Арт терапия занятие: Цикл занятий по теме «Арт- терапия в работе с тревожностью | План-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему:

10 упражнений из арт-терапии для совместного творчества | Семья

Арт-терапия — прекрасный психотерапевтический метод в работе с детьми разного возраста. Занятия творчеством позволяют ребёнку снять эмоциональное напряжение, избавиться от стресса и тревожности, справиться с различными страхами, нарушениями сна. Кроме того, взаимодействие детей с разными материалами способствуют сенсорному развитию, улучшению психоэмоционального состояния, снятию мышечного напряжения, развитию творческих и когнитивных способностей. Сплошная польза!

Многие полагают, будто заниматься арт-терапией можно только на приёме у специалиста. Конечно, этот вариант будет идеальным, поскольку в арсенале арт-терапевта огромное количество результативных приёмов и соответствующего инвентаря. Однако и в домашних условиях вместе с детьми можно выполнять эффективные арт-терапевтические упражнения. О них мы сейчас и расскажем.

Упражнение №1: Пальчиковое рисование

Пальчиковое рисование — самое доступное и универсальное арт-терапевтическое упражнение. Выполнять его можно и с младшими дошкольниками, и со школьниками.

Рисование пальцами отлично расслабляет ребёнка, помогает снять стресс, развивает сенсорику рук и креативность. Лучше предложить малышу самому выбрать цвет красок и довериться его чутью в выборе темы: импровизация? Узоры? Картина по мотивам прошедшего лета? Выбор за ребёнком. Вы можете договориться делать картину вместе, а можете наблюдать, как у сына или дочери получается творить самостоятельно.

Упражнение №2: Слепая лепка

Слепая лепка — это метод, позволяющий «высказать» мягкому податливому материалу всё, что накопилось в душе. Детям, которые ещё плохо умеют разбираться в своих чувствах и контролировать их, это упражнение очень понравится.

Использовать можно любой материал: классический или шариковый пластилин, глину, тесто и даже воск. Просто попросите ребёнка создать какую-нибудь фигурку с закрытыми глазами. 

В чем суть упражнения? У ребёнка перед глазами (хоть и закрытыми) будет стоять некий образ, который он хотел бы изобразить. Именно его чувственно он будет воплощать, не глядя на материал. Это сложно, зато в работу активно включается мелкая моторика, сенсорное восприятие и воображение.

Упражнение №3: Котелок хорошего настроения

Сварить хорошее настроение? Проще простого! Предложите ребёнку этот вариант снятия напряжения. Выберете любую ёмкость (например, кастрюлю, казан или сковороду-вок) и решите, из чего же вы можете сварить хорошее настроение. 

Дайте ребёнку простор для фантазии: может, для хорошего настроения нужен цветок герани? Три конфеты и апельсин? Любимая игрушка? Пять деталей от конструктора, рисунок с улыбкой, солнечный зайчик и радужный слайм? 

Придумайте рецепт вместе и реализуйте его. По окончании кулинарного мастер-класса задайте ребёнку вопрос: чего ещё не хватает в блюде? Какой ингредиент он считает самым важным? А какое блюдо получится, если убрать один из компонентов? Какое бы еще «зелье» ребёнок хотел сварить?

Упражнение №4: Сотри свой страх

Само задание изобразить страх мобилизует в ребёнке отвагу и смелость, ведь даже начать рисовать этот самый страх — дело нелёгкое. Ребёнок преодолевает психологический барьер, а потом проживает негативные эмоции через творческие действия. Таким образом, страхи значительно уменьшаются.

Выполнять упражнение рекомендуется на поле для песочной терапии. В домашних условиях им может стать любая поверхность с тонким слоем песка, манки или крупы. Попросите ребёнка, используя руки или другие приспособления, нарисовать свой страх, а потом вместе сотрите его движением руки или разными инструментами (к примеру, скребком для разрезания пластилина, щеткой). Можно придумать вместе сказку о том, как этот страх зародился на песке и как пришёл добрый волшебник и стёр его.

Упражнение №5: Рисование музыки

Визуализация музыки благоприятно влияет на эмоциональный фон ребёнка. Кроме того, это упражнение активно задействует детское воображение, концентрацию внимания и избавляет от повышенной тревожности.

Включите ребёнку приятную музыку и попросите его любыми инструментами (ручками, фломастерами, карандашами) нарисовать то, что он слышит. Это будет сложно, зато весьма увлекательно. Кстати, особенно эффективно будет создать целый ряд таких «музыкальных» картин, включая ребёнку разную музыку: классическую и современную, грустную и весёлую, медленную и быструю. И вы присоединяйтесь! Рисовать музыку очень увлекательно!

Упражнение №6: Комикс

Такое упражнение отлично снимает стресс и помогает ребенку иносказательно изложить свои мечты, желания, страхи и проблемы.

Сделайте вместе комикс – на одном большом ватмане или в виде книги. Пусть ребенок сам придумает сюжет, персонажей и развязку истории. Главное – позвольте ему использовать любой доступный инвентарь для оформления (краски, мелки, цветные ручки, карандаши и пр.).

Упражнение №7: Коллаж

Создание коллажа прекрасно развивает детские творческие способности, способствует выплеску негативных эмоций, активизирует воображение. С его помощью можно узнать, о чём думает ребёнок и что его волнует.

Арт-терапевтический коллаж представляет собой картину из вырезок, фотографий, стикеров и картинок, наклеенных на бумагу или текстиль в произвольном порядке.  

Если ребёнок маленький, родители могут выбрать материалы для коллажа самостоятельно (например, специально вырезать картинки с изображением грустных или счастливых людей). Школьнику уже можно принести ворох ненужных глянцевых журналов и предоставить всю работу делать самому. Выбирая те или иные изображения, делая подписи и свободно оформляя свой коллаж, ребёнок сможет выразить свои мысли, идеи. Ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс и не предлагайте ничего своего/ не критикуйте деятельность ребёнка. Это только его творчество, оценивать его не стоит.

Когда работа будет готова — поговорите о том, что она значит для её создателя. Вот несколько вопросов, которые можно задать:

  • Почему ты поставил своего любимого артиста в центре картины?
  • Что для тебя значат эти слова слева на ватмане?
  • Какие чувства ты переживала, когда создавала этот коллаж?
  • Как ты думаешь, каким люди тебя представляют, если смотрят на этот коллаж?
  • О чём вспоминала и думала, когда его делала?
  • Что для тебя было самым трудным/самым лёгким в работе?
  • С какими воспоминаниями для тебя связана эта картинка?
  • Если бы можно было бы добавить звук — какой бы он был?
  • Что бы ты ещё хотел рассказать мне про этот коллаж?
  • Как бы ты назвал свою работу?
  • Я заметила, ты долго искал картинку на вот это место — что оно для тебя обозначает?
  • Кому бы ты показала этот коллаж и почему? 

Упражнение №8: Кляксография

Отличное арт-терапевтическое упражнение на концентрацию внимания, развитие творческих способностей и умения анализировать.

Поделите лист бумаги пополам карандашом. На одной половине поставьте любую кляксу (красками или чернилами) и попросите ребёнка с другой стороны дорисовать по образу и подобию аналогичную кляксу любым удобным ему способом и любым цветом. По завершении упражнения обсудите, на что похожи кляксы на каждом листе. Практически рукодельный тест Роршаха!

Другой вариант этого упражнения — обсуждать с ребёнком каждую сделанную кляксу. На кого или что она похожа? Какое у неё настроение? Хотела ли она быть другого цвета? Какого и почему? Где она живёт, чем занимается, что любит? Кого клякса боится? Если бы она умела говорить — что бы она сказала? И так далее.

Упражнение №9: Эмоциональный автопортрет

Интересное упражнение, которое часто приводит к неожиданным результатам.

В домашних условиях ребёнку следует лечь на ватман или листы бумаги, выложенные в ряд, и попросить родителя обвести его туловище по контуру. В результате на бумаге останется просто силуэт — и его необходимо заполнить так, как ребёнок посчитает нужным.  

Возможно, он захочет раскрасить правую руку чёрным цветом, а левую — синим. Мизинец левой ноги — красным, а нос — зелёным. В районе головы он может наклеить разные цветные стикеры, а самому силуэту подрисовать кошачьи уши или павлиний хвост. А может быть, он принесёт из кухни сахар и рассыпет его в области живота.

Вариантов масса! Главное — предоставить полную свободу, благодаря которой ребёнок ощутит эмоциональную разрядку и сможет дать выход своим чувствам. По завершении с ребёнком тоже можно обсудить то, что получилось.

Упражнение №10: Продолжи сказку

Суть этого упражнения состоит в том, что родитель рассказывает небольшой сказочный фрагмент, а ребёнок его завершает. Интересно описывать в сказке персонажей, которые в чем-то соответствуют членам вашей семьи (род занятий, увлечения, возраст, пол и пр.). 

По ходу можно задавать ребёнку вопросы: «Как думаешь, что было дальше? Как считаешь, что придумал этот герой?» Задача рассказчика не просто придумать сказку, а видоизменить её в направлении, заданном ребёнком.

Такая сказкотерапия позволяет понаблюдать за невербальными реакциями ребёнка, узнать о детских переживаниях и стремлениях, символически решить проблему малыша с помощью выбора альтернативы или модели поведения.

Занятие 1 из программы коррекционно-развивающих занятий (арт-терапия): «Цветные эмоции»

  1. Главная
  2. Коррекционно-развивающие программы для дошкольников
  3. Снижение уровня тревожности и детских страхов у дошкольников
  4. Занятие 1 из программы коррекционно-развивающих занятий (арт-терапия): «Цветные эмоции»

Пояснительная записка к программе

Цель:

Диагностика особенностей эмоционального мира детей.

Создание положительной мотивации и заинтересованности детей на занятиях.

Снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: изображение королевы, карандаши, краски, кисточки, альбомные листы, пиктограммы, заготовки силуэта человека, нарисованный на листе (по количеству детей), цветные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый), карманчики для кружочков.

1. «Приветствие».

Дети становятся в круг. Здороваются по кругу, называя свое имя.

2. Упражнение «Цветные билетики».

Мы сегодня с вами отправимся в далекое путешествие, но для этого нам нужны билетики. Достаньте кружочек любого цвета, который вам понравился — это и будет ваш билет. Вставьте их в карманчики.

3. Упражнение «Паровозик».

Давайте сделаем паровоз и отправимся вместе в волшебную страну Цветных красок. Дети играют в игру. Наш паровозик разъединяется и дети садятся в круг. В нашей волшебной стране живет королева (психолог показывает ее).

4. Упражнение «Любимые игрушки».

Давайте расскажем ей о своих любимых игрушках. Дети по кругу рассказывают о своих любимых игрушках.

Королева рассказывает о правилах и том, что они будут делать на занятиях: «Во время наших встреч мы будем много рисовать, но я не буду учить вас, как в детском саду воспитатель, а дам возможность рисовать по собственному желанию, выбирать те цвета, которыми хочется рисовать.

Просто будьте самим собой.

На занятии нельзя:

— критиковать друг друга;

class=»eliadunit»>

— перебивать друг друга;

— драться, толкаться, ругаться;

На занятии можно:

— внимательно слушать товарищей

— помогать друг другу;

— фантазировать и творить;

— говорить только хорошие слова, дружить.

5. Упражнение «Солнечные лучи».

Каждый из нас — это солнышко, от которого отходят лучи. Ваша задача нарисовать от центра листа к краю лучи цветными карандашами. Затем среди многих пиктограмм надо выбрать то лицо, которое отражает ваше настроение. Пиктограммы наклеивают на лучи.

6. Упражнение «Солнечный зайчик».

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носике, на рту, на щечках, на подбородке, гладь аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, живот, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его там. Он не озорник и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

7. Рисунок «Портрет».

Каким бывает настроение у человека? (Дети отвечают). Каждый из нас попробует разрисовать силуэт человека такими красками, которыми можно передать ваше настроение. Готовые силуэты уже есть, берите кисточки и начинайте рисовать».

8. Обратная связь.

— Что понравилось на занятии, а что нет?

Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за работу и приглашает на следующее занятие.

9. Прощание.

Психолог благодарит за активность, желает удачной недели, напоминает о следующей встрече.

Мы в соцсетях

Популярные материалы

  • Главная
  • Открытое занятие психолога (сказкотерапия) в старшей группе: «Развитие базовых эмоций и воли»
  • Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе: «Сказочное путешествие»
  • Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»
  • Программа развития интеллекта детей 6-7 лет

Бюро трудовой статистики США

Элка Торпи | Апрель 2015 г.

В старшей школе искусство помогло Радже Аосси справиться с потерей члена семьи. Теперь она помогает другим использовать исцеляющую силу искусства.

Раджа — арт-терапевт. Она разрабатывает и руководит художественными мероприятиями, направленными на улучшение самочувствия учащихся с особыми потребностями.

Что они делают

Арт-терапевты работают в разных условиях с разными типами клиентов. Некоторые, как Раджа, находятся в школах, где работают с учениками всех возрастов и встречаются с ними в группах или один на один. Многие другие работают в медицинских учреждениях, таких как общественные клиники и психиатрические больницы, где они могут помочь людям с физическими или психическими заболеваниями. Третьи имеют свою собственную практику, обслуживая клиентов с различными потребностями.

Но независимо от того, где они работают или кто их клиенты, арт-терапевты используют в своей работе искусство и психологию.

Арт. У каждого клиента свои потребности, но Раджа говорит, что для некоторых процесс создания может быть ценным сам по себе. «Неотъемлемый акт создания искусства, вовлечение вашего тела в то, что вы делаете, приносит пользу», — говорит она. Например, люди, у которых есть проблемы с концентрацией внимания, могут стать более заземленными при работе с глиной. Использование красок, напротив, может помочь людям высвободить эмоции.

Арт-терапевты разрабатывают проекты, используя свое понимание того, как художественные средства и техники могут влиять на людей. Например, Раджа может попросить учеников создать изображение, показывающее части их прошлого, которые они хотели бы оставить позади. Затем она может попросить их создать образ, изображающий их будущее и демонстрирующий положительные элементы, на которые они надеются опираться. «Это помогает им подумать о том, что они хотят изменить в себе, кем они хотят быть», — говорит она.

Психология . Знание психологии позволяет арт-терапевту помочь клиентам понять себя и работать над достижением конкретных целей. Арт-терапевт вовлекает клиентов в размышления об искусстве, которое они создали. «Речь идет об изучении того, что они пытаются обработать, но не могут передать устно», — говорит Раджа. «Иногда они не готовы говорить, но просто присутствие человека помогает».

Когда клиенты готовы обработать свои мысли, арт-терапевт может обсудить способы помочь им справиться с тем, с чем они сталкиваются. Например, арт-терапевт может работать с клиентами над развитием навыков совладания или стратегий изменения поведения.

Другие задачи . Арт-терапевты также проводят оценку, составляют планы лечения и сводные отчеты, а также обсуждают прогресс клиента с коллегами. И они не отстают в исследованиях и методах, помимо других обязанностей.

Арт-терапевты, имеющие собственную практику, обычно имеют дополнительные обязанности, такие как выставление счетов клиентам и продвижение своего бизнеса.

Награды и вызовы

Арт-терапия дает много наград. Возможно, больше всего арт-терапевты получают удовлетворение, когда видят положительный эффект, который их работа оказывает на других.

Но работать с людьми не всегда легко, и арт-терапевты должны работать с клиентами, которые уже сталкиваются с трудностями. Например, некоторые клиенты могут проявлять агрессию по отношению к другим, что может привести к опасным ситуациям.

Арт-терапевты часто подходят к сложным аспектам своей работы так же, как и предлагают клиентам: через творческое самовыражение. «Личное искусство помогает мне понять, что происходит или что я чувствую», — говорит Раджа.

Требования

Чтобы стать арт-терапевтом, вы должны проявлять творческий подход и стремиться помогать другим. Вам также потребуются отличные навыки слушания и общения, терпение и интерес к человеческому поведению.

Подготовьтесь к карьере арт-терапевта, прочувствовав работу. Например, вы можете добровольно работать с населением в условиях, которые обычно обслуживают арт-терапевты, например, с онкологическими больными в больнице. Если профессия вам нравится, вам сначала нужно получить степень бакалавра; возможные специальности включают студийное искусство и психологию. Затем вам понадобится степень магистра арт-терапии, которая также может включать курсовую работу по консультированию.

Большинство аккредитованных программ арт-терапии в колледжах и университетах требуют, чтобы кандидаты представили портфолио художественных работ и стенограмму курсов по студийному искусству и психологии. Программы магистратуры обычно включают практику, которая включает в себя наблюдение и практику для получения кредита за курс. Вам также необходимо пройти стажировку, в ходе которой вы получите опыт работы с клиентами или пациентами под наблюдением.

Лицензирование зависит от штата. В некоторых штатах эти работники получают лицензию арт-терапевтов. Другие штаты разрешают людям работать арт-терапевтами, если они имеют лицензию в другой области, например, в сфере профессионального консультирования. Профессиональные полномочия, включая регистрацию и сертификацию, можно получить в Совете по сертификации арт-терапии.

Работа и зарплата

Бюро трудовой статистики (BLS) не собирает данные об арт-терапевтах. Вместо этого оценки BLS включают эту профессию среди «терапевтов и всех остальных», из которых 11 770 человек работали в мае 2014 года со средней годовой заработной платой в размере 55 900 долларов США. Американская ассоциация арт-терапевтов насчитывает около 5000 членов в Соединенных Штатах, и ее опрос 2013 года показал, что большинство из этих арт-терапевтов имеют годовой оклад от 30 000 до 80 000 долларов.

Хотя, по оценкам ассоциации, число этих работников увеличивается, в должностях может не быть должности арт-терапевта. «Если вы ищете только работу по арт-терапии, вы можете не найти слишком много», — говорит Раджа. «Но если вы ищете работу в сообществе, где вы могли бы применить то, что вы узнали, что для меня означало рассмотрение позиции лицензированного профессионального консультанта, есть гораздо больше вариантов».

И, как говорит Раджа, как бы она ни называлась, эта работа вознаграждается. «Мне нравятся отношения, которые я строю со студентами, и мне нравится видеть их волнение», — говорит она. «Это волнение, которое они испытывают, заставляет меня хотеть идти на работу каждый день».

Элка Торпи — экономист Управления профессиональной статистики и прогнозов занятости BLS. С ней можно связаться по адресу [email protected]

Рекомендуемая ссылка:

Элька Торпей, «Арт-терапевт», Перспективы карьеры, Бюро трудовой статистики США, апрель 2015 г.

Арт-терапевт | www.explorehealthcareers.org

Средняя зарплата 30 000 – 80 000 долларов

Высшее образование 6

Перспективы работы Превосходно

Арт-терапия — признанная профессия в области психического здоровья, использующая творческий процесс создания произведений искусства для улучшения и улучшения физического, умственного и эмоционального благополучия людей всех возрастов.

Он основан на вере в то, что творческий процесс, связанный с художественным самовыражением, помогает людям разрешать конфликты и проблемы, развивать навыки межличностного общения, управлять поведением, снижать стресс, повышать самооценку и самосознание и достигать понимания.

Арт-терапия объединяет области человеческого развития, изобразительного искусства и творческого процесса с моделями консультирования и психотерапии. Арт-терапия используется с детьми, подростками, взрослыми, пожилыми людьми, группами и семьями для оценки и лечения:

  • Тревога, депрессия и другие психические/эмоциональные проблемы
  • Психическое заболевание
  • Злоупотребление психоактивными веществами и другие зависимости
  • Вопросы семьи и отношений
  • Жестокое обращение и насилие в семье
  • Социальные/эмоциональные трудности, связанные с инвалидностью или болезнью
  • Личная травма, посттравматическое стрессовое расстройство и потеря
  • Физические, когнитивные и неврологические проблемы
  • Психосоциальные трудности, связанные с медицинским заболеванием

Некоторые арт-терапевты работают в составе медицинской бригады, в которую входят врачи, психологи, медсестры, консультанты по психическому здоровью, семейные и семейные терапевты, консультанты по реабилитации, социальные работники и учителя. Вместе они определяют и реализуют терапевтические цели и задачи клиента. Другие арт-терапевты работают независимо и ведут частную практику с детьми, подростками, взрослыми, группами и/или семьями.

Если вы рассматриваете эту карьеру, имейте в виду, что арт-терапевту необходимы определенные личные качества, такие как чувствительность, эмпатия, эмоциональная стабильность, терпение, навыки межличностного общения, понимание человеческого поведения и понимание художественных медиа. Арт-терапевт должен быть внимательным слушателем и проницательным наблюдателем. Гибкость и чувство юмора также бесценны.

Условия работы | Академические требования | Ресурсы

Условия работы

Арт-терапевты работают в самых разных условиях, включая:

  • Больницы и клиники, как медицинские, так и психиатрические
  • Амбулаторные психиатрические учреждения и дневные лечебные учреждения
  • Стационарные лечебные центры
  • Домики на полпути
  • Домашнее насилие и приюты для бездомных
  • Общественные организации и некоммерческие организации
  • Крытые мастерские
  • Школы, колледжи и университеты
  • Исправительные учреждения
  • Учреждения по уходу за престарелыми
  • Художественные студии
  • Частная практика

Диапазон заработной платы и перспективы

Согласно опросу, проведенному Американской медицинской ассоциацией в 2009 году, зарплаты арт-терапевтов сильно различаются. Зарплата для тех, кто только начинает свою карьеру, обычно составляет от 30 000 до 40 000 долларов, в то время как те, у кого есть опыт, могут получать зарплату более 100 000 долларов. Имейте в виду, что заработная плата будет значительно различаться в зависимости от опыта, местоположения и типа практики.

Академические требования

Арт-терапевты должны иметь степень магистра в области арт-терапии или консультирования или в смежной области с акцентом на арт-терапию, и должны пройти обязательный основной учебный план, как указано в образовательных стандартах Американской ассоциации арт-терапии (AATA).

Одобренные AATA программы арт-терапии обычно состоят из 48–60 семестровых кредитов (или примерно от 18 месяцев до 2 лет очного обучения). Типовой учебный план включает:

  • История и теория арт-терапии
  • Методы или практика арт-терапии
  • Применение арт-терапии к людям в различных условиях лечения
  • Понимание методов и навыков групповой арт-терапии и консультирования
  • Этические и правовые вопросы арт-терапевтической практики
  • Оценка арт-терапии
  • Стандарты практики арт-терапии
  • Культурное и социальное разнообразие
  • Диссертация или завершающий проект

Кроме того, каждый студент, изучающий арт-терапию, должен пройти практику или интернатуру, включающую не менее 700 часов арт-терапевтической практики под наблюдением, по крайней мере половина из которых должна быть посвящена работе непосредственно с пациентами в индивидуальном, групповом или семейном форматах.

Добавить комментарий