрессии, замкнутости, апатии и беспокойства.

    Воспитание

    Культурные и общественные стандарты, социальная среда и поведение их детей определяют методы воспитания детей родителями.

    Следовательно, разные родители имеют разные представления о воспитании своих детей; различия видны в их методах общения или даже в их решениях о помещении своих детей в детский сад.

    Удовлетворение потребностей младенца посредством игры, вокализации, кормления и прикосновения, безусловно, важно для его психосоциального развития. На самом деле дети, которые демонстрируют сильную привязанность, как правило, имеют очень отзывчивых матерей. Но это важное проявление сильной привязанности не всегда означает, что лица, осуществляющие уход, должны реагировать на все, что делают младенцы. Дети должны усвоить, что все потребности не могут быть полностью удовлетворены постоянно. Большинство опекунов реагируют на своих младенцев большую часть, но не 100 процентов времени. Проблемы, кажется, возникают только тогда, когда основные опекуны реагируют на младенцев менее чем в 25 процентах случаев. Дети невосприимчивых матерей, как правило, ненадежно привязаны, что может одновременно привести к чрезмерной зависимости и неприятию авторитетных фигур в более позднем взрослом возрасте.

    Крепкое общение между родителями и детьми приводит к сильным привязанностям и отношениям.

    Взаимность, или синхронное (туда и обратно) взаимодействие, особенно в течение первых нескольких месяцев, предсказывает безопасные отношения между родителями и младенцами. Взаимное поведение включает в себя поочередное приближение и удаление, взгляды и прикосновения, а также «разговор» друг с другом. Однако младенцы могут сопротивляться взаимности при чрезмерной стимуляции. Сопротивляющее поведение в таких случаях включает отворачивание, закрытие глаз, покачивание и плач. На втором году взаимное поведение, такое как чередование, обмен и имитация, предопределяет более позднее просоциальное поведение. Вскоре после этого дети узнают более сложные правила социального взаимодействия — как приглашать других играть в игры, как следовать правилам, как сотрудничать и как делиться игрушками.

    Поскольку первые несколько месяцев и лет жизни очень важны для будущего психосоциального развития детей, некоторые родители беспокоятся о необходимости отдавать своих младенцев и малышей в детские сады и дошкольные учреждения.

    Добавить комментарий