Антиподом гипертимной акцентуации является акцентуация: 56. Акцентуации личности. Общая психология

Содержание

56. Акцентуации личности. Общая психология

56. Акцентуации личности. Общая психология

ВикиЧтение

Общая психология
Дмитриева Н Ю

Содержание

56. Акцентуации личности

Основные типы акцентуаций.

1. Гипертимный тип – в первую очередь характеризуется необычайной коммуникабельностью, активностью, выразительностью жестов и мимики. Такие люди обычно пребывают в приподнятом настроении и требуют этого от окружающих.

2. Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступков. Основными являются черты характера, вырабатывающиеся в связи с недостаточной степенью самоконтроля и управляемости у данной личности. Это связано с малоразвитой волевой сферой личности.

3. Эмотивный тип. Отличительная черта этого характера – повышенная эмоциональная чувствительность. Реакция таких людей как на печальные, так и на радостные события или впечатления очень сильна.

4. Педантичный тип. На уровне пограничного состояния личности педантическому типу соответствует синдром навязчивости. Это состояние, когда человека преследуют какие-либо навязчивые идеи, мысли, действия.

5. Тревожный тип. Этот тип характера ярко проявляется еще в детстве. Детей с повышенной тревожностью преследуют всяческие страхи, причем их страх может достигать очень сильной степени, когда ребенок не может справиться с ним сам. Если родители такого ребенка этого не понимают, высмеивают его или просто игнорируют, это способствует закреплению черт тревожного характера.

6. Циклотимный тип. К нему относятся люди с высокой эмоциональной подвижностью. Их настроение меняется по принципу маятника – от ярко положительного (тогда они могут вести себя как гипертимики) до крайне отрицательного (в этом случае они проявляют себя как обладатели дистимного типа характера).

7. Демонстративный тип. Отличительной особенностью людей такого типа характера является очень сильно развитый механизм вытеснения. Это защита для людей артистичного склада и тонкой душевной организации. Неприятные мысли и переживания они прячут глубоко в подсознание.

8. Застревающий тип. Основной характеристикой данного типа характера является повышенная устойчивость эмоций и переживаний. Обычно после того, как эмоция человека бывает отыграна, она больше не возвращается к нему, какой бы сильной она ни была.

9. Дистимный тип. Дистимная акцентуация характера (при более явном проявлении – субдепрессивная) является антиподом гипертимной. Людям с таким характером присущи замкнутость, немногословие, склонность к пессимизму.

10. Экзальтированный тип. Люди с таким типом характера очень бурно реагируют на любые события жизни. Всякая их эмоция находится на грани аффекта. Их эмоции могут относиться к близким, к малознакомым людям, к животным, к растениям, к произведениям искусства, к религии и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности

2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1989 а). Это качество

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И.

П.

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Социотипы и акцентуации характера

Социотипы и акцентуации характера Следующей типологией, которую мы рассмотрим в рамках психодиагностики, является типология социотипов (Аугустинавичюте, 1991; 1998; Филатова, 1999). Далее мы коротко остановимся на существующих классификациях акцентуаций характера (Личко, 1985;

Акцентуации характера

Акцентуации характера Еще одним важным шагом в развитии соционики было открытие соответствия одной из слабых функций в модели психологического типа тому, что у А.

Е. Личко в его теории акцентуаций характера называется местом наименьшего сопротивления (МНС) (Личко, 1985). А.

«Акцентуации личности (9 ИЗ 72)»

«Акцентуации личности (9 ИЗ 72)» Рожденные на свет, мы все уже изначально разные. Человек — часть природы, и отрицать врожденные, природные особенности конкретного человека не более умно, чем утверждать, что собаки, кошки и тараканы приручаются одинаково. Да, нас можно

Акцентуации характера

Акцентуации характера Систематика, которую мы приводим в дальнейшем изложении, в основном исходит из классификации П. Б. Ганнушкина (1998) и типов акцентуированных личностей у взрослых по Леонгарду (2000). Карл Леонгард – выдающийся немецкий психиатр, известный своим

Акцентуации характера

Акцентуации характера Приведенная здесь систематика в основном исходит из классификации П. Б. Ганнушкина (1998) и типов акцентуированных личностей у взрослых, по Леонгарду (1989). К. Леонгард – выдающийся немецкий психиатр, известный своим подходом к диагностике и

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Психопатии и акцентуации характера

Психопатии и акцентуации характера Психопатии — это такие аномалии характера, которые, «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям»

В сказочной вариации свои акцентуации[1]

В сказочной вариации свои акцентуации[1] Если спросить разных людей, за что они любят сказку, то и ответы будут разные: кто-то – за невероятные приключения, кто-то – за волшебство и за то, что они хорошо заканчиваются, кому-то нравится романтический сюжет. У каждого из нас

Акцентуации характера и психопатия

Акцентуации характера и психопатия Завершая краткий обзор «пограничных» состояний, мне хочется несколько слов сказать об акцентуациях характера и психопатии.Акцентуации характера – это чрезмерная выраженность некоторых характерологических черт и их сочетания. Это

2.4. Типы акцентуаций личности а.Е.Личко

Акцентуация — понятие, введенное немецким психиатром Карлом Леонгардом (1904-1988) и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуации личности отличаются от психопатий отсутствием всех признаков поведенческой патологии. Акцентуированной личности свойственна уязвимость не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим воздействиям .

Акцентуации у подростков и юношей встречаются чаше, чем у взрослых, поскольку именно в эти периоды жизни формирование личности происходит наиболее остро. Большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются.

А. Е. Личкона основании клинико-психологических исследований выделил следующие типы акцентуаций личности:

.

Гипертимный тип. (Гаврош из «Отверженных» Гюго, Фальстаф). Постоянно или часто пребывает в приподнятом настроении, даже при отсутствии видимых причин для этого.

Высоко активен, жаждет деятельности. Общителен, словоохотлив. Смотрит на жизнь оптимистически, не теряет оптимизма при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

Входит в пятерку наиболее рискованных с точки зрения делинквентности. Асоциальное поведение гипертимов обусловлено легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску.

Дистимический тип. Дистимическая личность – антипод гипертимной, такие люди пессимисты, сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется в поведении, общении и в восприятии жизни, других людей, событий. По натуре такие люди весьма серьезны, но активность им не свойственна.

Застревающий тип.(Отелло). Отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личного достоинства и ущемление интересов они долго не забывают и не прощают просто так. Окружающие часто считают их злопамятными и мстительными. К этому есть основания. Переживания аффекта часто сочетается с фантазированием и вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей хорошо заметна. Их можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, онихарактеризуется чрезмерной подозрительностью, напряженностью, недоверчивостью.

Эмотивный тип.(Соня Мармеладова из «Преступления и наказания»). Для таких людей характерна высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, они отличаются впечатлительностью, тягой к интеллектуально-эстетическим увлечениям, переживанием своей неполноценности.

Тревожный тип. Главная особенность – беспокойство за себя и близких, выражаются в повышенном самоанализе и самобичевании, робости, тревожной мнительности, «умственной жвачке», навязчивых страхах, моторной неловкости и нерешительности.

Шизоидному типусвойственны раздвоенность, замкнутость (аутизм), эмоциональная холодность, трудности в межличностных отношениях, склонность к вычурной фантазии, символике, «философской интиксикации». В качестве коммуникативного допинга используется алкоголь. Шизоиды обнаруживают неуклюжесть и вычурность в психомоторной сфере, раздвоенность сознания.

Педантичный тип.( Молчалин из «Горя от ума», Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели») При педантичном типе акцентуации злобная гневность и жестокость уживаются с бережливостью, педантизмом и аккуратностью, повышенной ревнивостью, стремлением к властвованию. Алкогольное опьянение усиливает агрессию и сопровождается беспамятством, садомазохистскими наклонностями.

Циклотимным людям (А.С.Пушкин) свойственна склонность к колебаниям настроения: период подъема с активностью, шутливостью, склонностью к алкоголизации (до 1-2 недель) может сменяться понижением настроения до степени, не доходящей до истинной депрессии (субдепрессия). Мелкие неприятности тогда переносятся тяжело. Появляются вялость, скука, разбитость, стремление к одиночеству.

Лабильный тип. Это вариант циклотимного типа, но фазы смены настроения короткие. Главной чертой лабильного типа является крайняя неустойчивость настроения, меняющегося от ничтожного повода. Это «люди настроения в данный момент», чуткие к знакам внимания, привязанные к родным и близким. У лабильных циклоидов фаза упадка короче (1-2 дня).

Астеноневротический типпроявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом, ипохондрией.

Возбудимый тип. ( Митя Карамазов). Особенность этого типа – выраженная импульсивность поведения, Манера общения в значительной степени зависит не от логики, не от рационального объяснения своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемым побуждением, Крайне низкая терпимость к другим людям, Входят в группу особого риска делинквентного поведения, частые участники насильственных правонарушений

Демонстративный тип(Карамазов – отец, Федор Павлович) отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители этого типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидераБ преподносят себя как центрального персонажа любой ситуации.. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более, что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство, даже в интимной сфере.

Неустойчивый типхарактеризуется легкой подчиняемостью, безынициативностью. Эти лица часто попадают в сомнительные компании, склонны к отклоняющемуся (делинквентному) поведению, азартным играм, удовольствиям, праздному безделью, недоверчивостью. Вариантом является конформный тип.

Конформный типакцентуации характеризуется растворением личности в окружающих. Эти лица мимикрируют под любое окружение, поэтому, попав в хороший микросоциальный коллектив, они могут стать исполнительными работниками, в ином случае могут нарушать нормы поведения (например, «за компанию» спиваются).

Если у одного и того же индивидуума встречаются сочетания нескольких черт, то говорят о смешанном типе акцентуации характера

Черты нейропсихологического функционирования и темперамента в чешской выборке детей и подростков с семейным риском биполярного расстройства

1. Lichtenstein P, Yip BH, Björk C, Pawitan Y, Cannon TD, Sullivan PF, et al. Общие генетические влияния на шизофрению и биполярное расстройство: популяционное исследование 2 миллионов нуклеарных семей. Ланцет. (2009) 373: 234–9. 10.1016/S0140-6736(09)60072-6 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Даффи А. На пути к комплексной клинической модели стадирования биполярного расстройства: объединение доказательств. Can J Психиатрия. (2014) 59: 659–66. 10.1177/070674371405

8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Keown-Stoneman CD, Horrocks J, Darlington GA, Goodday S, Grof P, Duffy A. Модели с несколькими состояниями для исследования возможных стадий приводит к биполярному расстройству. Int J Биполярное расстройство. (2015) 3:5. 10.1186/s40345-014-0019-4 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Даффи А., Альда М., Хайек Т., Шерри С.Б., Гроф П. Ранние стадии развития биполярного расстройства расстройство. J Аффективное расстройство. (2010) 121:127–35. 10.1016/j.jad.2009.05.022 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Hafeman DM, Merranko J, Goldstein TR, Axelson D, Goldstein BI, Monk K, et al.. Оценка калькулятора риска на уровне человека для прогнозирования новых Начало биполярного расстройства спектра у молодых людей в группе семейного риска. Джама Психиатрия. (2017) 74:841–7. 10.1001/jamapsychiatry.2017.1763 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Fountoulakis KN, Gonda X, Koufaki I, Hyphantis T, Cloninger CR. Роль темперамента в этиопатогенезе болезни биполярного спектра. Харв Рев Психиатрия. (2016) 24:36–52. 10.1097/HRP.0000000000000077 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Miskowiak KW, Kjærstad HL, Meluken I, Petersen JZ, Maciel BR, Köhler CA, et al. Поиск нейровизуализации и когнитивных эндофенотипов: критический систематический обзор исследований с участием здоровых родственников первой степени родства людей с биполярным расстройством. Neurosci Biobehav Rev. (2017) 73:1–22. 10.1016/j.neubiorev.2016.12.011 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Kurtz MM, Gerraty RT. Метааналитическое исследование нейрокогнитивного дефицита при биполярном расстройстве: профиль и влияние клинического состояния. Нейропсихология. (2009 г.) 23:551–62. 10.1037/a0016277 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Elias LR, Miskowiak KW, Vale AM, Köhler CA, Kjærstad HL, Stubbs B, et al. Когнитивные нарушения при эутимическом педиатрическом биполярном расстройстве расстройство: систематический обзор и метаанализ. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. (2017) 56: 286–96. 10.1016/j.jaac.2017.01.008 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Бора Э., Озердем А. Мета-анализ нейрокогнитивных функций у молодежи с семейным высоким риском биполярного расстройства. Европейская психиатрия. (2017) 44:17–23. 10.1016/j.eurpsy.2017.02.483 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Голдсмит Х.Х., Басс А.Х., Пломин Р., Ротбарт М.К., Томас А., Чесс С. и др. Круглый стол: что такое темперамент? Четыре подхода. Детский Дев. (1987) 58:505–29. 10.2307/1130527 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Oedegaard KJ, Syrstad VE, Morken G, Akiskal HS, Fasmer OB. Изучение возраста начала заболевания и аффективных темпераментов у норвежской выборки пациентов с расстройствами настроения. J Аффективное расстройство. (2009) 118:229–33. 10.1016/j.jad.2009.01.030 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Perugi G, Toni C, Maremmani I, Tusini G, Ramacciotti S, Madia A, et al.. Влияние аффективных темпераментов и психопатологических черт на определение подтипов биполярного расстройства: исследование биполярного I итальянского национального образца . J Аффективное расстройство. (2012) 136:e41–9. 10.1016/j.jad.2009 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Tillman R, Geller B, Craney JL, Bolhofner K, Williams M, Zimerman B, et al. Факторы темперамента и характера в препубертатном возрасте и фенотип раннего подросткового биполярного расстройства по сравнению с гиперактивным и нормальным контролем с дефицитом внимания. J Child Adolesc Psychopharmacol. (2003) 13:531–43. 10.1089/104454603322724922 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Чанг К.Д., Блейси С.М., Кеттер Т.А., Штайнер Х. Характеристики темперамента детей и подростков с биполярным расстройством. J Аффективное расстройство. (2003) 77:11–9. 10.1016/S0165-0327(02)00105-2 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Даффи А., Альда М., Триннир А., Демиденко Н., Гроф П., Гудьер И.М. Темперамент, жизненные события и психопатология у потомства родителей с биполярным расстройством. Европейская детская подростковая психиатрия. (2007) 16:222–8. 10.1007/s00787-006-0592-x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Singh MK, DelBello MP, Strakowski SM. Темперамент у потомства детей родителей с биполярным расстройством. J Child Adolesc Psychopharmacol. (2008) 18:589–93. 10.1089/cap.2007.142 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Kim E, Garrett A, Boucher S, Park MH, Howe M, Sanders E, et al. Заторможенный темперамент и гиппокамп объем у потомства родителей с биполярным расстройством. J Child Adolesc Psychopharmacol. (2017) 27: 258–65. 10.1089/cap.2016.0086 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

19. Benarous X, Consoli A, Milhiet V, Cohen D. Ранние вмешательства для молодежи с высоким риском биполярного расстройства: подход к развитию. Европейская детская подростковая психиатрия. (2016) 25:217–33. 10.1007/s00787-015-0773-6 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Hajek T, Cullis J, Novak T, Kopecek M, Blagdon R, Propper L, et al. предрасположенность к биполярному расстройству: воспроизводимые доказательства поражения правой нижней лобной извилины. Биол психиатрия. (2013) 73:144–52. 10.1016/j.biopsych.2012.06.015 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Хоу Л., Хейлброннер У., Дегенхардт Ф., Адли М., Акияма К., Акула Н. и др. Генетические варианты, связанные с реакцией на лечение литием при биполярном расстройстве: полногеномное ассоциативное исследование. Ланцет. (2016) 387:1085–93. 10.1016/S0140-6736(16)00143-4 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Endicott J, Spitzer RL. Диагностическое интервью: график аффективных расстройств и шизофрении. Арх генерал психиатрия. (1978) 35:837–44. [PubMed] [Академия Google]

23. Kaufman J, Birmaher B, Brent D, Rao U, Flynn C, Moreci P, et al.. График аффективных расстройств и шизофрении у детей школьного возраста в настоящее время и прижизненная версия (K-SADS-PL): исходные данные о надежности и валидности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. (1997) 36:980–8. 10.1097/00004583-199707000-00021 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Youngstrom EA, Findling RL, Danielson CK, Calabrese JR. Дискриминационная валидность отчета родителей о гипоманиакальных и депрессивных симптомах в Общем опроснике поведения. Психологическая оценка. (2001) 13:267–76. 10.1037/1040-3590.13.2.267 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Youngstrom EA, Frazier TW, Demeter C, Calabrese JR, Findling RL. Разработка шкалы мании из десяти пунктов на основе опросника общего поведения родителей для детей и подростков. Дж. Клин Психиатрия. (2008) 69:831–9. 10.4088/JCP.v69n0517 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Findling RL, Youngstrom EA, Danielson CK, DelPorto-Bedoya D, Papish-David R, Townsend L, et al.. Принятие клинических решений с использованием общего опросника поведения при юношеской биполярности. Биполярное расстройство. (2002) 4:34–42. 10.1034/j.1399-5618.2002.40102.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Raven J. Прогрессивные матрицы Raven: изменение и стабильность в культуре и во времени. Когн Психол. (2000) 41:1–48. 10.1006/cogp.1999.0735 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Коркман М., Кирк У., Кемп С.Л. NEPSY-II: Клиническое и пояснительное руководство. Сан-Антонио, Техас: Психологическая корпорация; (2007). [Google Scholar]

29. De Sonneville LMJ. Амстердамские нейропсихологические задачи: компьютерная программа оценки. Компьютерная психология. (1999) 6:187–203. [Google Scholar]

30. Bates ME, Lemay EP. Тест d2 на внимание: конструктивная валидность и расширение методов подсчета очков. J Int Neuropsychol Soc. (2004) 10:392–400. 10.1017/S135561770410307X [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Simonds J, Rothbart MK. Опросник темперамента в среднем детстве (TMCQ): компьютеризированная самооценка темперамента в возрасте 7–10 лет. В: Постерная сессия, представленная на конференции «Случайный темперамент» (Афины) (2004 г.). [Академия Google]

32. Эллис Л.К., Ротбарт М.К. Пересмотр анкеты раннего подросткового темперамента. В: Плакат, представленный на двухгодичном собрании Общества исследований детского развития (Миннеаполис, Миннесота:) (2001). [Google Scholar]

33. Мурис П., Мистерс С., Блейлевенс П. Самооценка реактивного и регулирующего темперамента в раннем подростковом возрасте: связь с интернализацией и экстернализацией проблемного поведения и «большой тройкой» личностных факторов. Дж. Адолеск. (2007) 30: 1035–49. 10.1016/j.adolescence.2007.03.003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Гетц М., Себела А., Мохаплова М., Цереснакова С., Птачек Р., Новак Т. Психические расстройства и качество жизни у потомства родителей с биполярным расстройством. J Child Adolesc Psychopharmacol. (2017) 27:483–93. 10.1089/cap.2016.0056 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Klimes-Dougan B, Ronsaville D, Wiggs EA, Martinez PE. Нейропсихологическое функционирование детей-подростков матерей с биполярными или большими депрессивными расстройствами в анамнезе. Биол психиатрия. (2006) 60:957–65. 10.1016/j.biopsych.2006.03.031 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Bauer IE, Frazier TW, Meyer TD, Youngstrom E, Zunta-Soares GB, Soares JC. Аффективная обработка при педиатрическом биполярном расстройстве и потомстве биполярных родителей. J Child Adolesc Psychopharmacol. (2015) 25:684–90. 10.1089/cap.2015.0076 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Дивадкар В.А., Горадия Д., Хосанагар А., Мермон Д., Монтроуз Д.М., Бирмахер Б. и др. Рабочая память и внимание дефициты у детей подросткового возраста, страдающих шизофренией или биполярным расстройством: сравнение маркеров уязвимости. Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. (2011) 35:1349–54. 10.1016/j.pnpbp.2011.04.009 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Whitney J, Howe M, Shoemaker V, Li S, Marie Sanders E, Dijamco C, et al. , Социально-эмоциональная обработка и функционирование молодежи с высоким риском биполярного расстройства. J Аффективное расстройство. (2013) 148:112–7. 10.1016/j.jad.2012.08.016 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Hanford LC, Sassi RB, Hall GB. Точность маркировки эмоций у детей родителей с диагнозом биполярное расстройство. J Аффективное расстройство. (2016) 194: 226–33. 10.1016/j.jad.2016.01.031 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

40. Климс-Дуган Б., Чон Дж., Кеннеди К.П., Аллен Т.А. интеллектуальное функционирование у потомства родителей с биполярным расстройством: обзор литературы. наук о мозге. (2017) 7:143. 10.3390/brainsci7110143 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Mesman E, Nolen WA, Keijsers L, Hillegers MHJ. Исходная размерная психопатология и будущее начало расстройства настроения: результаты голландского биполярного исследования потомства. Acta Psychiatr Scand. (2017) 136: 201–9. 10.1111/acps.12739 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

42. Rasic D, Hajek T, Alda M, Uher R. Риск психических заболеваний у потомства родителей с шизофренией, биполярным расстройством и большим депрессивным расстройством: метаанализ семейных исследований высокого риска. Шизофр Булл. (2014) 40:28–38. 10.1093/schbul/sbt114 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

43. Millan MJ, Agid Y, Brüne M, Bullmore ET, Carter CS, Clayton NS, et al. Когнитивная дисфункция в психиатрии расстройства: характеристики, причины и поиск улучшенной терапии. Nat Rev Drug Discov. (2012) 11:141–68. 10.1038/nrd3628 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

44. де ла Серна Э., Вила М., Санчес-Гистау В., Морено Д., Ромеро С., Суграньес Г. и другие. Нейропсихологические характеристики детского и подросткового потомства пациентов с биполярным расстройством. Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. (2016) 65:54–9. 10.1016/j.pnpbp.2015.08.014 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

45. Maziade M, Rouleau N, Gingras N, Boutin P, Paradis ME, Jomphe V, et al. Общие нейрокогнитивные дисфункции у молодых потомков с экстремальным риском шизофрении или биполярного расстройства в многопоколенных семьях восточного Квебека. Шизофр Булл. (2008) 35:919–30. 10.1093/schbul/sbn058 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Papmeyer M, Sussmann JE, Hall J, McKirdy J, Peel A, Macdonald A, et al. Нейрокогнитивные функции у лиц с высоким семейным риском аффективных расстройств с последующим началом депрессии или без него. Психомед. (2015) 45:3317–27. 10.1017/S0033291715001324 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Lin K, Xu G, Wong NM, Wu H, Li T, Lu W и др. Многомерный и комплексный подход к изучению стадий высокого и сверхвысокого риска биполярного расстройства. ЭБио Мед. (2015) 2:919–28. 10.1016/j.ebiom.2015.06.027 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. McCormack C, Green MJ, Rowland JE, Roberts G, Frankland A, Hadzi-Pavlovic D, et al .. Нейропсихологические и социальные когнитивные функции у молодых людей с генетическим риском биполярного расстройства. Психомед. (2016) 46:745–58. 10.1017/S0033291715002147 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Solé-Padulles C, Castro-Fornieles J, de la Serna E, Romero S, Calvo A, Sánchez-Gistau V, et al.. Измененный кортико- связность полосатого тела у потомства пациентов с шизофренией по сравнению с потомством пациентов с биполярным расстройством и контрольной группой. ПЛОС ОДИН. (2016) 11:e0148045. 10.1371/journal.pone.0148045 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Каракурт М.Н., Карабекироглу М.З., Юце М., Байкал С., Сенсес А. Нейропсихологические профили подростков с биполярным расстройством и подростков с высоким риском биполярного расстройства. Терк Дж. Психиатрия. (2013) 24:221–30. 10.5080/u7185 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

51. Kochanska G, Murray K, Harlan ET. Энергичный контроль в раннем детстве: преемственность и изменение, предпосылки и последствия для социального развития. Дев Психология. (2000) 36:220–32. 10.1037/0012-1649.36.2.220 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

52. Айзенберг Н., Смит К.Л., Садовский А., Спинрад Т.Л. Усиленный контроль: отношения с регулированием эмоций, адаптацией и социализацией в детстве. В: Baumeister RF, Vohs KD, редакторы. Справочник по саморегулированию: исследования, теория и приложения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; (2004). п. 259–82. [Google Scholar]

53. Chen CH, Suckling J, Lennox BR, Ooi C, Bullmore ET. Количественный метаанализ исследований фМРТ при биполярном расстройстве. Биполярное расстройство. (2011) 13:1–15. 10.1111/j.1399-5618.2011.00893.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Roberts G, Lord A, Frankland A, Wright A, Lau P, Levy F, et al. Функциональное нарушение связи нижней лобной извилины у молодых людей с биполярным расстройством или с высоким генетическим риском. Биол психиатрия. (2017) 81:718–27. 10.1016/j.biopsych.2016.08.018 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Eisenberg N, Valiente C, Spinrad TL, Liew J, Zhou Q, Losoya SH, et al.. Продольные отношения усилий детей контроля, импульсивности и отрицательной эмоциональности к экстернализации, интернализации и сопутствующим поведенческим проблемам. Дев Психология. (2009 г.) 45:988–1008. 10.1037/a0016213 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

56. Mesman E, Nolen WA, Reichart CG, Wals M, Hillegers MHJ. Голландское биполярное исследование потомства: 12-летнее наблюдение. Am J Психиатрия. (2013) 170:542–9. 10.1176/appi.ajp.2012.12030401 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Singh MK, DelBello MP, Stanford KE, Soutullo JC, McDonough-Ryan P, McElroy SL, et al. Психопатология у детей с биполярным расстройством родители. J Аффективное расстройство. (2007) 102:131–6. 10.1016/j.jad.2007.01.004 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Benarous X, Mikita N, Goodman R, Stringaris A. Различная взаимосвязь между социальными способностями и размерами маниакальноподобных симптомов в молодости. Европейская детская подростковая психиатрия. (2016) 25:831–42. 10.1007/s00787-015-0800-7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Gaias LM, Gartstein MA, Fisher PA, Putnam SP, Räikkönen K, Komsi N. Межкультурный темперамент различия у младенцев, детей и взрослых в Соединенных Штатах Америки и Финляндии. Сканируйте J Psychol. (2012) 53:119–28. 10.1111/j.1467-9450.2012.00937.x [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

особенности гипертимного типа личности, акцентуации характера, характеристики и черты стенического темперамента

Психология

  1. Определение и характеристика
  2. Признаки проявления
  3. Причины возникновения
  4. Классификация
  5. Возрастные особенности
  6. Отношения с гипертимусом
  7. Коррекция поведения

Гипертимальность подразумевает совокупность черт характера, определяющую оптимистичного и воинственного человека. Этот психологический тип личности отличается повышенной активностью, общительностью и вспыльчивостью. Несмотря на кажущуюся легкость психотипа, гипертим обладает массой отрицательных качеств, негативно влияющих на его жизнь.

Определение и характеристика

Гипертрофия персонажа проявляется в чрезмерном оптимизме и повышенной энергичности. В психологии этот тип означает нахождение человека на границе между психопатией и склонностью к насилию. У людей, страдающих психическими заболеваниями, в большинстве случаев наблюдается эта акцентуация, которая выражается в неустойчивости психики.

Hypertima можно распознать по двигательной гиперактивности. Такой человек быстро ходит и говорит, а также активно использует мимику и жесты. Он легко и быстро засыпает, но и просыпается гораздо раньше других людей. Однако он всегда остается в приподнятом настроении.

Веселый нрав гипертима выделяет его в обществе, делая такого человека душой компании. Он всегда рад участвовать в любом мероприятии, и даже в плохом склонен видеть только хорошее. Эта черта иногда играет негативную роль, так как человек с гипертимным типом личности может излучать чрезмерный оптимизм даже тогда, когда веселье неуместно.

Это психическое расстройство выражается склонностью к неряшливости. Вокруг такого человека постоянно царит хаос. В то же время, если у шизоида есть расстройство, основанное на каких-либо принципах, то для гипертима этот процесс не имеет глубокого смысла. Кроме того, он не станет убирать за собой грязь и скорее взбесится, если его заставят наводить порядок.

Эта акцентуация характера может быть обусловлена ​​периодической тягой к власти. В какой-то момент человек с таким расстройством может изъявить желание организовать мероприятие, и сделает это со всей ответственностью. В остальном этот тип склонен к анархии, а потому легко нарушает общепринятые правила.

Гипертаймы не зависят от мнения общества и не стремятся к самореализации. Они не стремятся к славе и богатству и не страдают комплексом неполноценности. Аутентичный характер ведет к чрезмерной открытости и наглости, что часто утомляет окружающую среду. А излишняя смелость и конфликтность часто пугают близких.

На человека с этим психотипом легко повлиять, так как он легко соглашается с чужим суждением. В то же время он может согласиться с абсолютно противоположными рассуждениями, не замечая собственной непоследовательности. Слабая воля и ярко выраженная эмоциональность мешают такому человеку обзавестись прочными связями и продвинуться по карьерной лестнице.

Гипертим не отличается состраданием и пониманием. Легко переносит чужое горе, а на чью-то беду может и вовсе не обращать внимания. Тем не менее, в нужный момент такой индивидуум способен протянуть руку помощи, особенно если знает, что он действительно нужен.

Такие люди очень добры к другим. Они не пожалеют собственных сил и финансов для нуждающегося человека. Если их благие намерения не будут оценены, это не смутит гипертимов и не обидит их. Делая добрые дела, они не ждут ни похвалы, ни ответной помощи.

Отличительные черты такого человека — бескорыстие, а не зависть. Но при этом у него совершенно нет моральных ограничений, он легко может совершить плохой поступок и даже нарушить закон, но сильного сожаления не испытает.

Среди прочего, гипертимность ненадежна. Человек может легко дать обещание, но даже не думать о его выполнении. А если напомнить ему об обязательствах, то можно услышать массу отговорок и признаний, почему обещанное не выполнено.

Гипертим любит общение и нуждается в постоянном внимании. Часто чрезмерная болтливость приводит к тому, что такой индивидуум рассказывает личные вещи совершенно незнакомым людям. При этом он может приукрашивать события, не преследуя корыстных целей.

Это жизнерадостные и открытые люди, которые иногда говорят нелицеприятные вещи. Например, они могут грубо пошутить в чей-то адрес или рассказать грязную шутку. Кроме того, эти личности спокойно относятся к самоиронии и могут быть глухи к уколам в их адрес.

Признаки проявления

Гипертимия проявляется в детском возрасте и выражается в подвижности, болтливости, большой общительности и суетливости. Такие дети любят быть в центре внимания и отличаются озорством, что создает много шума вокруг гипертима. Часто родители не видят в этом ничего плохого, считая это возрастными особенностями ребенка.

Учителя, которые будут постоянно жаловаться на неусидчивость и непоседливость такого ученика, могут помочь родителям заметить психологическое расстройство. Ребенок легко усваивает информацию и очень способный, но совершенно не приемлет никаких дисциплинарных правил.

В подростковом возрасте гипертимия проявляется в виде постоянного повышенного настроения, отличного самочувствия и здорового аппетита. Несмотря на высокую физическую нагрузку в течение дня, подросток не нуждается в длительном отдыхе и не испытывает дискомфорта из-за недосыпа.

Подростки с гипертимическим расстройством часто становятся причиной конфликтных ситуаций как с родителями, так и со сверстниками. Любое нравоучение или разговор по душам может вызвать агрессивную реакцию. К сожалению, бороться с таким поведением невозможно, так как такие дети не хотят принимать навязанные правила. Стремление к самостоятельности часто приводит к тому, что такие подростки постоянно убегают из дома.

Причины возникновения

Акцентуации гипертонического характера могут возникать по разным причинам. Поэтому перед началом лечения необходимо выявить физиологические и патологические признаки заболевания. Необходимо правильно оценивать состояние больного и следить за реакциями его организма в течение определенного периода времени.

Беспокойство часто передается по наследству. У родителей с холерическим темпераментом очень часто рождаются дети с гипертимией. Постоянное копирование поведения взрослых заставляет ребенка более выраженно развивать в себе черты, характерные для холериков.

Часто на развитие этого психического расстройства влияют следующие факторы:

  • недоношенность;
  • внутриутробная асфиксия;
  • быстрые или продолжительные роды;
  • сложные отношения между родителями;
  • самодурство одного из родителей;
  • физическое недоразвитие.

    Для точного установления гипертимии у ребенка необходимо обратиться к детскому психологу или педиатру. Опытный специалист прояснит интересующие вопросы и выявит причины гиперактивного поведения пациента. Он также осмотрит ребенка и проверит его реакцию и уровень развития, чтобы оценить его психологическое состояние.

    Помимо психологов и психиатров, с такими пациентами должны работать неврологи и эндокринологи. Это поможет завершить картину, которая в дальнейшем поможет составить план лечения.

    Классификация

    Этот психотип может сочетать в себе признаки других акцентуаций характера. Чаще всего выделяют несколько видов гипертимов.

    • Гипертимно-стенический — отличается неустойчивой психикой, при которой человек на первое место ставит развлечения, жертвуя остальной жизнью. Нередко гипертоник-стеник испытывает тягу к алкоголю или наркотикам.
    • Гипертимно-гистероидный — возникает на фоне постоянного стресса. В то же время личность отличается непредсказуемостью из-за стремления доказать обществу собственную завершенность.
    • Гипертонически-аффективный — выражается в вспыльчивом и агрессивном поведении, которое может спровоцировать даже незначительное замечание. Такому индивидууму свойственна враждебность и конфликтность, из-за чего другие люди видят в нем настоящего психопата.
    • Гипертимно-циклический — обусловлен внутренними факторами, которые в зависимости от эндогенного состояния выражаются в хорошем или плохом настроении.
    • Гипертимный радикал — обладает чрезмерным оптимизмом и жизнелюбием, что часто приводит к недооценке негативных последствий тех или иных событий. Таких людей отличает живая мимика и размашистые жесты.
    • Гиперпедантичный — отличается медленной реакцией на внешние раздражители. Этот тип определяет пунктуальных и добросовестных людей, которые часто ставят перед собой задачи, превышающие их возможности.
    • Гипертимно-взрывной — проявляется частыми вспышками гнева и раздражения. Такие люди не умеют достойно пережить неудачу и начинают возмущаться по любому поводу. Сочетание гипертимных и эксплозивных черт чаще возникает на фоне черепно-мозговой травмы или вследствие перенесенного в подростковом возрасте маниакально-депрессивного психоза.

    Возрастные особенности

    Характер гипертимы менялся с годами. Черты детства часто меняются во взрослом возрасте. Так, если гипертимический синдром у детей выражается в болтливости и яркой физической и эмоциональной активности, то подростки, помимо этих качеств, начинают проявлять агрессию и неприятие.

    В подростковом возрасте такие личности отличаются веселым нравом и общительностью. Но любое внешнее воздействие может вызвать у них протест, который выражается в ярости. Обычно такая реакция возникает у гипертимов из-за чрезмерного контроля и навязывания им чужого мнения.

    Во взрослом возрасте поведение такого индивидуума зависит от того, как прошел его подростковый возраст. Если в подростковом возрасте он никем не контролируется, то во взрослом возрасте становится более ответственным и самостоятельно учится исправлять собственные ошибки. Но тотальный контроль над таким ребенком приведет к тому, что взрослый пристрастится к алкоголю или наркотикам или начнет вести беспорядочный образ жизни.

    В любви люди с этим психотипом проявляют легкость и непринужденность. Мужчины Hypertima в отношениях с женщинами становятся веселыми и яркими компаньонами, способными украсить все стороны жизни своей возлюбленной. А вот женщины-гипертимы могут открыть для партнера новые ощущения, которые он испытает, попробовав новые увлечения и занятия.

    Взаимоотношения с гипертимусом

    Обнаружив гипертимный синдром у ребенка, родители должны правильно выстроить отношения внутри семьи. Главное, что они должны делать, это создавать в доме уютную и дружелюбную атмосферу. Нельзя громко выяснять отношения, а тем более вовлекать ребенка во взрослую разборку.

    Чтобы сгладить возбудимость и активность ребенка, необходимо уделять ему достаточно внимания. Например, вам может захотеться чаще гулять, вместе делать домашнее задание и посещать тихие и расслабляющие мероприятия. Шум и суета только взбудоражат неустойчивую психику.

    Ни в коем случае нельзя бить ребенка с таким психологическим типом. Установление жестких правил и регламентов тоже ни к чему хорошему не приведет. То же самое относится и к отношениям со взрослыми, страдающими гипертимным синдромом.

    От таких людей нужно требовать конкретных действий, чтобы не перегружать их. При этом требование должно быть озвучено в форме просьбы, иначе гипертимы будут протестовать.

    Чтобы люди с этим синдромом нашли свое место в жизни и стали успешными, им необходимо выбирать профессии, связанные с деятельностью и общением. Например, они могут быть отличными аниматорами, организаторами мероприятий, гидами и экспедиторами. Благодаря своим ораторским способностям и хорошему чувству юмора гипертимы могут преуспеть в этих профессиях.

    Коррекция поведения

    Коррекция характера человека с гипертимным психическим расстройством должна происходить постепенно. Для этого ему необходимо выполнить следующие действия:

    • время от времени необходимо наводить порядок в своей комнате;
    • научиться доводить начатое до конца в любой деятельности;
    • начните вести дневник, в котором будут указаны все планы на предстоящий день.

    Кроме того, гипертиму необходимо научиться вести себя непринужденно в любой ситуации. Для этого нужно стараться сдерживать свою агрессию и спокойно реагировать на внешние раздражители.

    Такие люди должны научиться делать все постепенно, не спеша. Например, вы можете начать вышивать или заниматься любой другой работой, требующей внимательности и неторопливости.

    Поскольку человек с гипертимическим синдромом не отличается высокой ответственностью и легко может забыть об этом обещании, ему следует начать расставлять напоминания на телефоне или наклеивать стикер с обещанием на видное место.

Добавить комментарий