Изотерапия . Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера
Изотерапия – одно из наиболее развитых направлений арт-терапии, которое предполагает использование изобразительных средств и возможностей для личностного развития. Изотерапия включает разные направления деятельности: рисование, цветотерапию, рисуночную проективную диагностику и другие.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, – рисованием. Используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии, в большей мере, – коррекционно-профилактическими. Изотерапия даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами: задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Рисунок приносит особенно много пользы в работе с людьми, полными злости или сопротивляющимися. Тот, у кого существуют проблемы с вербализацией, получает средство коммуникации, не требующее слов. В то же время люди, переполненные гневом, опасающиеся, что не смогут контролировать злость, благодаря рисунку могут разрядиться, не опасаясь последствий.
Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные ученые (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Йеменский, Н. И. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.). Психоаналитические теории оказали большое влияние на представления таких арт-терапевтов, как М. Намбург, Э. Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическим обоснованием положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу. Карл Юнг считал, что воображение и творчество сами по себе обладают целительной силой. В современную зарубежную и отечественную изотерапию весомый вклад внесли В.
Изотерапия – очень экологичный метод терапии и подходит большинству людей. Но существуют, однако, несколько исключений, которые необходимо учитывать. Например, особенности пациентов, сильно боящиеся информации, исходящей от их рисунков, или люди с очень слабыми границами Эго. В этом последнем случае терапевт должен обеспечить безопасность и интерпретировать лишь факты, которые сможет вынести слабое «Я» пациента.
Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Ведь это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, кроме того участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.
Изотерапевтическая работа предполагает использование различных изобразительных материалов:
1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
2) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
3) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств.
Исследовательская работа «Влияние арт-терапии на эмоциональное состояние обучающихся»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Индивидуальный проект
Исследовательская работа
«Влияние арт-терапии
на эмоциональное состояние обучающихся »
Автор: Саликаева Екатерина
МАОУ «Белоярская СОШ №1»
класс: 11А
Руководитель: Николаева Наталья
Анатольевна, педагог-психолог
МАОУ «Белоярская СОШ №1»
Белый Яр, 2022 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3 — 5
Основная часть…………………………………………………………… 5-10
Глава I. Теоретическое изучение понятия «арт-терапия», характеристика основных подходов к применению приемов арт-терапии.
1.1. Арт-терапия и основные подходы к ее применению………………………5 — 8
1.2. Эмоциональное состояние обучающихся и его влияние на развитие.……………………………………………………………………..9-10
1.3. Психологическая характеристика подросткового возраста и проблема психологического здоровья как основа развития личности в подростковом возрасте.…………………………………………………………………………10
Глава II. Экспериментальное исследование знаний о арт-терапии и тревожности обучающихся 16-18лет…………………………………….10-13
2.1. Исследование знаний обучающихся об арт-терапии, эмоционального состояния и тревожности обучающихся…………………………………10-12
2.2. Коррекционно-развивающие занятия профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний………………………………….12-13
2.3. Диагностическое исследование (повторное) эмоционального состояния и тревожности обучающихся………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………14-15
Приложения…………………………………………………………….15 — 19
Введение.
Актуальность работы. Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен. Арт-терапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Арт-терапия, методы и приемы которой развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи учащимся в нормализации своего состояния. Эмоциональные расстройства представляют собой отклонения от нормы и приводят к возникновению нарушений социальных контактов.
Если учащиеся будут иметь возможность расслабиться, будут осведомлены о способах и методах снятия психоэмоционального напряжения, это принесет пользу всем.
Так И.В.Дубровина, М.В.Ричардсон и Р.Бернс придерживаются точки зрения, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно. Они проявляются в особенностях личности и могут находить отражение в последующей жизни.
Известные в науке психологи: И.В.Дубровина, Н.И.Гуткина, А.Д.Андреева, А.М.Прихожан и многие другие зарубежные ученые (Жан Пиаже, Джеймс Селли, А.А. Венгер) утверждают, что психологическое здоровье в младшем подростковом возрасте зависит от полноценного общения со сверстниками. Оно оказывает большее влияние на здоровье ребенка, чем умственное развитие, успешность в учёбе, взаимоотношения с педагогами [6].Становлению новообразований препятствуют такие психологические факторы, как высокий уровень агрессии и низкая самооценка.
Актуальность работы: изучение возможностей использования арттерапии как помощника в здоровьесбережении и решение указанных проблем обусловили выбор темы моей работы «Влияние арт-терапии на эмоциональное состояние обучающихся».
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования приемов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний обучающихся.
Задачи: 1.Изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать основные подходы к применению приемов арт-терапии.
2. Провести исследование эмоционального состояния обучающихся и
3. Применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.
4. Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений.
5. Разработать памятки учащимся, педагогам, родителям по формированию арт-терапевтической культуры (владение знаниями, умениями, навыками гармонизации эмоционально-психологических состояний средствами изобразительного искусства).
Для решения поставленных задач использованы методы:
1.Тестирование.2. Наблюдение. Основным методом исследования стала экспериментальная работа.
Объектом исследования являлись обучающиеся (16-18 лет).
Предмет исследования: влияние арт-терапии на эмоциональное состояние обучающихся.
Гипотеза исследования: эффективность использования арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний.
Проблема: психологическое здоровье рассматривается как основа развития личности обучающихся.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы обучающимися, учителями и психологами.
Основная часть.
Глава I. Теоретическое изучение понятия «арт-терапия», характеристика основных подходов к применению приемов арт-терапии.
1.1. Арт-терапия и основные подходы к ее применению.
Термин «Арт-терапия» (art –
искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным
творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. [Интернет–энциклопедия «Википедия»,
wikipedia. dn.ua].
Термин арт-терапия (буквально:
терапия искусством) вел в употребление Андриан Хилл (1938) при описании своих
занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях
(Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002)
Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия.танцедвигательную терапию, драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия, маскотерапия, этнотерапия, артсинтезтерапия и другие [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua].
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражение и самопознания. [arterapiya.ucoz.ru].
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства. У арт-терапии есть свои преимущества:
ü практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
ü арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
ü продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
ü арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
ü арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
ü арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. [http://festival.1september.ru]
В последние годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно применяется метод психотерапии искусством.
Арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию
познавательных и созидательных навыков у участников (Р. Сильвер, 1978), идеи
И.Л. Бим, В.Н. Шацких, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Глухаревой, Л.В. Куликовой, З.Н.
Никитенко и др. о том, что включение в учебный процесс творческих заданий на
основе изобразительной деятельности способствует развитию творческого мышления
школьников. [www.lib.ua-ru.net].
На сегодняшний день в мире накоплен определенный опыт
применения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт применения
арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д.
Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н.
Комиссаровой, Т.А. Добровольской.
М.Ю. Алексеева в учебно-методическом пособии описывает оригинальные обучающие методики с элементами арт-терапии. Их использование автор обосновывает необходимостью развития у детей самостоятельного творческого мышления и воспитания креативной личности, как «наиболее эффективный способ удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии». [Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка / Под ред. Н.Н. Соловьевой. М.: АПК и ПРО, 2003].
А.В. Гришина в своей программе развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования рекомендует использовать педагогами изобразительного искусств на уроках элементов арттерапии. Это, на ее взгляд, позволит стимулировать подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний, развивать эмоциональную гибкость. [Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования Волгоград, 2004].
Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. [http://www.neuch.ru ].
На основе представленных
литературных источников, материала Интернет-сайтов можно сделать следующие выводы:
1. Арт-терапия представляет такую систему здоровьесберегающих воздействий,
которая основана на занятиях изобразительной деятельностью.
2. Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или
восстановление здоровья учащихся, приемы арт-терапии могут быть использованы
в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и
личностных качеств учащихся
3. Использование различных средств творческого самовыражения учащихся в качестве средства развития некоторых личностных качеств возможно. Используемые при этом средства творческого самовыражения следует относить к категории арт-методов или методов художественного творчества в образовательном процессе.
4. Многие арт-терапевтические методики, техники, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с детьми в общеобразовательных школах с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.
1.2. Эмоциональное состояние обучающихся и его влияние на развитие.
Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состоянии: страх — в виде боязни, тревога – в виде тревожности. Если страх и отчасти тревога ситуативно обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, личностно мотивированы и, соответственно, более устойчивы.
Как отмечает К.Хорни, тревожность является динамическим центром неврозов. Она охватывает не только психологическое состояние ребёнка, но и его физиологию, дезорганизовывая привычную деятельность и истощая его.
Когда стремление удовлетворить важнейшие потребности ребёнка не находят подтверждения, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие. У школьника это выражается в ожидании постоянного неуспеха в школе, негативного отношения со стороны педагогов, сверстников, родителей и т.д.
Устойчивое переживание неблагополучия может иметь различную форму и интенсивность. В литературе оно обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «школьная тревожность». Мы подробнее остановимся на школьной тревожности.
Как отмечает А.М.Прихожан, школьная тревожность – сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения, отрицательной оценки со стороны учителей, сверстников. Ребёнок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности собственного поведения, своих решений [13].
Педагоги и родители отмечают следующие особенности тревожного ребёнка: «боится всего нового и неизвестного», «очень раним», и «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится очень серьёзно». Как правило, данные характеристики не вызывают беспокойства взрослых, но тревожность, в том числе и школьная, — это один из предвестников невроза.
1.3. Психологическая характеристика подросткового возраста и проблема психологического здоровья как основа развития личности в подростковом возрасте.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремление противостоять себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права. Так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Важным фактором развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками [13].
Психологическое здоровье как основа развития личности в подростковом возрасте.
Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной. Задача взрослых, педагогов, родителей – помочь ребенку в понимании, самопринятии, и саморазвитии.
Глава II. Экспериментальное исследование знаний о арт-терапии и тревожности обучающихся 16-18лет.
2.1. Исследование знаний обучающихся об арт-терапии, эмоционального состояния и тревожности обучающихся.
Исследование проводилось с обучающимися 16-18лет в первой четверти (октябрь-ноябрь) 2022 года. Количество испытуемых составляло 10 обучающихся.
Цель исследования: выявление уровня осведомленности учащихся об арт-терапевтических возможностях изобразительного искусства и эмоционального состояния.
Задачи: 1. Определить знания обучающихся об арт-терапии. 2. Провести диагностическое исследование эмоционального состояния обучающихся.
Исследование проводилось с помощью «Опросника на выявление уровня осведомленности учащихся об арт-терапевтических возможностях изобразительного искусства»:
1. Знаете ли вы о целительной роли искусства?
2. Знаете ли вы, что такое арт-терапия?
3. Из каких источников вы узнали о терапии искусством?
4. Какие виды, направления арт-терапии вы знаете?
5. Какие направления вы уже использовали на практике?
6. Хотели бы вы познакомиться с приемами, техниками арт-терапии?
Результаты опроса приведены. ( Приложении 1).
Вывод: Таким образом результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности учащихся об арт-терапии, ее направлениях, практическом применении.
По результатам диагностики «Методика оценки актуального эмоционального состояния ребенка» (Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: (Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007), был получен следующий результат. (таблица 1)
Таблица 1.
Вывод: наблюдается сниженный уровень эмоционального состояния (настроения).
Результаты исследования эмоционального состояния представлены (Приложение 2).
Исследование тревожности проводилось по
«Методике диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина» (www.effecton.ru). (Таблица 3)
(Таблица 3)
Сводная таблица результатов
Вывод: результаты диагностики показали, что у ряда учащихся выявлен повышенный уровень тревожности.
Протокол результатов по данной методике приведен (приложение3).
Таким образом результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности учащихся об арт-терапии, ее направлениях, практическом применении.
В тоже время результаты диагностики показали, что у ряда учащихся выявлен повышенный уровень тревожности, сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).
Выводы: учащимся необходимо познакомиться с арттерапией как одним из способов профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний, арт-терапевтическими техниками, доступными для освоения учащимися.
2.2. Коррекционно-развивающие занятия профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний.
Задача: применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.
Для этого были подобраны арт-терапевтические упражнения, доступные для освоения учащимися. (См. Приложение)
На специальных занятиях, мы рассказывали своим одноклассникам об арттерапии, знакомили ребят с арт-терапевтическими упражнениями и предлагали упражнения на неделю для самостоятельного выполнения дома.
Данный этап работы длился 1 месяц (1 занятие в неделю).
2.3. Диагностическое исследование (повторное).
С целью оценивания эффективности применения арттерапевтических методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям.
Результаты повторной диагностики:
Вывод: Полученные результаты позволили сделать вывод, что число
учащихся, имеющих высокий и хороший уровень эмоционального состояния увеличилось на 30%. Трое учащихся «группы риска» (в данном контексте), имеющие сниженный уровень эмоционального состояния, показали по результатам повторного исследования — средний уровень.
Число учащихся с высоким уровнем ситуационной и личностной тревожности уменьшилось на 30%.
Заключение.
Выводы: сравнительная характеристика исследований показала, что приемы арт-терапии эффективны с целью профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний. Арт-терапия положительно влияет на наше эмоциональное состояние. Результаты подтвердились по двум критериям: уровень эмоционального состояния, уровень ситуационной и личностной тревожности.
Была разработали памятка для учащихся, родителей, педагогов по формированию арттерапевтической культуры (т.е. владению знаниями, умениями, навыками гармонизации эмоционально-психологичечских состояний средствами изобразительного искусства, использованию арттерапевтических приемов, упражнений с целью профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний).
Список литературы.
1.Абрамова Г. С., Возрастная психология, Москва:
издательский центр «Академия» 2005.
2. Интернет–энциклопедия
«Википедия», wikipedia.dn.ua
3. Астапов В. М., Тревожность у детей, Москва:
ПЕРСЭ, 2001.
4. www.lib.ua-ru.net .
5. Буданова М. А., Как понять ребёнка «АиФ
Здоровье» N°50, 2000.
6. www.effecton.ru
7. Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007 Вергелаз Г. И., Матвеев Л. А..
8. Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002
9. arterapiya.ucoz.ru
10. Под редакцией Дубровиной И. В., Руководство
практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в
контексте психологической службы. Москва: «Академия» 2002.
11.Под редакцией Дубровиной И. В., Практическая
психология образования. Москва: «Сфера», 2002.
12. Еникеева Д. Д. Пограничные
состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Москва:
«Академия» 2000.
13. Прихожан А.М. Психокоррекционная
работа с тревожными детьми в кн. «Активные методы школьного психолога». Москва,
«Академия», 2002.
14. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А., Развитие личности ребенка Москва: Прогресс, 1999.
15. Самоукина Н., Практический психолог в школе: лекции, консультировании, тренинги. Москва: Интор, 1997
ПРИЛОЖЕНИЯ
Что такое арт-терапия и чем она полезна? – Magnolia Recovery
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия — это процесс использования творческой деятельности, такой как рисование, рисование, фотография, коллаж, письмо и т. д., для лечения, изучения эмоций (и их происхождения), повышения самооценки и самосознания. Арт-терапией можно заниматься с лицензированным арт-терапевтом, который поможет вам найти более глубокий смысл в создаваемом вами искусстве, определить модели мышления и эмоции и предоставить терапевтическую основу для занятий искусством. Арт-терапией можно заниматься и самостоятельно.
В этой статье мы рассмотрим, как появилась арт-терапия, распространенные методы арт-терапии, ее преимущества, чем она отличается от экспрессивной арт-терапии , чем она отличается от арт-класса и как применяется арт-терапия. в программах восстановления магнолии. Мы даже дадим вам несколько простых советов, как начать собственную практику арт-терапии!
Истоки арт-терапии для психического здоровья
Люди занимаются искусством для различных целей уже более 40 000 лет. Искусство уже давно играет ключевую роль в процессах исцеления людей в виде священных картин, символов и резьбы. Но «Арт-терапия», как мы ее знаем сегодня в области психологии, началась в начале 19 века.40с. Адриан Хилл, художник из Великобритании, ввел термин «арт-терапия» в результате своей собственной художественной практики рисования и рисования во время выздоровления от туберкулеза. Во время занятий арт-терапией он заметил, что его художественная практика привела к множеству неожиданных преимуществ для здоровья. Хилл опубликовал свои идеи об арт-терапии в своей книге « Art Versus Illness » в 1945 году. что арт-терапия должна быть включена в базовую медицинскую помощь для всех.
Маргарет Наумбург и Эдит Крамер также продвинули вперед область арт-терапии в ту же эпоху, что и Адриан Хилл. Крамер, который также был визуальным художником, глубоко верил в исцеляющую силу творческого процесса. Она была одной из первых, кто озвучил преимущества искусства, чтобы выразить тревогу, гнев и боль.
Маргарет Наумберг, известная в этой области как «мать арт-терапии», основала школу Уолден в Нью-Йорке в 1915 году. Наумбург считал, что дети, у которых есть возможность творчески выразить себя, будут развиваться более здоровым образом. На самом деле она считала, что творческие процессы столь же эффективны в качестве формы терапии, как и словесное выражение мыслей и чувств. Затем она написала несколько книг по экспрессивной арт-терапии: Исследования «свободного» выражения проблемного поведения у детей как средства диагностики и терапии , Шизофреническое искусство: его значение в психотерапии , и Динамически ориентированная арт-терапия: ее принцип и практика . Эти книги легли в основу развития той области арт-терапии, которую мы знаем сегодня.
The Art Therapy Field Today
Американская ассоциация арт-терапии (AATA), ведущая организация арт-терапии для профессиональных арт-терапевтов, насчитывает 5000 членов в США. AATA поддерживает врачей-мастеров, работающих в больницах, школах, клиниках для ветеранов, психиатрические учреждения, общественные клиники, кризисные центры, сообщества пожилых людей и многое другое. Recruiter.com сообщает, что с 2004 года спрос на арт-терапевтов рос примерно на 2% в год и, как ожидается, продолжит расти.
Общие методы и средства арт-терапии
Вам не нужно быть опытным художником, чтобы извлечь пользу из арт-терапии, и способы ее применения практически безграничны. Арт-терапия включает в себя широкий спектр средств, таких как:
- Рисование и наброски
- Живопись (акварель, акрил, масло, пальчиковая краска и т. д.)
- Коллаж
- Мозаика
- Мандала
- S лепка и гончарное дело изготовление
- Резьба по дереву
- Текстильные работы (ткачество, вязание спицами, шитье, квилтинг, вышивка)
- Фотография
- Кинопроизводство
- Изготовление масок
- Изготовление гравюр
Что такое экспрессивное искусство?
Некоторые специалисты в области психического здоровья проводят различие между «арт-терапией» и «терапией экспрессивным искусством», классифицируя практики, основанные на изобразительном искусстве, как «арт-терапию», а невизуальные формы искусства — как «терапию экспрессивным искусством». Терапия экспрессивными искусствами включает формы искусства, которые более продуктивны для выражения психологических процессов и эмоций, например:
- Письмо (поэзия, песни, рассказы, эссе, пьесы, ведение дневника и т. д.)
- Драма (разыгрывание сцен, создание пьесы, импровизация, ролевая игра и т. д.)
- Танец
- Движение
- Пение
- Игра на музыкальном инструменте
Хотя некоторые специалисты в области арт-терапии разделяют эти два типа творческой терапии, существуют возможности для выражения эмоций с помощью обоих типов.
Каковы преимущества арт-терапии?
Даже один час арт-терапии может уменьшить стресс и положительно повлиять на ваше психическое здоровье — и вам не обязательно быть опытным художником, чтобы воспользоваться преимуществами. Многие из положительных эффектов арт-терапии были изучены и задокументированы в ходе клинических испытаний. Вот лишь некоторые из эмоциональных, психологических и физических эффектов арт-терапии:
Арт-терапия и уроки искусства: чем они отличаются
В художественном классе учащиеся изучают различные технические навыки в конкретный носитель; например, научиться трехмерному рисованию или вязать одеяло. Со временем учащиеся приобретают все больше и больше навыков изобразительного искусства и становятся все более изощренными в создаваемых ими произведениях искусства.
Напротив, в условиях арт-терапии акцент делается не на оттачивании художественных приемов, а на создании пространства для выражения эмоций, особенно сложных. Выражая эти эмоции с помощью творчества, участники могут испытать форму катарсиса, позволяя своим чувствам покинуть тело и быть замеченными, признанными и почитаемыми другими. В групповой обстановке участники представляют свои внутренние мысли как внешний объект или творческий «продукт», который они могут использовать для обсуждения своих чувств с другими в группе, что может показаться некоторым менее уязвимым, чем простое обсуждение любых сложных чувств в режиме реального времени. .
Процесс, а не продукт: почему создание произведений искусства исцеляет
Создание произведений искусства и выражение своих чувств с помощью изобразительного или изобразительного искусства помогает нам развивать самосознание и побуждает к самоанализу. Эти процессы позволяют участникам прийти к новому пониманию своей жизни и своего эмоционального состояния, помогая им научиться саморегуляции и сохранению перспективы, когда они испытывают сложные, неприятные эмоции. Со временем арт-терапия может помочь принять негативные чувства, а не подавлять их.
В своей книге « Основные упражнения по арт-терапии » Леа Гузман, ATR-BC, пишет: «Завершение произведения искусства может принести чувство выполненного долга, расширения возможностей и удовлетворения тому, кто страдает от депрессии».
Арт-терапия может дать участникам возможность выразить себя без слов, особенно если они не хотят говорить о своих чувствах в данный момент. Занятия арт-терапией, такие как рисование, рисование или лепка, могут снять защиту и позволить участникам исследовать эмоции, о которых они не подозревали, что их беспокоят.
Как клиенты Magnolia получают пользу от арт-терапии
В программе Magnolia Recovery Programs мы начали еженедельную практику арт-терапии в работе с клиентами. Всю неделю клиенты Magnolia участвуют в полном графике групп процессов , которыми руководят клиницисты, которые нацелены на боль и травму, которые лежат в основе аддиктивного поведения и часто вызывают его. Клиенты Magnolia проводят большую часть своей недели, анализируя свои жизненные истории и учась понимать свои триггеры, чтобы они могли двигаться вперед в своей жизни. Цель состоит в том, чтобы они покинули Магнолию, восстановив сильное чувство собственного достоинства.
Их еженедельная практика арт-терапии позволяет женщинам Магнолии сделать небольшой шаг назад от той глубокой, целостной работы, которой они занимаются в Process Group до конца недели, и позволяет им выражать свои эмоции по-другому — с помощью искусства.
Что говорят клиенты «Магнолии»
Пока что женщины в «Магнолии» любят проводить арт-терапию по пятницам после обеда. Ниже приведены некоторые мысли женщин после прохождения арт-терапевтического сеанса:
«Я рада, что мы записали наши аффирмации и повесим их, чтобы я не забывала повторять их себе каждый день. ”
—Клиент Magnolia
Клиенты Magnolia сделали коллажи, отражающие их намерения на следующие 30 дней.
«Сейчас я чувствую себя таким расслабленным».
—Клиент Magnolia
«Я чувствую силу».
—Клиент Magnolia
«Я чувствую, что с нетерпением жду возможности поработать над собой после завершения этого сеанса».
— Клиент Magnolia
5 проектов Easy Art Therapy, которые вы можете реализовать
Если вам не терпится начать собственную художественную практику самостоятельно или с клиентами, вот 5 простых упражнений, которые не требуют большого количества художественных принадлежностей:
- КОЛЛАЖ : Задайте намерение на следующие 30 дней. Используя цветную бумагу, ножницы и клей-карандаш, соберите мозаику, отражающую ваше намерение.
- РИСУНОК : Посидите 5 минут и оцените свое текущее состояние. Какие чувства с вами в этот момент? Подумайте о пейзаже, который мог бы визуально отражать ваше текущее настроение. С помощью карандаша нарисуйте пейзаж, который вы визуализировали.
- ЖУРНАЛ : В журнале как можно быстрее (не слишком много думая) закончите следующие утверждения:
- Я хочу
- Мне нужно
- Я надеюсь
- Я ожидаю
- Я боюсь 9 0036
- Я желаю
- Я
- Я люблю
Что вас удивляет в том, что вы написали? Какие чувства возникают? Потратьте 10 минут на обдумывание написанных вами утверждений.
- АКВАРЕЛЬ : Подумайте о том, за что вы благодарны. Может быть, это человек в вашей жизни, место, объект или недавнее переживание. Какое влияние на вашу жизнь оказывает эта вещь, за которую вы благодарны? Когда вы думаете о том, как это повлияло на вашу жизнь, что вы чувствуете в своем теле? Какие эмоции вы чувствуете? Если бы вам пришлось визуализировать эти чувства, какими качествами они обладают и как они ощущаются в вашем теле? У них есть цвета? Формы? Появляются ли какие-нибудь изображения? Назовите их себе. Кредитной картой нарисуйте 2-3 коробки на акварельной бумаге. Запишите чувства, возникшие во время медитации, внизу или вверху коробки, если хотите. Затем нарисуйте возникшие чувства. Вы можете использовать различные акварельные техники и экспериментировать. Они могут быть настолько абстрактными, насколько вам нравится, или вы можете сначала нарисовать их карандашом. Это ваше пространство для игры.
5. ТАНЦЫ : Проверьте себя. Каково ваше текущее настроение? Какие чувства вы хотите вызвать в ближайшие 1-2 часа? Найдите песню на YouTube или в своей музыкальной библиотеке, которая соответствует чувствам, которые вы хотите воплотить. Послушайте эту песню в наушниках и двигайте своим телом так, как оно хочет.
Ссылки
- Гусман, Лия. Основные упражнения арт-терапии. Rockridge Press: 2020.
- Каймал Г., Рэй К., Муниз Дж. Снижение уровня кортизола и реакция участников после создания произведений искусства. Арт-терапия . 2016;33(2):74-80. дои: 10.1080/07421656.2016.1166832.
- «Арт-терапия». Хорошая Терапия. https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/art-therapy. Последнее обновление: 18 апреля 2016 г.
- «Искусство и музыка». Смитсоновский национальный музей естественной истории . https://humanorigins.si.edu/evidence/behavior/art-music. Последнее обновление: 27 октября 2020 г.
- «Арт-терапия». Википедия . https://en.wikipedia.org/wiki/Арт_терапия. Последнее обновление: 10 ноября 2021 г.
- «Эдриан Хилл». Википедия . https://en.wikipedia.org/wiki/Адриан_Хилл. Последнее обновление: 7 февраля 2021 г.
Арт-терапия | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Психология: Дебаты · Журналы · Психологи
Арт-терапия — это форма экспрессивной терапии, в которой используются художественные материалы, такие как краски, мел и маркеры. Арт-терапия сочетает традиционные психотерапевтические теории и техники с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно аффективных свойств различных художественных материалов.
Как психиатрическая профессия, арт-терапия используется во многих клинических учреждениях с различными группами населения. Арт-терапию можно найти и в неклинических условиях, например, в художественных студиях и на семинарах, посвященных развитию творческих способностей. Арт-терапевты работают с детьми, подростками и взрослыми и предоставляют услуги отдельным лицам, парам, семьям, группам и сообществам.
По данным Американской ассоциации арт-терапии, арт-терапия основана на вере в то, что творческий процесс искусства исцеляет и улучшает жизнь. Арт-терапевты используют творческий процесс и проблемы, которые возникают во время арт-терапии, чтобы помочь своим клиентам улучшить понимание и суждение, лучше справляться со стрессом, работать с травмирующими переживаниями, улучшать когнитивные способности, улучшать отношения с семьей и друзьями и просто быть возможность получать жизнеутверждающие удовольствия от творческого опыта. Термин «арт-терапевт» зарезервирован для тех, кто является профессионалом, обученным как искусству, так и терапии, и имеет степень магистра в области арт-терапии или смежной области.
Содержание
- 1 Назначение арт-терапии
- 2 Художественные оценки
- 2.1 Серия диагностических чертежей (DDS)
- 2.2 Исследовательский инструмент оценки мандалы (MARI)
- 2.3 Дом–Дерево–Человек (ДВП)
- 3 Сертификация и регистрация арт-терапии
- 3.1 Сертификация и регистрация платы
- 3.2 Общие этические принципы
- 3.3 Независимый практикующий врач
- 3.4 Право на получение учетных данных
- 3.5 Стандарты поведения
- 3.6 Дисциплинарные процедуры
- 4 См. также
- 5 Дополнительная литература
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
Цель арт-терапии
Цель арт-терапии во многом такая же, как и у любого другого психотерапевтического метода: улучшить или сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Но в то время как некоторые другие экспрессивные терапии используют исполнительское искусство для выразительных целей, арт-терапия обычно использует рисунок, живопись, скульптуру, фотографию и другие формы визуального искусства. По этой причине арт-терапевты обучены распознавать невербальные символы и метафоры, которые передаются в творческом процессе, символы и метафоры, которые может быть трудно выразить словами или другими модальностями. Мы надеемся, что помогая своим клиентам узнать, какие основные мысли и чувства передаются в произведениях искусства и что они для них значат, клиенты не только получат понимание и суждение, но, возможно, лучше поймут себя и то, как они относятся к себе. к окружающим их людям. По словам Эда Бисона, «арт-терапевты подчеркивают, что это не их работа — интерпретировать или вкладывать смысл в искусство пациентов». (2006)
Оценки на основе искусства
Существует множество психологических оценок, в которых искусство используется для анализа различных типов психического функционирования (Betts, 2005). Арт-терапевты обучены проводить и интерпретировать ряд таких оценок, большинство из которых основаны на простых указаниях и стандартизированном наборе художественных материалов (Malchiodi 1998, 2003; Betts 2005). Первая оценка рисунков для психологических целей была создана в 1906 году немецким психиатром Фрицем Мором (Мальхиоди 19).98). В 1926 году исследователь Флоренс Гуденаф разработала тест рисования для измерения интеллекта детей, который называется «Тест рисования человека» (Malchiodi 1998). Ключом к интерпретации теста «Нарисуй человека» было то, что чем больше деталей ребенок включал в рисунок, тем умнее он был (Мальчиоди). Гуденаф и другие исследователи поняли, что тест имеет такое же отношение к личности, как и к интеллекту (Малькиоди). Несколько других оценок психиатрического искусства были созданы в 1940-х годах и с тех пор используются (Malchiodi 19).98). Несмотря на это, многие арт-терапевты воздерживаются от диагностического тестирования, и некоторые авторы (Hogan, 1997) ставят под сомнение правомерность интерпретационных предположений терапевтов. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных оценок арт-терапии:
Серия диагностических рисунков (DDS)
Серия диагностических рисунков — это арт-терапевтическая оценка ряда основных психических расстройств. (Мальчиоди 1998). DDS состоит из трех частей (Malchiodi 1998). В первой части пациента просят нарисовать любую картинку цветными мелками на листе бумаги размером 18×24 дюйма (Malchiodi 19).98). Затем просят нарисовать дерево во второй части. В последней части теста пациента просят показать, как он себя чувствует, используя линии, формы и цвета (Malchiodi 1998). Серии изображений интерпретируются на основе комбинации множества различных факторов, таких как использование цвета, степень смешивания и размещение изображений на бумаге.
Исследовательский инструмент для оценки мандал (MARI)
В ходе этой оценки человека просят выбрать карту из колоды с разными мандалами; узоры, заключенные в геометрическую фигуру, а затем должны выбрать цвет из набора цветных карточек (Малхиоди 1998). Затем человека просят нарисовать мандалу с карты, которую он выбрал, масляной пастелью выбранного им цвета (Malchiodi 1998). Затем художника просят объяснить, были ли какие-либо значения, опыт или связанная информация, связанная с нарисованной им мандалой (Malchiodi 1998). Этот тест основан на убеждениях Джоан Келлогг, которая видит повторяющуюся корреляцию между изображениями, узорами и формами в мандалах, которые рисуют люди, и личностями художников (Малькиоди 19).98). Этот тест оценивает и дает представление о психологическом прогрессе человека и его текущем психологическом состоянии (Malchiodi 1998).
Дом–Дерево–Человек (ДВП)
В ходе этой оценки пациента просят нарисовать дом, дерево и человека в нем (Malchiodi 1998). После того, как пациент закончил рисунок, терапевт задает такие вопросы, как: «Сколько лет человеку на вашем рисунке? Что он или она делает? Из чего сделан дом? Какая погода на этом рисунке?» (Малхиоди 1998). Это проективная оценка, и дом, дерево и человек на рисунке представляют различные аспекты художника и то, как художник относится к себе (Malchiodi 1998).
Сертификация и регистрация в области арт-терапии
Сертификация и регистрация Совета
В США арт-терапевты могут получить регистрацию (ATR) и сертификацию Совета (ATR-BC). Для получения дополнительной информации об этих полномочиях арт-терапевты в США должны связаться с Советом по сертификации арт-терапии (ATCB) на сайте www.atcb.org. Кодекс профессиональной практики, 17-страничный документ, обобщающий стандарты практики для профессиональных арт-терапевтов. Кодекс профессиональной практики ATCB состоит из пяти основных категорий; Общие этические принципы, независимый врач, право на получение полномочий, стандарты поведения и дисциплинарные процедуры (ATCB 2005).
Общие этические принципы
Одна из тем, затронутых в этом разделе, описывает ответственность арт-терапевта перед своими пациентами (ATCB 2005). Согласно ATCB, арт-терапевты должны стремиться к улучшению здоровья своих клиентов, уважать права клиентов и обеспечивать полезную услугу (2005 г. ). Они не могут никоим образом дискриминировать пациентов, никогда не бросать или пренебрегать пациентами, получающими терапию (2005). Арт-терапевт должен полностью объяснить своим пациентам, каковы будут их ожидания от пациентов в начале профессиональных отношений между ними (ATCB 2005). Арт-терапевты должны продолжать терапию с пациентом, только если клиент получает пользу от терапии (ATCB 2005). Это противоречит принципам, установленным ATCB для арт-терапевтов, чтобы иметь пациентов только по финансовым причинам (ATCB 2005).
Другая тема этого раздела посвящена компетентности и честности, которыми должен обладать арт-терапевт (ATCB 2005). ATCB утверждает, что арт-терапевт должен быть профессиональным и честным (2005). Арт-терапевт должен быть в курсе последних событий в арт-терапии. Предполагается, что они лечат только те случаи, в которых они квалифицированы, как установлено их подготовкой, образованием и опытом (ATCB 2005). Им не разрешается лечить пациентов, которые в настоящее время посещают другого терапевта, без разрешения другого терапевта (ATCB 2005). Арт-терапевт должен соблюдать конфиденциальность пациента (ATCB 2005).
Другие темы, затронутые в этом разделе, касаются других обязанностей арт-терапевтов. Эти обязанности включают «ответственность перед студентами и супервизорами, ответственность перед участниками исследования, ответственность перед профессией» (ATCB 2005). В этом разделе также устанавливаются правила, которым должны следовать арт-терапевты при заключении финансовых договоренностей и при выборе рекламы своих услуг (ATCB 2005).
Независимый практикующий врач
Независимый практикующий врач — это арт-терапевт, практикующий самостоятельно или ответственный за услуги, которые они предоставляют платным клиентам. В этом разделе рассматриваются полномочия независимых практиков.
Независимые практикующие врачи должны обеспечить безопасную и функциональную среду для проведения сеансов арт-терапии (ATCB 2005). Согласно ATCB, «это включает, но не ограничивается: надлежащую вентиляцию, достаточное освещение, доступ к водоснабжению, знание опасностей или токсичности художественных материалов и усилия, необходимые для защиты здоровья клиентов, места для хранения художественных проектов и охраняемые объекты». зоны для любых опасных материалов, контролируемое использование острых предметов, разрешение на неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность, а также соблюдение любых других требований по охране здоровья и безопасности в соответствии с государственными и федеральными агентствами, которые регулируют сопоставимые предприятия» (2005 г.).
Этот раздел также устанавливает стандарты, которым должны следовать независимые практикующие специалисты при работе с финансовыми соглашениями (ATCB 2005). По сути, в нем говорится, что арт-терапевт должен предоставить прямой контракт плательщику сеансов терапии (ATCB 2005). В нем также говорится, что арт-терапевт не должен обманывать плательщиков или эксплуатировать клиентов в финансовом отношении (ATCB 2005).
Последние темы этого раздела устанавливают стандарты для планирования обработки адресов и документации (ATCB 2005). Арт-терапевты должны предоставить план лечения, который помогает пациентам достичь или поддерживать наивысший уровень качества жизни и функционирования (ATCB 2005). Это включает в себя использование сильных сторон клиентов, чтобы помочь им достичь своих целей и удовлетворить свои потребности (ATCB 2005). Арт-терапевты также обязаны записывать и делать заметки, отражающие ход событий терапевтических сеансов (ATCB 2005). Согласно ATCB, нижеследующее является минимумом того, что должно быть задокументировано: «текущие цели любого плана лечения, вербальное содержание сеансов арт-терапии, относящееся к поведению и целям клиента, художественное выражение, имеющее отношение к поведению и целям клиента, изменения (или отсутствие изменений) в аффекте, мыслительном процессе и поведении, суицидальных или убийственных намерениях или мыслях» (2005 г.) и резюме «реакции клиентов на лечение и будущих рекомендаций по лечению» (2005 г.).
Право на получение сертификатов
В этом разделе Кодекса профессиональной практики ATCB описывается процесс, посредством которого студенты арт-терапии получают свои сертификаты. В нем обсуждаются стандарты приемлемости и описывается процесс подачи заявки. В нем также говорится, что сертификаты ATCB являются собственностью ATCB и что любой арт-терапевт, который теряет свой сертификат и все еще утверждает, что имеет полномочия ATCB, может быть наказан по закону. В нем также обсуждается процедура, которой следует следовать в случае обвинения в неправомерных действиях, связанных с арт-терапией. Наконец, в нем обсуждаются неправомерные действия, связанные с арт-терапией, за которые терапевты могут быть осуждены за уголовное преступление или другое уголовное преступление. Эти неправомерные действия включают изнасилование, сексуальное насилие, нападение, нанесение побоев, проституцию или продажу пациентам контролируемых веществ.
Стандарты поведения
В этом разделе Кодекса профессиональной практики ATCB подробно рассматриваются конфиденциальность, использование произведений искусства клиентов, профессиональные отношения и основания для дисциплинарных взысканий (ATCB 2005).
Арт-терапевтам разрешено раскрывать информацию о терапевтических сеансах клиентов. Это включает «все вербальные и/или художественные выражения, происходящие в отношениях клиент-терапевт» (ATCB 2005). Арт-терапевту разрешается раскрывать конфиденциальную информацию только в том случае, если у него есть явное письменное согласие пациента или если у терапевта есть основания полагать, что пациенту требуется немедленная помощь для устранения серьезной опасности для жизни пациента (ATCB 2005). Кроме того, терапевтам не разрешается публиковать или демонстрировать какие-либо работы пациентов без явного письменного согласия пациента (ATCB 2005).
В этом разделе рассматриваются стандарты профессиональных отношений между арт-терапевтами и клиентами. В рамках профессиональных отношений арт-терапевтам запрещено вступать в эксплуататорские отношения с нынешними и бывшими пациентами, студентами, стажерами, руководителями или коллегами (ATCB 2005). ATCB определяет эксплуататорские отношения как все, что связано с сексуальной близостью, романтикой, а также заимствованием или одалживанием денег (ATCB 2005). В профессиональных отношениях терапевты должны делать то, что, по их мнению, лучше всего отвечает интересам клиентов, не должны развивать профессиональные отношения ради собственной выгоды и не должны направлять своих пациентов в неправильном направлении (ATCB 2005).
Нарушение любого из стандартов, установленных в этом разделе, является основанием для дисциплинарного взыскания (ATCB 2005).
Дисциплинарные процедуры
Содержание, содержащееся в этом разделе Кодекса профессиональной практики ATCB, конкретно рассматривает в юридических и технических деталях все дисциплинарные процедуры за неправомерные действия в арт-терапии (2005). Основные темы, затронутые в этом разделе, охватывают: «подача заявлений, процедуры Дисциплинарных комитетов по слушанию, санкции, раскрытие информации, отказы, пересмотр права на участие и восстановление полномочий, сроки, предвзятость, предвзятость и беспристрастность» (ATCB 2005).
См. также
- танцевальная терапия
- драматическая терапия
- музыкальная терапия
- рисование терапия
- Inscape (поэзия, метафизика)
- Inscape (визуальное искусство) (связанное с Роберто Матта, сюрреализмом и психоанализом)
- процесс арт
- Психодрама
Дополнительная литература
- Мальчиоди, Кэти А.