3. Виды воображения.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольност, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого будущего, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни.
Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты.
Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности (рис. 2).
Рис. 2. Виды воображения
7.3.3. Виды воображения . Психология физической культуры. Учебник
Воображение возникает в ответ на потребности, стимулирующие практическую деятельность человека, т. е. характеризуется действенностью, активностью. По степени выраженности активности различают два вида воображения:
Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Это – воображение без заранее поставленной цели, без специального намерения, без усилий воли со стороны человека. При этом образы создаются как бы сами собой: глядя на причудливые формы облаков, мы «видим» слона, медведя, лицо человека. Непреднамеренное пассивное воображение вызывается прежде всего неудовлетворенными в данный момент потребностями – в безводной пустыне у человека возникают образы водных источников, колодцев, оазисов – миражи (галлюцинации – патологическое расстройство перцептивной деятельности – ничего общего с воображением не имеют).
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Грезы – это процессы как непреднамеренного, так и преднамеренного пассивного воображения без определенной направленности, протекающие в виде беспорядочного следования одних образов за другими. Течение таких представлений не регулируется мышлением. В грезах обязательно возникают приятные человеку образы. Возникают они обычно при пассивном, безвольном состоянии человека – как следствие сильного утомления, в моменты перехода от сна к бодрствованию и, наоборот, при высокой температуре, при отравлении алкоголем, никотином, при наркотическом опьянении. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечты относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности они чаще всего бывают продуктивными. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Ценность мечты определяется тем, какое отношение она имеет к деятельности человека. Действенную, общественно направленную мечту, которая вдохновляет человека на труд, поднимает на борьбу, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, уводящей человека от действительности, расслабляющей его.
Активное воображение (преднамеренное) – создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи, больше вовне. Человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее, творческое и антиципирующее воображение.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Репродуктивное (воссоздающее) воображение – создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Воссоздающее (репродуктивное) воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию (по карте, чертежу, схеме, по уже оформленным кем-то материалам). У каждого человека свой образ Анны Карениной, Пьера Безухова, Воланда и др.
Репродуктивное воображение имеет огромное значение в психическом развитии человека: давая возможность по чужому рассказу или описанию представить себе то, чего он никогда не видел, оно выводит человека за рамки узкого личного опыта и делает его сознание живым и конкретным. Ярче всего развертывается деятельность воображения при чтении художественной литературы: читая исторические романы, гораздо легче получить яркие образы прошлого, атмосферу Средневековья, чем штудируя научные труды.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Продуктивное (творческое) воображение – создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой частью любого творчества (научного, технического, художественного): открытия новых закономерностей в науке, конструирования новых машин и механизмов, выведения новых сортов растений, пород животных, создания произведений искусства, литературы.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря способности предвидеть, человек может как бы «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Активное воображение » Центр Юнга в Эшвилле
Описание
К. Г. Юнг использовал воображение и создание образов как ключевые черты своей психотерапевтической работы с пациентами. Среди юнгианских психотерапевтов это продолжает оставаться важным методом работы с содержимым бессознательного, включая комплексы, коренящиеся в травмирующих жизненных переживаниях, и архетипические мотивы, возникающие в снах и фантазиях. На этом семинаре будет описана роль активного воображения в юнгианской психотерапии с особым вниманием к созданию образов и интерпретации их значения. Семинар ответит на вопрос, почему юнгианские психотерапевты продолжают использовать активное воображение и создание образов как важные методы в своей клинической практике. На семинаре также будет рассмотрен практический вопрос о том, как юнгианские психотерапевты работают с таким материалом в реальных случаях.
Доктор Мюррей Штайн и доктор Пол Брутше, известные юнгианские аналитики из Цюриха, подробно изучают юнгианскую технику, известную как активное воображение.
В классической форме юнгианского психоанализа активное воображение играло ключевую роль как метод вовлечения бессознательного и продвижения более продвинутых стадий процесса индивидуации. Важным инструментом в практике активного воображения было и остается «создание картинок». С помощью карандаша, ручки, краски, глины и других выразительных средств практикующий придает конкретную реальность и воплощение образам, рожденным в активном воображении. На этом семинаре рассматривается, как возник этот метод, как он используется и как за последние несколько десятилетий он эволюционировал в свои современные формы. Мюррей Стейн представляет метод активного воображения, а Пол Брутше показывает, как интерпретируется создание образов в контексте долговременной юнгианской психотерапии.
Докладчики:Мюррей Стейн, доктор философии. — обучающий аналитик и президент Международной школы аналитической психологии в Цюрихе, Швейцария (ISAP Zurich). Он является автором «Принципа индивидуации» и многих других книг и статей в области юнгианского психоанализа. Он является одним из основателей Межрегионального общества юнгианских аналитиков и Чикагского общества юнгианских аналитиков. С 2001 по 2004 год он был президентом Международной ассоциации аналитической психологии. Он очень востребованный международный лектор и в настоящее время живет в Швейцарии.
Пол Брутше, доктор философии. изучал философию и психологию и получил степень доктора философии в Цюрихском университете. Он обучался в C.G. Институт Юнга, Цюрих. Он бывший президент Швейцарского общества аналитической психологии, C. G. Институт Юнга и ISAP в Цюрихе. Его особыми интересами являются искусство и интерпретация изображений
Цели обучения:- Достичь понимания юнгианского мышления об активном воображении и использовании образов в психотерапии.
- Научиться практическому применению юнгианского активного воображения в психотерапии.
- Понять значение таких продуктов бессознательного как символическое.
- Узнать о личном и архетипическом уровнях образов и их значении.
Интервью с Полом Брутше.
«Введение в активное воображение как психотерапевтический метод: история и современные формы». – Мюррей Стейн. Далее вопросы и обсуждение.
«Работа с картинками в психотерапевтической обстановке» — Пол Брутше.
Далее вопросы и обсуждение.
Вопросы и обсуждение с Мюрреем Штейном и Полом Брутше.
Чтения
Abt, T. 2005. Интерпретация изображений согласно К. Г. Юнгу. Цюрих: Живое человеческое наследие.
Цвик, А. 1995. «Активное воображение: синтез в анализе», Юнгианский анализ, 2-е издание (под редакцией Мюррея Штейна). Чикаго: Открытый суд.
Ханна, Б. 2001. Встречи с душой: активное воображение, разработанное К.Г. Юнг. Уилметт, Иллинойс: Публикации Хирона.
Юнг, К.Г. Видения: заметки о семинаре, проведенном в 1930–1934 годах (изд. Клэр Дуглас). Принстон: Издательство Принстонского университета.
Рафф, Дж. 2000. Юнг и алхимическое воображение. Йорк-Бич, Мэн: Николас-Хейс.
Шаверейн, Дж. «Искусство, мечты и активное воображение», в JAP 50: 2 (2005), стр. 127–153.
Шламм, Леон. «К.Г. Визионерский мистицизм Юнга», в Harvest Vol. 52, № 1, 2006.
Суонн, Венди. «Анализ Тины Келлер с C.G. Юнг и Тони Вольф, 19 лет15-1928», в JAP 51:4 (2006), стр. 493-510.
Активное воображение и трансцендентная функция: подвижный опыт
Перейти к основному содержанию
Шеннон Симонелли, доктор философии, ATR
Шеннон Симонелли, доктор философии, ATR
Основатель CreativeWell Consulting, премьерного проекта NeuroImaginal Institute
Опубликовано 15 июля 2019 г.
+ Подписаться
Часть 1 из 2. Первоначально написано для Общества Юнга штата Юта
Это большие концепции, о которых написаны целые книги. Юнг и другие дали нам дар формулировать их на протяжении всей своей жизни, объясняя значение и дополняя картину этих понятий. Мне нравится идея свести их к сущностной семенной мысли — позволить этой семенной мысли превратиться в ваше собственное внутреннее знание и прорастить вашу собственную связь с сущностью этих органических и естественных процессов, постоянно двигающих нас к нашей собственной внутренней работе и врожденная целостность.
Активное воображение – «…естественный процесс, проявление энергии, возникающей из напряжения противоположностей, и он состоит из ряда фантазийных происшествий, которые спонтанно появляются в снах и видениях» Юнг (1).
Юнг дал название и форму активному воображению, стремясь как поддержать пациентов, так и освободить пациентов к независимой внутренней работе, научив их замечать и следовать своей внутренней жизни; внутренние образы, образы сновидений и фантазии. Он также включает, но не сосредотачивается на сенсорных импульсах, импульсах движения и сигналах от тела как части этой энергии посланника.
Думайте об активном воображении как о способе бессознательного раскрывать часть себя во все большем и большем осознании… в нашем сознании через маленькие подсказки – если мы обратим внимание, проявим любопытство и научимся использовать эти подсказки как метафору и символическое приглашение, мы нам по пути!
«Символы самости возникают в глубинах тела» – Юнг (2)
Я сам двигаюсь, Аутентичное движение – это великая дверь в активное воображение через тело. Там, где Юнг сосредоточился в основном на фантазии и следовании визуальному образу, Мэри Уайтхаус, мать Аутентичного Движения и ученица Юнга, полностью использовала тело.
В этой практике движения с закрытыми глазами также присутствует свидетель, удерживающий безопасное пространство. Активное воображение проявляется двумя способами: (1) физическое ощущение «движения» внутренней жизнью, бессознательное, обретающее форму и сопровождаемое… следуя сенсорному импульсу в теле, а не более эгоистическому выражению выбор движения определенным образом, который «выглядит хорошо или круто» (2) следование внутренним образам через движение, придание формы и формы разворачивающимся образам, эпическому путешествию и воображаемой жизни, что Юнг называет фэнтези, , как он раскрывается через тело. Аутентичное Движение, как метод активного воображения, приносит движущемуся более целостный опыт своей целостности и дает им доступ к трансцендентной функции. Нажмите, чтобы увидеть пример.
Трансцендентная функция – Приглашение/открытие целостности психики. В соединении с трансцендентной функцией она подобна восхождению выше или преодолению полярности эго-функции и перемещению в безбрежность нашего воплощенного сознания.
Это сущность движения в большее сознание; наличие инструментов, практик и поддержка стремления к освобождению от часто бессознательного напряжения, которое удерживает нас застрявшими в оковах нашей личности, ран и шаблонов бытия. Это процесс установления близких отношений со своей внутренней жизнью и инструменты для личного путешествия к целостности психики.
В качестве отправной точки поддержка активного воображения в терапевтическом процессе помогает пациенту | у клиента есть свидетель или внешняя удерживающая сила, чтобы позволить пациенту | клиент должен открыться и сдаться расширенному состоянию сознания, которое сопровождает активное воображение и побуждает трансцендентную функцию.
По мере того, как люди становятся более опытными в управлении собственной внутренней жизнью и привлечении бессознательного к осознанию, они, вероятно, включаются в свой собственный активный процесс воображения. Пока вы размышляете сами… Интересно, что сегодня привлекает ваше внимание? Это образ из вашего сна или что-то, что привлекло ваше внимание по дороге на работу, умоляя вас обратить внимание и проявить любопытство? Это телесное ощущение, привлекающее ваше внимание, или движение, которое возникает и приносит удовольствие, если вы закроете глаза и на мгновение замолчите? Рассмотрите все эти подсказки и приглашения в свою собственную внутреннюю жизнь и активное воображение… Практика следования этим хлебным крошкам открывает дверь к трансцендентной функции, чтобы мы могли жить в большей целостности, которая уже существует, ожидая, когда мы заметим.
(1) Юнг, К.Г. цитируется Chodorow, J. (1999). Танцевальная терапия и трансцендентная функция. В Палларо, П. (ред.), Authentic Movement (237-252). Лондон: Издательство Джессики Кингсли.
(2) Юнг, К.Г. цитируется Chodorow, J. (1999). Танец/движение и опыт тела в анализе. В Палларо, П. (ред.), Authentic Movement (253–266). Лондон: Издательство Джессики Кингсли.
Шэннон Симонелли Доктор философии, ATR имеет докторскую степень в области психологии воображения и творческой арт-терапии. Она практиковала, изучала и проводила более 15 000 часов Аутентичного Движения и использует его в своей работе. Она является соучредителем NeuroImaginal Institute и основатель системы Luminous Life Maps . Шеннон привносит 25 лет глубокой работы в частную практику и на танцпол, воплощенная творческая трансформация — ее радость и настоящий подарок. Вся работа Шеннон основана на глубоком доверии к телу, человеческому духу и тайне, которая держит нас всех. http://www.ShannonSimonelli.com
Догоняю себя
7 февр.
2020 г.Задним числом 20/20
6 января 2020 г.
LoveNote 014: Поздравляем ВАС с солнечным Новым годом!
24 декабря 2019 г.
ПАДАТЬ
13 ноября 2019 г.
Активное воображение и трансцендентная функция — Часть 2
23 сент.
2019 г.Ударил по лицу жизнью
5 июля 2019 г.
Воображаемое, тело и бабочка
24 июня 2019 г.
Для чего вы СОЗДАНЫ?
8 мая 2019 г.
ПРОЩЕНИЕ: ДРЕВНЯЯ ПРАКТИКА, СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
1 марта 2019 г.