Акцентуация личности леонгард: Акцентуации характера по Леонгарду

системы Леонгарда и Личко, причины и факторы формирования акцентуаций

Понятие «акцентуация личности» было предложено немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 году. Само слово «акцентуация» означает ударение, концентрация на чём-либо.

Леонгард рассматривал типы характера и отдельные его черты. Впоследствии он установил вероятное непропорциональное развитие тех или иных черт характера человека, которые могут проявляться под влиянием всевозможных факторов жизнедеятельности. Формирование характера с включением акцентуаций располагается на границе между нормой и психопатией. Но акцентуация не относится к психическому заболеванию, так как имеет серьёзное отличие от последнего.

  • Причины возникновения
  • Классификации
    • Примеры акцентуаций
  • Факторы формирования
  • Лечение

Термин «акцентуация характера» был введён позднее советским психиатром Андреем Личко. Он стал продолжателем этой теории. Его труд основывался на работах К. Леонгарда и П. Б. Ганнушкина. По его мнению, рассматривать данное явление будет наиболее точно относительно характера, а не личности. Всё это привело к созданию собственной концепции по изучению данной проблемы.

На сегодняшний день вопрос, что такое акцентуация, раскрыт не полностью и требует дальнейшего изучения. До сих пор существуют трудности с выявлением акцентуированных личностей. Психологи утверждают, что проще определять таких людей в обществе, в непосредственном участии в нём, потому что проявление акцентуации в таком случае наиболее заметно.

Причины возникновения

Чаще всего это явление образуется в пубертатный период, когда начинает формироваться личность. У человека в это время складывается определённое мировоззрение, восприятие текущих процессов.

Выраженность поведения, отклоняющегося от нормы, может быть как латентной, так и явной. Латентная форма считается стандартной, т. е. весьма распространённой. Явная форма имеет большую динамику прогрессирования. В процессе жизнедеятельности эти разновидности акцентуации могут переходить одна в другую в зависимости от различных обстоятельств. Разность между этими двумя видами заключается в характере восприятия раздражителей.

Когда явная форма находится на грани с психопатией и нормой и представляет собой риск для нормальной жизни личности, латентная форма проявляется лишь в случаях давления на психическую составляющую, то есть, соответствует простой вариации нормы.

Классификации

Классификации К. Леонгарда и А. Личко признаны самыми понятными и объективными. Система Личко основывается на акцентуациях характера. Он выделил следующие типы:

  1. Гипертимный
    – повышенная возбудимость нервной системы, позитивность, нетерпение, желание непрерывного действия;
  2. Циклоидный – чередование гипертимности с субдепрессивностью;
  3. Лабильный – частая смена настроения зачастую без повода. Такие люди крайне эмоциональны;
  4. Астено-невротический – характеризуется нервозностью, быстрой утомляемостью, капризностью;
  5. Сенситивный – чрезмерная стеснительность, острая впечатлительность и заниженная самооценка. Таких людей привлекает сфера искусства;
  6. Шизоидный – замкнутость, предпочтение одиночества;
  7. Эпилептоидный – авторитарность, порой приступы гнева, раздражительность, агрессия;
  8. Комфортный – индивид старается не выделяться, быть как все. Ему лучше приспособиться к авторитарной личности, нежели самому что-либо решать;
  9. Истероидный – эта категория любит всегда быть в центре внимания;
  10. Неустойчивый – неопределённость, незаинтересованность в будущем;
  11. Психастенический – постоянный самоанализ; длительные умозаключения перед тем, как принять решение; боязнь ответственности.

Система Леонгарда более относится к личности. В ней он рассматривает поведение человека применительно к обществу.

Примеры акцентуаций

Наглядные примеры наблюдаются в различных произведениях: книгах, мультфильмах, кино и т. п. Например, Маша из мультфильма «Маша и медведь» — гипертимный тип. Такое поведение свойственно детям, но не всем. А если взять Карлсона. Этот персонаж занимается самолюбованием. Похоже на истероидный тип. Только он не стремился быть в центре внимания у всех, а только у мальчика.

Факторы формирования

Личность, как правило, может акцентуировать благодаря совокупности нескольких факторов. Также это может происходить и из-за наследственности. Рассмотрим следующие причины:

  1. постоянное социальное окружение. Любой ребёнок посредством наблюдения приобретает какие-либо привычки. Именно из-за окружения постепенно складывается характер;
  2. искажающее или деформирующее воспитание. Недостаточно активное общение с ребёнком, эмоциональная пустота;
  3. отсутствие возможности самореализации, препятствие ей;
  4. комплекс неполноценности. Заниженная или завышенная самооценка. Искажённое субъективное представление личности своей действительной значимости;
  5. склонность акцентуировать по причине видимых физических отклонений здоровья;
  6. профессиональная деятельность. В этом случае задействованы профессии гуманитарного типа такие, как писатели, актёры, педагоги и т. п.

Акцентуации характера имеют распространённую форму смешанного типа, но встречаются и выраженные единицы. Смешанный тип – это неопределённая, колеблющаяся разновидность.

Колебание черт характера более характерно подростковому периоду. Около 80% подростков подвержены ей. Но, несмотря на то, что акцентуировать ребёнок может временно, всё-таки психологи рекомендуют выявлять подобные случаи и прибегать к коррекции характера. Потому что существует опасность развития прогрессирующей формы в зрелом возрасте.

Лечение

В отдельных случаях подверженная личность нуждается в лечении. Утверждают, что при повреждении черепно-мозговой структуры может усилится состояние акцентуированных черт характера. Не имея отношения к патологическому отклонению от нормы, акцентуация всё же может спровоцировать неадекватное поведение в обществе.

Лечение предполагает прохождение специальных тестов по выявлению явных и скрытых отклонений.

Корректирование личности обычно проводится посредством психотерапии, но при острых акцентуациях возможно назначение медикаментозной терапии.

Акцентуированные черты личности (по К. Леонгарду)


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Акцентуированные черты личности (по К. Леонгарду)

Введение

Карл Леонгард — выдающийся немецкий психиатр, известный своим подходом к диагностике и дифференциации самого распространенного психического заболевания — шизофрении. Он был продолжателем воззрений К. Клейста, который считал, что, как и при неврологических заболеваниях, психические расстройства следует объяснять патологическими процессами, имеющими свою локализацию в головном мозге, а сама природа шизофрении заключается в наследственной дегенерации. Но, тем не менее, в истории психиатрии и психологии Леонгард остается как автор концепции об акцентуированных личностях.

Концепция акцентуированных личностей, излагаемая в данном труде, основана на монографии «Нормальные и патологические личности», написанная и изданная в 1964 г. (VEB. Издательство «Volk und Gesundheit»). Из этой монографии много заимствовано. Во второе издание было внесено много поправок и дополнений, и в марте 1975 года в Берлине книга бала завершена и отдана в печать. Однако издается она в США издательством «Donald Press», New-York, в 1976 году.

Несколько слов о структуре книги. Она состоит из введения и двух частей.

Введение очень короткое, после него начинается весьма важный раздел, который интересен для профессионалов — психиаторов, «Методы диагностики личности». Он написан таким понятным, конкретным языком, что доступен не только профессионалу.

В первой части монографии дан психологический и клинический анализ различных ацентуированных личностей, т.е. людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием.

Вторая часть является как бы иллюстрацией к первой, т.е. в ней проводится характерологический анализ героев классических произведений мировой литературы свыше тридцати писателей: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Сервантеса, Бальзак, Гете, Стендаля и других. В предисловии к своей работе автор объясняет свое стремлении не быть «голословным ученым, а конкретно подтверждать теоретические рассуждения наглядными примерами, взятыми из жизни или из книг великих писателей — психологов».

Данный труд посвящен личностям не патологическим, а нормальным, хотя и акцентуированным. Если изображение их порой так ярко и выразительно, что создается впечатление патологичности описываемых людей, то это связано лишь с намерением того или иного автора как можно более резко подчеркнуть анализируемые личностные черты. Именно поэтому Леонгард ссылается на Достоевского и Толстого, объясняя, что у Достоевского с исключительной силой показаны различия в поведении разных людей. Акцентуированные личности, представляющие при деловом профессиональном описании не более чем научный интерес, благодаря Достоевскому делаются близкими нам, мы воспринимаем их более непосредственно, зримо. Некоторым критикам персонажи Достоевского представлялись патологическими. Однако, как утверждает автор, это мнение основано на недоразумении: именно в силу того, что Достоевский изображал психологию и поступки людей столь образно, столь захватывающе, им и приписывался патологический характер.

На самом же деле поведение всех героев есть поведение людей совершенно нормальных.

Все описано живым литературным языком, а термины очень подробно разъяснены, что делают неуместным публикование специального глоссария.

В настоящей работе Леонгард не дает определения введенному им термину «акцентуация», более того, он считает акцентуацию характеристикой темперамента, однако на этом стоит остановиться.

Акцентуация — это чрезмерное заострение отдельных черт личности.

Если у нормальной личности все жизненные трудности связаны с трудностями внешней ситуации, а не с самой собой, то при скрытой особенности, связанные с задатками или способностями, корригируются правильным воспитанием. И в общении признаков акцентуации не выявляется, но сама личность испытывает определенные трудности. Когда компенсаторные механизмы начинают сдавать, то признаки акцентуации могут выйти наружу. При неявной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых случаях, когда личность столкнется с препятствием. Если жизнь акцентуированной личности сложится неблагополучно, то может произойти полная деформация личности, трудно отличимая от психопатии.

Рассмотрим более подробно содержание книги, столь выдающейся в мире науки.

Акцентуированные черты личности

В настоящей книге рассматриваются различные черты характера и темперамента, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта.

Демонстративные личности

Сущность демонстративного или истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Смысл процесса вытеснения убедительно иллюстрируется в отрывке из Ницше («По ту сторону добра и зла»).

«Я сделал это — говорит мне память,

Я не мог этого сделать — говорит мне гордость,

остающаяся в этом споре неумолимой.

И вот приходит момент, когда память, наконец, отступает».

По сути, каждый из нас обладает способностью поступать подобным образом с неприятными фактами. Однако это вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит очень далеко: они могут совсем «забыть» о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут.
Педантичные личности

У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то педанты «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Педант не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия. Таким образом, необдуманности истериков противопоставляется нерешительность педантов. Разумеется, решения, с которыми связаны колебания педантичного субъекта, должны быть в какой-то мере важны для него. То, что для человека не имеет серьезного значения, сознание вытесняет без всякого труда, для этого не нужно принимать особого решения даже педанту.

Застревающие личности

Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.

Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям «дать волю»: гнев у разгневанного человека гаснет, если можно наказать того, кто рассердил или обидел его; страх у боязливого проходит, если устранить источник страха. В тех случаях, когда адекватная реакция почему — либо не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то в норме аффект через некоторое время проходит. Даже если разгневанный человек не смог отреагировать на неприятную ситуацию ни словом, ни делом, то тем не менее не исключено, что уже на следующий день он не ощутит сильного раздражения против обидчика; боязливый человек, которому не удалось уйти от внушающей страх ситуации, все же чувствует себя через некоторое время освобожденным от страха. У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождающие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активируют.

Возбудимые личности

Весьма интересна личность с недостаточной управляемостью характера. Это проявляется в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание.

Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздражительности, открыто заявляют о своих требованиях или даже со злостью удаляются. В результате такие личности по самому пустячному поводу вступают с начальством и с сотрудниками, грубят, агрессивно швыряют прочь работу, подают заявление об увольнении, не отдавая себе отчета в возможных последствиях. Причины недовольства могут оказаться самыми разными: то им не нравится, как в данном предприятии с нами обращаются, то зарплата маленькая, то рабочий процесс не устраивает. Лишь в редких случаях речь идет о тяжести самого труда, ибо возбудимые личности, как правило, имеют склонность к занятиям физическим трудом и могут похвастаться тут более высокими, чем у других людей, показателями. Раздражает их чаще всего не столько напряженный труд, сколько организационные моменты. В результате систематических трений наблюдается частая перемена места работы.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходит к «делам», т.е. к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых людей опережает слова, так как такие люди вообще не очень склонны обмениваться мнениями. Ведь обмен мнениями равнозначен обмену мыслями, а уровень мышления таких людей довольно низок. И все же не скажешь, что поступки и действия этих импульсивных людей опрометчивы, скорее наоборот, их досада подспудно растет, постепенно усиливается и ищет выхода, разрядки.

Гипертимные личности
Гипертимные натуры смотрят на жизнь всегда оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им не трудно живется на свете. Приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей. Гипертимическая акцентуация личности не всегда чревата отрицательными последствиями, она может благотворно влиять на весь уклад жизни человека. Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает их на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимные личности являются блестящими собеседниками, постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают.

Однако если данный темперамент выражен слишком ярко, положительный прогноз снимается. Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди, шутя, проходят мимо событий, к которым следовало бы относиться серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Чрезмерная веселость может переходить в раздражительность.

Дистимические личности
Дистимический темперамент представляет собой противоположность гипертимному. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз.

Серьезная настроенность выдвигает на первый план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом. Серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции. Отрицательное проявление — пассивность в действиях и замедленное мышление в тех случаях, когда они выходят за пределы нормы.


Аффективно — лабильный тип личности
Аффективно — лабильные, или циклотимические, личности — это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступают то один, то другой из полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но и сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной горделивостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.

Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда достаточно бывает неуловимого поворота в общем, настроении. Если собирается веселое общество, то аффективно — лабильные личности могут оказаться в центре внимания, быть «заводилами», увеселять всех собравшихся. В серьезном, строгом окружении они могут оказаться самыми замкнутыми и молчаливыми.

Аффективно — экзальтированный темперамент
Аффективно — экзальтированный темперамент можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.

Аффективно — экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски» у них один шаг. Экзальтация мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций — крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощутит болезненнее, чем сам пострадавший. Даже при незначительном страхе у экзальтированной личности сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот).

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры — художники, поэты.

Тревожные (боязливые) личности
Такие люди отличаются робостью, неуверенностью в себе, присутствует компонент покорности, униженности. Возможна сверхкомпенсация в виде самоуверенного или даже дерзкого поведения, однако неестественность его сразу бросается в глаза. Боязливая робость может иногда перейти в доверчивость, в которой сквозит просьба: «Будьте со мной дружелюбны». Временами к робости присоединяется пугливость.

Эмотивные личности
Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно таких людей называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных.

В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко их затрагивают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливо выражает их мимика. Особенно характерна для них слезливость: они плачут, рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной повести. Так же легко у них появляются слезы радости, растроганности. Эмотивным детям нередко нельзя читать сказки, так как при печальных поворотах сюжета они сразу же начинают плакать. Даже мужчины часто не могут удержаться от слез, в чем признаются с немалым смущением.

Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие и вызывают депрессию. Человек эмотивного склада не может «заразиться» весельем в веселом обществе, не может беспричинно сделаться ни смешливым, ни счастливым.

* * *
Особый интерес представляет глава «Сочетание акцентуированных черт характера и темперамента». Автор не ставит перед собой цель показать все возможные сочетания черт характера и темперамента, однако указывает, что их сочетание весьма расширит границы понимания личности.

Можно было бы предположить, что демонстративная личность, склонная к притворству окажется особенно выраженной в сочетании с гипертимностью. Но это допущение справедливо лишь в отношении детского возраста, когда действительно, нередко при такой комбинации жажда активности влечет за собой целый ряд нечестных поступков. У взрослых наоборот, гипертимность нередко ослабляет аморальные проявления. Хитрость, неискренность, притворство не вяжутся с их жизненной установкой.

Сочетание демонстративных черт характера с гипертимической живостью темперамента способствует активации актерских данных в человеке.

Особый интерес представляет сочетание демонстративных и аффективно-лабильных черт, так как и те и другие связаны со склонностью к поэтической и художественной деятельностью. Демонстративные черты характера стимулируют фантазию, аффективно-лабильный темперамент порождает эмоциональную направленность, оказывает смягчающее воздействие на эгоизм истерического плана.

Педантический характер смягчается при сочетании с гипертимическим темпераментом, поскольку последний несколько поверхностен.

Не наблюдается простое суммирование при сочетании педантических и дистимических черт. Однако при этом сочетании специфика и тех и других усиливается, т.е. отклонение от нормы значительнее.

Педантичность и тревожный темперамент относятся к различным психическим плоскостям. Однако если оба вида акцентуации наблюдаются у одного человека, возможен суммирующий эффект. Это связано с тем, что одним из важнейших признаков является страх, особенно в детском возрасте.

Среди сочетаний застревающих черт характера со свойствами темперамента особенно важна застревающе-гипертимическая комбинация. Такие люди никогда не находят покоя, у них все время повышенное настроение.

Особым качеством обладает комбинация застревания и тревожности. Тревожность связана с принижением человеческого достоинства. Такие лица слабы, беспомощны. Застревающие личности не могут этого вынести, они всячески стараются вытеснить, задать их самолюбие очень легко. Так возникает сверхкомпенсация.

Переходя к возбудимым акцентуированным личностям важно, что при сочетании с другими темпераментами иного не возникает, однако возможны любопытные разновидности.

Далее в книге К. Леонгарда следует подробное художественное описание каждого темперамента и акцентуаций.

Заключение
Настоящая книга Карла Леонгарда представляет глубочайший интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей. В современной психологии пользуются модифицированной формой типов акцентуаций, предложенной советским психиатором А.Е.Личко. Не смотря на это, невозможно полно и точно использовать тот или иной метод или типологию не зная ее классических основ.

Иногда в отечественных источниках некорректно используется термин акцентуация, применяя его для подчеркивания заостренных черт личности. Конечно можно, сочетая данные виды акцентуаций, определить какой-либо новый, но тем самым мы усложним классификацию, сделаем ее менее лаконичной и доступной. В связи с этим хочу подчеркнуть, что более подробного описания типов темперамента и акцентуаций, чем в монографии Карла Леонгарда, нет и не может быть.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов
2016 -> Тесты-опросники Защищенность от влияния тестируемого Высокая Защиты нет
2016 -> Республики Беларусь
2016 -> Педагог-психолог Чекмарева М. В. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми
2016 -> Субъективный подход в психодиагностике
2016 -> Педагогическая целесообразность
2016 -> 1. Значение подвижных игр для дошкольников
2016 -> Программа по обществознанию на 2015 2016 учебный год. 7 класс
2016 -> Детские страхи


Скачать 122.99 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Застрявший тип личности по акцентуации теории Леонгарда – Здоровое питание рядом со мной

Рад приветствовать вас, дорогие читатели блога! Недавно я узнал о таком понятии, как застрявший тип личности. В этом вопросе мне помогла разобраться Алина Журавина. Она профессиональный психолог и гештальт-терапевт. Не буду долго говорить, давайте вместе изучать, что это такое.

Описание

Из самого названия нетрудно догадаться о главной особенности таких людей, то есть способности долго останавливаться на каком-то событии или ощущении. Его еще называют аффективно-застойным, а все потому, что зашкаливающие по своей интенсивности переживания обычно недолговечны, но не в этом случае. Мысли постоянно прокручиваются в голове, что дает новую волну чувств.

Чтобы было понятнее, приведу пример: если человека с другим типом характера разозлить и не дать возможности проявить эту злость, то какой бы сильной она ни была, на следующий день она обязательно перерастет в раздражение или обида, сожаление, возможно, печаль. Но застрявший человек, как только вспомнит эту ситуацию, снова почувствует ту же агрессию, как будто все только что произошло.

Поэтому, даже если вы случайно обидите такого человека, будьте уверены, что он обязательно отомстит, но особого облегчения не почувствует. Она не сможет отпустить и простить, поэтому до конца своих дней будет помнить этот случай. Этот тип акцентуации очень не любит несправедливости, только по отношению к себе, поэтому, если кто-то ущемляет его самолюбие или самолюбие, беды не избежать.

Его еще называют мстительным и обидчивым.

Потому что очень уязвим, несмотря на всю силу представленных аффектов. И если объективно рассмотреть какую-то ситуацию, любой другой человек не увидит причин таких реакций, но для аффективного человека они будут значимы. Он ненасытен в плане поощрения, похвалы, не испытывает чувства насыщения в этих темах.

Более других видов склонны к паранойе. Так как постоянный контроль поведения других людей по отношению к себе приводит к подозрительности, которая просто со временем грозит перерасти в психоз.

Застрявший тип также склонен к ревности, особенно в парах, где другой партнер предается флирту и флирту. В этом случае доверия к нему не будет, и все попытки доказать свою лояльность будут бесполезны.

Такие люди любят ясность, поэтому делят все на «белое» и «черное», «хорошее» и «плохое»… Из-за этого раздвоения им трудно приспособиться к любым изменениям. Правда, по их мнению, она может быть только с одной стороны, хотя на самом деле, если посмотреть на ситуацию, она может быть у каждого участника конфликта. Важно уметь слышать другого и находить компромисс, а не упорно доказывать свое.

Что делать?

Помогает глубокая работа над собой, осознание своих трудностей и коррекция типов реакций на любые раздражители. То есть важно научиться проверять свои фантазии и переживания реальностью, спрашивая у так называемого обидчика, с какой целью он совершил какой-то поступок, и действительно ли он планировал причинить вред, причинить ущерб.

По мнению Леонгарда, аффективно застрявший тип акцентуации характера способен добиться огромных успехов и реализовать свои цели хотя бы потому, что, поверив в свою идею, готов идти напролом, особенно если ему придется доказывать верность своей позиция. Поэтому в зависимости от преобладания либо честолюбия, либо подозрительности зависит, как будет устроена его жизнь. Ведь нередки случаи, когда на почве ревности и обиды такие люди совершали преступления, уничтожая своих «врагов».

На сегодня все, дорогие читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации. Береги себя!

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (УКРАИНСКАЯ ВЫБОРКА)

Ключевые слова

студентка
акцентуированная черта личности
стиль управления конфликтом
конфликтное поведение
акцентуированная черта влияние

Как цитировать

Дуткевич Т., Романова И. (2020). АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ КАК ФАКТОР СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ У СТУДЕНТОВ (НА ВЫБОРКЕ УКРАИНЫ). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ , 6 (1), 79–89. https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8

Abstract

Цель статьи – представить и обсудить результаты эмпирического исследования частоты, структуры акцентуированных черт студенток и их влияния на Их стили управления конфликтами. Исследование проводилось среди 104 студенток бакалавриата в возрасте 21-23 лет с марта 2019 года.по май 2019 г. Использовались опросник Шмишека и инструмент конфликтного режима Томаса-Килмана. В статье представлены противоречивые факты, подтверждающие и в то же время опровергающие существенные различия акцентуированных черт, характерных для студенток в Украине и в Российской Федерации. Таким образом, подтверждается необходимость диагностики акцентуированных признаков для каждой новой выборки с определенными возрастными, гендерными, политическими, социально-экономическими, социально-психологическими и другими особенностями. Семь из десяти акцентуированных черт (гипертимия, ригидность, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимия, возбужденность) помимо прочих факторов в той или иной степени влияют на стили управления конфликтами студенток. Наиболее сильно влияют гипертимия, ригидность и эмоциональность. Умеренное влияние оказывают педантичность, тревожность, циклотимия, возбуждение. Демонстративность, дистимия, экзальтация существенно не влияют. Ригидность, эмоциональность, педантичность и тревожность поддерживают некоторые стили управления конфликтами. Гипертимия, циклотимия, возбуждение создают преграду для определенных стилей. Выявлено четыре типа связи между акцентуированными чертами студенток и их стилями управления конфликтами. Это сильное притяжение (ригидность и соперничество, эмотивность и приспособляемость) и сильная блокировка (возбуждение и приспосабливаемость, демонстративность и избегание), умеренная притягательность (тревожность и соперничество, педантизм и соперничество, дистимия и избегание) и умеренная блокировка (гипертимия и избегание, циклотимия). и любезный).

 

https://doi.org/10.31108/1.2020.6.1.8

ПДФ 79-89

Рекомендации

Антониони, Д. (1998). Взаимосвязь между Большой пятеркой личностных факторов и стилями управления конфликтами (стр. 336-355). Международный журнал управления конфликтами. Т. 9. Вып.: 4.

Акискаль, Х. и Акискаль, К. (2005). Эпилог. Ренессанс древней концепции темперамента (с акцентом на аффективные темпераменты) (стр. 479-493). Май М., Акискал Х.С., Меззич Дж.Э., Окаша А., редакторы. Расстройства личности, Chichester, J. Wiley Sons.

Бадиев И.В. (2015). Типология акцентуаций характера у подростков (стр. 60-65). Вестник Бурятского государственного университета. № 5.

Бодткер А.М. и Джеймсон, Дж.К. (2001). Эмоции в формировании конфликта и его трансформации: приложение к управлению организационными конфликтами (стр. 259-275). Международный журнал управления конфликтами. 12 (3).

Брандес, М. и Бьенвеню, О.Дж. (2006). Расстройства личности и тревожные расстройства (стр. 263-269). Текущие отчеты психиатрии. Т. 8, вып. 4.

Кларк, Л.А., Уотсон, Д. и Минека, С. (1994). Темперамент, личность, настроение и тревожные расстройства (стр. 103-116). Журнал ненормальной психологии. Т. 103(1).

Десивиля Х.С. и Ягиль Д. (2005). Роль эмоций в управлении конфликтами: случай рабочих групп (стр. 55-69). Международный журнал управления конфликтами. 16 (1).

Дубчук Г.М. (2016). Акцентуации характера в контексте стрессоустойчивости личности. Технология развития интеллекта. Т.2. №2. Электронный ресурс: http://nbuv.gov.ua/UJRN/tri_2016_2_2_4 [на украинском языке].

Дудукало Н.А. (2014). Взаимосвязь акцентуаций личности и конфликтных стилей поведения у старшеклассников. Электронный ресурс: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652126//. [на русском].

Филоненко М.М. (2008). Психология общения (стр. 210-213). Руководство. Киев. Центр учебной литературы. [на украинском языке].

Hosier, S.G. & Cox, W.M. (2011). Личностно-мотивационные корреляты потребления алкоголя и проблем, связанных с алкоголем, среди студентов, злоупотребляющих алкоголем. Зависимое поведение, doi:10.1016/j.addbeh.2010.08.029.

Коваленко Е.А. (2007). Особенности коммуникативности при разных типах акцентуации характера: дис. кандидат наук. Москва. 181 [на русском языке].

Леонхард, К. (1989). Акцентированные личности. В.М.Блайхар, редактор. 2-е издание. Киев, Высшая школа, 375.

Лизеретти, Н.П., Коста, М.В. и Химено-Байон, А. (2014). Эмоциональный интеллект и личность при тревожных расстройствах. Успехи психиатрии. Идентификатор статьи 968359, 7 страниц, https://doi.org/10.1155/2014/968359.

МакГиган, Р.Дж. и Попп, Н. (2016). Интегральный конфликт: новая наука о конфликте. SUNY Press Государственный университет Нью-Йорка, Press Albany. 330.

Психодиагностический семинар (стр. 103-109). Музыка, О.О. и др. и др., составители (1999). Житомир. [на украинском языке].

Рада К. и Испас А. Т. (2016). Потребление алкоголя и акцентированные черты личности среди молодых людей в Румынии: перекрестное исследование. Лечение, профилактика и политика злоупотребления психоактивными веществами 11:36. DOI 10.1186/s13011-016-0080-3.

Рахим А.М., Магнер Н.Р. и Шапиро, Д.Л. (2000). Влияют ли представления о справедливости на стиль разрешения конфликтов с начальством? Какое именно восприятие справедливости? (стр. 9-31). Международный журнал управления конфликтами. № 11 (1).

Шембелева Х. (2002). О патопсихологических особенностях личности женщин, страдающих сифилисом (стр. 38-40). Дерматология и психосоматика. С. Каргер АГ. V. 3. N. 1.

Уведомление об авторских правах

Статьи в Psychological Journal лицензируются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License International CC-BY, которая позволяет другим делиться работой с признанием авторства работы и первоначальной публикации в этом журнале. Для получения более подробной информации перейдите по ссылке — https://creativecommons.

Добавить комментарий