Активный вид воображения это: 6.2. Виды воображения

Содержание

Виды воображения

Воображение имеет тесную связь со всеми другими познавательными процессами. Познавательная деятельность человека не может существовать без воображения. Оно способствует созданию программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

Воображение делится на несколько видов, основными из которых являются пассивный и активный вид. Эти виды также можно разделить. Пассивный вид включает произвольное воображение (грезы, мечтательность) и непроизвольное (состояние под гипнозом, сновидовая фантазия). 

Активное воображение представлено творческим, артистическим, критическим, воссоздающим и антиципирующим воображением. Названные виды воображения близки к эмпатии, которая выражается в понимании других людей, способности к сопереживанию и состраданию. 

Особенности активного вида воображения

Целью активного воображения является решение творческой или личностной задачи. Человек управляет элементами определенной информации в конкретной области, он перемещает их и соединяет в различные комбинации.

Стимулируя этот процесс, появляются объективные возможности, способствующие возникновению неповторяющихся новых связей между существующими в памяти человека и общества условиями. 

Активное воображение характеризуется низким уровнем мечтательности и «беспочвенной» фантазией. Этот вид воображения устремлен в будущее, он управляет временем, выступающим как определенная категория. В таком случае человек сохраняет чувство реальности, и учитывает временные связи и обстоятельства. 

Направленность активного воображения отличается тем, что человек заинтересован в среде, обществе, деятельности, а внутренние субъективные проблемы его почти не волнуют. Задача пробуждает и направляет воображение. Задачу определяют волевые усилия, и подчиняется она волевому контролю. 

Воссоздающее воображение

В активное воображение входит воссоздающий вид. В ходе его процесса создаются новые образы, представления у людей. Он конструируются под влиянием внешней стимуляции в форме слов, сообщений, условных изображений, схем, знаков.  
К продуктам воссоздающего воображения относятся новые образы, которые не воспринимались человеком до определенного момента.

Несмотря на эту особенность продуктов воссоздающего воображения, их основой выступает ранее пережитый опыт. 
Согласно словам русского педагога и писателя, К. Д. Ушинского, воображение нужно рассматривать как новую комбинацию, состоящую из пережитых впечатлений и прошлого опыта. Ученый считал, что воссоздающее воображение – продукт воздействия на мозг человека материального мира. Воссоздающее воображение является процессом, в котором прежние восприятия комбинируются и конструируются заново в новой комбинации.

Антиципирующее воображение

В основе очень важной и необходимой способности человека лежит антиципирующее воображение. Эта способность заключается в предвосхищении будущих событий, предвидении результатов своих действий. 

Обращаясь к этимологии слова «предвидеть», можно отметить, что оно имеет один корень со словом «видеть». Данный факт указывает на важность значения осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее, где основой выступают знания или предугадывания логики развития событий.

Эта способность позволяет человеку «внутренним взором» предугадать и спрогнозировать события, которые могут произойти с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. 

Немецкий психолог Ф. Лерш дназвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения». Данная функция вступает в зависимость от величины жизненной перспективы. В таком случае более молодой человек имеет яркую и большую ориентацию его воображения . Воображение пожилых и старых людей больше ориентировано на события прошлого. 

Творческое воображение

Основой творческой деятельности человека является творческое воображение. В ходе его процесса человек сам создает новые образы и идеи. Они представляют ценность для других людей или общества в целом. Их воплощение проявляется в оригинальных продуктах деятельности.  

Благодаря использованию различных приемов интеллектуальных операций. Могут быть созданы образы творческого воображения. Такие интеллектуальные операции в составе творческого воображения делятся на два типа. Первый тип интеллектуальных операций способствует формированию образов, второй тип представлен операциями, с помощью которых перерабатывается готовая продукция.

Интеллектуальные операции

Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию. 

Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.

Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация.

Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.

Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации. 
Ассоциация выступает как начало новых сочетаний, новых образов. Кроме указанных операций есть и другие, как, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение

Внутренние субъективные факторы подчиняют пассивное воображение. Пассивное воображение также подчинено желаниям, мыслимым в процессе фантазирования. Неосознанные потребности личности удовлетворяются в образах пассивного воображения. 

Для усиления и сохранения положительно окрашенных эмоций существуют образы и представления пассивного воображения. Они также вытесняют и редуцируют отрицательные эмоции и аффекты. 

Нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания осуществляется в процессе пассивного воображения. В этом и состоит главная отличительная черта пассивного воображения от реалистического мышления.

Последнее направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Представления, образы, элементы понятий и другая информация, полученная из опыта являются материалами пассивного и активного воображения.

Синтез реализуется в процессах воображения. Его осуществление происходит в различных формах:

  • агглютинация — соединение разнообразных повседневных качеств, частей, которые являются несоединимыми;
  • гиперболизация — изменение предмета в размерах, или его отдельных частей;
  • схематизация — черты сходства выступают четко, отдельные представления сливаются, различия сглаживаются;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Репродуктивное воображение в психологии

Способность к воображению, которой наделила человека природа, в определенном смысле позволила нам искажать существующие в сознании «текущие» формы восприятия реальности, и таким образом даже влиять на саму реальность, раскрывая в ней новые возможности, принципы и внутренние связи, которые без поддержки воображения вероятно остались бы для нас неведомыми.

В аналитическом подходе принято разделять виды воображения на активный и пассивный, а так же на продуктивный и репродуктивный, которые характеризуются соответствующими признаками и психологическими механизмами возникновения и реализации.

Пассивный, или бесконтрольный (спонтанный) вид воображения, к которому относятся такие процессы, как сновидения или галлюцинации, мы в данной статье не рассматриваем. Продуктивный и репродуктивный виды имеют общую активную природу, и ряд отличий — не всегда четко просматриваемых, но принципиально важных.

Отличия

Репродуктивное воображение — вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов. В отличии от продуктивного воображения, являющегося движущей силой синтеза — процесса создания принципиально новых конструкций и явлений в восприятии, обычно сопровождающего творческие процессы, репродуктивное воображение не достигает подлинного отрыва от текущих штампов и ограничений сознания, имеющих вполне закономерную, выверенную и устоявшуюся форму, созданную кем-либо ранее.

Тем не менее, репродуктивное воображение, никогда не являющееся точным воспроизводством конструкций, содержащихся в памяти (иначе бы в этом не было элементов воображения), имеет значительно более широкий практический спектр и масштаб применения в жизни человека, чем воображение продуктивное. Кроме того, продуктивное воображение всегда опирается на мощный и глубокий слой опыта репродуктивного воображения, поскольку допускаемые им регулярно элементы новизны, возможности выйти за пределы заранее заданных норм, видимо и создают в сознании способность, некую «натренированность», позволяющую совершить продуктивный прорыв в области созидательного синтеза.

Талантливые ученые, писатели, художники и музыканты, делающие открытия и создающие гениальные произведения искусства, нередко и в личном, и в социальном аспектах выходят за рамки общепринятых адаптационных поведенческих норм, что подтверждает зависимость силы продуктивного воображения от способности человека игнорировать устойчивые, сформировавшиеся штампы сознания. Однако, в области своей профессиональной деятельности эти люди всегда прекрасно осведомлены обо всех предыдущих достижениях и устойчивых ракурсах восприятия, и это говорит о том, что и репродуктивное воображение они используют с не меньшей степенью активности. Иначе эти талантливые люди просто каждый раз бы «изобретали свой велосипед».

Функции

Репродуктивное воображение, таким образом, позволяет человеку создать в своем сознании необходимую подготовку, эмоциональную и информационную базу для любых концептуальных прорывов, и служит надежной основой в практической плоскости применения и устоявшихся, и новых концепций.

Интуиция и разум, комбинируясь в определенной пропорции в любом из активных видов воображения, в репродуктивном воображении человека находят такой баланс, при котором новизна и усовершенствование смысловых или эмоциональных конструкций сознания не достигает стадии разрушения основ, чего стабильное сознание инстинктивно избегает. Судя по всему, репродуктивное воображение, по крайней мере отчасти, является защитным природным механизмом, позволяющим человеку избегать разрушения устойчивых штампов восприятия, последствия которого он еще не в состоянии адаптировать и использовать безопасно для себя или для общества, поскольку выход из устойчивых штампов даже в узко специализированной области влечет за собой возможность подобных алгоритмов поведения и в других плоскостях сознания.

Что появилось раньше, творческие практики или воображение? — The Junkyard

Сообщение Макса Джонса и Сэма Уилкинсона

В более ранней статье (Jones & Wilkinson 2020) и предыдущем сообщении Макса в блоге Junkyard мы предположили, что (хотя мы оба фанаты) инфраструктура прогнозирующей обработки значительно нужно проделать больше работы, чтобы дать удовлетворительный отчет о воображении, и, что важно, больше работы, чем некоторые из ее основных сторонников, по-видимому, оценивают.

Наша задача здесь может быть истолкована как попытка указать и предвосхитить последствия положительного отчета, согласующегося с прогностической обработкой, на основе нашей критической расчистки почвы. Наши предложения, однако, обобщают и не требуют какой-либо приверженности или даже понимания предиктивной обработки.

Основная часть нашего беспокойства по поводу предсказательной обработки заключалась в том, что, хотя она дает простое описание образов, которые действительно могут быть вездесущими в ментальной жизни, образы — это не воображение. Это наша отправная точка: образов недостаточно для воображения (и, возможно, они и не нужны). Каким вещам мы хотим присвоить высокую оценку «воображения» или того, что является «воображением»?

Некоторые формы воображения (некоторые акты воображения) довольно обыденны. Воплощенные или пространственные практические симуляции. Могу ли я перепрыгнуть через этот пробел? Могу ли я протиснуть этот диван через этот дверной проем? Эти симуляции являются тем, чем они являются, потому что они встроены в практические аспекты жизни. Это осознание необходимо приспособить, и, вероятно, можно. Но настоящая проблема возникает из-за более радикального отклонения от реальности. На самом деле, это не экзотические формы воображения: это то, что мы канонически считаем творческими усилиями! Более приземленные умственные упражнения, возможно, можно охватить без упоминания воображения, как, например, планирование или мышление. В дальнейшем, когда мы говорим о воображении, мы имеем в виду ментальную симуляцию, которую можно описать как воображение .

Вот где мы подходим к нашему центральному предложению: чтобы объяснить это воображаемое воображение, нам нужно подумать о самоподсказках ума с помощью внешних, материальных символов, нарративов и артефактов. Это ставит загадку, а также прокладывает путь к весьма радикальному предположению, перекликающемуся с работой советского психолога Льва Выгосткого (Vygostky 1934/2012, см. также Fernyhough 1996). Загадка заключается в следующем. Что появилось раньше: внешние творческие практики или внутренние акты воображения? Естественно рассматривать воображение как некую особую умственную способность, дающую искру, необходимую для творчества. Обычно это рассматривается как врожденная способность, которая является источником вдохновения для творческих практик. Мы думаем об авторах, образно прорисовывающих в уме ход своих романов, прежде чем писать их, или о художниках, сначала творчески создающих мысленные образы произведения в своем воображении, прежде чем передать их на бумагу. Эти естественные представления о творческом процессе могут быть в некотором смысле верны, когда мы рассматриваем уже развитое воображение, но они мало говорят нам о том, откуда берутся воображение и способность к творчеству. Мы склонны рассматривать воображение как предшествующее творчеству, причем воображение вообще является предшественником внешнего творчества, а отдельные творческие акты вызываются отдельными эпизодами воображения.

Радикальное предположение, которое мы хотим развить, состоит в том, что более правильным ответом будет утверждение, что внешние творческие практики появились первыми. Внешние творческие практики вообще предшествуют способности к воображению, а отдельные эпизоды воображения вызываются творческими актами (внешними или симулированными). Однако это может ввести в заблуждение, потому что творческие акты в самом прямом смысле составляют воображение. «Внутренний» акт воображения не является способностью, причинно приобретаемой благодаря внешней тренировке. Это — это творческое взаимодействие с внешними вещами или внутреннее моделирование такого творческого взаимодействия. В недавнем посте на свалке Мэтью Маккисак доказывает, что мы должны понимать воображение как расширенное таким образом в случае художников с афантазией, которые используют страницу как замену своему мысленному взору. Мы хотим пойти дальше и предположить, что внешние медиа играют эту роль и в случае «нормальных» воображающих, и, поскольку существует чисто внутреннее воображение, оно представляет собой интернализованную, симулированную «страницу ума», а не мысленный взор.

Наша рабочая гипотеза состоит в том, что мы учимся воображать, сначала играя с внешними репрезентативными средствами. Воображение не является врожденным, а является результатом инкультурации, когда взаимодействие с внешними средствами массовой информации и другими когнитивными технологиями изменяет форму мозга, вызывая новые способности (см. Menary 2018; Menary & Gillett 2016). Точно так же, как чтение или арифметика могут быть почти вездесущими способностями, которые, тем не менее, культурно опосредованы (Dehaene 2010; Menary 2015), воображение может быть чем-то, что возникает почти у всех людей благодаря нашему взаимодействию с передающимися культурой когнитивными технологиями. Как подчеркнула Регина Фабри (2018), наши нарративные практики могут быть еще одним примером чего-то инкультурированного, и, помимо того, что помогает объяснить нарративные описания народной психологии и самопонимания, инкультурация, возникающая в результате нашего взаимодействия с нарративом, также может помочь. чтобы частично объяснить нашу способность к творческому воображению.

Как это может работать? Мы занимаемся творческой практикой, которой нас учат наши воспитатели, учителя и сверстники. Мы экспериментируем, соединяя слова новыми способами или рисуя новые формы на странице, и это игривое исследование порождает новые внешние представления, которые могут направить наше ментальное содержание в ранее недоступные области. Многие из важных репрезентаций, порождающих воображение, которые мы создаем в мире, не нуждаются в тщательном контроле наших намерений. Ограничения материала, с которым мы работаем, а также промахи или ошибки в нашей творческой деятельности могут быть столь же важны для управления нашим воображением.

Мы не будем много говорить о том, почему мы отдаем предпочтение этой гипотезе. По крайней мере, мы считаем его достойным изучения как относительно неисследованное и потенциально плодотворное направление мысли. Вместо этого мы рассмотрим некоторые потенциальные последствия такой точки зрения для философии воображения.

Одним из следствий этого является то, что мы должны быть осторожны в принятии любого однородного взгляда на то, как работает воображение. Возможно, воображение работает по-разному в зависимости от того, какая творческая практика помогла сформировать способности воображения. Это может означать, что два случая воображения у конкретного человека имеют очень разные основания и характеристики. Это может также привести к тому, что мы ожидаем культурных различий в пространстве и времени с точки зрения того, как и, возможно, даже воображают ли люди, основываясь на видах творческих практик, которые обычно преподаются и поощряются, и видах материалов, доступных для участия в таких практиках. Мы должны ожидать широкого разнообразия возможных траекторий развития воображения с целым рядом различных направлений, и мы должны ожидать, что вариации в воображении каким-то образом связаны с воспитанием человека и конкретной культурной средой, в которой он развился.

Еще одним следствием является то, что мы должны, как предложила Эми Кинд (2020), понимать воображение как своего рода навык. Однако, в отличие от Добрых, мы считаем, что воображение следует рассматривать не как первичный навык, а как зависимый от других навыков. Что, может ли и насколько хорошо человек может вообразить, будет зависеть от его умения во внешних творческих практиках (или внутренней симуляции таких практик). Как уже упоминалось, это может означать, что конкретный человек имеет смешанные навыки воображения. Например, они могут быть особенно хорошо развиты в воображении, поддерживаемом их способностью рисовать, но в меньшей степени в воображении, поддерживаемом их способностью к игре слов. Отношения между навыком создания внешних репрезентаций и соответствующим навыком воображения также могут быть сложными. Например, человеку, наделенному способностью идеально воссоздавать образы увиденных сцен, может не хватать необходимой способности к ошибкам, которая может пробудить творческое воображение.

Еще одно и, возможно, самое важное следствие подхода, который мы предпочитаем, заключается в том, что он подчеркивает важность поощрения детей к творческой деятельности и обучения искусству в более широком смысле. Как утверждает Марта Нуссбаум (Nussbaum, 1998), участие в гуманитарных науках — неотъемлемая часть развития нашего «повествовательного воображения», которое само по себе является ключевым компонентом в том, чтобы мы становились сострадательными, гуманными и гражданами мира с богатым воображением. В последние годы среди политиков наблюдается навязчивая идея Градгринда подчеркивать важность предметов STEM, что сопровождается уменьшением уважения к важности художественного образования. В то же время многие задаются вопросом, как научить ученых и инженеров мыслить образно. Если мы правы, то это разделение художественного и естественнонаучного образования является частью проблемы, поскольку, если воображение зависит от участия во внешних творческих практиках и от них, то художественное образование бесценно, независимо от того, интересует ли вас больше наука или культура. выходы.

Ссылки

Дехане, С. (2010). Чтение в мозгу: новая наука о том, как мы читаем . Группа пингвинов США.

Фабри, Р. Э. (2018). Инкультурация и нарративные практики. Феноменология и когнитивные науки , 17 (5), 911-937.

Фернихоу, К. (1996). Диалогический ум: диалогический подход к высшим психическим функциям. Новые идеи в психологии , 14 (1), 47-62.

Джонс, М., и Уилкинсон, С. (2020). От предсказания к воображению. В Аврааме (ред.) Кембриджский справочник воображения (стр. 94-110). Издательство Кембриджского университета.

Кинд, А. (2020). Мастерство воображения. В The Routledge Handbook of Philosophy of Skill And Expertise (стр. 335-346). Рутледж.

Менари, Р. (2015). Математическое познание: случай инкультурации. В Open MIND (стр. 1-20). Группа УМ.

Менари, Р. (2018). Когнитивная интеграция: как культура трансформирует нас и расширяет наши когнитивные возможности. В Newen, De Bruin, & Gallagher (Eds.) Оксфордский справочник по 4E Cognition (стр. 187–216). Издательство Оксфордского университета.

Менари Р. и Джиллет А. Дж. (2016). Воплощение культуры: интегрированные когнитивные системы и культурная эволюция. В Справочник Routledge по философии социального разума (стр. 88-103). Рутледж.

Nussbaum, MC (1998). Поэтическая справедливость: литературное воображение и общественная жизнь. Политическая теория , 26 (4), 557-583.

Выготский Л.С. (1934/2012). Мысль и язык . Пресс МТИ.

Как активное воображение может помочь вам обрести ясность личности | Итан Чуа | Mind Cafe

Как активное воображение может помочь вам обрести личную ясность | Итан Чуа | Кафе разума | Медиум

Нет, это не медитация.

Опубликовано в

·

Чтение: 8 мин.

·

29 декабря 2020 г. современного- день часто побуждают искать психическое здоровье. Многие из нас обращаются к обычной медитации, намереваясь обрести покой и безмятежность в своей занятой и хаотичной жизни.

Автор Итан Чуа

525 подписчиков

·Писатель для

18-летний парень, увлекающийся литературой, искусством, философией и психологией. [email protected]

Еще от Итана Чуа и Mind Cafe

Итан Чуа

в

Что романтическая одержимость говорит о вашем психическом здоровье

Изучение Карла Юнга и проекции анимы/анимуса.

·7 мин чтения·31 декабря 2020 г.

Скотт Х. Янг

в

10 лучших способов использования ChatGPT (с примерами)

Советы о том, как повысить эффективность своей работы и учебы с помощью новейшего инструмента искусственного интеллекта.

·Чтение через 10 минут·7 мая

Чарли Браун

в

5 Всегда работает

· 5 минут чтения · 18 апреля

Итан Чуа

в

3 коротких стихотворения Эмили Дикинсон, «Для твоей души»

«Надежда» — это существо с перьями.

·7 минут чтения·8 сентября 2022 г.

Просмотреть все от Итана Чуа

Рекомендовано на Medium

Aleid ter Weel

in

10 вещей, которые нужно Делать вечером вместо того, чтобы смотреть Netflix

Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.

·5 минут чтения·15 февраля 2022 г.

Неподобающий

10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком

В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…

·Чтение на 4 мин·16 февраля 2022 г.

Списки

Самосовершенствование 101

20 историй·106 сохранений

Истории, которые помогут вам жить Лучше

21 история·88 сохранений

Руководство по выбору, планированию и достижению личных целей

13 историй·98 сохранений

Продуктивность 101

20 историй·116 сохранений

The PyCoach

в

Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT

Освойте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.

Добавить комментарий