Абстрактное мышление википедия: что это значит простыми словами, особенности, примеры из жизни

Содержание

3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА. Диалектический материализм

3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА

ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ. Познание природы и общества человеком в ходе его общественно-производственной деятельности начинается с живого созерцания.

Уже в мире животных ощущения являются важным средством приспособления организмов к внешнему миру посредством их ориентировки в меняющейся внешней среде.

Выделение человека из животного мира, активное воздействие человека в процессе труда на внешний мир создало качественно новые условия для дальнейшего развития ощущений, а также для возникновения и развития мышления и речи. При этом важнейшим условием была материальная производственная деятельность людей. В ходе этой производственной деятельности люди с помощью орудий труда и своих органов чувств, мозга и речи узнавали всё новые свойства предметов и явлений вне него мира, учились управлять ими и ставить себе на службу, создавали необходимые для жизни общества материальные блага.

Человек получает многообразные ощущения от предметов внешнего мира. Эти ощущения являются чувственным отражением (копией, снимком, образом) тех объективно реальных свойств предметов внешнего мира, которые воздействуют на органы чувств человека и являются поэтому доступными для непосредственно-чувственного познания.

Объективные, существующие независимо от ощущений человека, физические, химические и т. п. свойства предметов отражаются в сознании как ощущения цвета, запаха, звука, вкуса и т.д. В природе, однако, нет изолированных друг от друга свойств, а есть целостные предметы, явления и процессы, связанные друг с другом и обладающие совокупностью определённых свойств. Человек при помощи своих органов чувств воспринимает не одно какое-либо свойство предмета природы, изолированное от других свойств, а предметы природы в целом, обладающие многими свойствами.

Непосредственное, наглядное, живое восприятие лещей и явлений природы, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, — это и есть живое созерцание.

Живое созерцание на основе практики даёт правильное отражение воспринимаемых людьми свойств предметов. Современная наука располагает средствами экспериментального доказательства правильности ощущений и восприятий. Так, зная физическую сущность отображаемых в ощущениях явлений, например цвета (длину и частоту электромагнитной волны и т. д.), учёные могут проверить правильность или ложность ощущения цвета не только путём сравнения ощущений цвета у одного человека с ощущением цвета у другого, по и путём экспериментальной проверки цвета исследуемых предметов при помощи специальных приборов.

Поскольку ощущения способны правильно отражать окружающий мир, постольку они по своему содержанию, по своему источнику объективны.

Итак, процесс познания человеком окружающего мира начинается с чувственного познания, с ощущений. «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…» [5]. Ощущения непосредственно связывают человека с внешним миром.

Данные живого созерцания служат исходным, отправным материалом для работы мышления, которое способно более глубоко и полно отражать внешний мир.

Воспринимая органами чувств предметы и явления внешнего мира, человек вместе с тем воспринимает не только отдельные стороны явлений, но и определенные связи, отношения между явлениями. Это оказывается возможным в силу того, что сами предметы внешнего мира представляют единство отдельного и общего, явления и сущности. Уже в ощущении всегда дано общее в конкретном, частном.

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Познание глубинных процессов в природе и общество осуществляется в ходе многосторонней практики общественного человека и закрепляется в понятиях. Мышление человека есть более высокая ступень отражения закономерностей и связей объективного мира.

Мы не можем, например, непосредственно увидеть своими глазами стоимость товаров, но тем не менее мы достоверно знаем, что в условиях существования товарного производства стоимость существует, что стоимость это общественное отношение, возникающее в процессе производства товаров и обнаруживающееся в процессе обмена. Мы знаем это потому, что постигаем сущность при помощи абстрактного мышления, способного отвлечься от чувственно-наглядной стороны товаров.

Нельзя также непосредственно услышать или увидеть магнитное поле электрического тока и многие друг реальные явления объективного мира, но все эти явления человек познаёт в ходе практической деятельности при помощи мышления.

Отражение при помощи понятий сущности явлений глубинных процессов объективного развития, отражение, позволяющее человеку в процессе познания законов природы мысленно выходить далеко за пределы того, что он непосредственно может воспринять органами чувств, есть научное, абстрактное мышление.

Абстрактное человеческое мышление, познающее сущность предметов объективного мира через данные, получаемые органами чувств, есть вместе с тем и обобщающее отражение внешнего мира. В отличие от чувственных восприятий, которые являются наглядными, чувственными образами, копиями предметов окружающего мира, понятия являются опосредованными образами внешнего мира, отображенными при помощи слов и предложений.

Понятия, как и ощущения, являются субъективными образами объективного мира. Абстрактность научных понятий вовсе не означает, что они субъективны по своему содержанию, что они оторваны от действительности.

Научная абстракция — это мысль, выраженная в понятиях и отражающая внутреннюю сущность материальных процессов природы или общества.

Абстрактное мышление человека, выраженное в понятиях, так же как и ощущения человека, возникло как закономерный продукт развития общественно-производственной деятельности людей. Человек в процессе общественно-производственной деятельности углублял свои познания объективных связей природы, учился выделять разные свойства реальных предметов, отделить главное от неглавного, основное от второстепенного. Анализ и синтез на практике явились основой и стимулом для усовершенствования анализа и синтеза в мыслях, причиной дальнейшего усовершенствовании абстракции и обобщении. Практика выступала показателем того, что нужно человеку в используемых им предметах природы, того, что в них существенно.

Мышление в понятиях является результатом не только непосредственного индивидуального опыта какого-то одного человека (переработка личных его впечатлений), но и совокупного опыта многих поколений людей, закреплённого при помощи речи и письма.

Абстрактное мышление, мышление в понятиях — качественно новая форма отражении природы. В логическом мышлении нет наглядности, которая присуща живому созерцанию. Человек отвлекается от чувственно воспринимаемых свойств отдельных предметов, но лишь для того, чтобы глубже понять природу и отобразить связь явлений в их главном и существенном.

Однако живое созерцание и абстрактное мышление, т. е. чувственное и рациональное познание, не составляют двух совершенно обособленных друг от друга ступеней. Различие между чувственным восприятием и теоретическим, мышлением не абсолютно, а относительно. В конкретном процессе познания человека живое созерцание и абстрактное мышление составляют одно целое.

Научная абстракция, отражая совокупность существенных свойств предметов и явлений, представляет собой обобщение опыта, фактов, знаний. Поэтому всякая научная абстракция глубже отражает внешний мир, приближая нас к внешнему миру, а не отдаляет от него. Абстрактное мышление даёт человеку возможность на основе познания объективных законов действительности научно предвидеть тенденции развития предметов и явлений и предсказать бытие ещё непосредственно не данных в «живом созерцании», но существующих вне сознания явлений природы.

История науки даёт множество примеров того, как учёные, пользуясь научной абстракцией, предсказали существование и свойства ещё не открытых предметов и явлений, а затем практика, наблюдение, эксперимент подтвердили выводы теории. Так, например, физическая теория света предсказала, что свет — это электромагнитные волны; спустя ряд лет это было установлено экспериментально. Д. И. Менделеев на основе открытого им периодического закона элементов с большой точностью предсказал свойства трёх в его время ещё не известных химических элементов. В 1781 г. была открыта новая планета солнечной системы, которая была названа Ураном.

Вскоре в результате астрономических наблюдений и вычислений, исходивших из открытий Коперника, Кеплера и Ньютона, была определена орбита Урана т. е. путь, который эта планета совершает вокруг Солнца. Однако в дальнейшем было обнаружено расхождение между той орбитой Урана, которую теоретически вычислили учёные, и той, которую они наблюдали при помощи телескопа. Последующие наблюдения с ещё большей очевидностью указали на отклонение Урана от расчетной орбиты.

Перед астрономической наукой возник вопрос: в чем заключаются причины отклонения планеты Уран от пути, вычисленного астрономами. Член Петербургской академии наук Лексель высказал предположение, что несогласие между результатами вычисления и наблюдаемыми фактами имеет место потому, что существует, очевидно, ещё никому не известная планета, взаимодействующая с планетами солнечной системы и не принятая во внимание при вычислениях орбиты планеты Уран.

Впоследствии Леверье, исходя из величины видимого отклонения Урана, теоретически вычислил предполагаемый путь (орбиту) другой, никому ещё не известной в то время планеты; он заявил, что если его расчёт верен, то в определённое время в определённом месте небесного свода эту планету можно будет увидеть в телескоп.

Берлинский астроном Галле, получив письмо Леверье, 23 сентября 1846 г. при помощи телескопа обнаружил предсказанную Леверье планету. Так была открыта новая планета, названная Нептуном. Впоследствии таким же путём, но уже на основе данных отклонений наблюдаемой орбиты Нептуна от вычисленной, было научно предсказано существование ещё одной планеты; она была открыта в 1930 г. и названа Плутоном.

Энгельс по поводу открытия Нептуна писал: «Солнечная система Коперника в течение трехсот лет оставалась гипотезой, в высшей степени вероятной, но все-таки гипотезой. Когда же Леверье, на основании данных этой системы, не только доказал, что должна существовать еще одна, неизвестная до тех пор, планета, но и определил посредством вычисления место, занимаемое ею на небесном пространстве, и когда после итого Галле действительно нашел эту планету, система Коперника была доказана» [6].

В XIX в. в Европе было модным учение буржуазного философа-позитивиста Огюста Конта, который утверждал, что задачей наук будто бы является только описание явлений, но отнюдь не открытие законов природы, ибо сущность явлений будто бы непознаваема [7]. Конт утверждал в частности, что человечество никогда не сможет узнать даже химического состава звёзд. Но прошло всего немногим более 10 лет после этого заявления, и учёные получили возможность точно определять химический состав звёзд благодаря разработке метода спектрального анализа (1859 г.).

Современная астрономия и астрофизика проникают в глубинные процессы развития вселенной, познают процессы, происходящие внутри звёзд, раскрывают тайны рождения, развития и угасания звёзд, астроботаника исследует растительные формы жизни на планетах и т. д.

Исключительно большую роль играет научная абстракция в вопросах общественной науки. Исследователь экономических и других общественных отношений не может пользоваться теми методами научного эксперимента, которые предоставляют исследователям физика, химия или другие специальные естественные науки. Социолог не может ставить опыты в лаборатории и проверять теоретические расчёты с помощью научного инструментария.

Всё это заменяется и восполняется в общественной науке силой научной абстракции. Выводы общественно науки проверяются не в лаборатории научно-исследовательского института, а в живой практической общественно-производственной деятельности людей, в ходе классовой борьбы, в ходе социалистического и коммунистического строительства.

В трудах классиков марксизма-ленинизма даны глубокие научные абстракции, раскрывающие сущность общественных явлений. Научные абстракции в трудах классиков марксизма-ленинизма явились результатом обобщения громадного количества общественных явлений в их развитии. Обобщение самых существенных признаков капиталистического и социалистического способов производства, открытие экономических законов капитализма и социализма даёт возможность Коммунистической партии предвидеть тенденции развития и правильно руководит борьбой трудящихся за коммунизм.

Примером глубоких научных абстракций являются основные понятия диалектического и исторического материализма. Эти понятия отображают в сознании человека материальный мир и его закономерности в существенном, в целом.

Итак, научное, абстрактное мышление представляет качественно новую форму отражения природы в сознании человека. Научная абстракция есть отражение в мышлении (путём выделения общего из единичного) сущности явлений, глубинных процессов развития, объективных законов природы и общества.

Абстрактное мышление в разных областях духовной деятельности имеет свою специфику. Например, абстрактное мышление в художественном творчестве отличается своими специфическими особенностями.

Искусство, художественное творчество отражает действительность в художественных образах. Но это не значит, что образность в искусстве отвергает понятия и логическую связь понятий. Ощущения и понятия являются отражением внешнего мира и при всём качественном различии не могут быть оторваны друг от друга.

В реалистическом, высокоидейном произведении образы синтезируют жизненные впечатления художника, его понимание действительности, они воплощают главное, существенное, типичное в объективной действительности. Типичность не является каким-то статистическим средним, она соответствует сущности данного социально-исторического явления.

Момент наглядности всегда присутствует в процессе научного, абстрактного мышления. Наибольшей впечатляющей силой обладают такие произведения, в которых синтезируется абстрактное и образное мышление. Например, «Капитал» Маркса показывает всю капиталистическую формацию, как живую, включает наполненные глубочайшим научным содержанием художественные образы. Достаточно напомнить главу о первоначальном накоплении капитала или изображение системы машин в виде чудовища, «тело которого занимает целые фабричные здания и демоническая сила которого, сначала скрытая в почти торжественно-размеренных движениях его исполинских членов, прорывается в лихорадочно-бешеной пляске его бесчисленных рабочих органов в собственном смысле слова» [8].

Этот образ машины-чудовища не случаен у Маркса, он отражает сущность капиталистического использования машин. Маркс показывает, что машина при капитализме превращена в вампира, высасывающего соки из рабочих, в средство эксплуатации пролетариата.

Многие научно-философские произведения прошлого также сочетают логические формы и художественные образы, например: «О природе вещей» Лукреция, «Разговор Даламбера и Дидро» Дидро, замечательные научно-философские поэмы М. Ломоносова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, роман «Что делать?» Чернышевского и др.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. В противоположность идеализму диалектический материализм рассматривает их как формы, в которых отражаются реальные существенные связи объективного мира. Связь идей при помощи логических законов отражает связь вещей.

Марксистский философский материализм учит применять материалистический принцип первичности материи и вторичности сознания при изучении логических форм мышления и вскрывать отображение в понятиях, суждениях и умозаключениях объективных связей предметов материального мира. Наряду с этим марксистский философский материализм учит применить диалектику к процессу мышления, изучать мышление во всей его сложности и противоречивости, в движении и развитии.

С помощью научных абстракций наука выделяет, анализирует отдельные стороны предметов и явлений, а затем восходит от абстрактного к конкретному, т. е. воспроизводит в теории объективный процесс развития предметов и явлений в очищенной от случайностей форме.

Так, например, в кинематике изучают, абстрагируясь от строения и массы тел, лишь геометрический образ движения. Однако для целостного научного понимания движения необходимо исследовать и другие стороны механического движения. Другой пример. Маркс в «Капитале», предварительно исследовав отдельно процесс производства и отдельно процесс обращения, дал в результате целостную теоретическую картину всего процесса развития капиталистического способа производства.

Следовательно, как указывал Маркс, «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его духовно как конкретное» [9].

Марксистский диалектический метод требует гибкости понятий, т. е. отражения в диалектике понятий движения, изменения самих предметов и явлений природы и общества.

Всякая «гибкость» понятий, взятая субъективно, т. е. в отрыве от жизни, ведёт к жонглированию понятиями, к эклектике, к софистике.

РОЛЬ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ. Мышление и его логические формы неразрывно связаны с языком. Какие бы мысли ни возникали в голове человека, они всегда возникают в языковой оболочке. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Язык, слово является характерной чертой человеческого мышления, человеческого способа отражения действительности. Ни одному животному не присуще отражение внешнего мира посредством слов. Слово является специфическим средством выражения мысли человека. Слово всегда предполагает обобщение. Подчёркивая слитность, неразрывное единство языка и мышления, слова и понятия, классики марксизма-ленинизма не отождествляют слово с понятием. Слово в грамматическом смысле есть определённая единица речи и является звуковым выражением отдельного предмета мысли. Понятие же включает мысль о предмете, которая подчёркивает ряд взаимно связанных признаков предмета. В понятиях обобщается опыт деятельности человека, опыт разлития науки. Понятия выражаются через слова и не существуют без слов. Но если слово изучается языкознанием, то понятие составляет предмет изучения логики, истории мысли и т. д. Филологический анализ слов не тождественен анализу содержания понятий, но имеет значение в марксистско-ленинской теории познания. Энгельс критиковал Л. Фейербаха за то, что он выводил сущность религии из этимологического анализа слова «religare» — «связывать», так как тем самым Фейербах затушёвывал действительную роль религии, являющейся не средством общения, а средством порабощения людей. Первичным по отношению к слову, так же как и по отношению к понятию, является окружающий материальный мир, который отражён в понятиях, выраженных словами.

Роль языка в познании состоит в том, что он закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека.

Так, например, слова «материя», «энергия» или же соединение слов в предложении: «Любой вид движения при определённых условиях каждый раз вполне определенным способом может превратиться в любой другой вид движения»,- зарегистрировали и закрепили при помощи языка результаты долголетней познавательной работы человека, основанной на его практической деятельности. Обмен мыслями по вопросу о превращении форм движения явился жизненной необходимостью, потому что всё развитие современной техники основано на применении закона сохранения и превращения энергии. Будучи выражен средствами языка, этот закон, как и другие достижения познавательной работы человека, становится достоянием каждого вновь вступающего в жизнь поколения уже со школьной скамьи.

Благодаря языку осуществляется, таким образом, передача из поколения в поколение опыта и знаний, накопленных обществом в борьбе с природой.

Всё это означает, что язык и письменность в гигантской степени ускоряют процесс всё более глубокого познания мира каждым новым поколением. Благодаря языку и письменности человечество не изучает заново того, что уже изучено предшествующими поколениями людей, а использует зарегистрированные и закреплённые в языке результаты познавательной работы, проделанной прошлыми поколениями.

Словарный состав языка находится почти в непрерывном изменении потому, что изменяется жизнь, отражаемая в понятиях, выраженных словами. Язык в своём словарном составе непосредственно отражает изменения, происходящие в развитии производства, базиса, надстройки. Непрерывный рост промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта, техники и науки требует пополнения словарного состава языка новыми словами и выражениями. Так, например, за период существования: советского общества словарный состав русского языка пополнился значительным количеством новых слов и выражений, появившихся в связи с возникновением нового, социалистического производства, появлением нового государства, новой социалистической культуры, новой общественности, морали, наконец, в связи с ростом техники и науки (например, слова «колхоз», «трудодень» или выражение «социалистическое соревнование» и т. д.).

Смысл ряда слов и выражений изменился. Этот факт также имеет большое познавательное значение. Он показывает, как тот же словарный материал связывается с новыми понятиями и отражает тем самым уже новые явления жизни. Так, например, старое слово «ударник» стало обозначать передовиков социалистического соревнования, получило новый смысл.

В ходе развития советского общества выпадает из словарного состава языка некоторое количество устаревших слов и выражений.

Развитие и совершенствование языка в значительной степени обусловлено развитием мышления, которое всё более полно и глубоко отражает окружающую человека действительность. Грамматика языка сами является результатом длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления и свидетельствует об успехах мышления в ого развитии.

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Это отражение не является зеркальным.По характеру отражения в процессе познания выделяют две ступени, которые тесно

§ 3. Соотношение языка и мышления

§ 3. Соотношение языка и мышления Мысль человеческая всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные по­буждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством

Роль творческого воображения в научном познании

Роль творческого воображения в научном познании Помимо развитой способности к абстрактному мышлению и достоверного уровня профессиональных знаний, настоящего ученого характеризует еще один крайне важный момент — способность к творческому воображению. Эта

Соображения по вопросу об отношении мышления и языка

Соображения по вопросу об отношении мышления и языка Любое рассуждение об отношении мышления и языка предполагает то или иное — прямо высказанное или подразумеваемое — понимание как того, так и другого и, стало быть, возможность рассматривать и мышление и язык

Роль Гегеля в превращении диалектики в целостную систему философского мышления

Роль Гегеля в превращении диалектики в целостную систему философского мышления Обстоятельно о Гегеле, как и о ряде других мыслителей, будет сказано во второй части настоящего пособия. Здесь же речь об этом философе пойдёт лишь в том объёме, в котором это требуется для

3. Диалектическое восхождение от абстрактного к конкретному в теоретическом познании

3. Диалектическое восхождение от абстрактного к конкретному в теоретическом познании После выяснения вопроса о соотношении логического и исторического в теоретическом исследовании встает важнейший методологический вопрос: каким образом логически должно быть

§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ

§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии параграфа.Познание — это

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Это отражение не является зеркальным.По характеру отражения в процессе познания выделяют две ступени, которые тесно

4.

Ступени общности в познании. Угасание вещного, объектного мира и раскрытие тайны существования

4. Ступени общности в познании. Угасание вещного, объектного мира и раскрытие тайны существования Познание бесспорно имеет социальный характер, и этот социальный характер недостаточно еще выявлен теорией познания. Познание есть сообщение между людьми, установление

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Философские выводы современной физики были обсуждены в различных разделах этой книги. Это обсуждение было проведено с той целью, чтобы показать, что эта новейшая область естествознания во многих своих

Глава IV. О познании и познаваемости мира

Глава IV. О познании и познаваемости мира размышлениях Коллонтая о познании, содержащихся как в небольших вступительных статьях к трактату «Физическо-моральный порядок», так и в самом трактате, дается определение человека. Коллонтай считает, что человек — общественное

1.3. Секст Эмпирик (200–250). Роль языка в познании и знаковые отношения

1.3. Секст Эмпирик (200–250). Роль языка в познании и знаковые отношения Секст Эмпирик – древнегреческий философ, систематизировавший идеи скептицизма. Согласно «скептической» концепции Секста Эмпирика (ср. лат. sextus – шестой, empiricus – врачующий, лечащий), истина, как

1.6. Джон Локк (1632–1704). Реальная и номинальная сущность субстанции. Роль языка в формировании простых и сложных идей

1.6. Джон Локк (1632–1704). Реальная и номинальная сущность субстанции. Роль языка в формировании простых и сложных идей Джон Локк – английский философ-просветитель. Разработал теорию эмпирического познания, в соответствии с которой знание выводится из опыта с помощью

2.

2. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Об «органичности» и «гармоничности» соотношения языка и мышления

2.2. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Об «органичности» и «гармоничности» соотношения языка и мышления М. В. Ломоносов внес значительный вклад в развитие языковедения. Известно, что этот разносторонний ученый, поэт и просветитель усовершенствовал русский

Абстракция искусство и мышление | Журнал Ярмарки Мастеров

Artnovas/Lilian Harts

При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету».

Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик). В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого.

Абстрактное мышление отличается от линейного тем, что человек не думает причинно-следственными связами. Он абстрагируется от деталей и начинает рассуждать в общем. Самое примечательное здесь заключается в том, что только после общего видения дел человек может перейти к деталям, которые важны в ситуации. А когда детали не помогают в решении проблемы, тогда возникает необходимость абстрагироваться, выйти за пределы происходящего.

Абстрактное мышление позволяет находить новое, творить, создавать. Если бы человек был лишен подобного мышления, тогда не смог бы создать колесо, автомобиль, самолет и прочие технологии, которыми теперь многие пользуются. Умение быстро перестраиваться и адаптироваться в неизменных обстоятельствах происходит благодаря абстрактному мышлению.

Что такое абстракция?

Википедия определяет абстракцию и процесс абстрагирования следующим образом:
Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.
В европейской философии и логике абстрагирование трактуется как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют всё более общие модели — иерархию абстракций. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется уровнем абстракции. В зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции.
Гради Буч определяет понятие абстракции значительно проще, но смысл тот же:
Абстракция выделяет существенные характеристики некоторого объекта, отличающие его от всех других объектов.

Зачем нужна абстракция?

Абстракции выполняют защитную функцию и помогают нам не сойти с ума от переизбытка информации. Представьте, как бы нам жилось, если при письме шариковой ручкой пришлось бы думать о том, что миллиарды молекул чернил взаимодействуют с молекулами бумаги, чтобы получилась буква. Другими словами, не тратя время на ненужные подробности, мы можем ухватить самую суть — взглянуть на проблему «сверху».

Если бы не фотография с высоты птичьего полета, можно ли было бы себе представить насколько правильно спроектирована Барселона? Кстати, про пример с шариковой ручкой, читать бы тоже не получилось — начертания одной и той же буквы на письме отличаются даже у одного человека.

Абстрактное мышление — это механизм, который позволяет нам перерабатывать и усваивать кучу новых сведений. Если бы не было абстракции, то единственный вариант для нас — это остаться очень примитивными существами.

В Бразилии живет племя небольшое племя индейцев Пираха. Представители этой народности обладают крайне скудным абстрактным мышлением. Их алфавит состоит из трех гласных и восьми согласных. У них нет слов, обозначающих цифры, вместо цифр у них два понятия — несколько и много. У них нет цветов — только понятия светлый и темный, времени и истории — они живут только сегодняшним днем и помнят только то. что помнит старейший из ныне живущих; нет — религии, ремесел, искусства. У них еще много чего нет в нашем привычном понимании. И это все потому, что не развито абстрактное мышление. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что при этом они себя ощущают абсолютно счастливыми людьми!

Итак, абстрагирование нам нужно как способ познания и описания окружающего мира, для обмена информацией друг с другом. Абстракции позволяют провести декомпозицию предметной области на набор понятий и связей между ними.

Если возьмете фотоапарат в руки—это реальность, если вы попытаетесь увидеть свое в абстрактных картинах—это ваша индивилуальность! Пытайтесь,дерзайте и заказывайте абстракцию! это изменит Ваш мир !

Рейтинг

   0.0 (0 голосов)

Artnovas/Lilian Harts

Россия, Санкт-Петербург

Магазин

Блог (36)

Следите за творчеством мастера

Блоги по теме

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • абстракция
  • живопись маслом
  • интерьер
  • занимательные истории

Рубрики блогов

Новости магазинов
Акции и распродажи
Персональные записи

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Английский язык, используемый в этой статье или разделе , может быть не всем понятен . Вы можете помочь Википедии, прочитав Wikipedia:Как писать страницы на простом английском, а затем упростив статью. (июль 2012 г.)

Абстракция хранит только самую важную информацию о чем-либо, чтобы упростить ее повторное использование.

Абстракция относится к способам получения более высоких, менее реальных понятий из использования и классификации буквальных («реальных» или «конкретных») данных или другой информации.

Абстракции могут быть образованы путем сокращения информационного содержания понятия или явления с точки зрения их просмотра, часто для сохранения только той информации, которая необходима для конкретной цели. Например, абстрагирование кожаного футбольного мяча от более общей идеи мяча сохранит только информацию об общих свойствах мяча и его поведении, оставив в стороне характеристики этого конкретного мяча. Сравните со словом: обобщающий . Противоположностью прилагательному «абстрактный» обычно является слово «конкретный» .

Первые символы абстрактного мышления у людей можно проследить по ископаемым объектам, датируемым от 50 000 до 100 000 лет назад в Африке. [1] [2]

В философской терминологии абстракция — это мыслительный процесс, в котором идеи [3] дистанцируются от объектов.

Абстракция использует стратегию упрощения, при которой ранее конкретные детали остаются двусмысленными, расплывчатыми или неопределенными; таким образом, эффективное общение о абстрактных вещах требует интуитивного или общего опыта между коммуникатором и получателем сообщения.

Кошка на коврике (рисунок 1)

Например, много разных вещей могут быть красного цвета. Точно так же многие вещи сидят на поверхностях (как на , рис. 1 , справа). Таким образом, свойство красноты и отношение сидение-на являются абстракциями этих объектов. В частности, на концептуальной диаграмме график 1 идентифицирует только три прямоугольника, два эллипса и четыре стрелки (и их шесть меток), тогда как рисунок 1 показывает гораздо больше графических деталей, с количеством подразумеваемых отношений, как неявных на картинке, а не с девятью явными деталями на графике.

Диаграмма 1 детализирует некоторые явные отношения между объектами диаграммы. Например, стрелка между агентом и CAT:Elsie изображает пример отношения есть , как и стрелка между местоположением и MAT . Стрелки между герундием СИДЕНИЕ и существительные агент и местоположение выражают основные отношения диаграммы; «агент СИДИТ на локации» ; Элси является экземпляром CAT .

Концептуальный график для Кошка, сидящая на коврике (график 1)

Хотя описание сидящего на (график 1) является более абстрактным, чем графическое изображение кота, сидящего на коврике (рисунок 1), разграничение абстрактных вещей от конкретных вещей несколько двусмысленно; эта двусмысленность или неопределенность характерны для абстракции. Таким образом, такая простая вещь, как газета, может быть описана на шести уровнях, как на иллюстрации Дугласа Хофштадтера к этой двусмысленности, с продвижением от абстрактного к конкретному в Гёдель, Эшер, Бах (1979):

(1) публикация
(2) газета
(3) Хроники Сан-Франциско
(4) выпуск Хроники от 18 мая
(5) мой экземпляр Хроники от 18 мая
(6) мой экземпляр Хроники от 18 мая в том виде, в каком он был, когда я впервые взял его в руки (в отличие от моего экземпляра, каким он был несколько дней спустя: в моем камине, горящий) 9Таким образом, абстракция может инкапсулировать каждый из этих уровней детализации без потери общности. Но, возможно, сыщик или философ/ученый/инженер может попытаться узнать о чем-то на все более глубоком уровне детализации, чтобы раскрыть преступление или загадку.

Абстракции иногда имеют неоднозначные ссылки; например, «счастье» (при использовании в качестве абстракции) может относиться к стольким вещам, сколько существует людей, событий или состояний бытия, которые делают их счастливыми. Точно так же «архитектура» относится не только к проектированию безопасных, функциональных зданий, но и к элементам творчества и инноваций, направленным на элегантное решение проблем строительства, использование пространства и попытку вызвать эмоциональный отклик у людей. строители, владельцы, зрители и пользователи здания.

Создание экземпляра[изменить | изменить источник]

Вещи, которые не существуют в каком-либо конкретном месте и времени, часто считаются абстрактными. Напротив, экземпляры или члены такой абстрактной вещи могут существовать во многих разных местах и ​​в разные времена. Эти абстрактные вещи затем называются многократно воплощенными в том смысле, что картинка 1 , картинка 2 и т. д., показанные выше.

Однако недостаточно определить абстрактные идеи как те, которые могут быть конкретизированы, и определить абстракция как движение в направлении, противоположном реализации. Это сделало бы понятия «кошка» и «телефон» абстрактными идеями, поскольку, несмотря на их различную внешность, конкретный кот или конкретный телефон являются экземпляром понятия «кошка» или понятия «телефон». Хотя понятия «кошка» и «телефон» являются абстракциями , они не являются абстракциями в смысле объектов в графе 1 выше.

Мы могли бы посмотреть на другие графики в прогрессии от кошка с по млекопитающее с по животное и видим, что животное более абстрактно, чем млекопитающее ; но, с другой стороны, млекопитающее — более сложная для выражения идея, особенно в отношении сумчатых или однопроходных .

Физические свойства[изменить | изменить источник]

Физический объект (возможный референт понятия или слова) считается конкретным (не абстрактным), если он является конкретным индивидуумом , который занимает определенное место и время.

Абстрактные вещи иногда определяются как вещи, которые не существуют в реальности или существуют только как чувственные ощущения, например красный цвет. Это определение, однако, страдает от трудности решения, какие вещи реальны (то есть какие вещи существуют в реальности). Например, трудно согласиться с тем, являются ли такие понятия, как Бог , число три и благость реальными, абстрактными или и тем, и другим.

Подход к разрешению такой трудности заключается в использовании предикатов в качестве общего термина для обозначения того, являются ли вещи по-разному реальными, абстрактными, конкретными или обладают определенным свойством (например, товар ). Тогда вопросы о свойствах вещей суть суждения о предикатах, которые еще предстоит оценить исследователю. В приведенном выше графе 1 графические отношения, такие как стрелки, соединяющие прямоугольники и эллипсы, могут обозначать предикаты. Различные уровни абстракции могут быть обозначены последовательностью стрелок, соединяющих прямоугольники или эллипсы в нескольких строках, где стрелки указывают от одной строки к другой, в серии других графиков, скажем, на графике 2 и т. д.

Абстракция в философии — это процесс (или, по мнению некоторых, предполагаемый процесс) в формировании понятия признания некоторого набора общих черт в индивидуумах и на этой основе формирования понятия этой черты. Понятие абстракции важно для понимания некоторых философских споров вокруг эмпиризма и проблемы универсалий. Он также недавно стал популярным в формальной логике при абстракции предикатов. Еще одним философским инструментом для обсуждения абстракции является мыслительное пространство.

Онтологический статус[изменить | change source]

То, как физические объекты, такие как камни и деревья, имеют , являющееся , отличается от того, как свойства абстрактных понятий или отношений имеют , являющееся . Например, то, как существуют конкретные, конкретные индивидуумы, изображенные на рис. Это различие объясняет онтологическую полезность слова «абстрактный». Это слово применяется к свойствам и отношениям, чтобы отметить тот факт, что, если они существуют, они не существуют в пространстве или времени, но что их экземпляры могут существовать потенциально во многих разных местах и ​​временах.

Возможно, это сбивает с толку, некоторые философии называют тропов (экземпляров свойств) абстрактными частностями . Например, особая краснота определенного яблока — это абстрактное конкретное . Сродни квалиа и сумбебеко.

В языкознании[изменить | изменить источник]

Если абстрактное понятие, такое как «общество» или «технология», трактуется как конкретный объект, это заблуждение (ошибка). В лингвистике может случиться так, что абстрактные понятия используются так, как если бы они были существительными, обозначающими конкретные объекты:

1805: Горацио Нельсон (Трафальгарская битва) – « Англия ожидает, что каждый человек будет выполнять свой долг»

Это называется метонимия . Это может стереть различие между абстрактными и конкретными вещами.

Сжатие[изменить | change source]

Абстракцию можно рассматривать как процесс сопоставления нескольких различных частей составляющих данных с одной частью абстрактных данных на основе сходства составляющих данных, например, множество различных физических кошек сопоставляются с абстракцией «CAT». Эта концептуальная схема подчеркивает неотъемлемое равенство как составных, так и абстрактных данных, что позволяет избежать проблем, возникающих из-за различия между «абстрактным» и «конкретным». В этом смысле процесс абстракции влечет за собой выявление сходства между объектами и процесс связывания этих объектов с абстракцией (которая сама является объектом).

Например, рисунок 1 выше иллюстрирует конкретное отношение «Кошка сидит на коврике».

Цепочки абстракций, таким образом, могут быть построены, перемещаясь от нервных импульсов, возникающих при сенсорном восприятии, к базовым абстракциям, таким как цвет или форма, к эмпирическим абстракциям, таким как конкретный кот, к семантическим абстракциям, таким как «идея» CAT, к классам объектов такие как «млекопитающие» и даже такие категории, как «объект», а не «действие».

Например, график 1 выше выражает абстракцию «агент сидит на месте».

Эта концептуальная схема не влечет за собой никакой конкретной иерархической таксономии (такой как упомянутая в отношении кошек и млекопитающих), а только постепенное исключение деталей.

Недавний метаанализ показывает, что вербальная система больше задействована для абстрактных понятий, когда система восприятия больше задействована для обработки конкретных понятий. Это связано с тем, что абстрактные понятия вызывают большую активность мозга в нижней лобной извилине и средней височной извилине по сравнению с конкретными понятиями, когда конкретные понятия вызывают большую активность в задней части поясной извилины, предклинье, веретенообразной извилине и парагиппокампальной извилине. [4]

Другие исследования человеческого мозга показывают, что левое и правое полушария мозга по-разному обрабатывают абстракции. Например, один метаанализ, посвященный изучению поражений головного мозга человека, показал смещение левого полушария во время использования инструментов. [5]

Как правило, абстракция используется в искусстве как синоним абстрактного искусства в целом. Строго говоря, это относится к искусству, не занимающемуся буквальным изображением вещей из видимого мира [6] — однако может относиться к объекту или изображению, полученному из реального мира, или даже к другому произведению искусства. Произведение искусства, которое изменяет естественный мир для выразительных целей, называется абстрактным; то, что происходит от узнаваемого субъекта, но не имитирует его, называется необъективной абстракцией. В 20 веке тенденция к абстракции совпала с достижениями науки, техники и изменениями в городской жизни, что в конечном итоге отразило интерес к психоаналитической теории. [7] Еще позже абстракция проявилась в более чисто формальных терминах, таких как цвет, освобожденный от объективного контекста, и сведение формы к базовым геометрическим рисункам. [8]

В музыке термин абстракция может использоваться для описания импровизационных подходов к интерпретации и иногда может указывать на отказ от тональности. Атональная музыка не имеет тональности и характеризуется исследованием внутренних числовых отношений. [9]

Определение абстракции, данное Карлом Юнгом, расширило сферу ее применения за пределы мыслительного процесса, включив ровно четыре взаимоисключающие, противоположные дополнительные психологические функции: ощущение, интуицию, чувство и мышление. Вместе они образуют структурную совокупность дифференцирующего процесса абстракции. Абстракция действует в одной из этих противоположных функций, когда она исключает одновременное влияние других функций и другие неуместности, такие как эмоции. Абстракция требует избирательного использования этого структурного разделения способностей в психике. Противоположностью абстракции является конкретизм. Абстракция — это одно из 57 определений Юнга в главе XI « психологических типов» .

Существует абстрактное мышление , так же как существует абстрактное чувство , ощущение и интуиция . Абстрактное мышление выделяет рациональные, логические качества… Абстрактное чувство делает то же самое со… своими чувственными ценностями. … Я ставлю абстрактные чувства на один уровень с абстрактными мыслями. … Абстрактное ощущение было бы эстетическим, а не чувственным ощущение и абстрактная интуиция были бы символическими в противоположность фантастической интуиции . (Юнг, [1921] (1971): пар. 678).

Ученые-компьютерщики используют абстракцию для понимания и решения проблем, таких как организация данных для хранения в базе данных.

Абстракция в математике — это процесс извлечения лежащей в основе сущности математической концепции, устранения любой зависимости от объектов реального мира, с которыми она могла быть изначально связана, и ее обобщения для более широкого применения или сопоставления с другими абстрактными описаниями эквивалентных явлений.

Преимущества абстракции в математике:

  • раскрывает глубокие связи между различными областями математики
  • известные результаты в одной области могут навести на предположения в смежной области
  • приемы и методы из одной области могут быть применены для доказательства результатов в смежной области

Основной недостаток абстракции заключается в том, что очень абстрактные концепции труднее изучить и требуют определенной степени математической зрелости и опыта, прежде чем их можно будет усвоить .

  • Абстрактная алгебра
  • Абстрактное искусство
  • Официальный язык
  • Онтология
  • Платонический реализм
  1. «Абстрактные гравюры показывают, что современное поведение возникло раньше, чем считалось ранее». Архивировано из оригинала 12 декабря 2008 г. Проверено 22 сентября 2010 г. .
  2. ↑ Древние гравюры отодвигают назад происхождение абстрактной мысли
  3. ↑ Но идею можно символизировать. «Символ — это любое устройство, с помощью которого мы можем делать абстракции». — p.xi и глава 20 Сюзанны К. Лангер (1953), Чувство и форма: теория искусства, разработанная на основе Философия в новом ключе : Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. 431 страница, индекс.
  4. ↑ Цзин Ван, Джули А. Кондер, Дэвид Н. Блитцер и Светлана В. Шинкарева «Нейронное представление абстрактных и конкретных понятий: метаанализ исследований нейровизуализации» Картирование человеческого мозга (2010). https://dx.doi.org/10.1002/hbm.20950
  5. ↑ Джеймс В. Льюис «Кортикальные сети, связанные с использованием инструментов человеком» 12 (3): 211-231 The Neuroscientist (1 июня 2006 г.).
  6. ↑ Британская энциклопедия
  7. ↑ Катрин де Зегер и Хендель Тайхер (ред.), 3 X Abstraction . Нью-Йорк / Нью-Хейвен: Центр рисования / Издательство Йельского университета. 2005. ISBN 0-300-10826-5.
  8. «Национальная художественная галерея: Абстракция». Архивировано из оригинала 08 июня 2011 г. Проверено 22 сентября 2010 г. .
  9. «Вашингтонский государственный университет: Глоссарий абстракции». Архивировано из оригинала 2007-09 гг.-11. Проверено 22 сентября 2010 г. .
  • Интернет-энциклопедия философии: Готтлоб Фреге. Архивировано 26 апреля 2010 г. в Wayback Machine
  • .
  • Стэнфордская энциклопедия философии: абстрактные объекты
  • Обсуждение в The Well относительно иерархии абстракций

словосочетание абстрактной мысли | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с мыслью.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Эта антипатия практикующего человека к абстрактному мысли важна.

Из Кембриджского корпуса английского языка