Методы арт-терапии в психологическом консультировании
Вступление
Время занятий
В первый день занятия проводятся с 11:00 до 18:00, в последующие дни с 10:00 до 17:00.
Формат проведения
Занятия проходят в аудиториях Института «Иматон».
Содержание семинара углубляет базовый курс арт-терапевтической подготовки и знакомит слушателей с авторскими техниками арт-терапии. Новизна содержания программы заключается в интеграции процессуально-аналитического подхода с принципами клинической системной арт-терапии А. И. Копытина. Каждый из предлагаемых арт-терапевтических методов специально разработан для эффективной помощи клиентам с определенным психологическим запросом.
В ходе мастерской участники смогут овладеть необходимым профессиональным инструментарием и сквозь его призму исследовать свой личный опыт.
Программа адресована широкому кругу практических психологов, арт-терапевтов, психотерапевтов, желающих расширить свой методический инструментарий техниками арт-терапевтической работы.
В результате обучения участники смогут:
- освоить новые арт-терапевтические технологии, направленные на работу с распространенными психологическими проблемами человека;
- почувствовать на собственном опыте их психотерапевтический потенциал;
- пополнить арсенал используемых методов новыми разработками.
В программе
- Основные принципы и механизмы арт-терапевтического воздействия.
-
Технологии арт-терапевтической работы с конкретными психологическими проблемами клиентов:
- сложности с установлением и поддержанием психологического контакта;
- развитие коммуникативной компетентности через анализ своих чувств и состояний;
- повышенная тревожность и страхи;
- отреагирование гнева и агрессии;
- проблемы самопринятия и комплекс «Я недостаточно хорош»;
- ощущение беспомощности и неуверенности в собственных силах;
- переживание горя и утраты;
- телесные симптомы как индикаторы психологических проблем и ресурсов личностного развития.
- Методический анализ авторского подхода и методов работы.
Формы работы
мини-лекции, демонстрации вариантов использования авторских арт-техник и их анализ, групповые и индивидуальные упражнения для отработки практических навыков работы.
Объем программы 24 академических часа
Удостоверение о повышении квалификации.
Материалы
Учебно-методический комплекс по программе (образовательная программа):
Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
Анна, Североуральск (07.02.2023)
Замечательный семинар. Получила полезный опыт, личную проработку, универсальные и актуальные техники. Очень благодарна!
Людмила, Санкт-Петербург (09. 01.2023)
Очень понравился семинар! Много полезной и нужной информации, которую можно эффективно применять на практике. Полнота и доступность изложения. Наиболее полезно: личное участие в упражнениях, навыки ведения сессий с клиентами.
Эльмира, Челябинск (10.10.2022)
Комфортная атмосфера. Ведущий делился опытом из практики, примерами применения, объяснял и показывал очень доступно и понятно. Наиболее полезно: авторское прочтение примеров работы.
Резюме
Стоимость программы
9600 ₽
Арт-терапия: обучение, тренинги | Расписание
Программа дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка)«АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ»
Автор и ведущий
Никитин Владимир Николаевич – доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры Практической психологии и арт-терапии Московского социально-педагогического института; профессор кафедры Психологии искусства, художественного образования и общеобразовательных предметов Национальной академии художеств (г. София, Болгария).
Автор 11 научных монографий и учебных пособий по арт-терапии.
Автор структурно-антропологической арт-терапии, представленной в программе.
Председатель Восточно-европейской ассоциации арт-терапии (ЕЕАТА).
Методологическим основанием программы обучения служит онтосинергетический подход в теории арт-терапии, разработанный В.Н. Никитиным.
Модули программы
Введение в профессию
– Объект и предмет исследования философии искусства, ведущие теории философии искусства.
– Основные законы и принципы интерпретации содержания художественного произведения с точки зрения теории синергетики.
– Основные положения структурно-антропологического подхода в арт-терапии.
Терапия визуально-пластическими художественными средствами
– Основные теоретические положения терапии визуально-пластическими художественными средствами.
– Природа художественного образа.
– Диагностические критерии формирования целостного художественного образа.
– Художественный процесс как метод гармонизации психических функций.
Практикум по терапии визуально-пластическими художественными средствами
– Техники и приемы работы с художественным материалом.
– Проективные методы диагностики и психологической коррекции.
– Модели построения художественной композиции.
Практикум по маскотерапии
– Трансцендентальная природа маски: мифология и терапевтический эффект.
– Техники и приемы работы с пластическим материалом по созданию масок.
– Использование маски и грима в практике психологического консультирования.
Драматерапия
– Основные теоретические положения драматерапии.
– Цели и задачи драматерапии: принципы и законы построения интерактивного художественного действия.
– Природа и художественные формы эмоционально-чувственной выразительности.
– Теория и практика психодрамы. Театр спонтанности – «play back», пластикодрама.
Практикум по психодраме
– Театр импровизации: ведущие принципы и механизмы построения психологического действия.
– Основные техники и приемы психодрамы (Дж. Морено).
– Пластикодрама и театр play back (Дж. Фокс).
Практикум по пластикодраме (интерактивный психологический театр)
– Пластикодрама как метод драматерапии.
– Принципы и техники создания интерактивного психологического театра.
– Постановка интерактивного действия, направленного на решение социально-психологических проблем.
Пластико-двигательная терапия
– Основные теоретические положения пластико-двигательной терапии.
– Генезис телесности, проблема соотношения психического и физического в человеке.
– Основные принципы телесно-ориентированной терапии.
– Пластико-двигательные методы диагностики и коррекции.
Практикум по пластико-двигательной терапии
– Техники и типы пластического движения.
– Пантомима как метод развития воображения и пространственного мышления.
– Пластическое движения как средство диагностики и психологической коррекции.
Музыкальная терапия: трансперсональная голосовая терапия
– Основные теоретические положения музыкальной терапии.
– Звук как отражение психического состояния.
– Транс и его значение в практике психологического консультирования.
– Методология и техники трансперсональной голосовой терапии.
Практикум по трансперсональной голосовой терапии
– Диагностика характерологических признаков голосового звучания.
– Принципы и техники работы с дыханием, речью и звучанием.
– Техники трансонаведения и резонансного звучания. Голосовые возможности саморегуляции.
Что такое ИСКУССТВО? — Терапия ускоренного разрешения
Терапия ускоренного разрешения (АРТ) — это уникальный подход к психотерапии. АРТ уникален, потому что АРТ-терапевт помогает клиенту заменить негативные образы в сознании, вызывающие симптомы посттравматического стресса, позитивными образами по выбору клиента. И делается это быстро, чаще всего за один сеанс! Как только негативные образы будут заменены позитивными, триггеры исчезнут. Прекратятся кошмары и повторяющиеся навязчивые мысли.
Некоторые из растущего числа исследований, которые показывают, что АРТ может сделать это, можно найти, щелкнув следующую ссылку: https://acceleratedresolutiontherapy.com/evidence-based/ АРТ признана научно-обоснованной Обществом клинической психологии, Отд. 12 Американской психологической ассоциации (АПА).
АРТ также уникален тем, что он сочетает в себе огромную силу движений глаз, позволяющую добровольно изменять сознание клиента, с хорошо зарекомендовавшими себя методами лечения, такими как гештальт, психодинамическая терапия и управляемое воображение. В протоколе АРТ движения глаз, наряду с другими улучшениями АРТ, позволяют этим методам лечения работать намного быстрее и эффективнее.
С помощью этих методов лечения в сочетании с движениями глаз ВРТ и другими улучшениями ВРТ многие проблемы с психическим здоровьем, помимо посттравматического стресса, также могут быть быстро решены. Среди вещей, с которыми может справиться АРТ, — обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства пищевого поведения, генерализованное беспокойство и генерализованные депрессивные расстройства. ВРТ может справиться с травмами, часто связанными с дислексией, но не только для улучшения чтения! (Проблемы, которые были решены с помощью АРТ, более подробно перечислены ниже.) Было показано, что они производят тета-волны в мозгу. Тета-волны связаны с творчеством, интуицией, мечтаниями. Эти мозговые волны часто присутствуют во время медитативных состояний.
Одним из особых аспектов ВРТ является то, что когда клиенты заменяют свои негативные образы позитивными, им не нужно говорить с терапевтом о каких-либо подробностях травмы. Это потому, что ИСКУССТВО является процедурным, хотя и творческим; и клиент действительно контролирует процесс, а АРТ-терапевт является полезным проводником. Это облегчает терапию для клиента и легче для терапевта.
Хотя визуализация некоторых травмирующих переживаний, таких как изнасилование, драка или потеря любимого человека, может быть очень болезненной, в начале сеанса ВРТ клиент уже быстро выходит за пределы того места, где он застрял в этих прошлых переживаниях, и делает позитивные выводы. изменения по своему выбору. Сеансы ВРТ успокаивают клиента и очень часто приносят радость, особенно в конце, как клиенту, так и терапевту.
Вот некоторые проблемы, которые были быстро и эффективно вылечены с помощью АРТ:
Тревога
Депрессия
Фобии
Панические атаки
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Посттравматический стресс (ПТС)
Зависимость/злоупотребление психоактивными веществами
Беспокойство о производительности
Семейные проблемы
Виктимизация/плохая самооценка
Виктимизация/сексуальное насилие
Проблемы в отношениях/измена
Созависимость
Горе
Стресс на работе
Управление болью
Улучшение памяти
Беспокойство при дислексии
Чтобы получить ответы на любые вопросы, пишите по адресу [email protected] или посетите нашу контактную страницу.
Арт-терапия и осознанное исцеление травм в Гринвилле, Южная Каролина
Существует большая разница между арт-терапией и арт-терапией в терапии. Некоторые люди могут также называть последнее «арт как терапия». Это может показаться тривиальным, но добавление одного слова к фразе «арт-терапия» полностью меняет смысл. Чтобы просветить и объяснить различия, я здесь, чтобы разрушить некоторые распространенные заблуждения и, надеюсь, дать разъяснения о области психического здоровья арт-терапии.
По моему личному и профессиональному мнению, арт-терапия полезна для лечения широкого круга проблем психического здоровья, но только в том случае, если ее проводит врач, специально обученный арт-терапии. Я квалифицированный арт-терапевт, зарегистрированный в Американской ассоциации арт-терапии, и я предоставляю арт-терапию в качестве основной терапевтической услуги в Hearts for Hope Therapy в Гринвилле, Южная Каролина.
Возможно, вы наткнулись на этот пост из любопытства, потому что вы уже пробовали различные «традиционные» формы психотерапии, но ищете что-то новое. Возможно, вы слышали об арт-терапии, но не знаете, что это такое. Тем не менее, эта статья даст вам более точное представление о том, что такое арт-терапия на самом деле, и почему важно, чтобы вы работали с обученным арт-терапевтом, чтобы действительно извлечь пользу из этого специализированного метода лечения.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия сочетает в себе творческий процесс создания искусства с психологической теорией и терапевтическими отношениями. Одним из наиболее важных аспектов арт-терапии, как и традиционной психотерапии, являются отношения между клиентом и терапевтом.
По данным Американской ассоциации арт-терапии: «Арт-терапия, проводимая профессиональным арт-терапевтом , эффективно поддерживает личные цели и цели лечения отношений, а также проблемы сообщества». [1]
Для того, чтобы это была настоящая арт-терапия, должны быть терапевтические отношения, особенно между клиентом и обученным арт-терапевтом . Многие традиционные терапевты включают искусство в терапию , потому что создание искусства по своей сути является терапевтическим.
Однако, если эти терапевты не обучены арт-терапии должным образом, им не хватает надлежащих инструментов для поддержки клиента в процессе использования искусства как основного аспекта терапевтического процесса. У них нет специальных знаний или навыков, чтобы распознавать символизм или участвовать в обсуждении произведения искусства с клиентом после того, как искусство было создано.
Клиенты часто испытывают катарсис или сильные эмоции, выходящие на поверхность во время процесса создания искусства на сеансе арт-терапии. Арт-терапевт был формально обучен тому, как безопасно поддерживать клиента в этом процессе, в то время как традиционный терапевт этого не сделал.
Еще одно отличие, о котором стоит упомянуть, заключается в том, чем арт-терапия отличается от арт-класса, который фокусируется на технике, таланте и эстетике. Вместо этого арт-терапия — это примерно процесс создания искусства и доступен для всех уровней способностей. [2] Арт-терапия предоставляет клиентам творческие инструменты, с помощью которых они делают новые открытия о себе и работают с прошлыми травмами, эмоциями и воспоминаниями. Все это делается с арт-терапевтом.
Арт-терапевт Линда Тернер говорит: «Существует множество различных подходов к арт-терапии, и на самом деле нет правильного или неправильного подхода. В то время как некоторые могут использовать рисование и управляемую медитацию, другие могут использовать коллажи для объединения значимых слов и изображений на одной странице. Арт-терапия — это просто способ проникнуть в разум с помощью более непрямого, творческого подхода». [3]
Я согласен с тем, что существует множество способов использования арт-терапии, и не существует одного правильного способа, а также нет универсального подхода. Тем не менее, я хочу прояснить, что — это — это неправильный способ использования искусства в терапии, если вы не обучены, и это может быть даже опасно.
Я слышал душераздирающие истории о терапевтах, использующих искусство в терапии своих клиентов. Хотя я уверен, что у этих терапевтов были благие намерения, клиенты были непреднамеренно повторно травмированы интенсивностью неприятных эмоций, возникших в результате подсказки к художественной деятельности. Искусство раскрывало травмирующие воспоминания, и терапевт не знал, как безопасно вести и поддерживать клиента в этом опыте.
В чем разница между арт-терапией и искусством в терапии?
По данным ресурса Art Therapy Resources в Австралии, «…поскольку художественная деятельность проводится на сеансе с терапевтом, вы можете получить руководство о том, как обрабатывать эти неожиданные эмоции и озарения. Арт-терапевт может помочь облегчить процесс выявления и обработки сложных эмоций, возникающих в результате художественной деятельности. Арт-терапевт также может дать арт-директивы, которые помогут исследовать трудности, с которыми мы сталкиваемся». [4]
Я использую комбинацию директивных и недирективных подсказок, когда занимаюсь арт-терапией в Hearts for Hope Therapy. Директивы — это конкретные подсказки, которые направляют сеанс арт-терапии и намеренно поддерживают индивидуальные цели лечения клиента. Некоторые директивные вмешательства похожи на создание мандалы. Мандала — это санскритское слово, означающее «священный круг». Я часто комбинирую указания мандалы с управляемой медитацией, дыхательными упражнениями и осознанным движением. Это мощный инструмент, который способствует спокойствию, ясности и проницательному размышлению моих клиентов как в уме, так и в теле.
Другие примеры арт-директив, которые я часто использую, направлены на решение конкретных проблем и подтверждаются исследованиями. Они намеренно вытягивают сильные метафоры, которые производят глубокое понимание. Если кто-то чувствует себя потерянным, застрявшим или переживает большие перемены или жизненный переход, я могу использовать художественную директиву «рисование моста».
Точно так же я люблю использовать директиву «дорожного рисунка», которая особенно полезна для людей, с которыми я работаю, страдающих расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Это помогает моим клиентам чувствовать себя уверенно в распознавании мотивов, потенциальных «препятствий» и в том, как предпринять действенные шаги в процессе выздоровления. По словам арт-терапевта Майкла Хейнса, «дорожные рисунки помогают клиентам понять путь выздоровления и дают метафору их способности к изменениям». [5]
Когда неарт-терапевт использует искусство в терапии , он может попросить клиента раскрасить, нарисовать или нарисовать. Иногда терапевты злоупотребляют этими действиями и пытаются расшифровать смысл искусства, созданного клиентом, что часто неуважительно по отношению к клиенту.
В других случаях они могут использовать директиву по арт-терапии, о которой они узнали из учебника или онлайн-ресурса. Я бы никогда не посоветовал психиатру, не являющемуся арт-терапевтом, использовать инструкции по арт-терапии, о которых он читал. У них нет инструментов или соответствующего опыта для правильной обработки изображений, и они могут неверно истолковать или ввести клиента в заблуждение.
Занятия искусством успокаивают и очищают. Это одна из причин, почему я не всегда даю указания. Рисование в свободной форме позволяет моим клиентам выражать то, что они чувствуют в данный момент. Интуитивное рисование процесса — отличный способ раскрыть эмоции и мысли, а также позволить нам распознать и развить новые отношения с нашим внутренним критиком.
Если бы вы были моим клиентом на сеансе недирективной арт-терапии, я по-прежнему провожу художественные вмешательства, но вы определяете направление искусства, и мы вместе обсуждаем все, что возникает. Для меня всегда важно предоставить несколько вариантов художественных материалов, чтобы у вас была возможность поэкспериментировать с новыми формами творческого самовыражения.
Различные художественные материалы позволяют проводить различные терапевтические эксперименты и имеют особые преимущества при работе с различными проблемами психического здоровья. Арт-терапевты хорошо обучены использованию различных художественных средств в качестве преднамеренных инструментов в арт-терапии через Континуум экспрессивной терапии.
Большинство неарт-терапевтов, использующих искусство в терапии, действуют из лучших побуждений. Они знают, что создание искусства является терапевтическим. Я часто вижу, как терапевты предлагают раскрашивать или заниматься ремеслом на сеансе терапии, чтобы помочь клиентам расслабиться, и я думаю, что это прекрасно! Однако это не арт-терапия. Утверждение, что это так, усугубляет непреодолимые заблуждения об арт-терапии и, честно говоря, немного унижает профессию арт-терапевта.
Еще одна вещь, на которую стоит обратить внимание, это то, что книжки-раскраски для взрослых или раскрашивание предварительно нарисованных мандал не считаются арт-терапией. Ваша книжка-раскраска, безусловно, может помочь вам расслабиться или справиться с беспокойством, но ваша книжка-раскраска не является вашим терапевтом.
Иногда неарт-терапевты используют их на своих сеансах, что совершенно замечательно и, вероятно, приносит много радости и творчества в терапевтическую комнату! Однако есть большая разница между раскрашиванием мандалы и созданием ее с помощью арт-терапевта. Я ни в коем случае не бросаю тень на книжки-раскраски; Я использую их регулярно в свободное время, и они, безусловно, имеют преимущества. Но давайте перестанем называть их учебниками по арт-терапии, хорошо?
Каковы преимущества арт-терапии?
У арт-терапии так много замечательных преимуществ! По данным Американской ассоциации арт-терапии, «Арт-терапия используется для улучшения когнитивных и сенсомоторных функций, повышения самооценки и самосознания, развития эмоциональной устойчивости, развития понимания, улучшения социальных навыков, уменьшения и разрешения конфликтов и страданий, а также улучшения социального самочувствия». и экологические изменения». [1]
Помимо когнитивных и эмоциональных преимуществ, исследования арт-терапии показывают, что есть и физические преимущества. К ним относятся снижение физической боли и снижение стресса. [6] Мы знаем, что стресс удерживается в организме и существует множество реакций на физический стресс, поэтому мы будем рассматривать снижение стресса как физическую и психологический эффект.
Практика арт-терапии в He
arts for Hope TherapyАрт-терапию должны практиковать только терапевты, прошедшие соответствующую подготовку в области арт-терапии. Учителя рисования не являются арт-терапевтами. Неарт-терапевты, которые используют искусство в терапии, не могут должным образом или этично предлагать услуги арт-терапии.
Если вы являетесь специалистом в области психического здоровья и читаете это, и вы работаете с клиентами, которым нравится творчество или у которых есть проблемы с вербальным выражением, подумайте о том, чтобы направить их к зарегистрированному арт-терапевту. Арт-терапевты проходят многолетнее специализированное обучение на уровне магистра и обладают уникальными возможностями для лечения различных психических, эмоциональных и даже физиологических проблем.
Если вы хотите узнать больше о том, как арт-терапия может конкретно помочь вам, обратитесь ко мне за бесплатной консультацией
Ссылки
[1]https://arttherapy.org/
[2]https://www.