Акцентуация характера — рекомендации
Рекомендации психолога
Основные подходы к профилактике и коррекции акцентуаций характера школьников – подростков
Лабильный тип
Основной чертой данного типа является смена настроения. Быстрота в смене настроения сопровождается глубиной: от оптимизма до черной тоски; от радости до печали со слезами на глазах. Значительная глубина переживаний проявляется в мимике, самочувствии, работоспособности, коммуникабельности. При хорошем настроении – легко общаются, приспосабливаются к новому, чутки к просьбам, сопереживают. Лабильные подростки имеют развитую интуицию, легко улавливают отношение к себе и адекватно отвечают.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: общий инфантилизм, вызванный в большинстве случаев частыми болезнями. Явно влияет на формирование лабильной акцентуации воспитание в условиях жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности. Недопустимы: отторжение со стороны значимых особ, вынужденная разлука с ними, явная несправедливость, упреки. Унизительные нотации глубоко переживаются подростком; очень тяжело переживаются действительные неприятности и несчастья, которые могут привести к аффектным реакциям, депрессиям, тяжелым невротическим срывам, суицидальному поведению.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Необходима атмосфера доброжелательности и тепла. Комфортный психологический климат в семье, классе. Позитивная поддержка, одобрение, способное окрылить лабильного подростка. На стадии упадка настроения он требует щедрого сочувствия. Нельзя: проявлять грубость, категоричность, указывать на негативные черты, упрекать, конфликтно отвечать на аффектный взрыв подростка, демонстрировать невербальные проявления негативного отношения к подростку. Необходимо: проявлять симпатию, давать позитивную оценку явным чертам и поведению подростка.
В учебной деятельности необходимо организовать работу в спокойной обстановке, воодушевлять позитивным оцениванием его стараний, ласковым похвальным взглядом, прикосновением. Учебным заданиям придавать форму просьб с уверенностью в успехе их выполнения. При организации групповой работы на уроке не разлучать лабильного подростка с его другом, не включать в группу, явно превосходящую в психологическом и учебном плане. По результатам деятельности давать как можно больше отмеченных оценок, с особенным акцентом на позитивных сторонах.
Во внеурочной деятельности старательно выполняет все поручения, которые даны уважаемым взрослым, но особенно успешно действует в индивидуальных делах, которые требуют заботы, беспокойства, контроля. Организатор дел, что связаны с общением, участник дел в сфере интересов. Характерны: оптимизм, интересный собеседник, надежный помощник, чуткий человек, хороший друг, верный товарищ. Обучать: приемам эмоциональной саморегуляции, умению преодолевать препятствия, рационального использования своих сил. Воспитательные меры: просьба, влияние доброты, внимания, психологическая поддержка, организация успеха в деятельности, ласковый упрек, поддержка адаптивных черт характера, эмоционально теплые отношения.
Демонстративный тип
Ярко выраженный эгоцентризм, постоянное желание быть в центре внимания, желание «создать впечатление». Если идет подкрепление способностями, то возможна продуктивная творческая деятельность, если способностей нет – привлечение к себе внимания через жалость, удивление, что создает неприязнь со стороны окружающих. За демонстративным поведением, как правило, можно найти прагматическое желание к разнообразным «выигрышам», к манипулированию людьми. Характерно: коммуникабельность, развитая интуиция, высокая приспосабливаемость к людям.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание по типу «кумир семьи», воспитание в условиях гиперпротекции, воспитание в тревожно – подозрительной атмосфере, в атмосфере культа болезней. Ситуации снижения внимания к своей особе, утрата достижений приводят подростка к самоуверенности, браваде, высоким претензиям, выпячиванию, зазнайству, вранью. В связи с этим возникают конфликты, в которых подросток защищает свое «я». Иногда подросток находит выход в криминальной деятельности, но это все демонстрация: «Помогите мне, а то я пропаду». Неприемлемо для них трудное невыполнимое поручение – это большая возможность симуляции.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Необходимо создавать условия для развития общих и специальных способностей, объективное отношение к успехам и достижениям подростка. Поддержка социально – адаптивного поведения и блокировка попыток манипулировать людьми с помощью истероидных реакций. Гипервнимание со стороны взрослого, что предупреждает поведенческие реакции подростка. Необходимо поддерживать позитивные поведенческие реакции подростка, игнорируя рецидивы демонстративности.
В учебной деятельности необходимо начинать обучение демонстративного подростка с посильных заданий, которые характеризуют успех, потом должен происходить поступательный переход к более сложным заданиям через высокую эмоциональную мотивацию. Позитивно срабатывают приемы работы в группе с одноклассниками равных или высших возможностей, поддержка высокого уровня интенсивности учебной деятельности, предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки.
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: организатор общественно – полезных и культурно – массовых мероприятий в сфере своих способностей и интересов. Необходимо обучать общению с одноклассниками, самоконтролю поведения, умению демонстрировать свои позитивные качества. Воспитательные меры: индивидуальные беседы об условиях уважения и внимания окружающих. Разговор – раздумье, дискуссия- противоречие, переубеждение на собственном опыте, намек, ласковый упрек, предупреждение, пробуждение гуманных чувств, выявление смущения, ирония, игра, воодушевление.
Циклоидный тип
Данный тип чаще всего проявляется в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью является периодичность колебаний настроения и жизненного тонуса (фаза от нескольких дней до нескольких месяцев). В период подъема: присущи черты гипертимного типа, за исключением легкомыслия и необязательности. Циклоиды коммуникабельны, имеют увлечения, заинтересовано работают в группе. В период спада: резко снижается контактность, подросток становится немногословным, начинает раздражаться при громком общении, хотя в конфликты вступает редко. Подросток забывает о своих увлечениях, становится печальным, теряет аппетит, страдает от бессонницы ночью, а днем от сонливости.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Важно помнить, что циклоид имеет выраженный биологический «грунт». Провокационными поступками могут быть все типы неправильного воспитания. В любом случае на состоянии циклоида негативно отражаются эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы на протяжении длительного времени, быстрая смена условий и способа жизни (жизненного стереотипа), однообразие жизни (отсутствие различных позитивных впечатлений). Рекомендовано снизить уровень требований к циклоидам в момент пребывания в дистимной фазе. Необходимость излишних усилий приводит к усилению астенизации, которая может повлиять на усиление субдепрессии.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Рациональное распределение сил, достаточный отдых, профилактика переутомлений. Установление с подростком теплых доверительных отношений со стороны взрослых. Особенно компетентное внимание взрослых должно уделяться подростку, который находится в субдепрессивной фазе: создание комфортных для подростка условий, отсутствие грубых, непродуманных попыток «поговорить о жизни», поддерживание беседы, если подросток сам вышел на нее при благоприятных условиях, тактичная поддержка любого успеха и отсутствие мелочного внимания к его неудачам и промахам. Категорически нельзя провоцировать в этот период конфликты с подростком. Лучше развязать все проблемы, дождавшись фазы «подъема».
В учебной деятельности в фазе подъема создать взаимодействие с подростком не сложно. Особенное внимание учитель должен уделить подростку, который находится в субдепрессивной фазе. Это доброжелательная рабочая обстановка на уроке, избегание критики и нареканий, преобладание заинтересованности. Умеренный индивидуальный темп работы с возможностью обдумывать задания; предупреждение элементов конкуренции на уроке, включение в самостоятельную работу на всех этапах урока, чтобы подросток сам определил дистанцию и темп прохождения индивидуального учебного материала. При оценивании деятельности основное внимание обращать на позитивные стороны результата, спокойно и аргументировано оценить возможную неудачу, подчеркнуть ее временный характер.
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: член кружка, редакции газеты, экскурсовод, библиотекарь, ответственный за учебный кабинет, ТСО, дидактический материал и т.д. Он организатор коллективных творческих дел в период подъема, в период спада – участник, исполнитель дел в сфере интереса. Для него характерно: активная деятельная личность с сильным характером и силой воли, интересный собеседник, тонкая, богатая натура.
Необходимо обучать самоконтролю своего состояния, самодисциплине, умению философски относится к временным трудностям, находить интересные дела в период спада. Воспитательные меры: беседа, рассказ – размышление, заинтересованность, поддержка, проявление доброты, забота.
Возбудимый тип
В основе комплекса возбудимости находится несбалансированность возбуждения и торможения нервных процессов. Типичное состояние – дисфория, состояние угнетенности с сердитой агрессивностью по отношению ко всему извне. Подросток подозрительный, заторможенный, интеллектуально – ригидный. В состоянии дисфории подросток склонен к аффектам, импульсивности и агрессивности, немотивированной жестокости по отношению к слабым. Педантичен, корыстен, азартен. Стремится к власти над людьми и гедонистическим удовольствиям. Иногда теряют контроль над собственным поведением.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, эмоциональном отторжении. Интеллектуальная бедность семейного окружения. Физические наказания фиксируют возбужденные черты и провоцируют их проявления. Конфликтогенные ситуации: ущемление интересов и собственной нужности подростка, безнадзорность, противодействие высокому уровню требований подростка; напряженная атмосфера на уроках и во время любых взаимоотношений; необходимость быстро высказаться.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Общекультурный и интеллектуальный уровень развития. Развитие навыков общения и саморегуляции. Не провоцировать конфликты, учитывать аффективную вспыльчивость подростка; доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействий; уважение интересов и личностной ценности подростка. Заинтересованность проблемами и жизнью подростка, проведение индивидуальной беседы в момент отсутствия у подростка аффективного напряжения. Дать возможность подростку высказать свою точку зрения.
Необходимы: контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познавательной деятельности. Тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарища. Создание условий получения хорошей оценки – выполнение поэтапно заданий с увеличением сложности. Доброжелательное аргументирование выставляемых оценок. При недоразвитии устной речи использовать письменные задания. Урок вести в спокойной манере. Необходима профилактика угнетения возбужденными подростками своих слабых ровесников (предупреждение, отвлечение).
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: организатор и участник коллективных творческих дел в сфере интересов с учетом властолюбия и аккуратности возбужденных детей. Характерно: Отношение окружающих к подростку позитивное, так как он интересный собеседник, заботливый, добрый, верный друг. Необходимо обучать: самообладанию, самоконтролю, умению отказаться от неразумных желаний, умению понимать других. Воспитательные меры: переубеждение на позитивном опыте подростка, предупреждение, ласковый упрек, пробуждение гуманных чувств.
Интровертный тип
Основной чертой данного типа является постоянная замкнутость, эмоциональная холодность, беспристрастность, что делает детей непонятными для окружающих. Дружественные отношения возникают с трудом. Сосредотачиваются на идее усовершенствования, действуют самостоятельно, но без риска и не спеша. Это ярко выраженный мыслительный тип, который постоянно осмысливает окружающую его действительность. В работе добросовестны, ответственны, предпочитают индивидуальн6ый вид деятельности. Наблюдаются бедность мимики и жестикуляции. Снижен видимый интерес к противоположному полу.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в условиях жестких взаимоотношений в условиях доминирующей гиперпротекции, в «маятниковых» условиях, условиях изоляции, что сопровождается эмоционально – психологической депривацией. Усиление интровертности происходит в ответ на аффектные реакции взрослых, длительные психотравмирующие ситуации. Отрицательно реагируют на проникновение взрослых во внутренний мир, в их дела. Конфликтуют, если требования других не соответствуют их внутренним принципам. Неприемлемы для них ситуации длительного неформального общения в группах. Возможны срывы в ситуациях быстрого принятия решения.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Принятие интровертного подростка, доброжелательное заинтересованное отношение к нему. Включение в группу только с согласия самого подростка. Акцентизация успехов подростка в его общении с окружающими. Терпеливое отношение к «странностям» интровертного акцентуала. Искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что поможет подключению подростка к групповому взаимодействию.
В учебной деятельности, прежде всего, необходима четкая постановка мечты и мотивация учебной деятельности, что, накладываясь на добросовестность и ответственность интровертов, во многом обеспечивает их активное участие на уроках, и, наоборот, их невнимание в целевые установки приводит к пассивности на уроке. Учителю нужно иметь арсенал способов, которые в случае «ухода в себя» подростка помогут легко ег7о возвратить к учебной деятельн6ости: вербальная, визуальная, тактильная стимуляция, вопросы, задания. Необходим поэтапный контроль работы.
Во внеурочной деятельности интроверты прекрасно справляются со всеми видами поручений, которые выполняются индивидуально и не были ими отвергнуты. Сложнее обстоит дело с поручениями, требующими взаимоотношений. Здесь нужно учитывать желание и интересы самого подростка. Характерно: способный, успешный в деятельности, интересный собеседник. Воспитательные меры: переубеждение, воодушевление, проявление уважения, обходительность, просьба, опосредование, поддержка организаторских успехов, доверие, предупреждение.
Гипертимный тип
Гипертимы всегда смотрят на жизнь оптимистично, характерна постоянная активность и желание деятельности. При невыраженности: хорошее настроение, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, впечатлениям. Стремление к лидерству, организаторские способности. При яркой выраженности: легкомыслие, отсутствие этичных норм, склонность к алкоголизации, способность к азартным играм.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции или, наоборот, в условиях бесконтрольности. Блокирование активности лидерства. Жесткая дисциплина, монотонная работа. Сужение круга общения, вынужденное одиночество, вынужденная неработоспособность. Отсутствие интересов. Культурное и интеллектуальное недоразвитие.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Создание условий для выявления инициативы подростка. Четкое аргументированное определение обязанностей и границы поведения подростка. Избегание гиперопеки, доброжелательная не авторитарная позиция взрослого. Умение соединить доверие к подростку с контролем выполненного. Влияние на подростка через формирование коллективной мысли.
В учебной деятельности необходима поддержка высокого уровня работоспособности на уроке и во время выполнения типовых операций. Направление подростка на поиск других методов решения задач, отличных от обычных схем: чередование разных видов деятельности, самостоятельность, тренинг относительно отношения к работе. Планирование и систематизация, контроль поэтапного выполнения дела. Четкая, аргументированная оценка.
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: председатель класса, физорг, экскурсовод, ведущий какого-либо клуба. Организатор коллективных творческих дел в сфере своих и групповых интересов. Обоснование: ответственный, умеет довести начатое дело до конца, может быть снисходительным к недостаткам других в сочетании с принципиальной требовательностью к себе и другим, умеет быть настойчивым, собранным, серьезным.
Необходимо обучать самостоятельности, самодисциплине, умению считаться с мнением других, вежливости, тактичности, держать слово. Воспитательные влияния: предупреждения, пробуждение гуманных чувств, опосредование.
Астено-невротический тип
Данному типу свойственна повышенная утомляемость, особенно при умственной деятельности, что проявляется во всем внешнем виде подростка. На фоне развития переутомления могут возникнуть аффективные кратковременные взрывы (раздражение, гнев, слезы). Типичной чертой является склонность к ипохондрии. Подростки очень внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, с удовольствием лечатся, проходят осмотры и обследования. Психофизиологическому состоянию астено-невротиков присуща особенная цикличность.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в тревожно-недоверчивой атмосфере, в культе болезни. Воспитание по типу «кумир», по типу «Маятника» (я тебя люблю – я тебя ненавижу). Воспитание в условиях противоположных требований, в условиях эмоционального отторжения ребенка. Недопустимы ситуации неудачи на людях, глумление более сильных ровесников. Усталость, накопившаяся за определенное время, может прорваться гневом, раздражением, слезами в ответ на будто бы необидное замечание, легкую критику (эффект последней капли).
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Создание условий для здорового образа жизни. Профилактика и лечение хронических заболеваний, которые ведут к астенизации. Терпеливое, заботливое, но не «тепличное» отношение к подростку. Порция снисходительности к промахам и неудачам подростка, их умелая маскировка и, наоборот, акцентуирование на успехах. Доброжелательность и спокойствие при общении с подростком. Необходима разумная организация режима дня.
В учебной деятельности нежелательны неожиданные вопросы, задания, необходимо дать время для подготовки. Эффективны задания гипотетического характера, которые не имеют неправильных решений. Сложные задания лучше разбить на части с анализом и поддержкой на каждом этапе. Очень нежелательно прямое негативное сравнение с более успешными одноклассниками. Оценку деятельности лучше давать индивидуально, аргументировано с акцентом на позитивных моментах.
Во внеурочной деятельности, как правило, данные подростки хорошие товарищи, интересные собеседники, неординарные личности, способные на успех в значимой деятельности. Поручения, астено-невротические подростки, с удовольствием выполняют, если они не связаны с интенсивным взаимодействием с ровесниками, с необходимостью организовывать, управлять и не связанные с долговременной ответственностью.
Необходимо обучать: рациональному планированию своей деятельности (не накапливать несделанные дела), самоконтролю своего поведения, саморегуляции психофизиологического состояния, умению общаться. Воспитательные меры: намек, ласковый укор, проявление уважения, заботы, поддержки.
Нестойкий тип
Ведущей особенностью этого типа является патологическая слабость воли, что особенно ярко проявляется в обучении трудовой деятельности, выполнении обязанностей, требовании родных, старших, педагогов. Подростки с данным типом акцентуации неуверенны в себе, нерешительны, безынициативны, поддаются случайным влияниям, подчиняемы, зависят от лидера. Они проявляют настойчивость в поиске развлечений. Плывут по течению, присоединяясь к более активным подросткам. Склонны к употреблению алкоголя, наркотиков. Самооценка, как правило, неадекватная, они не способны к самоанализу. У них отсутствует мотивация действий, к будущему равнодушны.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: воспитание в условиях жестоких взаимоотношений, в условиях попустительства, гиперопеки, бесконтрольность в условиях эмоционально и интеллектуально бедного семейного окружения.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Прежде всего необходимо установить полный (но не унижающий собственного достоинства) контроль за поведением и деятельностью подростка. Четко регламентировать его урочную и внешкольную деятельность. Обязательно придерживаться режима дня. Исключить возможное появление неструктурированного и неконтролируемого свободного времени подростка. Очень важно сформировать у подростка понимание неизбежности наказания за совершенный проступок. Важно организовать тесное взаимодействие всех взрослых, занимающихся воспитание подростка. Полезно стимулировать инициативу подростку.
В учебной деятельности необходим контроль начала деятельности (домашнее задание, готовность к уроку), контроль деятельности во время урока, контроль результативности учебной деятельности на уроке. Одновременно с контролем педагог должен давать подростку дополнительную помощь: разделять материал на части и давать их по мере усвоения, создавать спокойную, благоприятную для концентрации внимания обстановку на уроке, давать время на исправление ошибок, оценивать не только результат, а и старание.
Поручения можно давать разнообразные, но не долгосрочные, не сложные, сопровождаемые контролем и помощью со стороны взрослого. Подростки нестойкого типа акцентуации требовательны к себе и другим, дисциплинированы, обязательны.
Необходимо обучать: планированию режима жизни, доведению дела до конца, преодолению трудностей субъективного характера, оцениванию возникающего желания с позиции корысти и вреде для себя и других. Рекомендуемые воспитательные меры: беседы-объяснения, предупреждения, обсуждение опыта, моральные упражнения, требование, воодушевление, наказание.
Тревожно-педантичный тип
Ведущей особенностью этого типа является тревожная подозрительность, постоянный страх за себя и своих близких футуристического характера. Они аккуратны, добросовестны, педантичны, рациональны. Нерешительны, негибки в поведении, замкнуты, эмоционально сдержаны.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Условия эмоционально-бедных отношений, в ситуации повышенной социальной ответственности. Пережитые в детстве сильные страхи и гипертрофированный инстинкт самосохранения. Сдерживание в детстве активности, самостоятельности. Руководство ребенком через формирование у него чувства вины. Неприемлемы ситуации повышенной требовательности.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: У подростка необходимо формировать оптимистические установки, развивать его эмоциональность, самооценку. Учить самоконтролю, выделению главного и не переживать по мелочам. Нельзя угрожать, наказывать.
На уроке необходимо формировать обстановку спокойствия, уверенности в достижении мечты. Давать время на обдумывание заданий, подготовку. Не ставить в ситуацию внезапного ответа. Доброжелательное комментирование оценок. Формирование уверенности в собственных силах.
Поручения должны быть конкретными и посильными, закрепляющими ситуацию успеха и повышающими самооценку. Необходимо оказывать помощи в подготовке и выполнении поручений. Не давать поручения, требующие большой ответственности. Формировать установки на успех. Проявлять заботу и оказывать поддержку.
Сензитивный тип
Ведущей особенностью этого типа является впечатлительность подростка. Позже присоединяется чувство собственной неполноценности. Дети очень старательны, но боятся проверок, экзаменов, публичных выступлений. Характерна природная внутренняя и внешняя культура, чувство прекрасного. Они умеют радоваться чужим удачам. Ответственные, доброжелательные, вежливые. Редко конфликтуют.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание по типу эмоционального отторжения, в условиях жестких взаимоотношений. Управление поведением ребенка через формирование чувства вины. Они плохо себя чувствуют в ситуациях шума, ругани, драк. Глубоко страдают от грубостей, жестокости, циничности. Несправедливое обвинение может спровоцировать конфликт, депрессию, суицидальное поведение.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Необходимо установление доверительного контакта с подростком, вежливое, тактичное взаимоотношение с ним. Необходимо создавать условия для самореализации в интересных для подростка видах деятельности. При возникновении проблем – их анализ в спокойной, доверительной атмосфере. Недопустима резкая категоричная критика. Необходима защита подростка от грубостей, унижений, безосновательных подозрений.
В учебной деятельности создавать атмосферу взаимоуважения и тактичного общения на уроке. Во время опроса не ставит вопрос внезапно, необходимо отдавать предпочтение ответам с места или индивидуальным письменным заданиям. Неприемлемы соревнования, сравнения с другими детьми. При оценке результативности учебной деятельности спокойно комментировать общий результат, акцентировать успех. В случае неудачи – обязательное индивидуальное обсуждение.
Поручения можно давать разнообразные, но лучше, если они соответствуют интересам и увлечениям подростка. Поддерживая позитивные черты, нужно воспитывать терпимость к себе и другим. Уверенность в высоких морально-этических волевых качествах. Обучать строить взаимоотношения с одноклассниками, учитывая особенности личности, умению преодолевать свою застенчивость, умению прощать людям некоторые недостатки. При воспитании поощрять доверие к другим, обращение за помощью, организовывать успех, при необходимости использовать переубеждение, уважение, заботу.
3.2. Психотипы личности и акцентуации характера
Знание психотипов личности крайне важно для практики делового общения, поскольку позволяет не только безошибочно разбираться в людях, вырабатывать умение видеть в них как положительные, так и отрицательные черты характера, но и подсказывать, как правильно строить свои отношения с ними, и, тем самым, эффективнее взаимодействовать с партнерами по деловому общению.
Критерии психопатии
Почти все психологи подчеркивали, что характер может быть более ли менее выраженным. Русский психиатр П.Б. Ганнушкин (1875—1933), ставя вопрос о так называемом нормальном характере, в работе «Психиатрия, ее задачи, объем и преподавание», писал о том, что когда говорят о «нормальной личности», «нормальном характере», как бы забывают о том, что соединение таких понятий, как, «личность», «характер», с одной стороны, и «норма» или «средняя величина» — с другой, есть соединение двух по сущности совершенно не совместимых друг с другом понятий. Слова «личность», «характер» подчеркивают индивидуальное в противоположность норме, середине:
когда говорят о наличии у кого-либо того или другого определенного характера, то тем самым, конечно, указывают на известную однобокость его психической организации, наличие в сфере его психики известной дисгармонии .
Он отмечал, что если бы мы имели под наблюдением человека с идеально-нормальной психикой, то вряд ли можно было бы говорить о наличии у него того или иного «характера».
Поясним основные понятия.
Интенсивность проявления характера выражается понятиями «норма», «акцентуация», «патология» или «психопатия».
Нормальный характер — это характер без ярко выраженных личностных черт.
Акцентуация — яркое выражение личностных черт характера. Акцентуация характера рассматривается как крайний вариант нормы.
Ганнушкин П.Б. О так называемом нормальном характере // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1997. С. 495.
76
Патология èëè психопатия — болезненное проявление тех или иных черт характера, мешающее личности адаптироваться в обществе.
Различие между патологическими и нормальными характерами, включая акцентуации, очень важно, поскольку норма и акцентуация характера подлежат ведению психологии, а патология — психиатрии (рис. 3.4).
Ðèñ. 3.4. Степень выраженности характера
Патология характера определяется на основе критериев психопатий Ганнушкина — Кербикова:
(1)относительная стабильность во времени — выражается в отсутствии изменения характера в течение жизни, что можно проиллюстрировать поговоркой «Каков в колыбельке, таков
èв могилке»;
(2)тотальность проявлений характера — при психопатиях одни
èте же черты характера обнаруживаются в любых обстоятельствах. Если же человек дома — один, а на людях — другой, то он не психопат;
(3)социальная дезадаптация — выражается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности.
Классификация акцентуированных характеров
За последние годы в практической психологии, в основном благодаря усилиям К. Леонгарда (Берлинский университет им. Гумбольдта), А.И. Личко (Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева) и А.П. Егидеса (Государственная академия управления), сформировались представления о психотипах личности, выражающихся через акцентуации характеров, и разработаны соответствующие им типологии. Были замечены некоторые устой- чивые сочетания характерологических черт, причем оказалось, что таких сочетаний не бесконечное количество, а около десятка.
Классификации акцентуированных характеров, разработанные немецким психологом К. Леонгардом и отечественным психологом А.Е. Личко, достаточно близки. Они исходят из того,
77
что акцентуация характера — это в сущности те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. В отличие от средних нормальных людей, для которых маловероятен яркий жизненный путь, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально-положительных достижений, так и социальных падений. Некоторые акцентуированные личности предстают перед нами в отрицательном свете, так как жизненные обстоятельства им не благоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людьми.
Типология А.П. Егидеса Наиболее продуктивной для практики делового общения является типология, разработанная А.П. Егидесом, базирующаяся на идеях Ганнушкина. В отличие от классификации П.Б. Ганнушкина, который анализировал психопатические типы, и классификаций К. Леонгарда и А.Е. Личко, рассматривавших акцентуации, тяготеющие к психопатическим отклонениям от норм, в ней представлены психотипы личности в норме. Но, поскольку все начиналось с психиатрии, то в классификации психологических типов личности Егидеса сохранены исторические названия психотипов: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид, психастеноид, сензитив, гипотим, конформный, циклоид.
Типология Егидеса изложена автором в работах «Как научиться разбираться в людях» (1991), «Лабиринты общения» (2002), «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок лич- ности» (2002). Отметим достоинства этой типологии:
(1)освоить типологию и успешно применять ее в процессе общения сможет и человек без специального психологического образования;
(2)для определения психотипа личности не требуется психологи- ческого тестирования, достаточно наблюдений за его внешностью и ее оформлением, пластикой движений, поведением;
(3)содержит рекомендации по психотехнике общения с различ- ными психотипами;
(4)позволяет определить свой психотип с его сильными и слабыми сторонами и подкорректировать отрицательные черты характера.
Психотип личности объединяет в себе психопатию, акцен-
туацию и рисунок личности. Поясним еще раз эти термины. Психопатия — это психопатический психотип: акцентуация — психотип с ярко выраженными чертами характера как крайний вариант нормы: рисунок личности — психотип в норме.
78
Далее мы будем обсуждать все психотипы в рамках рисунка личности, то есть явной нормы. Акцентуации представляют собой углубление рисунка личности в результате воспитания и условий развития.
Выделим основы классификации психотипов личности А.П. Егидеса. Психотип личности выделяется на основе доминирующих характеристик, которым подчиняются все проявления характера в его отношении к себе, людям, труду. Такими доминирующими характеристиками являются:
(1)паранойяльный психотип — необычайная целеустремленность, высокий энергетизм и агрессивность;
(2)эпилептоид — любовь к порядку, организованность, энергетизм и агрессивность;
(3)истероид — тотальная демонстративность и эгоизм;
(4)гипертим — повышенное настроение, жажда деятельности, неорганизованность;
(5)шизоид — интровертированность, интенсивная работа мысли, склонность к теоретизированию;
(6)психастеноид — неуверенность и нерешительность;
(7)сензитив — повышенная чувствительность, тревожность и мнительность;
(8)ипотим — слабая энергичность и постоянно пониженный фон настроения;
(9)конформный — зависимость от окружения;
(10)циклоид — смена двух противоположных состояний — ги-
пертимного и гипотимного.
Еще одно основание классификации психотипов — выделение уровня энергетизма, который может быть высоким или низким. Энергетизм проявляется прежде всего через работоспособность (в физике энергия — это способность тела совершать работу), доминантность (способность оказывать влияние на других), конфликтность (участие в конфликте требует, как известно, затрат энергии) и агрессивность.
Психотипы можно подразделить на высокоэнергетичные, агрессивные (нападающие) и низкоэнергетичные, дефензивные (защищающиеся).
Агрессивность поведения проявляется в том, что человек настроен на борьбу, он считает, что все время должен самоутверждаться. Как правило, мало с чем считается, пытается одержать верх, не обращая внимания на потери, а если сталкивается с другим агрессивным, то начинается борьба.
И все же агрессивность нельзя рассматривать в чисто отрицательном плане. Умение настоять на своем, реализовать цели,
79
что такое эмоции? Акцентуации характера эмотивного психотипа и подходящие ему профессии
Психотип личности
- Характеристики психотипа
- Женщины
- Мужчины
- Причины образования
- Методы коррекции поведения
- Спокойствие духа
- Киногерой
- Круг друзей
- Встречные шутки
- Отношения с другими типами
- Подходящие профессии
У каждого из нас есть определенные черты характера. Проанализировав их, ученые уже давно разделили людей на различные психотипы. Довольно интересным типом личности является эмотив. Что представляет собой человек с этими чертами характера, какие существуют методы коррекции поведения, какие профессии подходят людям с эмотивным типом личности?
Характеристика психотипа
Эмоциональная акцентуация характера характеризуется высокой степенью переживаний по поводу любого происшествия в жизни, независимо от того, произвела ситуация хорошее впечатление или отрицательное. Для эмоциональности характерны следующие проявления.
- Глубокий отклик с повышенной чувствительностью к происходящему вокруг.
- Человечность, отзывчивость, миролюбие.
- Все переживания четко «написаны» на лице человека.
- Эмотивы получают повышенные положительные эмоции при общении с природой.
- Они не могут сдержать эмоций даже при чтении книги или просмотре драматического фильма.
- На работе стремятся всегда иметь хорошие отношения с коллегами, а значит стараются избегать конфликтов. Они редко уходят, потому что не стремятся к переменам.
- Эмотивы склонны к перепадам настроения. Интерес к чему-то тоже быстро меняется.
- У этих людей обычно очень узкий круг друзей, с которыми они могут поделиться своим опытом. Но большинство волнующих ситуаций эти личности все же держат при себе.
- Обычно люди с эмотивным психотипом создают крепкие и надежные семьи, несмотря на остроту реакции.
- Часто эмотивы склонны к депрессии и даже к самоубийству.
Но доброта эмотивных психотипов зачастую заключается только во внешнем реагировании на ситуацию, а внутри они четко и трезво оценивают происходящее.
Женщины
Эмотивный тип личности практически не создает проблем слабому полу. Женщины с таким характером обычно скромны и вполне искренни. При этом они не склонны делать что-то напоказ, манипулируя своими эмоциями. Женившись на девушке с эмотивным типом личности, вы можете быть уверены в ее верности, так как на первом месте у нее будет не секс или внимание, а чувство любви. Измена эмоциональная женщина воспринимает как ужасное предательство, на которое она вряд ли способна.
Мужчины
А вот те черты характера, которые можно считать плюсом в женском поведении, часто мешают мужчинам. Таких представителей сильного пола часто называют безвольными. Часто эмотивы сильно привязаны к своим родителям, поэтому им сложно построить собственную семью. Это связано еще и с тем, что мужчины этого психотипа часто не могут первыми сделать шаг и перевести дружеские отношения со слабым полом в интимные. Сексуальные отношения у эмотивов обычно не очень разнообразны. Эмоциональные люди не обсуждают секс со своим партнером. Кроме того, любой стресс может привести к перерыву в интимной жизни от нескольких недель до нескольких месяцев.
Причины формирования
Многие психологи и психоаналитики размышляли над тем, что влияет на формирование эмоционального типа личности. Но точных причин найти не удалось, так как доказано, что тип личности закладывается в раннем детстве и практически не меняется на протяжении всей жизни. Но все же многие ученые уверены, что на эту акцентуацию влияет генетика. Ребенок берет у родителей основу для развития, и на ней уже формируется характер самого человека.
Также очень важно помнить, что личность человека начинает формироваться еще в утробе матери. , поэтому очень важна атмосфера, в которой рождается плод. Все сопереживание матери, ее эмоции и образ жизни накладывают определенный отпечаток на будущую личность малыша. И если будущая мама эмоциональна, подвержена повышенному чувству сострадания, с трепетом относится к окружающей природе, то эти эмоции отразятся и на характере малыша.
После рождения младенец, как губка, «впитывает» все, что его окружает. И, скорее всего, если малыша окружают личности, которым свойственно эмотивное поведение, то они обязательно проявятся в чертах характера будущего взрослого человека.
Методы коррекции поведения
Когда эмотивная акцентуация вносит дискомфорт в жизнь человека, стоит применить некоторую коррекцию поведения. Для этого используются специальные средства – тренинги. Вот несколько из них.
Душевное спокойствие
Когда эмотив беспокоит повышенный страх или он не очень уверен в себе, ему следует вспомнить те события в своей жизни, которые вызвали положительные эмоции. Вы должны полностью расслабиться и погрузиться в ту ситуацию как можно глубже. Если ему удалось вытеснить страх или неуверенность старыми эмоциями, то нужно запомнить эти чувства и при необходимости применить этот тренинг.
Киногерой
В любой сложной эмоциональной ситуации представьте себя супергероем, способным решить любую проблему. Вам нужно примерить смелый образ. Попробуйте справиться с ситуацией так, как поступил бы ваш любимый киногерой. Эмотиву нужно вести себя так до тех пор, пока он не преодолеет страх и неуверенность в себе. С помощью этого тренинга вы также сможете повысить свою самооценку и побороть застенчивость.
Круг друзей
Эмотив имеет достаточно узкий круг друзей, с которыми комфортно общаться. Но их количество должно быть увеличено. Целью данного тренинга является повышение коммуникативных навыков человека с эмотивным типом личности. Для этого следует каждый день начинать разговор с новыми незнакомыми людьми. Первое время человек этого психотипа будет испытывать дискомфорт, но с каждым разом ему будет намного легче сделать первый шаг в общении.
Встречные шутки
Многие эмотивы, слыша насмешки над собой, расстраиваются и не могут сдержать таких эмоций, как слезы или сильное смущение. Это провоцирует шутников, и юмор в адрес эмоциональных личностей становится все более распространенным явлением. Чтобы остановить его, вы должны ответить ему шуткой. Но эмотивам сложно сразу придумать ответ, поэтому стоит заранее запастись несколькими вариантами и отвечать продуманными историями. Но тут нужно учитывать тот факт, что шутки должны быть не злыми, а скорее добродушными.
Отношения с другими типами
Эмотивы — неконфликтные люди, поэтому их отношения с другими психотипами достаточно просты. Они не склонны изменять своей второй половинке, эмоциональные люди воспринимают свою пару такими, какие они есть, стараются поддержать партнера в любой ситуации. Эмотив прекрасно взаимодействует с людьми, легко приспосабливаясь практически к любому характеру человека.
В паре с гипертимом только эмоциональный человек способен не реагировать на его поведение , в глубине души надеясь, что забота и ласка изменят стремление второй половины к приключениям. И со временем, с годами, в отношениях этих двух типов личности может наступить идиллия, так как гипертим часто устает от своей активности и учится быть осторожным. Эмотив легко принимает истероида. Но вот черты характера истерического психотипа со временем он может принять за неискренность и поиграть с собой, поэтому отношения этих людей разорвутся.
Пар между шизоидом и эмотивом практически не бывает, особенно в раннем возрасте. Это связано с тем, что ни тому, ни другому психотипу не свойственна черта завоевателя, они чаще всего ждут, пока их завоюют. А вот в более зрелом возрасте, если эмоциональный человек «берет дело в свои руки», то может получиться пара с большим чувством уважения друг к другу. Отношения будут теплыми и комфортными для обоих.
Очень редко пара состоит из двух эмотивов. Это связано с тем, что данный психотип всегда должен помогать другим и не умеет ценить заботу, которая идет в его сторону. Еще одна редкость среди пар – отношения между эмоциональным и тревожным типами личности. Это связано с тем, что обе личности нерешительны и застенчивы в ухаживаниях. В отношениях обоим будет некомфортно. Поскольку эмоциональный не хочет заботиться о тревожном. Обратки он не видит, а тревожный, в свою очередь, не чувствует в эмотиве защитника.
Подходящие профессии
Добросовестность, ответственность, отзывчивость — это именно те качества, которые обязательно будут присутствовать в резюме человека с эмотивным типом личности. Но не всякая профессия подойдет этому персонажу. Наиболее комфортно эмотив будет чувствовать себя в той специальности, где он может помогать другим, творить гармонию и красоту.
Довольно часто эмоциональные люди обладают хорошим чувством стиля, поэтому часто становятся музыкальными и ресторанными критиками, а также редакторами книг и журналов. Эмоции отлично подходят для взаимодействия с детьми. Из них получаются хорошие няни и воспитатели в детском саду. Волонтеры для них тоже профессия. Кроме того, из эмоциональных личностей получаются хорошие врачи и ветеринары. Подойдет и профессия реставратора, так как она требует ответственности и внимания. Эмотив будет хорошо себя чувствовать и в профессиях, связанных с разведением растений, аранжировкой цветов.
Но есть профессии, которые вряд ли подойдут эмоциональным людям. У них нет лидерских качеств, а наказать человека у эмотивов не получится. Поэтому эмотив не подойдет на роль начальника. А также роль полицейского.
О том, какие бывают типы личности, смотрите в следующем видео.
Характеристики и признаки эпилептоидного психотипа. Как общаться с возбудимым человеком? Как найти подход к эпилептоиду?
Психотип личности
- Ключевая особенность
- Причины образования
- Взаимодействие с другими личностями
- Совместимость с другими темпераментами
- Методы коррекции поведения
Среди эмоциональных людей, которым свойственен импульсивный характер, особое место занимают лица эпилептоидного типа. Психиатрия не считает поведение эпилептоидов болезнью, но манера их общения с окружающими выявляет глубокую дисгармонию между внутренним и внешним миром таких людей. С точки зрения медицины такая акцентуация характера не требует терапевтического вмешательства, но доставляет особое беспокойство близким и окружающим.
Основные черты
Эпилептоидный тип – вариант формирования личности, заложенный с рождения. Характеризуется повышенной возбудимостью и склонностью к провоцированию конфликтов. Люди с эпилептической акцентуацией имеют преимущественно атлетически-диспластический тип конституции. Это медлительные, сдержанные в эмоциях лица, не умеющие проявлять сентиментальность и нежность.
Психотип характеризуется следующими описаниями характера:
- эпилептоиды создают вокруг себя идеальный, по их мнению, мир и ревностно поддерживают в нем идеальный порядок;
- их раздражает любое поведение окружающих, расходящееся с личным представлением о жизни;
- внимательно следите за действиями других и не упускайте возможности сделать замечание или раскритиковать любое действие, не соответствующее их мнению.
Поведение человека с эпилептоидной акцентуацией характеризуется заторможенностью с периодическими вспышками гнева или агрессии по отношению к раздражителю. В период сдерживания внимательно наблюдают за окружающими, изучая их поведение и ища повод, чтобы подчеркнуть ошибки и недостатки . Нередко объектом раздражения становится объективный или субъективный факт, вызывающий тревогу или тревогу в течение длительного времени. Примером могут служить обычные, на первый взгляд, вещи: громкий смех, музыка, неправильно расставленные вещи и прочее. Накопившиеся эмоции приводят к нервному срыву, сопровождающемуся оскорблениями, нецензурной бранью и рукоприкладством.
Эпилептоиды невероятно упрямы, доходят до занудства. Среди своих знакомых они известны как перфекционисты, способные вывести любой бесперспективный проект на лидирующие позиции. Не любят резкой смены жизненных обстоятельств, негативно реагируют на критику, поэтому делают все возможное, чтобы не подчиняться кому-либо на работе и в бизнесе. Не умеет идти на компромисс.
Эпилептоид доказывает свою правоту при любых обстоятельствах. Его манера поведения не предполагает обсуждения, абсолютно безапелляционна, требует полного одобрения и подчинения. В общении с авторитетными людьми способен продемонстрировать вежливость, уступчивость, чтобы заслужить уважение оппонента.
Среди положительных качеств выделяют:
- бережное отношение к имуществу;
- точность;
- пунктуальность;
- строгое соблюдение собственных правил и инструкций;
- способность мыслить нестандартно;
- творчество.
Но есть и ряд недостатков.
- Ипохондрия и злоба. Легко возбудимый, обидчивый тип, не упускающий возможности напомнить обидчику о своем отношении к пережитым обстоятельствам. В радостном и приподнятом настроении они находятся в состоянии адреналина и нервозности.
- Скрупулезность, склонность к повторному выполнению одного и того же действия.
- Приставание. Они зацикливаются на определенной мысли или ситуации, навязывая свое мнение окружающим.
- Алчность. Излишняя бережливость и навязчивость создает неприятное впечатление при знакомстве, поэтому поддерживать дружбу эпилептоиду сложно.
- Неспособность к сопереживанию, жалости и выражению положительных эмоций.
- Характерная узость интересов и консерватизм.
- Резкая смена настроения, зацикленность на эмоциях, чувствах и отношении к определенным обстоятельствам.
- Оправдание, месть, эгоизм и обида.
Специфическое отношение к окружающему и стремление контролировать происходящее делает людей с акцентуацией незаменимыми в таких профессиях: менеджеры, бизнесмены, аудиторы, секретари. Они способны обеспечить порядок в документации, накладных, доставку и получение товаров, выявление несоответствия установленным требованиям. Несмотря на ограниченность кругозора и односторонность, они способны систематизировать возникший хаос, навести порядок и дисциплину. Если окружающие помогают эпилептоиду адаптироваться во внешней среде, учатся справляться со вспышками гнева и спонтанной агрессией, то индивидуальные качества могут быть направлены по определенному вектору, при котором человек способен достичь личностного роста и финансовой стабильности.
Причины формирования
Среди социальных факторов, способствующих формированию эпилептоидной акцентуации, выделяют:
- неблагоприятные условия жизни;
- неполная семья;
- развод родителей в раннем детстве или подростковом возрасте;
- психологическая травма;
- зависимость от вредных привычек.
Эпилептоидный тип личности формируется в детстве и (в отличие от других акцентуаций, исчезающих со временем) прочно закрепляется в личности, поэтому к зрелому возрасту формирует ярко выраженную картину. Психологи диагностируют эпилептоидный тип по специальным тестам тревоги, страха и невротической шкале.
В раннем детстве родителей умиляют характерные проявления эпилептоидной акцентуации. Им доставляет искорку удовольствия наблюдать, как ребенок наводит блеск в своей комнате, аккуратно складывает игрушки, убирает со стола посуду. Периодическая нервозность и вспышки гнева воспринимаются как обида и сопоставляются с гормональной активностью в подростковом возрасте. Этот тип личности противостоит всему, что посягает на устоявшиеся мнения и жизненные приоритеты.
С возрастом упрямство и претенциозность создают большие проблемы. Если к зрелому возрасту он не обретает авторитетных ценностей, то намечает для себя идеал и четко следует любимым приоритетам. Тем самым он определяет систему личного комфорта и стабильности, которой следует и подчиняет близких людей.
Взаимодействие с другими личностями
Повышенная раздражительность и мелочность вызывают у окружающих отрицательные эмоции. В то же время родственники должны усвоить, что принятые в обществе нормы не сковывают личностных порывов эпилептоида: они могут очернять других, придираться, провоцировать на выброс эмоций, чтобы доказать свое превосходство. Любая попытка наладить контакт будет воспринята как вмешательство в личную жизнь или способ изменить мнение об окружающем мире.
В разгар конфликтной ситуации эпилептоид теряет контроль над собой. Любая попытка остановить его аргументами, просьбами или мольбами не увенчается успехом. Единственный способ, который понимает эпилептоид, — это достойный отпор сопернику, равному ему по физической силе и интеллекту.
Совместимость с другими темпераментами
Эпилептоидный тип с истероидом может общаться, если они смогут доверять друг другу и найти правильный подход. Если эпилептоидный тип будет принадлежать мужчине, партнеры смогут найти общий язык быстрее, чем наоборот. Женщина выстраивает модель поведения, при которой она становится манипулятором, а мужчина этого не замечает, чувствуя себя хозяином в доме.
Отношения с параноиками могут складываться успешно, если рабочий и карьерный рост эпилептоида находится в прямой зависимости от параноидального типа личности. Эпилептоиды поклоняются лидерам и гениям. Особенно в тех случаях, когда это касается финансово-материальной системы и государственных структур. Люди творческие не вызывают личного интереса, а в ряде случаев становятся поводом для критики и насмешливого обсуждения.
Психологи предсказывают удачный союз с эмотивом или психастеником. Эти отношения будут строиться на традициях, в которых муж будет занимать ведущее место в семье, а жена будет обеспечивать желанный мир и совершенный порядок в доме. Обстоятельство угнетения второй половинки может создать проблему, если супруга позволяет обращаться с собой неподобающим образом.
Между эпилептоидом и гипертимусом отмечаются кардинально разные взгляды на жизненные обстоятельства. А отношения двух эпилептоидов возможны, если оба партнера научатся идти на компромисс и снисходительно относиться к особенностям личности друг друга.
Для гармоничного общения в обществе вспыльчивым людям приходится придерживаться определенных правил, иначе общение с окружающими становится невозможным.
Методы коррекции поведения
Классическая психиатрия рассматривает лиц с эпилептоидной акцентуацией как лиц, не нуждающихся в медико-психологической коррекции. Поэтому лечение вспышек гнева и неконтролируемой агрессии неоправданно. Коррекция поведения эпилептоида заключается в социальной адаптации с привлечением психологов и педагогов.
Для коррекции поведения используются различные методы.
- Наиболее благоприятный метод – создать ситуацию личного принятия, при которой необходимо оказывать максимальную поддержку всем начинаниям профессионального и личного характера. На первом этапе необходимо адаптировать человека в такой сфере деятельности, в которой его аккуратность и педантичность найдут достойное применение. Затем постепенно разграничивайте отношение к работе, где он должен проявлять пристальное внимание к деталям, с личной жизнью. Человек должен научиться не видеть недостатков в других людях и проявлять к другим лояльность.
- Система личных приоритетов помогает людям с эпилептоидным типом ориентироваться во внешнем мире.