Приятельские отношения это: Что такое межличностные отношения и в чем их особенности?

Содержание

Знакомые, приятельские, дружеские, близкие, любовные отношения

Чем отличаются в общении знакомые, приятельские, дружеские, близкие и любовные отношения людей друг с другом?

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета психологической помощи Олега Матвеева, где Вы можете задать один вопрос психоаналитику бесплатно.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Люди общаются…, мы рассмотрим, объединим и разделим человеческие отношения на уровне знакомства, приятельства, дружбы, близости и любви.

Все люди общаются между собой, все имеют друг с другом какие-либо отношения: знакомства, приятельства, дружбы, близости или любви.
Так или иначе, человеческие отношения отличаются друг от друга, некоторые из них многие путают или отождествляют.
Познакомимся с ними поближе.

Отношения знакомства — знакомые

Отношения знакомых основываются на ритуальном, заученном и привычном общении. Такие человеческие отношения носят поверхностный характер (шляпное знакомство) и, обычно, ограничиваются коротким приветствием и вопросами о самочувствии и делах, на которые ожидается односложный ответ.

Знакомые люди, как правило, не имеют ничего общего между собой: ни дел, ни интересов, ни увлечений, ни проблем.

При определенных условиях, они могут продолжиться и перерасти в приятельские отношения.

Приятельские отношения. Приятели.

Приятельские отношения, хоть и не включают озабоченность благополучием друг друга, и не берут на себя обязанности быть рядом в трудную минуту, все же имеют некоторую степень доверия и привязанности.

Приятели могут иметь общие интересы, дела и увлечения, они могут решать общие проблемы. Они могут, по просьбе, помогать друг другу, давать советы, критиковать и навязывать помощь.

В приятельских отношениях может быть обоюдно-согласованный и ни к чему не обязывающий секс.

При определенных условиях приятели могут стать друзьями, или даже близкими.

Дружеские отношения Дружба, друзья

Дружеские отношения характеризуются, в первую очередь, высоким уровнем доверия и искренности, некоторой озабоченностью благополучием друг друга и взаимопомощью при необходимости.

В дружеских отношениях не может быть секса, негативной критики и навязчивой помощи. (Последние два критерия показывают почему критичная или слишком заботливая мать не может стать другом).

Дружба может превратится в близость.

Близкие отношения. Близость (интимность)

Близость или интимность в отношениях приводит человека к свободе. Т.е. чем ближе становятся люди, тем более независимыми и самостоятельными становятся их отношения.

Близкие отношения — это полное доверие и искренность, без скрытых ожиданий, подвохов и эксплуатации друг друга. В близости люди могут понимать друг друга с минимумом слов, открыто используя свои чувства, мысли; говоря о своих желаниях и потребностях.

В близких отношениях люди открываются друг перед другом без страха и опасения ничего не спрашивая взамен, просто наслаждаясь общением и своим партнером.

Истинное, здоровое наслаждение от секса может быть только в близких отношениях двух людей.

Людей, которые находятся в близости легко отличить от других. Они могут прямо смотреть в глаза друг другу и прямо говорить о своих проблемах и тайнах.

Неотъемлемая черта близости — это свобода в общении с близким человеком от запретов воспитания и взрослых требований действительности.
Это как отношение матери с младенцем. В отношениях близости люди могут видеть, слышать, пробовать на вкус, чувствовать и ощущать все так, как когда они были маленькими детьми, без внесенного в их головы научения.

Любовные отношения. Любовь

Истинная любовь и любовные отношения заметно отличается от всех остальных видов человеческих отношений.
Главное, в любовных отношениях, когда бал правит любовь, а во главу угла ставится благополучие и счастье другого человека, своего возлюбленного или возлюбленной.

Любовь, наиболее полное и благодарное отношение из всех, и она включает в себя все самое лучшее из других человеческих отношений: из знакомства, приятельства, дружбы и близости; все это собрано в одно целое с добавлением ее собственной грации и обаяния.

В любовных отношениях, влюбляясь, человек становиться подобным примитивному ребенку. Он, как и при близости, видит все как оно есть на самом деле, но плюс ко всему, добавляет свой некий ореол, украшая эти любовные отношения.

Любовь хороша лишь тогда, когда она взаимна, иначе, односторонняя любовь приносит не счастье, а страдания.

Любовь — это сладкая западня, с которой никто не расстается без слез.

Однако, следует помнить, что если нет всех перечисленных составляющих любви, то это может быть лишь невротическая привязанность, а не истинная любовь.

Читать онлайн Наука любви (как выстраивать любовные отношения на долгие годы)

По вопросам и проблемам в любви и близости, Вы можете проконсультироваться и получить помощь психоаналитика Матвеева Олега онлайн

Психологическая помощь письмом

Смотрите также:

  • Эгоизм в отношениях
  • Психология отношений мужчины и женщины
  • Отношения на работе
  • Как вернуть отношения
  • Отношения между мужем и женой
  • Сексуальные отношения
  • Какая бывает любовь

В разделе психодиагностика и тестирование в найдете нужные психологические тесты детям и взрослым

Диагностика отношений

Свежие публикации в психологическом журнале

Вся психологическая информация

14.

2. Приятельские отношения. Симпатия и антипатия. Психология общения и межличностных отношений

14.2. Приятельские отношения. Симпатия и антипатия

Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому— или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям находить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания.

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1970), симпатия — это малоосознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия по существу рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой симпатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи, а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с.

96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии, американский социолог Дж. Морено (1958) выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии носят врожденный характер и являются результатом

tele — таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Дж. Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения.

В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Дж. Морено используется другое понятие — аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Г. М. Андреева, 2006). Аттракция — это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

Одной из таких причин является ассоциация одного человека с другим («ассоциативная симпатия или антипатия»): мы испытываем симпатию к тому, кто похож на симпатичного и приветливого человека, которого мы уже знаем и с которым неоднократно общались, получая от этого удовлетворение, и наоборот, у нас возникает антипатия к человеку, который похож на нашего врага.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману (1987), ими являются:

• свойства объекта аттракции;

• свойства субъекта аттракции;

• соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

• особенности взаимодействия;

• особенности ситуации общения;

• культурный и социальный контекст;

• время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений), и определяется конкретными социальными условиями.

Когда после напряженной трудовой недели мы отдыхаем возле камина, наслаждаясь вкусной едой, напитками и музыкой, то, скорее всего, будем испытывать добрые чувства к тем, кто в этот момент находится рядом с нами. Значительно меньше шансов на то, что мы проникнемся симпатией к человеку, с которым столкнулись в тот момент, когда нас мучила мигрень.

Экспериментально этот принцип «ассоциативной симпатии» был проверен Павлом Левицки (Lewicki, 1985). Когда… студентам показали фотографии двух женщин и попросили сказать, какая кажется им более дружелюбной, их мнения разделились примерно поровну. В другой группе испытуемых, где эти же фотографии были показаны после того, как они пообщались с симпатичным и приветливым экспериментатором, которая была похожа на женщину на фотографии, в ее пользу было отдано в 6 раз больше голосов. Во время следующего опыта экспериментатор вела себя недружелюбно по отношению к половине испытуемых. Когда в дальнейшем им понадобилось отдать свои анкеты одной из двух женщин, практически все постарались избежать общения с той из них, которая была похожа на экспериментатора. (Возможно, вы и сами вспомните случай из своей жизни, когда вы хорошо или плохо реагировали на человека только потому, что он напомнил вам кого-то.)

Факт существования этого феномена — ассоциативной симпатии или антипатии — подтверждается и другими экспериментами. Согласно результатам одного из них, студенты колледжа более позитивно оценивали незнакомых им людей, если процедуру проводили в уютной комнате, чем если ее проводили в жарком и душном помещении (Griffitt, 1970). Аналогичные результаты получены и при оценке людей, сфотографированных в изысканных, обставленных роскошной мебелью и освещенных мягким светом гостиных и в убогих, грязных и тесных комнатушках (Maslow, Mintz, 1956). И в этом случае, так же как и в первом, позитивные чувства, вызванные элегантной обстановкой, оказались перенесенными на оцениваемых людей. Уильям Уолстер извлек из этих исследований весьма полезный вывод: «Романтические ужины, походы в театр, вечера, которые пары проводят дома вдвоем, и совместный отдых никогда не утрачивают своей значимости… Если вы хотите сохранить свои отношения, важно, чтобы у обоих они продолжали ассоциироваться с приятными вещами» (Walster, 1978).

МайерсД., 2004, с. 529–530.

В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), многократно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии — антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

Сплоченность. Межличностные отношения в группе влияют на сплоченность группы. С другой стороны, по сплоченности можно судить о межличностных отношениях в группе. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 14.1). Большая сплоченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и в студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28-0,53, а в женских — 0,08-0,11.

Таблица 14.1. Сплоченность лиц мужского и женского пола различного возраста

Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее устанавливают положительные контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1–8 классах практически была нулевой (от -0,09 до 0,16) и только в 9-10 классах выросла до 0,27-0,59.

По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7–8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются из-за особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики — из-за особенностей характера. Число школьников, получивших большое число положительных выборов, больше у мальчиков (41–54 %), чем у девочек (37–42 %), что подтверждает большую сплоченность среди мальчиков, чем среди девочек.

Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений. Так, если «звезды» выбирали представителей противоположного пола в 30 %, то отвергаемые — в 75 %.

По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью (E.Aries, E.Johnson, 1983; R. Auckett et al., 1988; K. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Симпатия: самый безумный инстинкт в человеческом обществе?

Симпатия: самый безумный инстинкт в человеческом обществе? Не так давно американские ученые из Калифорнийского университета выступили с неожиданным заявлением. По их мнению, теория Чарльза Дарвина, согласно которой эволюция всего живого на земле движется по принципу

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии») 1. Вступительная часть. Ранжирование портретов.Психолог (раскладывает портреты в порядке нумерации). Психолог : «Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этих людей. Они разные по полу и

III. Эстетическая симпатия

III. Эстетическая симпатия Вследствие этого вышеохарактеризованного самообъективирования в его различных видах, этого отражения моего «я» во внешнем мире, и только вследствие этого объекты становятся эстетически релевантными, т. е. красивыми или безобразными. Они

Контролируемая вовлеченность и симпатия

Контролируемая вовлеченность и симпатия Гештальт рекомендует отпускание-удерживание и доверие, имея в виду сопровождение клиента в «цикле удовлетворения его потребностей» (см. гл. 4). Это может произойти, если поддерживается теплая и участливая атмосфера –

ЗНАКОМСТВО. СИМПАТИЯ. ДОВЕРИЕ.

ЗНАКОМСТВО. СИМПАТИЯ. ДОВЕРИЕ. Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить так же, как сахар и кофе… И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо на свете. Дж. Рокфеллер Вы должны действовать на людей, как двойная порция виски.Способны ли вы мгновенно

Урок двадцать восьмой. Симпатия, доверие, интерес

Урок двадцать восьмой. Симпатия, доверие, интерес Единственный друг – мало, единственный враг – много.Турецкая пословицаКак говорил еще Карл Маркс, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Жизненный успех очень часто зависит от людей, с которыми нас

Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим

Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим Предрассудки проявляются в разных формах — в виде предвзятого отношения к нашей собственной группе и в виде неприязни к «либералам с северо-востока» или к «деревенщине из южных штатов», к арабским «террористам» или христианским

Правило № 28 Симпатия скрыта в жестах

Правило № 28 Симпатия скрыта в жестах Жесты симпатии весьма разнообразны и интересны. У каждого человека свой индивидуальный набор жестов, с помощью которых он привлекает внимание понравившегося ему человека.Мы уже отметили, что мужские и женские жесты симпатии сильно

Общественные отношения — отношения межличностные

Общественные отношения — отношения межличностные Общественные отношения есть прежде всего отношения межличностные. Значит, набор моделей поведения одной личности (установочное поведение) обязательно встречается с набором моделей поведения (установочным поведением)

Симпатия

Симпатия Аттракция, возникающая на самом первом этапе развития эмоциональных отношений, предстает в виде симпатии. Внешние данные, степень физической привлекательности, социально демографические характеристики, символы социального статуса, поведенческие паттерны

Настоящая симпатия!

Настоящая симпатия! Не так давно я был приглашен на передачу, тема которой звучала так: «Сверхспособности: тайна или сказка?». Представьте себе такой расклад: с одной стороны расположились скептики и абсолютные противники всего, что хотя бы отдаленно связано с эзотерикой,

УРОК 14 Если ваши отношения должны храниться в секрете, тебе не нужны такие отношения

УРОК 14 Если ваши отношения должны храниться в секрете, тебе не нужны такие отношения Был в моей жизни период — лет с двадцати и чуть ли не до сорока, — когда мужчины проходили через меня, как хлебные крошки сквозь гуся. На самом деле я встречалась с одним и тем же мужчиной,

Отношения с людьми = отношения с жизнью

Отношения с людьми = отношения с жизнью С людьми я _______________Я чувствую себя уязвимой, когда _______________Что постоянно присутствует во мне и никогда меня не покидает _______________Когда я чувствую себя независимой и сильной, я склонна _______________Что я держу в резерве, спрятав

45 Лучшие цитаты о дружбе — короткие высказывания о лучших друзьях

Реклама — Продолжить чтение ниже тебе поднять себя».

Реклама – Продолжить чтение ниже

2

Доктор Сьюз

Женщина-первопроходец

«Для мира вы можете быть просто одним человеком, но для одного человека вы можете быть целым миром».

Реклама — Продолжить чтение ниже

3

Анаис Нин

Женщина-первопроходец

«Каждый друг представляет собой мир в нас, мир, который, возможно, не родится, пока они не появятся, и только благодаря этой встрече рождается новый мир .»

Реклама — Продолжить чтение ниже

4

Сара Вальдес

Женщина-первопроходец

«Друг — это лучшее, чем вы можете быть, и самое большое, что вы можете иметь».

Реклама — Продолжить чтение ниже

5

Теннесси Уильямс

Женщина-первопроходец

«Жизнь частично состоит из того, что мы делаем, а частично из друзей, которых мы выбираем».

Реклама – Продолжить чтение ниже

6

Теннесси Уильямс

Женщина-первопроходец

«Время не отменяет дружбу, как и разлука».

Реклама — Продолжить чтение ниже

7

Элли Конди

Женщина-первопроходец

«Разлука не меняет того факта, что долгое время мы росли бок о бок; наши корни всегда будут переплетены. Я рад для этого.»

Реклама — Продолжить чтение ниже

8

Мария Шрайвер

Женщина-первопроходец

«Когда мир так сложен, простой дар дружбы находится в наших руках.»

Реклама — Продолжить чтение ниже.

Реклама — Продолжить чтение ниже

10

Лео Бускалья

Женщина-первопроходец

«Одна роза может быть моим садом… одинокая подруга, мой мир».

Реклама — Продолжить чтение ниже

11

Нинни Тредгуд, «Жареные зеленые помидоры»

Женщина-первопроходец

«Я узнала, в чем секрет жизни — друзья. Лучшие друзья».

Реклама – Продолжить чтение ниже

12

Джон Эвелин

Женщина-первопроходец

«Дружба – это золотая нить, связывающая сердца всего мира».

Реклама — Продолжить чтение ниже

13

Линда Грейсон

Женщина-первопроходец

«Нет ничего лучше друга, если только это не друг с шоколадом.»

Реклама – Продолжить чтение ниже

14

Мисти Коупленд

Женщина-первопроходец

«Все возможно, когда рядом есть нужные люди, которые тебя поддерживают».

Реклама — Продолжить чтение ниже

15

Изабель Нортон

Женщина-первопроходец

«В моем друге я нахожу второе я.»

Реклама — Продолжить чтение ниже

16

Элизабет Тейлор

Женщина-первопроходец

«Вы узнаете, кто ваши настоящие друзья, когда вы вовлечены в скандал».

Реклама – Продолжить чтение ниже

17

Кларенс Одбоди, «Это прекрасная жизнь»

Женщина-первопроходец

«Помни, Джордж: ни один мужчина не неудачник, у которого есть друзья».

Реклама — Продолжить чтение ниже

18

Мартин Лютер Кинг-младший

Женщина-первопроходец

«Любовь — единственная сила, способная превратить врага в друга».

Реклама — Продолжить чтение ниже

19

Жан де Лафонтен

Женщина-первопроходец

«Как ни редка настоящая любовь, настоящая дружба еще реже.»

Реклама – Продолжить чтение ниже

20

Элизабет Фоули

Женщина-первопроходец

«Самое прекрасное открытие, которое делают настоящие друзья, заключается в том, что они могут расти отдельно, не разделяясь».

Александр Нехамас «О дружбе»: что делает друзей такими, как искусство?

Здоровье

Новая философия сложных отношений

Джули Бек

Илана Глейзер и Эбби Джейкобсон из Брод-Сити (Comedy Central)

Сохраненные истории

Наличие друзей полезно для вас, подтверждает наука, но не всякая дружба однозначно хороша. Они могут быть неуравновешенными, созависимыми, деструктивными, исключающими. «Заклятые враги» какое-то время были там модным словечком (и, по-видимому, в 2012 году появился оригинальный фильм Disney Channel), но даже друзья, которые действительно заботятся друг о друге, могут причинить друг другу боль.

И все же, как писал Аристотель, «без друзей никто не захотел бы жить, хотя бы имел все остальные блага». Для Аристотеля настоящая дружба была добродетелью и безупречной силой добра в мире. В своей новой книге « О дружбе, » Александр Нехамас, профессор гуманитарных наук Принстонского университета, подвергает сомнению эту идею. Он думает, что дружба вовсе не о морали, и что мы ценим ее не за то, что она всегда хороша, а за то, что она прекрасна.

Я поговорил с Нехамасом о философии дружбы, о том, чем она отличается от других видов любви и почему, как он пишет, «мы любим и искусство, и наших друзей, причем одинаково». Ниже приведена слегка отредактированная и сжатая стенограмма нашего разговора.


Джули Бек: Может, нам стоит начать с Аристотеля. Он разделил дружбу на эти три разных вида, верно?

Александр Неамас: Итак, он разделил то, что по-гречески philia . Но я утверждаю, что только один из этих трех видов philia подобен дружбе.

Бек: Итак, если philia не равно дружбе, то что бы вы сказали?

Nehamas: Трудно найти для этого одно слово. Это виды отношений, которые у нас есть с другими людьми в целом. Люди, которые имеют отношение к нам. Так например philia не выходит за пределы города-государства для греков.

Бек: Не могли бы вы вкратце описать эти три вида?

Nehamas: Первые два низших вида philia — это отношения, которые зависят от того, получают ли люди какое-то удовольствие от отношений, и люди, которые получают от отношений какую-то выгоду или выгоду. Когда я не получаю никакого удовольствия от нашей встречи или не получаю никакой прибыли, эти отношения сразу исчезают. Третий вид philia — это когда люди любят друг друга не из-за выгоды или удовольствия, а из-за их характера — за их добродетель, как он выразился. И такая дружба не прекращается.

Бек: Вы любите друг друга, потому что вы оба хорошие люди, и это делает дружбу моральной, добродетельной и чистой.

Nehamas: Здесь вы строго любите другого человека за него самого, а не за то, что вы можете получить от него. Это большая разница.

Бек: Но тебе не нравится эта концепция, верно? Определить современную дружбу?

Nehamas: Да, один из главных тезисов книги заключается в том, что дружба не является моральным благом.

Бек: Что не так с этой концепцией?

Nehamas: Суть в том, что мораль должна быть беспристрастной и универсальной. Другими словами, предполагается, что люди фундаментально похожи. И поэтому, если мы принципиально похожи, если я поступаю определенным образом по отношению к вам, я должен поступать таким же образом по отношению ко всем остальным. Потому что я должен относиться ко всем одинаково. Вот что значит быть нравственным. Сказать: «Он мне нравится, и я сделаю то-то для него и не буду делать то-то для другого человека» — это не было бы моральным утверждением или моральной позицией.

Бек: Что, по-твоему, лучше для понимания дружбы, как не Аристотель?

Nehamas: Вопреки морали, дружба — это некая ценность, абсолютно частичная и предпочтительная. Другими словами, важно, чтобы я относился к своим друзьям иначе, чем ко всем остальным. Я буду делать для вас одолжения и помогать вам так, как не буду чувствовать себя обязанным делать это для кого-то другого. И это не согласуется с нашей концепцией морали, которая говорит, что вы должны относиться ко всем одинаково.

Бек: Это напомнило мне — вы также упомянули, что вся концепция дружбы немного расходится с тем, что христиане думают о любви. Не могли бы вы объяснить это?

Nehamas: Помните, я говорил ранее, что для греков для Аристотеля по крайней мере philia не выходит за пределы города-государства? Эти люди из других городов, для которых у вас нет philia , у вас нет с ними отношений. Это останавливается там. Это не универсальные отношения, Филиа . Но христианская любовь, или каритас, или агапе должны быть обращены ко всем. Из-за чего? Мы все дети Божьи. И в этом отношении мы все одинаковы. Так что я должен любить всех. Но это создает серьезную проблему с дружбой, потому что, если я должен любить всех одинаково, как я могу любить своих друзей больше, чем всех остальных? Вы видите в этом трудность?

Бек: Могут ли эти вещи не сосуществовать?

Nehamas: Если они оба являются любовью, они не могут сосуществовать, потому что один — это любовь только к некоторым людям, а не к другим, а другой — это любовь ко всем. Если только это не разные виды любви.

Христианство не любит дружбы, особенно когда вы думаете о монашеской жизни, где любые особые отношения будут подозрительными и опасными.

Бек: Я знаю, что об этом было написано в книге К. С. Льюиса. Одна любовь похожа на дружбу, а другая любовь — это любовь агапе. Итак, мое ограниченное понимание любви агапе состоит в том, что это идеал, к которому нужно стремиться, но не обязательно то, что люди вообще способны делать в любое время. Так неужели ты не мог по-прежнему любить своих друзей и тренироваться для такого рода недостижимого идеала?

Nehamas: Нет, нет, этого не может быть, потому что любовь, которую мы питаем к другим людям, — это любовь, которую мы дарим им свободно, а не потому, что у них есть определенные черты, которые нам нравятся. Когда у меня появится друг, вы спросите: «Почему тебе нравится твой друг?» Я скажу: «Ну, потому что мой друг делает это для меня и делает это для меня». Но если вы говорите о христианской любви, вы не можете сказать: «Что эти люди сделали или какие они, что вызывают вашу любовь?» Они ничего не сделали; просто они дети Божьи.

«Дружба — это предвкушение Рая».

Бек: Значит, ты думаешь, что нельзя иметь и то, и другое?

Нехам: Очень немногие христианские мыслители [делают]. Святой Августин, например, считает идолопоклонством иметь друзей, потому что вы любите своих друзей за самих себя, а это противоречит тому факту, что только Бога можно любить за самого себя.

Есть только один человек, который действительно любил дружбу, и это человек по имени Элред из Риво. Он был монахом. И он сказал замечательную вещь; Я думаю, что это действительно одна из самых трогательных вещей, которые я когда-либо слышал. Он сказал: смотрите, до падения людей, как верят христиане, все были хорошими. Итак, в тот момент дружба и агапэ были идентичны: вы любите всех, потому что они хорошие, и вы любите всех, потому что они дети Бога. Как только мы упали, некоторые люди плохие, некоторые хорошие. Затем, продолжает он, мы, хорошие люди, дружим с хорошими людьми на Земле и любим или агапе ко всем остальным. И когда мы все умрем и попадем в Рай, мы все снова будем хорошими, и потому снова любовь и дружба примирятся. Итак, дружба, говорит он, есть предвосхищение Рая. Что я считаю очень красивым.

Происходит то, что в эпоху Просвещения, которая в какой-то степени восстает против религии, идея о том, что мы все одинаковы, потому что мы все дети Бога, становится тем, что мы все одинаковы, потому что мы рациональны. Итак, то, что раньше было любовью, в эпоху Просвещения становится моральным уважением. Так что все заслуживают этого, что бы они ни делали, просто потому, что они рациональные люди. Светская мораль есть в очень большой степени секуляризация христианской любви. Вот что я хочу сказать.

Бек: Хорошо, и так все это связано, потому что и христианская любовь, и мораль, о которой вы говорили раньше, ни одна из этих двух универсальных вещей несовместима с дружбой.

Нехамас: Точно. Есть и другие причины, почему это не нравственно. Например, вы можете быть по-настоящему хорошим другом и в процессе уничтожить своего друга. Я не могу никому навредить, действуя нравственно, тогда как в дружбе я могу причинить вам вред и при этом остаться хорошим другом, как я пытаюсь показать [в книге], рассказывая о фильме Тельма и Луиза , о котором я не знаю, знаете ли вы это или нет.

Бек: Не видел, но знаком.

Nehamas: У вас есть две женщины, с которыми происходит ужасное событие — одна из них стреляет в мужчину, пытающегося изнасиловать другую женщину, после чего они становятся вне закона. Они собираются поехать в Мексику, потому что не хотят, чтобы их поймали, а тем временем совершают всевозможные гадости, например, грабят магазин или запирают полицейского в багажнике его машины. В процессе они становятся настоящими друзьями. Но их дружба зависит от действий, которые обычно, вообще говоря, мы считаем безнравственными. И все же в конце фильма, когда они пересекают край Гранд-Каньона, они вызывают восхищение. Это люди, которые стали чем-то, чем они могут гордиться, даже если это зависело от аморальных средств.

Бек: Одной из вещей, которые мне показались действительно интересными, была идея о том, что дружба основывается на добрых намерениях, что то, что мы на самом деле делаем по отношению к нашим друзьям, имеет не столько значение, сколько наши намерения. Вы приводите пример того, должны ли вы говорить своему другу о том, что кто-то говорит о нем плохо за его спиной, и не имеет значения, решите ли вы сказать ему или нет, главное, чтобы за вашим решением стояли его интересы. .

Nehamas: Нет поведения, характерного для дружбы. Друзья могут делать что угодно вместе — даже драться, иногда даже убивать друг друга. Нет ничего такого, что, увидев двух людей, делающих это, вы скажете: «Это должно быть потому, что они друзья», потому что они могут делать это по разным причинам.

Чтобы совершить дружеское действие, вы должны сделать это из дружбы, ради вашего друга. Так что я могу навестить вас в больнице и сделать это, потому что у меня есть обязательства, или потому что я хочу получить от вас кое-что, или я могу сделать это, потому что я ваш друг. Действие будет одинаковым во всех трех случаях. Именно в мотиве, в намерениях находится дружба, а не в содержании вашего поведения.

«Нет поведения, характерного для дружбы. Друзья могут делать что угодно вместе — даже драться».

Бек: Иногда друзья — плохие семена. Они могут оказывать на вас негативное влияние, даже если пытаются сделать что-то хорошее. Итак, если дружба токсична, как пишут в журналах, разве это не дружба? Они что-то еще? Или это похоже на то, что мы люди, которые могут ошибаться, и иногда так складываются отношения?

Нехамас: Я думаю, что последнее. Я думаю, что друзья могут навредить друг другу, но это не мешает им быть друзьями. Еще одна большая проблема в современном обществе, и в философии в частности, заключается в том, что мы приравниваем само понятие «ценность» к моральным и политическим ценностям. Эти ценности, как я говорил ранее, зависят от того факта, что мы предполагаем, что все мы похожи в той или иной степени.

Но есть и другие значения, которые не зависят от нашего сходства. Наоборот, они зависят от наших различий. Красота, например, является такой ценностью. Вещь прекрасна, если она отличается от всего остального вокруг нее, если она выделяется, если она делает что-то, чего не делают другие вещи. И дружба – это такая ценность. И есть целая семья ценностей, не принадлежащих к морали и порой несовместимых с моралью. Очень красивое произведение искусства может быть совершенно безнравственным по своему содержанию. Это говорит о том, что в мире должно быть два разных вида ценностей. Тем не менее, люди пытаются переосмыслить такие ценности, как красота, дружба, характер, стиль, чтобы сделать их нравственными. И мне совершенно неинтересно этим заниматься. Наоборот, я хочу сказать: «Смотрите, в мире есть два нередуцируемых вида ценностей, и мы забыли об одном из них».

Бек: Друзья любят вас за то, кто вы есть, верно? Но многие из нас разные люди вокруг наших разных друзей. Так это просто вопрос того, что люди содержат множество людей и проявляют определенные черты больше вокруг определенных людей, или это говорит что-то еще о том, как наши друзья формируют то, кем мы являемся в этих отношениях?

Нехамас: Думаю, и то, и другое. Отчасти это связано с тем, что у нас много черт, и мы не задействуем их все в наших отношениях именно потому, что люди разные. Так что, если мы друзья, я не могу относиться к тебе так же, как к своему другу Тому. Я сделаю что-то подобное, но у меня не будет с тобой таких дискуссий, как с ним. С другой стороны, каждый из наших друзей толкает нас в разных направлениях. Так что дружба делает нас в каком-то смысле более сложными.


История по теме

Брод Сити и триумф платонической романтической комедии


Бек: Вы также упомянули, что дружба в искусстве и литературе отошла на второй план по сравнению с другими видами отношений, семейными и романтическими отношения. Как вы думаете, почему? Если это так интересно и сложно.

Нехамас: Почему? Это действительно сложный вопрос, особенно для тех, кто не является настоящим историком. Может случиться так, что дружба не может быть изображена в живописи [например], потому что картина может показать только ваше поведение, и вы не можете сказать по картине, является ли это картиной дружбы или нет. Так что структурные особенности некоторых видов искусства делают их непригодными для изображения дружбы. Но я думаю, что вы, безусловно, можете увидеть дружбу хорошо представленной в драме, в театре, в кино и на телевидении. Потому что они не просто описывают вещи так, как вы это делаете в литературе. Они также показывают выражения лица и телесные выражения. Все эти вещи связаны с дружеским поведением, и вы не видите их, скажем, в романе. Но вы видите их на сцене и на экране.

Бек: Я спрашиваю, потому что мне кажется, что в последнее время растет интерес к искусству о дружбе. На телевидении есть все эти шоу, такие как Broad City, Girls, Playing House и т. д., которые фокусируются на женской дружбе. Была самая продаваемая книга прошлого года, Маленькая жизнь , которая получила кучу наград и была посвящена группе из четырех друзей. Я думаю, что книги Елены Ферранте о дружбе. Вы также написали книгу о дружбе, как вы думаете, растет ли интерес к хорошим изображениям дружбы?

Нехамас: Я думаю, что он увеличивается. Я думаю, что людям нужно найти оправдание тому, что они ценят. Люди начинают очень серьезно об этом задумываться, особенно потому, что в каком-то смысле мы более изолированы от людей, чем раньше. Вы знаете, компьютеры, социальные сети и все такое. Дружба, когда кажется, что мы ее теряем, становится действительно важной. Так что я думаю, что это одна из причин того, что существует больше художественного творчества и философских дискуссий о дружбе. Подумайте об этом так: мы всегда говорим об искусстве и жизни так, как будто они разные. Но на самом деле искусство во многом является частью жизни. Таким образом, мы должны включить это в наши мысли о себе гораздо больше, чем обычно.

«Каждый раз, когда мы любим кого-то, возникает обязательство перед будущим».

Бек: Вы сосредотачиваетесь на центральной тайне дружбы, которая, как я полагаю, существует и в романтических отношениях, а именно: любые попытки сформулировать, почему вы кого-то любите, в конечном итоге не улавливают этого. Почему причины дружбы так трудно сузить?

Nehamas: Когда вы обнаружите, что любите кого-то, будь то то, что вы называете романтической любовью или дружбой, или вы любите красоту произведения искусства, когда вас что-то или кто-то привлекает, вы зависит не только от функций, которые вы уже видели. Вы также зависите от чего-то гораздо более важного и неопределенного. Предположим, мы с тобой встречаемся на вечеринке, и мне нравится, как ты выглядишь. Итак, я подхожу к вам и немного узнаю вас, и в итоге вы мне очень нравитесь. Ты мне нравишься не только за то, что я в тебе заметил, ты мне нравишься еще и потому, что я надеюсь, или думаю, или ожидаю, что есть в тебе и другие вещи, которые, когда я узнаю, буду доволен. Таким образом, каждый раз, когда мы любим кого-то или находим что-то прекрасное, возникает обязательство перед будущим. И поскольку мы не знаем, что принесет будущее, мы не можем назвать все причины, по которым мы кого-то любим.

Бек: Я понимаю это для человека, но для произведения искусства вы просто ожидаете, что оно будет продолжать вам нравиться в будущем, и оно продолжит обогащать вашу жизнь в будущем?

Нехамас: Ага. Вы ожидаете, что в работе есть больше, чем вы уже видели, поэтому вы продолжаете относиться к ней — продолжаете читать ее, или смотреть на нее, или слушать ее, чтобы увидеть, что еще есть. И пока вы думаете, что не исчерпали его, вы все еще любите его. Когда вы чувствуете, что ваши отношения с кем-то никоим образом не изменят вас, отношения заканчиваются.

Добавить комментарий