Гипостенический тип реагирования: Дистимный или гипотимный тип акцентуаций характера по Леонгарду

Содержание

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

Зная личностные особенности и характеристики состояний, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга можно перейти к целостной оценке профиля. В первую очередь профиль должен рассматриваться через призму установки обследуемого на процедуру тестирования которая выявляется соотношением шкал достоверности и высотой их показателей.

Должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К или L достаточно высоки. При высоком F высота профиля может быть связана с разными причинами, приведенными ранее однако в любом случае профиль будет заострен и завышен, что необходимо принимать во внимание при интерпретации.

При повышении в пределах нормативного разброса 1-й и 3-й шкал с относительно низкой 2-й и без значимого повышения профиля по другим шкалам следует обратить внимание на показатели L и К. Если они повышены (выше 60 Т. или более чем на 7 Т выше шкалы F), то скорее всего речь идет о тенденции испытуемого “показать себя в лучшем свете”, о стремлении к отрицанию каких-либо трудностей и проблем, об установке на улучшение результатов, о попытке дать “сверхнормальные” ответы и подчеркнуть свое дружелюбие, конформность, альтруизм, в то время как на самом деле это может быть лишь фасадом, за которым скрываются различные проблемы и иной характер У таких испытуемых иногда и по шкале “?” может оказаться достаточно высокий показатель. Интерпретация такого профиля сводиться к констатации наличия установки на соответствие нормативности, профиль (особенно если он по четырем – пяти шкалам утоплен) расценивается как “гипернормальный”. Обследование стоит повторить.

В достоверном профиле интерпретация проводится согласно общим правилам, при этом характеристика 3-й шкалы поглощает свойства 1-й. так как эмоциональная яркость ее признаков нивелирует сдержанность, отражаемую 1-й шкалой. Лишь преобладание 1-й над 3-й на 5 Т и более дает основание ориентироваться на интерпретацию 1-й шкалы.

Сочетание 1-й с повышенными (или высокими) 2-й, 6-й. 7-й, 8-й и 0-й при низкой 9-й отражает проблему подавленной враждебности и характерно для так называемого “язвенного типа личности” отличающегося педантизмом, догматическим стилем мышления, повышенной раздражительностью, дистантностью, требовательностью как к себе, так и к другим в вопросах морали, долга, ответственности. При высокой исполнительности, принципиальности и честности в работе, они проявляют мелочный деспотизм в контактах узкого круга, скрытны, неловки и скованы в общении, тон высказываний назидательный, внешняя жесткость сочетается с внутренне ощущаемым напряжением и ранимостью по отношению к средовым воздействиям.

Высокие показатели 2-й шкалы, сочетающиеся со значительным повышением 1-й и 3-й, которые находятся в соподчиненной по отношению к 2-й шкале позиции, а также повышенными 7-й и 8-й при пониженной 9-й, свидетельствуют о выраженном эмоциональном дискомфорте, трудностях адаптации хронического характера и чаще всего бывают связаны с невротическим развитием. Внешне поведение таких людей не бросается в глаза как отклоняющееся от нормы, но внутренняя дисгармония сказывается в постоянно ощущаемом индивидом напряжении, сниженном настроении с неуверенностью в себе, чувством несчастливости, заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неуспеха, низкой мотивацией достижения. 5-я шкала по-разному влияет на тип реагирования в мужских и женских профилях, а 8-я приобретает разные значения в зависимости от остальных показателей профиля.

Успешность социальной адаптации – это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями социальной среды. Абсолютно уравновешенная, гармоничная личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требований среды. Чем больше выражен характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка выпадает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс. Это – основное отличие между конкордантной и дискордантной личностью: у последней внешние атрибуты нормативного поведения скрывают внутреннюю напряженность.

Цена, которую “платит” личность за соответствие требованиям социума, может быть достаточно высокой.

Если “Я” индивида разрушается давлением социума и не происходит самореализация личности (не удовлетворяются потребности, не реализуются способности), то происходит невротизация, отражающаяся в профиле преобладанием гипотимных, тормозимых черт. Если же баланс нарушается в связи с ослабленным самоконтролем в сторону спонтанной самореализации, то столкновение интересов самоутверждающейся личности с требованиями социума находит свое отражение в поведенческих реакциях, проявляющихся в профиле преобладанием гипертимных признаков. Цена этого дисбаланса в основном оплачивается трудностями социума. Если и тот и другой механизмы удержания баланса задействованы одновременно, то мы наблюдаем реализацию психосоматического механизма, проявляющегося физическими расстройствами разного рода.

Для удобства целостной интерпретации профиля шкалы методики следует сгруппировать таким образом, чтобы по ведущим пикам можно было определить сперва обобщенно основной тип реагирования, а затем уже на основании значений шкал выявлять индивидуально-личностные особенности и уровень адаптированности обследуемого. 2-я, 7-я и 0-я шкалы отражают свойства гипостенического типа реагирования и свидетельствуют о преобладании тормозимых черт характера. Если в профиле эти шкалы значимо превалируют над другими, то выявляется конформность, социальная податливость, нормативность личности, отказ от самореализации. В любом профиле, отражающем реакцию личности на психотравмирующую ситуацию, конфигурация с ведущими шкалами гипостенического регистра выявляет невротический вариант дезадаптации или декомпенсацию личности в сторону усиления тормозимых реакций. 4-я, 6-я и 9-я шкалы формируют стенический тип реагирования и позволяют описывать личность в характеристиках активности, силы, преобладания возбудимых черт. Умеренное повышение этих шкал в профиле свидетельствует о выраженной тенденции к самореализации и о противодействии средовому влиянию. Если высота профиля говорит о нарушении адаптации, то вариант дезадаптации, соответствующий данному типу реагирования, проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности. Это может быть конфликтное поведение, неконформность, авторитарность и стремление к доминированию, повышенное чувство независимости и отталкивание от навязываемых авторитетов (в том числе проблемы пубертатного периода). Высокие показатели гиперстенического профиля могут также отражать проблему алкоголизации, наркомании, делинквентного поведения.

Сочетание разнонаправленных тенденций, т.е. показателей как гипотак и гиперстенических свойств, выявляет смешанный тип реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакций. В этом случае оказываются перекрытыми каналы как невротического, так и поведенческого отреагирования, что сказывается на общем перенапряжении и проявляется соматизацией внутреннего конфликта, т.е. психосоматическим вариантом дезадаптации, мишенью которого окажется наиболее слабое звено той или иной функциональной системы организма человека.

Показатели 1-й и 3-й шкал уже несут в себе характеристики смешанного типа реагирования, независимо от остальной структуры профиля, так как отражают проблему подавленной враждебности. Их присутствие в профиле как правило выявляет смешанный тип реагирования, а другие показатели профиля – лишь дополнительная информация. Определив надежность полученных данных и тот ракурс, который позволяет через призму выявленных у испытуемого установок рассматривать сам профиль, после того, как выявлен общий тип реагирования, следует обратить внимание на степень адаптированности личности. Утопленный профиль может быть результатом неискренности ответов (об этом скажут шкалы достоверности), но может также свидетельствовать об определенной гипоэмотивности испытуемого, о вялости его реакций, о сниженном уровне мотивации достижения, о суженном диапазоне интересов.

Нормальная, гармоничная личность может проявляться показателями линейного профиля, в котором все свойства уравновешены и ни одно из них не выражено более ярко, чем остальные. Но уравновешенность может проявляться и сбалансированностью разнонаправленных тенденций при повышенных показателях, что создает почву для определенной напряженности внутренне противоречивого личностного паттерна; однако внешне усилия, ценою которых личность достигает самокомпенсации, могут быть незаметны или проявляться крайне редко Поэтому в профиле который находится на верхней границе нормы или слегка его превышает, выявляется пограничное между нормой и патологией состояние – будь это повседневные трудности акцентуированной личности или заострение личностных особенностей в объективно сложной ситуации.

Понимание стоящих за этими показателями проблем должно опираться на соотношение шкал, выявляющих гипостенический, стенический или смешанный тип реагирования, на характеристики разных шкал и их взаимное влияние друг на друга, усиливающее или ослабляющее стоящие за ними тенденции. В высоко расположенном профиле при интерпретации нас интересуют в первую очередь пики, выносящие контур профиля за пределы нормы. Они определяют состояние испытуемого и показывают уровень личностной дезинтеграции, выявляя структуру ведущего синдрома, степень выраженности эмоционального напряжения, аффективной насыщенности переживаний обследуемого Чем более выражены пики и чем меньше сопутствующие подъемы шкал, отражающих противоположные данному пику тенденции, тем больше оснований говорить об устоявшейся структуре отношения испытуемого к сложившейся ситуации, о хронически протекающей психической дезадаптации, а также о дефиците компенсаторных ресурсов личности. Напротив плавающий профиль, в котором большинство шкал расположено выше верхней границы нормы, свидетельствует о состоянии общего стресса в котором задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности. направленные на нивелировку дезадаптации И хотя при этом психическая напряженность увеличивается, прогностически такой профиль более перспективен в плане нормализации состояния, особенно если речь идет о психогенных пограничных расстройствах.

В то же время умеренно повышенные профили (65-75 Т), сочетающие в себе разнообразие шкал. отражающих выраженность разнонаправленных тенденций, могут быть результатом невротического (если преобладают шкалы гипостенического регистра) или патохарактерологического (если превалируют стенические признаки) развития. При этом сопутствующие ведущим пикам повышения являются отражением компенсаторной напряженности вторичных защитных механизмов. Все эти нюансы становятся интересными для тех специалистов, которые уже имеют опыт работы с данной методикой.

Интерпретация полученных данных в известной степени подлежит обсуждению с испытуемым или теми лицами, от которых зависит судьба обследованных При этом необходимо помнить, что любая на первый взгляд лестная характеристика, также как иные излишне суровые эпитеты, представляют собой достаточно одностороннюю интерпретацию того или иного феномена Каждое личностное свойство диалектично и имеет как “лицевую” так и “обратную сторону медали”. Характеристики, выявляемые той или иной шкалой, несут в себе разную смысловую нагрузку и по-разному могут рассматриваться в контексте личностных и общественных отношений, в сфере профессиональной деятельности. Упрямство и педантизм одновременно несут в себе такие позитивные качества, как устойчивость интересов и соревновательность: повышенная тревожность наряду с робостью в принятии решений проявляется совестливостью и эмпатийностью в отношениях с окружающими, и т д.

В связи с этим при интерпретации следует обратить особое внимание на то. чтобы описание профиля не носило характера отзыва о плохих и хороших качествах индивида и не повредило человеку в глазах окружающих, а также не снизило его самооценку, поскольку позитивная самооценка является одним из непременных условий нормального существования личности: тем более это условие должно соблюдаться в контактах психолога с обследуемым, какую бы форму эти контакты ни принимали.

Человек никогда не бывает плох или хорош в зависимости лишь от того, какой у него тип нервной деятельности – сильный или слабый, или от того, какой у него стиль когнитивной или поведенческой активности – холистический. коммуникабельный, или формально-логический, интровертный. Люди просто – разные, а плох человек или хорош – это категория ситуативной оценки его действий окружающими и целиком зависит от морально-нравственных установок социума, сложившихся культурно-исторических ценностей конкретной группы населения Вне этих условий человек такой, какой есть и у него (за исключением грубой патологии) нет намерений творить зло другим людям Если он это делает, то, чаще всего, защищая свои интересы, чем и оправдывает свои “плохие” поступки и высказывания, болезненно и негативно воспринимая критику в свой адрес. Чем эгоистичнее поступает человек, тем чаще и сильнее он рискует ущемить интересы других людей.

Невольно вспоминаются строки из дневника юной Анны Франк, трагичность жизни которой трудно преувеличить: “Несмотря ни на что, я все-таки верю что люди в глубине души действительно добры”. Нередко стеничность перерастающая в агрессию и проявляющаяся в жестких поступках или высказываниях, является проявлением гиперкомпенсаторных реакций по-своему несчастливого человека. При этом люди редко задумываются над тем, что их жесткость зачастую может проявляться в отношении ни в чем не повинных людей как неотреагированная защитная реакция на обиду, исходящую из совсем другого источника. Следует всегда иметь в виду, что у каждого “плохого” человека внутренняя картина собственного “Я” – позитивная, а своим плохим поступкам он всегда находит оправдание. Если же картина “Я” сводится к образу “плохого” или никчемного человека, то такие переживания могут привести к аутоагрессии. то есть, к суицидальным тенденциям. Для плодотворного сотрудничества с обследуемыми (а именно это необходимо психологу, для того, чтобы его работа приносила позитивные результаты и профессиональное удовлетворение) в процессе обсуждения полученных результатов нужно соблюдать следующее непреложное правило: необходимо сохранять достаточно высокую самооценку человека, так как это непременное условие его нормального существования. Так утверждал известный всему миру гуманнейший психотерапевт Карл Роджерс. Это подтверждается и накопленным в отечественной психологии опытом. При этом следует помнить, что завышенная, но неустойчивая самооценка импульсивных, возбудимых акцентуантов или психопатических личностей также подчиняется этому правилу, так как за этим часто скрывается неуверенность в себе и неумелая попытка скрыть собственные комплексы, а агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер.

Этика психологического исследования предусматривает, что полученные данные должны служить интересам обследуемого человека и не приносить ему вреда. В противном случае, доверие, проявленное обследованным лицом по отношению к психологу, будет неоправданно или полностью подорвано, а сама психология в глазах людей дискредитирована.

Психодиагностика – тонкое и обоюдоострое оружие, она многое может – потому и необходима, но потому же и опасна. Только тот, кто ответственно относится к непрерывному повышению своего профессионального мастерства, строг и требователен к себе и другим при выборе не только инструмента тестирования, но и средств реализации его эффекта, способен понастоящему помочь людям и удостоиться чести носить имя “инженера человеческих душ” от науки.

При самой искусной интерпретации следует помнить, что, помимо сопутствующих любому исследованию 10% недостоверных профилей, в которых мотивационные искажения определяются шкалами достоверности, как правило, встречаются не менее 2% формально достоверных, но, благодаря хитроумию обследованных, недостаточно искренних или надуманных профилей, звучащих в известном смысле диссонансом по отношению к данным других психологических методик и наблюдаемой объективной реальности. Такие профили могут встречаться при обследовании лиц с достаточно высоким интеллектом в ситуации, когда результаты тестирования могут иметь особую значимость для их дальнейшей судьбы.

Сочетание объективно имеющихся проблем с симулятивными тенденциями (сюрсимуляция, т.е. тенденция к симуляции у настоящего больного, который при этом себя таковым не считает) проявляется такими контурами профиля, в которых можно усмотреть нарушение закономерностей декларируемой патологии. Так, реально переживаемое состояние психогенного стресса, отраженное в профиле в виде признаков, соответствующих по остроте характеристикам эмоционально сохранной личности, при попытке симулировать шизофрению может переплетаться с искусственно вкрапленными показателями эмоциональной холодности, аутичности.

Учитывая характер требования вербальных методик, следует всегда помнить о том, что они могут спровоцировать у испытуемого достаточно изощренную защитную реакцию на процедуру обследования. Поэтому, опираясь на данные только методики СМИЛ (или другого варианта ММРI) не следует рассчитывать более чем на 75% достоверность. Надежность психологического тестирования повышается, если используется батарея тестовых методик. Особенно эффективно использование вербальных методик в сочетании с невербальными.

Прекрасным дополнением к ММРI является метод цветовых выборов (адаптированный вариант цветового теста Люшера), миокинетическая психодиагностика Мира-и-Лопеса, метод портретных выборов Сонди, рисованный апперцептивный тест РАТ, Роршах-тест. Не все из них являются методами достаточно формализованными и стандартизированными, но психологическое исследование всегда было и останется в известной степени искусством, а методика – всего лишь инструмент, который только в умелых руках способствует ваянию образа личности. Строгая стандартизация, увеличивая надежность метода, одновременно уменьшает зону исследовательского поиска, оставляя за рамками эксперимента значительное количество вариаций личностных паттернов, не вошедших в структуру математической модели методики.

Наименее устойчивы индивидуально-личностные характеристики детей и подростков. Недостаточно контролируемы и устойчивы эти характеристики у 16 – 20-летней молодежи. Поэтому данные методики СМИЛ, обрисовывающие достаточно объективную картину субъективного “Я” человека, необходимо сопоставлять с тем, что обнаружат невербальные тесты, направленные на выявление неосознаваемых тенденций. Прекрасным дополнением к тесту СМИЛ, в основном раскрывающим внутреннюю картину индивидуального “Я”, являются: метод портретных выборов МПВ, основанный на модификации теста восьми влечений Сонди, метод цветовых выборов МЦВ (адаптированный восьмицветовой тест Люшера), а также рисованный апперцептивный тематический тест РАТ (модификация Тематического апперцептивного теста Мюррея).

Однако, получив такой многосторонний портрет индивидуально-личностных свойств, вправе ли мы считать полностью изученной сложную структуру того, что в целом мы называем словом личность? В этот момент становится как никогда актуальным тот аспект психической индивидуальности, который напрямую связан с усвоенным социально-историческим опытом своего этноса, своего социального окружения и тех морально-нравственных критериев, которые являются основой конкретного сообщества. При индивидуально обусловленном тропизме к тем или иным видам деятельности, к определенным ценностям и к кругу общения, человек реально может обратиться лишь к тем из них, которые ему доступны, о которых ему что-либо известно, которые его окружают. С учетом интериоризированных социальных установок и культурно-исторического опыта, почерпнутых индивидом в его окружении, мы формируем целостную картину личности. Имея в виду тот факт, что формализованные данные психодиагностического исследования образуют лишь базисный паттерн, канву психологической сущности человека.

Л. Н. Собчик

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. — Школа №8 имени Н.Г. Варламова. Официальный сайт

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

Причины:

•высокий уровень психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с ОВЗ;

•отсутствие как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

•непринятие особенностей ребенка, что может быть обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

Потрясение от диагноза, настоятельное и неотложное желание узнать как можно больше; постоянная изматывающая необходимость ухода за больным, прерываемого внезапными кризисами; многочисленные и неотступные денежные проблемы; постоянное столкновение со страданиями ребенка; возможно, супружеские проблемы, отягощенные усталостью и неотступным горем; беспокойство о благополучии других детей; множество проблем, в том числе проблема справедливого распределения в семье времени, денег и забот, — вот с чем приходится иметь дело родителям ребенка с ОВЗ.

Воспитание ребенка с ОВЗ не должно пугать своей сложностью. Главное это то, чтобы ребенок не чувствовал свою неполноценность. Если родители будут относиться к нему как к обычному ребенку, то и он будет чувствовать себя замечательно и не обращать внимание на свой недуг.

  • Воспитывайте вашего ребенка так, как здорового ребенка.
  • Поощряйте и наказывайте ребенка наравне с другими детьми, не выделяйте его.
  • Создайте условия, при которых ребенок будет жить со здоровыми людьми и чувствовать себя на равных.
  • Развивайте в ребенке чувство самостоятельности, ведь ему надо будет учиться дальше и работать.
  • Не проявляйте жалость к ребенку, а самое главное, его необходимо окружить любовью и заботой.

Выполняя эти рекомендации, Вы поможете Вашему ребенку расти без комплекса неполноценности и не будете в нем взращивать самовлюбленность.

Семьи

, имеющие детей с ограниченными возможностями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией (гипоопека), снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа — репрессивный стиль (авторитарный) семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей.

За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, можно выделить несколько моделей.

Модель «охранительного воспитания»

 связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка-инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации.
В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.

Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанной на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям.

Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.

Таким образом, родители, должны стараться, в процессе воспитания, придерживаться так называемой 

«золотой середины».

Исследователями выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания:

— отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность.

— однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми.

— неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

С.В.Алехина к.п.н., директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, выделяет три психологических типа реагирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья:

Смешенный тип реагирования.  Это родители – партнеры. Они помогут педагогу наладить взаимоотношения с ребенком, найти методы мотивации, которые можно будет использовать в своей работе. Это группа-помощники учителя.

Гипостенический тип реагирования. Родители стараются скрыть все нарушения у ребенка. Они ищут специалиста – волшебника, который поможет решить проблемы. Педагогу приходиться искать пути решения самостоятельно. В этом типе реагирования необходимо работать и с родителями и с ребенком.

Стенический тип реагирования. Это требовательные родители, которые   стараются добиваться всего лучшего для ребенка, не видят преград на своем пути. Но, к сожалению, эта группа не замечает индивидуальных особенностей своих детей и их особых потребностей. Педагогу необходимо часто разговаривать с родителями о ребенке, даже о мельчайших изменениях в его развитии

Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная

, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др.

Влияние нарушений развития ребенка на родителей

 Умственно отсталые дети

•Рождение ребенка воспринимается как признак наличия несвойственных человеку характеристик («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»).

•У родителей такого ребенка окружающие начинают выискивать отклонения от нормы и воспринимать их как психически больных лиц либо как людей с вредными привычками. Родители боятся и стыдятся диагноза их ребенка.

•С одной стороны, несостоятельность умственно отсталых детей заставляет матерей их опекать и контролировать. С другой стороны — проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка.

Дети с детским церебральным параличом

Преобладающим стилем воспитания в семьях является гиперопека

•Такое отношение к ребенку сопровождается возникновением у родителей эмоционально-волевых проблем (тревожности, фрустрированности), матери фиксируются на физической и психической беспомощности их детей.

•Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестоком обращении.

Аутичные дети

• Травмирующим фактором, влияющим на эмоциональный статус родителей, является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично.

• Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка к адекватному контакту (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать). Наиболее страдающая область семейной жизни — семейный отдых. Родители однако с крайней неохотой ходят вместе с ними в такие места, где их видят посторонние.

Дети с ЗПР, осложненной выраженными нарушениями поведения

• Сопутствующие нарушения, возникающие в ряде случаев у детей с психогенной и органической задержкой, вызывают у родителей психопатоподобные расстройства поведения, осложняющие процесс развития ребенка с ЗПР.

• Как правило, психогенная задержка возникает как результат социальной депривации ребенка, когда-либо отсутствует по каким-то причинам семейная среда, либо применение родителями неадекватных моделей воспитания оказывает деформирующее воздействие на детскую личность.

• Искажается коммуникативное взаимодействие с социальным окружением, в первую очередь с самими родителями.

Дети с нарушениями речи

• Нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.

• Проблемы речевого развития выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. Такой ребенок может рассматриваться родителями как имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.

Дети с сенсорными нарушениями

• Для нормально слышащих родителей появление глухого ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций.

• Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности пространственной ориентировки детей, транспортная проблема.

• У детей с нарушениями зрения часто формируются инфантильные и эгоистические черты, личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких. Родительско-детские отношения часто характеризуются как неадекватные.

Ткачева В.В. выделяет следующие задачи психокоррекционной работы с родителями:

•реконструкция родительско-детских взаимоотношений;

•оптимизация супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,

•гармонизация межличностных отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;

•коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии;

•развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

•формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

[Необходимость психологической коррекции у больных туберкулезом легких]

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2004;(10):34-6.

[Статья в Русский]

Сухова Е.В.

  • PMID: 15568318

[Статья в русский]

Сухова Е.В. Пробл Туберк Болезн Легк. 2004.

. 2004;(10):34-6.

Автор

Сухова Е.В.

  • PMID: 15568318

Абстрактный

В статье представлены результаты обследования по стандартизированной схеме многофакторного исследования личности больных туберкулезом легких, проживающих в Самарской области, в том числе 123 мужчин и 55 женщин с впервые выявленным туберкулезом, 152 мужчин и 101 женщина с хроническим туберкулезом легких. В качестве контрольной группы обследованы 98 практически здоровых мужчин и 142 женщины того же возраста. Выявлены тип реагирования в психотравмирующей ситуации и психологические особенности. Ведущим типом ответа (66%) был гипостенический (тормозной ответ на стресс) у мужчин с впервые выявленным туберкулезом. Соматизация конфликта была свойственна остальным самцам, как и 46% самок. Поведенческий тип дезадаптации и асоциальные и антисоциальные реакции встречаются у 38,9% мужчин с хроническим туберкулезом легких и у 25% женщин. У 22,2% мужчин и 50% женщин наблюдается соматическая реакция, которая приводит к переходу на психофизиологический уровень, к возникновению психосоматических заболеваний. Независимо от давности заболевания все больные, как мужчины, так и женщины, нуждаются в психологической коррекции.

Похожие статьи

  • Поведенческая агрессия у больных туберкулезом легких и пути ее коррекции.

    Сухова Е.В. Сухова ЕВ. Пробл Туберк Болезн Легк. 2003;(12):13-7. Пробл Туберк Болезн Легк. 2003. PMID: 15004965 Русский.

  • НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ ТБ ЛЕГКИХ.

    Сухов В.М., Сухова Е.В. Сухов В.М. и др. Пробл Туберк Болезн Легк. 2003;(4):29-30. Пробл Туберк Болезн Легк. 2003. PMID: 12774416 Русский.

  • Когнитивно-поведенческая терапия для пациентов с синдромом сокращенной соматизации (SSI 4,6) в учреждениях первичной медико-санитарной помощи: рандомизированное контролируемое исследование.

    Магальон Р., Гили М., Морено С., Бауса Н., Гарсия-Кампайо Х., Рока М., Руис Ю., Андрес Э. Магаллон Р. и др. БМС Психиатрия. 2008 22 июня; 8:47. дои: 10.1186/1471-244X-8-47. БМС Психиатрия. 2008. PMID: 18570681 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

  • Биопсихологическая модель хронического туберкулеза легких.

    Гнездилова Е.В., Сухов В.М. Гнездилова Е.В. и соавт. Пробл Туберк. 2002;(2):6-7. Пробл Туберк. 2002. PMID: 11899813 Русский.

  • Поведенческое и психологическое лечение соматических расстройств: обзор.

    Шарма М.П., ​​Манджула М. Шарма М.П. и др. Int Rev психиатрия. 2013 фев; 25 (1): 116-24. дои: 10.3109/09540261.2012.746649. Int Rev психиатрия. 2013. PMID: 23383673 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

АДАПТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЕМОДИНАМИКИ У СПОРТСМЕНОВ, ТРЕНИРУЮЩИХСЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТАБИЛЬНОСТИ

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2018 ноябрь;(284):76-82.

Т Козий 1 , М Топчи 1

принадлежность

  • 1 Херсонский государственный университет; Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Одесса, Украина.
  • PMID: 30618394

Т. Козий и соавт. Медицинские новости Грузии. 2018 ноябрь

. 2018 ноябрь;(284):76-82.

Авторы

Т Козий 1 , М Топчи 1

принадлежность

  • 1 Херсонский государственный университет; Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Одесса, Украина.
  • PMID: 30618394

Абстрактный

Цель исследования — выявление адаптационных изменений показателей системной гемодинамики у спортсменов-подростков, тренирующихся на развитие стабильности в течение одного года. Все спортсмены были разделены на группы по возрасту, полу, спортивной квалификации и телосложению. Для каждой группы спортсменов рассчитывали показатели адаптационного потенциала и определяли уровень работоспособности сердца по индексу Рутье и тип гемодинамического ответа на аэробную нагрузку по тесту Летунова. У всех обследованных спортсменов уровень адаптационного потенциала системы кровообращения был удовлетворительным, но у спортсменов гиперстенического типа телосложения показатели адаптационного потенциала были высокими, что свидетельствовало о склонности к напряжению адаптационных механизмов. Показатели индекса Рутье соответствовали среднему и удовлетворительному уровням работоспособности сердца спортсменов. Более взрослые и квалифицированные спортсмены имели более высокий уровень функциональных показателей миокарда. Кроме того, у всех спортсменов выявлен нормотонический тип гемодинамического ответа на аэробные нагрузки, о чем свидетельствует умеренное увеличение частоты сердечных сокращений и систолического артериального давления и адекватное снижение диастолического давления сразу после выполнения функциональной пробы. Полное восстановление гемодинамики произошло в течение первых двух минут восстановительного периода. Выявленные адаптационные изменения показателей гемодинамики спортсменов в условиях функционального покоя и под влиянием дозированных физических нагрузок свидетельствуют о высоком уровне функциональных возможностей их организма.

Похожие статьи

  • Физиологическая адаптация антропометрических и сердечно-сосудистых показателей к физической активности спортсменов высокой квалификации.

    Джелич М., Шаранович С., Златкович Ю., Илич В., Радованович Д., Нешич Д., Джодан М., Мазич С. Джелич М. и др. Серп Арх Целок Лек. 2012 июль-август;140(7-8):431-5. doi: 10.2298/sarh2208431d. Серп Арх Целок Лек. 2012. PMID: 23092026 Сербский.

  • Влияние дополнительной тренировки с ограничением кровотока с низкой нагрузкой на морфологическую и основанную на результатах адаптацию у спортсменов командных видов спорта.

    Скотт Б.Р., Пайффер Дж.Дж., Товары PSR. Скотт Б.Р. и соавт. J Прочность Конд Рез. 2017 авг; 31 (8): 2147-2154. doi: 10.1519/JSC.0000000000001671. J Прочность Конд Рез. 2017. PMID: 28737609

  • Сосудистая адаптация у спортсменов: есть ли «артерия спортсмена»?

    Green DJ, Spence A, Rowley N, Thijssen DH, Naylor LH. Грин Диджей и др. Опыт физиол. 2012 март; 97 (3): 295-304. doi: 10.1113/expphysiol.2011.058826. Epub 2011 16 декабря. Опыт физиол. 2012. PMID: 22179421 Обзор.

  • Адаптация сердца к тренировкам: сравнительное исследование с использованием эхокардиографии и импедансной кардиографии у спортсменов мужского и женского пола.

    Йилмаз Д.

Добавить комментарий