достоинства и недостатки. Виды — Студопедия
Поделись с друзьями:
В зависимости от элементов контроля:
Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, которое проводят в условиях реальных жизненных ситуаций. В ходе данного вида наблюдения осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие. Применяется при необходимости проведения оперативного наблюдения. Основными особенностями данного вида являются: отсутствие строгого плана и заранее подготовленной документации; опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.
Контролируемое наблюдение – целенаправленный сбор первичной информации по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверных сведений об изучаемом объекте и проверки гипотез. Основной особенностью является контроль, который, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений – проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.
2. В зависимости от регламентированности времени:
Систематическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Особенностями данного вида наблюдения является то, что он позволяет выявить динамику процессов, повысить достоверность экстраполяции их развития; регламентирует выбор времени наблюдения (каждый день, каждую неделю, раз в месяц и т.д.)
Эпизодическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется отсутствием заданной регулярности в течение определенного периода времени. Особенностью данного вида является наблюдение за событиями и процессами, возникающими во времени нерегулярно, т.е. по мере возникновения события или процесса.
Случайное наблюдение – это наблюдение за заранее не запланированным явлением, деятельностью, ситуацией. Например, проводя наблюдение за учебной деятельностью класса, можно столкнуться с обострением социально-психологических отношений в коллективе.
3. По условиям организации наблюдения:
Полевое наблюдение – наблюдение, которое проводится в реальной жизненной ситуации, непосредственной, естественной для группы среде.
Лабораторное (клиническое) наблюдение – вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются самим исследователем. Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов.
Лабораторно-полевое – это вид наблюдения, когда в рамках полевого исследования включаются элементы лабораторного.
4. В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта:
Невключенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Особенностью данного вида является более объективное описание ситуации (чем во включенном наблюдении), но меньшие возможности интерпретации причинно-следственных связей.
Невключенное наблюдение часто применяется в монографическом исследовании, на «разведывательном» его этапе, а также в исследовании экспериментального плана.
Включенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.
Применяется в основном в монографических исследованиях, т.к. такая методика исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению.
Особенностью данного вида является опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.
Включенное и невключенное наблюдение бывают следующих видов:
· Открытое – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что зная о том, что за ними ведется наблюдение, испытуемые могут менять свое поведение.
· Закрытое («инкогнито») – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым не сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что он предъявляет высокие морально-этические требования к деятельности исследователя, заставляет более корректно интерпретировать и представлять данные в отчете.
· Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором наблюдаемый сам регистрирует собственные действия, состояния. Особенностью данного вида является то, что исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
основные и дополнительные, характеристика, плюсы и минусы
Содержание:
-
Методы социальной психологии — какие применяются
- Характеристика, плюсы и минусы
- Предмет, основные и дополнительные направления
- Взаимосвязь и взаимодополняемость методов
-
Методы социальной психологии — какие применяются
- Характеристика, плюсы и минусы
- Предмет, основные и дополнительные направления
- Взаимосвязь и взаимодополняемость методов
Методы социальной психологии — какие применяются
Методы носят междисциплинарный характер и активно используются в других отраслях гуманитарного знания, в том числе в общей психологии, социологии и педагогике.
Существуют 2 основных систематизации методов.
- Методы сбора и обработки информации. Данная классификация широко использовалась доктором философских наук Г.М. Андреевой — автором классического учебника по социальной психологии. Примеры методов сбора: анкетирование, тесты; обработки информации — логические методы, статистический анализ.
Характеристика, плюсы и минусы
Наибольшее распространение получили следующие методы эмпирического исследования:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Наблюдение.
- Опрос.
- Анализ документов.
- Социометрия.
- Тестирование.
- Эксперимент.
- Шкалирование.
Наблюдение
С его помощью проводится целенаправленный сбор данных об изучаемом социально-психологическом объекте или явлении путем восприятия и регистрации.
Методики проведения наблюдения делятся на:
- стандартизированные и нестандартизированные;
- включенные и невключенные;
- естественные и лабораторные;
- фактологические и оценочные.
Стандартизированное
- четко разработанного плана;
- определенных условий проведения;
- списка признаков;
- строгой инструкции;
- единых кодификаторов для регистрации.
При нестандартизированном — наблюдение за явлением и фиксация полученных данных происходит в свободной форме.
При невключенном — исследователь изучает ситуацию со стороны, при включенном — непосредственно взаимодействует с социальной средой.
Недостатки включенного наблюдения:
- возможная утрата наблюдателем беспристрастности;
- непосредственное воздействие исследователя на изучаемую группу;
- сокращение восприятия;
- упрощение впечатлений;
- искажения в истолковании результатов.
Естественное наблюдение также называют полевым. Предполагает наблюдение в естественных условиях. Например, наблюдение за поведением толпы, за невербальными характеристиками членов социальной группы.
Лабораторное — подразумевает наблюдение за социально-психологическими явлениями в условиях эксперимента.
При фактологическом наблюдении фиксируются все случаи проявления, при оценочном — для фиксации используются шкалы: интенсивности, временная и др.
Главные плюсы всех методов наблюдения:
- изучение явлений в непосредственном процессе жизнедеятельности людей;
- фиксация поведенческих актов, вербальных и невербальных проявлений;
- многомерность охвата;
- возможность фиксации по нескольким параметрам;
- большое количество получаемых эмпирических данных.
Общие недостатки:
- ограниченность результатов;
- высокий субъективизм;
- преимущественно качественный, а не количественный характер выводов;
- сложность повторения наблюдения;
- малая репрезентативность.
Опрос
Включает в себя получение информации путем задавания вопросов испытуемым.
Основные формы опроса:
- интервьюирование — живой опрос, предполагающий непосредственное взаимодействие между интервьюером и респондентом;
- анкетирование — заочный опрос, заключающийся в самостоятельном заполнении бланка респондентом.
Достоинства опроса:
- предоставление информации, которая не может быть получена другим образом;
- возможность применения на всех этапах исследования — первичный сбор материалов, проверка данных, контроль;
- актуальность полученных сведений;
- простота организации исследования.
Недостатки:
- искажение информации за счет личностных особенностей интервьюера и респондента;
- субъективность данных, связанная с тем, что большая часть ответов основана на самонаблюдении;
- недостоверность некоторых сведений, обусловленная стремлением испытуемого давать социально одобряемые ответы.
Анкетирование позволяет охватить большее количество респондентов, чем интервьюирование. Но в личной беседе возможно уточнение информации, считывание невербальных сигналов, получение более глубоких сведений.
Анализ документов
В основе метода лежит интерпретация исследователем данных, которые содержатся в документе.
Документы делятся на:
- первичные и вторичные;
- официальные и неофициальные;
- целевые и естественные;
- личные и безличные;
- рукописные и печатные;
- фото-, аудио- и видеодокументы.
Плюсы анализа документов:
- объективность;
- достаточно высокий уровень достоверности;
- экономичность;
- информативность;
- относительная доступность.
Минусы:
- ограниченность сведений;
- сложность в интерпретации;
- возможность ошибок и искажений в документах;
- быстрое устаревание информации.
Поскольку в документах фиксируются уже произошедшие социально-психологические явления, то полученные данные могут быть отнесены только к конкретному периоду времени.
В неофициальных документах возможны искажения за счет:
- эмоциональной окрашенности;
- самообмана;
- временного эффекта;
- неправомерных обобщений.
Социометрия
Используется как средство изучения взаимоотношений в малых социальных группах. Позволяет выявить:
- симпатии и антипатии;
- структуру малой группы;
- распределение статусов и ролей;
- наличие микрогрупп;
- степень сплоченности;
- наличие формальных и неформальных лидеров.
Плюсы:
- возможность изучения структуры группы;
- низкие временные, финансовые и трудозатраты;
- наглядность полученных результатов.
Минусы:
- ограниченность в использовании — применяется только для изучения групп, имеющих опыт взаимодействия;
- искажение результатов за счет включения механизмов психологической защиты;
- невозможность выявления истинных мотивов симпатий и антипатий.
Тестирование
Это ограниченное во времени краткое стандартное исследование, когда испытуемый выполняет конкретные действия по заданию исследователя. Обработка результатов тестирования проходит в соответствии со стандартными ключами.
Примеры использования тестирования в социальной психологии:
- определение социального интеллекта;
- диагностика межличностных и внутригрупповых отношений;
- выявление стиля лидерства.
Достоинства тестирования:
- оперативность;
- экономичность;
- простота использования;
- количественная дифференциация результатов;
- надежность;
- возможность использования компьютерных технологий.
Недостатки:
- вероятность автоматических ошибок;
- сложность в составлении точных ключей для расшифровки результатов тестов;
- отсутствие индивидуального подхода.
Эксперимент
Предполагает создание определенных условий, при которых происходит взаимодействие между испытуемым и экспериментальной ситуацией.
Выделяют эксперименты:
- научные и практические;
- параллельные и последовательные;
- полевые и лабораторные;
- проективные и ретроспективные;
- одно-, двух- и многофакторные;
- контролируемые и неконтролируемые.
Преимущества эксперимента:
- возможность осуществления контроля за несколькими переменными;
- обеспечение относительно высокой точности результатов;
- повторяемость — эксперимент можно воспроизвести в аналогичных условиях.
Минусы:
- условия эксперимента никогда на 100 % не совпадают с реальными ситуациями;
- испытуемые, как правило, знают, что являются объектом исследований;
- организационная сложность.
При проведении эксперимента в естественных условиях исследователь сталкивается с рядом этических и правовых проблем. Например, ожесточенные споры вызвал «Стэнфордский тюремный эксперимент», осуществленный в 1971 г. для изучения поведения человека в условиях ограничения свободы. Большинство ученых считают неприемлемым данный способ проведения исследования.
Шкалирование
В данном методе испытуемый оценивает объекты и явления внешнего мира, а также самого себя в соответствии с предложенной шкалой. Широко используется при оценке восприятия, изучении общественного мнения, исследовании отношений людей к какой-либо проблеме.
Главный минус метода заключается в том, что исследователь навязывает испытуемому стандартную шкалу. Для преодоления этого недостатка используются:
- разные шкалы, которые обобщаются при помощи факторного анализа;
- многообразные формы оценки с учетом особенностей испытуемых, включая вербальные, числовые, символические.
Методы обработки результатов социально-психологического исследования:
- Качественная и количественная обработка данных.
- Различные виды статистики: факторный анализ, корреляция и др.
- Логическая и теоретическая обработка данных: выявление закономерностей, объяснение, классификация и систематизация.
- Моделирование.
Методы социально-психологического воздействия делятся по цели на:
- Оптимизирующие — направлены на создание благоприятного климата в коллективе, улучшение межличностных отношений.
- Управляющие — имеют целью планирование жизнедеятельности групп, решение вопросов по отбору и управлению персоналом.
- Развивающие — развивают социальные компетенции.
- Диагностические — нацелены на оценку отношений в коллективе, аттестацию, определение заданных параметров.
- Профилактические — занимаются предупреждением возможных социальных проблем.
Предмет, основные и дополнительные направления
Социальная психология делится на теоретическую и прикладную части.
Существуют разные взгляды на предмет социальной психологии.
Чаще всего в качестве предмета теоретической социальной психологии выделяют:
- личность в социуме;
- общественные отношения;
- психология групп;
- общение;
- массовые психические процессы;
- формы духовной деятельности.
Предмет прикладной социальной психологии:
- психодиагностика;
- консультирование;
- применение на практике технологий социально-психологического воздействия.
Основоположник отечественной социальной психологии Андреева выделяла в ней 3 основных раздела:
- социальная психология групп;
- общения;
- личности.
Дополнительные направления социальной психологии:
- Историческая — исследует закономерности воздействия социально-психологических факторов на исторический процесс. Например, как психология толпы повлияла на становление тоталитарных режимов.
- Гендерная — направлена на изучение поведения человека в обществе в зависимости от его биологического пола и гендерных различий.
- Этническая — ее предметом является психический склад различных этнических общностей.
- Политическая — нацелена на исследование закономерностей политического поведения социальных групп.
- Организационная — также называется «психология менеджмента». Занимается проблемами управления, организацией бизнеса, повышением мотивации сотрудников, обучением персонала.
- Конфликтология — изучает природу конфликтов и методы их урегулирования.
Взаимосвязь и взаимодополняемость методов
В современной социальной психологии при проведении исследования используют комплекс методов. Например, индивидуальные методы чередуются с групповыми, качественные с количественными, методы сбора информации с методами воздействия.
Сложность предмета социально-психологического исследования приводит к тому, что ни один из методов по отдельности не может дать всей полноты информации. У каждого из методов есть свои ограничения, сильные и слабые стороны.
Обычно выбор методов осуществляется на стадии подготовки. Если в ходе проведения исследования полученные результаты оказываются неудовлетворительными, то добавляют другие методы.
Для повышения надежности и объективности методов в современной социальной психологии используют:
- комплексный подход;
- разработку компьютерных аналогов известных методик;
- алгоритмизацию исследования.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Сбор данных Преимущества и недостатки
Наблюдательное исследование — иногда называемое полевым исследованием — представляет собой форму неэкспериментального исследования, предназначенного для наблюдения (т. е. наблюдения) за поведением, которое органично и спонтанно разворачивается в естественной среде.
В то время как наблюдательные исследования десятилетиями использовались в различных дисциплинах, таких как социология, психология, культурология и т. д., в контексте маркетинговых исследований они используются, чтобы помочь предприятиям получить ценную информацию о своих клиентах и рынке. Например, бизнес может незаметно наблюдать за тем, как клиенты ведут себя в автосалоне, уделяя особое внимание таким аспектам, как то, куда они ходят и по каким маршрутам, сколько времени они тратят, язык тела и так далее.
Преимущества наблюдательного исследованияСамое большое преимущество наблюдательного исследования уже было отмечено: оно позволяет предприятиям наблюдать за потенциальными клиентами в естественной обстановке, что может выявить глубокие идеи, недоступные с помощью других методов, таких как фокус-группы и опросы. Это особенно актуально, когда участники исследования имеют сознательную или бессознательную предрасположенность к тому, чтобы представить исследователю себя «с лучшей стороны».
Например, 9Участники фокус-группы 0005 могут заявлять (и даже верить этому утверждению, когда они его делают), что при посещении автосалона они «невосприимчивы» к любым формам давления со стороны продавцов и начинают просматривать напольные модели, не обращая никакого внимания на продавцов. Тем не менее, наблюдательные исследования могут показать, что большинство клиентов — даже те, которые планируют быть «невосприимчивыми», — тем не менее откликнутся на приглашение продавца к взаимодействию (т. е. клиенты могут действительно хотеть, чтобы их оставили в покое, но они не будут настаивать на этом, если это означает нарушение основных норм светского этикета). Основываясь на этом понимании, дилерские центры, которые хотят свести к минимуму количество клиентов, которые входят/выходят без привлечения продавца, могут размещать напольные модели дальше от входа или размещать персонал ближе к входу.
Еще одно ключевое преимущество наблюдательных исследований заключается в том, что исследователи могут изменять свою точку обзора на основе переменных в реальном времени. Например, если их взгляду препятствуют толпы или другие препятствия, они могут просто переместиться в лучшее место.
Недостатки наблюдательных исследованийВ отличие от структурированных фокус-групп (т. е. даже «спонтанные и неформальные» фокус-группы структурированы, только по-другому!), присущая наблюдательным исследованиям органическая природа означает, что исследователи мало контролируют среда. Таким образом, понимание, которое в конечном итоге получается, может быть не оправдано затратами времени и средств.
Кроме того, если исследование не спланировано и не проведено экспертами, высока вероятность субъективной предвзятости. Например, исследователь может бессознательно «захотеть» увидеть, что покупатели открыты и согласны с тем, чтобы персонал розничной торговли занимался с ними во время совершения покупок, и поэтому может ошибочно истолковать вежливые улыбки (или даже нервозность) как знаки одобрения. Таким образом, использование других методов сбора качественных данных для контроля и устранения предвзятости имеет важное значение.
Прочтите статью наших коллег из Remesh, в которой они сравнивают онлайн-фокус-группы с традиционными, чтобы получить дополнительную информацию!
Узнать большеЧтобы узнать больше об исследованиях с помощью наблюдений и о том, как они могут помочь вам получить прибыльную информацию о ваших клиентах и рынке, свяжитесь с группой по связям с общественностью сегодня. Наш со-генеральный директор Колсон Стебер может помочь вам определить, является ли наблюдательное исследование подходящей методологией для достижения ваших бизнес-целей.
Для получения дополнительной информации по номеру как донести ценность маркетинговых исследований до ваших клиентов , загрузите нашу БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу сегодня:
Преимущества и недостатки наблюдательных исследований
Преимущества и недостатки наблюдательных исследований | Каковы преимущества и недостатки исследований с наблюдением по сравнению с опросами? | Методология бизнес-исследований | Неделя 3 DQ1| Westcliff University
Содержание
ToggleВопрос: Каковы преимущества и недостатки исследований с наблюдением по сравнению с опросами?
Преимущества наблюдательных исследований
По сравнению с опросами наблюдательные исследования считаются одним из самых простых и легких способов сбора данных, который происходит в естественных условиях. Сбор данных посредством наблюдения помогает исследователю лучше понять вещи, поскольку люди легко понимают многие вещи, наблюдая за окружающей обстановкой.
Считается и считается, что наблюдение является одним из ключевых факторов для формулирования гипотезы, так как после наблюдения за чем-либо в течение продолжительного периода исследователь хорошо знаком с вещами, которые наблюдались.
По сравнению с опросом исследования с наблюдением дают более точную информацию, поскольку наблюдатель может внимательно наблюдать за поведением респондентов. При других методах сбора данных возможно намеренное или непреднамеренное предвзятое отношение респондентов к предоставлению информации, что приводит к получению недостоверной информации.
- Универсальность
По сравнению с методом опроса, метод наблюдения за сбором данных универсален и применяется во всех науках, как физических, так и социальных.
Недостатки наблюдательных исследованийНевозможно наблюдать все, поскольку некоторые социальные явления, такие как любовь, привязанность, чувства и эмоции, носят абстрактный характер. В этом случае исследователь должен искать другие методы сбора данных, которые приведут его к соответствующей информации.
Поскольку социальное явление, подобное упомянутому выше, нельзя наблюдать или контролировать, оно может привести к ложному восприятию предположений или может привести к предвзятости со стороны наблюдателя (Чоудхари).