Агенты социализации (первичные и вторичные) – что такое, виды и примеры в обществознании кратко
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 297.
Обновлено 28 Июля, 2022
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 297.
Обновлено 28 Июля, 2022
Социализацией называется процесс усвоения человеком норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе. Этот процесс начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. На него оказывают влияние различные люди, окружающие личность, уровень общественного развития, события, переживаемые человеком. Узнаем, что такое агенты социализации, на какие виды они делятся.
Понятие агентов социализации
Социализация — сложный и длительный процесс. От того, насколько успешной она будет, зависят взаимоотношения человека с окружающими. Кто такие агенты социализации? Это люди и организации, которые оказывают влияние на формирование личности.
С момента рождения агенты помогают человеку усвоить социальные нормы поведения, понять, что допустимо, а что непозволительно.
С некоторыми людьми мы контактируем постоянно, с другими — время от времени. Они имеют разное влияние на процесс усвоения норм. В зависимости от этого в обществознании принято выделять два вида агентов социализации: первичные и вторичные. Кратко рассмотрим каждый из них.
Рис. 1. Схема «Агенты социализации».Агенты первичной социализации
К данному виду относятся люди, входящие в близкое окружение человека: родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Они оказывают влияние на формирование личности ребёнка, знакомят его с правилами поведения, учат различать хорошие и плохие поступки. Главным агентом является семья.
Важность первичных агентов можно проиллюстрировать многочисленными примерами. Психологами доказано, что детство оказывает огромное влияние на становление личности, дальнейшую жизнь человека. Ребёнок, окружённый заботой и лаской, растёт уверенным в собственных силах, имеет хорошую самооценку, учится добиваться целей.
Многие исследователи относят к агентам первичной социализации друзей. Считается, что они способны оказать значительное влияние на формирование внутреннего мира личности. От того, в какой компании человек проводит значительную часть времени, зависят его стремления, взгляды, ценности, потребности.
Агенты вторичной социализации
К данной группе относится менее близкое окружение человека. Люди и организации, относящиеся к агентам вторичной социализации, также влияют на наше поведение и внутренний мир. К ним относятся:
- воспитатели;
- учителя;
- члены религиозных организаций;
- армейский коллектив;
- одноклассники и одногруппники;
- сверстники;
- коллеги;
- тренеры.
Влияние первичных и вторичных агентов на формирование личности различается в зависимости от возраста человека.
Что мы узнали?
Агенты социализации — это конкретные люди или организации, способные оказать влияние на формирование личности, усвоение ею норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе. Они могут быть первичными (семья, друзья) и вторичными (сверстники, учителя, коллеги).
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 297.
А какая ваша оценка?
Социализация личности. Механизмы и агенты социализации
Процесс включения индивида в мир общества, процесс, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе называется социализацией.
Социализация — это процесс вхождения человека в общество. Наиболее распространенными формами, описывающими процесс социализации, являются адаптация и интеграция.
Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Она характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем. Однако адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой, личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями. Например, недостаточно развитыми волевыми качествами человека или низким уровнем интеллекта, сдерживающими развитие самосознания личности.
Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменить, когда в этом есть необходимость и целесообразность. Как правило, такая форма взаимодействия человека с обществом характерна при демократическом устройстве государства, а также при «открытом» типе личности, ориентированном на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом случае определяющую роль во взаимодействии с социальной средой играет индивид.
Социализация — это непрерывный процесс, который происходит в течение всей жизни человека и включает в себя два этапа: первичную социализацию в детском возрасте и вторичную социализацию, или ресоциализацию. Но наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности. Под ресоциализацией понимают усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до обучения студентов в вузах и профессиональной переподготовки рабочих.
Понятие «агентов социализации».
Процесс социализации происходит всегда при чьей-то посторонней помощи. Родители, друзья, учителя заинтересованы в том, чтобы, скажем, ребенок, друг, школьник осваивали определенные социальные роли и выполняли их. Помощниками в процессе социализации выступают не только люди, но и учреждения и какие-либо социальные факты. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации — это институты, социальные факты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации.
В целом агентов социализации мы можем разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. — все те люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов; её осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями. Поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с нами тесными личными отношениями, а вторичную — те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительноличных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер всегда выступает в роли вторичного социализатора. Агенты вторичной — социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну — две функции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Агенты социализации различны в зависимости от жизненного цикла человека:
Младенческие годы — агент социализации семья, родители.
Детство и юность (школьные годы) — агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка.
Для студентов агент социализации — институт.
Для работающих — работа.
Вступление в брак, рождение детей — эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия, и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор