Активность личности — Психологос
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Подходы к определению понятия активности личности
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).
Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур.
Активность и деятельность, соотнесение понятий
Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности».
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
- форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
- личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
- деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
- качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком.
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.
Активность личности и ее источники
Активность живых существ — один из основных и необходимых проявлений жизни внутренней силы влечений, направленной на удовлетворение потребностей организма. Но активность человека коренным образом отличается от активности животных.
У животных она является проявлением их инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека ведущими в активности являются сознательные и целенаправленные стремления.
Активность человека и формы ее проявления развились исторически и имеют социально направленный характер. В вопросе об источниках активности личности в психологии существовали разные точки зрения.
Впервые вопрос активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории отстаивали мнение, что источником активности человека являются инстинктивные влечения, данные ему от рождения, которые передаются по наследству.
Это — мир инстинктов, биологических и физиологических влечений, неосознаваемых импульсов, природа которых «неизвестна». Основой этого учения является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении 3. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно влияет на его жизнедеятельность.
Неофрейдисты отталкивались от главных постулатов 3. Фрейда о подсознательном вд, но ограничивали роль сексуальных влечений и вели поиск новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных влечений занимает стремление к власти, в результате чего личность осознает свою неполноценность (А. Адлер), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и переживает тягостные чувства одиночества (Э. Фромм) и т.п.
Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности являются ее органические и духовные потребности — в пище, одежде, знаниях, работе.
Человеческие потребности развиваются в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности ведет к развитию и воспроизведению новых потребностей, которые неизбежно порождаются разными сферами общественного бытия людей и их деятельностью.
Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем более богатыми и разнообразными являются потребности людей. Внутренними стремлениями к действию становятся мотивы, которые являются результатом осознают личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению.
Расширенными мотивами человеческой активности являются интересы. Интерес — это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимым объектам. Интересы возникают на почве потребностей, но не сводятся к ним.
Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью в объекте, со стремлением лучше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и благосклонности человека, в увлеченности определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и т.п.
Жесткими регуляторами поведения являются убеждения.
Убеждение — это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Основания убеждений — знания человека, являющиеся для него истинными, неопровержимыми, в чем он абсолютно убежден.
Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждения появляются там, где возникают страдания и муки совести, когда актуализируются принципы действий и поступков.
Силу убеждений в качестве мотива поведения можно сравнить с путами, которые человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждения могут проявляться в разных сферах жизни и деятельности и в зависимости от этого подразделяться па моральные, интеллектуальные, эстетические и др.
Убеждения становятся мощной движущей силой при условии, что действия, которые вызваны этими убеждениями, становятся привычными. К. Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления возрастает и предоставляет человеку возможность плодотворно применять драгоценную силу — силу сознательной воли, не тратя сознание и волю на борьбу с уже преодоленными трудностями.
Важным осознанным мотивом является идеал.
Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.
Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания. В роли мотивов личности могут выступать установки.
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность.
Установка может проявляться в стандартных суждениях, некритично усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предубежденности, в выделении из окружения того, что имеет важное жизненное значение.
Личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Установки могут быть положительными, если они основаны на доверии, симпатии, положительном общественном мнении, и негативными, когда они имеют характер предубежденности, необъективности.
Специфической формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое мнение группы.
В осознаваемых мотивах всегда проявляется цель деятельности личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, возникает в ее сознании как цель. Если личность действительно осознает свою жизненную цель и предусматривает реальное ее достижение, то раскрывается перспектива личности.
Перспектива делает действия человека уверенными, целенаправленными, наполняет их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или ее утрата могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройство планов, неверие, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность.
Состояние фрустрации может быть обусловлено завышенной самооценкой личности, когда она проявляет склонность выбирать в жизни весьма сложные, сверхсложные для нее цели, вследствие чего переживает неудачу. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые отвечают его возможностям, и успешно их реализует.
Самооценка может быть и заниженной. Сниженная самооценка обусловлена неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего он ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего снижается темп ее развития и могут закрепляться негативные черты.
Интегрированным показателем социальной ценности ориентации личности является ее направленность. Направленность личности — это система доминирующих целей и мотивов ее деятельности, которые определяют ее самоценность и общественное значение. Направленность вместе с мировоззрением являются высшим регулятором поведения и действий человека.
Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.
Самосознание — это осознание человеком себя самого и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Оно имеет много разных форм проявления. Одна из них связана с познавательной стороной психической деятельности и проявляется в самоощущении, самонаблюдении, самооценке, самоанализе.
Самосознание личностью изменений и процессов, которые в ней происходят, способствует глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоунижение, чувство собственного достоинства, надменность и др. В них отражается отношение человека к самому себе и к другим людям.
Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность, связаны с волевой стороной психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами ее жизни и деятельности.
Личность как общественное существо формируется в процессе обучения, воспитания, в работе и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль в ее становлении играют врожденные особенности. Внешние влияния действуют на личность через ее внутреннее состояние, врожденное, ранее приобретенное.
Поэтому, чтобы познать личность, ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, работы, особенности среды и взаимодействия с ней.
5 видов деятельности человека
географическая точкагеографическая точка
Блогер-фрилансер в Self-Employed
Опубликовано 5 апреля 2022 г.
+ Подписаться
Человеческая деятельность — это функции, задачи или работа, выполняемая людьми с течением времени для достижения определенных целей.
Всего существует пять видов человеческой деятельности, а именно первичная человеческая деятельность, вторичная человеческая деятельность, третичная человеческая деятельность, четвертичная человеческая деятельность и пятеричная человеческая деятельность.
Эти виды человеческой деятельности вместе с их примерами будут объяснены ниже один за другим.
Ниже приведены пять видов человеческой деятельности
Основная деятельность человека
это деятельность человека, связанная с добычей сырья непосредственно из земли.
Примерами основных видов деятельности являются сельское хозяйство, рыболовство, лесозаготовки и животноводство.
Вторичная деятельность человека
это деятельность человека, связанная с переработкой сырья в полезные продукты.
Эти виды деятельности включают переработку сырья в готовую продукцию и в основном осуществляются в городских районах.
они ускоряют развитие основных видов деятельности, поскольку они обеспечивают рынок для продуктов основных видов деятельности, таких как сельскохозяйственная продукция и минеральные руды
Примерами вторичных видов деятельности человека являются обработка стали и железа из железных руд и переработка кофе из кофейной массы .
Третичная деятельность человека
это деятельность человека, связанная с предоставлением услуг, необходимых обществу.
Примеры третичной деятельности включают
значение третичной деятельности включает
- обеспечение занятости, особенно в городах
- Стимулирует развитие других видов экономической деятельности, напр. производство товаров для продажи
- образование обеспечивает квалифицированную рабочую силу
- здравоохранение и социальные услуги способствуют повышению производительности и здоровья людей банки, предлагают важную финансовую поддержку предприятиям, например кредиты
- Электроснабжение обеспечивает электроэнергией все виды экономической деятельности/секторов и
- бытовые нужды
Четвертичная деятельность человека
это деятельность человека, связанная с предоставлением интеллектуальных услуг и информации.
включает Генерацию и обмен знаниями в области высоких технологий, т. е. медицинские исследования, разработка очков Google или дизайн веб-страниц
Примерами четвертичной деятельности являются консультационные услуги, исследования и библиотечная деятельность.
Квинарная человеческая деятельность
это деятельность, осуществляемая высшим руководством или должностными лицами в такой сфере, как правительство. его также называют деятельностью с золотым воротником
Они связаны с высшим уровнем принятия решений в обществе или экономике.
выгоды или важность деятельности человека
- деятельность человека, такая как сельское хозяйство, помогает обеспечить продовольствием, которое необходимо для человеческой деятельности
- деятельность человека помогает в расширении малых и больших городов и в развитии инфраструктуры, такой как автомобильные и железные дороги
- человек получают доход от различных видов деятельности и, следовательно, получают работу
- Деятельность человека, такая как здравоохранение и услуги тренажерного зала, помогает улучшить здоровье и повысить производительность труда людей
- Когда люди платят налоги с доходов, которые они получают от выполнения различных видов деятельности, государство получает доход
Деятельность человека — Европейское агентство по окружающей среде
19 Энергетика
Анализ деятельности, связанной с энергетикой, на трех этапах — производство первичной энергии, преобразование в производную энергию (электроэнергия и тепло) и конечного использования — в локальном и общеевропейском масштабах. Воздействие ископаемого топлива, атомной энергии и возобновляемых источников энергии на окружающую среду энергии кратко рассмотрены. Факторы, определяющие будущее использование энергии и представлены предполагаемые изменения.
- потребление энергии и ВВП не связаны после кризиса 1970-х
- Европа использует 41% для промышленности, 22% для транспорт и 37% для бытового и коммерческого секторов
- Небольшое улучшение было недавно сделано в энергоэффективность в Западной Европе
- использование энергии ответственно за загрязнение воздуха, подкисление, тропосферный озон, изменение климата и многие другие локальные воздействие на воду, почву и землю
20 Промышленность
Представляет обзор воздействия на окружающую среду общеевропейской промышленности, и подчеркивает различия между различными частями Европы. Значение промышленности в целом с точки зрения выбросов, производство отходов и использование природных ресурсов оценка производится по «экологическим показателям» определенных промышленные отрасли. Как изменилась деловая практика в Также учитываются ответы на экологические вызовы. Есть мало промышленных данных, которые могут быть непосредственно связаны с окружающей средой. влияние. Данные о производстве и потреблении энергии доступны из международных источники и национальные отчеты и отчеты о состоянии окружающей среды для конкретных отрасли.
- расход энергии на единицу продукции в химическая промышленность упала на 30% в период с 1980 по 1989 год
- химическая, целлюлозно-бумажная, цементная, стальная и отрасли цветной металлургии приводят к наиболее тяжелым экологическим воздействует
- 25 % SO2 и 14 % оксидов азота были выброшено промышленностью в 1990 г. (20 стран)
- наблюдается тенденция к сокращению всех выбросы промышленных предприятий
Производство электроэнергии по источникам по группам стран 1990 | |
21 Транспорт
Анализ воздействия транспорта на окружающую среду и дает обзор общеевропейской транспортной ситуации. региональные различия. Тенденции в транспортной деятельности и их изучаются последствия для окружающей среды, а также некоторые основные сил. Будущие перспективы транспортной Европы также оцениваются. основные используемые данные взяты из международных источников, особенно Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), Евростат и ЕЭК ООН. Для этого используются данные научной литературы. иллюстрирующий
- Количество частных автомобилей в Западной Европе удвоилось Европа с 1970 по 1990 год
- на транспорт приходится 25% связанных с энергетикой Выбросы CO2, при этом автомобильный транспорт составляет 80% всего
- общий выброс загрязняющих веществ увеличится в ближайшие несколько лет, хотя выбросы на транспортное средство будут уменьшено
- I и фрагментация из-за транспорта инфраструктура все больше влияет на землепользование
- за последние 20 лет только в ЕС, более более миллиона человек погибли в дорожно-транспортных происшествиях
22 Сельское хозяйство
Анализ тенденций в структуре сельского хозяйства и практики, которые развились для удовлетворения потребностей и указывают на связанное с этим потенциальное воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. Хотя на национальном уровне имеется множество данных, особенно в ] и странах ЕАСТ, большинство из которых связаны с производством, занятостью структура, использование удобрений и пестицидов, демография скота и размеры фермы; меньше изучают размер и вклад в воздействие на среда сельскохозяйственного производства и изменения в сельскохозяйственном системы.
Сельскохозяйственное производство и работники в избранные европейские страны | |
- На долю сельского хозяйства приходится 42% общеевропейского Площадь земельного участка. Фермы имеют тенденцию к увеличению в размерах в Западной Европе, в то время как значение сельского хозяйства в экономике снижается
- наблюдается постоянный рост производства и производительность труда
- сельское хозяйство приводит к загрязнению воды, упадку качества почвы, потери биоразнообразия и ландшафтных изменений, но это также жертва ухудшения состояния окружающей среды
23 Лесное хозяйство
Изучает состояние лесов Европы и то, как они используются. В главе резюмируется, как связанные виды деятельности и методы могут привести к воздействию на окружающую среду, и определяет основные движущие силы, влияющие на эти изменения Используемые данные включают традиционные инвентаризации лесов, а также качественную информацию о специфические воздействия на окружающую среду и недревесное производство лесного хозяйства.
- леса покрывают 33% территории Европы, 10% увеличиться за 30 лет, большая часть на юге и западе, а покрыть остается стабильным или снижается во многих восточных странах
- интродукция неаборигенных видов изменен состав лесов
- с 1965 года европейское производство древесины увеличился на 18% и потребление на 28%
Эволюция лесных массивов в Европе
(за исключением Российской Федерации)
24 Рыболовство и аквакультура
Рассматривает характер и важность воздействия рыбалки на окружающую среду, а также дает обзор общеевропейского ситуация с рыболовством и аквакультурой, с региональными различия. Эффективность существующей рыболовной политики оценивается. Основные источники данных взяты из международных организаций (ФАО и Евростат), а примеры взяты из экологические отчеты и научная литература.
Общий международный улов рыбы на Севере Море, 1903 — 1988
- рыбные запасы чрезмерно эксплуатируются на северо-востоке Атлантика и Средиземное море
- стационарные и дрифтерные сети оказывают влияние на морские животных, таких как дельфины, тюлени-монахи и, возможно, морские свиньи и морские птицы
- сточные воды аквакультуры вызывают появление воды загрязнение
- интродукция экзотических видов через аквакультура может конкурировать с местными видами или заменять их
25 Туризм и отдых
Представляет обзор общеевропейской ситуации в отношении туризма и отдыха и подчеркивает местные различия. Воздействие туризма и отдыха оценивается по шести ключевым параметрам: охраняемые территории; сельские районы; горы; прибрежная зона; города и объекты наследия; тематические парки и парки отдыха. Общие тенденции представлены с использованием данных Всемирной туристской организации, но поскольку статистика туризма неадекватно отражает давление туризма и отдых на природе, индивидуальный подход с использованием принимаются национальные или местные данные.
- Туризм является одним из важнейших социальных и экономической деятельности в ЕС
- его воздействие усугубляется концентрация туристической активности на коротких курортных сезонах и относительно небольшие площади
- воздействие катания на лыжах на окружающую среду значительным, особенно в Альпах, куда поступает 100 млн. туристов в год
- побережье Средиземного моря получило 157 млн. туристов в 1990 году
- городской туризм набирает обороты популярность
26 Домохозяйства
Рассматривает воздействие домохозяйств на окружающую среду в с точки зрения использования ресурсов и выбросов, оценивает основную движущую силу и оценивает возможные меры контроля. Данные о домохозяйствах непосредственно в окружающую среду недоступны.