Абстрактно образное мышление это: АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ это

Содержание

Виды мышления и как их развить

Чтобы учиться на отлично, работать и достигать успехов в жизни, важно использовать разные виды мышления.

А о том, какие виды и формы мышления существуют, мы расскажем в статье. И также ответим на вопрос: как развить мышление у взрослого человека?

Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал — там много полезных материалов из мира образования. И следите за акциями и скидками от компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Мышление: что это такое

Прежде, чем рассказывать о видах мышления и их характеристиках, давайте разберёмся, что называют мышлением:

Мышление — это психический процесс, во время которого происходит познание и отражение объективной действительности через представления, суждения и понятия. Это высшая форма творческой деятельности человека.

У мышления есть несколько важных характеристик:

  • оно помогает человеку познавать мир косвенно, через опосредованный опыт;
  • всегда опирается на информацию, полученную через органы чувств;
  • действует через обобщение, которое позволяет выделять существенные качества предметов и явлений.

«Я мыслю, следовательно, существую», — Рене Декарт, математик и философ XVII века, считал мышление самой главной способностью человека.

Прошло время, а эта идея не утратила свою актуальность. Ведь от мышления, а точнее от качества мыслительных процессов зависит многое: умение решать жизненные задачи, видеть причинно-следственные связи, ставить и достигать цели, а также добиваться успеха.

Классификация видов мышления

Классическая психология классифицирует мышление по разным категориям: форме, результату, уровню и так далее. Так что существует множество видов мышления, но все они помогают человеку успешно справляться с разнообразными задачами.

Чтобы вы могли наглядно познакомиться с основными видами мышления в психологии, мы составили удобную таблицу:

По психическим процессамПо результатам мышленияПо уровню психических процессовПо характеру задачПо уровню осмысленностиПо личностным особенностям
наглядно-действенное мышление;репродуктивное (стандартное) мышление;аналитическое мышление;теоретическое мышление;критическое мышление;женское мышление;
конкретно-предметное мышление;творческое (креативное) мышление.интуитивное мышление;практическое мышление.произвольное мышление;мужское мышление;
абстрактно-логическое мышление. реалистическое; непроизвольное мышление;позитивное мышление;
  аутистическое; бессознательное мышление.негативное мышление;
  эгоцентрическое.  стратегическое мышление;
     идеалистическое мышление;
     иррациональное мышление;
     рациональное мышление;
     профессиональное мышление.
Помимо видов выделяют три формы мышления: суждение — отдельная мысль о чём-то, содержащая утверждение или отрицание, понятие — обобщение основных суждений и признаков, умозаключение — это новое суждение, основанное на нескольких.

Современные виды мышления: общая характеристика мышления и способы развития

Однако, это далеко не все разновидности видов мышления, которые выделяют современные психологи и когнитивные специалисты. В нашей жизни не обойтись без умения мыслить стратегически, критически и образно. А ведь это тоже виды мышления. Именно они помогают человеку быть успешным, ставить амбициозные цели и достигать их.

Итак, давайте разберём, какие популярные виды мышления существуют, что они из себя представляют, а также какими методами и упражнениями их можно развивать.

Необходимые виды мышления для современного человека:

  1. Критическое мышление.
  2. Стратегическое мышление.
  3. Логическое мышление.
  4. Аналитическое мышление.
  5. Нестандартное мышление.
  6. Творческое, или креативное мышление.
  7. Системное мышление.
  8. Образное мышление.
  9. Пространственное мышление.
  10. Абстрактное мышление.
  11. Алгоритмическое мышление.
  12. Дедуктивное мышление.
  13. Ассоциативное мышление.
  14. Математическое мышление.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

любой вид работы.

Критическое мышление

Что такое критическое мышление и как его развить? Под умением мыслить критически подразумевают способность сомневаться, задавать вопросы, анализировать, формировать суждения на основе полученных аргументов и отстаивать свою точку зрения.

Критическое мышление — необходимый навык для студента. Именно он помогает выбрать правильную литературу и грамотно работать с источниками во время подготовки курсовых, дипломных и других работ.

Как развить критическое мышление у взрослого? Существует несколько проверенных способов:

  • постоянно улучшать знания, узнавать новое и расширять кругозор;
  • общаться с умными людьми;
  • учиться задавать вопросы и искать на них ответы;
  • много читать и анализировать прочитанное;
  • изучать разные точки зрения;
  • придумывать разные варианты, как могут развиваться ситуации;
  • анализировать ошибки и неудачи, делать выводы;
  • играть в шахматы, настольные игры;
  • решать головоломки и ребусы.
Решение головоломок помогает развивать мышление

Стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это способность оценивать риски своих действий и предвидеть последствия. Любой мыслящий человек должен развивать искусство видеть и создавать стратегии, чтобы достигать успеха в разных областях жизни.

Какие примеры стратегического вида мышления можно привести? Самый актуальный — это отношение к учёбе. Если студент в начале учебного года составит план обучения и подготовки, эта стратегия позволит ему легко и уверенно готовиться к зачётам и экзаменам. А вот отношение «на авось» скорее приведёт к пересдаче.

А как развить стратегическое мышление? Уделять внимание следующим умениям:

  • наблюдать за событиями и искать общие тенденции;
  • задавать сложные вопросы и стараться искать на них ответы;
  • всегда оценивать действия с точки зрения возможных последствий;
  • учиться мыслить логически и чётко;
  • принимать решения и нести ответственность;
  • находить время, чтобы подвести итоги и оценить ситуацию;
  • постоянно изучать что-то новое, чтобы расширять знания;
  • учиться быть непредвзятым;
  • ставить себя на место другого человека.

Логическое мышление

Логическое мышление — это умение логически думать, рассуждая последовательно и непротиворечиво.

Как развить логическое мышление взрослому? Это очень важный вопрос. Ведь логика помогает не только в учёбе и работе. Она отличный попутчик в любой жизненной ситуации. Так что возьмите на заметку следующие упражнения и способы развития логического мышления:

  • решайте логические задачи;
  • читайте и анализируйте прочитанные тексты;
  • решайте сканворды, кроссворды и ребусы;
  • ищите логические закономерности;
  • изучайте иностранные языки;
  • учитесь писать левой рукой, если вы правша, и наоборот.
Писать левой рукой, если вы правша — отличная тренировка мышления

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление — это способность работать с большими данными информации, разделяя их на логичные части и исследуя каждую по определённой схеме.

Мыслить аналитически невозможно без хорошо развитой логики.

Поэтому в поиске ответа на вопрос: как развить аналитическое мышление, не забывайте о советах из прошлого пункта и дополняйте их следующими:

  • решайте математические задачи;
  • анализируйте ситуации и информацию;
  • ищите альтернативные варианты решений;
  • участвуйте в обсуждениях;
  • учитесь создавать умные и чёткие конспекты;
  • моделируйте разные ситуации.

Нестандартное мышление

Нестандартное, или латеральное мышление — это умение мыслить нестандартно в обычных ситуациях и искать неожиданные пути решений.

Британский психолог Эдвард де Боно изучал вопросы латерального и творческого мышления, а своими выводами делился в книгах. Так, например, в его труде «Шесть шляп мышления» можно найти простые и действенные упражнения, которые помогают развивать нестандартность мыслительных процессов.

Британский психолог Эдвард де Боно

Как развить нестандартное мышление? Использовать проверенные упражнения:

  • выходить за рамки: всегда искать дополнительные варианты решения и свойства, не ограничиваясь стандартными условиями;
  • искать способы применения: брать любой предмет и придумывать минимум 100 вариантов, как им можно воспользоваться;
  • связывать случайные слова: находить взаимосвязи между разными предметами и явлениями.

Творческое, или креативное мышление

Творческое, или креативное мышление очень похоже на нестандартное. Оно также характеризует способность человека создавать что-то новое и нестандартное в обход привычных правил и шаблонов. Умение мыслить творчески помогает придумывать идеи и менять этот мир к лучшему.

Креативность является важнейшим soft skillом современности. Эйчары крупных компаний хотят видеть этот навык не только у специалистов творческих профессий, но также у управленцев и технических работников.

Как развить творческое, или креативное мышление? Использовать следующие проверенные техники:

  • менять обстановку, выходить за рамки;
  • переключаться между задачами, а не сидеть над чем-то одним;
  • придумывать идеи самостоятельно, а обсуждать их на общем мозговом штурме;
  • слушать счастливую музыку — исследования утверждают, что она улучшает креативное мышление;
  • развивать чувство юмора и позитивное отношение к жизни;
  • воспроизводить чужие идеи и создавать на их основе свои.

Системное мышление

Умение мыслить системно — важный навык руководителей. Но он также будет полезен в любой профессиональной области. Ведь системное мышление — это целостное восприятие явлений и предметов, способность находить и создавать систему, работая с информацией, людьми и компаниями.

Системность мышления важна не только для профессионального развития. Эта способность помогает упорядочивать жизнь, ставить цели и видеть пути их достижения.

Как развить системное мышление? Каждый день выполнять несложные действия:

  • во всех ситуациях и процессах искать систему;
  • находить основные элементы, из которых состоит система;
  • развивать способность анализировать и синтезировать;
  • подходить к каждой ситуации критически;
  • стараться спрогнозировать развитие системы;
  • развивать умение рефлексировать, то есть проводить самоанализ и оценивать себя со стороны;
  • читать книги для развития системного мышления, например, Иана Макдермотта и Джейн О’Коннор «Искусство системного мышления».
Во всём видеть систему — бесценный навык, который точно пригодится в жизни

Образное мышление

Образное мышление — это умение «рисовать» мысленные образы явлений и предметов, которых нет в непосредственном окружении.

Образное мышление, как правило, опирается на визуальную память человека. Но это не значит, что мы не можем представить абстрактные явления или животных, которых никогда не видели. Образы в данном случае будут у каждого свои.

Как развить образное мышление? Для этого психологи рекомендуют разные упражнения. Например:

  • изучать предметы, людей, природные явления, а потом описывать их с закрытыми глазами;
  • выбирать абстрактные явления и пытаться мысленно рисовать их образы;
  • развивать фотографическую память;
  • наблюдать за облаками или другими абстрактными явлениями и находить образы.

Пространственное мышление

Пространственное мышление — это разновидность образного мышления, которое характеризуется умением хорошо ориентироваться в пространстве, а также мысленно создавать объёмные образы и формы.

Как развить пространственное мышление? Даже если ребёнком в школе вы прогуливали уроки геометрии и всегда страдали топографическим кретинизмом, есть методы, которые помогут улучшить эту способность:

  • решайте задачи по геометрии;
  • старайтесь рисовать мысленные карты местности;
  • займитесь конструированием самолётов, замков и так далее;
  • собирайте паззлы;
  • рисуйте зеркальные отражения картин;
  • играйте в настольные игры.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это один из видов мышления, который позволяет создавать абстрактные понятия и оперировать ими.

Именно умение мыслить абстрактно помогает человеку общаться, учить разные языки, считать и читать, а также писать.

Как развивать абстрактное мышление? Для этого можно использовать следующие методы:

  • представляйте различные эмоции;
  • читайте книгу в обратном порядке;
  • придумывайте противоречивые словосочетания;
  • составляйте аббревиатуры;
  • выбирайте предмет и письменно записывайте все его функции и свойства;
  • выписывайте все слова на определённую букву в течение ограниченного времени;
  • давайте названия событиям из жизни.
Устраивайте мозговые штурмы с друзьями, чтобы развивать мышление

Алгоритмическое мышление

К алгоритмическому виду мышления относится способность направлять мыслительный процесс на решение определённых задач, видеть чужие алгоритмы и создавать собственные.

Алгоритмизация процессов — это их описание математическими символами, в котором необходимо отразить базовые акты процессов, их последовательность и взаимосвязь.

Если вы хотите уйти в IT, вам просто необходимо знать, как развить алгоритмическое мышление. Вот несколько способов:

  • изучать информатику;
  • играть в стратегические игры;
  • увлекаться программированием;
  • разбивать на шаги разные процессы.

Дедуктивное мышление

Дедуктивное мышление — это умение из общих явлений делать частные выводы. То есть это навык, который позволяет замечать мелкие детали и приходить к точным заключениям.

Дедукция — также важный метод исследования, который студенты применяют в практической части курсовых и дипломных работ. Так что хорошо развитый навык поможет не только угадывать ходы в сериалах про Шерлока, но и отлично учиться.

Как развить дедуктивное мышление? Имеется несколько важных и полезных способов:

  • обращать внимание на мелочи;
  • развивать память;
  • учиться чётко и логично формулировать мысли;
  • глубоко изучать выбранную область знаний;
  • тренировать концентрацию;
  • изучать язык тела других людей;
  • вести дневник и записывать все события дня;
  • развивать интуицию;
  • решать головоломки и логические задачи;
  • учиться слушать и слышать других;
  • много читать.
Стать настоящим Шерлоком — вполне реальная задача

Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление — это умение человека видеть и создавать взаимосвязи между различными образами.

Способность к ассоциативности помогает человеку лучше запоминать информацию, воображать различные идеи, создавать истории и находить взаимосвязи между явлениями. А как развить ассоциативное мышление во взрослом возрасте? Есть несколько способов:

  • выстраивайте ассоциативные цепочки между разными словами;
  • запоминайте ряд слов через ассоциации;
  • ищите ассоциативные определения для разных явлений;
  • придумывайте необычные ассоциации привычным предметам.

Математическое мышление

И последний вид мышления, который стоит развивать особенно у детей — это математическое мышление. Как его можно охарактеризовать? Это теоретическое мышление, объекты которого беспредметны и объединяются математическими отношениями.

Хорошо развитое мышление такого типа помогает человеку оперировать большим объёмом информации, разбивать задачи на шаги, видеть решения любых проблем и успевать в учёбе и в жизни.

А как развить математическое мышление? Обращайте внимание на такие методы:

  • решайте задачи по математике;
  • угадывайте предметы, изучая их закрытыми глазами;
  • чертите планы комнаты, меняйте масштабы;
  • складывайте оригами;
  • умножайте цифры в уме.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Мы разобрали основные виды мышления, которые очень востребованы сейчас. А также посмотрели, как развить мышление у взрослого. Стоит помнить, что каждый вид дополняет другой, поэтому развивая логику, вы улучшаете свои стратегические умения, а работая с образами — учитесь строить ассоциативные ряды.

Главное — не стойте на месте, развивайтесь и смотрите полезные видео на тему мышления. А если понадобится помощь в написании любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

понятие, примеры, формы, как развить?

Мышление в общем представляет собой способность человеческой психики к развернутому отражению реальности, объектов, явлений, а также существенных связей между ними. Это типичная для человеческого разума черта, которая стала результатом длительных эволюционных изменений. Возможность умственной деятельности позволяет эффективно заниматься самыми разными формами активности: от познавательной до творческой, преобразовательной.

Абстрактное мышление выступает основной формой когнитивных способностей, играет наибольшую роль в деле использования логики, формальной логики, иных ее форм, познавательной деятельности, изучения окружающего мира и описания его в виде непротиворечивых концепций.

Что значит абстрактное мышление? Простыми словами, под ним понимается способность описывать предметы, явления в обобщенном виде, с помощью специального условного инструментария. То есть понятий. Определять связи между ними посредством суждений. Выделять новое знание из уже известных посылок посредством умозаключений. Это мощнейшие способны определения истины, систематизации мира во всем его многообразии с помощью стандартных умственных операций. Подобная возможность присутствует только у человека, как разумного вида.

Отсутствие развитого абстрактного мышления считается нормальным до определенного возраста. Активное формирование абстрактного теоретического мышления происходит в период с 5 до 12-13 лет. В этом время человек учится оперировать формальными, отвлеченными категориями и в полной мере понимать их суть. Скорость развития разнится от человека к человеку. Развить способность подобным образом думать можно в любые годы, есть группа упражнений.

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление – это оперирование абстрактными понятиями. К таковым относятся понятия, которым не соответствуют конкретные объекты или явления. Это могут быть обобщения (человек, животное, собака), а также различные понятия, получающие свой смысл непосредственно в процессе мышления или дискуссии (число, нравственность, материя).

В диалектической логике абстрактное противопоставляется конкретному. К примеру, можно говорить о конкретной собаке, а можно о собаке или животном вообще – это уже абстракция. Можно говорить о том, что сегодня на улице плохая погода – дождь и гроза, а можно говорить о погоде как о явлении вообще.

Чтобы правильно понять, что такое абстрактное мышление, важно понимать смысл терминов «абстракция» и «абстрагирование». Абстракция – это отвлечение от части свойств объекта. К примеру, в живописи это подразумевает, что художник отбрасывать часть визуальных свойств персонажей и предметов, чтобы подчеркнуть другие свойства и передать определённые эмоции. Абстрагирование – это сам процесс обобщения и упрощения, отбрасывания конкретных деталей, несущественных в текущем контексте.

Абстрактное мышление позволяет нам размышлять о различных объектах и явлениях, не конкретизируя их свойств. Пользуясь им, мы можем представить и осмыслить некоторую ситуацию, не формулируя происходящее словами и не воссоздавая никаких образов в мыслях. Являясь самым быстрым из доступных нам способов мышления, именно оно позволяет нам быстро находить неординарные способы решения возникающих перед нами проблем.

Виды абстракций

Мужчина говорит что соскучился по женщине — что это значит

Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:

  1. Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
  2. Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
  3. Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.

Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.

Отличия от «конкретного» мышления

Абстрактное и конкретное мышление можно считать противоположностями друг друга. Первое направлено на концептуализацию и обобщение, тогда как второе конкретизирует объект или явление, придаёт принципиальную важность ему или его свойствам.

Конкретное или конкретно-предметное мышление возникает в возрасте 18 месяцев и развивается примерно до 7 лет. Используя его, ребёнок может решать задачи, используя конкретные предметы и их образы. При этом он не способен отвлекаться от реальных предметов, ему недоступны абстрактные понятия и категории.

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление возникает у ребёнка примерно к 7-летнему возрасту, после чего развивается по мере формирования его личности. Вместе с ним он получает способность оперировать категориями, которые не существуют в реальной природе в виде конкретных объектов или явлений.

Практикуйте SWOT-анализ

SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.

Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.

Примеры абстрактного мышления

Наиболее очевидным примером абстрактного мышления являются математические операции. Можно использовать математику в реальной жизни, подсчитывая или измеряя конкретные предметы и явления. Но при этом мы можем полностью абстрагироваться от реальности, используя абстрактные значения.

К примеру, каждый прекрасно понимает, что означает число 10, даже если речь не идёт о 10 конкретных предметах. Кроме того, абстрактными являются математические действия. Мы можем складывать, делить, умножать и вычитать, не подразумевая при этом каких-либо конкретных объектов.

Менее очевидный, но гораздо более обширный пример – язык нашего общения. Он состоит из огромного количества абстрактных лексических единиц, большинство из которых так или иначе сопоставляются с реальными объектами и явлениями, но в разговоре далеко не всегда привязаны к чему-то конкретному. Предложения, которые мы используем в речи, представляют собой абстрактно-логические цепочки лексем, которые наш собеседник может понять и интерпретировать достаточно однозначно.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление может принимать три формы: понятие, суждение и умозаключение. Обычно, мысля абстрактно, человек последовательно использует все три формы. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Понятие. Это обобщенная абстракция, описывающая определённый предмет или явление, но не указывающая на конкретный объект или событие. Примеры понятий: человек (абстрактный человек, а не конкретный индивид), дом, собака
  2. Суждение. Это некое утверждение, содержащее информацию о свойстве определённого предмета. Суждения подразделяются на правдивые и ложные, а также на простые и сложные. Простое суждение указывает на один факт, тогда как сложное может описывать закономерность или причинно-следственную связь. К примеру, суждение «Трава зелёная» простое и правдивое, тогда как суждение «Мы не соскальзываем с Земли, потому что она плоская» сложное и ложное.
  3. Умозаключение. Умозаключение представляет собой новое суждение, сформулированное на основе нескольких других. Оно представляет собой результат рационального познания (то есть, получено не эмпирическим путём). Пример умозаключения на основе двух суждений: «Утром в этой вазе были конфеты» + «Сейчас ваза пуста» → «Кто-то съел все конфеты».

Суть и польза

Итак, умение мыслить помогает человеку строить собственные взгляды на окружающий мир, справляться с жизненными трудностями, достигать целей. Но в большинстве случаев мы используем точную разновидность, оперируя детальными данными.

Когда мы видим парня, сидящего на лавочке и щелкающего семечки, нам кажется, что он бездельник. То есть мы размышляем на основе той конкретики, которая перед нами. Но ведь можно делать это более обобщенно, и тогда мы узнаем намного больше.

Отстраняясь от фактов и предполагая контекст, мы понимаем, что возможно юноша поссорился со своей девушкой, а до этого отрекся от курения и поэтому заменяет сигарету подобным образом. Или сегодня у него свободный день и он решил расслабиться и подышать свежим воздухом. Абстракционное мышление дает нам простор для воображения, посмотреть на происходящее с различных точек зрения и узнать много всего любопытного.

Этот метод особенно полезен в конкретных повседневных событиях, когда личность попадает в интеллектуальный тупик. То есть она затрудняется с нахождением разрешения проблемы или выработкой объективного взгляда. Но абстрагирование позволяет заметить то, что раньше было не таким явным.

Какие преимущества даёт абстрактное мышление?

Абстрактное мышление является источником для творческих идей, которые необходимы практически в каждой профессии. Креативность позволяет придумывать идеи для новых проектов, находить необычные решения для поставленных задач, подбирать для себя инструменты и создавать новые. Креативный подход полезен во всех сферах жизни, а опирается он в первую очередь на способность мыслить абстрактно.

Развитое абстрактное мышление даёт такие преимущества как:

  • умение решать сложные проблемы;
  • высокий уровень интеллекта;
  • высокий уровень креативности;
  • склонность к различным искусствам;
  • умение выходить за рамки стереотипов;
  • умение генерировать новые идеи;
  • умение предсказывать и оценивать перспективы проекта;
  • способность замечать потенциальные подводные камни.

Упражнения для детей

Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.

Лучшие упражнения:

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.

С помощью специальных тестов можно точно определить уровень абстрактного мышления у человека любого возраста.

Как развить абстрактное мышление?

Как мы уже выяснили, способность мыслить абстрактно очень важна, поэтому любому человеку стоит работать над тем, чтобы развивать её. Как и другие когнитивные способности, абстрактное мышление развивается при активном использовании. Для этого можно выполнять 5 простых, но эффективных упражнений:

  1. Осмысление абстрактного объекта или явления.Каждый из нас постоянно оперирует различными абстрактными понятиями, например, такими как «любовь», «дружба», «уважение» и прочее. Очень хорошее упражнение на развитие способности мыслить абстрактно состоит в том, чтобы попытаться понять, что представляет собой каждое из этих абстрактных понятий. Нужно осмысливать их и давать им определения в простых и доступных для понимания словах.
  2. Игра в ассоциации. В эту игру очень любят играть дети, точнее, у них это получается непроизвольно. Глядя на облака, они узнают в них знакомые образы. Они могут сказать вам, на что похожа стоящая у обочины машина, какую форму имеет дерево, на что похож звук пылесоса или стиральной машины. Дети делают это непроизвольно, потому что изучают мир и всё, что их окружает, вызывает у них интерес. Но и взрослым стоит чаще играть в эту игру, пытаясь узнавать знакомые образы в очертаниях предметов, искать ассоциации к определённым звукам, пытаться понимать, на что похож вкус того или иного блюда.
  3. Развитие образного мышления. Абстрактно-логическое мышление во многом зависит от образного. Поэтому для его развития полезно активно использовать способность мыслить образами. Для этого можно вспоминать события, произошедшие за день, стараясь восстановить в воображении визуальные образы, голоса и иные звуки, испытанные эмоции, запахи и вкусы. При этом важна детализация. К примеру, вспоминая чьё-то лицо, желательно отчетливо представить форму носа, глаз и прочие детали.
  4. Использование метафор. Для того, чтобы придумать хорошую метафору, необходимо развитое абстрактное мышление. И его можно развивать, используя данную особенность. Для этого полезно читать художественную литературу, в которой часто встречаются интересные и неожиданные метафоры. Полезно также применять их в повседневном общении, стараясь, конечно же, чтобы это выглядело уместно. Впрочем, если вы не уверены в качестве придуманной метафоры, её совсем не обязательно озвучивать.
  5. Нахождение сути. Очень полезно докапываться до сути различных событий, явлений и даже собственных действий. Для этого можно задавать себе вопросы обо всём, что нас окружает. Примеры таких вопросов: «Почему эта вещь имеет именно такую форму?», «Почему я делаю эту работу именно так? Не должен ли я делать её иначе?», «Каким будет результат моих действий? Это именно то, что мне нужно?», «Могу ли я упростить свою работу, чтобы добиться того же результата меньшими усилиями?». Поиск ответов на подобные вопросы не только поможет развить абстрактное мышление, но и может заметно упростить жизнь.

Способы проверки степени развития когнитивных способностей

Проверка степени развития абстрактного мышления не представляет больших трудностей. С ней справляются, в том числе и психологи. Каким именно образом удается исследовать способности? Применяется группа тестов:

  1. Стандартный тест на абстрактное мышление — тест Айзенка. Позволяет исследовать интеллектуальные возможности. Дополнительно могут применяться и прочие тесты, в зависимости от ситуации.
  2. Абстрактно-вербальный стиль мышления можно оценить по результатам беседы с человеком. Дополнительно может быть представлена ситуация или тема, выводы по которой должен сделать обследуемый. Это даст больше информации, чем простой устный опрос.
  3. Возможно использование специальных логических задач. Они позволяют исследовать скорость абстрактного мышления, его качество, направленность, возможность быстро переключаться с задачи на задачу, с процесса на процесс.

Человек может проверить себя и сам. Однако, лучше, когда в деле участвует опытный психолог.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление – это способность связывать объекты или идеи, которые могут показаться не связанными, чтобы увидеть закономерности, сделать вывод. Это важнейший процесс создания, обучения и производства знаний. Мне нравится использовать опыление как метафору, где одна мысль ведет к другой и другое, поскольку знание создается в нескольких измерениях.

Без него не было бы ни искусства, ни поэзии, ни никакой литературы. И более того, не было бы ни зданий, ни мостов, ни машин, ни самолетов, и мы бы никогда не полетели на Луну. Абстрактный мышление — это то, что заставляет нас думать за пределами самих себя. это внутренний часть нашего человеческого характера.

В искусстве и науке

Абстрактное мышление так же необходимо в искусстве, как и это в науках.

Возьмите простую формулу гравитации Ньютона: f (сила) = g (постоянная силы тяжести) x m (масса). Из этого он доказал, что мир бесконечно. И Ньютон никогда бы не пришел к такому заключению без сначала размышляя об этом абстрактно. Его вдохновение было религиозным, желая доказать всемогущество своего бога и бесконечность небес, но это не главное. Дело в том, что без абстрактного мышления он никогда бы не пришел к такому математическому заключению.

Формула Эйнштейна [E=mc2] отрицала это, но это другая история. Важно то, что это тоже абстрактное мышление что привело его к формуле. Действительно, все мы знаем известную историю об Эйнштейне. представляя человека в скоростном поезде, а другого на платформе, и как каждый воспринимает одну и ту же вспышку света в разные моменты — отсюда «относительность». [Конечно, я упрощаю.]

Школы сегодня

Только представьте, если бы сегодня студентов так учили: воображать вещи за пределами своих книг и формул, и, следовательно, открывать для себя новые способы осмысления научных фактов.

Но сегодня абстрактное мышление, кажется, ускользнуло многие из нас и наших детей. Большинство систем образования основаны на вере что чем моложе и быстрее ребенок учится, тем умнее он будет быть; когда мы все знаем, что это не так. Существуют установленные учебные программы через какие «специалисты» определяют, чему и в каком возрасте должен учиться ребенок. Это не имеет абсолютно никакого смысла.

Подумайте об этом на минуту. Зачем разделять предметы, когда новое знание происходит именно тогда, когда поле открыто? ВОЗ то есть сказать, чему ребенок может и не может «научиться» в определенном возрасте?

Например, если вы понимаете числа, вы можете понять простые числа (делящиеся только на единицу и на себя) независимо от возраста. А еще лучше, если вы можете считать от 1 до 10, вы можете считать до бесконечности, опять же независимо от возраста; и можно даже понять понятие «ноль», в его математическом и философском измерениях. Вам просто нужен необузданный воображение и свобода открытий.

Хуже того, в большинстве школ игра считается пустая трата времени и ограничен во времени, когда процесс обучения должен быть весело быть эффективным. Вместо удовольствия школы прививают конкуренцию в очень юном возрасте, потому что «там жестокий мир» и дети должны быть готовы к этому, иначе они не выживут. [Обратите внимание на печаль такого заявления.]

Гибкость мозга

Абстрактное мышление позволяет нам извлечь выгоду из естественная гибкость нашего мозга. И это приходит через «игру».

Игра означает свободное мышление, так как ребенок или взрослый абсолютно свободен в том, что он делает, думает, двигается, рисует, писать и т.д. Игра означает, что все эти действия совершаются ни для какой другой цели чем сами действия. Таким образом, мозг освобождается от ограничений обязательств и может действовать только естественно.

Главный исход двоякий:

  1. Знания обнаруживаются и обрабатываются без любой стресс, потому что это радостный опыт; и

  2. Связи между идеями и поколением новые идеи приходят естественным образом, и в изобилии, поскольку эти идеи бесплатны. развиваться без ограничений.

В формальных условиях мозгу не дается такой свобода. В школе, например, вещи обычно прививаются на основе:

  1. Выступления учителей/книги или показы экспериментов;

  2. Ребенок учится/запоминает; и

  3. Ребенок читает/сдает экзамены.

Затем сложная система оценок и показателей настроены диаграммы, которые будут ранжировать студентов, позволяя им двигаться вперед к еще один класс, получить высшее образование, устроиться на работу и так далее.

Помимо того очевидного факта, что обучение становится утомительный процесс, соревнование, а не удовольствие от изучения мир становится главной мотивацией. А потом эти дети становятся взрослыми с надуманным воображением и неспособностью мыслить дальше себя. Другими словами, — это бесчеловечно и… скучно.

Наша ответственность

Крайне важно, чтобы мы переосмыслили, как дети образованный. Мы должны открыть пространство для игр, мечтаний и веселья. мы должны позволить их воображение процветает и позволяет абстрактному мышлению парить. это наш ответственность.

Если у вас есть сомнения, просто посмотрите на состояние мир.

Война, конфликты, ненависть, предрассудки, дискриминация, разгул коррупции, нищета, неравенство, депрессия, необузданная конкуренция, национализм и религиозная местничество – и этот список можно продолжить. Несмотря на наше технологическое мастерство, человечество все еще не способно любить и делиться за пределами нашего маленького круга. Все говорят о сострадании и сожалении для жертв войны или брошенной собаки. Истинный. Но что мы делаем об этом? Как мы можем изменить мир, если наши дети продолжат обучаться через ограничительные системы, где отрицается свобода мысли, где запоминание и соревнование являются нормой, а структура и регулирование являются руководящими принципами?

Это «суровый мир там» так много люди говорят мне, так почему бы нам всем не подумать о способах изменить это так, чтобы наши дети и будущие поколения могут жить в мире, который не будет «жестким», и где человечество ценится через радость, а не через соревнование и разделение?

Я считаю, что дать детям возможность свободно мыслить, и создание условий для их врожденной способности учиться и открывать парить — вот некоторые из шагов, которые мы можем предпринять в этом направлении. Это легко, Действительно. Как взрослые, мы должны просто отступить и позволить им сделать это. Только добро может выйти из этого. Только добро.

Кенза Саади имеет степень бакалавра Корнельского университета. и докторскую степень Колумбийского университета. Она проработала десять лет в Международный комитет Красного Креста в зонах боевых действий. Совершенный фотограф и автор различных биографических рассказов и стихов, она сейчас живет в Сан-Мигель-де-Альенде, Мексика, со своим семилетним сыном. кто учится у жизни с радостью. Ее сайт с фотографиями КарамельКарамело.

Авторские права © 2002 — 2023 Лайф Медиа

Политика конфиденциальности

Абстрактное и конкретное мышление: понять разницу

Что вы видите, когда смотрите на флаг страны?

Если ваш ответ был чем-то вроде куска ткани с разными формами и цветами на нем, то, скорее всего, вы мыслите конкретным образом.

Принимая во внимание, что если вы думали, что это символ свободы и суверенитета страны и представление страны как независимого государства на международном уровне, то, скорее всего, вы мыслите абстрактно. В то же время многие могут задаться вопросом, могут ли какие-либо нарушения обучаемости, такие как дислексия, влиять на абстрактное мышление.

Этот блог посвящен различиям между двумя стилями мышления, абстрактным и конкретным. Также будут показаны различные преимущества и недостатки, которые могут возникнуть при использовании одного из этих стилей в различных условиях.

Абстрактное мышление против конкретного мышления: понимание через значения

Жан Пиаже говорил о концепции абстрактного и конкретного мышления в своей теории когнитивного развития [1] .

Он показал, что дети младшего возраста и младенцы могут воспринимать и думать только о предметах и ​​людях, которые находятся прямо перед ними. У детей младше 6-7 месяцев еще нет того, что известно как постоянство объекта. Поэтому для них все, что не находится в их поле зрения, не существует в мире [2] . Он назвал этот тип мышления, который является только поверхностным и фокусируется на объектах, присутствующих в «здесь и сейчас», конкретным мышлением [1] .

Абстрактное мышление, по его словам, является мышлением более высокого порядка, которое включает в себя размышления на более глубоком и философском уровне о различных идеях, концепциях и символах. Здесь человек занимается аналитическим и критическим мышлением, используя метафоры, и больше сосредотачивается на «почему» решения проблем, а не на «как» [1] .

Таким образом, если бы конкретный мыслитель получил математическую задачу, он просто попытался бы выучить формулу и условия, при которых она применяется. С другой стороны, абстрактные мыслители попытаются понять, как выводится формула, какие могут быть ее приложения в реальной жизни, в каких гипотетических условиях ее можно применять и т. д.

Согласно Пиаже, навыки абстрактного мышления развиваются со временем и обычно полностью присутствуют у подростков или подростков. Хотя в зависимости от индивидуальных и культурных различий они могут проявляться раньше или позже у некоторых детей [3] .

По мере того, как люди растут, их способности к конкретному мышлению не исчезают. На самом деле, почти все, даже будучи взрослыми, занимаются конкретным мышлением, выполняя обыденные повседневные дела, такие как чистка зубов или завязывание шнурков.

Не обязательно, чтобы кто-то был просто мыслителем конкретным или абстрактным. Стили мышления на самом деле попадают в континуум, где люди могут переходить со своими мыслями на конкретный уровень к абстрактному.

Различные ситуации и контексты требуют разного стиля мышления, и люди, будучи адаптивными по своей природе, адаптируют свой стиль мышления в соответствии с требованиями окружающей среды. Однако разные люди могут сильнее отдавать предпочтение разным стилям мышления.

Изучение преимуществ абстрактного и конкретного мышления

Такие концепции, как абстрактное мышление и конкретное мышление, могут быть познавательными и полезными для юных учащихся. Однако, чтобы взвесить, что лучше, важно знать положительные стороны концепций. Следовательно, вот несколько преимуществ, которые один имеет над другим.

1. Гибкость

Люди с конкретным мышлением склонны следовать инструкциям Т, но люди с абстрактным мышлением более гибки в своих моделях мышления и поведения. Они находят новые способы решения проблемы и, если их блокируют, могут придумать несколько других способов сделать то же самое.

2. Креативный

Абстрактные мыслители, как правило, более творчески подходят к миру. В то время как конкретные мыслители любят следовать проверенным путем, абстрактные мыслители часто блуждают по менее проторенным. Они склонны искать новые способы смотреть на мир и различные значения, закономерности и отношения в происходящем вокруг них.

3. Выход за пределы

Конкретные мыслители склонны воспринимать вещи на уровне лица и принимать их так, как они представлены. Принимая во внимание, что абстрактные мыслители, как правило, выходят за рамки того, что показывают и говорят, и пытаются понять лежащие в их основе значения и механизмы.

4. Сложные взаимосвязи

Из-за того, что они предпочитают мыслить на более глубоком уровне и обращать внимание на нюансы, абстрактно мыслящие люди склонны делать выводы о сложных взаимосвязях между различными процессами. Было обнаружено, что многие известные философы и ученые предпочитают заниматься абстрактным мышлением.

5. Эмоции высшего порядка

Такие эмоции, как сочувствие или способность поставить себя на место другого, легче воспринимаются абстрактно мыслящими. Благодаря своим способностям к воображению и творческому мышлению они могут относиться к более сложным эмоциям и понимать их, а также смотреть на мир с чужой точки зрения.

Есть ли ограничения?

Ограничения могут быть единственным фактором, благодаря которому можно быть более полезным. Следовательно, знание недостатков абстрактного и конкретного мышления может помочь учащимся решить, что лучше, чем другое. Вот несколько недостатков абстрактного мышления и конкретного мышления.

1. Ошибочные обобщения

Абстрактные мыслители часто занимаются поиском закономерностей между различными ситуациями и событиями и обобщают их причины. Но иногда эта тенденция может иметь неприятные последствия, и они могут в конечном итоге приписать чему-то ложную причину. Например, только потому, что покупка продуктов занимает около 7-10 минут каждый день, не обязательно означает, что это произошло из-за вашей лени, что сегодня это заняло 15 минут. Может быть несколько других причин, таких как увеличение количества покупателей, загруженность касс, изменение планировки магазина и т. д. В то же время, это не происходит в случае конкретного мышления, поскольку мыслящие люди рассуждают на основе того, что они могут видеть, чувствовать или переживать.

2. Затраты времени и энергии 

Постоянное глубокое размышление обо всем и обо всех может оказаться сложной задачей. Это может отнять много дополнительного времени и энергии и помешать быстрому и своевременному принятию решений. Люди с конкретным мышлением, как правило, лучше и быстрее принимают решения, которые не требуют тщательного обдумывания и не имеют долгосрочных и долгосрочных последствий.

3. Поиск скрытого смысла там, где его нет

Поскольку абстрактные мыслители склонны выходить за рамки очевидного и заниматься более глубоким мышлением, иногда они могут приписывать смыслы ситуациям или действиям там, где его нет. Например, абстрактно мыслящие люди могут подумать, что только потому, что их друг не остановился и не обнял их, они на что-то злятся. Когда на самом деле друг мог просто куда-то спешить или просто забыл его обнять. С другой стороны, конкретные мыслители мыслят фактами и не видят ментального процесса, стоящего за чем-то промежуточным.

4. Неприятные эмоции 

Хотя люди с склонностью к абстрактному мышлению, как правило, лучше понимают эмоции других людей, им также трудно остановиться. Это приводит к постоянному беспокойству о том, что чувствует другой человек. Кроме того, они также склонны застревать в петле собственных неприятных эмоций, потому что тратят много времени на размышления обо всем. Эта склонность, известная как руминация, не так сильно проявляется у конкретных мыслителей, которые не склонны к аналитическому мышлению о каком-либо аспекте своей жизни или жизни других людей, приятном или неприятном9.0137 [4] .

5. Психологические состояния

Склонность все время заниматься более глубоким мышлением и не знать, когда остановиться и отключиться, может иметь серьезные последствия для психологического и физического здоровья. Хотя это может быть не так для всех абстрактно мыслящих людей, исследования действительно показывают связь между абстрактным мышлением и различными психологическими состояниями, такими как депрессия [5] и тревога [6] .

Основные различия между ними: Сравнительная таблица
Конкретное мышление Абстрактное мышление
Цель 9001 4 Включает размышления о материальном – объекты, которые присутствуют и к которым можно прикоснуться Включает размышления о нематериальном – идеи, символы и отношения, о которых можно только думать
Природа является прямым и буквальным  является аналитическим и метафорическим
Глубина мышление на поверхностном уровне мышление на более глубоком уровне
Фокус читать далее о «как» проблем и концепций больше о «почему» проблем и концепций

Один лучше другого?

Как показано выше, как абстрактное, так и конкретное мышление имеют свои плюсы и минусы. Пиаже называл абстрактное мышление высшим уровнем мышления, символом роста и развития человека. Но это означает, что абстрактное мышление всегда лучше и превосходит конкретное мышление.

Способность к абстрактному мышлению не означает отказа от конкретных мыслей. Есть несколько контекстов и ситуаций, таких как ошибочные обобщения или поиск более глубокого смысла там, где его нет, где конкретное мышление могло бы послужить гораздо лучше.

Как абстрактный, так и конкретный стиль мышления являются важными способами восприятия мира. Еще более важным является умение знать, какая ситуация требует какого стиля мышления.

Вердикт

Абстрактные и конкретные стили мышления, хотя и являются почти полной противоположностью друг друга, создают взаимодополняющих партнеров, которые помогают человеку эффективно справляться с миром. В то же время есть ряд реальных примеров абстрактного мышления, которые могут быть использованы для того, чтобы просветить человека о том же.

Вызовы и проблемы, с которыми человек сталкивается в жизни, часто многочисленны и разнообразны. Поэтому полезно иметь разные инструменты и способы подхода к ним и их решения.

Важно, чтобы независимо от предпочтительного стиля мышления человека, он понимал преимущества и недостатки обоих. Это также помогает иметь адекватный уровень как абстрактных, так и конкретных навыков мышления, чтобы человек мог адаптировать свой стиль мышления в соответствии с требованиями ситуации.

Ссылки

  1. Джинн, В.Ю. (1995). Жан Пиаже-интеллектуальное развитие. Проверено 4(20) января 10.
  1. Хьюитт, В., и Хаммел, Дж. (2003). Теория когнитивного развития Пиаже. Педагогическая психология интерактивная, 3 (2).
  1. Возны, К.Д., и Кокс, Д.Л. (1973). Влияние культуры и образования на приобретение формального операционного мышления.
  1. Уоткинс, Э. Д., и Молдс, М. (2005). Различные способы руминативной самофокусировки: влияние абстрактных и конкретных размышлений на решение проблем при депрессии.

Добавить комментарий