Агрессия у ребенка — причины, виды, как бороться с агрессией у детей
Заболевание лечит:
Детский психолог
Содержание статьи:
- Причины
- Классификация
- Проявления агрессии
- Диагностика
- Лечение
- Осложнения
Детская агрессия — это поведение ребенка, при котором он стремится причинить вред себе, другим людям, животным или объектам окружающей среды. Агрессия может быть словесной или физической, проявляется разнообразно. Агрессию выказывают дети всех возрастов и социальных групп, наиболее ярко агрессивное поведение демонстрируют мальчики. Диагностику агрессивного поведения и лечение проводят психологи, психиатры.
Причины
Изначально агрессивное поведение ребенка служит способом выражения эмоций. Неправильная ответная реакция со стороны взрослых приводит к тому, что ребенок начинает использовать агрессию как средство достижения своих целей.
Основной механизм агрессии — неумение ребенка правильно выражать свои чувства и потребности. Причины возникновения агрессии у детей:
- нарушение развития личности, неустойчивость эмоций;
- недоразвитие нервной системы;
- особенности воспитания — внушение мальчикам, что они должны уметь драться;
-
неблагоприятная обстановка в семье — ссоры между взрослыми, открытая демонстрация жестокости, агрессия по отношению к ребенку Источник:
Детская агрессия. Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Вестник науки и образования №15, 2020. с. 96-99.
Спровоцировать вспышку агрессии могут совершенно непредсказуемые действия и состояния — плохая оценка в школе, ссора с друзьями, голод, утомление, требования родителей.
Агрессивное поведение — это не просто капризы или плохое воспитание. Проблема возникает из-за нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Незрелость отделов коры, отвечающих за эмоции, приводит к преобладанию процесса возбуждения. Торможение при этом отстает, и ребенок не может самостоятельно справиться со своими эмоциями. Накопление эмоционального напряжения требует выхода, но ребенок еще не умеет регулировать этот процесс и начинает вести себя агрессивно.
Классификация
Стремление причинить вред, обычно физический, себе называют аутоагрессией. Если ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим живым и неживым объектам, такое состояние называют гетероагрессией. По характеру поведения различают следующие виды агрессии у детей:
- физическая — стремление причинить вред с помощью силы, ударить или сломать что-либо;
- вербальная — словесная, реализована через угрозы и оскорбления;
- экспрессивная — угрожающие жесты, интонация, мимика, позы.
Агрессивное поведение может быть вызвано внешними факторами, тогда его называют реактивным, или ответным. Реже наблюдается внутренняя агрессия, которая возникает спонтанно, без видимых причин.
Проявления агрессии
Пока дети растут, активно познают мир и учатся общению, агрессивное поведение укладывается в рамки физиологического. Малыши до трехлетнего возраста щипают и дергают за волосы родителей, других детей, порой агрессивно ведут себя с животными. Если приступы агрессии легко пресекаются родительским запретом, ребенок понимает, что так вести себя нельзя — поводов для беспокойства нет. Такое поведение является способом познания окружающего мира, установления коммуникативных связей с другими людьми и животными.
К трехлетнему возрасту физиологическая агрессия исчезает, ребенок понимает, что своими действиями причиняет боль, и начинает вести себя более осторожно. Если же малыш продолжает агрессивные действия, и делает это осознанно, высока вероятность психологической проблемы. Дети младшего возраста проявляют агрессию следующим образом:
- укусы;
- щипки;
- толчки;
- кидание предметов;
- катание по полу;
- плевки;
- крики.
Более выражена физическая составляющая агрессии, которая дополнена бессвязными криками.
У детей старше трех лет активно развивается речь, им требуется больше общения. Неумение находить общий язык с другими детьми и взрослыми, слабые навыки коммуникации порождают агрессивное поведение. На этом этапе вербальная составляющая преобладает над физической. Дети больше кричат, ругаются и оскорбляют других людей. Лишь к младшему школьному возрасту ребенок учится справляться со своей агрессией, подавлять ее усилием воли.
Агрессия у школьников уже имеет направленность. Дети используют агрессивное поведение, чтобы выделиться среди других, защитить свои интересы, настоять на своем. Впервые появляются гендерные различия. Мальчики в большей степени используют свою физическую силу. Девочки же предпочитают вербальный способ, действуют более изощренно Источник:
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Мосина Т.Н. Санкт-Петербургский образовательный вестник №32, 2018..
В период полового созревания на фоне гормональной перестройки эмоциональное развитие подростка идет двумя путями. Некоторые справляются со своей агрессией, направляют энергию на продуктивную деятельность. Другие же попадают в состояние депрессии, совершают попытки суицида.
Диагностика
Любые признаки агрессии у ребенка требуют консультации психолога, даже если они укладываются в физиологические рамки. Врач определяет патологичность агрессивного поведения в ходе беседы с маленьким пациентом. Для диагностики нужны данные:
- анамнез жизни ребенка;
- особенности воспитания;
- поведение ребенка дома, в детском саду или школе.
Врач опрашивает родителей, воспитателей в детском саду Источник:
Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Лысова О.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. или учителей в школе.
Для более глубокой диагностики психолог использует тесты и опросники:
- анкеты, которые заполняют ребенок, его родители, воспитатели или учителя;
- опросники для выявления личностных особенностей;
- врач предлагает ребенку сделать рисунки, которые бы описывали разные аспекты его жизни;
- интерпретационные тесты.
Лечение
Основу лечения детской агрессии составляет психотерапия. Занятия с психологом или психиатром разрешены с любого возраста. Врач составляет индивидуальный план лечения, исходя из возраста пациента, уровня его агрессивности, причин проблемы. Способы снятия агрессии:
- психологическая беседа;
- упражнения на расслабление;
- занятия в игровой форме;
- упражнения для развития коммуникативных навыков;
- упражнения для управления эмоциями, гневом.
Врач может работать только с ребенком, либо вовлекать в лечебный процесс родителей. Семейная психотерапия в большинстве случаев приносит результаты значительнее, чем индивидуальные занятия.
Игровые упражнения подходят для детей дошкольного возраста. При этом врач и родители являются участниками игры, равными ребенку. Работа с младшими школьниками заключается в проигрывании различных сюжетов и ситуаций, которые предлагают поочередно врач и ребенок. Подростки предпочитают работать с психологом индивидуально. Упражнения нацелены на проработку личностных проблем подростка, обучение самовыражению иными методами. Психолог помогает подростку найти себя в творчестве, хобби.
Групповые занятия нужны для детей всех возрастов. Цель групповой терапии — обучение пациентов коммуникации, введение их в социум. В зависимости от возраста пациентов врач использует беседы, ролевые постановки, рисование, музыку, физическую активность.
Психолог занимается не только с ребенком, но и с его родителями. Врач обучает членов семьи, как правильно реагировать на агрессивное поведение ребенка:
- регулярно говорить ему о своей любви;
- вовлекать ребенка в разговор, чтобы разобраться в причинах агрессивного поведения;
- совместно искать пути решения проблемы;
- избегать телесных наказаний.
Медикаментозная коррекция поведения показана при тяжелом течении болезни, наличии психопатологических расстройств, угрозе здоровью и жизни самого пациента или окружающих людей. Медикаментозное лечение для снятия агрессии назначает врач-психиатр.
Осложнения
Неконтролируемая агрессия без психологической коррекции быстро становится чертой характера ребенка. Она вызывает гнев, озлобленность, ребенок закрывается от других. Осложнения развиваются обычно к подростковому возрасту Источник:
Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. Данченкова С.Н. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.:
- акцентуации — патологическое усиление определенной черты характера, предпосылки к развитию обсессивно-компульсивного расстройства;
- психопатии — патологические расстройства личности с девиантным поведением, отклонение от общепринятых социальных норм;
- депрессия с суицидальными наклонностями.
Подростки ведут себя общественно опасно, совершают мелкие хулиганства и правонарушения.
Прогноз при детской агрессии относительно благоприятный. Своевременное и корректное лечение у психолога или психиатра позволяет избавиться от агрессивного поведения. Однако сильные эмоции, стрессы, жизненные трудности в будущем могут спровоцировать повторное проявление агрессии.
Источники статьи:
- Детская агрессия. Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Вестник науки и образования №15, 2020. с. 96-99
- Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста. Мосина Т.Н. Санкт-Петербургский образовательный вестник №32, 2018.
- Основные проблемы и трудности поведения дошкольников. Лысова О.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
- Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников. Данченкова С.Н. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
что делать родителям с агрессивным ребенком
центр детского и
молодёжного
развития
Телефоны
+7(495)135-15-45+7(901)388-61-35Автор: Виктория Шиян
Оглавление:
- Виды агрессии
- Причины детской агрессии
- Роль семьи в развитии агрессивного поведения у ребенка
- Жизненный ситуации и выход из них
- Главное правило, которое должны знать все родители
- Что делать, если ребенок агрессивен?
- Детская агрессия – помощь в центре К.О.Т.
Мы живём в мире, полном неожиданностей, странностей и, иногда, к сожалению, жестокости. Миллионы новостей об убийствах, насилии, издевательствах над животными. Но наблюдать агрессию собственного ребенка страшнее всего. Действительно, это человечек, которого самостоятельно воспитываешь, вкладываешь в него, все, что можешь. А затем задаешь себе вопрос: «Что же я сделал не так?».
Мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и послушными, выросли «хорошими» людьми. Чтобы они жили в спокойствии и все у них скидывалось. Агрессия чада часто не входит в планы мам и пап. Но «вдруг» эта проблема возникает…
Детская и подростковая агрессия сейчас более распространена, чем когда-либо.
Человек агрессивный, если:
- его «плохое настроение» приносит ущерб другим, им становится неуютно находиться рядом
- его поведение противоречит нормам общества
Подумайте, подходят ли эти определения Вашему ребенку или предложите ему самостоятельно ответить Вам и самому себе на этот вопрос.
Всего существуют две категории такого поведения: вербальная и физическая. Исходя из названий легко понято, что инструментом вербальной является язык, а физической – кулаки.
Но в действительности, у здесь много разновидностей. Психологи разделили это явление на несколько типов, чтобы было проще дать определение поведению человека и в последующем – работать с ним.
- Вербальная-активная-прямая
Самый распространенный вид. Обзывательства, подстрекательства, словесные унижения. - Вербальная-активная-непрямая Сплетни, обсуждение за спиной и клевета.
- Вербальная-пассивная-прямая
Самый простой пример: ребенок отказывается разговаривать с Вами или с каким-либо другим человеком. Это выглядит как банальная вредность, но нужно быть внимательнее к таким знакам. - Вербальная-пассивная-непрямая
Отказ давать объяснения своим поступкам, разговаривать на определенную тему. - Физическая-активная-прямая
Самое опасное: нанесение ударов, укусы, щипки, дерганье за волосы и прочее. - Физическая-активная-непрямая
Если ребенок делает ловушки для своих жертв, этот случай Ваш. - Физическая-пассивная-прямая
Желание и попытки помешать кому-то сделать то, что он хочет; разные действия «на зло». - Физическая-пассивная-непрямая
Отказ что-то делать. - Ауто агрессия – пассивная или активная
Она направлена на себя. Также может быть активной, с причинением себе физической боли, и пассивной, унижение и убеждение себя в собственной ничтожности.
Агрессивное поведение может проявляться по отношению к родственникам, друзьям, родителям – всему окружению.
Каждый человек так или иначе проявляет агрессию. Вопрос – в каком виде? Вот только замечают люди чаще активную прямую форму, а остальное склонны игнорировать.
Почему появляется подобное поведение, когда оно является нормой, а когда стоит с ним бороться?
Неуверенность в себе и заниженная самооценка
Проще говоря, желание показать: «Да, я всё ещё здесь! Я все могу!». В наше время дети чаще бывают неуверенными в себе, чем раньше. Они могут следить за успехами своих ровесников по телевизору и в интернете, про себя отмечая, что за свою короткую жизнь сделали гораздо меньше. Конкуренция, возможность сравнивать, ориентир на «успех» повсюду сильно влияет на веру в себя.
Отсутствие отдыха и эмоциональная перегруженность
Школ, учителя, которые не любят своих учеников и работу, сверстники, огромное количество кружков, а потом ещё и выполнение домашних заданий с нервными родителями, которые устали на работе. Нужно давать ребенку время для отдыха и не только активного. Побыть с собой в наедине и не делать «ничего» – естественная потребность человека.
«Стадное» чувство – как все
В школе/детском саду все дети нападают на одного несчастного ребенка? Скорее всего, что и Ваш будет. А то вдруг тогда все нападки перейдут на него?
Возрастные особенности
Агрессия у ребенка особенно активно проявляется в 2-3 года, когда он только начинает воспринимать мир как социальный. В 5-7 лет, во время смены социальных ролей, знакомством со школой. В 14-15, в период подросткового кризиса. Как правило, этот возраст нужно пережить.
Вообще – это нормальная реакция человека. Другое дело – способ выражения. И учить ребенка выражать эмоции нужно, только так можно избежать проблем в будущем.
Часто (на самом деле, в 95% случаев) корни подобного поведения – семья и ближайшее окружение ребенка.
- Мать
Самое родное в жизни любого человека. Она дарит ребенку всю свою любовь и учит ее проявлять. Агрессивное поведение матери в любом возрасте, особенно раннем, оказывает огромное влияние – оно нарушает «базовую» безопасность.
Самый близкий и безопасный человек причинил боль – что делать ребенку?
А если после тяжёлой работы или от несчастной семейной жизни мать срывается на ребенка, то так она показывает, что вот можно. Ребенок учится, отвечая тем же – криками и неконтролируемым поведением.
Я же не била его никогда! Почему он так агрессивен? И по отношению ко мне тоже!
Не стоит забывать о видах агрессивного поведения. Как мы помним, далеко не всегда это физическое проявление своих чувств. - Отец
В случаях, когда отец ребенка не может справиться с собственными эмоциями, верно проявлять чувства. Ребенок может перенимать его манеру поведения. И отец, так же, как и мать, является значимым взрослым, который отвечает за ощущение «базовой» безопасности в мире. - Конфликт между матерью и свекровью
Две самые любящие женщины на свете – мама и папина мама. В тех семьях, когда молодая пара живёт со старшим поколением, часто бывают конфликты на почве того, кто больше «любит» ребенка и как «правильно» его воспитывать. Естественно, ничего хорошего от этого не случается – конфликты дома еще никому не шли на пользу. - Конфликты между родителями
Семейные кризисы – вещь столь же непростая, сколь распространенная. Холодный семейный климат, плохие отношения или постоянные крики, ссоры, а возможно игнорирование друг друга редко идёт на пользу малышу. Это своего рода «инструкция» для ребенка — родители сами показывают, как он может вести себя в подобных ситуациях. - Няня
В семьях, где родители работают, детей могут оставить на няню. Она и в педагогическом университете училась, и детей любит, и плата небольшая, и английский знает хорошо. Казалось бы, что может пойти не так? Но стоит присмотреться к человеку, которого наняли, особенно, его после появления этого человека и начались проблемы.
Ситуация 1. Ваня в последние полгода стал совсем невыносимым. Даже мелочь вроде засохшего фломастера может рассердить его не на шутку. Он сразу же начинается драться и кричать.
Выход:- Предложите Ване побить грушу или (бюджетный вариант) подушку. Если есть агрессия, то ей должен быть выход. Есть примеры семей, где, когда приходит злость, все члены семьи, и родители, так и делают. Тут действует правило: нельзя срываться на других людей.
- Можно завести свой мешочек крика. Его нельзя будет использовать ни для чего другого, кроме как покричать в него, пока весь негатив не выйдет, а потом завязать и положить на место.
Ситуация 2. Наташа стала ругаться нецензурными словами. Знакомые и друзья семьи в шоке: «Уши вянут – девочка ведь!».
Выход:Если плохих слов Наташа набралась не дома – значит в садике или в школе кто-то так говорит. Это не значит, что нужно сразу же запрещать девочке общаться с этими ребятами.
- Для начала, нужно поговорить о том, что культурные люди так не разговаривают.
- Предложить заменить дурные слова, например, названиями одежды или цветов. «Какая же ты всё-таки фиалка!» – и звучит смешно, и способствует пополнению словарного запаса ребенка, и не обидит никого.
Ситуация 3. Алиса иногда может выйти из себя и накричать на кого-то из членов семьи или хлопнуть дверью, а в семье такое поведение очень плохо воспринимают.
Выход:В таком случае Алиса и ее родители могут завести список семейных правил, которые будут действовать для всех.
- У нас нельзя хлопать дверью
- Мы говорим спокойно
- Когда мы чувствуем, что готовы сорваться, то выходим и бежим/идём круг вокруг дома
Помните также, что нужно уважать личное пространство девочки и позволить ей выразить эмоции.
Ситуация 4. Артем постоянно кричит на своего брата, а когда родители заставляют его извиниться, отказывается.
Выход:Нельзя заставлять ребенка извиняться. Чувство вины – это что-то, что есть у каждого от природы. Его нельзя подделать, а нужно просто почувствовать. Научите Артема раскаиваться, принимая его чувства, а не заставляя их имитировать.
Ситуация 5. Перед школой нужно пройти кучу врачей, но Андрюшка упёрся – не пойду к врачу и все тут. Когда мать силой попыталась его отвести – начинает драться и кричать.
Выход:Тут нужно спросить у Андрея лично, что доставляет ему дискомфорт. Возможно, в летнюю жару ехать в маршрутке – не самое приятное времяпровождение для него. А может быть что-то напугало его. Обсудите вместе, для чего нужен поход к врачу вообще. Заранее проиграете какие-то неприятные моменты, которые могут возникнуть на приеме у врача. Кстати говоря, мотивация в виде маленького презента или чего-нибудь сладенького – как раз про этот случай.
Агрессию нельзя запрещать, её можно только выражать и находить способ.
Вот простая формула: заметить эмоцию, понять причину, найти вариант выражения.
- Не паниковать.
Это не потерянный навсегда человек, это не будущий вор и убийца, это всего лишь маленький человечек, который переходит из одного возраста к другому, что, может сопровождается вспышками эмоций.
Это — часть адаптации во взрослом мире, способ отстоять себя. Но, когда её слишком много — это уже совершенно другая вещь.
До тринадцати лет такое поведение корректировать проще. Позднее это сделать проблематично. - Искать причину.
Чтобы бороться с агрессией, нужно понять, что ее вызывает. О причинах мы уже говорили выше. - Обратить внимание на себя.
Родители должны следить за своим языком и учиться правильно выражать эмоции.
Забавно, но по тому, как ребенок, только пришедший в школу, общается со сверстниками, можно легко понять, какие отношения в семье. Вот реальный пример из жизни: как вы думаете, почему первоклассник называет одноклассницу «дурой», а та его, внезапно, «кобелем». - Учить ребенка понимать свои эмоции.
Во время «замечать» агрессию и понимать её причину, выражать эмоции правильно, не нанося ущерба другим людям.
Нельзя «запретить» агрессию. Эти можно добиться только того, что она станет скрытой.
А как обернутся спрятанные внутри эмоции – не знает никто. Они могут стать как причиной различных заболеваний, неуверенности в себе и психологических проблем, так и вылиться в один прекрасный день на всё общество, или отразиться в отношении вас. - Можно завести «семейный» способ выражения агрессии.
Выбрать метод, который станет вашей традицией, или подобрать для каждого члена семьи свой вариант.
Игнорировать проблему – нельзя. Если вопрос возник, его надо решать, и есть несколько способов.
- Консультация психолога для родителей – возможность увидеть причины проблемы и получить квалифицированный совет.
- Индивидуальная работа психолога с вашим чадом – этот вариант можно выбрать, но после консультации. Специалист может подсказать, на сколько эффективной окажется в вашем случае такая работа.
- Курсы по развитию эмоционального интеллекта. Это возможность не только решить существующую пробоем, но предупредить её развитие, развитие базовой психологической грамотности. Это важный навык для любого человека.
- Тренинги для родителей, родительский клуб – то есть обучение родителей работе с собственным поведением и эмоциями. Этот способ сложно переоценить. Вы – пример для ребенка, образец отношений в семье.
Вы многое можете!
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Есть сердитый ребенок? Стоит ли вам беспокоиться? > News > Yale Medicine
Большинство родителей знакомы с печально известными «ужасными двойками» — независимо от того, испытывали ли они характерную раздражительность и трудности от своего малыша только немного или много.
Но многих родителей беспокоит плохое настроение, затяжные истерики или другие формы напряженности у детей старше двух лет, а иногда даже в подростковом возрасте.
Родители часто не могут определить, что является «нормальным» с точки зрения настроения ребенка, поскольку нет двух одинаковых детей. Некоторые более раздражительны или легко раздражаются, чем другие, и во многом это связано с темпераментом. Но наш COVID-19опыт пандемии также сыграл свою роль.
Одно исследование показывает, что прошлогодний переход от очного к дистанционному (или гибридному) обучению привел к большему количеству случаев, когда дети «отыгрывали». В ответах на опросы родители сказали, что их дети во время дистанционного обучения проявляли больше агрессии и замкнутости, у них была ограниченная продолжительность концентрации внимания и возникали трудности с переключением между задачами по сравнению с тем, когда они были в школе.
Мы поговорили с Денисом Суходольским, доктором медицинских наук, клиническим психологом и доцентом Йельского центра изучения детей, о проблемах, с которыми сталкиваются родители, связанные с гневом, раздражительностью и агрессивным поведением у детей, особенно во время пандемии.
Ниже он делится своими мыслями и советами.
Что такое истерика?
Родители узнают истерику, когда видят ее. Но есть и медицинское определение. Истерики — это «тревожные и разрушительные эмоциональные всплески, которые часто возникают в ответ на фрустрацию или из-за неудовлетворенных потребностей или желаний, — говорит Суходольский. — Какими бы неприятными они ни были, истерики — это нормальное поведение в раннем детстве». отличить «нормальную» истерику от чего-то еще?
Есть маркеры для поиска, объясняет Суходольский. «Ужасные двойки, например, — известный период. Но когда семьи переживают частые или затяжные истерики, в которых ребенок безутешен, это может сигнализировать о том, что нужна дополнительная поддержка, чтобы помочь ребенку почувствовать себя лучше», — говорит он.
Ключ к определению того, нужна ли вам помощь, заключается в том, как долго сохраняется проблема, добавляет он. Например, в начале учебного года детям может быть трудно привыкнуть к раннему пробуждению и своевременному сбору.
«Родители должны обратить внимание на то, как долго это продолжается. Если несколько дней, то нормально. Если это период в несколько недель или месяцев, когда они очень суетятся, когда им говорят отложить видеоигры и приступить к работе, то это другое дело», — говорит он.
Помогает ли возраст ребенка определить, является ли истерика «нормальной»?
«Да, возраст имеет значение», — говорит он. «Маленькие дети нередко плачут или протестуют, когда им говорят сделать что-то, чего они не хотят делать. Но если ребенок старше 8 лет ведет себя таким образом постоянно — в течение месяца или дольше — родители могут захотеть обратиться за консультацией к детскому психиатру».
Играют ли роль частота и продолжительность истерик?
«Да, это тоже важно. Нередко родители спорят со своим ребенком один или два раза в неделю. Если проблема решена и семья может вернуться к своим делам через 10-15 минут, это нормально, — говорит Суходольский. — Но если этот спор портит весь день, а проблема длится несколько месяцев, это может сигнализировать о необходимости повышенного внимания».
В этом случае ребенку и его родителям может понадобиться помощь в выяснении того, что их так расстраивает, и в том, как лучше справляться с такими ситуациями, добавляет он.
Когда вам следует обратиться за профессиональной помощью для вашего ребенка?
Суходольский рекомендует провести всестороннее клиническое обследование ребенка, у которого наблюдаются вспышки гнева в течение нескольких месяцев. Для этого родители могут обсудить эти вопросы с педиатром своего ребенка, который может дать направление к специалисту в области психического здоровья.
Как проходит клиническая оценка Йельского центра изучения детей?
Когда ребенок поступает в Детский учебный центр Йельского университета, первым шагом является клиническая оценка. Если вспышки и высокий уровень конфликта являются основными симптомами и мешают жизни ребенка в различных условиях, например дома и в школе, оценка может прояснить, какие основные проблемы психического здоровья могут иметь место.
Клиническая оценка обычно включает тесты и задачи, которые проводятся и оцениваются экспертами. На этом приеме также будет собран подробный анамнез, включая информацию о здоровье ребенка, его развитии, школе и семье.
«Мы ищем стресс, тревогу, травму и накопленное воздействие детских невзгод, — говорит Суходольский. «Поведенческие трудности, такие как вспышки гнева и низкая терпимость к фрустрации, также могут возникать при таких состояниях, как СДВГ, депрессия, тревога и расстройство аутистического спектра».
«Время на вашей стороне. По мере взросления дети претерпевают значительные социальные и эмоциональные изменения, которые могут помочь им развить навыки регуляции эмоций, даже если в данный момент у них таких навыков нет», — говорит Денис Суходольский, доктор медицинских наук, клинический психолог и доцент Йельского университета. Детский учебный центр
Если у ребенка проявляются симптомы более чем одного психического расстройства или если для постановки диагноза требуется специализированная экспертиза, дальнейшее всестороннее обследование может быть проведено в рамках одной из нескольких специализированных программ амбулаторных клинических услуг Йельского детского исследовательского центра.
Информация, полученная в результате клинического обследования, может помочь специалистам в области психического здоровья решить, какие виды лечения могут помочь вашему ребенку.
Каковы возможные диагнозы гнева и агрессии?
Частые вспышки гнева и раздражительность могут быть симптомами нескольких психических состояний:
- Нарушение регуляции настроения (DMDD) характеризуется частыми вспышками гнева и раздражительным или подавленным настроением большую часть времени. «DMDD включает в себя более затяжную форму гнева или грусти между вспышками гнева, чем при оппозиционно-вызывающем расстройстве», — говорит Суходольский. Например, ребенок, который не может играть в свою видеоигру, потому что она сломана, а затем остается расстроенным до конца дня, может быть примером человека с МДДД. «Это негативное настроение сопровождается вспышками гнева у детей младшего возраста или криками у детей старшего возраста и подростков», — говорит он.
Какие существуют варианты лечения этих заболеваний?
Ряд методов лечения и стратегий выживания могут помочь детям, которые борются с гневом, раздражительностью и агрессией. «Одним из них является здоровый образ жизни, который включает в себя физические упражнения и хороший сон, — говорит Суходольский. — Как бы очевидно это ни звучало, полезно проводить еженедельные сеансы психотерапии с кем-то, просто чтобы напомнить им об этих вещах».
Также могут быть полезны целенаправленные психологические или поведенческие вмешательства. К ним относится когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая помогает детям распознавать потенциально неприятные ситуации и учиться справляться с ними с меньшими помехами.
Существует также родительская (или семейная) терапия, которая помогает родителям развивать способности своего ребенка справляться с фрустрацией позитивным образом. Во время терапии дети и родители проводят мозговой штурм новых способов мышления, рассматривают альтернативы существующим распорядкам и вносят практические изменения, которые помогают детям легче адаптироваться к тому, что им задают.
«Например, стратегии решения проблем могут побудить детей думать по-другому, распознавать неприятные мысли и учиться не зацикливаться на вещах», — говорит он. «Мы также можем работать с детьми, используя ролевые упражнения. Например, если они поссорятся с другом, мы можем использовать это как возможность для обучения и разыграть альтернативные способы действия, чтобы в следующий раз все пошло по-другому».
Действительно ли работает лечение расстройств гнева и агрессии?
Исследования показывают примерно 65% успеха в снижении частоты и интенсивности вспышек, объясняет Суходольский, отмечая, что новые подходы постоянно развиваются. «С помощью дети могут научиться распознавать свои эмоции, предвидеть трудности и готовиться к ним, а также реагировать на разочарование здоровым образом», — говорит он.
Как правило, лечение предназначено для каждого ребенка. «Например, если ребенок расстраивается из-за плохой оценки или из-за того, что его мама опаздывает, чтобы забрать его на футбол, мы составляем список таких ситуаций и даем ребенку инструменты для выхода из этих ситуаций наилучшим образом. «Это может означать говорить спокойным голосом вместо того, чтобы кричать, или использовать методы релаксации, такие как медленное, осознанное дыхание».
Какие варианты доступны для детей, которые плохо реагируют на установленные формы психотерапии?
Даже самые известные формы психотерапии гнева и агрессии не работают для всех. Если когнитивно-поведенческая терапия и семейная терапия не помогают, другие варианты включают психиатрические препараты и интенсивное амбулаторное лечение или услуги на дому.
Некоторым детям с более серьезными проблемами, например тем, которые представляют высокий риск причинения вреда себе или другим, может потребоваться стационарное психиатрическое обследование и лечение, говорит он.
Если родители обеспокоены вспышками гнева своего ребенка, особенно во время пандемии, на что им обратить внимание?
Родителям, которые задаются вопросом, являются ли гнев или раздражительность их ребенка «нормальными» или соответствуют уровням стресса и изменениям, вызванным пандемией, Суходольский советует следить за количеством и частотой вспышек гнева и, что более важно, за общее эмоциональное состояние ребенка.
«Раздражительность может пройти в течение нескольких месяцев. И если ситуация не улучшится, есть полезные методы лечения», — говорит он. «Время на вашей стороне. По мере взросления дети проходят через значительные социальные и эмоциональные изменения, которые могут помочь им развить навыки регулирования эмоций, даже если в данный момент у них таких навыков нет».
Примечание. Детский учебный центр проводит исследование по лечению раздражительности у подростков с расстройствами аутистического спектра. Поскольку подростки с аутистическим спектром могут бороться с широким спектром социальных и эмоциональных трудностей, это лечение учит очень индивидуальному набору навыков для преодоления фрустрации; он направлен на то, чтобы дать подросткам возможность ориентироваться во все более сложных социальных ситуациях при переходе от детства к подростковому возрасту.
Чтобы узнать больше, посетите веб-сайт лаборатории Суходольского в Йельской школе медицины.
Подробнее новости Йельской медициныДругие новости Йельской медицины
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) > Информационные бюллетени > Йельская медицина
Обзор
Диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности ( СДВГ), может быть непреодолимое, но тщательное обследование и лечение, адаптированные к вашему ребенку, могут помочь вашей семье эффективно справиться с этим заболеванием. СДВГ — это хроническое заболевание, которое мешает концентрации, контролю импульсов и способности сидеть на месте.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, примерно у 11 процентов детей в Соединенных Штатах в возрасте от четырех до 17 лет диагностирован СДВГ. Обычно диагностируемое в детстве, это пожизненное заболевание может серьезно повлиять на то, насколько хорошо ребенок функционирует дома, в школе и в обществе.
«На протяжении многих лет было много споров по поводу СДВГ, — говорит Роберт Кинг, доктор медицинских наук, детский психиатр и эксперт по СДВГ Йельского медицинского центра изучения детей. «Мы, психиатры, склонны говорить, что это одновременно гипердиагностика в том смысле, что люди видят беспокойного ребенка и делают автоматическое предположение, что у него или нее СДВГ, и недодиагностированность в том смысле, что многие дети, которым можно было бы помочь с помощью лекарств и лечения, не t получать услуги, в которых они нуждаются».
Что вызывает СДВГ?
Исследователи мозга обнаружили различия в нейротрансмиттерах у людей с СДВГ, что означает, что это состояние имеет биологическую природу. Появляется все больше свидетельств того, что факторы окружающей среды, такие как внутриутробное (до рождения) воздействие табака или алкоголя, низкий вес при рождении или недоношенность, или крайнее пренебрежение в младенчестве или раннем детстве, играют роль в вероятности развития СДВГ у ребенка. Расстройство чаще возникает у людей с семейным анамнезом, но иногда СДВГ обнаруживается у детей без известных факторов риска.
Каковы симптомы СДВГ у ребенка?
Основной симптом СДВГ — трудности с концентрацией внимания, и большинство детей с СДВГ также гиперактивны и импульсивны. Конечно, все дети иногда ведут себя так, что затрудняет определение того, действительно ли поведение конкретного ребенка отражает СДВГ.
«Чтобы судить о том, есть ли у ребенка невнимательность или гиперактивность, мы должны рассмотреть контекст его или ее жизни», — говорит доктор Кинг. Хотя большинству детей с СДВГ ставят диагноз в младших классах школы, у некоторых уже на раннем этапе обнаруживаются явные признаки расстройства. Другие могут не получить диагноз до старшей школы или даже позже.
«Мамы рассказывали нам, что даже в утробе матери их ребенок был особенно активен, — говорит доктор Кинг. «Иногда мы видим это у 3- или 4-летних детей, которым трудно делиться или которые не могут научиться ждать своей очереди во время занятий в дошкольных учреждениях. Мы подозреваем, что недостатки присутствуют с самого начала, но на самом деле проявляются, когда ребенок находится в ситуации, например в классе, которая требует концентрации».
Как диагностируется СДВГ?
Эксперты в области детского развития и психиатрии теперь согласны с тем, что СДВГ является самостоятельным синдромом. Однако, по словам доктора Кинга, часть сложности и противоречий заключается в том, что дети могут быть невнимательными, беспокойными или импульсивными по целому ряду причин. «Основой хорошего ухода является тщательная начальная оценка, которая может определить, есть ли другие причины, такие как тревога или трудности в обучении, которые мешают ребенку концентрировать внимание», — говорит он.
Эффективная оценка собирает информацию как от родителей, так и от учителей, чтобы определить, достаточно ли значимы симптомы ребенка для критериев диагноза СДВГ. Иногда эта фаза дает достаточно информации, чтобы оправдать испытание лекарства, говорит доктор Кинг. Но часто рекомендуется более комплексная психологическая оценка с подробным психолого-педагогическим тестированием для выявления проблем, таких как организационные навыки и навыки планирования (так называемые «исполнительные функции») или трудности в обучении.
Как лечить СДВГ?
При правильно поставленном диагнозе СДВГ лекарства могут быть очень полезными, но может потребоваться некоторое количество проб и ошибок, чтобы найти правильное лекарство и правильную дозу. Чаще всего назначают стимуляторы и амфетамины, но некоторые лекарства, не являющиеся стимуляторами, также могут быть эффективными.
«Некоторые люди опасаются, что мы просто накачиваем ребенка наркотиками, чтобы добиться тишины, но это неправильно», — говорит доктор Кинг. «Лекарства, которые мы используем для лечения СДВГ, являются одними из самых эффективных средств в психофармацевтическом мире. Препарат помогает ребенку лучше настроиться на то, что происходит в окружающей среде, и не в меньшей степени, а также дает самоконтроль, чтобы ребенок мог адекватно реагировать на окружающую среду».
В самом начале вы можете ожидать много бесед и посещений врача вашего ребенка, говорит доктор Кинг. После того, как дозировка стабилизируется, необходимы трехмесячные осмотры для отслеживания роста и веса вашего ребенка. Это важно, потому что у небольшого процента детей, принимающих лекарства от СДВГ, наблюдается замедление роста, отчасти потому, что лекарства могут подавлять аппетит. Другие потенциальные побочные эффекты включают проблемы со сном и спазмы желудка.
Эффективное лечение СДВГ — это нечто большее, чем просто лекарства. Соответствующее размещение в школе имеет жизненно важное значение. Детям также могут понадобиться образовательные приспособления и вспомогательные ресурсы. Многим также помогают другие психотерапевтические методы лечения, включая когнитивно-поведенческую терапию, которые помогают им освоить эффективные методы и добиться успеха в школе и в обществе.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку с СДВГ полностью раскрыть свой потенциал?
По словам доктора Кинга, дети с СДВГ нуждаются в «трудолюбивом воспитании». Под этим он подразумевает, что родители должны активно участвовать в школьных занятиях, поддерживая постоянный контакт с учителями. Детям нужна помощь в отслеживании заданий и проектов и разбиении их на пошаговые процессы.
Ученикам с СДВГ нужно тихое место, чтобы учиться и выполнять домашние задания, не отвлекаясь. Многим также помогают учебные залы и репетиторство. «Многие дети с СДВГ очень сообразительны, — говорит доктор Кинг. «Но воспитание их — трудоемкая задача».
Что делает подход Yale Medicine к диагностике и лечению детей с СДВГ уникальным?
Мы были в авангарде многих исследований в области диагностики и лечения СДВГ. Детский исследовательский центр Йельского университета медицины стал местом рождения инновационных методов лечения, в том числе разработки нестимулирующих препаратов в качестве альтернативы для детей, которые плохо переносят традиционные препараты от СДВГ.
Доктор Кинг и его коллеги, включая Майкла Ховарда Блоха, доктора медицинских наук, детского психиатра Йельского медицинского центра изучения детей, также провели множество исследований, которые информируют о текущей практике лечения детей с расстройством. Репутация центра в области передовых исследований означает не только то, что вы можете быть уверены, что забота о вашем ребенке находится в руках настоящих экспертов, но и то, что мы также можем предоставить доступ к революционным методам лечения, недоступным в других местах.
Д-р Кинг признает, что нетрудно найти участковых врачей, способных компетентно контролировать лечение ребенка с неосложненным СДВГ. Но он добавляет, что более комплексные услуги, доступные в Yale Medicine, выходят далеко за рамки простого назначения лекарств.