Межличностные отношения это в психологии: Межличностные отношения — Психологос

Психология межличностных отношений

Учебная литература по юридической психологии


 

Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник
СПб., 2001.

 


ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

§ 3. Психология межличностных отношений

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция – социальная обусловленность восприятия социальных объектов – людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attributio – придаю, наделяю) – субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости – отрицательные установки.

Воспринимаемый социальный объект также не пассивен – он стремится создать определенное впечатление, формирует свой определенный образ – имидж, отражающий социальные ожидания определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков («эффект положительного ореола») Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция («эффект отрицательного ореола»).

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин неидентичны. Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины – в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления. Там, где женщины видят возмущение, мужчины усматривают решительность.

Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам, видение мира им более дифференцирование. Ограниченные индивиды примитивизируют социальные объекты.

Во взаимодействии людей проявляются не только оценочная система личностей, но и тип их интеллекта. Так, эмпирический тип жестко привязан к частностям, деталям, он с большим трудом усваивает системную организацию явлений, их разноплановость и динамичность. Мотивы поведения других людей он склонен примитивизировать. Абстрактный тип склонен к отвлечению от частностей.

Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника.

Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника – за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного.

Соответствующие схемы использования внешних сигналов существуют во всех межролевых отношениях. В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание – чувство досады, разочарования и неприязни.

Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Многие из них предпочитают реагировать на изменения в социальной среде привычным образом, доверяясь своим установкам. В опытах А. А. Бодалева одна и та же фотография человека вызывала диаметрально противоположные предположения о его нравственно-психологических качествах в зависимости от предварительной ориентации испытуемых в отношении социального статуса человека[1].

Социальная перцепция подвержена стереотипизации. Расхожие штампы часто деформируют восприятие человека человеком, ведут к неадекватным интерпретациям.

На основе взаимооценок у людей формируются соответствующие социальные эмоции – чувства. Возникает явление аттракции (от англ. attract – привлекать, притягивать) – эмоциональная насыщенность межличностных отношений. У каждого человека имеется своя мотивационная система, определяющая его предпочтение в межличностных отношениях. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям. В диффузных сообществах люди выражают предпочтение в зависимости от внешнеэмоциональных проявлений партнеров по общению. Устойчивая совместная деятельность вызывает переориентацию отношений в зависимости от моральных и деловых качеств партнера.

Субъективно обусловленные отношения возникают между представителями различных этнических групп (межэтнические отношения). В зависимости от культурно-бытовых условий жизни, актуализированных интересов эти отношения могут быть дружественными, нейтральными или конфликтными. Существенное значение приобретают исторически сложившиеся стереотипы, установки и предрассудки, сформированные в процессе социализации индивида.

Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют.

Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не «дать отпор». На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и «пробные шары» – поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

Около 70% информации о партнерах по общению человек получает по внешним, непосредственно наблюдаемым особенностям их поведения: по мимическим, пантомимическим, темпоритмическим, вокально-интонационным характеристикам. И далеко не все преуспевают в «чтении» других людей.

Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Но информационно закрытый тип, человек с «непроницаемым лицом» обычно производит неприятное впечатление.

Особой сферой коммуникативного поведения является общение человека с самим собой – аутокоммуникация. В общении человека с самим собой объективное, социальное взаимодействует с субъективным, происходит противоборство между различными личностными инстанциями: человек может «взять себя в руки» или подчиниться страстям и влечениям. В любом случае он получает у самого себя санкцию на соответствующее поведение. И техника его поведения всегда соответствует одобряемому им содержанию. Человеческое поведение можно сравнить со звучанием большого оркестра – в его поведении участвует множество инструментов, но все они играют ту музыку, которая нужна данному индивиду.

Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей – отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Определенные впечатления формируются на основе внешнего выражения человеком своих эмоций (поза, мимика, экспрессия движений), однако и здесь следует опасаться поспешных суждений. Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски.

Часто общение между близкими людьми более затруднительно, чем общение с людьми малознакомыми. Это объясняется тем, что чем лучше мы знаем человека, тем больше мы знаем то, что неприемлемо им. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность – основа долговечного единения.

Каждый человек имеет свои масштабы измерения других людей.

Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению – возникает явление социальной рефлексии. Люди заботятся о том, чтобы их образ занял достойное место во внутреннем мире тех, с кем они активно взаимодействуют. И когда Иванов беседует с Петровым, то в этой обстановке витают тени восьми человек: № 1 – Иванов, каким он является в действительности, № 2 – Иванов, каким он сам себя представляет, № 3 – Иванов, каким его воспринимает Петров, № 4 – Иванов, каким он представляет свой образ в сознании Петрова, № 5 – Петров, каким он является в действительности, № 6 – Петров, каким он представляет себя, № 7 – Петров, каким он воспринимает Иванова, № 8 – Петров, каким он представляет свой образ в сознании Иванова.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще – из-за неправильной интерпретации мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных предвзятых оценок.

В процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к «поглаживанию», по выражению Эрика Берна, считающего эти «поглаживания» единицей социального действия.[2] При этом они прибегают к типичным для них схемам общения: занимают позицию «родителя», «взрослого» или «ребенка»‘. Занимая позицию «родителя», люди имитируют схемы поведения, усвоенные ими от родителей. Но в каждом человеке проявляется и определенная мера детскости, ребячливости. Адекватное поведение – поведение по типу «взрослого». В ситуациях повышенной ответственности «взрослый» должен контролировать и «родителя», и «ребенка».

Продуктивное деловое общение происходит в тех случаях, когда общение осуществляется в однотипной поведенческой схеме (например, «взрослый» – «взрослый»). Реализация межличностных отношений предполагает ожидаемую реакцию. Она становится, в свою очередь, стимулом для дальнейшего общения. Если же стимул изначально рассчитан на адекватную схему поведения партнера, а в действительности реакция осуществляется по перекрестной схеме (например, «родитель» – «взрослый» или «взрослый» – «ребенок»), то в общении возникают конфликты.

У разных индивидов отмечается склонность к излюбленным темам общения. Это и создает основу установления с ними психологического контакта. В процессе же общения необходимо учитывать тип личности, ее экстраверсированность или интроверсированность – обращенность к широкому полю действительности или пристрастность к углубленному анализу отдельных ее проявлений. Существенны также установки и ролевые позиции общающихся.

Жизненные позиции индивида зависят от его прошлого, автобиографических событий, личностно компенсаторных тенденций. Эти позиции ревниво охраняются, утверждаются и отстаиваются. Многих людей обуревает жажда признания и возвышения. (Всевозможные церемонии и ритуалы есть не что иное, как исторически выработанные «поглаживания». При этом нередко происходит скрытая трансакция – внешние действия маскируют подлинные цели общения.) Зная слабости друг друга, партнеры общения используют различные «приманки», «рычаги», обеспечивающие желаемые ответные реакции. Возможны, конечно, и варианты искренних, бескорыстных межличностных отношений, отношений двусторонней близости, доверительности. Однако часто в общении имеют место элементы противоборства. Немало и таких людей, которые живут с чувством повышенной тревожности, подозрительности. Каждый человек живет по своему сценарию, реализует свою жизненную стратегию.

Человека уже в детстве подстерегают различные «демоны», способные навязать ему тот или иной жизненный шаблон. «Демон» обычно впервые появляется у высокого детского стульчика, когда малыш швыряет на пол еду и ждет, что станут делать его родители. Если они воспринимают это терпимо, то позже скорее всего появится озорной ребенок. Если же малыша за это наказывают, бьют, то он мрачно затаится в себе, готовый когда-нибудь неожиданно швырнуть с размаху всю свою жизнь, как когда-то в детстве швырял тарелки с едой[3]. Злыми и добрыми, трусливыми и смелыми, искренними и лживыми люди становятся в результате условий их социального взаимодействия.

Хорошее общение – не общение по сценарию, а творческое, эмоциональное и социально значимое взаимодействие людей. Развитая личность не обременена заранее сформированными сценариями. Социализация личности предполагает овладение ею адекватными средствами социальной коммуникации. Мысли и речь человека, его интонации, мимические выражения должны соответствовать целям общения. Человек должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Никакая маска не может закрыть всего человека: его истинная сущность обречена на самовыражение. Перед разными людьми индивид предстает с разными своими возможностями. В каждом акте общения мы видим лишь часть личности и не всегда наиболее существенную.

Не все люди могут полностью использовать в общении внутренний потенциал. Нередко в общении проявляется лишь «периферия» личности. Контакты между людьми часто поверхностны – большинство людей предпочитает дистанционные взаимоотношения. Немногие способны на глубинные человеческие контакты. Особенно вредят подлинному психическому контакту всевозможные формальные контактные манипуляции. Подлинный контакт невозможен без искренности, эмоциональной синтонности и даже снисходительности к акцентуациям отдельных индивидов. Но следует избегать и беспринципного соглашательства, конформности.

Каждый человек ограничен в понимании другого человека особенностями своего ума и житейских представлений. Существует тенденция приписывать другим собственные качества и особенности. Люди мало восприимчивы к тому, что противоречит их установкам и интересам. Истинное лицо человека часто проявляется в мелочах и очень ответственных ситуациях. Человек усиленно защищает свои «слабые места».

В межличностных отношениях могут, конечно, возникать и искреннее доверие, и дружба, и любовь. Дружба возникает на основе ценностно-ориентационного единства – совпадения позиций и оценок, общего миропонимания. В дружбе удовлетворяется потребность человека в интимных отношениях, признании его самоценности. В юности и ранней взрослости она более эмоционально насыщена. В последующие возрастные периоды она остается фактором социальной стабильности и защищенности. В дружественных отношениях люди как бы формируют эталон межличностных отношений, переводят их на высоконравственную основу.

Любовь – высшая степень эмоционально положительного отношения к лицу на основе предельно высокой оценки его социальных и физиологических достоинств, влечения к нему, стремления стать для него личностно наиболее значимым. Любовь характеризуется страстностью – сильным и стойким чувством, доминирующим в психике человека, объединяющим все его помыслы и побуждения. Рационально-волевая деятельность индивида при этом нередко поглощается подсознательно-эмоциональной доминантой. Будучи глубоко интимным чувством, любовь порождает претенциозность – требует ответного чувства и нередко сопровождается мучительным чувством ревности. Социальное начало в любви интегрируется с биологическими потребностями индивида.

Психологические особенности поведения мужчин и женщин, психология их взаимоотношений в отечественной психологии остаются пока малоразработанными. В зарубежной психологии большую известность приобрела книга Отто Вейнингера «Пол и характер». Не разделяя полностью его взгляды, приведем некоторые из них. Основной закон полового притяжения, по Вейнингеру, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина – «М» и совершенная женщина – «Ж», хотя бы и разделенные в двух индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Сумма «М» и «Ж» в привлекающих друг друга существах всегда одинакова – такова сущность закона половых дополнений. Характер индивида, – полагает Вейнингер, – не должен определяться как мужской или женский. Вопрос следует ставить так: сколько мужчины и сколько женщины в данном человеке? В каждом индивиде есть своя норма распределенности мужского и женского начала. Чем более женщина женственна, тем более она будет чувствовать мужчину как мужчину. Но чем больше в мужчине «М», тем дальше он от понимания женщины. «Знатоки женщин» сами наполовину женственны. И такие мужчины умеют обращаться с женщинами лучше, чем «цельные мужчины»!

Женщины, активно стремящиеся к эмансипации, несут в себе многочисленные мужские черты. Эмансипироваться хочет заключенный в женщине мужчина!

Мужчины и женщины сексуальны в равной мере. Но состояние половой возбужденности представляет для женщины высший подъем ее существования. Женщина в отличие от мужчины всегда сексуальна. Она вся в половой жизни. Мальчик не чувствует потребности в половой зрелости, тогда как молоденькая девушка трепетно ожидает ее. В мужчине симптомы половой зрелости вызывают чувство обеспокоенности, женщины с большим удовольствием следят за своим половым развитием. Они ждут любви и брака как увенчания своей жизни. Но женщина менее, чем мужчина, осознает свою сексуальность. Она всегда ожидает от мужчины прояснения ее интуитивных представлений.

Ум мужчины ставится женщиной на первое место среди прочих его достоинств. В мужчине женщина ценит устойчивость, обоснованность взглядов и суждений. Ей нравится, когда мужчина хорошо рассуждает. «Я» женщины – ее внешность, ибо она представляет большую ценность для мужчин. Ей нравятся комплименты по поводу ее внешности; она высоко ценит галантность в поведении мужчины.

Женщине присущи уникальные и величественные черты материнства. И каждый мужчина для нее в какой-то мере ребенок. Любовь же мужчины всегда создает идеализированную женщину. Любя женщину, мужчина требует от нее… самого себя. Он хочет видеть в ней реализацию своей Я-концепции. Состояние любви – состояние личностного самопостроения влюбленных, а часто – и состояние иллюзорного «достраивания» предмета своей любви.

 

«Секретный» тест для использования мужчинами

 

Если вы хотите узнать правду о своей любимой, попросите ее ответить «да» или «нет» по каждому блоку вопросов.

 

1. Считаете ли вы себя красивой?

Любите ли вы модно одеваться?

Считаете, что внешность – главное для женщины?

Предпочитаете ли косметику?

Много ли времени тратите на свой туалет?

 

2. Пользуетесь ли вы успехом у мужчин?

Любите ли шумное общество?

Замечаете ли вы красивых мужчин?

Часто ли посещаете рестораны?

Легко ли завязываете знакомства?

 

3. Вы любите детей?

Любите заниматься хозяйством?

Слушаете ли советы подруг?

Любите хозяйственных мужчин?

Вам нравится ходить в гости?

 

4. У вас есть любовник?

Вы сможете ударить мужчину?

Корыстны ли вы?

Сможете встречаться сразу с двумя?

Можете ли вы изменить любимому?

 

5. Верите ли в любовь с первого взгляда?

Верите ли вы в любовь вообще?

Допускаете недостаток ума у мужчин?

Можете встречаться с мужчиной, который вам не нравится?

Дорожите ли вы дружбой?

 

6. Любите работать?

Любите мечтать?

Считаете внебрачную жизнь безнравственной?

Интересуетесь политикой?

Сможете признаться в любви первой?

 

Оценка ответов:

 

НННННН – хитрая особа, НННННД – много проблем и неудач, ННННДН – поведение старой девы, ННННДД – работяга, НННДНН – «после меня хоть потоп», НННДНД – болезненно самолюбивая, НННДДН – ревнивица, НННДДД – темпераментная, ННДННД – пустышка, ННДННН – хорошая мать, ННДНДН – склочница, ННДНДД – синий чулок, ННДДНН – «средний уровень развития», ННДДДН – без предрассудков, ННДДНД – «ведьма», ННДДДД – фантазерка, НДНННН – добродушная, НДНННД – «замкнутая» в себе, со слабыми эмоциями, НДННДД – «с тайным грешком», НДНДНН – обратить внимание на уровень развития, НДНДНД – любительница острых ощущений, НДНДДН – прожигательница, НДНДДД – скрытый талант, НДДННН – вечно не в духе, НДДННД – хороший товарищ, НДДНДН – однолюбка, НДДНДД – божий одуванчик, НДДДНН – решительная, НДДДНД – настоящая женщина, НДДДДН – быстро влюбчивая, НДДДДД – с юмором, ДННННН – супероригинальная, ДННННД – предательница, ДНННДН – лентяйка, ДНННДД – кокетка, ДННДНН – недостаточно уравновешенная, ДННДНД – «не от мира сего», ДННДДН – сильное чувство своего превосходства, ДННДДД – ваши проблемы в противоречиях и отсутствии цельности, ДНДННН – пессимистка, ДНДННД – мужененавистница, ДЙДДНН – самопожертвование с чувством, ДНДНДН – щеголиха, ДНДДНД – любительница «вертеть хвостом», ДНДДДН – оригиналка, ДНДДДД – неуверенная в себе, ДДНННН – избалованная и легкого поведения, ДДНННД – нудноватая, ДДННДН – избалованная, ДДННДД – взбалмошная, ДДНДНН – кривляка, ДДНДНД – гроза мужчин, ДДНДДН – с налетом вульгарности, ДДНДДД – черт, а не женщина, ДДДННН – загубленный талант, ДДДННД – умница, ДДДНДН – нерешительная, ДДДНДД – чересчур уравновешенная, ДДДДНН – нужно много работать над собой, ДДДДНД – ветреная, ДДДДДН – с эгоистическими наклонностями, ДДДДДД – нормальная женщина с хорошими перспективами, ДНДНДД – неизвестная науке личность, но весьма оригинальная.

 

В семейных отношениях мужья могут выполнять роль «мужа-сына», «мужа-мужчины», «мужа-отца», а жена – «жены-дочери», «жены-женщины» и т. п.

Отвечая на вопрос, что вы хотите «добавить» своей личности, люди в своем большинстве говорят: «Уверенности, решительности, выдержки, уравновешенности, целеустремленности, силы воли». А что желают эти же опрошенные другим людям? Понимания, сочувствия, доброты, человечности, честности, порядочности.

Несложившиеся дружеские и любовные отношения могут перерасти в столь же сильный свой антипод – ненависть и вражду.

Вражда и ненависть – явления в значительной мере углубленные в подсознание, проявляющиеся в безотчетном стремлении нанести ущерб другому лицу. (Эти негативные чувства в значительной мере генерируют преступное поведение.) Враждебность на уровне личностной установки – трудно преодолимое несчастье. Но если она даже и затухает, то на ее обломках уже никогда нельзя возродить благоухающий сад дружбы и любви. Атавизм вражды должен быть искоренен из психики современного человека. Психически устойчив тот, кто смотрит на мир с любовью и состраданием. Социально опасно равнодушие людей друг к другу. Дефицит общения, разорванность социальных контактов, одиночество – страшное бедствие для человека. Одиноким, психически изолированным от людей можно быть и в их постоянном окружении. Радость же социального взаимодействия – ни с чем не сравнимое благо.



[1] См.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

[2] См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди (перевод с англ.). Л., 1992.

[3] См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. С. 234.

 






НАВЕРХ

Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь. Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье. Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Типы отношений в обществе: социальные и межличностные
    • 1.1 Социальные отношения
    • 1.2 Межличностные отношения
  • 2 Две стороны межличностных отношений
    • 2.1 Межличностные отношения как взаимодействие людей
    • 2.2 Эмоциональная сторона межличностных отношений
  • 3 Виды и уровни межличностных отношений
    • 3.1 Виды отношений
      • 3.1.1 Положительные или позитивные отношения
      • 3.1.2  Негативные отношения
    • 3.2 Уровни межличностных отношений

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

 Негативные отношения

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих эмоций, которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

  • Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
  • Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
  • Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает. Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам. Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны. В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Межличностные отношения — Mr Mikes IB Psychology

Психолог Абрахам Маслоу утверждает, что существует основная человеческая потребность принадлежать и быть принятым другими. близкие отношения – будь то с членом семьи, партнером или другом – влияют не только на наше эмоциональное состояние, но и на наше здоровье. Примеры следующие:

  • Шансы прожить более одного года после сердечного приступа более чем в два раза выше среди пожилых мужчин и женщин, которые могут рассчитывать на эмоциональную поддержку двух или более человек, чем среди тех, кто этого не делает. иметь такую ​​поддержку (Berkman et al. 1992)
  • Steven Cole (2007) обнаружил, что хроническое одиночество увеличивает активность генов, связанных с воспалением, и снижает активность генов, связанных с выработкой антител и противовирусными реакциями.

Близкие отношения — отношения, включающие сильную и частую взаимозависимость во многих областях жизни.

Бершайд и Хэтфилд (1972) провели различие между страстной и товарищеской любовью. Товарищеская любовь теплая, доверительная, терпимая. Страстная любовь — это полное поглощение другим, включающее в себя сексуальные чувства и сильные эмоции.


Роберт Стрернберг предложил треугольную теорию любви (1988)

Есть 3 компонента любви: Страсть (бабочки, эйфория) Близость (теплота, близость, обмен) Обязательство (намерение поддерживать отношения, несмотря на трудности и затраты)

Романтическая любовь- сочетание высокой близости и страсти.

Любовь-компаньон — сочетание близости и обязательств без страсти.

Непревзойденная любовь — все три области одинаково.

— Изучение биологических, психологических и социальных причин влечения.

Происхождение влечения: биологический уровень анализа

Животные проявляют поведение, очень похожее на поведение человека, когда их влечет друг к другу. Эволюционные теории утверждают, что цель влечения — произвести потомство, то есть обеспечить передачу генов индивидуума следующему поколению.

Характерным признаком романтической любви является одержимость любимым человеком. Влюбленные не в состоянии отключить свои мысли, поэтому большая часть их бодрствования проходит с размышлениями о возлюбленной. Биологический уровень анализа утверждает, что всепоглощающее чувство любви на самом деле является результатом биохимического коктейля. Антрополог Фишер утверждает, что «симптомы» романтической страсти человека указывают на то, что дофамин, адреналин и серотонин играют важную роль. Согласно Фишеру, романтическая любовь — это не эмоция, а скорее система мотивации — потребность или страстное желание, — предназначенная для того, чтобы любовники могли спариваться. В этом смысле люди очень похожи на других животных.

Адреналин заставляет сердце биться чаще, ладони потеют, а во рту пересыхает в присутствии этого нового особенного человека. Адреналин – это гормон стресса. По словам Фишера, повышенный уровень этого гормона приводит к высокой энергии, меньшей потребности во сне и еде и более сосредоточенному вниманию к потенциальному партнеру.

Серотонин — еще один нейротрансмиттер, который может быть задействован в любви. Возможно, это могло бы объяснить постоянную сосредоточенность на возлюбленном. Исследование в Пизе показало, что ранняя стадия любви действительно меняет образ мышления людей. Марацци и др. исследовали 60 человек: 20 мужчин и женщин, влюбившихся в предыдущие полгода; 20 других страдали нелеченным обсессивно-компульсивным расстройством; Еще 20 были нормальными, здоровыми людьми, которые не были влюблены — их использовали в качестве контроля. Анализ образцов крови любовников показал, что уровень серотонина у новых любовников был эквивалентен низкому уровню серотонина у людей с ОКР. Ограничение исследования заключается в том, что ученые анализировали уровень серотонина в крови, а не в головном мозге. Фишер утверждает, что пока ученые не задокументировали активность серотонина в определенных областях мозга, невозможно задокументировать возможную связь между романтической любовью и низким уровнем серотонина.

Фишер и др. использовали фМРТ для исследования кровотока в мозге мужчин и женщин, которые были безумно влюблены. Они должны были посмотреть фотографии своих любимых, а затем, после нейтрального задания-филлера, посмотреть на фотографию своего знакомого. Исследователи получили то, что Фишер называет «красивой картиной влюбленного мозга», показывающей активность в системе вознаграждения мозга, которая активируется приятным раздражителем. Исследователи обнаружили, что «система вознаграждения мозга» была особенно активна, когда влюбленные смотрели на изображения объекта своей любви, и они также обнаружили, что чем более страстными они были, тем активнее работала схема вознаграждения мозга. Это подтвердило доэкспериментальные самоотчеты, тем самым подтверждая корреляцию между отношением к любовнику и мозговой активностью.

роль гормонов в формировании привязанности

  • Британский психиатр Боулби (Bowlby, 1969) предположил, что у людей есть врожденная система привязанности, которая состоит из специфического поведения и психологических реакций, называемых типами поведения привязанности.
  • Привязанность к взрослым является результатом действия гормонов окситоцина и вазопрессина.
  • Окситоцин – мощный гормон, высвобождаемый как мужчинами, так и женщинами во время прикосновений и секса, который имеет тенденцию углублять и усиливать чувство привязанности.
  • Эксперименты, проведенные на лабораторных крысах, показали, что при ингибировании окситоцина молодые матери отвергают своих детенышей.
  • Другим важным гормоном для долгосрочных обязательств является вазопрессин, который также выделяется во время секса.
  • Когда самцам степных полевок давали лекарство, подавляющее действие вазопрессина, они теряли преданность своим самкам и больше не защищали их потенциальных женихов.

 
Эволюционные объяснения

  • Басс (1996) предположил, что ревность может иметь биологическую основу. Он обнаружил, что женские модели ревности меняются в зависимости от менструального цикла. Когда уровень эстрогена низок, женщины кажутся более сексуально ревнивыми.
  • В другом примере Лоу (1990) провел анализ 186 культур и обнаружил сильную корреляцию между количеством паразитов, которым подвергается популяция, или степенью патогенный стресс и степень полигинии, когда мужчины имеют более одного полового партнера или супруга.
  • Симметричные черты лица считаются более привлекательными.
  • Мужчины с симметричными лицами и чертами тела также имеют более высокий уровень основного обмена и иногда более низкий IQ.

Происхождение влечения: Когнитивный уровень анализа
Одно из психологических истоков влечения связано с восприятием и социальным познанием. Исследователи утверждают, что степень, в которой люди воспринимают другого человека как похожего на себя, может быть одним из объяснений влечения. Вопреки поговорке о том, что «противоположности притягиваются», кажется, что те, кого мы считаем похожими на нас самих, более привлекательны для нас. Пары, как правило, схожи по возрасту, религии, социальному классу, культурному происхождению, личности, образованию, интеллекту, физической привлекательности и взглядам. Может быть, это потому, что на протяжении истории люди склонны жить в группах с людьми, похожими на них самих. Люди склонны полагать, что они понравятся тем, кто похож на них. Общие интересы являются частью того, что привлекает людей друг к другу. Название: Модель сходства-притяжения
Исследователь: Марки и др.
Дата: 2007 г.
Определение: Морри предложил модель привлекательности-сходства , которая, по мнению исследователя, лежит в основе восприятия людьми отношений. У людей есть убеждения об отношениях; как правило, люди склонны считать друзей и партнеров похожими на себя.
Цель: исследовать, в какой степени сходство влияет на то, как люди выбирают партнеров. Метод
. Используя анкеты, исследователи попросили большую выборку молодых людей описать психологические характеристики, ценности и взгляды их идеального романтического партнера, не думая ни о ком конкретно. После этого их попросили описать себя. В ходе исследования исследователи использовали 106 молодых пар, которые были вместе в течение года. Они заполнили анкету о своих собственных характеристиках, а также характеристиках своего партнера.
Результаты: Результаты показали, что то, как молодые люди описывали себя, было похоже на то, как выглядел их идеальный партнер. Результат повторного исследования совпал с первым исследованием.
Вывод: исследование подтвердило, что люди хотят партнеров, похожих на них самих. Это может объяснить, почему они считают своего партнера похожим; но восприятие и фактическое поведение в конце концов не всегда могут совпадать.
Оценка:
Плюсы:
·      Результаты основаны на относительно большой выборке, что повышает достоверность исследования
Минусы:
·      Исследование было основано на самоотчетах, которые могут быть ненадежными.
·      Выборка состояла из молодых американцев, поэтому невозможно сделать обобщение на другие группы населения, если для подтверждения результатов не было проведено аналогичное исследование в других культурах.

Название: Роль самооценки в формировании отношений
Исследователь: Кислер и Барал
Дата: 1970 г.
определение: Чтобы проверить, влияет ли самооценка на выбор партнера, Кислер и Барал (1970) провел эксперимент.
Цель: выяснить, ищут ли люди партнера, похожего на них, и как факторы могут повлиять на восприятие человека и, следовательно, кого они выберут в качестве партнера (партнера).
Метод: провел фальшивый IQ-тест группе мужчин. Затем сказал некоторым мужчинам, что они справились отлично, а другим, что они справились настолько плохо, что даже не смогли объяснить ошибки. Затем мужчины пошли в комнату, и в комнату вошла привлекательная женщина, чтобы посмотреть, повлиял ли поддельный тест IQ мужчин на их самооценку и, таким образом, на то, как они вели себя с привлекательными женщинами.
Результаты. Они обнаружили, что мужчины, набравшие отличные баллы, быстрее вступали в разговор с привлекательными женщинами, чем другие мужчины с плохими результатами.
Вывод: Таким образом, это показывает, что люди ищут партнера, похожего на них, и как факторы могут влиять на восприятие человека и, следовательно, на то, кого они выберут себе в пару.

Взаимность:

  • Взаимность утверждает, что отношения зависят от восприятия людьми вознаграждения и затрат.
  • Причина, по которой возникает взаимность, заключается в том, что помощь партнеру заставляет человека чувствовать себя лучше — явление, называемое самосовершенствованием.
  • Исследования показывают, что люди ищут обратную связь, которая соответствует их представлениям о себе и поддерживает их. Этот процесс известен как самовариантность.

Истоки влечения: социокультурный уровень анализа

  • Кажется, что люди предпочитают сходство в партнере, а также партнера, который может положительно повлиять на их самооценку.
  • Люди, живущие рядом друг с другом, как правило, похожи и поэтому, вероятно, имеют одни и те же социальные и культурные нормы привлекательности партнера.
  • Западные социальные психологи исследовали и обнаружили, что людей привлекают те, с кем у них позитивное взаимодействие.
  • Несколько исследований показали, что частота взаимодействия является хорошим показателем симпатии.
  • Festinger et al. (1950) обнаружили, что дружба в общежитии, как правило, завязывалась между теми, кто жил рядом друг с другом.
  • Nahemow и Lewton (1975) обнаружили, что в домах престарелых и в университетских городках расстояния между комнатами предсказывают дружбу и влечение.
  • Мы сравниваем свои чувства и реакции с другими, чтобы лучше понять самих себя (Schachter 1959)
  • Знакомое более приятно, чем незнакомое.
  • Это было продемонстрировано в исследовании Zejonc et al. (1971), когда исследователи попросили участников оценить фотографии незнакомцев. Некоторые фотографии неоднократно демонстрировались в ходе эксперимента. Те незнакомцы, которых показывали чаще, оценивались более положительно.
  • Zajong утверждает, что чем больше эффект разоблачения, тем выше чувство доверия.

— Обсудите роль общения в поддержании отношений.

Роль общения в поддержании отношений

В счастливых отношениях атрибуции, как правило, имеют положительную предвзятость по отношению к партнеру, то есть положительное поведение рассматривается как диспозиционное, а негативное поведение рассматривается как ситуативное. В нездоровых отношениях все наоборот: в этих отношениях также используется устойчивая и глобальная атрибуция поведения партнера.

Брэдбери и Финчем утверждают, что атрибуты, которые делает супружеская пара, влияют на их поведение по отношению друг к другу. Они обнаружили, что жены, которые имели тенденцию приписывать своим мужьям диспозиции в негативных ситуациях, также с большей вероятностью вели себя негативно по отношению к своим мужьям. Противоположное было обнаружено у жен, которые приписывали своему мужу диспозиционные атрибуции в позитивных ситуациях. По мнению исследователей, это может быть связано с тем, что несчастливые пары просто имеют негативные атрибуции и негативно относятся друг к другу.

Исследование, проведенное теми же учеными, наблюдало за супружескими парами в ходе 12-месячного лонгитюдного исследования и обнаружило, что тип атрибуции, сделанный в отношении пары в начале исследования, действительно предсказывал удовлетворенность браком в конце исследования. Уровень удовлетворенности отношениями в начале исследования не предсказывал, какие атрибуции пара сделала в конце исследования. Это может указывать на то, что именно виды атрибуций влияют на поведение пар, а не наоборот.

Кажется, что общение играет неотъемлемую роль в поддержании отношений. Это подтверждается теорией социального проникновения Альтмана и Тейлора , которая утверждает, что близкие отношения формируются в результате постепенного процесса самораскрытия. Самораскрытие — это обмен фактами о своей жизни с любимым человеком, а также сокровенными мыслями, чувствами и эмоциями. Если вы расскажете что-то о себе, вы станете больше нравиться как незнакомцам, так и друзьям. Самораскрытие ведет к самоутверждению — ощущению того, что слушатель действительно знает и принимает его. Более глубокое взаимопонимание позволяет каждому партнеру легче удовлетворять потребности другого. Это также символ доверия, которое является ключевым фактором привязанности.

Метаанализ исследований раскрытия информации, проведенный Collins & Miller, показал, что люди, которые раскрывают личную информацию о себе, нравятся больше, чем люди, которые этого не делают, что люди склонны раскрывать больше личной информации тем, кто им нравится, и если люди раскрывают информацию кому-то, они склонны любить человека больше.

Женщины чаще раскрываются, чем мужчины. Также женщины с большей вероятностью реагируют на чьи-то негативные чувства с пониманием и принятием, они, скорее всего, проявят поддержку, в то время как мужчины с большей вероятностью воспримут первоначальное раскрытие информации как проблему и дадут полезный совет. Это приводит к недоразумениям, ведь женщины ждут поддержки, а мужчины ждут совета, а бывает и наоборот.

— Объясните роль, которую играет культура в формировании и поддержании отношений.

Роль культуры в формировании и поддержании отношений

Культурные нормы играют важную роль в формировании и поддержании отношений. Было отмечено, что большая часть теории и исследований происхождения отношений является отражением культуры США, и было проведено недостаточно кросс-культурных исследований.

Гудвин утверждает, что страстная любовь — это в значительной степени западное явление. На Западе брак рассматривается как кульминация любовных отношений. В культурах, где существуют браки по расчету, отношения между любовью и браком противоположны.
Мацумото: «Причина такой разницы вполне ясна. Вы, американцы, выходите замуж за человека, которого любите; мы любим человека, за которого выйдем замуж».

Гупта и Сингх обнаружили, что пары в Индии, вступившие в брак по любви, сообщили об уменьшении чувства любви, если они были женаты более пяти лет. Те, кто заключал браки по договоренности, сообщали о более высоком уровне любви.

Симмонс и др. обнаружил, что романтическая любовь ценится больше в США и Германии, чем в Японии. Они утверждают, что романтическая любовь менее ценится в более традиционных культурах с крепкими, расширенными семейными узами. Дион и Дион отметили, что в традиционных обществах брак часто рассматривается как нечто большее, чем просто союз двух людей; это считается союзом и союзом между двумя семьями. В то время как американцы склонны рассматривать брак как общение на всю жизнь между двумя влюбленными людьми, представители многих других культур рассматривают брак скорее как партнерство, созданное для рождения детей и экономической и социальной поддержки.

В ходе одного из крупнейших межкультурных исследований отношений, когда-либо проводившихся, Басс раздал две анкеты, касающиеся выбора партнера, более чем 10 000 респондентов из 37 культур. В 36 из 37 женщин финансовые перспективы были важнее, чем мужчины. Во всех 37 случаях мужчины предпочитали партнеров помоложе, а женщины — постарше.

— Проанализируйте, почему отношения могут измениться или прекратиться.

Межличностная психотерапия | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Межличностная психотерапия — это ограниченный по времени, сфокусированный и основанный на доказательствах подход к лечению расстройств настроения. Основная цель ИПТ — улучшить качество межличностных отношений и социального функционирования клиента, она направлена ​​на уменьшение общего дистресса. IPT предлагает стратегии для решения проблем в четырех ключевых областях.

  • Он направлен на устранение дефицита межличностных отношений, включая социальную изоляцию или участие в неудовлетворительных отношениях.
  • Это может помочь пациентам справиться с неразрешенным горем, если начало дистресса связано со смертью близкого человека, недавней или прошлой.
  • IPT может помочь в трудных жизненных переменах, таких как выход на пенсию, развод или переезд.
  • IPT рекомендуется для решения межличностных споров, возникающих из-за противоречивых ожиданий между партнерами, членами семьи, близкими друзьями или коллегами.
Содержимое
  • Когда это используется
  • Что ожидать
  • Как это работает
  • Что искать в IPT-терапевте

Когда это используется

Первоначально ИПТ была разработана для лечения большого депрессивного расстройства, но она также эффективно используется для лечения расстройств пищевого поведения, перинатальной депрессии, наркотической и алкогольной зависимости, дистимии, биполярного расстройства и других состояний, связанных с настроением. ИПТ отличается от других традиционных психодинамических подходов тем, что исследует текущие, а не прошлые отношения, и распознает, но не фокусируется на внутренних конфликтах.

Эта практика отличается от подходов когнитивной и поведенческой терапии, поскольку она направлена ​​на неадекватные мысли и поведение только применительно к межличностным отношениям. ИПТ направлена ​​на изменение паттернов отношений, а не на связанные с ними симптомы депрессии, а также на преодоление трудностей в отношениях, которые усугубляют эти симптомы. Межличностная психотерапия менее директивна, чем когнитивно-поведенческие подходы, фокусируясь на определенных целевых областях пациента, не останавливаясь на его или ее личностных чертах.

Что ожидать

Межличностное психотерапевтическое лечение обычно состоит из индивидуальных терапевтических сеансов или групповой работы в течение 12–16 недель. Лечение структурировано с домашним заданием, непрерывной оценкой и беседами с терапевтом. Первая фаза ИПТ часто включает от одного до трех сеансов, во время которых специалист по психическому здоровью оценит симптомы депрессии и изучит социальную историю и близкие отношения, включая любые изменения в моделях отношений и ожиданиях. Затем терапевт работает с пациентом, чтобы реализовать стратегии лечения, характерные для любых выявленных проблемных областей. По мере продвижения лечения целевая проблемная область может меняться.

Соответственно, то же самое можно сказать и о стратегиях, рекомендованных специалистом по психическому здоровью. Групповые занятия, как и индивидуальные, ограничены по времени, частично структурированы и сосредоточены на межличностной динамике. Группы предоставляют пациентам больше возможностей практиковать навыки межличностного общения в безопасной и благоприятной среде. Групповая терапия также часто включает в себя индивидуальные встречи до, в середине и после лечения для обсуждения целей, стратегий и прогресса.

Как это работает

Межличностная психотерапия была разработана более 20 лет назад в качестве структурированного по времени лечения большой депрессии и приобрела популярность в последние годы. Практики считают, что изменение социальной среды является ключевым фактором как возникновения депрессии, так и продолжения депрессии. Первоначально разработанная для взрослых, межличностная психотерапия была модифицирована для практики с подростками и пожилыми пациентами. Эта терапия впервые появилась в рамках исследования эффективности антидепрессантов и была признана сравнимой по эффективности с лекарствами.

Что искать в IPT-терапевте

Межличностная психотерапия — это относительно новая терапия, которая была разработана как исследовательское вмешательство, и до недавнего времени большинство практикующих ИПТ были исследователями. Его исследовательский успех привел к его включению в руководства по клиническому лечению и растущему интересу среди клиницистов, но стандарты клинической подготовки для неисследователей все еще определяются. Международное общество межличностной психотерапии, международная зонтичная организация, обсуждает проблемы обучения и позволяет странам разрабатывать свои собственные процессы сертификации для межличностной психотерапии.

Терапевт должен помочь пациенту определить любые межличностные проблемы, которые он или она хочет решить, и расположить их в порядке важности. Терапевт также должен предложить поддержку в прояснении вопросов, анализе общения и поддерживающем слушании.

Этого терапевта можно найти в клиниках, частной практике и других учреждениях и учреждениях.

Проверьте своего потенциального терапевта лично, по видеосвязи или по телефону. Во время этого начального знакомства спросите терапевта:

  • Как они могут помочь с вашими проблемами
  • Если они имели дело с этим типом проблемы до
  • Процесс и сроки лечения
Ссылки

Национальные институты здравоохранения

Wilfley, Denise E., & Shore, Allison L. (2015). Межличностная психотерапия. В Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук (стр. 631–636).

Вурм, К., Робертсон, М., и Раштон, П. (2008). Межличностная психотерапия: обзор. Психотерапия в Австралии, 14(3), 46-54.

Добавить комментарий