Акцентуация характера — рекомендации
Рекомендации психолога
Основные подходы к профилактике и коррекции акцентуаций характера школьников – подростков
Лабильный тип
Основной чертой данного типа является смена настроения. Быстрота в смене настроения сопровождается глубиной: от оптимизма до черной тоски; от радости до печали со слезами на глазах. Значительная глубина переживаний проявляется в мимике, самочувствии, работоспособности, коммуникабельности. При хорошем настроении – легко общаются, приспосабливаются к новому, чутки к просьбам, сопереживают. Лабильные подростки имеют развитую интуицию, легко улавливают отношение к себе и адекватно отвечают.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: общий инфантилизм, вызванный в большинстве случаев частыми болезнями. Явно влияет на формирование лабильной акцентуации воспитание в условиях жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности. Недопустимы: отторжение со стороны значимых особ, вынужденная разлука с ними, явная несправедливость, упреки. Унизительные нотации глубоко переживаются подростком; очень тяжело переживаются действительные неприятности и несчастья, которые могут привести к аффектным реакциям, депрессиям, тяжелым невротическим срывам, суицидальному поведению.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Необходима атмосфера доброжелательности и тепла. Комфортный психологический климат в семье, классе. Позитивная поддержка, одобрение, способное окрылить лабильного подростка. На стадии упадка настроения он требует щедрого сочувствия. Нельзя: проявлять грубость, категоричность, указывать на негативные черты, упрекать, конфликтно отвечать на аффектный взрыв подростка, демонстрировать невербальные проявления негативного отношения к подростку. Необходимо: проявлять симпатию, давать позитивную оценку явным чертам и поведению подростка.
В учебной деятельности необходимо организовать работу в спокойной обстановке, воодушевлять позитивным оцениванием его стараний, ласковым похвальным взглядом, прикосновением. Учебным заданиям придавать форму просьб с уверенностью в успехе их выполнения. При организации групповой работы на уроке не разлучать лабильного подростка с его другом, не включать в группу, явно превосходящую в психологическом и учебном плане. По результатам деятельности давать как можно больше отмеченных оценок, с особенным акцентом на позитивных сторонах.
Во внеурочной деятельности старательно выполняет все поручения, которые даны уважаемым взрослым, но особенно успешно действует в индивидуальных делах, которые требуют заботы, беспокойства, контроля. Организатор дел, что связаны с общением, участник дел в сфере интересов. Характерны: оптимизм, интересный собеседник, надежный помощник, чуткий человек, хороший друг, верный товарищ. Обучать: приемам эмоциональной саморегуляции, умению преодолевать препятствия, рационального использования своих сил. Воспитательные меры: просьба, влияние доброты, внимания, психологическая поддержка, организация успеха в деятельности, ласковый упрек, поддержка адаптивных черт характера, эмоционально теплые отношения.
Демонстративный тип
Ярко выраженный эгоцентризм, постоянное желание быть в центре внимания, желание «создать впечатление». Если идет подкрепление способностями, то возможна продуктивная творческая деятельность, если способностей нет – привлечение к себе внимания через жалость, удивление, что создает неприязнь со стороны окружающих. За демонстративным поведением, как правило, можно найти прагматическое желание к разнообразным «выигрышам», к манипулированию людьми. Характерно: коммуникабельность, развитая интуиция, высокая приспосабливаемость к людям.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание по типу «кумир семьи», воспитание в условиях гиперпротекции, воспитание в тревожно – подозрительной атмосфере, в атмосфере культа болезней. Ситуации снижения внимания к своей особе, утрата достижений приводят подростка к самоуверенности, браваде, высоким претензиям, выпячиванию, зазнайству, вранью. В связи с этим возникают конфликты, в которых подросток защищает свое «я». Иногда подросток находит выход в криминальной деятельности, но это все демонстрация: «Помогите мне, а то я пропаду». Неприемлемо для них трудное невыполнимое поручение – это большая возможность симуляции.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Необходимо создавать условия для развития общих и специальных способностей, объективное отношение к успехам и достижениям подростка. Поддержка социально – адаптивного поведения и блокировка попыток манипулировать людьми с помощью истероидных реакций. Гипервнимание со стороны взрослого, что предупреждает поведенческие реакции подростка. Необходимо поддерживать позитивные поведенческие реакции подростка, игнорируя рецидивы демонстративности.
В учебной деятельности необходимо начинать обучение демонстративного подростка с посильных заданий, которые характеризуют успех, потом должен происходить поступательный переход к более сложным заданиям через высокую эмоциональную мотивацию. Позитивно срабатывают приемы работы в группе с одноклассниками равных или высших возможностей, поддержка высокого уровня интенсивности учебной деятельности, предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки.
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: организатор общественно – полезных и культурно – массовых мероприятий в сфере своих способностей и интересов. Необходимо обучать общению с одноклассниками, самоконтролю поведения, умению демонстрировать свои позитивные качества. Воспитательные меры: индивидуальные беседы об условиях уважения и внимания окружающих. Разговор – раздумье, дискуссия- противоречие, переубеждение на собственном опыте, намек, ласковый упрек, предупреждение, пробуждение гуманных чувств, выявление смущения, ирония, игра, воодушевление.
Циклоидный тип
Данный тип чаще всего проявляется в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью является периодичность колебаний настроения и жизненного тонуса (фаза от нескольких дней до нескольких месяцев). В период подъема: присущи черты гипертимного типа, за исключением легкомыслия и необязательности. Циклоиды коммуникабельны, имеют увлечения, заинтересовано работают в группе. В период спада: резко снижается контактность, подросток становится немногословным, начинает раздражаться при громком общении, хотя в конфликты вступает редко. Подросток забывает о своих увлечениях, становится печальным, теряет аппетит, страдает от бессонницы ночью, а днем от сонливости.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Важно помнить, что циклоид имеет выраженный биологический «грунт». Провокационными поступками могут быть все типы неправильного воспитания. В любом случае на состоянии циклоида негативно отражаются эмоциональные перегрузки, выполнение напряженной работы на протяжении длительного времени, быстрая смена условий и способа жизни (жизненного стереотипа), однообразие жизни (отсутствие различных позитивных впечатлений). Рекомендовано снизить уровень требований к циклоидам в момент пребывания в дистимной фазе. Необходимость излишних усилий приводит к усилению астенизации, которая может повлиять на усиление субдепрессии.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Рациональное распределение сил, достаточный отдых, профилактика переутомлений. Установление с подростком теплых доверительных отношений со стороны взрослых. Особенно компетентное внимание взрослых должно уделяться подростку, который находится в субдепрессивной фазе: создание комфортных для подростка условий, отсутствие грубых, непродуманных попыток «поговорить о жизни», поддерживание беседы, если подросток сам вышел на нее при благоприятных условиях, тактичная поддержка любого успеха и отсутствие мелочного внимания к его неудачам и промахам. Категорически нельзя провоцировать в этот период конфликты с подростком. Лучше развязать все проблемы, дождавшись фазы «подъема».
В учебной деятельности в фазе подъема создать взаимодействие с подростком не сложно. Особенное внимание учитель должен уделить подростку, который находится в субдепрессивной фазе. Это доброжелательная рабочая обстановка на уроке, избегание критики и нареканий, преобладание заинтересованности. Умеренный индивидуальный темп работы с возможностью обдумывать задания; предупреждение элементов конкуренции на уроке, включение в самостоятельную работу на всех этапах урока, чтобы подросток сам определил дистанцию и темп прохождения индивидуального учебного материала. При оценивании деятельности основное внимание обращать на позитивные стороны результата, спокойно и аргументировано оценить возможную неудачу, подчеркнуть ее временный характер.
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: член кружка, редакции газеты, экскурсовод, библиотекарь, ответственный за учебный кабинет, ТСО, дидактический материал и т.д. Он организатор коллективных творческих дел в период подъема, в период спада – участник, исполнитель дел в сфере интереса. Для него характерно: активная деятельная личность с сильным характером и силой воли, интересный собеседник, тонкая, богатая натура.
Необходимо обучать самоконтролю своего состояния, самодисциплине, умению философски относится к временным трудностям, находить интересные дела в период спада. Воспитательные меры: беседа, рассказ – размышление, заинтересованность, поддержка, проявление доброты, забота.
Возбудимый тип
В основе комплекса возбудимости находится несбалансированность возбуждения и торможения нервных процессов. Типичное состояние – дисфория, состояние угнетенности с сердитой агрессивностью по отношению ко всему извне. Подросток подозрительный, заторможенный, интеллектуально – ригидный. В состоянии дисфории подросток склонен к аффектам, импульсивности и агрессивности, немотивированной жестокости по отношению к слабым. Педантичен, корыстен, азартен. Стремится к власти над людьми и гедонистическим удовольствиям. Иногда теряют контроль над собственным поведением.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в условиях жестких взаимоотношений, эмоциональном отторжении. Интеллектуальная бедность семейного окружения. Физические наказания фиксируют возбужденные черты и провоцируют их проявления. Конфликтогенные ситуации: ущемление интересов и собственной нужности подростка, безнадзорность, противодействие высокому уровню требований подростка; напряженная атмосфера на уроках и во время любых взаимоотношений; необходимость быстро высказаться.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Общекультурный и интеллектуальный уровень развития. Развитие навыков общения и саморегуляции. Не провоцировать конфликты, учитывать аффективную вспыльчивость подростка; доброжелательная, спокойная, сдержанная манера взаимодействий; уважение интересов и личностной ценности подростка. Заинтересованность проблемами и жизнью подростка, проведение индивидуальной беседы в момент отсутствия у подростка аффективного напряжения. Дать возможность подростку высказать свою точку зрения.
Необходимы: контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познавательной деятельности. Тренировка сдержанности, умения выслушать учителя и товарища. Создание условий получения хорошей оценки – выполнение поэтапно заданий с увеличением сложности. Доброжелательное аргументирование выставляемых оценок. При недоразвитии устной речи использовать письменные задания. Урок вести в спокойной манере. Необходима профилактика угнетения возбужденными подростками своих слабых ровесников (предупреждение, отвлечение).
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: организатор и участник коллективных творческих дел в сфере интересов с учетом властолюбия и аккуратности возбужденных детей. Характерно: Отношение окружающих к подростку позитивное, так как он интересный собеседник, заботливый, добрый, верный друг. Необходимо обучать: самообладанию, самоконтролю, умению отказаться от неразумных желаний, умению понимать других. Воспитательные меры: переубеждение на позитивном опыте подростка, предупреждение, ласковый упрек, пробуждение гуманных чувств.
Интровертный тип
Основной чертой данного типа является постоянная замкнутость, эмоциональная холодность, беспристрастность, что делает детей непонятными для окружающих. Дружественные отношения возникают с трудом. Сосредотачиваются на идее усовершенствования, действуют самостоятельно, но без риска и не спеша. Это ярко выраженный мыслительный тип, который постоянно осмысливает окружающую его действительность. В работе добросовестны, ответственны, предпочитают индивидуальн6ый вид деятельности. Наблюдаются бедность мимики и жестикуляции. Снижен видимый интерес к противоположному полу.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в условиях жестких взаимоотношений в условиях доминирующей гиперпротекции, в «маятниковых» условиях, условиях изоляции, что сопровождается эмоционально – психологической депривацией. Усиление интровертности происходит в ответ на аффектные реакции взрослых, длительные психотравмирующие ситуации. Отрицательно реагируют на проникновение взрослых во внутренний мир, в их дела. Конфликтуют, если требования других не соответствуют их внутренним принципам. Неприемлемы для них ситуации длительного неформального общения в группах. Возможны срывы в ситуациях быстрого принятия решения.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Принятие интровертного подростка, доброжелательное заинтересованное отношение к нему. Включение в группу только с согласия самого подростка. Акцентизация успехов подростка в его общении с окружающими. Терпеливое отношение к «странностям» интровертного акцентуала. Искренняя компетентная заинтересованность идеями и увлечениями подростка, что поможет подключению подростка к групповому взаимодействию.
В учебной деятельности, прежде всего, необходима четкая постановка мечты и мотивация учебной деятельности, что, накладываясь на добросовестность и ответственность интровертов, во многом обеспечивает их активное участие на уроках, и, наоборот, их невнимание в целевые установки приводит к пассивности на уроке. Учителю нужно иметь арсенал способов, которые в случае «ухода в себя» подростка помогут легко ег7о возвратить к учебной деятельн6ости: вербальная, визуальная, тактильная стимуляция, вопросы, задания. Необходим поэтапный контроль работы.
Во внеурочной деятельности интроверты прекрасно справляются со всеми видами поручений, которые выполняются индивидуально и не были ими отвергнуты. Сложнее обстоит дело с поручениями, требующими взаимоотношений. Здесь нужно учитывать желание и интересы самого подростка. Характерно: способный, успешный в деятельности, интересный собеседник. Воспитательные меры: переубеждение, воодушевление, проявление уважения, обходительность, просьба, опосредование, поддержка организаторских успехов, доверие, предупреждение.
Гипертимный тип
Гипертимы всегда смотрят на жизнь оптимистично, характерна постоянная активность и желание деятельности. При невыраженности: хорошее настроение, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, впечатлениям. Стремление к лидерству, организаторские способности. При яркой выраженности: легкомыслие, отсутствие этичных норм, склонность к алкоголизации, способность к азартным играм.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции или, наоборот, в условиях бесконтрольности. Блокирование активности лидерства. Жесткая дисциплина, монотонная работа. Сужение круга общения, вынужденное одиночество, вынужденная неработоспособность. Отсутствие интересов. Культурное и интеллектуальное недоразвитие.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Создание условий для выявления инициативы подростка. Четкое аргументированное определение обязанностей и границы поведения подростка. Избегание гиперопеки, доброжелательная не авторитарная позиция взрослого. Умение соединить доверие к подростку с контролем выполненного. Влияние на подростка через формирование коллективной мысли.
В учебной деятельности необходима поддержка высокого уровня работоспособности на уроке и во время выполнения типовых операций. Направление подростка на поиск других методов решения задач, отличных от обычных схем: чередование разных видов деятельности, самостоятельность, тренинг относительно отношения к работе. Планирование и систематизация, контроль поэтапного выполнения дела. Четкая, аргументированная оценка.
Во внеурочной деятельности рекомендуются следующие поручения: председатель класса, физорг, экскурсовод, ведущий какого-либо клуба. Организатор коллективных творческих дел в сфере своих и групповых интересов. Обоснование: ответственный, умеет довести начатое дело до конца, может быть снисходительным к недостаткам других в сочетании с принципиальной требовательностью к себе и другим, умеет быть настойчивым, собранным, серьезным.
Необходимо обучать самостоятельности, самодисциплине, умению считаться с мнением других, вежливости, тактичности, держать слово. Воспитательные влияния: предупреждения, пробуждение гуманных чувств, опосредование.
Астено-невротический тип
Данному типу свойственна повышенная утомляемость, особенно при умственной деятельности, что проявляется во всем внешнем виде подростка. На фоне развития переутомления могут возникнуть аффективные кратковременные взрывы (раздражение, гнев, слезы). Типичной чертой является склонность к ипохондрии. Подростки очень внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, с удовольствием лечатся, проходят осмотры и обследования. Психофизиологическому состоянию астено-невротиков присуща особенная цикличность.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание в тревожно-недоверчивой атмосфере, в культе болезни. Воспитание по типу «кумир», по типу «Маятника» (я тебя люблю – я тебя ненавижу). Воспитание в условиях противоположных требований, в условиях эмоционального отторжения ребенка. Недопустимы ситуации неудачи на людях, глумление более сильных ровесников. Усталость, накопившаяся за определенное время, может прорваться гневом, раздражением, слезами в ответ на будто бы необидное замечание, легкую критику (эффект последней капли).
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Создание условий для здорового образа жизни. Профилактика и лечение хронических заболеваний, которые ведут к астенизации. Терпеливое, заботливое, но не «тепличное» отношение к подростку. Порция снисходительности к промахам и неудачам подростка, их умелая маскировка и, наоборот, акцентуирование на успехах. Доброжелательность и спокойствие при общении с подростком. Необходима разумная организация режима дня.
В учебной деятельности нежелательны неожиданные вопросы, задания, необходимо дать время для подготовки. Эффективны задания гипотетического характера, которые не имеют неправильных решений. Сложные задания лучше разбить на части с анализом и поддержкой на каждом этапе. Очень нежелательно прямое негативное сравнение с более успешными одноклассниками. Оценку деятельности лучше давать индивидуально, аргументировано с акцентом на позитивных моментах.
Во внеурочной деятельности, как правило, данные подростки хорошие товарищи, интересные собеседники, неординарные личности, способные на успех в значимой деятельности. Поручения, астено-невротические подростки, с удовольствием выполняют, если они не связаны с интенсивным взаимодействием с ровесниками, с необходимостью организовывать, управлять и не связанные с долговременной ответственностью.
Необходимо обучать: рациональному планированию своей деятельности (не накапливать несделанные дела), самоконтролю своего поведения, саморегуляции психофизиологического состояния, умению общаться. Воспитательные меры: намек, ласковый укор, проявление уважения, заботы, поддержки.
Нестойкий тип
Ведущей особенностью этого типа является патологическая слабость воли, что особенно ярко проявляется в обучении трудовой деятельности, выполнении обязанностей, требовании родных, старших, педагогов. Подростки с данным типом акцентуации неуверенны в себе, нерешительны, безынициативны, поддаются случайным влияниям, подчиняемы, зависят от лидера. Они проявляют настойчивость в поиске развлечений. Плывут по течению, присоединяясь к более активным подросткам. Склонны к употреблению алкоголя, наркотиков. Самооценка, как правило, неадекватная, они не способны к самоанализу. У них отсутствует мотивация действий, к будущему равнодушны.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: воспитание в условиях жестоких взаимоотношений, в условиях попустительства, гиперопеки, бесконтрольность в условиях эмоционально и интеллектуально бедного семейного окружения.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Прежде всего необходимо установить полный (но не унижающий собственного достоинства) контроль за поведением и деятельностью подростка. Четко регламентировать его урочную и внешкольную деятельность. Обязательно придерживаться режима дня. Исключить возможное появление неструктурированного и неконтролируемого свободного времени подростка. Очень важно сформировать у подростка понимание неизбежности наказания за совершенный проступок. Важно организовать тесное взаимодействие всех взрослых, занимающихся воспитание подростка. Полезно стимулировать инициативу подростку.
В учебной деятельности необходим контроль начала деятельности (домашнее задание, готовность к уроку), контроль деятельности во время урока, контроль результативности учебной деятельности на уроке. Одновременно с контролем педагог должен давать подростку дополнительную помощь: разделять материал на части и давать их по мере усвоения, создавать спокойную, благоприятную для концентрации внимания обстановку на уроке, давать время на исправление ошибок, оценивать не только результат, а и старание.
Поручения можно давать разнообразные, но не долгосрочные, не сложные, сопровождаемые контролем и помощью со стороны взрослого. Подростки нестойкого типа акцентуации требовательны к себе и другим, дисциплинированы, обязательны.
Необходимо обучать: планированию режима жизни, доведению дела до конца, преодолению трудностей субъективного характера, оцениванию возникающего желания с позиции корысти и вреде для себя и других. Рекомендуемые воспитательные меры: беседы-объяснения, предупреждения, обсуждение опыта, моральные упражнения, требование, воодушевление, наказание.
Тревожно-педантичный тип
Ведущей особенностью этого типа является тревожная подозрительность, постоянный страх за себя и своих близких футуристического характера. Они аккуратны, добросовестны, педантичны, рациональны. Нерешительны, негибки в поведении, замкнуты, эмоционально сдержаны.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Условия эмоционально-бедных отношений, в ситуации повышенной социальной ответственности. Пережитые в детстве сильные страхи и гипертрофированный инстинкт самосохранения. Сдерживание в детстве активности, самостоятельности. Руководство ребенком через формирование у него чувства вины. Неприемлемы ситуации повышенной требовательности.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: У подростка необходимо формировать оптимистические установки, развивать его эмоциональность, самооценку. Учить самоконтролю, выделению главного и не переживать по мелочам. Нельзя угрожать, наказывать.
На уроке необходимо формировать обстановку спокойствия, уверенности в достижении мечты. Давать время на обдумывание заданий, подготовку. Не ставить в ситуацию внезапного ответа. Доброжелательное комментирование оценок. Формирование уверенности в собственных силах.
Поручения должны быть конкретными и посильными, закрепляющими ситуацию успеха и повышающими самооценку. Необходимо оказывать помощи в подготовке и выполнении поручений. Не давать поручения, требующие большой ответственности. Формировать установки на успех. Проявлять заботу и оказывать поддержку.
Сензитивный тип
Ведущей особенностью этого типа является впечатлительность подростка. Позже присоединяется чувство собственной неполноценности. Дети очень старательны, но боятся проверок, экзаменов, публичных выступлений. Характерна природная внутренняя и внешняя культура, чувство прекрасного. Они умеют радоваться чужим удачам. Ответственные, доброжелательные, вежливые. Редко конфликтуют.
Провокационные действия и конфликтогенные ситуации: Воспитание по типу эмоционального отторжения, в условиях жестких взаимоотношений. Управление поведением ребенка через формирование чувства вины. Они плохо себя чувствуют в ситуациях шума, ругани, драк. Глубоко страдают от грубостей, жестокости, циничности. Несправедливое обвинение может спровоцировать конфликт, депрессию, суицидальное поведение.
Индивидуальный подход и коррекция в учебной и внеурочной деятельности: Необходимо установление доверительного контакта с подростком, вежливое, тактичное взаимоотношение с ним. Необходимо создавать условия для самореализации в интересных для подростка видах деятельности. При возникновении проблем – их анализ в спокойной, доверительной атмосфере. Недопустима резкая категоричная критика. Необходима защита подростка от грубостей, унижений, безосновательных подозрений.
В учебной деятельности создавать атмосферу взаимоуважения и тактичного общения на уроке. Во время опроса не ставит вопрос внезапно, необходимо отдавать предпочтение ответам с места или индивидуальным письменным заданиям. Неприемлемы соревнования, сравнения с другими детьми. При оценке результативности учебной деятельности спокойно комментировать общий результат, акцентировать успех. В случае неудачи – обязательное индивидуальное обсуждение.
Поручения можно давать разнообразные, но лучше, если они соответствуют интересам и увлечениям подростка. Поддерживая позитивные черты, нужно воспитывать терпимость к себе и другим. Уверенность в высоких морально-этических волевых качествах. Обучать строить взаимоотношения с одноклассниками, учитывая особенности личности, умению преодолевать свою застенчивость, умению прощать людям некоторые недостатки. При воспитании поощрять доверие к другим, обращение за помощью, организовывать успех, при необходимости использовать переубеждение, уважение, заботу.
3.2. Психотипы личности и акцентуации характера
Знание психотипов личности крайне важно для практики делового общения, поскольку позволяет не только безошибочно разбираться в людях, вырабатывать умение видеть в них как положительные, так и отрицательные черты характера, но и подсказывать, как правильно строить свои отношения с ними, и, тем самым, эффективнее взаимодействовать с партнерами по деловому общению.
Критерии психопатии
Почти все психологи подчеркивали, что характер может быть более ли менее выраженным. Русский психиатр П.Б. Ганнушкин (1875—1933), ставя вопрос о так называемом нормальном характере, в работе «Психиатрия, ее задачи, объем и преподавание», писал о том, что когда говорят о «нормальной личности», «нормальном характере», как бы забывают о том, что соединение таких понятий, как, «личность», «характер», с одной стороны, и «норма» или «средняя величина» — с другой, есть соединение двух по сущности совершенно не совместимых друг с другом понятий. Слова «личность», «характер» подчеркивают индивидуальное в противоположность норме, середине:
когда говорят о наличии у кого-либо того или другого определенного характера, то тем самым, конечно, указывают на известную однобокость его психической организации, наличие в сфере его психики известной дисгармонии .
Он отмечал, что если бы мы имели под наблюдением человека с идеально-нормальной психикой, то вряд ли можно было бы говорить о наличии у него того или иного «характера».
Поясним основные понятия.
Интенсивность проявления характера выражается понятиями «норма», «акцентуация», «патология» или «психопатия».
Нормальный характер — это характер без ярко выраженных личностных черт.
Акцентуация — яркое выражение личностных черт характера. Акцентуация характера рассматривается как крайний вариант нормы.
Ганнушкин П.Б. О так называемом нормальном характере // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1997. С. 495.
76
Патология èëè психопатия — болезненное проявление тех или иных черт характера, мешающее личности адаптироваться в обществе.
Различие между патологическими и нормальными характерами, включая акцентуации, очень важно, поскольку норма и акцентуация характера подлежат ведению психологии, а патология — психиатрии (рис. 3.4).
Ðèñ. 3.4. Степень выраженности характера
Патология характера определяется на основе критериев психопатий Ганнушкина — Кербикова:
(1)относительная стабильность во времени — выражается в отсутствии изменения характера в течение жизни, что можно проиллюстрировать поговоркой «Каков в колыбельке, таков
èв могилке»;
(2)тотальность проявлений характера — при психопатиях одни
èте же черты характера обнаруживаются в любых обстоятельствах. Если же человек дома — один, а на людях — другой, то он не психопат;
(3)социальная дезадаптация — выражается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности.
Классификация акцентуированных характеров
За последние годы в практической психологии, в основном благодаря усилиям К. Леонгарда (Берлинский университет им. Гумбольдта), А.И. Личко (Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева) и А.П. Егидеса (Государственная академия управления), сформировались представления о психотипах личности, выражающихся через акцентуации характеров, и разработаны соответствующие им типологии. Были замечены некоторые устой- чивые сочетания характерологических черт, причем оказалось, что таких сочетаний не бесконечное количество, а около десятка.
Классификации акцентуированных характеров, разработанные немецким психологом К. Леонгардом и отечественным психологом А.Е. Личко, достаточно близки. Они исходят из того,
77
что акцентуация характера — это в сущности те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. В отличие от средних нормальных людей, для которых маловероятен яркий жизненный путь, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально-положительных достижений, так и социальных падений. Некоторые акцентуированные личности предстают перед нами в отрицательном свете, так как жизненные обстоятельства им не благоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людьми.
Типология А.П. Егидеса Наиболее продуктивной для практики делового общения является типология, разработанная А.П. Егидесом, базирующаяся на идеях Ганнушкина. В отличие от классификации П.Б. Ганнушкина, который анализировал психопатические типы, и классификаций К. Леонгарда и А.Е. Личко, рассматривавших акцентуации, тяготеющие к психопатическим отклонениям от норм, в ней представлены психотипы личности в норме. Но, поскольку все начиналось с психиатрии, то в классификации психологических типов личности Егидеса сохранены исторические названия психотипов: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид, психастеноид, сензитив, гипотим, конформный, циклоид.
Типология Егидеса изложена автором в работах «Как научиться разбираться в людях» (1991), «Лабиринты общения» (2002), «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок лич- ности» (2002). Отметим достоинства этой типологии:
(1)освоить типологию и успешно применять ее в процессе общения сможет и человек без специального психологического образования;
(2)для определения психотипа личности не требуется психологи- ческого тестирования, достаточно наблюдений за его внешностью и ее оформлением, пластикой движений, поведением;
(3)содержит рекомендации по психотехнике общения с различ- ными психотипами;
(4)позволяет определить свой психотип с его сильными и слабыми сторонами и подкорректировать отрицательные черты характера.
Психотип личности объединяет в себе психопатию, акцен-
туацию и рисунок личности. Поясним еще раз эти термины. Психопатия — это психопатический психотип: акцентуация — психотип с ярко выраженными чертами характера как крайний вариант нормы: рисунок личности — психотип в норме.
78
Далее мы будем обсуждать все психотипы в рамках рисунка личности, то есть явной нормы. Акцентуации представляют собой углубление рисунка личности в результате воспитания и условий развития.
Выделим основы классификации психотипов личности А.П. Егидеса. Психотип личности выделяется на основе доминирующих характеристик, которым подчиняются все проявления характера в его отношении к себе, людям, труду. Такими доминирующими характеристиками являются:
(1)паранойяльный психотип — необычайная целеустремленность, высокий энергетизм и агрессивность;
(2)эпилептоид — любовь к порядку, организованность, энергетизм и агрессивность;
(3)истероид — тотальная демонстративность и эгоизм;
(4)гипертим — повышенное настроение, жажда деятельности, неорганизованность;
(5)шизоид — интровертированность, интенсивная работа мысли, склонность к теоретизированию;
(6)психастеноид — неуверенность и нерешительность;
(7)сензитив — повышенная чувствительность, тревожность и мнительность;
(8)ипотим — слабая энергичность и постоянно пониженный фон настроения;
(9)конформный — зависимость от окружения;
(10)циклоид — смена двух противоположных состояний — ги-
пертимного и гипотимного.
Еще одно основание классификации психотипов — выделение уровня энергетизма, который может быть высоким или низким. Энергетизм проявляется прежде всего через работоспособность (в физике энергия — это способность тела совершать работу), доминантность (способность оказывать влияние на других), конфликтность (участие в конфликте требует, как известно, затрат энергии) и агрессивность.
Психотипы можно подразделить на высокоэнергетичные, агрессивные (нападающие) и низкоэнергетичные, дефензивные (защищающиеся).
Агрессивность поведения проявляется в том, что человек настроен на борьбу, он считает, что все время должен самоутверждаться. Как правило, мало с чем считается, пытается одержать верх, не обращая внимания на потери, а если сталкивается с другим агрессивным, то начинается борьба.
И все же агрессивность нельзя рассматривать в чисто отрицательном плане. Умение настоять на своем, реализовать цели,
79
Особенности акцентуации гипертимного типа характера (личности) – Здоровое питание рядом со мной
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта! Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой гипертимный тип личности. Узнаем его основные черты характера, а также ресурсы и ограничения.
Основная характеристика
Эта акцентуация характера самая жизнерадостная и оптимистичная среди остальных. Такие люди почти всегда в приподнятом настроении, они активны и легко справляются с трудностями, которые воспринимают как возможность стать сильнее и выносливее.
Обычно добиваются неплохих высот в карьере, так как буквально жаждут активности и проявляют инициативу, пробуя себя в разных профессиях или просто усложняя поставленные задачи.
Обычно они находятся в центре внимания, сложно не заметить человека, который умудряется делать одновременно сотню дел в течение дня, при этом умудряясь общаться со всеми, кто встанет у него на пути.
Кстати, отличные собеседники, умеющие увлечь разговором, развеселить. Они знают много шуток и обладают прекрасным чувством юмора.
Но не все так идеально, как кажется на первый взгляд. Гипертимический тип личности может нарушать правила, законы, этические нормы, так как не способен испытывать вину и раскаяние.
Совесть не развита, преобладает желание повеселиться, даже если последствия поступков окажутся трагическими. Он не хочет думать о плохом, поэтому готов идти на неоправданный риск.
Мышление ускоренное, поэтому импульсивны, болтливы. Чрезмерная веселость иногда утомляет близких, на которых ложится весь груз ответственности, игнорируемый гипертимами. Мысли прыгают, они не способны долго задерживаться на одной теме хотя бы потому, что им становится скучно.
Этот тип одинаково характеризуется в классификациях акцентуаций характера как по Леонгарду, так и по Личко. Яркие примеры: главный герой из фильма «Труффальдино из Бергамо», сумевший одновременно нанять слугу из двух человек, при этом еще и устроив свою личную жизнь. Или Джимм Керри, помимо того, что сам по себе гипертимная личность, еще и в полной мере раскрыл характеристики психотипа в фильмах «Маска» и «Эйс Вентура».
Детство
Дети шумные и озорные. За ними нужен глаз да глаз, так как они не стесняются и легко заводят знакомство со взрослыми, всего лишь желая перекинуться парой слов.
Школьники склонны прогуливать занятия, потому что посещают учебное заведение каждый день, потому что надо — не в состоянии.
Хотя им легко учиться, новая информация схватывается на лету. Вы знаете истории о студентах, которые начинают изучать материал за ночь до экзамена? Так вот, в то же время гипертимам удается пройти его отлично.
Подростки кажутся совершенно беззаботными и беспечными, несмотря на то, что в их возрасте у них уже должны быть хоть малейшие обязательства, обязанности. И хотя они почти всегда в хорошем настроении, они тоже способны чувствовать грусть, только стараются не показывать это окружающим.
Попытки взрослых приучить их к дисциплине или ограничить их волю заканчиваются серьезными конфликтами. Потому что, несмотря на веселье, они достаточно вспыльчивы.
Могут хамить, кричать, резко высказываться, но буквально через минуту успокаиваются. То есть не накапливают напряжение, не замалчивают обиды.
Не терпят одиночества, постоянно нуждаются в общении, хоть каком-то. В противном случае энергия, которую они не выпускают наружу, начинает разрушать их здоровье и толкает на необдуманные поступки.
Например, они неразборчивы в отношениях. Установить контакт с неизвестным на темной улице для человека с такой акцентуацией характера совершенно не проблема. Он даже не задумывается о том, что такое знакомство может быть для него опасным.
Жажда приключений, общения часто приводит к тому, что такой подросток оказывается среди людей, ведущих асоциальный образ жизни. А это значит, что с ранних лет он пробует алкоголь, сигареты, наркотики.
Правда, такое развлечение редко перерастает в зависимость. Опять же, потому что ему интересно познавать мир, поэтому он не задерживается надолго только в одной группе или компании.
Профессиональная деятельность
Несмотря на активную жизненную позицию и успехи, которых гипертим достигает благодаря неуемному желанию действовать и развиваться, он все же рискует оказаться в сложной ситуации, например, доведя свой бизнес до банкротства.
А все потому, что он редко доводит дело до конца. Обычно он теряет интерес в середине пути, и тогда уже ничто не может заставить его работать над поставленной ранее задачей.
Поэтому карьерные достижения — это не результат его тяжелой и кропотливой работы, а то, что он получает из-за своей рискованности. Это значит, что он способен поставить на кон все, рискуя остаться на улице в случае проигрыша. Но, выиграв, ему нереально повезет.
Он не может всю жизнь посвятить одной профессии, да еще и одному месту. Изучив одну область, он теряет к ней интерес и тут же переключается на совершенно противоположную отрасль, решив попробовать себя в новом деле. И, что самое удивительное, ему удается добиться желаемого результата.
Отношения
К семейной жизни мало приспособлены лица с гипертимной акцентуацией характера. Чувства вспыхивают моментально, через пару дней понимают, что влюбились и планируют свадьбу, но в один момент резко остывают и переключаются на другого человека. Также ощущение, что любили его всем сердцем.
Жизнь их утомляет, поэтому, заскучав, они будут искать развлечение, отдушину. В общем, чтобы удержать партнера в семье, нужно уметь плести интриги, чтобы заинтересовать его оставаться рядом.
Низкий уровень ответственности приводит к тому, что они вполне могут забыть забрать ребенка из школы или детского сада. Или, зайдя в продуктовый магазин, и встретив знакомого человека, они будут теряться с ним на несколько дней, не думая о том, что семья не понимает, что произошло.
Так вот, с ними хоть и нестабильно, но весело. Отношения дарят массу положительных эмоций, каждая встреча – праздник. Ухаживают красиво, в голове масса идей, как сделать банальное свидание необычным, да так, что голова идет кругом от переизбытка чувств.
Они хорошие друзья, так как придут на помощь, не задумываясь ни секунды. Даже если им звонят среди ночи и просят приехать в другую точку города.
В доме обычно полно гостей, которых они готовы принять в любое время суток. Это часто приводит к конфликтам с партнером в семье. Не всех устраивает тот факт, что в его дом приходят совершенно незнакомые люди и иногда остаются на неограниченное количество времени, живя словно в общаге.
Если их обидеть, они зла не скроют. Они просто выскажут то, что им не понравилось, и продолжат общение как ни в чем не бывало.
Легкие на подъем, стоит только рассказать о какой-нибудь поездке, как они уже соберут чемоданы и позовут друзей в компанию.
Рекомендации
- Дайте ребенку возможность высвободить энергию. Если различные кружки утомляют других детей, то, наоборот, дадут силы и мотивацию для развития. Да и хлопот он наделает меньше, если будет увлечен спортом и творчеством.
- Доверьте ему организационные вопросы, например, пусть снимет видео поздравление кого-то из членов семьи, когда все, кто его знает, говорят теплые пожелания в честь дня рождения. В общем, не стоит заставлять его делать то, что ему не нравится, а именно заниматься кропотливой работой. Создайте ему условия, в которых он, наоборот, сможет реализовать свой потенциал.
- Если у вас есть этот персонаж, обязательно занимайтесь спортом, медитируйте, плавайте, бегайте. Важно не только реализовать накопленную энергию, но и научиться расслабляться.
- Заведите блокнот, в который будете записывать свои идеи, планы и накопленные чувства. Необходимо постепенно приучать себя к рефлексии, то есть заниматься самопознанием. Это повысит уровень самоконтроля, дисциплины.
Завершение
На сегодня все, дорогие читатели! Рекомендуем ознакомиться со всеми существующими типами акцентуаций характера, чтобы точно определить, к какому из них вы относитесь.
Да, и такая информация поможет наладить контакты с другими людьми, отличными от вас, что иногда является причиной непонимания и конфликтов.
Можно начать, например, с совершенно противоположной гипертимной акцентуации. Такие личности, наоборот, всегда подавлены и угрюмы, из-за чего часто «вываливаются» в депрессивное состояние.
Берегите себя и будьте счастливы!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт Журавина Алина
симптомы параноидного расстройства личности, описание поведения человека параноидного типа характера
Псих личности
- Что это за псих?
- Характеристики и симптомы параноидальной личности
- Классификация психозов
- Причины синдрома
- Методы терапии
- Как общаться с таким человеком?
Параноидальное расстройство личности, характеризующееся острым недоверием к другим. Люди с параноидным синдромом подозрительны, ревнивы, во всем видят подвох. Личные конфликты такой человек проецирует на других, простые действия людей кажутся ему направленными в его сторону, причем с негативной целью. Иногда такое восприятие действий других приводит к параноидальной агрессии.
Что это за псих?
Среди политиков много людей с параноидальным психотипом, ведь именно в этой сфере можно бороться с тем, что, по мнению этого человека, является злом. Как правило, именно параноидальные личности часто оказываются в ситуациях преследования. Их недоверие и подозрительность, кажется, притягивают неприятности.
Расстройство личности, возникающее в результате развития нарастающих симптомов паранойи , становится дефективной чертой характера, мешающей человеку нормально жить и общаться с окружающими. Он слишком эгоистичен, подозрителен, ему свойственна мстительность, все действия других людей кажутся ему враждебными. В связи с этим параноики часто оказываются инициаторами конфликтов; они слишком беспокоятся о любом обычном событии в своей жизни.
Чувство юмора не свойственно паранойе; она ценит людей только по отношению к себе и своим идеям. Он раздражителен, капризен, агрессивен, очень чувствителен к критике. По его словам, в любой неприятной ситуации виноват кто-то другой, но не он сам.
Характеристика и симптомы параноидальной личности
Основным признаком параноидного психотипа является необоснованная подозрительность. Параноик постоянно обвиняет возлюбленного в измене, сомневается в надежности и верности его друзей, подозревает в предательстве деловых партнеров.
Иногда больной видит галлюцинации, его ассоциации становятся рыхлыми, отдельные мысли блокируются, он во всем видит негативное и предвзятое отношение к себе. Среди параноидальных черт характера особенно ярко выражены мстительность, неудовлетворенность всем происходящим вокруг. Даже мелкие неприятности очень болезненно воспринимаются этим человеком. Все эти симптомы доставляют много проблем параноидальным родственникам, это выражается как в личных отношениях, так и в ведении общей жизни, а потому при появлении этих признаков рекомендуется обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту.
Параноидный тип характера относится к социопатической акцентуации. Отличительной чертой параноика также является повышенная конфликтность из-за упорного стремления к внедрению новшеств. Всех, кто не разделяет его взглядов, этот человек считает бесчестными и недоброжелательными. Характеризуется жесткостью поведения. Если предлагаемые параноиком проекты вызывают лишь безразличие или отказ их принять, он становится еще настойчивее в достижении своей цели. При описании параноидального типа личности специалисты часто называют сосредоточенность на поставленной задаче, низкую способность понимать других. Когда эти симптомы начинают устойчиво проявляться с течением времени, приобретают тотальный характер и вызывают серьезные трудности в социальной адаптации, то речь уже идет о параноидальной психопатии.
Классификация психозов
Наиболее распространенная классификация параноидных психозов , основанная на вариантах бреда.
- Бредовое величие. Человек видит в себе сверхспособности, сравнивает себя со знаменитостями, мифическими персонажами, книжными героями. Он приписывает свои легендарные открытия. Если бред величия развился на религиозном уровне, то больной создает собственный культ.
- Эротоманическая чепуха. Похоже на вышеописанный вариант, но в данном случае пациент видит себя любовным вдохновителем знаменитости. Обычно это платонические чувства без интимной составляющей. Объект привязанности может быть мало знаком больному.
- Соматический делирий.
- Бред погони. Самый распространенный вариант. Якобы за больным и его близкими постоянно кто-то следит, чтобы причинить вред их здоровью.
- Бред ревность. В этом случае пациент уверен, что его вторая половинка изменяет. И не обязательно он видит подвох в поведении партнера в настоящее время, заблуждения могут перекинуться в прошлое. Чаще всего этому типу бреда подвержены паранойи, которых беспокоил алкоголизм.
- Неуточненный вариант бредового расстройства. Данная ситуация может сочетать в себе сразу несколько типов.
Иногда глупости трудно отнести к какой-либо группе. Например, больной воображает себя оборотнем или представляет, что всех людей заменили их близнецы.
Причины синдрома
Трудно выделить какой-то один фактор, повлиявший на формирование параноидного расстройства личности, обычно причин этому несколько. Среди них принято выделять следующие теории.
- Генетические причины. Расстройство может быть связано с наследственными факторами, но этапы принятия параноидальных характеристик от родственника еще подробно не изучены.
- Условия жизни и образование. Параноидный синдром чаще наблюдается у лиц, воспитывавшихся в неблагополучных семьях или подвергавшихся серьезным воспитательным мероприятиям.
- Разочарование в других. Если человек стал жертвой обмана и насмешек, либо ему было нанесено умышленное оскорбление, у него сильно возрастает недоверие и подозрительность, что впоследствии приводит к психическому расстройству.
- Физические недуги Атеросклероз, поражение и сифилис головного мозга — все это может существенно повлиять на формирование параноидного психоза. Заболевания пищеварительного тракта, нейроэндокринные заболевания или даже соматические проблемы могут стать причиной проявления синдрома.
Методы терапии
Чтобы подавить симптомы паранойи и избавиться от болезни, необходимо выявить причину произошедшего и попытаться в ней разобраться. Ситуацию можно полностью исправить, если своевременно прибегнуть к лечению. Наиболее распространенными методами терапии являются:
применение лекарственных средств;- поведенческая терапия;
- когнитивная психотерапия;
- использование теории объектных отношений.
Если выбран медикаментозный метод терапии, то чаще всего используются антидепрессанты, витамины, нейролептики, снотворные, седативные средства. Однако все это должен назначать врач, самолечение может усугубить ситуацию.
Вы можете пройти курс психотерапии. Его выбор также должен основываться на рекомендациях специалиста. Механизм действия зависит от тяжести расстройства и выраженности симптомов; во время занятий врач может корректировать схему лечения.
Обычно после такого курса исчезают симптомы психоза, поведение становится менее агрессивным, больной начинает меньше проявлять неудовольствие. Этот метод направлен на самоосознание проблем пациента, врач учит пациента избегать конфликтных ситуаций.
Прогресс в терапии определяется степенью параноидального осознания того факта, что он не является центром мироздания, есть другие люди, которые имеют мнение, отличное от его взглядов и это необходимо учитывать. Выясняется, что больной недоволен в людях теми качествами, которые часто являются его собственными качествами и желаниями.
Если вовремя не начать терапию, то с возрастом параноидальные идеи станут еще более выраженными. Также не следует прерывать лечение, если оно кажется неэффективным: часто процесс терапии проходит в течение долгих месяцев и даже лет, но обращение к высококвалифицированному специалисту дает стойкий результат в виде уменьшения симптомов расстройства.
Как общаться с таким человеком?
Если есть необходимость в общении с человеком , который имеет параноидальный тип личности, воспользуйтесь следующими советами.
- Рекомендуется избегать параноидальных аргументов. Поднять его с земли невозможно. Пусть он почувствует себя победителем.
- Будьте с ним вежливы, соблюдайте общепринятые правила поведения.
- Не критикуйте параноиков. Особенно это касается его взглядов на самого себя.
- Не говорите плохо о параноике за спиной, он способен узнать об этом и прийти в ярость.
Это общие правила общения в любой ситуации, но все зависит от обстоятельств. Если начальник параноик, то выхода два: уйти с работы или служить ему верой и правдой. Если возник конфликт с параноиком-сотрудником, то в первую очередь рекомендуется проконсультироваться с юристом. Когда родственник становится параноиком, необходимо обратиться к психиатру.
В компании человека с параноидальным расстройством личности наблюдается несколько других видов поведения. Как уже отмечалось, переубедить его в собственной позиции невозможно, но можно попробовать вступить в спор с применением хитрых уловок. Например, вы можете встать на его сторону и доказать действенность его собственных взглядов. Параноик, для которого проигрыш в споре равносилен смерти, снова начнет приводить доводы, но уже против своей точки зрения, бессознательно соглашаясь с первоначальным мнением оппонента.