ЕЛЕНА РОМАНОВА За развитием абстрактного мышления идем в Маткласс!
ЕЛЕНА РОМАНОВА
Москва. Славянский бульвар
ЗАДАЧА / РЕШЕНИЕ / СЛЕДСТВИЕ
Увлечь детей математикой / Дети в восторге от задач в Матклассе / Идеи и вдохновение для семейного отдыха
Интервью с Романовой Еленой Михайловной, мамой Нади и Ромы, учеников Маткласса
— С каким запросом вы пришли в Маткласс? Для общего развития или для решения какой-то проблемы?
У дочки проблема с математикой в школе, очень сложно. У них есть рабочая тетрадь – “Экспресс-контроль”. Там уже как в алгебре, нужно считать не в цифрах, а с помощью переменных выражения составлять. И это в третьем классе. У нас такого не было. Когда я училась, это началось в более старших классах. В пятом классе, когда алгебра пошла, то были переменные. У них — в третьем классе, и надо в этом ориентироваться. И ей это очень сложно, она пока не понимает абстрактные буквы.
С математикой у нас плохо стало. В том году была четверка, а в этом году – тройка. И я решила, что надо дополнительно заниматься, увлечь ее математикой, чтобы она полюбила математику. Надо больше практики. Она еще у меня такая, не перетрудится. Что в школе задали, это она и сделает, а если скажешь дополнительно решить – нет, это не задавали. А здесь, получается, мы дополнительно занимаемся. Как результат — ей здесь нравится, она с удовольствием идет. Даже у нас сегодня художественная школа была, а потом математика, и она гуляла там с ребятами своими, с одноклассниками. Вышла после школы, говорит: не пойду в художественную школу, сегодня последний день учебы перед каникулами, хочу погулять. А потом на математику пойду.
— А дома она сочиняет похожие задачи, предлагает вам, о чем-то рассказывает?
Пока этого нет. И мне самой этому надо больше внимания уделять. Я раньше детей в свободное время увлекала творчеством, мы рисуем, лепим, поделки делаем. А ведь это же зависит от меня – чем я занимаюсь в свободное время. Если я буду давать им какие-то занимательные задачки, то они этим увлекутся. Много зависит от моего руководства, как я сама этот процесс направлю.
— А Вы, может быть, знакомы с нашим Курсом для родителей?
Я начала, первый урок прошла, сейчас я прохожу второй урок. Очень ценная информация. Я прочитала статью Локхарда, и там написано, что нужно увлекать детей играми такими интеллектуальными, шахматы, шашки, нарды, го. И сейчас много таких игр представлено у нас в магазинах. Я уже думаю, действительно надо. Купила и шашки, и шахматы, и нарды, и го даже. Го – детский вариант, маленькое поле, самое простое для начала.
— Вы уже что-то попробовали?
На каникулах я на дачу с собой хочу взять, и будем там заниматься.
— А на уроках у педагога Ольги Зубовой что больше понравилось?
Интересные наглядные задачки. Потом еще нравятся задачки, когда нужно самим придумать конец, как выйти из ситуации.
— Маткласс как раз стремится развивать абстрактное мышление через наглядные задачи.
Я надеюсь, что благодаря этому у нее раздвинутся границы понимания математики, она не будет бояться необычного и нового. Любая задачка – она будет знать, что сможет ее решить: “Я постараюсь, и я справлюсь, потому что я решаю всякие задачки”. А не только типовые одни и те же. И сына я решила тоже привести в Маткласс, пока он еще дошколенок. Это не рано, с ним надо уже сейчас заниматься. У вас в статье написано, где урок для родителей, что надо с 6 лет начинать. Если вы хотите что-то такое развить у ребенка, то надо начинать как можно раньше. Моему сыну почти 6 лет, и мы начали сюда ходить, с удовольствием.
— А может, вы вспомните какой-то конкретный интересный случай, который связан с Матклассом? Какой-то любопытный пример, даже веселый?
Мы составляли сначала куб – из палочек, выложенных на столе. Потом надо было переложить три палочки так, чтобы получилось три треугольника. Она не сразу конечно, но смогла решить эту задачку здесь в Матклассе, и потом носила эти палочки в школу к одноклассникам своим.
— Они решили?
Не все
— Дети так любят друг другу загадывать загадки! А младшего что увлекло?
Он с удовольствием ходит, ему нравится. Задачки – с некоторыми он справляется, с некоторыми сложнее. Ему как раз нравятся те задачки, где много вариантов, устные, где придумать решение ситуации. Я вижу, что иногда кто-то что-то предложит из группы, такое смешное, он прямо хохочет, у него настроение поднимается от этих задачек. Потому что все разные решения придумывают, настолько у всех разные фантазии, и очень интересные. Сколько детей – столько и способов, как решить задачку. У них еще такая задачка была, рассматривают явление, чем это хорошо и чем это плохо. Вот он дома тоже начал у меня спрашивать: зима – чем это хорошо и чем это плохо? То есть он уже стал задумываться. Еще про что-то спрашивал. Стал уже анализировать. Хорошо, что маме можно присутствовать на занятиях. Потому что я представляю, что это такое, и я могу то же самое летом применять, сама могу с ними заниматься. Мы уезжаем на дачу, и там у нас сколько хочешь времени. Они в моем распоряжении, и я сама организую их досуг. Занималась прошлым летом по книжке “Малыши и математика”, там прямо по занятиям – занятие 1, занятие 2, все расписано.
— У вас дома уже практически математический кружок уже был!
Я так его и называю: пойдем заниматься, кружок у нас будет. У меня даже колокольчик есть, я звоню к началу урока.
Интервью взяла Татьяна Коломейцева.
Комментарий педагога
Ольга Зубова: Надя Романова сначала очень настороженно относилась к занятиям, раскрылась только на третьем-четвертом занятии. Ей очень нравился устный счет, потому что наконец поняла, что считать в уме большие числа не очень то и сложно, поэтому с явным удовольствием считала. Еще у нее была явная установка, что не сможет решить задание, которое ей дается. Поначалу приходилось часто подходить, подбадривать, подсказывать. Зато потом, когда появилась вера в свои силы, мне очень приятно было видеть ее радость и улыбку, с которыми она принималась за очередную задачку. Конечно, у нее еще впереди много работы над своей уверенностью, но мне кажется, что начало положено хорошее.
Записаться на бесплатную консультацию
Диагностика нарушений абстрактного мышления с помощью шкалы «Уровень абстрактного мышления» (на материале интерпретации пословиц и поговорок) // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография
‘; for (var i = 0; i527
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рупчев Г. Е., Алексеев А.А. Диагностика нарушений абстрактного мышления с помощью шкалы «Уровень абстрактного мышления» (на материале интерпретации пословиц и поговорок) // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2016.. С. 108–118.
Фрагмент статьи
Введение. В психологии способность к пониманию пословиц и поговорок давно рассматривается как один из показателей развития мышления [5]. Область применения различных вариантов методик, основанных на интерпретации пословиц, достаточно обширна. Пословицы могут применяться для определения уровня умственного развития, выявления его особенностей [5], и, конечно, в диагностике патологических изменений мышлениях при различных формах психопатологии [1]. В классической книге Сусанны Яковлевны Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» этому посвящен отдельный раздел – «Соотношение пословиц, метафор и фраз»[6].
Полный текст
Введение. В психологии способность к пониманию пословиц и поговорок давно рассматривается как один из показателей развития мышления [5]. Область применения различных вариантов методик, основанных на интерпретации пословиц, достаточно обширна. Пословицы могут применяться для определения уровня умственного развития, выявления его особенностей [5], и, конечно, в диагностике патологических изменений мышлениях при различных формах психопатологии [1]. В классической книге Сусанны Яковлевны Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» этому посвящен отдельный раздел – «Соотношение пословиц, метафор и фраз»[6].
Сама возможность применения интерпретации пословиц и поговорок в качестве задания для оценки абстрактного мышления определяется ее особым содержанием. Пословица содержит одновременно две мысли: частную и конкретную, и обобщенную – переносный смысл. Переносный смысл не лежит на поверхности, а его раскрытие требует торможения непосредственных ассоциаций [3], которые рождает пословица; анализа связей, абстрагирования и обобщения. При этом мир пословиц предоставляет исследователю огромные возможности в подборе уже готового экспериментального материала. Так изданный 2010 году «Большой словарь русских пословиц» содержит порядка 70000 пословиц [4]. Кроме того, пословицы могут быть дифференцированы по содержанию, степени сложности, распространенности и известности испытуемым; в соответствии с экспериментальными задачами.
История применения данного метода в клинической и клинико-психологической практике насчитывает не один десяток лет. Применение метода интерпретации пословиц в качестве средства диагностики нарушений мышления началось еще в рамках психиатрии. Указания на возможности его использования в диагностических целях можно найти уже у Э. Крепелина [2].
Позднее с формированием отечественной клинической психологии он был взят на вооружение как патопсихологами [1], так и нейропсихологами [3], в качестве средства диагностики нарушений мышления при психических расстройствах и поражениях головного мозга. Неслучайным является и то, что в настоящий момент в качестве отдельных заданий задания на понимание переносного смысла пословиц входят как в тесты интеллекта (WAIS) [8], так и психопатологические шкалы (PANSS) [7].
За длительную историю своего применения данный метод не только использовался в своем традиционном варианте (с предъявлением на слух каждой пословицы и последующей фиксацией ответа), но и не раз подвергался различным модификациям и доработкам. Так, например, широкое применение в практике клинических психологов нашла модификация, предложенная Б.В. Зейгарник, с подбором готовых интерпретаций к пословицам [1]. В тоже время в большинстве случаев изменениям подвергалась скорее процедура применения методики, что не решало проблемы количественной оценки деятельности испытуемого. Эта проблема в исследовательской практике, как правило, решалась предъявлением испытуемому списка пословиц, а итоговой оценкой становилось количество правильных интерпретаций. Однако другая проблема применения методики интерпретации пословиц и поговорок связана с самой оценкой интерпретаций каждой отдельной пословицы. В большинстве случаев оценка интерпретации пословицы проводилась в рамках строгой дихотомии абстрактного и конкретного уровня мышления, обобщенного и буквального понимания пословицы. В то же время спектр возможных вариантов ответов испытуемого при интерпретации пословицы, как показывает практика, оказывается гораздо шире этих двух вариантов. Так, например, часто встречаются варианты объяснения пословиц через конкретные бытовые примеры, когда обобщенный смысл не формулируется испытуемым, но все же пословица не понимается им буквально. Другим примером могут быть случаи, когда переносный смысл трактуется испытуемым в значительно упрощенном виде, но что также не совпадает с буквальным пониманием. Наконец, существуют и примеры неполного абстрагирования при интерпретации пословицы, когда в ответе сочетаются элементы и обобщенного понимания, и буквального.
Таким образом, основными целями при разработке шкалы являлись: с одной стороны, достижение возможности количественной оценки, а с другой – расширение градаций оценок интерпретации пословицы, отражающих степень абстрагирования испытуемого в его ответе.
Материалы и методы. Описание разработанной шкалы.
Шкала «Уровень абстрактного мышления» на материале интерпретации пословиц и поговорок разработана Алексеевым А.А. и Рупчевым Г.Е. Шкала оценивает способность субъекта к пониманию переносного смысла пословиц и поговорок как показателя общей способности к абстрагированию и построению дифференцированных и согласованных суждений. В ней предусмотрен более широкий спектр градаций уровня абстрактного мышления по сравнению с дихотомичным разделением на абстрактное мышление и конкретно-ситуационное. Ответ на каждую из пословиц или поговорок получает отдельную оценку, предусмотрен также подсчет «Общего балла», представляющего собой сумму оценок за интерпретацию каждой из пословиц. Описания пунктов шкалы приводятся в сокращенном виде:
1 – полный ответ, близкий к словарному,
2 – неполный ответ,
3 – упрощенный, поверхностный ответ,
4 – ответ с элементами конкретного содержания,
5 – буквальное понимание,
6 – ответ без интерпретативной составляющей (комментарии к содержанию пословицы, повторы, перефразировки),
7 – несостоятельность в задании, отсутствие ответа.
При разработке шкалы было отобрано 10 пословиц и поговорок. Отбор пословиц и поговорок осуществлялся в соответствии с двумя критериями. Первый критерий – распространенность. В итоговый список включалиськак широко распространенные пословицы и поговорки (можно сказать, пословицы «школьного багажа», например: «Любишь кататься, люби и саночки возить»), так и относительно редко используемые (например: «Дитя не плачет, мать не разумеет»). Вторым критерием выступало разнообразие тематики пословиц и поговорок. Включаемые в итоговый список пословицы и поговорки различались по своей тематике.
Каждая из пословиц предъявлялась устно на слух в фиксированном порядке. Инструкция к заданию звучала следующим образом: «Я Вам буду зачитывать различные пословицы и поговорки. Скажите, пожалуйста, какой в них переносный смысл, что каждая из них означает». Каждый из ответов испытуемых записывался дословно, после чего проводилась оценка каждого из ответов по разработанной шкале и осуществлялся подсчет показателя «Общего балла» за интерпретацию всех пословиц.
Дополнительные методики. Для оценки конструктной валидности разработанной шкалы использовался субтест «Сходство» Теста интеллекта Д. Векслера, который направлен на выявление и измерение способностей к сравнению, обобщению и абстрагированию. Фактически, данный субтест является упрощенным вариантом методики сравнения понятий. Оценки по субтесту «Сходство» являются информативными в отношении как вербального, так и невербального интеллекта [8].
Характеристика групп испытуемых. Для апробации разработанной шкалы было обследовано две группы испытуемых, группа здоровых испытуемых и клиническая группа больных шизофренией. В группу здоровых испытуемых вошли 40 человек обоих полов (30 муж., 10 жен.), никогда не обращавшиеся к психиатру и не имевшие признаков психического расстройства. Средний возраст — 31,7 лет. Средний уровень образования (в годах) – 14,56. В клиническую группу вошло 40 пациентов (31 муж., 9 – жен.), страдавших параноидной формой шизофрении с эпизодическим типом течения (согласно критериям МКБ-10), находящихся на момент исследования в состоянии медикаментозной ремиссии. Все обследованные больные в качестве поддерживающего лечения принимали атипичные нейролептики в стабильной дозе. Средний возраст составил 34,32 лет. Средний уровень образования (в годах) – 13,43. Выборки были сопоставимы по возрастным и образовательным характеристикам и статистически значимо не различались по данным критериям (p<0.05). Родным языком у всех испытуемых обеих групп являлся русский.
Статистическая обработка данных проводилась в статистическом пакете Statistica 8.0. Применялись данные дескриптивной статистики. Для определения нормальности полученных распределений применялся критерий Колмогорова-Смирнова. Для определения связей между полученными параметрами применялся непараметрический критерий Спирмена. Так как полученные распределения значимо не отличались от нормального, для определения достоверности различий между группами применялся параметрический критерий Стьюдента. Кроме того, проводился подсчет Альфа-Кронбаха для определения внутренней согласованности.
Результаты апробации. Анализ связей показателей методики с параметрами возраста и уровня образования.
В ходе проведенного анализа не было получено статистически значимых корреляций между показателем «Общего балл» по разработанной шкале и возрастом испытуемых ни в группе здоровых испытуемых, ни в группе больных шизофренией. При этом в обеих группах были получены статистически значимые корреляции между показателями уровня образования (в годах) и параметром «Общего балла». Этот результат является ожидаемым, так как согласуется с многочисленными указаниями различных авторов на наличие связей между степенью развитости абстрактного мышления и уровнем образования. При этом обращает на себя внимание, что в группе здоровых испытуемых корреляции «Общего балла» с уровнем образования оказались существенно выше, чем в группе больных шизофренией. Если в группе здоровых испытуемых обнаруженная корреляция равнялась 0.50, то в группе больных шизофренией она составила 0. 40. Такое различие в уровне обнаруженных корреляций может объясняться тем, что в группе больных шизофренией показатель «Общего балла» в большей степени определяется глубиной нарушений абстрактного мышления, а не уровнем образования, и, учитывая клиническую направленность разработанной шкалы, такой результат имеет позитивное значение.
Анализ распределений. Полученные распределения оценок по параметру «Общего балла» разработанной методики значимо не отличались от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова как в группе здоровых испытуемых, так и в клинической группе больных шизофренией, что может говорить репрезентативности выборок.
Однако бо́льший интерес представляют распределения оценок за интерпретацию отдельных пословиц и поговорок в исследованных группах. Так в группе здоровых испытуемых при оценке ответов на большинство пословиц оказались задействованы числовые значения разработанной шкалы с первого по пятое. При этом большинство ответов здоровых испытуемых соответствовали 1, 2 и 3 баллам по разработанной шкале, что соответствует абстрактному уровню мышления. Оценки в 4 и 5 баллов, соответствующие конкретному уровню мышления либо его элементам, встречались реже. При этом в группе здоровых испытуемых практически не было ответов, которые оценивались в 6 и 7 баллов. Этот результат является в целом ожидаемым, так как эти оценки соответствуют наиболее грубо выраженной несостоятельности в выполнении задания (перефразировки пословицы, эхолалии либо полное отсутствие ответа).
Иная картина наблюдалась в группе больных шизофренией. Основное отличие состояло в том, что в группе больных шизофренией при оценке ответов испытуемых на каждую из пословиц оказались задействованы все числовые значения разработанной шкалы. Этот результат имеет существенное значение, так как указывает на то, что разработанная шкала не имеет избыточных делений. Другим отличием распределений оценок за интерпретацию пословиц в группе больных шизофренией являлась большая частота (по сравнению с группой здоровых испытуемых) ответов, оцениваемых более высокими баллами (от 4 и выше). Этот результат вполне закономерен и отражает более низкий уровень абстрактного мышления в группе обследованных пациентов, по сравнению с группой здоровых испытуемых.
Распределения оценок только для трех из десяти пословиц в обеих группах значимо отличались от нормального. При этом характерно, что среди оценок испытуемых за интерпретацию этих пословиц преобладали оценки в один или два балла по разработанной шкале. Говоря иначе, большинство испытуемых давало ответы, соответствующие полному раскрытию переносного смысла этих пословиц либо ответы близкие к таковым (более того, сами формулировки ответов часто были очень сходны). Этот результат может объясняться тем, что большинству испытуемых переносный смысл этих пословиц был хорошо знаком и мог воспроизводиться на основе прошлого опыта (в каком-то смысле такие пословицы могли быть названы пословицами «школьного багажа»). Также стоит отметить, что средние баллы за интерпретацию пословиц в обеих группах могли различаться (в пределах 0,5-1,5 баллов), что указывает на различную сложность пословиц, включенных в список, различную нагрузку на абстрактное мышление.
Оценка надежности. Полученное значение альфа-Кронбаха для разработанной шкалы равнялось 0.76 в группе здоровых испытуемых и 0.84 в группе больных шизофренией, что свидетельствует о достаточной надежности-согласованности разработанной методики. Достаточный уровень надежности-согласованности означает наличие соответствия между оценками по шкале для различных пословиц. Данный результат имеет существенное значение, так как указывает на то, что разработанная шкала позволяет оценивать устойчивые особенности мышления испытуемых, проявляемые при интерпретации различных пословиц.
Оценка дискриминативности.
Таблица 1: Корреляции общего балла по шкале с оценкой по отдельным пословицам.
| Посл.1 | Посл. 2 | Посл. 3 | Посл. 4 | Посл. 5 | Посл. 6 | Посл. 7 | Посл. 8 | Посл. 9 | Посл. 10 |
«Общий балл» | 0,39 | 0,52 | 0,41 | 0,52 | 0,73 | 0,47 | 0,61 | 0,60 | 0,31 | 0,55 |
Как отражено в таблице 1, в ходе статистической обработки данных в группе здоровых испытуемых были получены статистически значимые корреляции между показателем «Общего балла» и баллами за интерпретации отдельных пословиц по разработанной шкале. Все полученные корреляции превысили уровень 0.20, что позволяет констатировать, что все отобранные для разработанной методики пословицы показали достаточный (либо высокий) уровень дисркиминативности.
Оценка конструктной валидности.
Таблица 2: Корреляции разработанной шкалы с суб-тестом «Сходство»
| Общий балл «Сходство» |
Общий балл «Пословицы» | -0,52 |
В результате проведенного анализа были выявлены достаточно высокие статистически значимые отрицательные корреляции между показателем «Общего балла» разработанной шкалы и показателем «Общего балла» субтеста теста Векслера «Сходство». Отрицательный знак полученных корреляций объясняется тем, что наивысшие оценки по разработанной шкале соответствуют наиболее выраженным затруднениям в абстрактном мышлении, в то время как высокие оценки по субтесту «Сходство» соответствуют лучшему уровню абстрактного мышления. Таким образом, этот результат позволяет констатировать достаточную конструктную валидность разработанной шкалы.
Оценка сензитивности.
Рисунок 1. Различие между контрольной и клинической группой по разработанной шкале
В результате статистической обработки данных были выявлены статистически значимые различия между группой здоровых испытуемых и группой больных шизофренией по показателю «Общего балла» разработанной шкалы. Оценки больных шизофренией оказались выше оценок здоровых испытуемых, что, учитывая направленность шкалы, соответствует наличию нарушений абстрактного мышления у обследованных пациентов. Этот результат имеет позитивное значение для разработанной шкалы, так как указывает на ее сензитивность к нарушениям абстрактного мышления.
Заключение. В ходе апробации разработанной шкалы были получены данные о ее психометрических характеристиках. Разработанная шкала показала достаточную надежность-согласованность, достаточную конструктную валидность и сензитивность к нарушениям абстрактного мышления. Также показатели дискриминативности для отдельных заданий (пословиц) оказались достаточными, что указывает на возможность использования отобранного списка пословиц и поговорок. Полученные данные позволяют сделать вывод о соответствии разработанной шкалы психодиагностическим критериям валидной методики и возможности ее примения в качестве средства оценки нарушений абстрактного мышления.
В то же время, несмотря на позитивные результаты проведенной апробации, можно выделить ряд направлений для дальнейшего усовершенствования и проверки методики. Во-первых, это касается проверки тест-ретестовой надежности разработанной шкалы. В рамках настоящей апробации она не проводилась. Во-вторых, сензитивность шкалы оценивалась с привлечением одной клинической группы (больных шизофренией). Расширение возможных областей применения методики для диагностики нарушений мышления может потребовать проверки сензитивности шкалы и на других клинических группах (здесь, прежде всего, речь может идти о пациентах, страдающих органическими поражениями головного мозга, а также умственной отсталостью). В-третьих, несмотря на достаточную дискриминативность каждого из предложенных заданий, в ходе исследования проявилась их разная сложность. Это выражалось как в наличии пословиц, сравнительно легких для интерпретации («школьных»), так и таких, которые вызывали затруднения у испытуемых не только клинической, но и контрольной группу. Таким образом, учет параметра сложности пословиц и поговорок мог бы дополнительно повысить точность получаемых с помощью разработанной методики результатов.
Литература
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: «Академия», 2003.
- Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.
- Соболева О.Б. О понимании мини-текста, или пословица век не сломится. Вопросы психологии, 1995, №1, 47-53.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
- KayS.P., OplerL.A., FiszbeinA. PositiveandNegativeSyndromeScale (PANSS) Manual.North Tonawanda. NY: Multi-Health Systems Inc 1986.
- Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale.N.Y., 1955.
Рупчев Георгий Евгениевич, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофармакологии, ФГБНУ «Научный Центр Психического Здоровья», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1948-6090, e-mail: [email protected]
Алексеев Андрей Андреевич, клинический психолог лаборатории психофармакологии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3690-8662, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 9602
В прошлом месяце: 90
В текущем месяце: 54
Скачиваний
Всего: 527
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5
Что вам нужно знать
Разминка по абстрактному и конкретному мышлению 💭
Мышление — это познавательная деятельность, которая включает в себя сознательное использование нашего мозга для понимания мира и реагирования на него. Несмотря на раннее развитие этой способности, мыслительный процесс является сложной вещью, и он формирует нашу личность.
В детстве мы склонны мыслить конкретно, изучая окружающие нас предметы и свой опыт. Однако по мере взросления у нас вырабатываются модели абстрактного мышления, которые позволяют нам рассматривать более широкую картину и размышлять о событиях и идеях.
В то время как взрослые люди могут приспосабливать свой стиль мышления к различным контекстам, у некоторых могут возникнуть проблемы с абстрактным мышлением.
В этой статье исследуется разница между абстрактным и конкретным мышлением и предлагаются советы по развитию навыков абстрактного мышления.
Список содержимого
- Так что же такое абстрактное мышление?
- Абстрактное мышление и конкретное мышление
- Как развить абстрактное мышление?
- Что мешает абстрактному мышлению
- Конкретные мыслители
- Советы по общению с конкретными мыслителями
- Может ли абстрактное мышление быть слишком сильным?
- Четыре практических способа улучшить навыки абстрактного мышления
1.
Итак, что такое абстрактное мышление?В основном это способность думать о сложных концепциях и идеях, не увязая в конкретных примерах, опыте, ситуациях, объектах или людях.
Это навык мышления высокого порядка, поскольку он более сложен, чем просто обработка основных фактов и информации на основе данных.
Абстрактное мышление позволяет нам воспринимать информацию с помощью наших органов чувств, обрабатывать ее и связывать с общей картиной.
Одна из замечательных особенностей абстрактного мышления заключается в том, что оно позволяет нам проявлять творческий подход, критически мыслить и решать проблемы, даже если у нас нет всех существующих знаний.
Например, использование юмора в разговоре и надежда в сложных ситуациях могут быть хорошим признаком абстрактного мышления человека.
Мы используем абстрактное мышление в нашей повседневной жизни различными способами, например:
- Когда мы описываем что-то, используя метафоры или аналогии
- Анализируем ситуации, чтобы найти творческие решения
- Выявляем закономерности и отношения между объектами, событиями и процессами
- Делайте прогнозы на основе доступной информации и воображения
- Продолжайте изучать варианты даже после нахождения решения
- Учитывайте чужую точку зрения
Звучит как полезный навык 🙂
2. Абстрактное и конкретное мышлениеКогда дело доходит до мышления, мы можем разделить его на два типа: абстрактное и конкретное. Конкретное мышление связано с объектами и переживаниями, которые мы можем непосредственно наблюдать.
Конкретные мыслители принимают информацию за чистую монету , анализируя то, что они могут видеть, слышать, обонять или осязать, но они обычно не связывают ее с другими значениями или ситуациями.
С другой стороны, абстрактное мышление направлено на углубление. Это позволяет нам делать обобщения, классифицировать объекты и опыт и думать о вещах, которые не являются очевидными или реальными.
Абстрактное мышление похоже на использование нашего воображения, чтобы заглянуть за пределы поверхностного уровня вещей. В отличие от конкретного мышления, которое сосредотачивается на физическом мире и подчеркивает факты, абстрактное мышление предполагает размышление о понятиях в общих чертах.
Если вы мыслите конкретно, вы можете хорошо анализировать физические свойства объекта, но вы можете упустить более широкую картину.
Абстрактные мыслители могут с трудом разбираться в мельчайших деталях, но они прекрасно видят связи между, казалось бы, несвязанными вещами.
Оба типа мышления полезны в зависимости от ситуации, но хороший баланс между ними может помочь нам подходить к проблемам с разных сторон и находить более творческие решения.
3. Как развить абстрактное мышление?
Мы знаем, что абстрактное мышление является важным когнитивным навыком, который позволяет людям анализировать сложные идеи, решать проблемы и мыслить творчески. Но знаете ли вы, что это не врожденная способность? Наоборот, это то, что развивается со временем, начиная с детства.
Швейцарский психолог Жан Пиаже определил четыре ключевых этапа когнитивного развития, через которые проходят дети по мере взросления:
- Сенсомоторная стадия: , где маленькие дети исследуют мир с помощью своих чувств и физических движений. Однако их мышление ограничено тем, что они могут увидеть и потрогать.
- Предоперационная стадия: , которая охватывает возраст от 2 до 7 лет, они начинают развивать способность мыслить символически. Они узнают, что изображения, звуки и буквы могут представлять объекты в реальном мире. Тем не менее, им все еще трудно понять, что у других людей другие точки зрения и убеждения.
- Конкретный этап эксплуатации: обычно в возрасте от 7 до 11 лет дети становятся более логичными в своем мышлении. Они также начинают понимать, что не все видят мир одинаково. В результате они становятся более открытыми и опытными в решении проблем.
- Формальный Рабочий этап: , который начинается в возрасте 11 лет и продолжается во взрослом возрасте, люди приобретают способность рассуждать абстрактно. Они могут думать о вещах с разных точек зрения и мысленно манипулировать абстрактными идеями. Более того, они развивают навыки сопереживания и замечают закономерности и отношения между абстрактными понятиями.
Таким образом, хотя абстрактное мышление не может быть естественным для нас, это навык, который мы можем развить и со временем стать более способными решать проблемы и критически мыслить.
«Абстрактное мышление ведет к большему творчеству… Но в нашем бизнесе и в жизни мы часто поступаем наоборот. Мы усиливаем наше внимание, а не расширяем наше поле зрения.»
Дэниел Х. Пинк
4. Что мешает абстрактному мышлению?
Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторым людям трудно мыслить абстрактно?
Ну, кроме факторов развития, есть несколько расстройств и состояний психического здоровья, которые могут препятствовать абстрактному мышлению. К ним относятся:
- Расстройство аутистического спектра
- Неспособность к обучению
- Шизофрения
- Деменция
- Черепно-мозговая травма (ЧМТ)
Кроме того, естественный процесс старения также может повлиять на способность мыслить абстрактно , особенно с точки зрения гибкого интеллекта. Это относится к способности решать проблемы инновационными способами.
Недавние исследования показывают, что навыки подвижного интеллекта, как правило, достигают своего пика в возрасте 30 или 40 лет и снижаются по мере того, как люди вступают во взрослую жизнь. Это снижение подвижного интеллекта может способствовать трудностям с абстрактным мышлением у некоторых людей.
В целом, понимание условий, влияющих на абстрактное мышление, может помочь людям распознать и преодолеть любые проблемы, с которыми они могут столкнуться. Будь то обращение за медицинской помощью по поводу расстройства или выполняя упражнения для мозга для поддержания когнитивных способностей , существуют различные способы улучшить навыки абстрактного мышления и полностью раскрыть свой потенциал.
5. Конкретные Мыслители
Вы знаете, тип людей, которые не совсем понимают, когда кто-то расстроен или зол, даже когда это кажется очевидным для всех остальных. Оказывается, некоторые люди, которые мыслят слишком конкретно, могут испытывать трудности в этой области.
Им трудно понять, что чувствуют другие люди, потому что они не могут точно интерпретировать социальные знаки, такие как язык тела, выражение лица, слова, тон голоса и поведение в социальном контексте.
Вдобавок к этому, конкретные мыслители склонны принимать все за чистую монету, часто упуская из виду за фразами и образными выражениями предполагаемое значение. Это может привести к недоразумениям и конфликтам с другими людьми, которые могут иначе интерпретировать вещи.
Также можно наблюдать жесткое поведение и строгое соблюдение правил , что также может вызывать трения в социальных ситуациях. Им может быть трудно придумывать новые идеи или подходы к решению проблем, и они могут в значительной степени полагаться на установленные процедуры и методы.
Кроме того, мыслители с конкретным мышлением могут испытывать трудности с решением проблем, воображением и творчеством, поскольку эти способности требуют определенного уровня абстрактного мышления.
В результате это может ограничить их личный и профессиональный рост.
6. Советы по общению с конкретными мыслителями
Если в вашей жизни есть кто-то, кто склонен мыслить конкретно, а не абстрактно, важно соответствующим образом скорректировать свой стиль общения.
Чтобы общаться с ними более эффективно, вы можете воспользоваться следующими советами:
- Будьте максимально четкими и конкретными в своем языке
- Избегайте использования метафор, аналогий и идиом , которые могут быть им трудно понять
- Будьте внимательны при использовании сарказма и шуток, поскольку они могут основываться на абстрактных идеях и игре слов.
- Имейте в виду, что конкретные мыслители склонны сравнивать, противопоставлять и классифицировать вещи буквально и прямо.
7. Может ли абстрактное мышление быть излишним?
Наличие сильных навыков абстрактного мышления часто связано с хорошими результатами тестов на IQ и успехами в творческих областях и лидерстве. Однако важно понимать, что у такого типа мышления могут быть и свои недостатки.
Например, воображение наихудших сценариев (известное как катастрофизация) может вызвать чувство страха и беспокойства и усугубить симптомы депрессии.
Кроме того, исследования показали, что абстрактное мышление может быть связано с размышлениями , образцом мышления, который может быть проблематичным для людей с депрессией, тревогой и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Хорошая новость в том, что Практика конкретных навыков мышления может быть полезной для тех, кто борется с психическими расстройствами. На самом деле было показано, что использование методов конкретного мышления помогает людям с депрессией, предотвращая их чрезмерное обобщение.
Для тех, кто пережил травму, практика конкретного осмысления травматического опыта может повысить устойчивость и уменьшить количество навязчивых воспоминаний, которые они испытывают.
В целом, хотя абстрактное мышление является ценным навыком, важно признать потенциальные недостатки и научиться уравновешивать их с помощью конкретных методов мышления , когда это необходимо.
8. Четыре практических способа улучшить навыки абстрактного мышления
К счастью, существует множество эффективных способов улучшить свои навыки абстрактного мышления посредством активной практики. Вот несколько увлекательных и эффективных стратегий, которые вы можете начать применять уже сегодня:
- Занимайтесь головоломками , такими как головоломки, оптические иллюзии и кроссворды. Эти виды деятельности могут помочь вам подойти к информации с разных точек зрения, что приведет к улучшению критического мышления и навыков решения проблем.
- Поэкспериментируйте с образным языком , написав метафоры, сравнения, аналогии и олицетворения. Это поможет вам развить свои способности к абстрактному мышлению и позволит вам выразить себя новыми и творческими способами.
- Ищите новые впечатления и идеи. Знакомство с различными культурами или путешествия, например, могут расширить ваш кругозор, уменьшить стереотипы и дать вам возможность мыслить более открыто.
- Придумать гипотетические инновационные решения. Не бойтесь выходить за пределы своей зоны комфорта и экспериментировать со своими идеями. Примите свое творчество и мыслите нестандартно.
Практикуя эти стратегии, вы можете улучшить свои способности к абстрактному мышлению и настроиться на успех.
В заключение, развитие навыков абстрактного мышления может помочь нам преуспеть во всех аспектах жизни. Стремясь улучшить этот жизненно важный навык и найти здоровый баланс между конкретным и абстрактным мышлением, мы можем расширить свой кругозор, решить сложные проблемы и создать более светлое будущее для себя и окружающих 🧡
Как помочь учащимся использовать абстрактное мышление в математике
Q
Вопрос:
Мой 8-летний ребенок может справиться с любой задачей на сложение и вычитание, если он может использовать физические манипуляции, чтобы помочь ему справиться с математикой. Но он теряется, когда мы пытаемся перейти от физического/осязаемого к чему-то абстрактному. Кроме того, мысль о деньгах, скажем, о том, что один квартер стоит больше трех пятицентовых монет, просто ставит его в тупик. Любые советы о том, как помочь ему установить эту связь?
A
Ответ:
Эти трудности не редкость для детей, которые учатся и думают по-другому, и есть несколько хороших способов их решения. Однако важно знать заранее, что это требует времени. Я не знаю никаких быстрых решений. Но вот трехэтапный процесс, который может помочь студентам-математикам лучше работать с рефератом.
Шаг 1. Используйте трехмерные объекты.
Вы упомянули манипуляторов. Это отличная отправная точка. Во многих школах используются пуговицы, бусины и другие предметы, которые легко брать и перемещать. Это потому, что практическое обучение помогает учащимся освоить математические понятия (а не просто запомнить математические факты).
Использование кубов Unifix или блоков Stern может быть особенно полезным. Stern Structural Arithmetic — это практическая учебная программа, которая очень хорошо решает проблемы, подобные тем, с которыми сталкивается ваш ребенок. Блоки в наборе счетной доски Стерна могут помочь учащимся понять, что называется «относительной ценностью». Детям возраста вашего сына не нужно использовать эту фразу, но им нужно выучить концепцию, которую она описывает.
Вот как такие блоки могут помочь вашему ребенку понять относительное значение: Самый маленький блок в счетном наборе имеет длину в одну единицу и равен «1». Следующий блок в серии имеет длину в две единицы и имеет значение «2». Это продолжается до самого длинного блока, который имеет длину 10 единиц и стоит «10». Дети также могут собирать разные комбинации этих кубиков, чтобы увидеть, как разные числа дают в сумме 10.
Кубики могут помочь вашему ребенку сосредоточиться на самих числах и их относительной ценности друг для друга. Эти блоки также могут помочь вашему ребенку начать понимать, что для математики основные детали в предложении «Сколько будет шесть кнопок плюс восемь кнопок?» это 6 + 8, а не кнопки.
Шаг 2. Сосредоточьтесь на использовании двухмерных объектов.
Как только ваш ребенок продемонстрирует, что понимает относительное значение с помощью трехмерных блоков, ему будет легче работать с двухмерными объектами, которые он рисует карандашом на бумаге. Например, он может рисовать точки или другие формы так же, как он использовал блоки.
Это сложнее, потому что он не сможет брать точки или фигуры и перемещать их. Цель состоит в том, чтобы он начал изменять количества в своей голове. Если это сложно, он может стереть или зачеркнуть отметки, чтобы «переместить» их. Это может быть полезным шагом, поскольку он переходит от работы с трехмерными объектами к работе с двухмерными объектами.
Шаг 3: Сместите акцент на визуализацию объектов.
Как только ваш ребенок продемонстрирует, что он понимает математический процесс с помощью двумерных «манипуляций», он может перейти к визуализации объектов в своей голове. Это может потребовать много практики. Вы можете помочь, поощряя его говорить о том, что он визуализирует и как он меняет величины на основе математической задачи.
Например, попросив его описать, что он «видит» в уме и как он «мысленно перемещает» предметы, вы сможете внести предложения и внести исправления. Вы также можете побудить его использовать кубики или предметы, которые он рисует на бумаге, для проверки своей работы. Это может помочь ему развить более конкретное чувство взаимосвязи между тем, что он делает в уме, и тем, что он делает с физическими объектами или рисунками.
Прохождение каждого из этих шагов потребует времени и усилий, но заложит прекрасную основу для абстрактного мышления в математике. Это сослужит хорошую службу вашему сыну, так как материал, который он изучает в школе, со временем усложняется.
Попробуйте связать блоки с монетами.
Вы упомянули, что вашему сыну трудно работать с четвертаками, пятаками и другими монетами. Чтобы помочь в этом, рекомендуется работать с набором счетных блоков, подобным тому, который я описал выше.