3. Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)
Мировоззрение – это совокупность знаний о мире в целом и месте человека в мире, а также вытекающие из этих знаний цели, принципы, идеалы, ценности, убеждения.
Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[2].
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[3], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[4], теория[5] или наука[6]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[3][7].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
обыденное
Мировоззрение может быть обыденным. Это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты, которые подвержены сильному влиянию на иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.
научное
Научное мировоззрение отражает действительность такой, какова она есть. Содержанием его является совокупность представлений о строении мира и закономерностях его развития. В религиозном мировоззрении также отражается земная жизнь людей, но религия воспроизводит действительность в превратном, фантасгически извращенном виде. В религиозном представлении мир раздваивается на существующий и вымышленный, при этом земные силы приобретают форму неземных. В религиозных образах и представлениях люди воплощают свои чаяния, чувства, стремления. Незаметно для себя они переносят на окружающий мир природы свои чисто человеческие свойства и те отношения, которые присущи общественной жизни людей.
Типы мировоззрения и их анализ
Содержание
- 1 Современное мышление
- 2 Классификация
- 3 Миф – форма общественного сознания
- 4 Религия и мы
- 5 Философия в нашей жизни
Из миропонимания человека исходят его поведение, действия и решения. На наши поступки влияет то, как мы представляем себе этот мир, как мы его воспринимаем и относимся к нему. Воззрение есть у каждого человека, но не у всех оно идеально с точки зрения философии, так как она имеет свои представления о том, какое должно быть мировоззрение. Существуют вполне определенные типы мировоззрения, которые носят идеализированный характер, не присутствующий в чистом виде.
Оно не рождается вместе с человеком и не дается генетикой, оно формируется в течение всей его жизни под влиянием многих факторов. Специфика философского мировоззрения, то есть взгляда на мир, как раз и заключается в изучении, исследовании и анализе отношения человека к миру, учитывая его культуру и цивилизацию, а также взаимоотношение, взаимопроникновение и связь мира с человеком.
Современное мышление
Известнейший в свое время, советский философ Щедровицкий говорил, что подавляющему большинству представителей человечества в современном мире абсолютно не нужно мышление, как таковое. За нас уже многое решили, о многом подумали известные аналитики, которые решали вопросы нашего питания, образования, информирования, одежды и многого другого. Это та ситуация, когда мы стали жить в некоем постоянстве, к которому мы привыкаем.
Современные психологи и философы определяют наше мышление, как способность решать и создавать логические задачи, уметь находить рациональный выход из сложных ситуаций. Анализируя наше нынешнее существование, многие из нас понимают, что в современном мире нам сложно участвовать в процессах такого рода.
Мы часто пытаемся убедить себя, что все пройдет, нашей вины нет, виноваты не мы или нам просто неудобно что-то делать, себе в оправдание. Многим из нас проще придерживаться таких позиций. Вот как раз все это вытекает из нашего миропонимания.
В философском мировоззрении существует утверждение, что мысли материализуются, и действительно, только не по мановению волшебной палочки, а в зависимости от того как мы думаем и о чем. Например, один человек думает о том, что у него может что-то не получиться – это уже его мировоззренческая установка, а другой уверен, что он точно это сможет сделать.
Мы понимаем, что все мы по-разному относимся к своим возможностям и превращаем их в действительность, имеем разные совокупные представления о любых понятиях, которые и получили названия сущное и должное.
Классификация
Мы имеем собственные, оригинальные взгляды, мнения, которые не подвержены стандартам и шаблонному, пропитанному ярлыками и установками взгляду на жизнь.
На картинке справа указаны основные составляющие нашего мышления:
- Мироощущение определяется первичным мнением человека о мире, так сказать, уровнем комфортного или некомфортного нахождения в нем, уровнем чувственного и эмоционального состояния, которое не подвергается жесткому и рациональному осмыслению.
- Совокупность понятий, начиная с абстрактного понятия, и заканчивая системами взаимосвязей понятий, существующих в психике личности, определяется миропониманием – единственное, что невозможно без языковых средств. Ничего нельзя себе объяснить, не проговаривая себе объяснения.
Классификация типов мировоззрения имеет еще и подразделения на компоненты, которые включают в себя познавательную, историческую и географическую принадлежности.
К компонентам имеет прямое отношение и эмоциональный фонд (нервная система, тип характера и другое), нормы и практика.
Рассмотрим наше мировоззрение и его типы с исторической позиции. Эти типы мировоззрения формировались и занимали свое место на протяжении всей истории.
Историческая классификация типов мировоззрения складывается из трех основных компонентов. Постараемся выяснить, какие типы мировоззрения выделяет наука.
Миф – форма общественного сознания
Мифология как исторический тип мировоззрения – самый глобальный, основной и ранний. Часто, когда затрагивается мифологический тип мировоззрения, многие относятся к нему с пренебрежением.
Якобы древние люди жили давно, недолго и плохо, мало что понимали, пользовались мифами и верили в небылицы. Мы же сейчас гораздо умнее, даже неприлично верить в разные мифы.
С другой стороны, человек появился на земле более сорока тысяч лет назад, а философия – чуть больше двух тысяч лет. Значит человек выживал без философии огромный период времени, учитывая его ужасные, в большинстве случаев, обстоятельства. Мифология как исторический тип мировоззрения обеспечила человеку выживаемость, возможность передавать знания, какой бы наивной она ни казалась.
Характерной чертой мифологии как исторического типа мировоззрения является синкретизм, означающий, что все элементы со всевозможных областей опыта, знаний и жизни человека были объединены в единое целое. Проще говоря, такой исторический тип мировоззрения, как мифология, объединял искусство, литературу, ту же философию, даже географию, биологию и другие науки воедино.
Человек, который находится во власти мифологии, относится к несвободным людям, так как он зависим от всех событий окружающей среды и своих соплеменников. Как отдельная личность он не воспринимается.
Мифология как исторический тип мировоззрения уже тогда старалась объяснить окружающий мир, пусть сказками, легендами и мифами, но все для того, чтобы прекратить его бояться, а это значит – понимать его. Мифология − это один из типов мировоззрения, который играет ведущую роль в современном мире.
Наше сознание устроено так, что мы стараемся достроить окружающий мир до целостного взгляда, даже не имея полной информации, то есть, додумываем его. Это и является общим корнем с типом мировоззрения первобытного строя.
Религия и мы
Историки убеждены, что определяющим признаком религиозного мировоззрения является предотвращение социального напряжения в классовом обществе.
С появлением социального и материального неравенства стало необходимым создать строй, чтобы не допустить социальных бунтов, переворотов, любых массовых возмущений. С этим и связано навязывание религиозного мировоззрения, перехватившего эстафету первенства у мифологии.
Религиозное мировоззрение более прогрессивное, чем мифологическое, так как человек с ним более свободен. В христианстве, например, ярко выражено понятие свободы воли. Это подтверждается тем, что религиозное мировоззрение проповедует теорию того, что бог управляет нашей жизнью, но за нашу судьбу мы в ответе сами.
Фигуру божества религиозное мировоззрение понимает несколько по-другому. В мифологии Боги являются телесными существами со всеми их грехами, а в любой религии Бог предстает как сверхъестественное, совершенное и не телесное существо.
Основные черты религиозного мировоззрения – это разделение на потусторонний и реальный мир, то, что Боги рассматриваются как высшие нравственные существа, на которых религиозное мировоззрение призывает равняться, ну и некая свобода выбора человека.
Как бы ни утверждали многие аналитики, что такому типу мировоззрения все меньшее число человечества подвержено, что религиозному мировоззрению приходится постепенно отступать от ведущей позиции в современности, тем не менее, число верующих людей неуклонно растет.
Философия в нашей жизни
В развитии человечества более поздним типом мировоззрения является философское.
Специфика философского мировоззрения характеризуется наличием свободной критической оценки себя, общества, мира, своего места в нем. Это один из самых прогрессивных типов мировоззрения человечества.
Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление.
Специфика философского мировоззрения выражается в выработке собственного взгляда на жизненные позиции, не предполагая наличия философского или еще какого-либо образования. Основные черты философского мировоззрения заключены в появлении специфического языка и доказательств, что в других типах не требовалось.
Философия, по существу, пытается ответить на вопросы на более отвлеченном уровне с привлечением некоторых аргументов. Наука отчасти идет дальше, в смысле аргументации, она отвечает на вопросы причин, а философия занимается вопросами целей. Например, биология не занимается вопросом, зачем живет человек, она отвечает на вопрос, почему он живет.
Философское мировоззрение пытается объединить два исторических типа, таких как религия и наука, то есть пытается объяснить, зачем человеку что-то необходимо, при этом аргументируя свои объяснения.
Несмотря на то, что у всех разное мировосприятие, оно может быть в чем-то и схоже. Это сходство и позволяет выделить основные типы философского мировоззрения, которые характерны для общества в целом:
- Обыденное имеет стихийный характер, сиюминутное нынешнее мнение, а также подверженность чужому, даже некритичному мнению, скажем, это мировоззрение, которое основано на бытовых взаимодействиях (образование, общение, кино и другое). Также к обыденному типу относится то, что случается с нами помимо нашей воли, внешние обстоятельства, события, случайные встречи.
- Научное, характеризующееся логической непротиворечивостью, системностью и структурностью сознания, объясняет сложные и запутанные ситуации особой научной схемой.
- Философское мировоззрение может быть художественно-образным, культурным, кратко говоря – это такой тип, который основан на интуитивном, образном восприятии творческого мира. Такой тип мировоззрения присущ каждому индивиду, но не каждый может ним пользоваться.
- Гуманистическое мировоззрение было отлично описано Гербертом Спенсером, который говорил, что природа человека и есть критерий общественного блага. Это говорит о том, что именно личность имеет право делать все, что ей необходимо и все, что она желает, но не в ущерб другой личности. Гуманистическое мировоззрение призывает к строительству нового общества, в котором человеку должно быть предельно комфортно в любом аспекте его жизни.
Это самые распространенные типы человеческого мировоззрения, которые присущи в разных степенях большинству из нас.
Альбер Камю (философ) интересно подметил тот факт, что мир сам по себе неразумный, бессмысленный и даже абсурдный, а нам предоставлена возможность наделить его человеческими чертами и сделать его узнаваемым. Развитую личность невозможно представить себе вне системного, целостного и развитого мировосприятия.
Возникновение трех различных мировоззрений среди студентов американских колледжей
Опубликовано 15 октября 2013 г.
Ариэла Кейсар
Мировоззрениеамериканских студентов влияет на то, что они ценят, как ведут себя и, возможно, как учатся. Мы обнаружили, что сегодняшние студенты разделены не дихотомически, между религиозным и светским, а скорее между тремя различными мировоззрениями: религиозным, светским и духовным. Высшие учебные заведения должны понимать различия между этими тремя мировоззрениями и разрабатывать учебные программы, учитывающие разнообразие студентов. Высшие учебные заведения, как и американское население в целом, неоднородны. Таким образом, нет единого способа научить миллионы студентов. Мировоззрение учащегося не так легко определить, как его или ее расу или пол, но чувствительность к нему так же важна, как чувствительность к гендерным и расовым различиям.
Новое исследование, проведенное двумя исследователями Тринити-колледжа, профессорами Барри А. Космином и мной, совместно с Центром исследований (CFI), основано на национальном опросе и является частью серии Американских исследований религиозной идентификации (ARIS). Опрос проводился в апреле и мае 2013 года в Тринити-колледже в Хартфорде, штат Коннектикут. В онлайн-опросе приняли участие полностью или частично более 1800 студентов из общедоступных адресов электронной почты, представляющих 38 четырехгодичных колледжей и университетов. университеты. Не являясь строго репрезентативной выборкой, она была географически стратифицирована и предназначена для охвата различных высших учебных заведений: государственных и частных, религиозных и светских. В результате ответившие студенты представляют широкий спектр американских студентов и точно отражают общее студенческое население Америки по полу, расе и году обучения.
американских студента колледжей, участвовавших в ARIS 2013, спросили: «В целом вы бы описали себя больше как религиозного, духовного или светского человека? Выбери один.» Они были почти поровну разделены между тремя различными мировоззрениями: 32% религиозные, 28% светские, 32% духовные и 8% не знают/не уверены. Важно подчеркнуть, что религиозные меньшинство. Как лидеры, студенты колледжей находятся в авангарде более светского американского общества.
Доказательством того, что мировоззрение важно для этих студентов, является то, что оно тесно связано с другими характеристиками. Мы обнаружили невероятный уровень сплоченности внутри мировоззренческих групп в ответах на вопросы, охватывающие широкий спектр вопросов, включая политические взгляды; принятие эволюции и изменения климата; вера в сверхъестественные явления, такие как чудеса или призраки; и вопросы государственной политики, такие как репродуктивные права женщин, однополые браки, усыновление геями, контроль над оружием и позитивные действия при приеме в колледжи.
Удивительно, но между религиозными и светскими студентами не было больших различий в выборе специальности. Студенты, считающие себя духовными, с большей вероятностью будут специализироваться на социальных и поведенческих науках и с меньшей вероятностью будут изучать естественные науки, технологии, инженерию и математику (STEM). Однако это похоже на артефакт их пола; женщины реже изучают STEM. Между тем, респонденты-женщины, как правило, более духовны, а респонденты-мужчины, как правило, более светские. Интересно, что среди студентов, называющих себя «религиозными», не было выраженного гендерного разрыва — религиозное мировоззрение одинаково привлекает мужчин и женщин.
Однако среди гендерных различий учащиеся женского пола, как мы выяснили, в большей степени, чем юноши, склонны верить в чудеса и в действенность молитвы. Причина в том, что они чаще описывали себя как духовных, или это связано с их религиозным воспитанием, или с другим фактором, который мы еще не исследовали? Понятно, что трудно определить, как различия в мировоззрениях ориентируют мужчин и женщин на годы учебы и жизни в кампусе. Вот несколько сложных убеждений для преподавателей факультетов и администраторов университетов, которые, как мы обнаружили, характерны для каждой группы мировоззрений.
На вопрос «Веришь ли ты в чудеса?» подавляющее большинство (84%) религиозных студентов подтвердили свою веру в чудеса — гораздо больше, чем светские студенты (13%) и больше, чем духовные студенты (55%). Светские студенты, напротив, в основном были привержены разуму и рационализму. На вопрос: «Верите ли вы в разум/рационализм?» подавляющее большинство (83%) сказали «да» — гораздо больше, чем религиозные студенты (63%), и несколько больше, чем духовные студенты (73%).
Вера в эволюцию/дарвинизм против креационизма/разумного замысла – это клиновидная проблема в американском обществе, бросающая вызов религиозным доктринам и учениям и вызывающая возмущение советов по образованию по всей стране. Светская группа подавляющим большинством одобряла эволюцию (93%) и отвергли креационизм (только 5% сказали «да»). Большинство (77%) духовных учеников верили в эволюцию, но значительное меньшинство (26%) верило в креационизм или разумный замысел. Религиозные студенты разделились. Большинство студентов-религиозников верили в креационизм/разумный замысел, но другое большинство верило в эволюцию/дарвинизм. Предположительно это отражает раскол между консервативными и либеральными верующими: около 25% верят в обе теории. Может ли разделение студентов между этими различными мировоззрениями помешать открытому обмену идеями в кампусе? Может ли это помешать преподаванию естественных наук и нарушить обстановку на уроках естествознания?
Помимо вопроса об их мировоззрении, мы спрашивали об их религиозной принадлежности — другое, хотя и явно родственное понятие. Рост числа «Нет» как категории религиозной идентификации стал одним из основных результатов американских исследований религиозной идентификации в 2001 и 2008 гг. остальные выбрали духовное. Вряд ли кто-то выбрал религиозный вариант.
Сегодняшняя молодежь, особенно студенты колледжей, дистанцируется от организованной религии — по крайней мере, одна треть не исповедует никакой религии.
«»Я духовен, но не религиозен» — это один из распространенных рефренов нашего времени, особенно если вам случается проводить много времени среди студентов колледжа, изучающих религиозные курсы». блоги нашего коллеги Марка Силка. Что отличает тех, кто считает себя духовным? Духовная категория не является просто промежуточным звеном между религиозными и светскими категориями. Духовное ближе к религиозному по многим метафизическим вопросам, но ближе к светскому по государственной политике и социальным вопросам. Их политический либерализм наряду с их мистицизмом — верой в карму и реинкарнацию — является частью причины, по которой они отличают себя от религиозного мировоззрения.
В мире, где гендерная идентичность умножается, а расовая/этническая идентификация становится все более размытой, мировоззрение учащихся представляется довольно отчетливым и хорошо сформированным. Не говоря уже о равномерном балансе — около одной трети религиозных, одной трети светских и одной трети духовных. Это имеет значение для всего: от служения в кампусе до преподавания курсов по религии, философии, литературе и т. д. Добро пожаловать в новый трехсторонний мир религии/секуляризма/духовности.
Ариэла Кейсар , демограф, адъюнкт-профессор программы государственной политики и права в Тринити-колледже. Она является главным директором Американского исследования религиозной идентификации (ARIS) 2008 и 2013 годов.
Похожие сообщения:
Нечестивая троица? Институт секуляризма обновляет учебную программу по гуманитарным наукам
Моменты смысла: религиозный плюрализм, духовность и высшее образование
Поделиться этой страницей
Рубрика: Анализ, Журнал.
Теги: Американское исследование религиозной идентификации (ARIS), религия, секуляризм, духовность, Тринити-колледж
Три категории мировоззрения и почему я на них фокусируюсь
Недавно мой хороший друг предложил мне переформулировать основные категории моего мировоззрения. Он читал книгу Джеймса Андерсона «9».0005 Каково ваше мировоззрение и понравились четыре основные категории Андерсона. Он предложил мне принять эту структуру. Его предложение вызвало это размышление.
Мое собственное мировоззренческое путешествие началось с Фрэнсиса Шеффера из L’Abri Fellowship в Швейцарии. В течение многих лет я определял мировоззрение как «набор предположений, основанных на сознательной или бессознательной вере относительно основного устройства мира и того, как он устроен». (Подробнее об этом см. в моей книге Discipling Nations: The Power of Truth to Transform Cultures .)
В мире существуют сотни религий и тысячи философий. Целая жизнь не позволит никому изучить это множество идей, не говоря уже о том, чтобы понять их все. Только если мы сможем разделить каждый из них на его основные компоненты, мы сможем понять их смысл. Эта дистилляция сводит эти философии и религии к мировоззренческому уровню.
Подумайте об этом так. Что общего между вином, газировкой и молоком? Все они напитки. Сейчас есть много разных видов молока, возможно, сотни разновидностей газированных напитков и тысячи вин. Но что делает вино вином, а не газировкой? Что делает газировку, газировку, а не молоко? Если бы вы отделили жидкость от каждого из этих напитков, у вас осталось бы то, что делает газировку газировкой; вино, вино; и молоко, молоко.
Точно так же, если мы разложим сотни религий и тысячи философий на их составные части, вариантов для изучения больше не будет тысяч, а только несколько. Это значительно облегчает понимание всех этих идей.
Хотя те, кто пишет на тему мировоззрения, понимают важность мышления для понимания жизни, мы не все сводим к одному и тому же количеству основных мировоззрений. Вот пять различных подходов в качестве примеров многих других:
- Джеймс Андерсон, автор, которого читал мой друг, — философ и теолог. Он предлагает четыре основных мировоззрения: монотеизм, пантеизм, политеизм и атеизм.
- Summit Ministries, обучающая молодых людей мыслить в рамках библейского мировоззрения, использует шесть категорий: библейское христианство, ислам, светский гуманизм, марксизм-ленинизм, космический гуманизм и постмодернизм.
- Джеймс Сайр в своей основополагающей книге « Вселенная по соседству » выделяет девять категорий мировоззрения: христианский теизм, деизм, натурализм, нигилизм, экзистенциализм, восточный пантеистический монизм, новый век — духовность без религии, постмодернизм и исламский теизм.
- Ричард Ломбард из Worldview U предлагает три основных мировоззрения: теизм, атеизм и пантеизм.
- Фредди Дэвис из MarketFaith Ministries сосредотачивает свое преподавание мировоззрения на практической социологии. Он предлагает пять категорий: натурализм, анимизм, дальневосточная мысль, теизм и реляционное откровение.
Очевидно, что в них есть как общие черты, так и различия. Но, во всяком случае, как лучше разделить категории мировоззрения? Три? Девять? Что-то между?
Изучая мировоззрение на протяжении многих лет, я обнаружил, что большинство писателей сводят предмет к академическому и абстрактному.
Из-за моего сердца к людям, живущим в мире голода и нищеты, моя работа над мировоззрением была доведена до практики. Идеи имеют последствия. Каждое базовое мировоззрение имеет практические последствия. Это пересечение, казалось бы, не связанных между собой проблем мировоззрения и бедности, которые движут моей жизнью. (Чтобы узнать больше о моем путешествии, перейдите сюда. )
В своих лекциях и письмах о мировоззрении и развитии я сосредоточился на трех основных мировоззрениях:
- Иудео-христианский теизм,
- Атеизм (секуляризм – атеистический материализм, натурализм и др.) и
- «Анимизм»
Я использовал эти три категории по двум причинам: практической и философской.
С практической точки зрения я заметил, что большинство культур, где процветала бедность, были анимистическими по своему мировоззрению. Сюда входят явно анимистичные народы Африки, Азии, Центральной и Южной Америки, а также народный анимизм, встречающийся в исламской, индуистской и буддийской культурах. Я обнаружил, что анимизм возводит барьеры как для экономического, так и для целостного развития.
Индустрия помощи и развития, в которой я проработал 27 лет, в основном функционировала на основе атеистически-материалистического набора предположений. Даже отдельные христиане и организации, работавшие среди бедняков, во многом определялись материалистическим анализом причин бедности и ее решений. Слишком часто решения отрасли по борьбе с голодом и нищетой основывались на перераспределении ресурсов. Такой подход порождает непреднамеренные последствия, такие как зависимость и еще большая бедность.
Я пришел к выводу, что причиной бедности является анимистическое мировоззрение. Я был вынужден увидеть, что атеистически-материалистические решения не решают проблему. Скорее, именно иудео-христианское мировоззрение — мировоззрение реальности — обладало метафизическим капиталом для решения очень практических проблем голода и нищеты.
С более философской точки зрения, я бы сказал, что все религии и философии можно разделить на три основных мировоззрения:
В широкую категорию «анимизма» (реальность в конечном счете духовна) входят две подкатегории. и множество подмножеств. Широкие категории — политеизм — множественные конечные личные божества и пантеизм — вселенная — это один безличный дух .
Подмножества политеизма включают традиционные анимистические религии, традиционные африканские религии, древнегреческие и римские религии ВЗ. божества, такие как Ваал, синтоизм и современный мормонизм.
Подмножество пантеизма будет включать монизм, индуизм, буддизм, Нью Эйдж, Аватар, Гею – радикальный энвайронментализм и силу (Звездные войны). В то время как материализм следует по спирали смерти на Западе, постмодернистский мир обращается за ответами к пантеизму.
Атеизм, конечно же, рассматривает вселенную как в конечном счете физическую; он отрицает Бога и любую духовную реальность. То, что я широко называю атеизмом, включает подмножества и альтернативные ярлыки, такие как: натурализм, секуляризм, светский гуманизм, дарвинизм, эволюционизм, редукционизм, фашизм, нацизм и коммунизм.
Радикальной альтернативой атеизму (все физическое) и анимизму (все духовное) является «монотеизм», вера в одного личного и бесконечного Бога. Теизм имеет две широкие подкатегории: унитаризм и тринитаризм.
Унитаризм рассматривает Бога как единую, индивидуальную, неделимую, бесконечную личность, творца вселенной. Это отражено в еврейском слове Яхид — «единичный», «абсолютный» или «неделимый»; (1=1). В эту подкатегорию будут включены современный иудаизм, деизм, универсализм, ислам и моральный теизм.
Тринитаризм понимает, что Бог — это «соединенный» или «соединенный», отраженный в еврейском слове Эхад — «соединенный», «составной» или «связанный вместе», как используется в Бытии 2:24; Второзаконие 6:4-5; (1+1+1 = 1)
Единый и Многочисленный Бог – Эхад , это конкретно троичный Бог, раскрытый в Ветхом и Новом Заветах. Есть один Бог, который существует в Трех Лицах. В эту категорию входят христианство и древний иудаизм.
Философская сторона нашего обсуждения помогает нам разделить множество философий на три основных мировоззрения: анимизм, атеизм и иудео-христианский теизм. Но это не критическая проблема.
Что важно, так это то, что идеи имеют последствия. Мировоззрение не только определяет то, как мы видим мир; они определяют виды сообществ и обществ, которые мы будем строить, и определят, как мы реагируем на очень практические вопросы, такие как реальность голода и бедности в нашем мире.