Айзенка: Тест Айзенка на темперамент онлайн

5 интересных фактов из биографии создателя теста IQ Ганса Айзенка

Технологии

Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое / Фото: wikipedia.org

4 марта 1916 года в Берлине появился на свет будущий автор популярного теста на интеллектуальные способности Ганс Юрген Айзенк.

Профессор Айзенк всегда был личностью со скандальной репутацией. Многие его не выносили за расизм, за беспощадную критику Фрейда и за хладнокровное спокойствие в любых ситуациях. Тем не менее “ужасный ребёнок 1970-х” (его так называли, несмотря на уже пожилой возраст) имел почет в научном мире, богатство и мировую славу, а его тест IQ пользуется популярностью и по сей день.

Ганс родился в Берлине и рос в актёрской семье — его отец снимался в комедийных фильмах, а мать была звездой немого кино. Родители видели своего сына тоже на съёмочной площадке, и в восемь лет маленький Айзенк уже сыграл небольшую роль в одном из фильмов. Мать с отцом развелись, а ребенок так и не встал на актерский путь, ведь его всегда тянуло в науку. По окончании гимназии в 1934 году юноша поступил в Берлинский университет на факультет философии. Здесь он столкнулся с давлением фашистской идеологии: все его приятели и товарищи, мягко говоря, советовали ему вступить в СС. А ведь ещё в школе, по словам Айзенка, он был «единственным нееврейским мальчиком, настроенным против фашизма». Но если в гимназии он еще мог постоять за личные убеждения, вступая в драку со своими обидчиками, то в университете такой метод уже был неприемлем.

Положение Ганса, его матери и отчима, еврейского режиссера, постепенно усугублялось, поэтому семья решила переехать во Францию, где Айзенк изучал историю и литературу в Дижонском университете. Через год они эмигрировали в Англию. Здесь он поступает в Лондонский университет, учится на психологическом факультете и оканчивает его с отличием в 1938 году, получив степень бакалавра, а еще через два года — доктора философии. Его университетские сокурсники отмечали, что Ганс никогда усердно не занимался и не учил предметы, а просто владел искусством речи и мог дискутировать на любые темы, производя на педагогов неизгладимое впечатление. Английские профессора назвали его “надеждой будущей науки” и в дополнение к диплому приложили многочисленные рекомендации. К юному ученому сразу же посыпались приглашения из колледжей, чтобы тот выступил с лекциями. Это не могло не льстить Гансу Айзенку, который с головой ринулся в мир науки, чтобы найти ответ на вопрос всей его жизни: как устроен интеллект?

Айзенк возвращается в Германию и начинает углубленно заниматься астрологией и евгеникой. Этот период жизни ученого производит довольно странное впечатление: с одной стороны, он выступал против нацизма, а с другой — откровенно восхищался науками, которые были почитаемыми в Третьем рейхе, т.е. астрологией, парапсихологией, оккультизмом и расовыми теориями. Его всегда возбуждали разговоры о сверхнации, которая должна состоять из совершенных людей. Айзенка потрясали генетические эксперименты над людьми, проводимые в гитлеровской Германии, а также в Италии и Японии. Он даже сам пытался выяснить, зависит ли размер человеческого мозга от его умственных способностей. Вернувшись в Англию, ученый стал писать статьи в фашистском духе, хотя сам всегда отрицал эту идеологию. В своих работах она развивал теории перенаселенности Земли и селекции господствующей белой расы. Айзенк терпеть не мог демократию и утверждал, что такой форме правления свойственны слабовольные политики, губящие свой народ. Своей научной публицистикой он нажил себе немалое количество врагов.

Во время второй мировой войны профессора Айзенка мобилизовали в военный госпиталь Милл Хилл для лечения психически неуравновешенных солдат. Это было ему на руку: он не только помогал раненым реабилитироваться, но и проводил на пациентах свои опыты, задавая им всяческие вопросы из книг ученых-психологов XIX века. В госпитале ценили его работу и постепенно продвигали по служебной лестнице. Айзенк продолжал печататься и был уже довольно известной личностью. Однако пик популярности обрушился на него в 40-х годах, когда профессор разработал тест по выявлению коэффициента интеллекта (IQ). За основу он взял идею французского психолога Альфреда Бине, который в 1904 году тестировал уровень сообразительности детей для школьного обучения, опираясь на их возраст. Айзенк смог разработать подобные задания для взрослых и создал свой собственный тест, который приобрел сумасшедшую популярность. IQ тест проводился везде — начиная от офисов и контор и заканчивая простыми домами. Каждый жаждал выяснить, насколько он умнее своих окружающих. Профессор был нарасхват — его умоляли выступить у себя ведущие вузы Европы и США, ему платили огромные деньги лишь за одну лекцию, а пообщаться с ним хотели первые люди государства. Помимо проверки IQ, учёный также разработал тесты на темперамент, невротизм, интроверсию, память и многое другое. Тем временем тираж его книг вырастал с каждым годом. Особенной популярностью пользовались такие работы, как «Природа интеллекта — битва за разум: Как формируются умственные способности», «Парадоксы психологии», «Многомерность личности» и «Использование психологии и злоупотребления в ней».

Всего Ганс Айзенк написал 84 книги и 1094 статьи. Почти 10 лет он был заведующим психологическим отделением при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, а с 1955 работал в Институте психологии при Лондонском университете. Выйдя в отставку в 1983 году в должности почетного профессора психологии, учёный не бросил своего любимого дела, а продолжал заниматься научными исследованиями. Скончался Айзенк 4 сентября 1997 года от рака мозга.

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 5 интересных фактов о создателе теста IQ.

1. В период сильного увлечения астрологией ученый лично составлял гороскопы для первых лиц гитлеровской Германии. В преддверии войны он отправил в рейхстаг письма Йозефу Геббельсу и Генриху Гиммлеру, в которых находились их индивидуальные астрологические карты. Политики так ему и не ответили, хотя Айзенк в гороскопе предостерег их от неизбежного провала, многочисленных смертей, безумной агрессии и насилия. Возможно, верхушка Третьего рейха приняла его за сумасшедшего и косвенно способствовала его эмиграции.

2. За бесконечные поиски «интеллектуального измерителя» Айзенку дали прозвище «человек-термометр». В его квартире на окраине города копилось множество измерительных приборов всех времен и народов, а также коллекции книг про насекомых и необъятные астрологические карты. А студенты всегда подшучивали над профессором, потому что на свои лекции он всегда тащил мешок с кучей градусников, термометров, весов и других измерительных приборов. Такие странности он объяснял фразой, в которой заключалась вся его деятельность: «Измерить можно всё, и мозги тоже».

3. Ганс Айзенк был известен как и ярый критик тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда. «Психотерапия — это просто чушь,- настаивал он.- Вот пришел ко мне больной с половым расстройством, я порекомендовал ему посмотреть один фильм — и все у него прошло. Больные с неврозами со временем выздоравливают сами по себе». Его научные контрпримеры, низводящие психотерапию, вызывали у общественности большой интерес. А его книга “Закат и гибель империи Фрейда” сделала ему громкое имя.

4. Нередко публичные выступления Айзенка заканчивались скандалами и побоями. К примеру, в 1971 году, после выхода в свет его статьи «Раса, интеллект и образование», на одной из лекции в ученого полетели тухлые яйца. Присутствующие были возмущены тем, что тот в своём труде отчётливо написал: «у чёрных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода». А два года спустя в Сорбонне его избили леворадикально настроенные студенты, которые кричали ему «Расист! Фашист!». Однако профессор не стал выдвигать юношам никакого обвинения, проявив хладнокровность к их действиям и тем самым поддержав свою скандальную репутацию.

5. Ганс Айзенк абсолютно был уверен в безвредности курения. «Раком болеют не от сигарет и не от дурной жизни, дело совсем в другом. Тип личности, склонной к заболеванию коронарных сосудов сердца, в большинстве случаев характеризуется злобой, агрессивностью и враждебностью», — писал учёный. А в 1990-е годы он даже провел четырёхлетнее исследование,которое подтвердило его высказывания. Сообщество учёных не поверило результатам, аргументируя это подтасовкой фактов. И тогда Айзенк предложил провести эксперимент на себе. «Я не знаю, что такое ярость, депрессия или страх, вот и делайте выводы о моих предрасположенностях». В момент тестирования ученого с помощью электродов приборы показали, что реакции абсолютно нулевые — он был мертвецки спокоен и непоколебим.

Трехфакторная модель Ганса Айзенка. Психология. Люди, концепции, эксперименты

Трехфакторная модель Ганса Айзенка. Психология. Люди, концепции, эксперименты

ВикиЧтение

Психология. Люди, концепции, эксперименты
Клейнман Пол

Содержание

Трехфакторная модель Ганса Айзенка

Психолог Ганс Айзенк разработал свою модель в 1947 году независимо от других теорий личности, но доработал ее лишь в конце 1970?х. Его модель основывается на трех универсальных личностных измерениях.

1. Интроверсия/экстраверсия. Интроверт направляет свое внимание на внутренний опыт и переживания, вследствие чего он более спокоен и сдержан. Внимание экстраверта направлено вовне, на окружающий мир, поэтому экстраверты более открыты и общительны.

2. Невротизм. Это качество характеризует склонность к лабильности эмоциональных реакций, то есть насколько легко его расстроить, рассердить, лишить душевного равновесия. Эмоционально стабильному человеку свойственно постоянство.

3. Психотизм. Люди с высоким уровнем психотизма часто проявляют враждебность и асоциальные наклонности. Они стараются манипулировать окружающими, и им трудно справляться с жизненными неурядицами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

44.

 Личностные опросники Айзенка

44. Личностные опросники Айзенка Личностные опросники Айзенка – серия личностных опросников. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотрудниками. Личностные опросники Айзенка являются реализацией

Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии — интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)

Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии — интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А) ИнструкцияВам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если вы отвечаете на вопрос «да», ставьте рядом знак «плюс», если «нет» — ставьте знак

Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности»

Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» ИнструкцияЕсли вы полностью согласны с утверждениями о тех или иных особенностях поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения поставьте 2 балла, если согласны в принципе — 1 балл, если не согласны

Модель ABC

Модель ABC Альберт Эллис считал, что каждый день человек наблюдает и интерпретирует происходящие события и со временем эти интерпретации преобразуются в иррациональные суждения, в соответствии с которыми он действует в дальнейшем.

От этих суждений зависит, к каким

Эксперименты с крысами Ганса Селье

Эксперименты с крысами Ганса Селье Какой эффект производит стресс на организм живого существа, впервые в 1936 году описал канадский ученый венгерского происхождения Ганс Селье. Селье предположил, что хронический стресс приводит к долгосрочным химическим изменениям

Тест № 11 ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА

Тест № 11 ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА Одним из самых популярных и известных психологических тестов по праву считается личностный опросник, разработанный английским психологом Г. Айзенком. Из 57 вопросов – 24 направлены на определение уровня «экстраверсии-интроверсии» человека.

Модель одиночества

Модель одиночества Один из моих клиентов был единственным ребенком в семье. В детстве, по разным причинам, ему не разрешали играть с его ровесниками. Сейчас ему уже за 60, но он так и остался одиноким. Он неосознанно, на подсознательном уровне, «отталкивает» от себя людей,

Задание 5. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка

Задание 5. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка Испытуемый. От 16 лет.Процедура. Испытуемый письменно заполняет опросник, текст которого приведен в приложении.При возникновении вопросов или сомнений в процессе заполнения опросника следует избегать

Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.»

Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.» Аббревиатура О.Р.У.Ж.И.Е. расшифровывается следующим образом:ОткрытостьРасслабленностьУверенностьЖизненная ЭнергияИгривостьЕще раз все по кругу…Для того чтобы проверить, чего вам не хватает для полной включенности в состояние высокой

Ключ к формам «А» и Б опросника Г.

Айзенка

Обработка ответовСравните свои ответы (плюсы-минусы) со знаками, стоящими против соответствующих номеров в нижеследующей таблии,е-ключе опросника Г.Айзенка.Подсчитайте число совпадений знаков в каждом их трех столбцов Э, Н, И. Ключ к формам «А» и Б опросника Г.Айзенка n°

КРУГ АЙЗЕНКА

КРУГ АЙЗЕНКА Те, кто оказался между 8 и 15 баллами по этому показателю – относятся к среднему типу, что, наверное, неплохо, однако таким людям следует знать, где, когда в них проявляется экстраверт, а когда интроверт, чтобы положительным сторонам этих типов в себе

Фрейд и анализ фобии маленького мальчика: история маленького Ганса

Фрейд и анализ фобии маленького мальчика: история маленького Ганса Зигмунд Фрейд является самым известным психологом. Он написал множество работ на самые разные темы — от воспитания детей и развития человеческой личности до толкования снов, а также разработал метод

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов Жизнь – это то, что с нами происходит, пока, мы строим планы. Джон Леннон. Итак, мой уважаемый читатель, мы уже подошли к восприятию основы Русской Модели Эффективного Соблазнения — модели ста

Модель

Модель Эссенциалист, идущий по собственному пути, контролирует свои действия. Потому этот принцип ведет к новым уровням успеха и значимости. Он позволяет нам не только наслаждаться полученным результатом, но и получать удовольствие от движения к нему. Но существует

Оглядываясь назад: противоречивый Ганс Айзенк

Ганс Юрген Айзенк – был ли когда-нибудь такой психолог, как он? Родившийся в Берлине в 1916 году во время Великой войны, Айзенк был ведущей фигурой послевоенной британской психологии. Он разработал отличительную многомерную модель личности, основанную на выводах факторного анализа, дерзко пытаясь закрепить эти измерения в биогенетических вариациях. Айзенк также сыграл ключевую роль в появлении клинической психологии в Великобритании, неустанно продвигая новые поведенческие режимы лечения вместо более традиционных психоаналитических подходов.

У родителей Айзенка были амбиции для него в театре, и он хотел стать физиком. После окончания средней школы в 1934 году он бежал из гитлеровской Германии и в следующем году прибыл в Лондон. Он поступил на факультет психологии в Университетский колледж Лондона, где получил степень, а затем быстро защитил докторскую диссертацию по эстетическим предпочтениям под руководством Сирила Берта.

В начале войны Айзенк был объявлен вражеским пришельцем. Поработав пожарным, в 1919 году он устроился на работу в больницу скорой помощи Милл-Хилл.42. Возглавляемый внушительной фигурой Обри Льюиса, Милл Хилл функционировал как перенесенная больница Модсли. После войны был создан Институт психиатрии (ИОП), учебный и исследовательский центр, связанный с больницами Модсли и Бетлем.

Психологический факультет IOP обеспечил стабильную институциональную среду, в которой Айзенк провел остаток своей карьеры. К 1955 году он стал профессором, возглавлявшим исследовательскую программу, в которой экспериментальные методы сочетались с перспективой индивидуальных различий. Хотя он вышел на пенсию в 1983 года, его исследовательская деятельность и писательская деятельность не ослабевали до самой его смерти в 1997 году. Широко цитируемый автор более 80 книг и более 1000 научных статей, Айзенк также был известным популяризатором.

Но и это еще не все.

Айзенк был, пожалуй, самой вызывающей разногласия фигурой, которую когда-либо создавала британская психология. Ни один другой психолог не вызывал такой противоположной реакции со стороны публики и коллег-ученых. В то время как он представил психологическую науку массам, он добился гораздо более широкой известности в обществе как своего рода «воин IQ». Проблема расы и IQ определила Айзенка в общественном воображении. Обычно это первое, что может вспомнить любой человек, не относящийся к научному сообществу, всякий раз, когда упоминается его имя. Тем не менее, раса и IQ были второстепенными проблемами для Айзенка, и шумиха, которую он помог создать, была чем-то вроде интермедии. Айзенк хотел бы, чтобы его помнили не так; он имел тенденцию подчеркивать свой более существенный научный вклад. Точно так же и его коллеги-ученые оценили его выше, чем заголовки. Однако, как быстро обнаружит любой, кто интересуется его наследием, природа этой признательности во многом зависит от того, кого вы спросите. Он был интеллектуальным лидером в области психологии личности, которым восхищались множество студентов и влиятельных коллег, но многие критики неоднократно отвергали его как высокомерного, корыстного и слишком любящего быть в центре внимания.

Предыдущие отчеты о жизни и работе Айзенка отражали этот партизанский пейзаж. Сам Айзенк предоставил версии истории своей жизни для биографических словарей и автобиографических сборников, а также выпустил два издания полной автобиографии. Провокационно названные «Бунтарь с делом», они нарисовали картину бесстрашного аутсайдера, не запуганного установленной ортодоксальностью, поскольку детские воспоминания уступили место пространным описаниям различных «сражений», в которых он участвовал. своего рода помощник, Х.Б. (Тони) Гибсон. Написано в 1981, гибсоновский «Ганс Айзенк: Человек и его работа» был обязательно незавершенным, поскольку Айзенку оставалось еще пару лет до выхода на пенсию с необычайной энергией.

Переходя к биографии Ганса Айзенка
Летом 2000/2001 года в Австралии я узнал о проекте Wellcome Trust, задуманном Труди Дехью и Мартеном Дерксен в Институте Хейманса факультета психологии Гронингенского университета. . Спрыгнув с парашютом, я получил огромную поддержку, но также и большую свободу. Как специалист по истории науки из антиподов, мне нравилось думать, что у меня нет шрамов и знаков преданности. Для меня Айзенк был просто еще одной выдающейся фигурой в анналах истории психологии. Я упоминал его, иногда цитировал, когда писал об истории клинической психологии, тестировании личности и тому подобном. Я мало знал о его личной истории.

Тем не менее, были некоторые особые проблемы и сложности, связанные с изучением такого предмета. Айзенк так разделил свою публику и своих сверстников, что привилегированная, единственная точка зрения казалась невозможной. Тем не менее, я видел в этом расхождении во мнениях совершенно увлекательное, прямо-таки напрашивающееся объяснение. И, принимая все это всерьез — даже самые идолопоклоннические и непристойные крайности — я надеялся избежать обвинений в том, что в человеке, которого я избегал, есть что-то. Легендарный пиар мемуаров Айзенка поддерживал один конец этого спектра мнений. Они служили своего рода диалогической фольгой для сравнения с более скептическими отчетами и общими историческими данными.

Публичный человек
Если можно сказать, что у людей есть публичная профессиональная жизнь, личная личная жизнь и внутренняя интеллектуальная жизнь, то мое внимание было сосредоточено на публичном профессионале. Айзенк раскрыл только стратегические элементы своей личной жизни, и его ближайшие родственники придерживались этой позиции, решив не сохранять его личные документы. Один только этот факт, казалось бы, воздвиг бы огромный барьер для любой новой биографии, но в некоторых отношениях он был весьма освобождающим. Это освободило меня от обязанности следить за личными аспектами истории моего субъекта в ограниченных, если не утвержденных терминах, и ограничило мои обязательства написанием хорошей истории.

Предстояло еще немало архивных исследований, так как большая часть переписки Айзенка, протоколы встреч, исследовательские предложения были сохранены, разбросаны по разным коллекциям по всему миру и в Интернете. Но учитывая, что Айзенк покрыл так много как ученый и общественный интеллектуал, в открытом доступе было более чем достаточно, чтобы написать несколько книг. Это был человек, который фактически выворачивал себя наизнанку: почти каждая идея, догадка или полумысль излагалась там, воплощалась в презентации, статье, ответе, письме или книге.

Делать по-своему
Несмотря на баннерную прессу и телезрители, Айзенк на самом деле был очень застенчивой и несколько отчужденной фигурой. Ему было нелегко вести светские беседы, предпочитая говорить о работе на общественных мероприятиях. Он никогда не занимался неблагодарной работой в комитете и организационными задачами, и он никогда не вписывался в установленные ассоциации, предпочитая создавать свои собственные. Но у него была склонность к соперничеству, которая способствовала его огромной продуктивности. Он относился к науке как к игре, и он играл, чтобы выиграть. Интеллектуальные дебаты были чем-то вроде спортивного поединка. Таким образом, Айзенк и полемика были естественным браком. Спорные вопросы дали ему возможность продемонстрировать свои ослепительные риторические способности, утверждая при этом строго состязательную модель науки. Это была игра, а не центр внимания, к которому он пристрастился.

Айзенк никогда не ставил под угрозу простоту своих трех измерений, достаточных для описания лежащей в основе структуры личности. Однако его попытка примирить две школы экспериментальной и корреляционной психологии Кронбаха была встречена с равнодушием, граничащим с враждебностью. Хотя он, возможно, обладал интеллектуальной силой и дисциплинарной досягаемостью, чтобы разрушить такие укоренившиеся барьеры, его пристрастный, непримирительный стиль работал против него.

Эти личные наклонности также частично объясняли, почему Айзенк вызывал столько враждебности и клеветы. Те, кто находится не на том конце пера или языка, сравнивали Айзенка с прокурором, который выборочно упорядочивает факты в пользу предпочтительной точки зрения. Более того, он мало что сделал для того, чтобы успокоить ушибленное самолюбие, которое это произвело, мало что сделал для того, чтобы развеять сомнения. И если некоторые считали его монстром, то он был монстром, созданным дисциплиной. Он доминировал в эпоху, когда быстрые публикации и статистически значимые результаты были на повестке дня. Айзенк соответствующим образом адаптировался. Имея в своем распоряжении армию аспирантов-исследователей на протяжении большей части своего расцвета, он мог позволить себе быть более избирательным, чем большинство, по своему желанию печатая эмпирические статьи и теоретические интеграции объемом в целую книгу. Повторение, корректировка и пересмотр вознаграждали меньше, и часто приходилось ждать.

Для кого-то, казалось бы, столь безжалостного, Айзенк был весьма доверчив. Он давал почти безоговорочную верность и внушал ее взамен. Но его лояльность не всегда была на хорошем счету, поскольку он принимал дела и сотрудников, которых никто другой не стал бы. Все больше придерживаясь прошлых неортодоксальных позиций, он загнал себя в несколько углов. Вероятно, лучшим примером этого было его упорное отрицание канцерогенного действия табака. Айзенк утверждал, что сигаретам следует отдать предпочтение, несмотря на растущее количество доказательств. Однако Айзенк получил миллионы фунтов стерлингов от американской табачной промышленности за несколько десятилетий, лишь часть из которых была задекларирована в то время. Архивные хранилища, основанные на судебных разбирательствах, позволили выяснить, насколько глубокими были эти отношения. Спорное эпидемиологическое исследование Рональда Гроссарт-Матичек было, как надеялся Айзенк, окончательным возвращением, поскольку оно предполагало, что психосоциальные личностные факторы были главным виновником. Айзенк неустанно расширял и продвигал это исследование в XIX веке.80-х и 1990-х перед лицом огромного скептицизма. Хотя Айзенк всегда отмахивался от критики, многие наблюдатели не разделяли ни его уверенности в собственной независимости, ни его безразличия к вопросам конфликта интересов и этического надзора.

А как насчет расы и IQ? Противоречие, безусловно, сказалось на Айзенке больше, чем он был готов признать. Втянутый в него отчасти из-за лояльности, а отчасти как своего рода дискуссионный вызов, спор смешал научное, политическое и социальное, как никто другой. Возможно, нужно было бы вернуться в его детство, чтобы объяснить его мотивы, потому что именно это он и сделал. Во время полемики Айзенк использовал свой опыт довоенного Берлина, чтобы укрепить свои антифашистские убеждения. Довольно скудные записи, сохранившиеся с того периода, рисуют сложную, но неполную картину, но их было достаточно, чтобы сделать некоторые из сделанных им заявлений несколько преувеличенными. Его детство также дало представление о его отвращении к политике и его вере в высшую силу науки. Сегодня, в эпоху картирования генома, все это имеет оттенок сепии. Некоторая, но не вся острота вопроса ушла, поскольку выдвигаются более условные ответы на дихотомию природа/воспитание. Старые политические убеждения также были затуманены. С преобладанием изощренных биогенетических методов в неврологии и за ее пределами консервативный нативизм Айзенка — так противный в 19-м веке60-е и 1970-е — сейчас выглядит и грубее, и прозорливее.

В процессе подготовки книги Игра с огнем: спорная карьера Ганса Дж. Айзенка для печати в Великобритании я многое узнал о том, что Саймон Сингх назвал самым враждебным законом о клевете в мире. Это, однако, другая история — это история Айзенка. «Игра с огнем» — это попытка дать полный и откровенный отчет о карьере этого заядлого спорщика, человека, которого они любили ненавидеть.

— Примечание редактора: рецензию Майкла Айзенка на книгу «Игра с огнем» см. в выпуске за сентябрь 2010 г.

Родерик Д. Бьюкенен из Школы исторических и философских исследований Мельбурнского университета: [email protected]

Hans Eysenck Concepts In Psychology

Ганс Юрген Айзенк

  900 03

Ганс Юрген Айзенк (4 марта 1916 г.

— 4 сентября 1997 г.) был немецко-британским психологом, который провел большую часть своей карьеры в Великобритании, больше всего запомнился своей работой над интеллектом и личностью, хотя он работал в самых разных областях. На момент своей смерти Айзенк был живым психологом, которого чаще всего цитировали в научных журналах.

 

Айзенк и генетика личности

В 1951 году было опубликовано первое эмпирическое исследование Айзенка по генетике личности. Это было исследование, проведенное с его учеником и коллегой Дональдом Преллом с 1948 по 1951 год, в ходе которого однояйцевые (монозиготные) и разнояйцевые (дизиготные) близнецы в возрасте 11 и 12 лет проверялись на невротизм. Он подробно описан в статье, опубликованной в Journal of Mental Science. Айзенк и Прелл пришли к выводу: «фактор невротизма не является статистическим артефактом, а представляет собой биологическую единицу, которая передается по наследству в целом… невротическая предрасположенность в значительной степени определяется наследственностью».

 

Модель личности Айзенка (P–E–N)

Два измерения личности, экстраверсия и невротизм, были описаны в его книге «Измерения личности» 1947 года. В психологии личности общепринятой практикой является обозначение измерений первыми буквами E и N.

E и N обеспечили двухмерное пространство для описания индивидуальных различий в поведении. Можно провести аналогию с тем, как широта и долгота описывают точку на поверхности земли. Кроме того, Айзенк отметил, что эти два измерения были подобны четырем типам личности, впервые предложенным греческим врачом Гиппократом.

Высокий N и Высокий E = Холерический тип
Высокий N и Низкий E = Меланхолический тип
Низкий N и Высокий E = Сангвинический тип
Низкий N и Низкий E = Флегматический тип

В модель было добавлено третье измерение, психотизм в конце 1970-х годов, на основе сотрудничества между Айзенком и его женой Сибил Б.Г. Айзенк, которая в настоящее время является редактором журнала «Личность и индивидуальные различия».

Основная сила модели Айзенка заключалась в том, чтобы предоставить подробную теорию причин личности. Например, Айзенк предположил, что экстраверсия была вызвана изменчивостью коркового возбуждения: «интроверты характеризуются более высоким уровнем активности, чем экстраверты, и поэтому корковое возбуждение у них хронически выше, чем у экстравертов». Хотя предположение о том, что интроверты более возбуждены, чем экстраверты, кажется нелогичным, предполагаемый эффект, который это оказывает на поведение, таков, что интроверты ищут более низкие уровни стимуляции. И наоборот, экстраверт стремится усилить свое возбуждение до более благоприятного уровня (как предсказывает закон Йеркса-Додсона) за счет повышенной активности, социальной активности и других форм поведения, направленных на поиск стимуляции.

 

Сравнение с другими теориями

Основной альтернативой трехфакторной модели личности Айзенка является модель, в которой используются пять широких черт, часто называемая моделью Большой пятерки (см. МакКрей, 1985). Черты Большой пятерки следующие:

  • Открытость опыту
  • Добросовестность
  • Экстраверсия
  • Доброжелательность
  • Нейротизм

Экстраверсия и нейротизм в Большой пятерке схожи с одноименными чертами Айзенка. Однако то, что Айзенк называет чертой психотизма, соответствует двум чертам в модели Большой пятерки: добросовестности и доброжелательности. Система личности Айзенка не обращалась к Открытости опыту. Он утверждал, что его подход является лучшим описанием личности (Eysenck, 1992a; 1992b).

Другой важной моделью личности является модель Джеффри Алана Грея, бывшего его ученика.

 

Психометрические шкалы, относящиеся к теории Айзенка

Теория личности Айзенка тесно связана со шкалами, разработанными им и его сотрудниками. К ним относятся медицинский опросник Модсли, личностный опросник Айзенка (EPI), личностный опросник Айзенка (EPQ) и шкала поиска ощущений (разработанная совместно с Марвином Цукерманом). Профилировщик личности Айзенка (EPP) разбивает различные аспекты каждой черты, рассматриваемой в модели. Были некоторые споры о том, должны ли эти аспекты включать импульсивность как аспект экстраверсии, как заявил Айзенк в своих ранних работах; или психотизм. Айзенк высказался за последнее в более поздних работах.

 

Более поздние работы Айзенка

В 1994 году он был одним из 52 подписавшихся под редакционной статьей «Mainstream Science on Intelligence», написанной Линдой Готфредсон и опубликованной в Wall Street Journal, которая объявила о консенсусе подписавших вопросы, связанные с расой и интеллектом, после публикации книги The Bell Curve. Готтфредсон описал составление отчетов разведки и процесс сбора подписей под этим документом в 1997 редакционная статья в журнале Intelligence. Айзенк включает весь текст редакционной статьи 1994 г. (включая первые абзацы, в которых упоминается книга «Гаустическая кривая» и двадцать пять утверждений о человеческом интеллекте) в свою книгу «Интеллект: новый взгляд» 1998 г.

Добавить комментарий