терапия — метод реабилитации и лечения для взрослых с заболеваниями нервной системы. Арт-терапия в Москве в Юсуповской больнице
Содержание↓[показать]Арт – терапия представляет собой одно из направлений психотерапии искусством. Врачи предлагают пациентам рисовать тематические картины или делать раскраски по своему желанию. Так психологи Юсуповской больницы определяют степень заболевания. В то же время арт-терапия для взрослых даёт пациенту сконцентрироваться на процессе. Это является естественной формой коррекции эмоционального состояния.
Психологи Юсуповской больницы используют и другие виды творчества: скульптуру, шитьё, поэзию, вокал, песочную арт-терапию. Благодаря своей эффективности, доступности в применении и простоте внедрения процедуры, арт-терапия заняла значительное место в лечении неврологических и психических заболеваний.
Роль арт-терапии в психологии и неврологии
Множество неврологических и психологических заболеваний у взрослых и детей часто имеют одну черту – пациент, по причине сложности вербального общения предпочитает уходить в себя. Социализация и реабилитация таких пациентов заключаются в процедурах, которые направлены на их активное участие в деятельности. Арт терапия в Москве применяется в составе комплексного лечения пациентов с поражениями центральной нервной системы:
- инсультом;
- последствия черепно-мозговой травмы;
- объёмными образованиями головного мозга.
Все они ощущают подавленность, сонливость, тревожность, чувство страха. Процедуры и упражнения арт – терапии стабилизируют состояние пациентов, и они в короткие сроки становится более уравновешенным. С помощью арт-терапии корригируются психосоматические нарушения, стабилизируется состояние покоя, повышается интеграция личности в общественную жизнь. Благодаря лечению искусством улучшаются и физические показатели пациента. Речь и мелкая моторика становятся более обдуманными, пациенты заметно меньше раздражаются в случае, если у них недостаточно точно получается задуманное.
Пациенты, которые проходят курс восстановительной терапии после инсультов, тяжело переживают моменты, когда простые движения, которые они повторяли в течении жизни (взять ложку, завязать шнурки или застегнуть пуговицу) оказываются сложнейшими процедурами. Заинтересовавшись арт – терапией, они не воспринимают её в качестве лечения, а считают времяпровождением, а при правильной подаче врача и близких –значительной помощью. Это делает труд больного значимым и кропотливым. Мелкая моторика влияет на деятельность мозга как запускающий механизм. Положительная динамика наблюдается при групповых занятиях, на которых врач предлагает сравнивать произведения друг друга и обсуждать процесс.
Арт-терапия как метод реабилитации
Большинство людей, которые перенесли неврологические заболевания, сталкиваются с одинаковой проблемой – их физическое состояние не позволяет вести полноценный образ жизни. После того, заканчивается медикаментозное лечение, и пациент готов вернуться к прежней, привычной жизнедеятельности, он обнаруживает, что не все функции может выполнять как прежде. Это ухудшает настроение, сказывается на желании вернуться в активную жизнь общества.
Пережив тяжёлую болезнь, долгое время находясь в непривычной ситуации, пациент ещё больше «закрывается» от общения. В связи со сложностями с полноценной социализацией происходят изменения в нервной системе. В этих случаях, арт – терапия решает сразу несколько задач, которые являются основополагающими для того, чтобы пациент восстановил свои функции. Сеансы реабилитации стабилизируют эмоциональное состояние, дают возможность вернуть координационные навыки, улучшают мелкую моторику.
Методы арт-терапии несут в себе следующие функции:
- коммуникативно -рефлексивную – в результате занятий корригируются личностная оценка, формируются навыки общения и терпение к своему состоянию, появляется желание добиться больших результатов и гордость за своё упорство, что формирует общий положительный фон для выздоровления;
- катарсистическую, или опустошающую – в этот сложный период пациенту важно освободиться от негативных мыслей, что удаётся благодаря ощущению внутренней гармонии;
- регулятивную (снятие напряжения) – положительное психоэмоциональное состояние моделируется благодаря улучшению общего окружения и сосредоточенности пациента на процессе.
Пациент, проходящий реабилитацию в Юсуповской больнице, в которую включена системная арт – терапия, в течение достаточно короткого времени приходит в гармонию со своим внутренним состоянием. Он переживает положительные эмоции, в результате чего формируется новое отношение к ситуации. Пациент находит возможности выхода из неё. Внутренний конфликт прорабатывается посредством вынесения его в виде скульптур, рисунков, мелодий. Некоторые люди открывают в себе тягу к живописи или музыке, которые остаются любимым занятием на будущую жизнь.
Методы и виды арт – терапии
Существует множество видов искусства, на которые психологи Юсуповской больницы опираются для качественной реабилитации пациентов. Больной и врач выбирают наиболее интересную сферу для обсуждения и занятий. Пациент сам должен сделать выбор из предложенных психотерапевтом вариантов: заниматься живописью или песочной арт-терапией, обсуждать полотна художников или заниматься самостоятельно. Пациент, который склонен к живописи и готовый обсуждать эту тематику, делиться своими наблюдениями и интересующийся комментариями к своим работам – это отличный результат работы психотерапевта.
Лепка из всевозможных материалов: глины, пластилина, специального теста – даёт возможность развить мелкую моторику рук, учит концентрироваться на процессе и приводит к общему расслаблению. Пение, прослушивание классической музыки и игра на музыкальных инструментах в значительной мере действуют расслабляющее и позволяют избавиться от дефектов речи. После сеансов арт-терапии пациент чувствует радость от возможности проявить себя. Чтение всегда действует отвлекающее, заставляет окунуться в мир фантазии, другого места и времени. Сочинение небольших стихов, миниатюр, юморесок позволяет врачу понять глубину переживаний и проблем пациента, а в дальнейшем корректировать этими же методами его внутреннее состояние.
В Юсуповской больнице психотерапевты применяют методику групповых и индивидуальных занятий. Оптимальным вариантом являются групповые занятия. Они решают основную проблему – ограничение общения с социумом. Интерактивная группа является результатом качественной работы специалиста. В ходе групповых занятий арт – психотерапевт даёт задание на общую тему или предлагает к обсуждению одно из произведений пациента. Тем самым он формирует умение оценивать, уйти от зажатости и стеснения.
Индивидуальные программы реабилитации направлены на вывод пациента из состояния глубокого погружения в себя. Психотерапевт находит интересную для обсуждения тему, много рассказывает и вызывает пациента на диалог. Правильно проведенные индивидуальные занятия в дальнейшем переходят к групповым.
Специалисты клиники реабилитации Юсуповской больницы структуру занятия, состоящую из трёх частей. Во вводной части психолог анализирует состояние пациентов, их настроение, шутит с ними и этим агитирует на активное участие. В основной части участники занятия выбирают занятие, решают, будет оно индивидуальным или групповым. Они обсуждают результаты, делятся ощущениями и впечатлением.
В заключительной части занятия участники процесса подводят итоги, оценивают себя, сравнивают свои прежние результаты с настоящими. Психотерапевт анализирует текущее состояние пациентов, наблюдает изменения и принимает решения о следующих работах. Для того чтобы пройти курс арт-терапии в кинике реабилитации звоните по телефону Юсуповской больницы.
Арт-терапия — не то, чем кажется — Про Паллиатив
Когда мы слышим «арт-терапия», у многих из нас всплывает такой образ: вокруг стола сидят женщины и валяют из войлока сумки или бусы. Или такой: по ватману ползают дети и оставляют отпечатки ладошек в краске.
Это то, чем арт-терапия не является.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия — это не про «красиво нарисовать» и весело провести время. Это даже не про результат, а про творческий процесс, через который можно выразить сложные чувства, уменьшить тревогу и проработать старые, «больные» травмы. Проводником в этом действии становится специалист — дипломированный арт-терапевт, который сам прошел не один час личной психотерапевтической практики и умеет создать безоценочную комфортную среду.
Так карандаши, комочки глины, маркеры, пластилин, краски, бумага, пастель и даже лего становятся инструментами для проживания всего, что сложно выразить словами, но можно «выгрузить» с помощью рук. В процессе получается художественный объект, который вы рассматриваете и интерпретируете вместе с терапевтом. Иногда это готовое художественное произведение, вокруг которого можно построить беседу.
Арт-терапия прекрасна тем, что само по себе творчество — приятный, безобидный и медитативный процесс, в который погружаешься на 100%. «Картина не может обидеть и ранить», — сказала в одной из лекций Кристин Керр, доктор психологических наук, глава отделения клинической арт-терапии Университета Лонг-Айленда в Нью-Йорке.
Сессии арт-терапии можно проводить с детьми и взрослыми, в группе или индивидуально.
Как устроены музейные программы для людей с инвалидностьюЧто такое культурная инклюзия и как музеи открываются для людей с инвалидностьюКак это работает?
Нине 36 лет. Недавно она переехала в Москву и устроилась на работу медсестрой в онкологическое отделение больницы. В последнее время она стала часто раздражаться («кто-то кашляет в автобусе — хочется ударить»), срываться на 5-летнем сыне, мучиться от головных болей, с трудом просыпаться. Можно было бы предположить, что так влияет работа с «тяжелой темой», но в своем родном городе Нина работала ровно в такой же области несколько лет.
Нина поняла — что-то не так. Но она скептически относилась к психологам, ей были ближе разговоры по душам с друзьями. Однажды подруга посоветовала ей арт-терапию — и дала контакт Лады. Нина решила попробовать: кисти и бумага не так пугали ее, как «открыть душу чужому человеку».
Арт-терапевт выслушала историю Нины и предложила поработать с акварелью, но заметила, что Нина напряглась: любые краски у нее ассоциировались с уроками академического рисунка, где все строго. Кроме того, Нина «боялась все испортить», а краски невозможно стереть. Тогда терапевт протянула простой карандаш и лист бумаги, попросила Нину нарисовать человечка в формате «палка-палка огуречик».
Нина нарисовала человека в саду возле дома.
Лада уточняет: Этот человек только что пришел — или он, наоборот, уходит?
Нина: Приходит.
Лада: А откуда он пришел?
Нина: С работы.
Лада: Он устал?
Нина: Да.
Лада: Но он решил не идти сразу в кровать, а задержаться в саду?
Нина: Наверное.
Лада: Как вы думаете, почему? Может, ему захотелось полить цветы?
Нина: Ну да. Да, наверное, полить цветы.
Лада: Ждет ли его кто-то в доме?
Нина: Нет.
В этот момент Нина почувствовала, что в ней поднимается раздражение, которое она испытывает каждый день. Лада заметила это и рассказала, что есть чувства, которые принято считать «отрицательными», но злиться — совершенно нормально и естественно. Терапевт предложила Нине дорисовать в саду цветы и каждому дать имя в виде того, что ее злит или обижает.
Среди цветов Нины был такой: «Бесит, что я должна все делать одна». В дальнейшем диалоге с терапевтом выяснилось, что Нина пережила болезненное расставание с мужем, но внешне «держала себя в руках» и даже смогла переехать с сыном в Москву, чтобы доказать, что справляется в одиночку.
Терапевт подтвердила, что иногда случаются травмирующие обстоятельства, на которые мы не можем повлиять — такие ситуации остается только принять. Она отметила силу воли Нины и ее целеустремленность. И предложила персонажу произнести то, что Нина сказала бы бывшему мужу, без какой-либо цензуры — человечек в поле один и никто его не услышит.
Далее Лада вместе с Ниной трансформировали рисунок так, чтобы он перестал печалить: самый «обидный» цветок превратился в огромную яблоню, которая дала красивые плоды. И пририсовали другого человека в окне, чтобы было ясно — дома кто-то ждет.
Нина ушла с чувством легкости и освобождения, а также осознанием, что не следует перекладывать на мужа ответственность за перемены — только она может решить, как лучше.
Онкологический больной обязан стать эгоистомГоворить или нет о своем диагнозе в соцсетях и публичном пространствеЕсли это такой мощный инструмент, то почему в России это не популярно?
«Главная причина — для нашей страны это относительно новая практика. В Россию арт-терапию привезли только в 90-е. За рубежом эта практика закономерно выросла из исторических событий намного раньше, — рассказывает Анна Ше, клинический арт-терапевт и руководитель студии арт-терапии «САМО» в Москве. — Ветеранам Первой мировой войны в одном из госпиталей в Англии предложили заниматься скульптурой. Оказалось, что те, кто посещал художественную студию, реабилитировались быстрее. У нашей страны не было такой естественной встречи с этим явлением».
Не успел этот вид терапии прижиться в России, как «арт-терапией» — симпатичным и модным западным термином — стали называть то, что ею не является. «Подключились коммерческие институты: заимствовали его и красиво продавали, называя арт-терапией любые творческие мастер-классы. Люди приходили — и видели продукт, который ничем не отличался от привычных активностей, кроме названия, — продолжает Анна. — Сейчас российское сообщество арт-терапевтов прикладывает много сил, чтобы разрушить этот образ».
Помимо этого, в российской культуре наблюдается пренебрежение ко всему «детскому» — оно приравнивается к «несерьезному». Так как процесс арт-терапии часто похож на игру, он автоматически обесценивается: «Я что, маленький?».
Есть ли люди, которым арт-терапия совсем не помогает или не подходит?
Есть ситуации, в которых арт-терапия не может быть основной практикой, а только вспомогательной: зависимости (булимия, анорексия, алкогольная зависимость и другие), клинический диагноз (депрессивный эпизод и так далее). В этом случае должно быть комплексное лечение: арт-терапию лучше сочетать с сессиями у психиатра.
Также есть люди, у которых долгий процесс входа в арт-терапию. Это не значит, что арт-терапия им не подходит — просто нужно подобрать то, что сработает. Если человек думает, что он не видит образы и не обладает образным мышлением, можно воздействовать через слух, осязание или движение (например, через танец).
Фото из архива студии «САМО»
Может ли помочь арт-терапия паллиативным пациентам?
Арт-терапия для взрослых
Если у взрослого человека обнаружили заболевание, которое ограничит продолжительность его жизни, арт-терапия поможет ему, в первую очередь, принять диагноз и печальный прогноз.
Через творчество реально выразить страх болезни и смерти, чувство одиночества, найти утешение. Также творчество — отличный проводник для восстановления отношений с членами семьи.
Арт-терапия может показать тяжелобольному человеку, что у него еще есть силы и он может самостоятельно ими распоряжаться. Хотя бы на уровне «я могу держать в руках карандаш». Для этого важно использовать специальные адаптированные художественные материалы — например, карандаш или кисточку для ослабленной руки, мягкие материалы вроде масляной пастели. Так человек не встретится со страхом перед беспомощностью. Ощущение «я все-таки могу самостоятельно» влияет на все физические показатели.
Есть и еще одна вещь. В конце жизни многим важно осмыслить ее, оставить что-то после себя. Поэтому создание творческих работ, фиксация воспоминаний или написание писем тем, кто останется — тоже важные приемы арт-терапии.
Кукла-друг: помочь ребенку принять себя и не бояться леченияКак устроена кукла-помощник для пациентов, их близких и врачей и для чего она нужнаАрт-терапия для болеющих детей и подростков
Рисование, игра, музыка — естественный для детей способ общения с окружающим миром. В то время как облечь чувства и переживания в слова многим детям сложно. Даже если удается начать разговор, дети часто пытаются уберечь взрослых от волнений: они улавливают реакцию взрослых и понимают, что тема болезненна.
С помощью арт-терапии ребенок может перенести тревогу, пугающие фантазии, чувство вины на предметы — а не на людей или себя. А для родителей арт-терапия — способ увидеть, насколько ребенок понимает суть происходящих событий, поддержать его.
В учебнике «Паллиативная помощь детям» под редакцией Э. Голдман, Р. Хейна и С. Либена (Oxford university press) приводится история мальчика Уэсли, который вылепил глиняную фигурку, изображающую сцену нападения на него акулы:
«Девятилетний Уэсли был направлен к психологу из-за вспышек агрессии, которые случались у него дома. За несколько лет до этого у мальчика было выявлено дегенеративное заболевание ЦНС, и он все сильнее нуждался в инвалидной коляске. Пока Уэсли лепил фигурку, он говорил сам с собой о том, какая акула большая и сильная и как она кусочек за кусочком поедает его ноги. Этот разговор не только символически выражал то, что испытывал Уэсли по мере того, как ему все труднее становилось передвигаться; из дальнейшего разговора выяснилось, что над ним издеваются в школе. Чувство беспомощности и неспособность ответить обидчикам или убежать от них тяжело сказывались на мальчике. Обращение за помощью (взрослые узнали, а работники школы постарались прекратить издевательства) оказалось весьма эффективным».
Фото из архива студии «САМО»
Арт-терапия увлекает всех участников и позволяет переживать интерес, увлеченность, азарт, несмотря на постоянную травмирующую память о терминальном диагнозе. А ребенок проживает свою обычную детскую жизнь, где не одиноко и не страшно.
Можно разыграть с ребенком пьесу на воображаемой сцене, а через героев выразить чувства: погоревать, поругаться, похохотать, поплакать. Например, дать ребенку пластилинового колобка, а родителю — зеленый карандаш. Колобку приклеить слезу или опустить уголки рта, чтобы показать, что ему грустно. Зеленый карандаш проявляет заботу и спрашивает, что случилось, не болен ли колобок. Выслушивает и предлагает колобку погрустить вместе. Они сидят рядом и грустят. А после — придумывают, как им не грустить. Колобок должен поделиться своим ритуалом: выпить чай с шоколадкой, посидеть под деревом и почитать книгу, спеть. Так, опираясь на ответ ребенка, можно определить, какие занятия помогают ему расслабиться. Родитель и ребенок могут отправиться в воображаемое путешествие в такое «безопасное место» — это станет способом релаксации.
«Одиночество детей – это смерть до смерти»Интервью с психологами Александром Кудрявицким и Натальей Клипининой о том, почему «правда ради правды» и «заговор молчания» иногда одинаково опасны для болеющего ребенка и его семьи.Арт-терапия для родственников и друзей больного
Близкие больного тоже испытывают сильные чувства. Арт-терапия поможет выплеснуть их. Самое простое, что может предложить арт-терапевт — «сгружать» чувства на бумагу. Например, завести дневник (желательно, симпатичный — с оформлением, наклейками, вкладышами). Если человеку сложно формулировать мысли на бумаге, предложить использовать фразы «мне тяжело», «мне плохо», «мне страшно».
Иногда на творческой волне родственник начинает документировать в этом дневнике слова и истории своего близкого.
Что делать, если сил на арт-терапию у больного уже нет?
Для совместного занятия творчеством, конечно, нужны силы — моральные и физические. Если есть хотя бы минимальная возможность, что человек согласится — пробуйте. Но, если силы на нуле, близкого может только огорчить ваше предложение.
Погладьте его, просто сядьте рядом. Можно будто на ладони нарисовать что-то своей рукой. Спойте тихо любую песню, даже самую дурацкую колыбельную из мультфильма. Только не ждите, что он повернется и начнет подпевать. Не ждите ничего. Просто пребывайте вместе с ним — здесь и сейчас.
Во многих семьях принято сдерживать чувства — ведь тяжело и невыносимо показывать больному, что все плохо. Но если бесконечно перепрыгивать ту часть, где горько и больно, эти чувства копятся и тревожат всю оставшуюся жизнь.
Через магию творчества у тяжелобольного ребенка или взрослого, а также у всех, кто рядом, появляется возможность побыть в ином пространстве — пусть и ненадолго. Отыграть страхи, радости, ужасы. Получить новые силы. Арт-терапия — это про выдох и возможность вдоха.
Перепечатка материала в сети интернет возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте pro-palliativ.ru
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Альтернативное лечение симптомов СДВГ
Что такое арт-терапия?
Американская ассоциация арт-терапии (AATA) определяет арт-терапию как интегративную практику психического здоровья, которая сочетает теории человеческого развития и психологии с изобразительным искусством, чтобы помочь клиентам улучшить психологическое здоровье, когнитивные способности и сенсомоторные функции. Он сочетает в себе разговорную терапию с творческим процессом, таким образом сочетая вербальное и невербальное выражение для достижения лучших общих результатов.
Во время арт-терапии пациенты создают произведения искусства — процесс, который помогает им работать с эмоциями, разрешать конфликты, развивать навыки межличностного общения, управлять поведением, снижать стресс, повышать самооценку/осведомленность и достигать понимания. Эта форма альтернативного лечения основана на предположении, что искусство помогает выразить эмоции — тревогу, депрессию или гнев, — которые иногда трудно выразить словами.
Как работает арт-терапия?
Арт-терапия впервые была использована в 1940-х годов, но только за последние 20 лет достижения в области неврологии позволили клиницистам понять это: каждый раз, когда пациент касается бумаги кистью, он занимается решением проблем и принятием решений, что стимулирует нервные пути и активирует различные части мозга.
В частности, сенсорные и кинестетические переживания, связанные с прикосновением, движением, визуальными и звуковыми эффектами, активируют мозжечок, примитивную часть мозга. Работа с влажной глиной, например, требует крупной моторики и доступа к мозжечку, что может снять напряжение и пробудить чувства.
Такие занятия, как рисование, активируют средний мозг и лимбическую систему, в которых происходит регуляция эмоций. Краска — это текучий материал, который может быть труднее контролировать, как и эмоции, и может быть приятно манипулировать кистью или руками. Рисование развивает способность контролировать крупную моторику и чувства.
Головной мозг — это высшая функционирующая часть мозга, в которой живут рассуждения, исполнительные функции и сложная память. Его области знаний — познание и символизм. Такие занятия, как рисование карандашом или углем и коллажи, стимулируют здесь творческий процесс и центр планирования.
Кому подходит арт-терапия?
Арт-терапия может быть полезна любому человеку любого возраста, для этого не требуются технические навыки. Преимущество заключается в практике создания искусства, а не в привлекательности конечного произведения. Арт-терапевты делают упор на усилия, а не на результат.
«Как арт-терапевт, — говорит Стейси Нельсон, LCPC, LCPAT, ATR-BC, — меня больше интересует процесс, чем продукт. Я скорее прокомментирую положительное поведение, чем то, как выглядит работа».
Дети, как правило, менее застенчивы, чем взрослые, когда их приглашают заниматься искусством, но арт-терапия все же может принести пользу подросткам старшего возраста, подросткам и взрослым, которые мотивированы на творчество.
Арт-терапия помогает некоторым детям (и взрослым), которые легче выражают свои мысли с помощью визуальных образов и художественных работ, и которым удобнее работать с картинками, чем со словами. «Искусство может быть безопасным способом выразить эмоционально заряженные вещи», — говорит Нельсон. Он также используется с детьми, которые выражают сильные эмоции, занимаясь искусством. Родители, которые находят рисунки ребенка тревожными или тревожными, часто обращаются к арт-терапевту за помощью в расшифровке расстраивающего рисунка или коллажа.
Арт-терапия может быть особенно эффективна для активных, занятых детей с СДВГ, так как она заставляет их руки двигаться и вызывает острый умственный и эмоциональный фокус, который не всегда наблюдается при разговорной терапии.
Сколько стоит арт-терапия?
Каждый сеанс арт-терапии может стоить от 45 до 200 долларов США в зависимости от продолжительности сеанса, места и врача.
Некоторые школы предлагают занятия арт-терапией в рамках индивидуальной программы обучения (IEP) бесплатно для родителей.
Кто может проводить арт-терапию?
Арт-терапевты проходят курсы психологической теории и техники искусства. Минимальное образование – степень магистра, но многие арт-терапевты имеют даже высшее образование.
При выборе арт-терапевта следующие документы свидетельствуют о соответствующем обучении:
- ATR : Указывает, что профессионал соответствует стандартам обучения для регистрации в национальной аттестационной комиссии по арт-терапии
- АТР-БК : Указывает, что профессионал прошел сертификационный тест национального совета по арт-терапии .
- State Licensure-LCPAT : Указывает, что у специалиста есть государственная лицензия (требуется только в некоторых штатах)
Каталог AATA на сайте arttherapy.org — это лучшее место, где можно найти местного терапевта и найти ссылки на веб-сайты государственных отделений.
Арт-терапевты могут работать в школьном контексте, в качестве службы IEP или в частной практике.
Как арт-терапия может помочь ребенку с СДВГ?
Художественные проекты, как правило, включают в себя ряд упорядоченных шагов, которые служат основой для процесса обучения. Следование им по порядку может помочь развить контролируемое внимание и навыки последовательности внимания у детей с СДВГ. Например, ребенок использует фокус для выбора проекта или материала. Затем ребенок использует рабочую память, чтобы вспоминать пройденные шаги, и привлекает избирательное внимание, чтобы игнорировать отвлекающие факторы — например, лай собаки снаружи — во время работы над художественным проектом.
Художники регулярно практикуют решение проблем и терпимость к разочарованиям, поскольку искусство часто не проявляется точно так, как планировалось. Дети с СДВГ развивают умственную гибкость, решая любые препятствия, с которыми они сталкиваются при творчестве, например, раскрашивая за пределами линии или приклеивая кусок в неправильном месте.
Занятия искусством создают естественные моменты для выражения мыслей и чувств в среде, которая часто менее опасна, чем разговорная терапия. Некоторые эмоции трудно обсуждать, но их можно эффективно выразить в рисунке или картине.
Рисование дает детям возможность объяснить родителю, учителю или однокласснику, что они сделали. Это создает естественные моменты для позитивного социального взаимодействия, такого как обмен материалами, совместное пространство, комплименты или даже предложения. Детям может быть легче говорить о произведениях искусства, чем о себе.
Каждый проект вносит свой вклад в визуальную запись прогресса от одной сессии к другой, а просмотр готовых работ может укрепить долговременную память. Кроме того, завершенное произведение искусства может вызывать гордость и положительную самооценку.
Посмотреть статью Источники
Арт-терапия для взрослых: занятия, которые помогут снять стресс
Вы когда-нибудь ловили себя на том, что рисуете во время рабочего совещания, и понимали, что это на самом деле помогает вам чувствовать себя спокойнее? Как оказалось, творчество на самом деле обладает целительной силой.
Вот почему существует целая профессия, посвященная использованию искусства для улучшения психического здоровья. Это называется арт-терапией, и хотя она существует уже некоторое время, ее популярность растет.
Арт-терапия не только для детей, и вам не нужно быть «артистом», чтобы попробовать ее. vgajic / Getty ImagesМаргарет Карлок-Руссо, президент Американской ассоциации арт-терапии, доцент и координатор программ экспрессивной арт-терапии в Прескотт-колледже, рассказала TMRW, что, особенно в стрессовые времена, люди естественным образом обращаются к искусству, когда ищут облегчение.
Например, люди создавали фрески и произведения искусства для протестов против расовой справедливости. «Для меня это говорит о глубокой человеческой потребности в самовыражении», — сказал Карлок-Руссо.
Что такое арт-терапия?
Так же, как вы можете обратиться к психологу или традиционному терапевту, арт-терапия требует работы с лицензированным или зарегистрированным профессионалом, прошедшим обучение. Он сочетает творческий процесс (рисование, коллажирование и т. д.) с психологической теорией и человеческим опытом, чтобы помочь людям справиться с проблемами, эмоциями и различными ситуациями, которые могут их волновать.
«Каждый раз, когда человек думает о том, чтобы обратиться к консультанту или терапевту, он также может подумать о визите к арт-терапевту», — сказал Карлок-Руссо. «Одним из больших неправильных названий является то, что, поскольку в названии есть искусство, многие люди иногда автоматически думают: «О, это для детей», но это совсем не так. Это для детей, но не только для детей».
Что происходит в арт-терапии?
Посещение арт-терапевта может помочь вам понять эмоции и чувства, которые вы испытываете. FluxFactory / Getty ImagesВы знаете, как иногда вам трудно выразить словами то, что вы чувствуете? Вот где на помощь приходит искусство. Это способ выразить свои эмоции и чувства невербальным способом.
Одна вещь, которую арт-терапевты хотят, чтобы вы знали, это то, что вам не нужно быть артистичным, чтобы сделать это. «Это совсем не то, что когда кто-то создает произведение изобразительного искусства или хочет научиться рисовать или рисовать», — сказала она. «Речь идет об обучении тому, как использовать медиа, чтобы вы могли создавать линии, формы, цвета и символы и отражать то, что вы чувствуете внутри, и это может выйти спонтанно».
Например, как вы взаимодействуете со СМИ? Как вы создаете линии и формы? Какие цвета вы выбираете? «Мы не анализируем (искусство клиента), но используем эту информацию, чтобы помочь ему понять, что он испытывает в данный момент».
Как я могу заниматься арт-терапией дома?
Если вы чувствуете тревогу или грусть, есть несколько творческих проектов, которые вы можете выполнить дома, чтобы улучшить свое психическое здоровье и снять напряжение. Карлок-Руссо предложил несколько идей, которые официально не являются арт-терапией (поскольку для этого требуется работа с профессионалом), но отлично подходят для самопомощи и хорошего самочувствия.
Это не заменит посещение настоящего арт-терапевта, если вы считаете, что вам нужна дополнительная помощь. «Если человек борется с более глубокими эмоциями и вещами, с которыми он, кажется, не может справиться или справиться самостоятельно, я настоятельно рекомендую им обратиться за помощью к профессионалу», — посоветовал Карлок-Руссо.
1. Создание коллажа
Коллаж можно сделать из фотографий, изображений из журналов или даже просто цветной бумаги. Кэрол Йепес / Getty ImagesВозможно, вы знакомы с коллажем еще в подростковом возрасте, когда стены вашей спальни и школы блокноты были исписаны фотографиями вас и ваших друзей, билетами на концерты и всем, что имело для вас значение. Что ж, оказывается, коллаж также может быть полезен для вашего психического здоровья.
Возьмите несколько старых журналов и вырежьте из них несколько картинок, а затем склейте их вместе на листе бумаги по-новому, чтобы выразить идею внутри вас или чувство, которое вы хотите облегчить, — предложила Карлок-Руссо. «Вы также можете сделать коллаж из цветной бумаги и просто сделать его с фигурами, линиями и цветами, а не с изображениями», — сказала она.
2. Нарисуйте свое любимое место
Вы знаете, как, глядя на фотографии из любимого отпуска, вы можете почувствовать себя счастливым? Карлок-Руссо предположила, что рисование места, в котором вы чувствуете себя комфортно, расслабленно и спокойно, может снова вернуть все эти чувства, плюс это может помочь вам успокоиться в данный момент.
3. Сделайте карточки с утверждениями
Вдохновляющие цитаты могут поднять вам настроение (Хода Котб знает об этом все!). Карлок-Руссо предлагает написать или распечатать некоторые из ваших любимых карт и приклеить их на пронумерованные стороны колоды игральных карт.