Арт терапия для взрослых упражнения: «Ни стыда ни совести»: 4 техники арт-терапии, которые сделают жизнь лучше

Содержание

Упражнения Archives — Исцеляющее искусство. Журнал об арт-терапии

Внутренний ребенок

admin29 января, 2021кат. Образно-символические упражнения, Предметно-тематические упражнения

Внутренний ребенок – это часть нашей личности, которая помогает радоваться, удивляться, совершать спонтанные поступки и творить. Упоминается в работах Эрика Берна вместе с внутренним родителем и внутренним взрослым. Не имеет отношения к реальному возрасту. Это три субличности, балансируя между которыми, по мнению Эрика Берна, мы и общаемся с миром. Не вдаваясь в теорию транзактного анализа,…

Читать далее
Зентангл

admin19 января, 2019кат. Упражнения

Зентангл – относительно новая методика рисования, официально она существует всего около десяти лет, но в той или иной степени она знакома почти каждому человеку: многие из нас, сидя на скучной лекции, уроке или совещании рисовали абстрактные фигуры, линии, черточки, а потом заштриховывали получившийся орнамент на все лады.

Это и есть зентангл, только он лучше систематизирован….

Читать далее
Коллаж желаний

admin17 января, 2017кат. Предметно-тематические упражнения

Дорогие друзья, вот и настал Новый год. А начало года — это время строить планы и время мечтать. В арт-терапии есть замечательная методика «Коллаж желаний», которая поможет претворить ваши мечты в реальность. Коллаж желаний — методика психологической визуализации, позволяющая человеку понять, чего он по-настоящему жаждет в этой жизни, и достичь желаемого. Внешне коллаж представляет собой…

Читать далее
Поддерживающая фотография

admin8 февраля, 2016кат. Арт-терапия, Новости, Предметно-тематические упражнения

Техника поддерживающей фотографии была разработана финской фотохудожницей и социальным педагогом Мииной Саволайнен. Суть техники в том, что модель в процессе работы раскрывает себя, осознает новые аспекты своей личности, изучает свое отношение и взгляды на мир. Создается серия портретов клиента. Между моделью и фотографом устанавливается контакт, они чувствуют друг друга, сотрудничают. Цель фото-арт-терапии – сделать акцент…

Читать далее
Образ мужественности

admin30 ноября, 2015кат. Арт-терапия, Предметно-тематические упражнения

Арт-терапевтические техники позволяют работать с широким спектром вопросов, в том числе и с таким сложным понятием как мужественность. В процессе творческой терапии можно внимательно рассмотреть и познакомиться с различными ипостасями представителей сильного пола (мальчик, сын, отец, мужчина, защитник и т.п.) и, опираясь на личностные особенности человека, сформировать сильный и ресурсный внутренний образ мужественности. В отличие…

Читать далее
Образ женственности

admin27 ноября, 2015кат. Арт-терапия, Предметно-тематические упражнения

Вечный образ женственности — одно из наиболее сложных психологических понятий. Оно включает в себя различные аспекты (эмоциональность, сексуальность, творчество и т.п.), а также множество образов (девочка, мать, бабушка, женщина-берегиня, прекрасная незнакомка, др.). Кроме того, истинная феминность связана с личными качествами человека. Раскрыть и понять этот глубокий и ресурсный образ часто непросто, ведь каждая культура и…

Читать далее
Приятные минуты

admin16 декабря, 2014кат. Новости, Предметно-тематические упражнения

Это упражнение подойдет для семейной терапии. Оно поможет снять напряжение, настроиться на рабочий лад, взглянуть на себя чужими глазами, поможет изменить семейные взаимоотношения к лучшему. А для терапевта даст хороший материал для анализа. Все участники упражнения становятся в круг и бросают друг другу мяч, говоря при этом что-то приятное.

Сначала нужно выбрать человека, затем сказать…

Читать далее
Лодка. Шторм. Маяк

admin7 декабря, 2014кат. Диагностические методики, Новости, Образно-символические упражнения

Это арт-терапевтическое упражнение предназначено для семьи, но его можно использовать и для небольшой группы. Объясните членам сессии, что они будут рисовать лодку, шторм и  маяк. Участники  должны выполнить задание молча, каждый на своем листе. По завершению, попросите каждого написать ответы на вопросы что происходило до, во время, и после бури. Ограничьте рассказ до ста слов….

Читать далее
Семейный подарок

admin22 ноября, 2014кат. Предметно-тематические упражнения

Попросите участников арт-терапевтической сессии создать подарок для всей семьи с помощью любых материалов. Это должен быть подарок, который порадует всех членов семьи и понравится каждому. При чем это может быть только один подарок, и все должны согласиться, что подарок должен быть именно таим. Также нужно придумать как этот подарок будет применяться в семье. После того,…

Читать далее
Арт-терапевтическое упражнение «Сказка о герое»

admin23 октября, 2014кат. Новости, Предметно-тематические упражнения, Развитие воображения

В классических и современных арт-терапевтических методиках интерес специалистов пристально фокусируется на таком жанре литературного творчества как сказка. Исследователи склонны рассматривать сказки не просто в качестве оригинального художественного повествования, а как сложную архетипическую метафору, в которой раскрываются важные смысловые пласты. Неудивительно, что сказка стала основой, на которой было создано не одно арт-терапевтическое упражнение.

На наиболее универсальном…

Читать далее

что такое, упражнения, психология / skillbox media

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

Другие виды

Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

  • макароны разной формы;
  • крупы;
  • природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
  • пуговицы;
  • бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями.

Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.

Основные принципы КПТ

Психологи уверяют, что зачастую источник проблем кроется в самом человеке, в его мышлении и убеждениях. С раннего детства мы постигаем правила поведения в обществе, учимся понимать, что хорошо, а что плохо, приобретаем привычки – как здоровые, так и вредоносные, мешающие гармоничному существованию.

Когнитивностью в психологии называется способность человека реагировать на происходящее вокруг в соответствии со своими убеждениями.

Когда мы переживаем трудности, то испытываем страх, бессилие, злость. Эти негативные реакции – наша «привычка» именно так воспринимать тревожные события. А такие установки могут заставлять нас совершать необдуманные поступки, неадекватно общаться с окружающими, паниковать. Именно когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в осознании этих ошибок в мышлении и поведении, а специальные упражнения побуждают человека отказаться воспринимать события искаженно, по привычке, учат смотреть на проблему с новой позиции и легко справляться с трудностями.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь – всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить – пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Сеанс арт-терапии в домашних условиях

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Всё, что нужно для упражнения “Тучки”

Направления и методы арт-терапии

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

— Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

— Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;

— Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;

— Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;

— МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;

— Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;

— Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;

— Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т.д.;

— Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;

— Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;

— Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;

— Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;

— Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Почему именно арт-терапия?

Главная особенность арт-терапии и ее отличие от других методов психотерапии – это ее безвредность, мягкое, бережное действие на человека. Под руководством опытного арт-терапевта навредить клиенту с помощью творчества невозможно.

Кроме того, она работает напрямую с подсознанием, помогает достучаться до невидимых, скрытых от глаз ресурсов и характеристик человека.

Арт-терапия развивает креативность, образное мышление, дарит человеку истинное удовольствие от творчества. Клиент не просто получает эстетическое наслаждение, но и легче приспосабливается к условиям внешней среды, становится более психологически защищенным. Творчество помогает обрести уверенность в своих силах, легче выражать себя, накопить положительный жизненный опыт.

Кроме того, арт-терапия способна решить очень широкий круг проблем и задач:  возрастные и экзистенциальные кризисы, внутренние и внешние конфликты, потери, травмы и т.д.

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что непременно стоит попробовать творить в рамках арт-терапии. Ведь это путь к своей душе, честной и настоящей. И дорога очень интересная, захватывающая, насыщенная яркими образами. Она ценна уже сама по себе, как процесс. Но и результаты бывают очень и очень впечатляющими.

Фактически все, рано или поздно столкнувшиеся с арт-терапией, начинают смотреть на мир глазами творца. Художника, поэта, скульптора, человека, который сам создает свою жизнь и изменяет мир вокруг себя. Такие люди непременно находят свое призвание, предназначение, жизненную миссию, и следуют ей. Становясь лучше с каждым днем.

Я от всей души желаю вам тоже обрести своего творца, познакомиться с собственным потенциалом и огромными возможностями, построить искренние взаимоотношения с миром и близкими людьми. А в первую очередь – с самим собой.

Счастья вам и процветания!

Анна Кутявина

Позже мы рассмотрим большинство видов арт-терапии подробнее. А пока приглашаю просмотреть видео о том, как избавиться от депрессии при помощи арт-терапии.

Пусть творчество радует, а вдохновение дарит крылья!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых

  • «Работа с творческим мусором». Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным — обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое». Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение». Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает — грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра». Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус». Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре — адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу — низкая самооценка; вверху — завышенная самооценка; слева — сосредоточенность на прошлом, справа — на будущем. Размер: меньше 1/3 листа — заниженная самооценка, 2/3 и больше — завышенная. Линии: четкость — уверенность, штриховка — признак тревоги, прерывистость — импульсивность, сильный нажим — напряжение, слабый — пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.

Виды арт-терапии в современной психологии

Арт-терапия может использоваться как в виде основного способа лечения, так и в качестве одного из вспомогательных методов в ходе комплексной терапии. Её основное целительное свойство состоит в том, что человек посредством творческой деятельности может выразить сложно оформляемые словами чувства. Создав образ, увидев его, он может интерпретировать свои эмоции и решить конфликт, трансформировать отрицательные эмоции в положительные, найти выход из тревожной ситуации.

Существует множество способов выразить себя, и даже не нужно уметь рисовать, ваять или танцевать. Абсолютно каждый может найти для себя тот вид арт-терапии, из множества направлений, который наилучшим образом решит проблему.

  1. Танцевальная терапия

  2. Терапия изобразительной деятельностью (рисунок, коллаж)

  3. Сказкотерапия (библиотерапия)

  4. Музыкотерапия

  5. Куклотерапия

  6. Работа с пластическими материалами — техники лепки, скульптура, гончарство

  7. Песочная терапия

  8. Мандалотерапия

  9. Фототерапия

  10. Анимационная терапия и т. п.

Упражнение арт-терапии «Образ цели»

— Определите свою цель.Традиционное: «Хочу много денег», — это не цель, а средство для её достижения.
— Нарисуйте вашу цель. Проработайте все детали, не торопитесь.
— Теперь, когда она стала воплощённой, подумайте, что вам нужно для достижения цели?

Цель и задачи арт-терапии

Терапия решает множество задач очень гуманным и безопасным для человека способом:

  1. Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Возможно выразить негативные чувства без вреда для себя и окружающих. Особенно хорошо подходит для этих целей лепка.

  2. Облегчает процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. Терапия может использоваться как вспомогательная техника в лечении как психологических, так и соматических проблем, например, при болезнях сердца, когда нужно преодолеть тревожность пациента, после перенесённого инфаркта.

  3. Предоставляет богатый материал для психодиагностики. Абсолютно всё, что использует человек для творчества, интерпретируется психологом, а в дальнейшем и самими пациентом: вид терапии, материал, цвет, расположение рисунка на листе, размер скульптуры, даже невозможность что-то изобразить, каждая деталь, имеющая отношение к творческому процессу — всё это материал для диагностики.

  4. Проработка подавленных мыслей и чувств. В процессе творчества все вытесненные, затаённые чувства начинают осознаваться клиентом.

  5. Контакт терапевта с клиентом. Особенно это помогает в работе с детьми.

  6. Развитие самоконтроля.

  7. Концентрация на ощущениях и чувствах.

  8. Развитие творческих способностей. Как пассивная, так и активная формы арт-терапии развивают креативное мышление и повышают чувствительность к искусству.

  9. Повышение самооценки.

Упражнение «Каракули»

1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа, используя любые инструменты (краски, карандаши, ручки, мелки).
2. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш)
3. Напишите короткий рассказ или дайте развёрнутый комментарий к получившемуся образу.

Плюсы и минусы использования арт-терапии

К плюсам арт-терапии можно отнести то, что это недорогой и доступный метод. Можно работать самостоятельно и добиться довольно значительного прогресса. Это очень хороший способ познакомиться с собой, справиться со стрессом и негативом, обозначить цели, актуализировать проблемы и скрытые эмоции.

Но как и у любого работающего метода у терапии искусством существуют минусы:

  • во время творческого самовыражения возможно неконтролируемое взрывное высвобождение сильных эмоций, если рядом нет опытного психолога, человек может не справиться с их наплывом;

  • в некоторых (довольно редких) случаях могут усугубиться негативные черты характера — нарциссизм, психотические черты;

  • вместо того чтобы помочь наладить контакт с другими, арт-терапия может способствовать более глубокому уходу в себя;

  • некоторым данный метод категорически не подходит и вызывает сильный протест — обычно это бурное проявление защитных механизмов психики

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!
Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем по методике арт терапии сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверние лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.

О пользе терапии для дошкольников

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Современные методы управления болью

Для того чтобы назначить эффективное обезболивание, врач должен разобраться в причинах боли, правильно оценить ее интенсивность, механизмы возникновения, психоэмоциональное состояние пациента. Существует много разных методов управления болью, параллельно всегда нужно проводить лечение основного заболевания. Обычно обезболивание назначает лечащий врач: невролог, хирург, травматолог и др.

В клинике «Сова» работают опытные врачи-специалисты, которые знают, как быстро и эффективно бороться с разными видами болевых синдромов. Запишитесь на прием к нашему доктору.

Для пациента важно понимать цели лечения. Зачастую устранить хроническую боль полностью невозможно, и тогда врач попытается максимально ее уменьшить.

Медикаментозные препараты

Чаще всего для управления болью используют препараты из группы НПВС (нестероидные противовоспалительные средства): ибупрофен, анальгин, напроксен, диклофенак, аспирин, кеторол, а также парацетамол. По показаниям в схему лечения могут быть включены глюкокортикоиды (препараты гормонов коры надпочечников), антидепрессанты, транквилизаторы, снотворные и другие препараты.

Сильные боли, с которыми не удается справиться с помощью НПВС, купируют наркотическими анальгетиками.

Например, эксперты из Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) разработали специальную «лестницу обезболивания» для онкологических больных:

  • Слабые боли купируют с помощью НПВС.
  • Умеренные боли – слабыми наркотическими анальгетиками в сочетании с НПВС.
  • Сильные боли – мощными наркотическими анальгетиками.

Если лечение на предыдущей ступени перестает помогать, переходят на следующую.

ВАЖНО! Любые обезболивающие препараты, даже безрецептурные из «домашней аптечки», могут вызывать побочные эффекты. Чем чаще и чем в больших дозах вы принимаете лекарство, тем выше риск того, что возникнут негативные последствия

Если боль беспокоит долго, не стоит заниматься самолечением. Обратитесь к врачу.

Блокады

В некоторых случаях, когда не помогают препараты из группы НПВС, боль можно купировать с помощью блокад. Во время этой процедуры врач «обкалывает» место, которое является источником боли, раствором анестетика и/или глюкокортикоида. Обычно после этого боль быстро проходит, эффект может сохраняться до нескольких месяцев. Чаще всего блокады применяют при патологиях позвоночника, поражениях нервных корешков.

Немедикаментозные методы

Многие немедикаментозные методики помогают уменьшить болевые ощущения, благодаря им можно улучшить состояние больного и снизить дозу лекарств:

  • Воздействие высокой температурой или холодом. Распространенный пример – пакет со льдом, который прикладывают к месту ушиба.
  • С болями, вызванными некоторыми причинами, помогает справиться лечебная гимнастика, ходьба, упражнения на растяжку, йога.
  • При заболеваниях опорно-двигательной системы эффективны: массаж, остеопатия, мануальная терапия.
  • Иглоукалывание (акупунктура) – метод альтернативной медицины, но некоторые исследования показали, что оно обладает обезболивающим эффектом.
  • Физиопроцедуры – например, электрофорез с лекарственными препаратами, магнитотерапия.
  • Чрескожная электрическая нервная стимуляция (TENS) – процедура, во время которой на кожу накладывают специальные электроды и воздействуют слабым током.

Хирургические методы

В случаях, когда не помогают вышеперечисленные методы лечения, врачи могут предложить некоторые хирургические вмешательства:

  • Невролиз – устранение рубца и других патологических образований, которые нарушают функцию нерва.
  • Нерв можно разрушить с помощью электрокоагуляции или химических веществ, в результате чего он больше не может проводить болевые импульсы.
  • Стереотаксическая хирургия – процедура, во время которой на проблемное место воздействуют точно сфокусированным излучением.
  • Специальные методы стимуляции головного и спинного мозга с помощью электродов.

Психотерапия

Боль можно уменьшить, работая с психоэмоциональным состоянием пациента. В этом помогают психотерапевты. Доказано, что в ряде случаев эффективна когнитивно-поведенческая терапия. Во время сеансов специалист помогает пациенту избавиться от негативных установок мышления, изменить восприятие и отношение к боли.

Как видите, врачи располагают большим арсеналом средств, которые помогают держать боль под контролем. Многие из методик, описанных в этой статье, доступны в клинике «Сова». Не терпите, обратитесь к нашим опытным врачам, они знают, как помочь.

Виды арт-терапии

У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.

Изотерапия

Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.

Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека. .  

Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.

Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы. 

Взрослому клиенту изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он неспособен к творчеству и научить новым способам самовыражения.  

Сказкотерапия

К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми. 

Драматерапия

Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику. 

Куклотерапия

Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения. 

Песочная терапия

Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания. 

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания. 

Музыкотерапия

Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии. 

арт-терапевтических упражнений, которые можно попробовать дома

Я всегда любил искусство. Глядя на интересные, неповторимые, по-своему красивые изображения и предметы, я всегда чувствовал себя живым и счастливым. В детстве и подростковом возрасте я также любил рисовать, рисовать и создавать все, от коллажей до поздравительных открыток. И я любил растворяться в работе.

Поэтому я был рад узнать больше об арт-терапии, когда клиенты создают свое собственное искусство, чтобы помочь им выразить эмоции, лучше понять себя и расти в целом.

В своей книге The Art Therapy Sourcebook арт-терапевт Кэти А. Малькиоди описывает различные упражнения, которые читатели могут выполнять дома. Ниже приведены три, которые я нашел особенно полезными.

Кстати, помните, что это мало связано с художественными способностями или конечным продуктом. Вместо этого Мальчиоди предлагает сосредоточиться на процессе, своей интуиции и игре. Она пишет:

Создание произведений искусства — процесс интуитивно понятный; то есть он не зависит от логического или рационального мышления и не имеет правил. Когда вы используете свою интуицию, вы просто чувствуете, что знаете, что правильно в данной ситуации…

Художественное творчество подразумевает игру. Юнг отмечал, что без игры «ни одна творческая работа еще не родилась».

Игра важна и для взрослых. Это поведение, которое позволяет нам свободно исследовать и выражать себя без самоосуждения или сдерживания, участвовать только ради удовольствия от опыта и мыслить творчески, гибко и новаторски.

Без лишних слов, занятия…

Писать с закрытыми глазами

По словам Малькиоди, поскольку все начали рисовать в детстве, это естественное место для начала арт-терапии. Прежде чем начать, она предлагает расслабиться на несколько минут, послушать успокаивающую музыку или помедитировать. Для этого занятия вам понадобится бумага размером 18 на 24 дюйма и меловые пастели (хотя, если вы спросите меня, подойдет все, что у вас есть).

Прикрепите лист бумаги скотчем к столу (или к тому месту, где вы работаете), чтобы он не сдвинулся с места. Выберите цвет мела, который вы можете видеть. Поместите мел в середину листа, закройте глаза и начните рисовать.

Писать около 30 секунд и открыть глаза. Внимательно посмотрите на свою картинку и найдите изображение («определенная форма, фигура, объект и т. д.»). Обязательно осмотрите свою картину со всех сторон. Вы даже можете повесить его на стену и отступить, чтобы увидеть всю перспективу. После того, как вы найдете свое изображение, раскрасьте его и добавьте детали, чтобы сделать «это изображение более четким». Повесьте свой рисунок и придумайте название.

Журнал спонтанных изображений

«Регулярное создание изображений открывает много возможностей для понимания и самовыражения», — пишет Малькиоди. В своем журнале спонтанных изображений вы не только вставляете или создаете изображения, но также записываете название и несколько фраз или предложений о своей работе. (И датируйте каждого.) Вы можете делать это ежедневно или несколько раз в неделю.

Чем больше вы будете это делать, тем больше вы «начнете замечать сходство в теме, цвете или форме» и разработаете «свой собственный уникальный способ работы с материалами и вашими собственными изображениями и символами».

Книга самоуспокаивающих изображений

Вы можете использовать изображения для «самоуспокоения и создания положительных ощущений», — говорит Малькиоди в своей книге. Для этого упражнения вам понадобится 10 или более листов бумаги размером 8 ½ x 11 дюймов, журналы, цветная бумага, материалы для коллажей, ножницы и клей.

Начните с размышлений о приятных сенсорных ощущениях, таких как пейзажи, звуки, запахи, вкусы, текстуры и все остальное, что заставляет вас чувствовать себя спокойно или счастливо; и запишите их. Вырежьте изображения, соответствующие этим переживаниям, из журналов и других материалов для коллажей.

Затем наклейте эти изображения на бумагу. Вы можете упорядочивать изображения по композиции или текстурам, окружению и другим категориям. Соберите все свои бумаги, сделайте обложку и придумайте, как бы вы хотели переплести свою книгу. (Например, вы можете проделать отверстия в бумагах и положить их в папку.)

После этого запишите свои общие мысли и чувства. И особенно подумайте о том, что вы чувствовали, выбирая изображения. Спросите себя: «Какие сенсорные образы я предпочитал другим? Почему?» Продолжайте добавлять в свою книгу, когда захотите.

Больше самопознания

Чтобы еще глубже погрузиться в эти занятия, Мальчиоди предлагает задать себе вопросы о своей работе и искусстве.

  • Вместо того, чтобы думать о том, что означает изображение, подумайте о чувстве, которое оно передает. Она пишет: «Каковы ваши первые впечатления? Является ли изображение счастливым, сердитым, грустным, встревоженным и так далее? Или у него много разных чувств, выраженных через цвет, линию и форму? Как вы используете цвет, линию и форму для выражения эмоций?»
  • «Если бы образ мог говорить с вами, что бы он сказал?» Посмотрите на свою картинку и дайте каждой части свой собственный голос. Малькиоди предлагает говорить от первого лица. Итак, если в вашем коллаже есть дерево, вы должны сказать: «Я дерево, и я чувствую…»
  • Выберите часть изображения, которая вам интересна или не нравится. «Попробуйте сделать еще один рисунок или картину только этого участка, увеличив его и добавив новые детали или образы, которые приходят на ум».
  • «Исследуйте изображения с изображениями». Создайте другое изображение, которое соответствует вашему оригиналу. Интересно, что Малькиоди говорит, что ваши изображения будут иметь разное значение в зависимости от дня. Она предлагает сохранять непредвзятость и продолжать исследовать.

Помогают ли занятия искусством выражать себя и обрабатывать свои эмоции? Если вы арт-терапевт, какие ваши любимые занятия или те, которые вы хотели бы порекомендовать?

Художественные упражнения для воплощения: рисование из арт-терапевтических занятий

Арт-терапия — это больше, чем просто находить время для творчества. Это область вмешательства с проверенными методами, которые поддерживают лечение, интеграцию и обработку.

Доктор Кэти А. Малькиоди говорит: «Выразительная художественная терапия — целенаправленное применение искусства, музыки, танца/движения, драматического представления, творческого письма и творческой игры — это невербальный способ самовыражения чувств и восприятия.

«Что еще более важно, они ориентированы на действия и используют неявные, воплощенные переживания травмы, которые не поддаются выражению с помощью вербальной терапии или логики». (Мальчиоди, 2020). Арт-терапия — устоявшаяся и развивающаяся область психологии.

Поставьте нам лайк, если вам понравился этот контент.

Американская ассоциация арт-терапии далее поясняет, что «арт-терапия — это комплексная профессия, связанная с психическим здоровьем и социальными услугами, которая обогащает жизнь людей, семей и сообществ посредством активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта в рамках психотерапевтические отношения…

«[Это] используется для улучшения когнитивных и сенсорно-моторных функций, повышения самооценки и самосознания, развития эмоциональной устойчивости, развития понимания, улучшения социальных навыков, уменьшения и разрешения конфликтов и стресса, а также продвижения социальных и экологических изменений. (Ассоциация, 2022). Арт-терапевтические мероприятия могут быть важными элементами целостного плана психологического лечения.

Арт-терапевтические занятия могут способствовать выздоровлению во многих отношениях. В терапевтических условиях такие художественные действия, как рисование, рисование и коллажи, могут быть проанализированы и интерпретированы профессионалом, чтобы увидеть, есть ли лежащие в основе ассоциации, темы и невербальные сигналы человека, которые могут помочь в процессе лечения (Сегодня , 2022).

Кроме того, занятия арт-терапией могут быть преобразующей частью интеграции и воплощения для людей с травмой, потому что они могут облегчить воплощение, когда человек создает искусство. Воплощение — это практика «придания тела (кому)», а синонимы включают «включение» (Merriam-Webster, 2022). В рамках терапевтической арт-деятельности терапевт может задавать вопросы по мере того, как человек создает для дальнейшего понимания.

Более того, поскольку художественное творчество представляет собой кинестетическую деятельность, включающую такие чувства, как осязание, обоняние, зрение и звук, оно легко создает возможности для воплощенного участия — наблюдения за тем, что улавливают ваши чувства и к чему они тянутся. Конкретные текстуры, движения, узоры, цвета и многое другое — все это дает представление о том, как ваше тело переживает, интерпретирует и взаимодействует.

Арт-терапевтические занятия для воплощения.

В следующем разделе приведены примеры индивидуальных художественных упражнений, которые не являются заменой или формой терапевтической арт-терапии. Их не следует использовать в качестве лечения без надзора лицензированного арт-терапевта. Эти виды деятельности являются примерами того, как человек может начать обогащать свою жизнь творчеством как средством содействия личному развитию и росту.

«Создание произведений искусства позволяет вашему разуму находиться в безопасном месте, пока он размышляет о более сложных проблемах, с которыми вы имеете дело. Можно использовать такие инструменты, как кисть, краски, пастель, цветные карандаши и т. д., чтобы выставить и даже на короткое время окрасить эти проблемы в ином свете». — Джордж Э. Миллер

Во время сеансов доктор Малохиоди призывает своих клиентов делать следующее: «используйте цветные карандаши или масляную пастель» [и говорит]: «Покажите мне через цвета, формы и линии, что вы чувствуете. Не беспокойтесь о том, чтобы превратить это в «искусство». Просто нанесите что-нибудь на бумагу» (Мальчиоди, «Зажигая искру: исцеляющая сила выразительного искусства», 2019).

Художественное картирование эмоций.

Необходимые материалы: бумага, разноцветные ручки

Это задание включает в себя картирование мест, где вы чувствуете эмоции, удерживаемые в вашем теле. Во-первых, нарисуйте тело (оно не обязательно должно быть детализировано, но полезно иметь лицо). Затем сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы сосредоточиться и заземлиться. Затем подумайте об эмоции и выберите цвет для ее представления (например, красный для гнева, синий для грусти и т. д.).

Следуйте протоколу сканирования тела и закрасьте этим цветом ту часть тела, где вы чувствуете, что удерживаете эту эмоцию. Это можно делать для одной эмоции за раз или для нескольких. Часто это выглядит как тепловое изображение.

Творите под музыку.

Материалы: бумага, письменные принадлежности, краски/кисти

В этом упражнении послушайте песню и нарисуйте или нарисуйте то, что приходит вам на ум во время прослушивания. Это могут быть линии, представляющие темп или инструменты, которые вы слышите, цвета, представляющие эмоции, которые вы испытываете. Это также можно сделать, сосредоточившись на конкретной песне, которая вызывала эмоции в прошлом.

Список воспроизведения танцев.

Материалы: музыка/динамики, открытое пространство для передвижения

Для этого задания создайте список воспроизведения ваших любимых песен или песен, связанных с определенной эмоцией. Затем танцуйте под плейлист, отмечая, к каким движениям вы постоянно возвращаетесь, какие эмоции возникают или как эмоции проходят через ваше тело (например, высоко машете руками от счастья или медленно размахиваете ими от печали).

Раскраски.

Материалы: мелки, карандаши, фломастеры или пастель и книжки-раскраски

Существует множество книжек-раскрасок для взрослых, которые можно приобрести или распечатать. Для этого упражнения найдите время, чтобы раскрасить, выбрав изображения, цвета и материалы, которые можно комбинировать, чтобы выполнить это художественное задание для воплощения. Раскрашивая, делайте паузы и размышляйте над эмоциями и ощущениями тела, которые вы замечаете. Как материал ощущается в ваших руках? Какие цвета вы используете? Эти вопросы помогут вам разобраться в своих эмоциях.

Спонтанный коллаж.

Материалы: журналы, газеты, каталоги, старая почта и др. бумага, ножницы, клей.

В этом упражнении сначала сделайте несколько глубоких успокаивающих вдохов. Затем выберите журнал/бумагу и просто вырежьте все, что вам нравится. Не редактируйте и не сомневайтесь. Делайте это, пока у вас не будет хотя бы 15-20 предметов. Затем начните просматривать их, упорядочивать и склеивать в виде коллажа на бумаге.

Затем просмотрите свой коллаж. Выберите любые темы или эмоции, которые вы видите. Спросите, где вы чувствуете эмоции. Посмотрите, если вещи близко друг к другу или на расстоянии друг от друга. Обратите внимание, больше ли слов, чем фотографий, или даже того и другого. Изучите цвета и спросите, есть ли разнообразие цветов или один цвет преобладает над другими.

Скульптура.

Материалы: глина для лепки, ножницы

Эта художественная деятельность по воплощению сосредоточена на тактильной игре посредством лепки. Делайте все, что приходит на ум или кажется естественным. Даже если это простая форма, такая как шар, улитка или чаша. Во время создания обратите внимание на то, как материал ощущается в ваших руках, когда вы скатываете, зажимаете или разрезаете его. Подумайте об эмоциях и телесных ощущениях, которые вы испытываете, когда лепите.  

Коллаж памяти.

Материалы: фотографии на память, журналы, газеты, каталоги, старая почта и др. бумага, ножницы, клей.

Этот вариант художественной деятельности похож на спонтанный коллаж, но сосредоточен на одном событии или воспоминании. Сначала сделайте несколько глубоких успокаивающих вдохов. Сосредоточьтесь на воспоминании или фотографиях, которые у вас есть с этого события.

Затем выберите журнал/фотографию и просто вырежьте все, что вам нравится. Не редактируйте и не сомневайтесь. Делайте это, пока у вас не будет хотя бы 15-20 предметов. Затем начните просматривать, систематизировать и склеивать их в коллаж на бумаге. Затем просмотрите свой коллаж о конкретном воспоминании.

В заключение, есть много арт-терапевтических занятий для воплощения. Арт-терапия, проводимая обученным практиком, может быть полезна для исцеления травм и стресса, а также для развития воплощения и осознания тела.

Вне терапевтического окружения творческий подход — это один из способов поддержать целостное здоровье, когда вы осознанно взаимодействуете со своим телом. Пожалуйста, ознакомьтесь со списком ссылок ниже для получения дополнительной информации и рекомендаций по арт-терапевтическим мероприятиям для воплощения.

«Искусство может проникнуть в самую глубокую часть нас, где нет слов». – Эйлин Миллер, Девушка, которая говорила картинками: аутизм через искусство

Ссылки:
Association, AA (2022, 2 апреля). Об арт-терапии . Получено из Американской ассоциации арт-терапии: https://arttherapy.org/about-art-therapy/

Malchiodi, CA (2019, март/апрель). Разжигание искры: целительная сила выразительного искусства. Журнал Psychotherapy Networker .

Мальчиоди, Калифорния (2020). Терапия травм и выразительных искусств: мозг, тело и воображение в процессе исцеления. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Мерриам-Вебстер. (2022, 28 марта). Воплощенный . Получено из Merriam: https://www.merriam-webster.com/dictionary/embodied

Today, P. (2022, 2 апреля). Арт-терапия . Получено из Psychology Today: https://www.psychologytoday.com/us/therapy-types/art-therapy

Фото:
«Живопись», предоставлено Дайан Ган, Pexels.com, лицензия CC0; «Пастели», предоставлено Анной Малышевой (Заволока), Pexels.com, лицензия CC0; «Резание бумаги», предоставлено Анастасией Шураевой, Pexels.com, лицензия CC0; «Коллаж», предоставлено RODNAE Productions, Pexels.

Добавить комментарий