4 темперамента человека: Сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик — 4 основных типа темперамента или как понять что вы за человек

Содержание

Сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик — 4 основных типа темперамента или как понять что вы за человек

Сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик — 4 основных типа темперамента или как понять что вы за человек

Здравствуйте! Вы наверное часто  задаетесь вопросом — кто такие  флегматики, холерики, меланхолики, холерики и сангвиники. По сути это 4 основных темперамента. И всегда интересно  узнать чем флегматик отличается от холерика и кем лучше быть  меланхоликом или сангвиником.

Ну а еще интереснее понять кто  ты  есть сам и разобраться в себе. По сути темперамент определяет характер человека. В принципе похоже  на гороскоп, но  вам  надо  почитать про все типы темпераментов, чтобы понять к какому типу темперамента  вы ближе всего.

В этой статье  я  освещу все типы  темпераментов, а  также в конце  будет  возможность пройти  простой  логический  тест  на  определение вашего типа темперамента.

Типы темперамента по Гансу Айзенку (тест)

На данный момент актуальной является классификация  по Айзенку. Этот ученый для того чтобы отнести  человека к одному  из 4  типов  темпераментов (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) использовал  2 шкалы:

  1. Невратизм.  Он  характеризует степень эмоциональной  нестабильности человека, склонность к депрессии. Говоря простыми словами этот показатель говорит  выдержанный  ли  это  человек  или способный впадать в крайности.  Человек  с высоким уровнем невратизма  будет   беспокойным  и не уверенным в себе. Высокий невратизм не означает, что  человек  является невротиком, но у него высокий шанс стать им  при длительном стрессе.
  2. Экстраверсия и интроверсия. Высокий показатель по экстраверсии  означает, что  человек больше  направлен  на внешний мир любит общаться  и  завсегда с народом. Такие люди легко идут  на риск  и не бояться взаимодействовать с другими людьми. Интроверсия характеризует людей замкнутых, малообщительных  они в  основном погружены в свой внутренний мир. Более подробно  можно  почитать  в моей  статье про интровертов и экстравертов.

Таким образом по Айзенку темперамент состоит всего  из 2 переменных — степень нейратизма и степень экстраверсии. В итоге  все это  можно  представить в виде графика, когда по вертикальной оси откладывается нейротизм ( степень возбуждения психики),  а по горизонтальной  экстраверсия (степень нелюдимости).

Естественно  разным людям присущи  разные степени этих параметров, а из их комбинации и формируется темперамент человека. Как  правило очень  трудно  найти  чистого сангвиника, флегматика, холерика  и  меланхолика, но обычно этого  и не требуется достаточно только выбрать к какому из 4 типов темпераментов более относится человек.

Смотря на график можно с уверенностью  сказать, что:

Холерик — это человек, который характеризуется высокими показателями нейротизма и экстраверсии, то есть эдакий  «городской сумасшедший». Он обладает самым высоким уровнем возбудимости и самым низким уровнем торможения психики.

Это делает его агрессивным и вспыльчивым с постоянно меняющимся настроением.

Разговаривают  такие люди быстро и активно жестикулируя. И при этом он   не способен контролировать свои эмоции.

Меланхолик — Это человек, который характеризуется высокой степенью  нейротизма,  но  низкой экстраверсией. Меланхолики крайне восприимчивы и чувствительны по отношению к внешней среде. В силу этого они свои эмоции, коих у них очень много  не проявляют, а держат в себе и поэтому они замкнуты и консервативны.

Сангвиник — это человек, который способен контролировать свои эмоции этакий спокойный холерик. Он может быстро менять свои планы и быстро адаптироваться к внешним обстоятельствам. Если его что то  заинтересовало, то он способен проявлять большую  активность. Сангвиник это общительный и жизнерадостный человек, но в какой то степени легкомысленный, который не способен  на какое то длительное занятие (работу, отношения).

Флегматик — это человек, который отличается отменным спокойствием его очень сложно вывести из  себя и нарушить его внутреннее эмоциональное равновесие. С этим связана его низкая адаптация к изменениям и переключения рода деятельности. Со стороны может показаться, что флегматики медлительны и очень сдержаны.

Тест айзенка на темперамент

Вот именно  так выглядит классификация Айзенка  на темперамент и она очень простая.  В таком случае  тест  на темперамент будет  выглядеть донельзя просто:

  • Например, если  вы видите, что  человек попросту необщительный то можно говорить о  том,что он интроверт и остается определить степень его эмоциональности, если он реагирует на какие то внешние раздражители, то он  меланхолик, а если остается спокоен, то флегматик.

  • И все то же самое можно применить к экстравертам, если  может контролировать свои  эмоции, то сангвиник, а  если  нет, то  холерик.

Сангвиник — кто это такой и каковы его характеристики

Данный тип темперамента является как бы усредненной нормой всего  человечества, во  всяком случае  так считал академик Павлов, а остальные типы он считал отклонением от этой нормы.

  • Сангвиник обладает сильной  нервной системой. Отсюда  и его высокая работоспособность  и способность переключаться с одной  деятельности  на другую. И также он может быстро адаптироваться к любой ситуации.

  • Сангвиники имеют высокий порог чувствительности, поэтому внешние силы не выводят его из   себя, как холерика, он он  не чувствителен к мнению других людей.
  • При этом у него подвижная нервная система,  что оказывает  влияние  на его поведение. В жизни у  таких людей активная мимика и жестикуляция.
  • Сангвиник — это яркий представитель экстравертов  и таким образом все его внимание направлено вовне, а значит внешние объекты для него  гораздо важнее чем внутреннее.
  • Сам по себе он живой и экспрессивный, стремящийся реализовать все свои импульсы. Если   ему чего то хочется делать он это делает,  а не терзается сомнениями, как  например меланхолик. И при этом контролирует свои импульсы в отличие от холерика.
  • Данный набор качеств делает сангвиника адаптированным  и чувствующим в среде социума наиболее комфортно.
    Они хорошо вписываются в общество и стараются не отличаться от других.
  • При этом сангвиник обладает сильным «эго»  он отлично контролирует свои эмоции, чувства. Способность сдерживать себя предполагает преобладание рационального  мышления  над иррациональным. Сангвиники — это вполне рациональные и логичные люди.
  • Для такого типа темперамента подходит  разнообразная работа с людьми. То есть лучший продавец  выйдет именно  из  сангвиника, поскольку он  легко  адаптируется к любым людям и может легко  коммуникацировать с ними.
  • А вот для работы психологом сангвиники мало пригодны,  поскольку данная  работа предполагает  высокую чувствительность  к чужому мнению, а не проталкиванию  своих интересов.
  • Сангвиники обладают посредственной способностью к обучению  и в основной массе  не обладают  глубокими  знаниями. Приобретенные  навыки  сохраняются не очень долго, а при переключении рода деятельности быстро  забываются.
  • Такой человек не особо способен  на глубокие отношения с людьми ибо чувства сангвиника довольно  быстро блекнут. В дружбе все тоже очень похоже отношения продолжаются до того момента, пока  не произойдет  расхождения в интересах.
  • Сангвиники обладают не очень хорошими лидерскими качествами. Кроме этого они легко ладят с людьми любого другого типа темперамента.
  • В конфликтах сангвиники стремятся выкрутиться и сгладить ситуацию с помощью слов нежели с помощью кулаков, хотя последнее тоже  возможно.

Холерик — кто это

Холерик обладает самой сильной, но  крайне неуравновешенной  нервной системой, то есть у него  преобладает  возбуждение в мозговой деятельности. Это предполагает крайнюю эмоциональность человека и его сильную реакцию  на  внешние стимулы.

  • Однако чувствительность у холерика крайне низкая, поэтому он не очень хорошо оценивает внешнюю  действительность (не рубит фишку). А скорость внешних процессов  у него более высокая, чем у сангвиника, поэтому он крайне быстрый и крайне резкий.
  • Холерик — это тоже экстраверт, то   есть для него важнее  внешние стимулы,  чем внутренние.
  • Такой тип людей всегда стремится реализовать свои побуждения в том числе и в экспрессии. Жесты  холерика более резкие и быстрые, чем у сангвиника.
  • Холерик очень реактивен имеет быстрый отклик  на внешние стимулы, в связи с чем его внимание легко привлечь, а реакция на внешние раздражители  у него  также завышенная.  Например он  может принять в штыки любое замечание.
  • Холерик также адаптивен, хотя и в не такой степени, как сангвиник, поскольку его  реакции  на внешние  раздражители кажутся окружающим не совсем адекватными.
  • У холериков слабое «эго», то  есть он не может сдерживать свои эмоции. Такие люди очень эмоциональны и принимают они решения на эмоциональной основе , то  есть у них преобладает иррационально  мышление.
  • Для таких людей подойдет работа в СМИ или шоу-бизнесе. Так как они хорошие актеры и могут  легко вживаться в роль. Также для них подойдут профессии  музыкант и художник.
  • Холерики в основном своем не обучаемые, то есть хватают  поверхностные знания, но не общую теорию, поэтому говорить  о высоком профессионализме и глубине знаний здесь довольно сложно.
  • Отношения с людьми у холериков разнообразные. Обычно окружающим надоедают эти беспричинные и неадекватные реакции. У холериков отношения всегда перенасыщены. Но холерики могут  сильно привязаться к человеку вплоть до дикой ревности и обиды.
  • Любовные  отношения у холериков пылкие, но короткие. Наиболее оптимальная пара это холерики и сангвиники, а вот флегматики и меланхолики  таких людей  на  дух  не переносят.
  • Очень  часто холерикам приписывают  выдающиеся лидерские качества, но  тут все  не  так однозначно,  например Жириновского  можно  назвать лидером  на   публике,  но  не  в жизни.
  • Например в большинстве пар сангвиник-хорлерик  лидером становится сангвиник, потому что он  поумнее и похитрее. А холерик достаточно эмоционален   и просто  идет  на поводу   у сангвиника.
  • На конфликты холерик также реагирует  вполне эмоционально. Он вряд ли будет использовать общение  для  решения проблем, а сразу пустит в ход  кулаки  или будет орать в зависимости от типажа. Однако люди  такого типа очень  пугливы, поэтому  если  их  запугать они  быстро  пойдут  на попятную.

Флегматик — его характеристики личности

Флегматик обладает весьма спокойной  и инертной нервной системой (его трудно  вывести  из  себя). Такие люди очень хорошо справляются с долгой монотонной деятельностью при этом  совершенно не  уставая. Такой человек  может  залипнуть  на что то  и  ему довольно  сложно  переключиться.

  • Нервная система флегматика весьма медлительна, поэтому со стороны он  может  выглядеть весьма тормознутым как в действиях,  так и в восприятии. Как  правило  такие люди мало жестикулируют  и двигаются и не особенно  ловки  и быстры. Особенно флегматикам тяжело отреагировать, когда передается что то  на эмоциональном уровне.
  • Флегматик  — это  ярко выраженный интроверт и ему интересен его внутренний мир, чем внешние стимулы. В отличие от меланхолика для которого важны его эмоциональные процессы для флегматика  важны его мысли.
  • Из за преобладания процессов торможения в мыслительной деятельности  таким людям очень легко сдерживать свои  внутренние  эмоции  и  у них сильное эго. Но для них свойственно  накопление аффекта,  то  есть в  первый раз флегматик сдержится, во второй тоже, а в третий может  так  разрядиться, что мало никому  не покажется.
  • Флегматики достаточно социально адаптивны. Проблемы могут возникать  лишь в понимании чувств и подтекстов других  людей.
  • Также флегматики достаточно легко и непринужденно поддерживают социальные установки хотя они до них доходят слегка медленно.
  • Из за преобладания торможения в эмоциональной сфере такие люди весьма рациональны и решения принимают  на основе логики.
  • Для флегматиков хорошо подходит индивидуальная и монотонная работа. Из них получаются отличные финасисты,  научные работники и инженеры. Люди с таким темпераментом отличные работяги.
  • Флегматиков много и в науке. Обучаемость у таких людей невысокая, то есть они долго схватывают те или иные навыки, однако если они чему то научились, то  уже никогда не забудут.
  • С людьми флегматик сходится тоже довольно медленно  и при этом отношения сохраняются все равно довольно поверхностными из  за отсутствия эмоционального подтекста.
  • Но тем не менее такие люди способны  на долгие отношения, потому что им попросту сложно  переключиться  на другого человека, поскольку они  залипают. Хотя расставшись с вами флегматик не  так уж расстроится из  за крайне низкой эмоциональной составляющей  и склонности к интроверсии (одиночеству).
  • Флегматики хорошо сходятся с меланхоликами, сангвиниками, а вот с холериками у них будут  не лады.
  • Лидерские качества  у флегматиков полностью отсутствуют  ему неинтересны люди  и он  не способен их  эмоционально  завести. В любых прах, что  с меланхоликом, что с сангвиником он  будет скорее ведомым.
  • На конфликт флегматики никак  не  реагируют, то есть они никак не выказывают эмоций при агрессии направленной в их сторону. А чтоб довести таких людей до рукоприкладства надо  очень постараться,  зато в этом случае выброс гнева может быть колоссальный.

Меланхолик — кто это такой

И последний тип темперамента.

  • Меланхолик обладает слабой нервной системой (подвержен эмоциональным всплескам). Это означает, что он не способен к долгим нагрузкам  и страдает отвлеченностью  внимания. Поэтому такие люди слабо  поддаются гипнозу слишком сильно отвлекаются и не способны сосредоточиться.
  • При этом нервная система меланхолика является застревающей. Поэтому знайте, что если  вы такого человека обидите, то он  запомнит вам это  на всю  оставшуюся жизнь.

  • Казалось что  такая нервная система должна помочь сконцентрироваться  на какой-либо  цели  залипнуть, но проблема в том, что при любой неудаче меланхолик сдается и не делает больше попыток..
  • Склонные к меланхолии люди самые чувствительные  из все х типов к внешней среде, поэтому они видят тонкости, которые никогда другой человек не заметит. В том числе и тонкости в повелении других людей.
  • Меланхолик лучше всех понимает оттенки эмоций и поведение других людей, хотя сам  часто кажется не эмоциональным и его часто путают  с флегматиком.
  • Скорость нервной системы меланхолика довольно высокая, но все эмоции  у него  бурлят внутри.
  • Внешне меланхолик выглядит тормознутым, но еще в отличие от флегматика эмоционально  загруженным.
  • Мыслительные процессы у меланхолика протекают быстро и одна мысль сменяет другую.
  • Меланхолик это интроверт, но уже более погруженный в свои эмоции, а не мысли, как  флегматик. При этом его жесты и мимика  невыразительны, поскольку он  старается  не проявлять свои  чувства вовне.
  • У таких людей  довольно  слабое «эго»  они в принципе способны сдерживать свою экспрессию, но не способны сдерживать свои побуждения и эмоции. Например такому человеку очень трудно вставать утром по будильнику.
  • Меланхолик самый дезадаптивный тип личности. Он как правило ни с кем не может найти общий язык и практически не придерживается социальных норм и правил.
  • Человек с таким темпераментом очень долго адаптируется к той или иной деятельности  и  среде обитания. Связано это опять со слабой нервной системой и той тревожностью, что порождает  эта слабость.
  • То есть меланхолик это одновременно  и очень тревожный тип. Любой незначительный внешний стимул у него  уже вызывает  напряжение. В связи с этим именно таким людям чаще всего присуща социофобия.
  • Общаться с другими людьми ему неинтересно он интроверт, а выплескивать свои эмоции он не умеет. Хотя есть исключения меланхолик может очень долго общаться  на тему, которая будет ему интересна. Если  же тема неинтересна, то он будет молчать. В связи  с этим этому темпераменту  незаслуженно приписывают молчаливость и застенчивость, что  далеко не так.
  • Меланхолики более рациональны, чем холерики, поскольку подавливают свои  эмоции. В связи с этим человеку с таким темпераментом лучше всего подойдет индивидуальная работа не в коллективе, но где не требуется жесткого напряга и четких сроков исполнения.
  • Ну и конечно же хорошо подойдет творческая работа причем не актерство, как  у холериков, а создание чего то нового типа дизайнера, режиссера, научного  деятеля.
  • Меланхолики самый обучаемый тип личности. То есть они быстро учатся и знания у них остаются надолго. Поэтому меланхолики  хорошо обучают и других, поскольку хорошо вдаются в тему. Именно этот тип людей является основным двигателем науки. Гениальность чаще всего присуща именно меланхоликам, но еще и флегматикам.
  • С людьми меланхолик сходится очень долго  зато расстаться может  почти мгновенно. То есть для таких людей характерно  быстрое изменение мнения.
  • Общаются люди данного темперамента с флегматиками они их меньше всего грузят.  Холериков они ненавидят, если только это не  существо противоположного пола тут возможны варианты. При этом они моногамны и способны  на длительные отношения.
  • По поводу лидерских качеств меланхоликов сказать сложно. Все данные у него для этого  есть (ум, способность быстро схватывать), но  вот общение перенапрягает их нервную систему да и зачастую просто неинтересно. Поэтому у него довольно  быстро  сгорает мотивация  на какое то лидерство.
  • На конфликты меланхолики  реагируют по  разному в основном они тормозят и впадаю в ступор не давая выйти эмоциям наружу.

Выводы по определению типа темперамента

Вам надо принять, что темперамент и является определенной врожденной структурой психики не следует воспринимать все вышеописанное  как догму. Любой темперамент проявляется через социальные конструкции в которых человек обитает.

Чем взрослее становится человек,  тем он становится  более социально  адаптированным  и  тем больше размываются  границы  между темпераментами. В завршении хочу продемонстрировать картинку, которая показывает   отношения флегматика и холерика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Твитнуть

Поделиться

(Visited 334 times, 1 visits today)

Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом //Психологическая газета

Как известно термин «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις — «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален [3]. Темперамент — это базовая, устойчивая характеристика личности человека. Выделяют три основных параметра темперамента: величина энергетического потенциала человека, скорость реакции и эмоциональный фон [2–4]. Эмоции являются мощным импульсом для решения проблем. В зависимости от темперамента меняется энергетический потенциал: у флегматиков он достаточно мощный и постоянный, у холериков — мощный, но быстро истощающийся, у меланхоликов — маломощный и неустойчивый, а у сангвиников лишь эпизодически проявляется на высоком уровне под влиянием благоприятных условий [3, 6, 9].

Темперамент — врождённый биологический фундамент, на котором формируется личность. Предельный темп и скорость реакции, темп усвоения перемен, инерционность принятия решений и ритм пульсаций — динамические аспекты поведения, определяющиеся темпераментом [3, 6, 9, 10].

Темперамент человека определяет также, насколько легко возникает эмоциональное возбуждение, какой интенсивности оно будет, какой фон настроения будет преобладать и насколько легко он может измениться [2–4, 10].

Таким образом, темперамент можно представить как систему ограничений, некие рамки, внутри которых идет развитие индивидуальности. Всё это является предопределяющим фактором работоспособности, реагирования на кризисные ситуации. Врождённые особенности темперамента несколько нивелируются за счёт развития и обучения, а также под влиянием культурных традиций. Чем значимее для человека его соответствие социальным и этическим нормам, тем существеннее будет данное сглаживание.

Под влиянием воспитания и образования проявления рефлекторного поведения в нормальных условиях будут пристойны. Однако в условиях кризисной ситуации, в напряженном, взволнованном состоянии, возрастает тенденция к врождённым формам поведения, а вероятность использования нестандартных подходов к проблеме падает. То есть врождённые формы реагирования могут вновь проявиться под влиянием экстремальных условий, так как не требуют большого количества энергетических затрат и сложности регулирования. Внутренняя перегрузка, выходящая за рамки адекватного поведения, способна смыть культурные наносы. Л.С. Выготский [2] считал темперамент предпосылкой, а характер — конечным результатом воспитательного процесса. Он отмечал, что если в спокойных условиях темперамент предоставляет личности достаточно широкие границы скорости возможных реакций, то в ситуациях тревоги и страха его влияние на способ и эффективность деятельности усиливается, поскольку такие условия способствуют осыпанию «шелухи» воспитания и обнажают врождённый остов. При этом стоит заметить, что ощущение внутриличностной перегрузки человека может быть следствием несовместимости и избыточного количества семейных и профессиональных ролей, исполняемых им [3, 8, 11]. Для каждого человека есть определённая совокупность таких ролей, зависящих от обстоятельств, темперамента и возраста. Довольно часто между родителем и ребёнком с разными темпераментами возникают конфликты из-за взаимного непонимания [2–4, 6, 9]. Например, быстрая и взрывная мать холерического темперамента не понимает замедленную дочь-флегматика. Реакция на стрессовые ситуации у людей с разными типами темперамента и формы психологических защит представлены в таблице 1.

Если человек будет осознавать особенности собственного темперамента, то в дальнейшем это поможет ему совладать с собой и не потерять контроль над своим поведением.

Перегрузки провоцируют стресс, увеличивают вероятность того, что человек не справится с обстоятельствами [7]. Усугубить данную ситуацию может повышенное ощущение риска. Лица с разными типами темперамента будут ощущать его в разной мере. Не всех чувство риска приводит к перегрузкам и нарушению поведения. Холерики и сангвиники работают даже лучше в ситуации форс-мажора, а флегматики и меланхолики действуют продуктивнее в условиях, когда направление поиска решения уже заранее определено или имеет место чёткая, формализованная и стабильная структура производственного процесса. Ещё одна особенность, различающаяся у людей с разными типами темперамента, — устойчивость, обеспечивающая работоспособность, — представлена в таблице 2.

Врожденная лабильность, подвижность психических процессов у лиц с разными типами темперамента накладывает свою печать на их прогностические возможности [3, 10, 11]. У выраженного холерика время, используемое для анализа событий, короткое, что, естественно, подкрепляет его тактические возможности и снижает стратегические. Поэтому в случае, когда только анализ длительных временных интервалов ведёт к оптимальному решению, холерики малопродуктивны и, чувствуя это, проявляют агрессию и взрывной негативизм («Кому все это надо!»). Зато у флегматиков оптимальное время анализа существенно больше, что способствует стратегическим решениям. Вместе с тем их медлительность, невозмутимое спокойствие и осмотрительность не позволяют им оперативно оценивать как обстановку, так и собственные действия. В случае необходимости принятия решения у них сразу же формируется внутренний протест («Так серьезные дела не делаются!»).

Обсуждая влияние темперамента на особенности защиты и совладания, надо принять во внимание и деформирующее влияние возраста [8]. У подростков и юношей жизненный тонус высок и скорость реакции максимальна. Поэтому, с одной стороны, может сложиться ошибочное впечатление, что среди молодых больше холериков и сангвиников, чем среди пожилых людей. С другой стороны, при всех формах темперамента в зрелом возрасте скорость обменных процессов замедляется и, соответственно, скорость реагирования сдвигается от холеристических к флегматическим показателям.

Возраст по-разному влияет на лиц разного темперамента [9]. Сангвиники плохо ощущают скоротечность времени, но в среднем возрасте могут обнаружить, что в их жизни осталось мало целей, к которым стоило бы стремиться. Осознавая, что им не суждено быть вечно молодыми, начинают думать, как жить дальше. Флегматики все больше стремятся к собственной значимости — титулам и званиям, то есть ко всему, что гарантирует уверенность, прочность, престиж, поэтому в зрелости не чураются интриг, это отличает их от меланхоликов, которые для этого слишком чувствительны, от холериков, негибких и излишне прямых, и от сангвиников, которым это неинтересно. Достижения одинаковой продуктивности в своей деятельности у лиц с разными типами темперамента, обеспечивается разными психическими затратами. У людей чьи свойства темперамента будут адекватны параметрам задачи, затраты будут минимальны [3, 12]. В противном случае неправильно поставленная задача потребует чрезмерного количества сил и приведёт к быстрому утомлению и даже истощению.

Именно с этих позиций в таблицах 3–6 представлены особенности эмоций, общения, самооценки и поведения в критических ситуациях у лиц с разными видами темперамента

В современной психологической науке [1, 3-6, 8, 11, 12] выделяют следующие основные стратегии преодоления стресса (копинг-стратегии) (рис.1)

В работах современных психологов [4] приведено большое количество стратегий совладания со стрессом. Основные копинг-стратегии совладания со стрессом приведены на рис. 2.

Преодоление стрессовых ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которые проявляются в определенных стратегиях и когнитивных действиях. Характер этих стратегий в значительной степени зависит от особенностей личности, жизненного опыта, а также психологических факторов, которые определяют индивидуальное своеобразие процессов преодоления и совладания. При этом, во-первых, высока значимость свойств темперамента личности в выборе тех или иных стратегий совладания и психологических защит. Во-вторых, существует тесная взаимосвязь между теми личностными конструктами, включая темперамент, с помощью которых возникает определенная реакция на стрессовую ситуацию, и тем, какую стратегию поведения при стрессе человек выберет.

  1. Алексанин С.С., Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю. Подготовка отечественных научных журналов и статей для международных баз данных // Медикобиологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2013. – № 3. – С. 87–94.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл: Эксмо, 2005. – 1129 с.
  3. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. – 655 с.
  5. Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю., Зотова А.В. Анализ диссертационных исследований по специальности 19.00.04 – «медицинская психология» (1980- 2011): монография. – СПб.: Политехника-сервис, 2012. – 168 с.
  6. Маклаков А. Г. Общая психология. – М., СПб: изд. Питер, 2005. – 583 с.
  7. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / Собр. соч. в память В. Небылицина. – М.: Наука, 1976. – 275 с.
  8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 507 с.
  9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. – М.: Наука, 1979. – 352 с.
  10. Русалов В.М., Трофимова И.Н. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 3. – С. 74–84.
  11. Рыбников В.Ю., Булыгина В.Г. Диагностические возможности теоретического конструкта «самоконтроль» // Российский психиатрический журнал. – 2015. – Т. 31. – С. 63–69.
  12. Хрусталева Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. – СПб.: изд.-во СПбГУ, 2018. – 748 с.

Источник: Грановская Р.М., Рыбников В.Ю., Змановская Е.В., Ашанина Е.Н., Хрусталева Н.С., Савельева М.В. Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом // Вестник психотерапии. 2018. № 68 (73). С. 83-99.

Темперамент учащихся в онлайн-обучении

Stock Rocket/Shutterstock.com

Резюме: Популярная и старая протопсихологическая теория предполагает, что есть 4 основных темперамента, которые описывают человеческие личности. Но как создать онлайн-обучение для разных темпераментов учащихся, чтобы каждый почувствовал, что его потребности удовлетворены?

Согласно Гиппократу, людей можно разделить на 4 различных темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Эти темпераменты играют роль практически во всех аспектах жизни, от того, как вы взаимодействуете с другими, до того, как вы обрабатываете информацию. У некоторых из нас даже есть гибридные темпераменты, состоящие из уникальных черт разных типов личности. Гиппократ считал, что все сводится к тому, что жидкости нашего организма влияют на поведение. Однако многие последовавшие за ним теоретики и практикующие врачи считали, что существует более целостное объяснение. Что наши эмоции, психическое состояние и способности, взгляды и даже мечты играют ключевую роль в определении нашего темперамента. Давайте рассмотрим 4 основных темперамента учащихся и советы по созданию онлайн-обучения для каждой группы.

Как 4 темперамента учащихся влияют на онлайн-обучение

1.
Кровавый

Сангвиники активны, общительны и общительны. Им нравится браться за новые задачи, даже если это сопряжено с некоторой степенью риска. Этот тип личности также имеет тенденцию быть харизматичным и оптимистичным. Это делает их идеальными лидерами, которые подпитывают мотивацию своих товарищей по команде для достижения желаемых результатов. Еще одна черта сангвиников — они избегают скуки любой ценой. Однообразие и рутина — вот чего они больше всего боятся в онлайн-обучении.

Лучшие советы по созданию онлайн-обучения для сангвиников
  • Сангвиники нуждаются в хорошем сочетании онлайн-обучения, чтобы поддерживать их полную вовлеченность. Лучше всего включать ресурсы, которые подходят разным предпочтениям в обучении и позволяют им выбирать.
  • Этот тип личности любит пробуждать творческий потенциал, а также брать на себя роль хозяина. Интегрируйте онлайн-учебные мероприятия, которые позволят им развлекать и вдохновлять своих сверстников. Например, провести сеанс обучения в режиме реального времени или возглавить групповой совместный проект.
  • Дайте им возможность рискнуть (без реальных последствий) с помощью симуляций и разветвленных сценариев. Таким образом, они могут учиться на своих ошибках, но не за счет продаж, статистики обслуживания клиентов или политики соответствия.
2. Флегматик

Темперамент флегматичных учеников более спокойный и сдержанный. Они любят сохранять мир и известны своей способностью сопереживать другим. Хотя они не такие общительные, как их сангвиники, они все же преуспевают в социальных ситуациях. Однако именно они всегда стараются успешно разрешать конфликты и поддерживать гармонию между членами своей команды. Даже если они избегают споров, в которых они лично замешаны. Другими словами, они, как правило, являются хранителями мира в группе.

Лучшие советы по созданию онлайн-обучения для флегматиков
  • Флегматики умеют решать проблемы, им нравится использовать свои навыки нестандартного мышления для решения повседневных задач. Включите проекты группового сотрудничества, которые позволяют им работать со своими коллегами для мозгового штурма решений.
  • Флегматик с темпераментом ученика не очень любит внешне выражать свои эмоции. Тем не менее, они чувствуют себя глубоко и ищут онлайн-тренинги, которые связаны с ними на личном уровне. Добавьте реальные истории и личные анекдоты с персонажами, которым они могут сочувствовать.
  • Обеспечьте им спокойную и собранную учебную среду, чтобы они могли сосредоточиться на задаче. Избегайте противоречивых изображений или контента, который заставляет их чувствовать себя некомфортно. Вместо этого расслабьте их с помощью расслабляющих цветовых схем и тонких штрихов юмора.
3. Меланхолик

Ученики-меланхолики всегда кажутся погруженными в свои мысли, обдумывая тему обучения и анализируя каждую деталь. Они более интровертны, чем два предыдущих типа личности, и избегают быть в центре внимания. Тем не менее, меланхолики часто являются перфекционистами, которые стремятся полностью раскрыть свой потенциал. Они прочно укоренились в рутине и не обязательно идут на риск или идут против статус-кво. Еще одна распространенная черта меланхоликов — чистота и порядок. На самом деле беспорядок обычно вызывает у них тревогу.

Лучшие советы по созданию онлайн-обучения для меланхоликов
  • Избавьтесь от беспорядка и предоставьте своим меланхоликам упорядоченный онлайн-курс обучения, в котором легко ориентироваться. Помните, они обращают внимание на каждую мельчайшую деталь. Итак, убедитесь, что у каждого изображения, графика или текстового поля есть цель.
  • Учащиеся-меланхолики независимы. Таким образом, им обычно нравятся индивидуальные пути обучения, которые позволяют им двигаться в своем собственном темпе. Но вы также должны включать мероприятия по социальному обучению, чтобы удовлетворить их потребность в чувстве общности.
  • Не заставляйте этот тип личности проводить обучающие онлайн-мероприятия или руководить командой, если они не готовы. Вместо этого создайте группы в социальных сетях и онлайн-дискуссии, которые позволят им легко погрузиться в социальную интерактивность.
4. Холерик

Ученики-холерики обладают самостоятельным, уверенным в себе и целеустремленным темпераментом. У них более практичная перспектива, и они используют любую возможность, чтобы занять руководящую должность. Этот тип личности также очень логичен и прагматичен. Хотя временами они могут быть эмоциональными, они склонны «думать головой, а не сердцем». Холерики процветают в социальной среде, но только со сверстниками-единомышленниками, которые хотят участвовать в содержательных дискуссиях.

Лучшие советы по созданию онлайн-обучения для учащихся-холериков
  • Создайте программу взаимного обучения или наставничества, чтобы дать холерикам возможность обмениваться знаниями и делиться своим опытом. Большее количество публичных форумов может привести к их отстранению, поскольку они предпочитают «содержательные» дискуссии легким разговорам.
  • Подчеркните реальные преимущества и дайте им широкие возможности применить свои знания на практике. Это может быть в форме моделирования или даже тематических исследований, которые позволяют им помещать вещи в контекст.
  • Поощряйте учащихся-холериков ставить собственные цели и разбивать их на этапы. Помните, что холерики — это целеустремленные начинающие, которые ищут структуру в своем онлайн-обучении.

Заключение

Скорее всего, ваша аудитория состоит из всех этих темпераментов ученика. На самом деле, большинство ваших корпоративных учеников, вероятно, представляют собой смесь темпераментов учащихся. Таким образом, вы должны создавать инклюзивные онлайн-обучения, которые подходят для 4 основных групп. Конечно, вам все равно следует проводить исследования аудитории, чтобы персонализировать контент онлайн-обучения с учетом их потребностей и пробелов. Просто убедитесь, что ваша стратегия онлайн-обучения учитывает все вышеупомянутые личностные качества.

Правильный партнер по аутсорсингу может помочь вам удовлетворить все темпераменты учащихся и разработать значимые онлайн-обучения. Итак, ознакомьтесь с нашим эксклюзивным онлайн-каталогом, чтобы найти лучшего поставщика контента для электронного обучения в вашем ценовом диапазоне.

Четыре темперамента

16.09.2022

0 комментариев

 

Как родители и учителя, мы всегда ищем способы понять наших детей, интерпретировать их поведение и иметь возможность более полно поддерживать их в их развитии. В вальдорфских школах по всему миру учителя очень часто используют модель четырех темпераментов в качестве основы для понимания своих учеников.

Это одна из старейших систем типов личности в мире. Истоки этой типологии относятся к греко-арабской медицине, где она успешно использовалась для лечения болезней. На самом деле, он до сих пор используется практикующими врачами традиционной медицины по всему миру.

Греческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.  э.) описал четыре темперамента как часть древней медицинской концепции юморизма, согласно которой четыре телесные жидкости влияют на черты личности и поведение человека. Он считал, что определенные человеческие настроения, эмоции и поведение были вызваны избытком или недостатком жидкостей организма (называемых «юморами»), которые он классифицировал как кровь, желтую желчь, черную желчь и мокроту. Четыре темперамента — сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик — были придуманы греческим врачом Элием Галеном для описания влияния этих настроений на поведение человека.

Современная медицинская наука не определяет фиксированной связи между внутренними выделениями и личностью, хотя в некоторых психологических системах типов личности используются категории, аналогичные греческим темпераментам.

Интересно отметить, что традиционная китайская медицина видит, что конституция тела может варьироваться от человека к человеку, некоторые из них сильные, некоторые слабые, некоторые склонны к горячему, а некоторые к холодному. По данным Китайской ассоциации традиционной китайской медицины (CACM), конституцию тела можно разделить на девять типов, называемых нейтральными, дефицитом ци, дефицитом ян, дефицитом инь, застоем крови, мокротой и сыростью, влажным теплом, застоем ци и особыми. конституция. Как правило, классификация конституции тела основана на физических характеристиках, характере, общих проблемах со здоровьем и адаптации к внешней среде.

А так же Аюрведа, древнеиндийская медицина относится к трем основным типам телосложения, или дошам: вата, питта, капха. Наши доши влияют на все аспекты нас, включая нашу психологию, эмоциональные реакции, выбор карьеры, пищу, которую мы любим, музыку, которой мы наслаждаемся, как быстро мы говорим, уровень нашей энергии, цвет наших глаз, гладкость нашей кожи и внешний вид. как мы справляемся со стрессом.

В условиях домашнего обучения полезно знать о четырех темпераментах как инструменте для более глубокого понимания и установления связи с вашим ребенком. Наблюдая за личностью и телосложением вашего ребенка, вы можете получить информацию, которая часто может помочь разобраться в определенном поведении. Один из четырех темпераментов часто доминирует в начальной школе; однако цель состоит в том, чтобы через воспитание и целостное образование мы помогли ребенку прийти к большему балансу между четырьмя темпераментами.

Вальдорфское издание, статья Темпераменты в вальдорфской школе 18 августа 2015 г.

Холерик

Холерик — это человек, наполненный делами. Этот темперамент имеет тенденцию быть вспыльчивым с живым интересом ко всему, высоким уровнем вовлеченности во все, что они делают, и быстротой действий. Они прирожденные лидеры и многое делают в групповой работе. Учителя хорошо поступают, если дают им много сложных заданий, устанавливают четкие правила и придерживаются их с выполнением любых обещанных последствий. Если учителю не удастся завоевать уважение холерика, последует беда! У холериков хорошее чувство суждения, и обычно им можно доверять, чтобы разделить вещи поровну, исходя из твердого чувства справедливости и справедливости. Они первыми хотят выйти на перемену и нетерпеливы с медлительными или слабыми. Чаще всего любимый цвет — красный, и обычно деление — любимая арифметическая функция. Холерикам может быть трудно из-за их напористости и быстроты суждений; однако без холериков в толпе мало что делается. Они имеют тенденцию быть героическими и властными естественным образом и, когда это необходимо, являются верными защитниками друзей, семьи и сообщества.

Сангвиник

Сангвиник – самый общительный из темпераментов. Вечеринка без сангвиников будет довольно скучной. Дети-сангвиники имеют проблемы с концентрацией внимания, потому что их внимание немного рассеяно. Их цвет желтый, и они наслаждаются быстрыми переменами и разнообразными идеями. Они любят людей и дискуссии. Фаворитом в арифметике является умножение. Эти дети знают все новости в любом классе и могут проследить деятельность от начала до конца. Если учитель хочет знать, что произошло, ему нужно только спросить сангвиника. Если сангвиников посадить вместе, это обещает, что все они могут устать от того, как много говорят, и сами будут говорить немного меньше. Прыжки со скакалкой, прыжки и бег — любимые занятия сангвиника-первоклассника.

Флегматик

Флегматик – это самодовольная душа, которая скорее будет предоставлена ​​самой себе, чем будет побуждена к великим действиям. Флегматики любят еду и приемы пищи и ждут их с особым интересом. Они, как правило, любят воду и плавание (или, что еще лучше, плавание), и они особенно невозмутимы. Они умеют быть жизнерадостными и склонны избегать описания любой ситуации как кризиса. Поиск вещей, которые действительно мотивируют этих учеников, является задачей учителя, потому что; предоставленные самим себе, они мало что могут сделать сами по себе. Расстроить флегматика или заставить его или ее двигаться слишком часто может заставить флегматика вести себя как холерик. Гнев флегматика бывает нечастым, но сильным. Сложение – любимец флегматиков. Зеленый часто является их любимым цветом. Когда флегматики сидят вместе, они помогают друг другу осознать, что в их группе происходит очень мало, и они стремятся нарушить бездействие и взять на себя инициативу.

Меланхолик

Меланхолик – глубокий мыслитель с поэтическими наклонностями. Меланхолики склонны многое чувствовать лично. Задачи могут легко казаться им непреодолимыми, и они склонны рассматривать многие ситуации в самом сложном свете. Например, они чаще всего считали стакан «наполовину пустым». На уроках истории эти ученики наиболее сочувственно относятся к несчастьям человечества. Они часто предлагают понимание мотивации людей, исходя из понимания глубокой чувственной жизни, возможной в человеческих существах. Синий часто является любимым цветом детей-меланхоликов. Из четырех арифметических процессов вычитание, как правило, является их любимым. Учителя должны глубоко сочувствовать меланхоликам, чтобы они чувствовали себя понятыми.

В вальдорфской школе учителя наблюдают за своими учениками и используют эту модель, чтобы помочь детям. Это не жесткое и быстрое правило, и не рекомендуется навешивать ярлыки на детей или слишком сильно зацикливаться на одном представлении. Однако знание доминирующего темперамента ребенка может помочь нам понять, как действовать в различных ситуациях. Когда ребенок находится в состоянии стресса, каждый темперамент встречает этот стресс по-разному. Каждый темперамент подходит к новому вызову, новому проекту или социальной ситуации уникальным образом. Безусловно, для каждого темперамента существуют общие модели и черты, и, продолжая осознавать это, можно иметь огромное значение для удовлетворения потребностей ребенка.

При распознавании темперамента у ребенка мы применяем гомеопатический подход, то есть пытаемся предложить дозы этих характеристик и черт, чтобы помочь нашему ребенку насытиться этими качествами. Теория состоит в том, что ребенок, который чувствует, что его темперамент контролируют и видят, может легче выйти за его пределы, обрести больше равновесия по мере взросления. Например, ребенку-меланхолику, который чувствует «тяжесть мира» и воспринимает вещи очень глубоко, не следует говорить «преодолей это», или «все не так уж плохо», или «просто отпусти это и улыбнись». ». Вместо этого они лучше всего реагируют на любящего взрослого, который признает их боль или страдания и не пытается их исправить.

Советы по работе с темпераментом вашего ребенка

Если ваш ребенок сангвиник , его больше всего вдохновляет ваша любовь, а ваша любовь и внимание пробуждают в нем волшебство. Когда дело доходит до жизни, их легко отвлечь. Они часто меняют свое мнение, и им трудно успокоиться и посвятить себя чему-то одному. Как родитель, вы можете поощрять их продолжать то, что они начали. Вы можете настоять на том, чтобы они закончили занятия или виды спорта, которые они выбрали, прежде чем пробовать новые. Во время школьных уроков вы можете помочь им выбрать проект, который их действительно увлечет, и помочь им сосредоточиться на задании. Чтение книги вместе или рассмотрение картины, когда ребенок действительно уделяет время тому, чтобы рассмотреть детали, может быть очень полезным.

Если ваш ребенок холерик , важно помочь ему замечать и ценить потребности других. Дети-холерики хотят иметь глубокое уважение к взрослым в своей жизни. Покажите им некоторые из ваших талантов и навыков. Ставьте перед ними задачи и убедитесь, что они много тренируются. Дайте ребенку-холерику ситуации, в которых он может взять на себя роль лидера.

Если ваш ребенок флегматичен, его больше всего вдохновляют другие дети, и ему нужна поддержка, чтобы вести общественную жизнь с разнообразными друзьями, у которых можно учиться и которыми можно восхищаться. Дома им требуется стабильная, предсказуемая обстановка с постоянным распорядком и ритмом. Удостоверьтесь, что утром у вас есть место для медленного старта. Ваш флегматичный ребенок покладистый и добродушный, пока это не так! Это означает, что если вы будете давить на них слишком сильно и слишком быстро, они разозлятся.

Если ваш ребенок меланхолик , ему будет полезно сосредоточиться на потребностях других. Ребенку-меланхолику легко погрузиться в собственное страдание. Дети-меланхолики очень хорошо реагируют, когда взрослый уделяет им время, чтобы проявить сочувствие, когда они обижены. Найдите время, чтобы задать меланхолику несколько сложных вопросов, а также выделите время, чтобы он обсудил интересующую его тему.

Вот несколько ссылок на четыре оценки темперамента:
https://openpsychometrics.org/tests/O4TS/
https://lonerwolf.com/the-four-temperaments-test-quiz/

0 комментариев