Интернет как агент социализации ребёнка в современных реалиях
05.06.2015
Совсем недавно прошёл один из главных детских праздников – Международный день защиты детей, который ежегодно отмечается 1 июня, как в нашей стране, так и по всему миру. Этот день – не столько веселый детский праздник, сколько напоминание каждому члену общества о необходимости защищать права ребёнка. Со своей стороны хочется еще раз напомнить о том, что дети – это основа нации, её будущее. Поэтому важно осознавать ответственность, которую общество несет, воспитывая будущие поколения.
Введение
С самого рождения и на протяжении первых лет своей жизни ребёнок полностью зависит от взрослых и не способен выжить без посторонней помощи. В процессе социализации беспомощный младенец превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. При этом социализация не является разновидностью процесса «культурного программирования», во время которого ребёнок пассивно воспринимает и усваивает влияния, оказываемые на него со стороны того, с кем или чем он входит в контакт. С самых первых мгновений жизни новорожденный, испытывая нужды и потребности, сам начинает влиять на поведение тех, кто должен о нем заботиться[1]. Социализация связывает различные поколения друг с другом, встраивая новых членов общества в уже сложившуюся систему прав, норм, ценностей. Благодаря своему постоянному пополнению эта система обладает динамичностью: рождение ребёнка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто в результате приобретает новый опыт. Несмотря на то, что социализация индивидов в обществе пронизывает весь жизненный цикл человека, не прекращаясь вплоть до самой смерти, процесс усвоения социальных правил и норм, а также культурного развития наиболее интенсивно протекает скорее в младенчестве и раннем детстве, чем на более поздних стадиях жизни.
Теоретические трактовки возникновения самосознания
Возникновение самосознания у ребёнка – проблема спорная среди научного сообщества и рассматривается не одинаково с позиции разных теоретических перспектив. В какой-то степени это объясняется тем, что разные теории детского развития подчеркивают различные аспекты в процессе социализации. Теория великого психолога и основателя психоанализа Зигмунда Фрейда касается эмоциональных аспектов детского развития, в первую очередь вопроса о том, каким образом ребёнок контролирует свои влечения[2]. Американский философ и социолог Джордж Герберт Мид обращал внимание главным образом на то, как дети учатся использовать понятия “I” («Я») и “Me” («Меня»). Согласно Дж. Г. Миду, ребёнок начинает осознавать себя как обособленное существо в процессе наблюдения того, как другие ведут себя по отношению к нему. Играя в игры, ребёнок постепенно усваивает их правила, приходя к пониманию «обобщенного другого» ― общих культурных норм и ценностей[3]. Швейцарский исследователь детского поведения Жан Пиаже также занимался вопросами того, как ребёнок учится думать о самом себе и о своем окружении, связывая эти процессы с когнитивным развитием ребёнка. Ж. Пиаже различает несколько основных стадий в процессе развития способностей ребёнка осмысленно воспринимать мир, каждая из которых характеризуется приобретением новых познавательных способностей и зависит от успешности предыдущей. Эти стадии когнитивного развития, согласно швейцарскому исследователю, являются универсальными чертами социализации[4].
Взятые вместе, эти теории объясняют многое в процессе, благодаря которому ребёнок приобретает осознанное представление о собственном «Я» и свое положение во взаимодействии с другими. Однако предложенные теории рассматривают социализацию только в период раннего детства, не учитывая социальный контекст, в котором происходит социализация. Какие основные агенты социализации существуют в современном обществе, какое место в их системе занимают плоды развития технологий и, в частности, Интернет – вопросы, на которые мы попытаемся ответить в данной статье. То есть мы попытаемся разобраться, можно ли в современных условиях стремительно развивающихся технологий рассматривать Интернет как один из агентов социализации детей, и если да, то предпримем попытки оценить масштабы оказываемого влияния.
Интернет как агент социализации детей
Сначала необходимо операционализировать понятие «агента социализации». В контексте данной статьи под ними будут пониматься группы и социальные контексты, в рамках которых происходит процесс социализации. Одним из самых значимых факторов развития характера ребёнка при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья. Однако во время того, как ребёнок подрастает, в действие вступают множество других агентов социализации.
В течение последних десятилетий наблюдается интенсивное развитие информационных технологий, а также увеличение числа пользователей Интернета среди детей дошкольного и школьного возраста. Всемирная глобальная сеть — это, в первую очередь, источник информации, которая может стать не только благом, но и большой опасностью. В связи с этим возникает вопрос, какое влияние оказывает Интернет на процесс социализации детей в обществе.
Многие дети еще в дошкольном возрасте становятся активными пользователями Интернета. Кому-то предоставляется полная свобода, когда родители ни в коей мере не ограничивают своего ребёнка в часах, проводимых за компьютером и в Интернете. Кто-то сам предоставляет себе эту свободу, в то время как родителям просто не удается уследить за своим чадом. Тем не менее, в таких ситуациях ближайшее окружение в лице родителей в полной мере ответственны за те последствия, положительные или отрицательные, которые за собой повлечет активное приобщение к Интернету детей-дошкольников.
Как только ребёнок начинает ходить в школу, на его становление и социализацию начинает влиять и другой институт, помимо семьи – институт образования. Масштабы компьютеризации и интернетизации общества настолько велики, что они не обходят стороной и современное образование. Если ребёнок в ранние годы своей жизни был изолирован, частично или полностью, от компьютера, и Интернета в частности, то обучение в школе полностью восполняет эти пробелы. Создание компьютерных классов, использование Интернета на уроках, школьные творческие задания, которые требуют от ученика наличия навыков работы на компьютере и в Интернете – всё это является одной из объективных причин освоения подростком «нового жизненного пространства» ― киберпространства.
Поэтому очень важно обучать школьников позитивному использованию возможностей и ресурсов Интернета как социокультурного феномена и современного социального института, учитывать мощный социализирующий и воспитательный потенциал интернет-среды. В противном случае, школьники могут испытывать на себе негативные последствия киберсоциализации: например, воспринимать виртуальное пространство как реальный мир, способ уйти от действительности, или, наоборот, испытывать неоправданный страх перед передовыми технологиями, вплоть до технофобии[5].
Помимо этого сегодня существует проблема распространения и навязывания посредством Интернета информации, которая не отвечает общечеловеческим этическим и эстетичным идеалам и нормам морали. Как результат, виртуальное пространство и доступность информации там становится для школьника как огромной возможностью, так и настоящей катастрофой. Поэтому актуальным является вопрос о том, как обезопасить ребёнка в процессе его социализации от негативного влияние интернет-среды. Этого можно добиться путем осуществления просветительской деятельности по ознакомлению детей с Интернетом как феноменом современного мира, с существующими возможностями интернет-пространства, а также потенциальными опасностями. Это позволит детям лучше ориентироваться в виртуальном мире и корректировать свой опыт киберсоциализации. Подобная просветительская работа должна исходить, в первую очередь, от государства, которое способно финансировать программы тренингов как для детей, так и для их родителей, способствовать созданию условий для повышения квалификации учителей благодаря специально организованным методическим собраниям по проблемам киберсоциализации школьников в интернет-пространстве.
На школьников более старшего возраста Интернет оказывает еще большее влияние среди прочих агентов социализации. Старшеклассники меняют социальные связи, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников и социальных сетей, выступающих источником норм и паттернов поведения для школьников. На данном этапе происходит освобождение от родительской опеки и одновременно вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации. Школьникам старшего возраста присущ определенный набор потребностей, наиболее важными из которых являются потребности в самопознании, в общении со сверстниками, в самостоятельности и независимости от взрослых. Эти потребности старшеклассникам удается благополучно удовлетворять с помощью Интернета.
Для того чтобы максимизировать эффект позитивной социализации старших школьников посредством Интернета, необходимо сообща, путем интеграции усилий институтов семьи и среднего образования, создать такие условия, при которых Интернет стал бы одним из эффективных агентов социализации современной молодёжи. Это может быть постоянный мониторинг и повышение социального и воспитательно-образовательного потенциала интернет-среды, активное использование Интернета в воспитательно-образовательных целях, реализуемых как школой, так и членами семьи, привлечение должного внимания к проблемам социализации старших школьников в Интернете со стороны государства и общества.
Выводы
Таким образом, бесспорным является факт, что социализация детей в начале XXI века, как в российском обществе, так и по всему миру, происходит под сильным влиянием современных технологий и Интернета. В этой ситуации и семья, и школа, и государство, а также другие институты социализации старших школьников утрачивают авторитет и доверие у представителей молодежи, которые теперь усваивают ценности, нормы и модели поведения посредством Интернета. С одной стороны, это может предвещать кризис классических институтов социализации, чрезмерную и пагубную для них самих социальную свободу детей. С другой стороны, стремительное развитие возможностей Всемирной паутины может способствовать формированию нового информационного пространства социализации, а также превращению Интернета в модный и востребованный институт социализации.
Поэтому в условиях перехода к новейшему информационному обществу, в котором базой социального и технического развития является информация, государство должно решить принципиально новую глобальную проблему: создать условия для подготовки детей к жизни и деятельности в условиях информационного мира.
Автор: Ольга Спесивцева
Источник фото: http://keyloggers.mobi
[1] Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.
[2] Фрейд З. Введение в психоанализ. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=60703 (Дата последнего обращения: 24.05.15).
[3] Джордж Герберт Мид. Социальное сознание и сознание смысла / Пер. с англ. Р.Э. Бараш // Эпистемология & философия науки. 2013. Т. XXXV. № 1.
[4] Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
[5] Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор социализации старших школьников // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 1.-С. 16–22.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Навыки академического письма
Поиск
Советы по обучению в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск для учебных пособий
Лучшие руководства по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.
Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs
Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.
Оставайтесь на связи
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис.
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Академическое письмо Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск учебных пособий
Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.